Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КИТАЯ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическое и идеологическое воспитание / имплицитное обучение / имплицитный подход к воспитанию / стратегия / political and ideological education / implicit learning / implicit approach to education / strategy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цзи Сянюй

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что мультикультурализм и глобализация влияют на развитие китайского социалистического высшего образования и требуют реформирования с учетом его специфики. Кардинальные изменения в системе высшего образования в Китае касаются совершенствования политического и идеологического воспитания студентов. Предполагается формирование нового подхода к преподаванию ряда гуманитарных дисциплин (философии и социальных наук), который, как утверждается, усилит культурную мягкую силу страны. Целью исследования являются вопросы реформирования идеологического и политического воспитания студентов в высших учебных заведениях Китая. Методологическая база исследования определила способы анализа информации, в ходе исследования автор использовал метод сбора фактов и статистическое наблюдение, в качестве методов исследования использованы опросные методы и анкетирование. В статье автором рассмотрен имплицитный подход к политическому и идеологическому воспитанию студентов в Китае. Идеологическое воспитание неотделимо от педагогического образования. Делается вывод о том, что прививать идеологические и политические знания возможно при передаче профессиональных, однако эффективность данной деятельности в вузах зависит, главным образом, от руководителей и преподавателей профильных курсов, понимающих сущность имплицитного воспитания в рамках идеологической работы. Автором представлены мероприятия по совершенствованию стратегии имплицитного политического и идеологического воспитания китайских студентов: формирование идеалов и убеждений китайских студентов через изучение традиционной китайской культуры и специализированных гуманитарных курсов; обновление методов идеологического и политического обучения и воспитания; политическое и идеологическое воспитание как образовательный проект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING IDEOLOGICAL AND POLITICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CHINA

The relevance of the research topic lies in the fact that multiculturalism and globalization influence the development of Chinese socialist higher education.This calls for reforms that take into account its specificities. Fundamental changes in the higher education system in China concern the improvement of the political and ideological education of students. It is planned to establish a new approach to teaching a number of humanities disciplines (philosophy and social sciences), which is said to strengthen the country’s cultural soft power. The purpose of the study is to analyze the ideological and political education reforms in higher educational institutions in China. The methodological basis of the study determined the methods of analyzing information. The author used the method of collecting facts and statistical observation; survey methods and questionnaires were used as research methods. The author examines the implicit approach to the political and ideological education of students in China. Ideological education is inseparable from pedagogical education. It is concluded that it is possible to impart ideological and political knowledge only together with the professional one, however, the effectiveness of this activity in universities depends mainly on the leaders and teachers of specialized courses who understand the essence of implicit education within the framework of ideological work. The author proposes measures of improving the strategy of implicit political and ideological education of Chinese students. These measures include the formation of ideals and beliefs of Chinese students through the study of traditional Chinese culture and specialized humanities courses, updating methods of ideological and political training and education, and treating political and ideological education as an educational project.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КИТАЯ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 378.035.4(510)

ББК 74.005.1(5Кит)

С 99

DOI: 10.53598/2410-3004-2024-1-333-23-26

РЕФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КИТАЯ

(Рецензирована)

Цзи сянюй

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия

xiangyu.90@inbox.ru, https:// orcid.org/0009-0002-9415-7764

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что мультикультурализм и глобализация влияют на развитие китайского социалистического высшего образования и требуют реформирования с учетом его специфики. Кардинальные изменения в системе высшего образования в Китае касаются совершенствования политического и идеологического воспитания студентов. Предполагается формирование нового подхода к преподаванию ряда гуманитарных дисциплин (философии и социальных наук), который, как утверждается, усилит культурную мягкую силу страны. Целью исследования являются вопросы реформирования идеологического и политического воспитания студентов в высших учебных заведениях Китая. Методологическая база исследования определила способы анализа информации, в ходе исследования автор использовал метод сбора фактов и статистическое наблюдение, в качестве методов исследования использованы опросные методы и анкетирование. В статье автором рассмотрен имплицитный подход к политическому и идеологическому воспитанию студентов в Китае. Идеологическое воспитание неотделимо от педагогического образования. Делается вывод о том, что прививать идеологические и политические знания возможно при передаче профессиональных, однако эффективность данной деятельности в вузах зависит, главным образом, от руководителей и преподавателей профильных курсов, понимающих сущность имплицитного воспитания в рамках идеологической работы. Автором представлены мероприятия по совершенствованию стратегии имплицитного политического и идеологического воспитания китайских студентов: формирование идеалов и убеждений китайских студентов через изучение традиционной китайской культуры и специализированных гуманитарных курсов; обновление методов идеологического и политического обучения и воспитания; политическое и идеологическое воспитание как образовательный проект.

Ключевые слова: политическое и идеологическое воспитание, имплицитное обучение, имплицитный подход к воспитанию, стратегия.

