Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / TAX POLICY / TAX BURDEN / TAX REFORM / TAX ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Евгения Васильевна

В статье рассмотрены существующие подходы к понятию «налоговая политика», представлены итоги реализации и основные направления современной налоговой политики России в условиях глобальных вызовов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX POLICY REFORMING OF THE RUSSIAN FEDERATION IN CONTEXT OF GLOBAL CHALLENGES

In the article existing approaches to the definition of «tax policies» are considers, the results of implementation and main directions of modern tax policy of Russia in conditions of global challenges are presented.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ»

УДК 336.2.025(470)

Воронина Е. В.

Voronina Е. V.

РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ

TAX POLICY REFORMING OF THE RUSSIAN FEDERATION IN CONTEXT OF GLOBAL CHALLENGES

В статье рассмотрены существующие подходы к понятию «налоговая политика», представлены итоги реализации и основные направления современной налоговой политики России в условиях глобальных вызовов.

In the article existing approaches to the definition of «tax policies» are considers, the results of implementation and main directions of modern tax policy of Russia in conditions of global challenges are presented.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговая нагрузка, налоговый маневр, налоговое администрирование.

Keywords: tax policy, tax burden, tax reform, tax administration.

Налоговая политика государства, выступая частью финансовой политики, представляет собой совокупность мероприятий финансово-экономического и правового характера по формированию налоговой системы страны, направленных на гармонизацию экономических интересов государства и налогоплательщиков в целях эффективного перераспределения финансовых ресурсов централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

В целом экономисты достаточно единодушны в решении вопроса о наполнении понятия «налоговая политика». Основные подходы к определению понятия «налоговая политика» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Определения понятия «налоговая политика»

Автор (ы) Определение: «Налоговая политика - это...»

В. Г. Пансков ... совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов [17, с. 50].

И. А. Майбуров ... составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества [8, с. 72].

Д. Г. Черник . составная часть экономической политики государства, направленной на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации [19, с. 55].

А. Г. Грязнова, С. Ф. Викулов ... система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть финансовой политики [6, с. 605].

М. В. Романовский, О. В. Врублевская ... комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей [10, с. 79].

Каждый этап развития экономики государства характеризуется особым набором мер (мероприятий), проводимых в рамках налоговой политики, в связи с чем, при изменении экономической ситуации внутри страны или вне ее, требуется редактирование основных положений, составляющих государственную налоговую политику.

Поскольку налоги - это основной источник финансовых ресурсов любого государства, то главный вопрос содержания налоговой политики в условиях финансовых кризисов: за счет каких источников обеспечить наполнение централизованных фондов денежных средств, при этом не отказываясь от принятых социальных обязательств. Особенно актуальным этот вопрос представляется на сегодняшний день, в условиях неблагоприятной ценовой конъюнктуры на рынках нефти и нефтепродуктов, ситуации на валютном рынке, внешнеэкономической напряженности.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации - это документ, который готовится ежегодно и должен получить одобрение Правительства с целью составления проектов бюджетов бюджетной системы на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.

Как показывает анализ «Основных направлений...» за ряд лет, предлагаемые на текущий год налоговые инструменты существенно отличаются от запланированных ранее. Так, например, всего несколькими годами ранее предлагалось повысить основную ставку налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 18 до 20 %, ввести региональный налог с продаж, повысить ставку налога на доходы физических лиц с 13 до 15 %, и т. д. Ни одно из этих предложений, по сути, не нашло места в современной налоговой политике России [15].

Приоритетом налоговой политики Российской Федерации на 2016 г. и на плановый период 2017-2018 гг., как и в предыдущие годы, является недопущение увеличения налоговой нагрузки на экономику, что обеспечит стабильность налоговой системы и повысит ее привлекательность для инвесторов [15]. Достижение указанной цели планируется осуществить следующими группами мер:

1. Налоговое стимулирование инвестиций.

2. Проведение антикризисных налоговых мер.

3. Повышение эффективности системы налогового администрирования.

На первый взгляд, совокупность предлагаемых к реализации Правительством РФ мероприятий не претерпела существенных изменений, однако, особенностью налоговой политики Российской Федерации на 2016 г. и плановый период 2017-2018 гг. является необходимость отвечать современным глобальным вызовам, к которым относятся, в первую очередь, введенные антироссийские санкции и низкие цены на нефть [15].

