Научная статья на тему 'Реформирование методической работы в высшей школе'

Реформирование методической работы в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1137
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловова Наталья Валентиновна

В статье анализируется современное состояние методической работы в системе высшего профессионального образования, представлены сведения о целях, задачах и приоритетных функциях системы методической работы в вузе. Обосновывается необходимость формирования методической готовности и совершенствования методической компетентности преподавателя вуза в условиях реформирования и модернизации высшей школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование методической работы в высшей школе»

УДК 378.14

Н. Б. Соловова

РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВЫСШЕЙ

ШКОЛЕ

Начиная с XX в., для повышения педагогической квалификации и методической компетентности преподавателей с учетом достижений науки и передовой педагогической практики в образовательных учреждениях особое внимание уделяется методической работе. Методическая работа в профессиональном образовательном учреждении - это планируемая деятельность преподавателей и сотрудников, направленная на освоение и совершенствование существующих, а также разработку и внедрение новых принципов, форм и методов эффективной организации учебного процесса. Методическая работа представляет собой способ организации структурных подразделений, направленный на выработку оптимальных методов достижения нового качества учебно-воспитательного процесса и результатов деятельности [1-3].

Проведенный генезис исторических идей о методической работе показал [4], что своими корнями проблема методического мастерства преподавателей высшего профессионального образования уходит в глубокую историю, а периоды обновления и зарождения новых видов и форм методической работы связаны, прежде всего, с реформами образования, которые, в свою очередь, диктовались экономическими и социальными преобразованиями в обществе, новыми требованиями к содержанию обучения, новыми целями в подготовке специалистов. Изучение педагогических памятников показало, что они являются источниками методических задач в обучении и воспитании личности, а логика развития педагогических идей свидетельствует о том, что одной из значимых характеристик учителя всегда являлось методическое мастерство, интегрирующее теоретические знания и практический опыт обучающей деятельности. Результат методического мастерства выражался появлением новых методик обучения, учебной литературы, которые определяли содержание образования.

Развитие системы российского образования обозначило ряд методических идей, преемственность которых осуществлялась в рамках классно-урочной системы на основе дидактических принципов Я. А. Коменского, идей народной школы К. Д. Ушинского с опорой на методические рекомендации учителям по обучению конкретным учебным предметам. В итоге методическая готовность учителей была обусловлена пропагандируемыми методическими знаниями в сложившейся со временем системе повышения их квалификации. В период проведения образовательных реформ методическая

работа приобретает общественную значимость, становится показателем качества учебного процесса и дифференцируется на разные ее виды, которые приходят в вуз в конце XIX века. Методическое сопровождение учебного процесса становится главной задачей реформ образования в различные периоды становления системы просвещения в России, а к началу XX в. приходит осознание необходимости разграничения понятий «методическая работа» и «методическая деятельность». Методическая работа в государственном масштабе предполагает оказание практической помощи учителям с целью совершенствования их методической деятельности гто сопровождению учебного процесса.

Основные формы методической работы, направленные на повышение качества педагогической деятельности, создают основу для развития системы повышения методической квалификации учителей: съезды учителей; педагогические курсы; методические объединения. В начале XX в. понятия «методическая работа», «методическая служба», «методист» входят в практику образовательного процесса, а различные виды школьной методической работы приходят в высшую школу: посещение занятий, самоанализ пед-мастерства, обмен опытом, пропаганда активных методов, приемов и способов активизации деятельности обучаемых.

80-е годы XX в. характеризовались формальным подходом к организации учебно-методической работы, когда преподавателям поручалось создание методической документации, не требующейся для совершенствования учебно-воспитательного процесса, а предназначенной преимущественно для учетно-отчетных целей, наблюдалась излишняя регламентация методики преподавания и подмена педагогического новаторства многочисленными документами.

