Научная статья на тему 'НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДО 2021 ГОДА'

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДО 2021 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
874
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ДЕОФШОРИЗАЦИЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / СТАВКИ НАЛОГОВ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / TAX POLICY / DEOFFSHORIZATION / TAXATION / TAX SYSTEM / TAX RATES / TAX BENEFITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев Р.В., Дмитренко К.А.

В статье проведено исследование формирования налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу до 2021 года. Проведен анализ действующих официальных документов Министерства Финансов Российской Федерации, определены приоритетные направления и задачи, которые на государственном уровне утверждены в области осуществляемой бюджетной и налоговой политики. Особый аспект исследования касается процесса деофшоризационной политики, поскольку наиболее существенные проводимые Россией в системе налогообложения в настоящее время и в краткосрочной перспективе обуславливают актуальность проведенного исследования.Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Ахмадеева Р. Г., кафедра бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: DIRECTIONS OF DEVELOPMENT UNTIL 2021

The article is studied the formation of the tax policy of the Russian Federation for the medium term until 2021. The analysis of the current official documents of the Ministry of Finance of the Russian Federation is carried out, priority areas and tasks that are approved at the state level in the field of the budget and tax policies are identified. A special aspect of the study relates to the process of deoffshorization policy, since the most significant conducted by Russia in the tax system at present and in the short term determine the relevance of the study.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДО 2021 ГОДА»

УДК: 336.226

Зайцев Р. В., Дмитренко К А.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДО 2021 ГОДА

Бакалавриат, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Российская Федерация, г. Москва, 117997, Стремянный пер., 36 E-mail: ruslanvladl5@gmail.com

Аннотация. В статье проведено исследование формирования налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу до 2021 года. Проведен анализ действующих официальных документов Министерства Финансов Российской Федерации, определены приоритетные направления и задачи, которые на государственном уровне утверждены в области осуществляемой бюджетной и налоговой политики. Особый аспект исследования касается процесса деофшоризационной политики, поскольку наиболее существенные проводимые Россией в системе налогообложения в настоящее время и в краткосрочной перспективе обуславливают актуальность проведенного исследования.

Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Ахмадеева Р. Г., кафедра бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Ключевые слова: налоговая политика, деофшоризация, налогообложение, налоговая система, ставки налогов, налоговые льготы.

1. Введение.

На уровне современного государства для выполнения своих функций необходимы финансы. Их источником служат налоги, взимаемые с физических лиц и организаций. Именно налоги являются основой формирования бюджета. Налоговая система работает в качестве мощного рычага воздействия государства на национальную экономику. В целом, налоговая политика — часть экономической политики и имеет большое значение для экономического развития страны. В зависимости от целей, которые поставлены государством, а также состояния экономики в целом, используются различные формы осуществления налоговой политики: либо для стимуляции экономического развития, либо для его сдерживания [1]. Таким образом, на уровне государства с помощью налогов может снизить негативные явления на рынке повышением налоговых ставок и в то же время поощрить определённые виды деятельности, посредством применения налоговых льгот [2].

С учетом принятых документов на уровне Минфина России в отношении налоговой политики в среднесрочной перспективе возможно понять, какими будут фискальные условия для развития бизнеса, каким образом планируется сокращение теневого сегмента рынка и какие законодательные проекты урегулируют данные вопросы. На сегодняшний момент уже разработана налоговая политика на плановый период 2020 и 2021 годов. Она находится в свободном доступе, что дает воз-

можность любому гражданину с ней ознакомится и быть в курсе будущих изменений.

2. Методика.

При исследовании применен общий прием сравнительного анализа, широко используемый в научных экономических исследованиях.

3. Основная часть.

Налоговая политика определяется в качестве сформированного комплекса действующих экономико-финансовых и правовых мер. Данные меры направленны, прежде всего на формирование налоговой системы государства в целях обеспечения финансовых потребностей и отдельных социальных групп общества. Налоговая политика на текущий год, в основном, направлена на совершенствование действующего законодательства и развивается в решении следующих задач: определение перечня налогов, изменение порядка расчета существующих налогов, устранение неточности в формулировках, совершенствование системы налогового администрирования и разработка критериев, способных облегчить налоговые проверки налоговых служб. Президент РФ в своем послании Федеральному Собранию в марте 2018 года, призвав увеличить темпы роста инвестиций в части капитальных вложений, повысить до 25% их доли в ВВП путём разработки мер, применяемых при проведении налоговой политики, которые предусматривают условия для повышения инвестиционной активности [3, 4]. Изменения в налогообложении являются приоритетным направлением, над которым работает Минфин РФ (рис. 1).