В числе прочих глобальных внешних вызовов, которые стали причиной активного использования налогоплательщиками законных и полузаконных способов минимизации своих налоговых обязательств путем использования различных инструментов международного налогообложения, в основных направлениях налоговой политики отмечены: развитие новых финансовых технологий, мобильность капитала и рабочей силы, конкуренция налоговых режимов (см. рис. 1).

Совокупность отмеченных глобальных вызовов приводит к сохранению неустойчивого состояния в мире из-за наличия разнообразных точек напряжения, локальных, региональных и иных кризисов [9, с. 5]. При этом «геополитика и санкции сами являются результатом действия более общих и фундаментальных причин - глубокой трансформации системы миропорядка» [9, с. 5]. Исходя из этого, по мнению автора работы [9], и мы с ним полностью солидарны в этом утверждении, цель современного этапа развития России - войти в группу стран с наиболее высоким уровнем благосостояния, присутствие в которой определяется размером ВВП на душу населения и связанным с этим уровнем эффективности экономики, показателем чего является, прежде всего, производительность труда [9, с. 6]. Налоговым механизмам в достижении этой цели отводится далеко не последняя роль.

Современные глобальные вызовы:

► антироссийские санкции

► низкие цены на нефть

► ухудшение торгово-

► развитие новых

► мобильность капитала и рабочей силы

финансовых технологий

экономических отношений с Западом и Украиной

► конкуренция налоговых режимов

Последствия: ^активное использование плательщиками способов минимизации налоговых обязательств ^ неопределенный прогноз развития внешней торговли

Рис. 1. Состав современных глобальных вызовов и их последствия

В связи с тем, что Российская Федерация относится к категории стран, налоговые доходы которых в большой степени зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, для бюджетной системы указанные внешние вызовы вызвали необходимость первоочередного учета принципа эффективности использования бюджетных средств, т. е. необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) [1, ст. 34].

Отметим, что в аналитических целях в документе [15] при расчете налоговых доходов бюджетной системы учитывается не только сумма поступлений налогов и сборов, но и сумма таможенных пошлин и сумма страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование. С нашей точки зрения, это представляется вполне логичным, так как все указанные доходы выступают источниками формирования централизованных фондов денежных средств, но не совсем верно с точки зрения терминологии: в Бюджетном кодексе РФ указано прямо, что к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним [1, ст. 41].

Итак, динамика налоговых доходов и обязательных платежей бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2008-2014 гг., приведенная к объему ВВП, демонстрирует их снижение по сравнению с 2008 г. (с 39,17 % в 2008 г. до 34,42 % в 2014 г.), но положительную динамику относительно 2013 г. (с 34,11 % в 2013 г. до 34,42 % в 2014 г.) [15]. По целому ряду доходообразующих платежей в 2014-2015 гг. наблюдается прирост: по налогу на прибыль организаций, НДС, по таможенным пошлинам, по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ).

За январь-февраль 2016 г. значительный прирост поступлений демонстрируют налог на прибыль организаций (на 36,7 %), акцизы (на 18,8 %), НДС (на 12,2 %), однако, по НДПИ наблюдается снижение - почти на 20 % [11].

В структуре налоговых доходов и платежей бюджета расширенного правительства традиционно в последние годы преобладают, составляя около 4-8 % ВВП (в порядке убывания долей): таможенные пошлины, единый социальный налог и страховые взносы, НДС, НДПИ.

Основным источником формирования доходов бюджетной системы продолжает оставаться нефтегазовый сектор, налогообложение которого составляет в среднем около трети от общей величины налоговых изъятий (табл. 2). К нефтегазовым доходам, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, относятся НДПИ и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты) [1, ст. 96.6].

Таблица 2

Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов

в 2008-2014 гг. (% к ВВП)

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, в том числе: 11,17 8,19 8,64 10,75 11,16 10,66 11,11

НДПИ на нефть 3,81 2,41 2,74 3,30 3,43 3,31 3,45

НДПИ на газ 0,24 0,21 0,20 0,25 0,43 0,49 0,52

Акцизы на нефтепродукты 0,34 0,38 0,37 0,51 0,59 0,63 0,54

Вывозные таможенные пошлины на нефть 4,32 3,10 3,61 4,17 4,00 3,53 3,67

Вывозные таможенные пошлины на газ 1,19 1,12 0,42 0,69 0,70 0,72 0,68

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты 1,27 0,98 1,30 1,67 1,82 1,82 2,09

Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти) 0,00 0,00 0,00 0,16 0,19 0,16 0,15

Примечание: составлено автором на основе источника [15].