Основным звеном методической работы в вузах в 90-х годах XX века стали предметно-цикловые комиссии, а вузы сами разрабатывали их типовые положения с учетом региональной и предметной специфики. Основным содержанием работы предметно-цикловых комиссий становится: методическое обеспечение учебного процесса, совершенствование учебно-методической документации и учебной литературы; построение учебного процесса на педагогически обоснованном выборе средств и методов обучения. К концу XX в. сложилась система организации методической работы в высших учебных заведениях, предполагающая координацию, планирование и обмен опытом методической работы, экспертизу ее качества методическими советами и методическими комиссиями, которые строили свою деятельность под руководством советов высших учебных заведений (факультетов) в тесном контакте с кафедрами как основными звеньями вуза, обеспечивающими организацию и проведение учебно-методической работы [5].

В начале XXI в. складывается следующая вертикаль управления методической работой в высшем профессиональном образовании: учебно-методи-

ческие объединения или научно-методические советы - учебно-методический совет вуза— методические комиссии факультетов — предметно-цикловая комиссия кафедры. Среди форм методической работы в вузах выделяются: научно-методические конференции по проблемам обучения в высшей школе; научно-методические семинары кафедры, на заседаниях которых рассматриваются вопросы частной методики преподавания той или иной дисциплины. При этом в вузах методистами считаются сотрудники из числа профессорско-иреподавательного состава (ассистенты, старшие преподаватели, доценты, профессора), которые проводят со студентами и аспирантами занятия по теории и методике обучения тому или иному учебному предмету. По генезису методической деятельности выделяется две группы методистов - по содержанию и по функционалу [6]. В институтах повышения квалификации и усовершенствования учителей, а также в методических службах методисты занимаются организацией методической работы по тому или иному предмету или направлению в системе образования (они уже не преподаватели).

Сегодня в штатном расписании вузов отсутствует должность методиста-организатора различных форм и направлений методической работы в вузе, предусматривается лишь методист деканата, организующий учебный процесс студентов заочной и очно-заочной форм обучения. Начиная с XX в., для повышения педагогической квалификации и методической компетентности преподавателей с учетом достижений науки и передовой педагогической практики в образовательных учреждениях особое внимание уделяется методической работе. В настоящее время в должностные обязанности профессорско-преподавательского состава входят: учебная, методическая, научно-исследовательская, организационная, воспитательная работа; повышение квалификации соответственно должности, учебному и индивидуальному плану. Ввиду такого многообразия форм служебной деятельности преподавателей суммарный объем поручаемой им работы исчисляется в часах, около 630 - 680 часов отводится на основные виды методической деятельности в вузе: учебно-методическую; научно-методическую; организационно-методическую [7].

Учебно-методическая деятельность преподавателя вуза прежде всего направлена на совершенствование методики обучения, обеспечение учебного процесса необходимой учебной литературой, учебно-методической документацией, учебно-методическими комплексами (УМК) и включает в себя: подготовку к учебным занятиям, включая разработку и обновление заданий для практических и лабораторных занятий, тестовых заданий, контрольных и семестровых заданий, курсовых и дипломных работ, итоговых аттестаций; разработку и переработку рабочих программ учебных дисциплин и учебнометодических комплексов; внедрение в учебный процесс новых форм и методов учебной работы в рамках многоуровнего образования, включая разра-

ботку стандартов и учебных планов магистерской подготовки; выбор, освоение, апробацию, корректировку, поэтапное внедрение авторских программ, интегративных курсов и спецкурсов; написание, рецензирование и научное редактирование учебников, учебных пособий, монографий и учебно-методической документации; составление комплектов тестовых заданий; внедрение результатов научно-методических исследований и иннновационных методов в учебный процесс.

Научно-методическая деятельность преподавателя является важной составляющей его профессиональной компетентности и направлена на: изучение и обобщение передового опыта организации учебного процесса в вузах России и зарубежных стран; разработку новых технологий образования и профессиональной подготовки специалистов с учетом тенденций развития общества и перспектив развития науки и техники; разработку методов контроля и управления качеством подготовки студентов на всех этапах обучения, формирование фондов комплексных квалификационных заданий; публикацию научных результатов работы по проблемам высшего образования в периодической научной печати, в материалах научно-методических конференций, в учебно-методических сборниках и пособиях; рецензирование диссертаций, написание отзывов на авторефераты.