г Определение перечня налогов, разработка ^ критериев проверок налоговых агентов налоговыми службами сделать более ^ доступными_>

г л Изменение порядка расчета существующих налогов, устранение неточности в формулировках

Совершенствование системы налогового администрирования ^ j

Рисунок 1. Основные направления налоговой политики России

При проведении налоговой политики нужно обозначить три ключевых направления, которые представлены следующими мерами:

I. Системные меры, направленные на формирование стабильных налоговых условий. Главные изменения затронут нефтегазовый сектор, а именно планируется фиксация налоговых условий для достижения национальных целей развития, поставленных Президентом РФ. Также планируется обеспечить стабильность и предсказуемость неналоговых платежей (квази-налоговых). Это позволит предотвратить неконтролируемое появление налоговых платежей. В результате проведенной инвентаризации и тщательного анализа определит усовершенствованные подходы к регулированию остальных. На сегодняшний момент уже произошло повышение ставки НДС с 18% до 20%, при этом сохранились действующие ставки тарифов страховых взносов на уровне 30%. Также сохранены льготные ставки НДС в отношении социально ориентированных товаров (услуг) [5, 6].

II. Стимулирующие налоговые и финансовые меры, которые включают в себя: отмену налога на движимое имущество, тормозящего развитие и внедрение новых технологий, расширение сферы применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, занимающихся строительством коммунальных, транспортных и социальных объектов; установление пониженных ставок к уплате страховых взносов в отношении резидентов, находящихся на территории опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном

округе. Финансовые меры предполагают создание определённого порядка пенсионных накоплений на основе накопительного плана индивидуального пенсионного капитала и развития инструментов страхования жизни [7, 8].

III. Меры отраслевого характера, затрагивающие помимо нефтяного сектора также развитие инфраструктуры. Для достижения этих целей в структуре доходной части федерального бюджета сформирован соответствующий Фонд развитая. Размер вложенных средств составляет до 4 трлн руб. на период до 2024 г., осуществляемый за счет дополнительных государственных заимствований. Отраслевой мерой является также введение налога на дополнительный доход (далее - НДД) в нефтяной отрасли для стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования. Введение налогового режим по НДЦ предполагает снижение суммарной величины уплачиваемых налоговых платежей, которые в большей степени зависят от величины валового показателя [9]. Следовательно, в меньшей степени влияют на взимание НДПИ и вывозную таможенную пошлину на нефтепродукты. Данные изменения позволят перераспределить фискальную нагрузку и перенести основную ее часть на более поздние этапы разработки месторождений, то есть после их выхода на проектную мощность. Завершение нефтегазового налогового маневра также является отраслевой мерой, входящей в налоговую политику. Действующим налоговым маневрированием предусмотрено равномерное на протяжении пята лет, начиная с 2019 года, понижение ставки экспортной пошли -

ны на нефть и нефтепродукты до 0%, с равнозначным повышением ставки по НДПИ [10, 11].

Важным направлением проводимой налоговой политики является облегчение администрирования и снижение административных издержек. Для этого будет разработан специальный налоговый режим, обеспечивающий благоприятные условия для деятельности малого бизнеса - система налогообложения в виде налога на профессиональный доход. Планируется продлить запрет на функционирование института КГН (Консолидированная группа налогоплательщиков) и отмена внутрирос-сийского контроля за трансфертным ценообразованием при его сохранении только в случае повышенных рисков ущерба для бюджетной системы, в особенности для бюджетов субъектов Российской Федерации. Это позволит существенно снизить административную нагрузку на бизнес [12, 13]. Третьей мерой администрирования является снижение ставки государственной пошлины «до нуля» при подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа для снижения затрат организаций и физических лиц, связанных с открытием бизнеса.

В условиях сегодняшнего состояния рынка немало важно, что Минфин России работает в области направления по сокращению теневого сегмента. Получение прибыли вне налогообложения - это важный вопрос, который требует незамедлительного решения для экономики государства. Организации и физические лица, не уплачивающие обязательные платежи, не принимают непосредственного участия в формировании бюджета, в связи с чем наблюдается дефицит его доходной части. Минфин РФ разрабатывает план борьбы с теневым сегментом, используя все возможные инструменты и методы, включая изменения в действующем законодательстве [14, 15].