По оценке автора, проведенной на основе источников [2 ; 16], по итогам 2015 г. доходы от налогообложения добычи нефти и природного газа составят (в % ВВП): по НДПИ - 3,8 %, акцизам - 0,5 %.

Таким образом, в достижении главной цели современной налоговой политики - недопущении увеличения налоговой нагрузки - нефтегазовая отрасль играет первостепенную роль. Налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор - показатель, рассчитываемый как отношение всех налоговых, таможенных платежей и страховых взносов (ЕСН), уплаченных организациями, осуществляющими деятельность в области добычи сырой нефти и природного газа, и предоставление услуг в этих областях, к ВВП [15].

В связи со значительной ролью отрасли в формировании доходной базы бюджетной системы, налогообложение нефтяного сектора подвергается существенным изменениям. Реализация реформы налогового и таможенно-тарифного регулирования в нефтяной отрасли, получившая название «налоговый маневр», проводится в России, начиная с 2013 г. (подробнее о содержании проводимых реформ см. работу [4]). Этот четвертый нефтяной налоговый маневр 2014 г. в истории налогообложения нефтяного сектора состоял в:

- снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 59 % в 2014 г. до 30 % в 2017 г. при одновременном увеличении базовой ставки НДПИ на нефть с 493 руб. за тонну в 2014 г. до 919 руб. в 2017 г.;

- увеличении ставки экспортных пошлин на нефтепродукты;

- снижении ставки акцизов на моторные топлива.

Предварительный анализ последствий реализации «налогового маневра», сделанный по итогам I квартала 2015 г., показывает, что его последствия отличаются от тех ожиданий, которые формировались в условиях иного уровня цен на нефть и курсов иностранных валют к рублю, однако проведение маневра не привело к негативным последствиям для секторов нефтедобычи и нефтепереработки и не повлекло за собой дополнительных бюджетных потерь [15]. Более того, принятые решения в условиях падения цен и роста курса иностранных валют к рублю позволили сдержать рост цен на моторное топливо в начале года.

По оценке, приведенной в документе [15], в течение прошедших месяцев 2015 г. денежный поток и EBITDA интегрированных нефтяных компаний, исчисленные в рублях, превышали соответствующие величины, которые прогнозировались при разработке и принятии решений «налогового маневра» (то есть при цене нефти 100 долларов за баррель и курсе

* Прим.: Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization - аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов и начисленной амортизации.

38 руб. за доллар), примерно на 10 %. При этом доходы федерального бюджета от налогов на нефтяной сектор (также исчисляемые в рублях) уменьшились за первый квартал 2015 г. в среднем на 28 % по сравнению с плановыми, рассчитанными при цене нефти 100 долларов за баррель.

Таким образом, вопрос целесообразности и эффективности «налогового маневра» остается открытым. В то же время, налоговая политика РФ предусматривает целый ряд льгот и преференций для организаций нефтегазовой отрасли, направленных на стимулирование их инвестиционной активности.

Выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные применением налоговых льгот и иных инструментов (преференций), установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах носят название налоговых расходов [7]. По сути, анализ налоговых расходов - это количественный анализ всех ранее принятых решений в области налоговой политики в области предоставления налоговых льгот и преференций.

Соответствующие налоговые расходы бюджета, связанные с предоставлением льгот и преференций организациям нефтегазовой отрасли, в 2013 году составили:

- 0,17 % ВВП (112,0 млрд руб.) - за счет применения при расчете налога на добычу полезных ископаемых налоговой ставки 0 % по нефти, добытой на «новых» месторождениях в Республике Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярском крае;

- 0,28 % ВВП (185,8 млрд руб.) - за счет применения при расчете налога на добычу полезных ископаемых понижающих коэффициентов [15].

Согласимся с мнением автора работы [5, с. 140], что в условиях резкого снижения курса рубля при существенном снижении стоимости нефти следует пересчитать ожидаемые бюджетные поступления и налоговую нагрузку компаний за счет корректировки таможенной пошлины и НДПИ, так как представляется сомнительным, что «налоговый маневр» простимулирует активизацию разработки новых месторождений и более эффективное использование действующих.

Итак, рассмотрим содержание основных направлений налоговой политики России на текущий год и плановый двухлетний период.