Организационно-методическая деятельность преподавателя требует от него наличия педагогического опыта и самоорганизации и включает: участие в работе методических советов и комиссий, в научно-методических Советах Министерства образования и науки России, президиумах и советах учебно—методических объединений; работу в системе управления институтом (ректор, проректор, начальник отдела, декан, заместитель декана); участие в подготовке и проведении методических семинаров и конференций, различных методических конкурсов (молодого преподавателя, методической обеспеченности учебных дисциплин и т. д.). Как частный вид подраздела организационно-методической деятельности, выделяется экспертно-методическая деятельность: экспертиза кадрового, информационно-методического и материально-технического обеспечения планируемых к открытию профессиональных образовательных программ и специализаций; анализ лицензионных, аттестационных и аккредитационных показателей реализуемых в вузе образовательных программ; анализ структуры и содержания образовательных программ; проведение мониторинга успеваемости студентов и качества подготовки специалистов (данный вид методической деятельности характерен для преподавателей, обладающих высоким уровнем профессионального мастерства).

Методическая деятельность преподавателя предполагает решение задач качественного методического сопровождения реализуемых в вузе основных и дополнительных образовательных программ. Методическая составляющая присутствует во всех ключевых факторах качества образования:

качество образовательных программ; качество информационно-методического обеспечения образовательного процесса; качество профессорско-преподавательского состава, качество технологий обучения; качество технологий тестирования и проверки знаний, умений и навыков студентов; качество профессорско-преподавательского состава и системы повышения квалификации.

Практика показывает, что современные цели высшего профессионального образования могут быть реализованы преподавателями, владеющими средствами разработки методической документации, инновационными педагогическими технологиями. Методическая готовность, как составляющая профессионально-педагогической готовности, представляется совокупностью знаниевых и операционных характеристик в области методики преподавания учебной дисциплины и методических средств в соответствии с целевыми установками профессиональной подготовки. Профессионально-личностной адаптации преподавательского состава в инновационных условиях будет способствовать управление методической работой через функционирование структурных подразделений вуза и непрерывное формирование необходимого уровня методической компетентности. Методическая компетентность как интегративная характеристика личности преподавателя содержит в своей структуре методическую готовность, методическое мышление, методическую культуру, методическое творчество. В условиях модернизации современного образовательного процесса педагогу вуза необходима методическая готовность, которая выступает одной из интегрирующих характеристик в структуре методической компетентности. Содержание компонентов методической готовности определяется в зависимости от уровня профессионального мастерства. Методическая готовность преподавателя включает следующие компоненты: мотивационный (ценностное отношение к методической деятельности, проявление интереса к методической литературе, наличие стремления к развитию методических знаний, умений); когнитивный (знания, полученные в результате научно-методической работы, специальные методические знания); организационно-деятельностный (умение моделировать в разных педагогических условиях, проводить и анализировать педагогический эксперимент) [4].

Содержание методической работы в высшем учебном заведении определяют реализуемые основные и дополнительные образовательные программы. рекомендации, инструктивные письма, приказы Министерства образования и науки, новые учебники, инновационные технологии обучения, новые направления реформирования системы высшего профессионального образования, новые положения педагогической науки. Система высшего образования в России накопила значительный опыт организации процесса профессиональной подготовки студентов, который может быть основой для новой организации методической работы в вузе.