В этой связи при реализации налоговой политики в среднесрочной перспективе будут использованы следующие меры, обеспечивающие:

1) транспарантный переход на использование онлайн-касс в розничной торговле. Данная процедура необходима для того, чтобы у продавцов не было возможности скрывать полученные доходы (выручку). При использовании таких касс платежные способны онлайн передавать сведения в территориальную инспекцию для обеспечения фиксации полученного налогоплательщиком платежа;

2) усиление системы таможенного контроля посредством создания единой системы отслеживания движения продукции от момента поступления в начальную точку и до ее продажи конечному поль-

зователю в отношении конкретных видов реализуемых товаров;

3) формирование единого государственного реестра актов гражданского состояния, с учетом создания общефедерального регистра, в котором аккумулируются сведения о физических лицах;

4) автоматический обмен сформированных налоговых сведений между налоговыми органами государства, что позволит проследить возможность уклонения налогоплательщиков от уплаты обязательных сборов и платежей и т. д.

Важным событием для роста экономики страны является начатый процесс деофшоризации российского капитала за рубежом. Ещё в 2013 году Правительство РФ по поручению Президента РФ начало разработку нормативных правовых документаций, направленных на недопущение вывода средств из Российской Федерации. Также был принят Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЭ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». Введение закона обязывает организации и физические лица сообщать территориальным налоговым инспекциям об участии в капитале зарубежных организаций, а также создаёт необходимые механизмы регулирования налогообложения офшорных компаний. В последствии 3 мая 2018 года В. В. Путин подписал пакет законов о создании на территории РФ двух офшорных территорий - в Калининградской области на острове Октябрьский и в Приморском крае на острове Русский [16]. Данная мера связана с помощью российским бизнесменам, попавшим под санкции. С 1 мая 2019 года начался третий этап амнистии капитала, который продлится до 29 февраля 2020 года. Механизм амнистии капитала предусматривает внесения изменений в НК РФ, УК РФ, КоАП РФ. В рамках данной амнистии владельцы зарубежного бизнеса, имущества и счетов в зарубежных банках декларировали свои активы по упрощённой процедуре. В случае допущения нарушений в области уплаты налогов и таможенных платежей в прошлом, данные бизнесмены не будут нести ответственности.

Помимо вышеперечисленных мер, изменения также затронут порядок взимания и уплаты по НДФЛ в порядке уточнения и упрощения применения налоговых вычетов для определённых групп граждан, а также для индивидуальных предпринимателей. В данном случае уплата НДФЛ будет происходить с учетом отмены декларирования предполагаемого дохода. Патентная система также подвергнется изменениям. Планируется рас-

ширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, за счет включения в него видов, связанных с растениеводством и животноводством, а также сопутствующих услуг. В свою очередь налогообложение в отношении подакцизных товаров сохранит действующие ставки вплоть до налогового периода 2021 года, с учетом установленной их индексации по прогнозируемому значению уровня инфляции в размере не свыше 4% [17, 18].

Вместе с тем, по рекомендации Минфина России в налоговое законодательство предусмотрено внесение изменений, касающихся иного подхода к налогообложению физических лиц, получающих доходы. В НК РФ в п. 2 ст. 207 прописано, что налоговыми резидентами признаются лица, пробывшие на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев. Порог предлагается снизить до 90 дней. Также планируется введение ставки 13% НДФЛ для налоговых нерезидентов.

4. Заключение.

Основные направления налоговой политики включают изменения в части налогообложений по НДС, которые уже вступили в силу, и НДПИ, который предусматривает проведение нефтегазового маневра. Налоговая реформа в области не-

фтепереработки нужна государству для снижения негативных последствий от зарубежных санкций, влияющих на цену за баррель нефти, а также стимулирования разработки новых месторождений. В свою очередь Минфин России осуществляет значительные изменения в отраслевых и финансовых мерах. Для поддержки малого и среднего бизнеса вводятся меры по снижению административных издержек. К ним относятся поэтапная отмена государственной пошлины за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме цифрового документа и создание специального налогового режима для тех, кто облагается новым налогом на профессиональный доход. Наиболее важные изменения затронут теневой сектор экономики. Для прекращения вывода российского капитала за рубеж начался 3 этап амнистии иностранных активов. В случае его успешного проведения планируется продление его еще на один год. Следовательно, проводимые меры государства по изменению налогового законодательства должны позволить российской экономике преодолеть стагнацию российского ВВП на уровне 1,2-1,5% в год, однако в условиях экономических и политических санкций, а также «непопулярных» среди населения экономических реформ и налоговых реформ, добиться положительного изменения в экономике будет крайне сложно.