В числе основных антикризисных мер в области налоговой политики следует выделить:

- предоставление возможности физическим лицам добровольного декларирования счетов и вкладов в банках без привлечения к уголовной, административной, налоговой ответственности в части нарушений налогового, валютного и таможенного законодательства;

- расширение прав субъектов Российской Федерации в целях экономического развития территорий: предоставление налоговых льгот «гринфилдам» - вновь создаваемым предприятиям промышленности в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат; снижение до 10 % ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения (в настоящее время - до 13,5 % [12, ст. 284]);

- налоговое стимулирование развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы, в том числе расширение сферы применения патентной системы налогообложения, право применять «налоговые каникулы» по УСН и ПСН, снижение ставок УСН и ЕНВД (при соблюдении определенных условий);

- введение патента для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников без получения статуса индивидуального предпринимателя, а также уплата обязательных платежей этой категорией плательщиков по принципу «одного окна»;

- повышение порога выручки, которая позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль организаций только по итогам квартала, в 1,2-1,5 раза (в настоящее время составляет один миллион рублей в месяц либо три миллиона рублей в квартал [12, ст. 287]).

Следующее направление налоговой политики - это совершенствование налогового администрирования. К 2016 г., в соответствии с дорожной картой «Совершенствование налого-

вого администрирования», в законодательство о налогах и сборах уже внесены ряд изменений, направленных на совершенствование налогового администрирования:

1) введен институт налогового мониторинга - предварительного налогового разъяснения, что повысит прогнозируемость налоговых платежей, позволит своевременно выявлять пробелы и коллизии в законодательстве о налогах и сборах, сокращать затраты на проведение налоговых проверок, судебные издержки в связи с сокращением налоговых споров, обеспечивать повышение уровня правовой культуры налогоплательщиков;

2) введено понятие «личный кабинет налогоплательщика», урегулированы положения, связанные с его использованием как самими налогоплательщиками, так и налоговыми органами;

3) предусмотрено право покупателя, получившего счет-фактуру от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до срока представления налоговой декларации за налоговый период, принять к вычету сумму НДС в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в том налоговом периоде, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет;

4) предусмотрено исключение из доходов при исчислении единого сельскохозяйственного налога и единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения сумм НДС, уплаченных в бюджет при выставлении счетов-фактур с НДС, а также невключение в расходы уплаченных в указанных случаях сумм НДС;

5) исключено существующее ограничение на применение упрощенной системы налогообложения для организаций, имеющих представительства;

6) в области налогового администрирования НДФЛ предусмотрено:

- установление обязанности налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ;

- установление ответственности налоговых агентов за непредставление и несвоевременное представление в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ, а также представление недостоверных расчетов и недостоверных сведений о доходах физических лиц;

- предоставление права налоговым органам на приостановление операций налогового агента по счетам в банке в случае непредставления налоговым агентом указанного расчета.

7) иные меры [14].

Совокупность реализованных мероприятий следует оценить положительно. По оценке, приведенной в источнике [7], за первое полугодие 2015 г. эффективность взыскания задолженности за счет применения мер принудительного взыскания составила 69,6 % (сумма урегулированной задолженности - 1,4 трлн руб.), что является самым высоким значением за все время. Поступления от применения мер принудительного взыскания выросли за период с 01.07.2014 г. по 01.07.2015 г. на 135 млрд руб., сумма задолженности, урегулированной путем зачета, увеличилась на 13,4 млрд руб. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года [7].

В числе основных мер, направленных на совершенствование налогового администрирования в текущем году и плановом периоде, следует отметить:

- введение института предварительного налогового разъяснения (контроля) с целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, что поможет снизить налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности, предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом;

- оптимизация перечня информации, не относящейся к налоговой тайне, в части таких показателей налогоплательщиков-организаций, как информация о представленной отчетности, показатели налоговой отчетности, средней численности персонала, средней заработной плате, сумме уплаченных налогов и т. д.;

- борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения, что включает автоматический обмен информацией по финансовым операциям для налоговых целей с иностранными юрисдикциями;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков с целью обеспечения его прозрачности и сокращения возможностей для злоупотреблений;

- ужесточение мер противодействия злоупотреблениям нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов и др.

Налоговые аспекты улучшения инвестиционного климата направлены на:

- расширение электронного документооборота между участниками налоговых правоотношений, сокращение времени и материальных затрат на подготовку и представление налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы, повышение эффективности налогового администрирования и налогового контроля;

- снижение рисков налогоплательщиков за счет введения механизма, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков при одновременном сохранении добровольности института налогового консультирования [14].