Для повышения уровня методической работы и методических умений на различных этапах профессионального мастерства преподавателей высшей школы в настоящее время необходима стройная система непрерывного педагогического образования и системная организация управления методической работой в вузах. В начале XXI в. в административном управлении вуза создаются учебно-методические управления, отделы методического сопровождения образовательных программ, в обязанности которых входит мониторинг качества учебного процесса, методическое сопровождение и обеспечение образовательных программ. Однако в вузах по-прежнему отсутствует систематизация и научная организация методической работы: должность методиста по штатному расписанию предусмотрена только на заочном и вечернем отделении; в должностные обязанности методиста вуза входит только организация процесса обучения; предметно—цикловые комиссии на разных отделениях и факультетах строят свою методическую работу, исходя из разных требований и направлений. В современных образовательных условиях проблематичным остается управление методической работой в вузе, что требует контроля, четкости, упорядоченности и скоординированности всех служб для оптимальной организации качественного учебного процесса, возникает объективная потребность в подразделении вуза, которое систематизирует и объединяет, анализирует и организует все направления методической работы.

Современная образовательная ситуация предполагает расширение методической работы, обеспечивающей многофункциональные связи, способствующей повышению профессионального уровня методической компетентности преподавателей. Однако неполнота осмысления проблемы методической работы и представленность ее результатов в научной литературе отдельными аспектами требуют разработки новой нормативно-правовой базы методического сопровождения учебного процесса в высшей школе, организации эффективной системы методической работы и готовности преподавателей вуза к реализации методических функций.

В ходе исследования с учетом тенденций развития высшей школы была разработана система методической работы в Самарском государственном университете (СамГУ), цели и задачи которой реализуются Учебно-методическим управлением, в состав которого вошли четыре отдела: учебный, методический, контроля качества подготовки специалистов, учета и отчетности по контингенту студентов (рис.1).

Управление и координация методической работой в вузе возложены на Учебно-методический Совет (УМС), который совместно с факультетами проводит экспертизу кадрового, информационно-методического обеспечения основных и дополнительных профессиональных образовательных программ; въшосит на Ученый Совет университета предложения по совершенствованию организации учебного процесса, координирует работу методических комиссий факультетов.

Методические комиссии специальностей (факультетов) непосредственно проводят периодический анализ образовательного процесса соответствующих специальностей и направлений, координируют планы повышения квалификации преподавателей, осуществляют внутренний аудит обеспеченности учебных дисциплин учебной литературой и учебно-методической документацией. Методические комиссии детально направляют и координируют учебно-методическую и научно-методическую деятельность преподавателей соответствующих кафедр и факультетов.

Организация в университете методического отдела позволила повысить действенность и результативность методической работы, прежде всего систематизировать ее, поставить конкретные цели с учетом особенностей данного учебного заведения, сблизить теорию и практику методической работы, создать благоприятные условия для повышения квалификации преподавателей, организовать действенную помощь всем членам педагогического коллектива с учетом постоянного обновления знаний.

Методический отдел реализует координацию основных направлений организационно-методической и научно-методической работы: осуществляет контроль за методической работой факультетов, кафедр и других учебных подразделений университета по всем видам и формам обучения; консультирует кафедры и деканаты при разработке ими учебных планов по специальностям и специализациям; оказывает помощь в разработке и издании учебно-методической документации, учебных и методических пособий по специальностям, специализациям и отдельным дисциплинам: участвует вместе с кафедрами в обеспечении учебного процесса учебно-методическими, дидактическими и информационными материалами в соответствии с лицензионными требованиями и требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО); контролирует книгообеспечение и информационно—методическое сопровождение учебного процесса. Методический отдел принимает участие в подготовке документов по лицензированию, аттестации и аккредитации университета, его филиала, и отдельных образовательных программ; обеспечивает контроль соответствия рабочих программ учебных дисциплин и учебных планов государственному стандарту. Научно-методическая работа методического отдела заключается в организации тематических и итоговых учебнометодических конференций и семинаров преподавателей по современным образовательным технологиям; отдел контролирует внедрение новых образовательных и информационных технологии в учебный процесс, организует повышение квалификации преподавателей, разрабатывает проекты положений и инструкций по отдельным направлениям методической работы (разработка методов контроля и управления качеством подготовки студентов на всех этапах обучения, совершенствование форм и методов организации, контроля и управления самостоятельной работой студентов, включая обоснова-

ние норм времени на эту работу и ее методическое обеспечение). В функции методического отдела входит подготовка материалов для работы Учебнометодического Совета университета и ведение его документации [4].