Список использованных источников

1. Налоги и налогообложение: учеб. поспобие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Д. Г. Черник и др.]; под редакцией Д. Г. Черника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-С. 20-21.

2. Солянникова С. П., Аландаров Р. А., Горлова О. С., и др. Федеральный бюджет на 2019-2021 годы: сбалансированность или экономический рост? // Финансы: теория и практика. 2018. Т. 22. № Sil. С. 4—41.

3. Караев А. К., Понкратов В. В. Основы балансовой механики Вольфганга Штютцела // Мир новой экономики. 2018. Т. 12. № 1.С. 104—113.

4. Понкратов В. В. Налоговая политика Российской Федерации в посткризисный период // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2012. № 2. С. 51-56.

5. Юхимов Я. И., Иванова Я. Я. 10-летие НДПИ: основные проблемы и пути совершенствования // Горный журнал. 2012. № 9. С. 59-63.

6. Горина Г. А., Ахмадеев Р. Г. Трансфертное ценообразование и новации налогового контроля // Справочник экономиста. 2013. № 3 (117). С. 14-25.

7. Ващекин А. Н. Формы интеграции оптовой и розничной торговли в России на современном этапе // Инновации и инвестиции. - 2013. - № 7. - С. 221—225.

8. Алиева Н. Н., Зверева А. О., Ильяшенко С. Б. Коммерческая деятельность организаций интернет-торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-3 (89). С. 582-585.

9. Юдникова Е. С., Ильяшенко С. Б. Вектор развития инновационного потенциала в торговле на основе внедрения «online-to-offline» коммерции//Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3313-3322.

10. Григорьева Т. Л., Новоженцева А. В., Глубокова Н. Ю. НДС и налог с продаж в современной мировой экономике // В сборнике: Тенденции и перспективы развития науки XXI века Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 36-39.

11. Глубокова Н. Ю., Ефимова Т. А. Определение рыночной цены ценных бумаг в целях налогообложения // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2010. № 4. С. 13-21.

12. Понкратов В. В. Совершенствование налогово-бюджетной политики России в целях расширения доходной базы региональных и местных бюджетов // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия: Экономика и право. 2011. № 3. С. 57-61.

13. Ахмадеев Р. Г., Быканова О. А. Налоговый маневр по НДС и страховым взносам: фискальная нейтральность // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 47-50.

14. Крайнова Е. М. Сущность корпоративного налогового планирования и характеристика его компонентов // Экономика. Бизнес. Финансы. 2019. № 4. С. 7-9.

15. Калимуллина О. В. Исследование инновационных подходов к управлению кредитной организацией. Дискуссия. - 2013. - № 11 (41). - С. 60-64.

16. Ivanova Y., Nikeryasova V., Balikhina N., Savrukov A. ways to improve the mineral replacement tax system: taking the experience of commonwealth of independent states countries // International Journal of Energy Economics and Policy. 2018. T. 8. № 5. C. 97-103.

17. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=123006 (дата обращения 25.09.2019).

18. Минфин изменит налогообложение богатых россиян. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.gazeta. ru/business/news/2019/10/01 /п_13529491.shtml (дата обращения 01.10.2019).

Zaytsev R. V., Dmitrenko K. A.

TAX POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION: DIRECTIONS OF DEVELOPMENT UNTIL 2021

Department of Accounting and taxation Plekhanov Russian University of Economics Russia, Moscow, 117997, Stremyannyper. 36 E-mail: ruslanvladl5@gmail.com

Summary. The article is studied the formation of the tax policy of the Russian Federation for the medium term until 2021. The analysis of the current official documents of the Ministry of Finance of the Russian Federation is carried out, priority areas and tasks that are approved at the state level in the field of the budget and tax policies are identified. A special aspect of the study relates to the process of deoffshorization policy, since the most significant conducted by Russia in the tax system at present and in the short term determine the relevance of the study.

Keywords: tax policy, deoffshorization, taxation, tax system, tax rates, tax benefits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.