В заключение отметим, что недостаток финансовых ресурсов государства и субъектов хозяйствования в условиях финансового кризиса, при условии четырехлетнего моратория на увеличение налогового бремени на налогоплательщиков, на первый план поставил вопрос повышения эффективности системы налогового администрирования, совершенствовании его механизмов и инструментов взыскания задолженности. Дополнительно к этому, поставлен вопрос о совершенствовании регулирования и администрирования прочих обязательных платежей, которые формально не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах, но в силу своей обязательности формируют значительную часть совокупной налоговой нагрузки на бизнес. Речь идет о таможенных пошлинах и страховых взносах в государственные внебюджетные фонды.

Таможенно-тарифная политика Российской Федерации в период 2016-2018 гг. будет проводиться в условиях замедления экономического роста и сохраняющихся рисков ухудшения финансово-экономического положения российских производителей [18].

Нестабильная внешнеполитическая ситуация и значительное ухудшение торгово-экономических отношений с Западом и Украиной в 2014-2015 гг. в связи с проведением санкционной политики в отношении Российской Федерации делают прогноз развития торговли неопределенным, что также создает риски для объединенного рынка Евразийского экономического союза. В этих условиях таможенно-тарифная политика направлена на поддержку конкурентоспособности производителей, стимулирование инвестиционных процессов в экономике, в том числе привлечение прямых иностранных инвестиций, способствовать сдерживанию роста внутренних цен, обеспечивать фискальную функцию для бюджета, сокращать прямые и косвенные издержки операторов внешнеэкономической деятельности [18].

Первым шагом на пути создания единой системы администрирования обязательных платежей стали Указы Президента от 15.01.2016 г. № 12, 13 [3 ; 13], которыми установлена новая структура Министерства финансов РФ - в ведение органу переданы Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, и дано поручение Правительству РФ до 1 мая 2016 г. внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, предусматривающих возложение на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти функций по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Таким образом, в условиях глобальных экономических вызовов ресурсом для роста бюджетных поступлений станет создание единой системы администрирования обязательных платежей - налоговых, таможенно-тарифных, страховых взносов.

Достижение гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков (плательщиков обязательных платежей) возможно исключительно на основе поиска новых внутренних инструментов и механизмов повышения эффективности формирования налогово-бюджетной системы, которые позволят достичь пресловутого оптимума между доходами бюджетов бюджетной системы и налоговой нагрузкой на плательщиков.

Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 23.05.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. Валовой внутренний продукт (в текущих ценах) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab1.htm (дата обращения: 23.01.2016).

3. Вопросы Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

4. Воронина Е. В., Уткина О. В. Реформирование налогообложения нефтегазодобывающих организаций и его влияние на доходы бюджетной системы Российской Федерации // Северный регион: наука, образование, культура. 2015. № 2 (32) Т. 1. С. 39-45.

5. Гринкевич Л. С. «Налоговый маневр», деофшоризация экономики и другие направления современной налоговой политики России // Вестник Томского гос. ун-та. Экономика. 2015. № 1 (29). С. 138-150.

6. Грязнова А. Г., Викулов С. Ф. Финансово-кредитный энциклопедический словарь /. М. : Финансы и статистика, 2002. 1168 с.

7. Зобова Е. П. Налоговая политика до 2018 года: совершенствование налогового администрирования [Электронный ресурс] // Налоговая проверка. 2015. № 6. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Майбуров И. А. и др. Налоги и налогообложение : учебник для вузов / под ред. И. А. Май-бурова. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 591 с.

9. Медведев Д. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. 2015. № 10. С. 5-29.

10. Налоги и налогообложение : учебник / под ред. М. В. Романовский, О. В. Врублев-ская. СПб. : Питер, 2006. 495 с.

11. Налоговая аналитика [Электронный ресурс]. URL: http://analytic.nalog.ru/portal/index. ru-RU.htm (дата обращения: 23.01.2016).

12. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : фе-дер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 05.04.2016). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 15.01.2016 № 13. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование налогового администрирования» [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р (в ред. от 03.12.2014). Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

15. Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Отчет по форме 1-НОМ по состоянию на 01.01.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/5768677/ (дата обращения: 23.01.2016).

17. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации : учебник. М. : Финансы и статистика, 2014. 496 с.

18. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс] : разработан Минэкономразвития России. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Налоги и налогообложение : учебник / Д. Г. Черник [и др.]. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Инфра-М, 2003. 328 с.

Статья поступила в редакцию 06.02.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.