Система методической работы в вузе описывается функциями (рис. 2.):

- информационно-организаторская функция (организация различных видов методической деятельности в соответствий с целью, содержанием, методами и формами работы с педагогическими кадрами; деятельность методистов направляется на преобразование методической информации для стимулирования личностной структуры сознания преподавателей);

- конструктивная функция (моделирование, разработка и апробация образовательных программ, учебной и учебно-методической документации, педагогических технологий, формирование планов издания учебной и методической литературы);

- психолого-педагогическая функция (диагностика уровня сформированное™ методической компетентности педагога);

- функция повышение уровня методической компетентности преподавателя (кулыура методического сопровождения учебного процесса, описания и анализа педагогического опыта);

- функция управление педагогическими инициативами, инновациями (научно обоснованная экспертиза нововведений, предлагаемых педагогическим персоналом вуза);

- функция осуществления индивидуальной работы с педагогом (дискуссионные клубы, научно-методологические семинары, семинары-практику-мы, тренинги, круглые столы, конкурсы профессионального мастерства, научно-методические конференции, факультеты повышения квалификации, фестивали педагогических идей, взаимопосещения занятий, лекционные презентации и др.);

- функция обеспечения и опережения (на основе анализа состояния качества учебного процесса создание и внедрение методической продукции -учебных планов, рабочих программ, учебных пособий, учебно-методических комплексов, методических рекомендаций и т. д.);

- прогностическая функция (на основе целеполагания прогнозирование результатов образовательного процесса);

- диагностико-аналитическая функция (диагностика состояния образовательного процесса в учебном заведении);

- функция оценивания результатов и качества образования (подбор методик оценивания эффективности внедрения инновационных методов обучения);

- функция обеспечения наукоемкости (насыщение образовательной системы вуза рекомендациями и разработками педагогической науки);

- издательская функция (производство информационно-пропагандист-

Рис. 1. Система методической работы в СамГУ

Рис. 2. Приоритетные функции системы методической работы в вузе

ской, организационно-методической, учебно-методической и методической продукции).

В связи с переходом на обучение в соответствии с ФОС ВПО до 1 сентября 2009 г. наиболее актуальной для университетов является проблема модернизации методического сопровождения учебного процесса: новые модульные учебные планы, разработка новых учебных дисциплин в соответствии с компетентностным подходом к обучению сообразно уровням подготовки, новые учебные и методические материалы. При изменении знание-вого подхода на компетентностные ориентиры образования становится необходимым формирование способностей обучаемых к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности и развитие профессиональных компетенций инновационными методами обучения. В условиях модернизации высшего профессионального образования методическая компетентность преподавателя вуза выступает решающим фактором обеспечения инновационных перестроек учебного процесса и эффективного достижения целей профессиональной подготовки.

Библиографический список

1. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Словарь. - М. : Новь, 3999.- 156 с.

2. Симонов, В. П. Управление социальными (педагогическими) системами. — М., 2005.-385 с.

3. Немова, Н. В. Управление методической работой в школе. - М. : Сентябрь, 1999.-176 с.

4. Соловова, Н. В. Методическая работа в вузе: историко-педагогический аспект. Самара: «Универс групп», 2007. - 202 с.

5. Инструктивное письмо № 32 от 22 октября 1982 года «О совершенствовании учебно-методической работы в высших учебных заведениях» Министерства высшего и среднего образования СССР II Сборник Приказов и Инструкций Министерства высшего и среднего образования СССР. - 1982. — 22 с.

6. Синенко, В. Я. О трансформациях современной методической работы в системе образования / Педагог ическое обозрение. — № 64. - 2006. - С. 6-7.

7. Соловова, Н. В. Организация и виды методической работы в вузе : учеб. пособие. —Самара: Универс групп, 2006. — 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.