Для цитирования: Цзи Сянюй, Реформирование идеологического и политического воспитания в высших учебных заведениях Китая // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2024. Вып. 1(333). С. 23-26. DOI: 10.53598/2410-3004-2024-1-333-23-26.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

REFORMING IDEOLOGICAL AND POLITICAL EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN CHINA

Ji XIANGYU

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

xiangyu.90@inbox.ru, https:// orcid.org/0009-0002-9415-7764

Abstract. The relevance of the research topic lies in the fact that multiculturalism and globalization influence the development of Chinese socialist higher education.This calls for reforms that take into account its specificities. Fundamental changes in the higher education system in China concern the improvement of the political and ideological education of students. It is planned to establish a new

approach to teaching a number of humanities disciplines (philosophy and social sciences), which is said to strengthen the country's cultural soft power. The purpose of the study is to analyze the ideological and political education reforms in higher educational institutions in China. The methodological basis of the study determined the methods of analyzing information. The author used the method of collecting facts and statistical observation; survey methods and questionnaires were used as research methods. The author examines the implicit approach to the political and ideological education of students in China. Ideological education is inseparable from pedagogical education. It is concluded that it is possible to impart ideological and political knowledge only together with the professional one, however, the effectiveness of this activity in universities depends mainly on the leaders and teachers of specialized courses who understand the essence of implicit education within the framework of ideological work. The author proposes measures of improving the strategy of implicit political and ideological education of Chinese students. These measures include the formation of ideals and beliefs of Chinese students through the study of traditional Chinese culture and specialized humanities courses, updating methods of ideological and political training and education, and treating political and ideological education as an educational project.

Keywords: political and ideological education, implicit learning, implicit approach to education, strategy.

For citation: Ji Xiangyu. Reforming ideological and political education in higher educational institutions in China// Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2024. Issue 1 (333). P. 23-26. DOI: 10.53598/2410-3004-2024-1-333-23-26.

В Китае вузы — это не только образовательные учреждения, но и место политического и идеологического воспитания, а учебные программы — его носители. Си Цзиньпин отметил, что «основой реформирования высшего образования должно стать воспитание людей» [1]. Из этого следует, что формирование системы политических и идеологических знаний и убеждений, связанных с общественной деятельностью, реализуется через учебные программы высших учебных заведений Китая.

Школьники из небольших, сельских и/или средних школ с ограниченными ресурсами могут быть незнакомы с нормами высшего образования в крупной государственной школе или вузе, и им трудно приспособиться к политидеологическому образованию, опираясь только на идейно-политические курсы.

Си Цзиньпин отмечает, что «хорошая идеологическая и политическая работа должна быть подобна употреблению соли, нельзя просто есть соль, лучший способ — растворить ее в различных продуктах...» [1].Поэтому важно придерживаться принципа «растворения соли в супе», а именно: прививать идеологические и политические знания при передаче профессиональных, чтобы студенты могли незаметно в процессе профессионального обучения получать образование с китайской спецификой.

Скрытое, неявное научение — это факторы, которые могут оказывать прямое и косвенное образовательное воздействие, являясь важным условием для процесса обучения [2]. Под термином «имплицитный» следует понимать скрытый смысл, выраженный неявно, подразумеваемый в понимании. Таким образом, имплицитное обучение — это процесс обретения знаний и умений, который происходит в основном без участия сознания или восприятия [3].

Методы и этапы исследования. В начале двадцатого века профессором Джоном Дьюи [4] были представлены идеи имплицитного обучения. В его работах был описан опыт обучения нравственному воспитанию обучающихся через участие в общественной жизни, а не в рамках обучающей программы.

В 1968 году Ф. Джексон [5] предложил концепцию «неявного курса», тем самым положив начало исследованиям социальных педагогов.

В 2010 году в Китае имплицитный подход, как стратегия в обучении, был применен к политическому и идеологическому образованию и воспитанию [б].

Данная стратегия основана на организации образовательного процесса, который способствует формированию умений и навыков на неосознанном уровне.

С точки зрения практической деятельности, эффективность идеологической работы в китайских вузах зависит, главным образом, от руководителей и преподавателей профильных курсов, однако не все занимаются идеологической работой в полной мере.

В качестве объекта исследования представим педагогический университет Гуанси, который основан 1932 году в городе Гуйлине, Китай. В университете обучается 30 000 человек, из них около 15 000 студентов дневной формы обучения, более 4000 аспирантов и более 700 иностранных студентов из 25 стран, обучающихся на долгосрочной основе.

Академический состав учебного заведения — 2500 преподавателей. В рамках исследования был проведен опрос 250 преподавателей. По данным опроса:

— 72,0% преподавателей занимаются только преподаванием профильных курсов;

— 86,8% преподавателей считают, что политическое и идеологическое образование и воспитание студентов находится вне их компетенции;

— 28,0% преподавателей, у которых политическое и идеологическое образование и воспитание проникло в содержание профильных курсов.

Результаты исследования. Согласно результатам, было выявлено, что большинство преподавателей китайских вузов сосредоточены только на преподавании своей дисциплины, независимо от внеклассных занятий. Важно отметить, что только тогда, когда преподаватели будут понимать сущность имплицитного образования, тогда станет возможным совершенствование политического и идеологического воспитания в высших учебных заведениях.

Представим мероприятия по совершенствованию стратегии имплицитного политико-идеологического образования и воспитания китайских студентов (Таблица 1).

Таблица 1

Мероприятия по совершенствованию стратегии имплицитного политического и идеологического образования и воспитания китайских студентов

Table 1

Measures to improve the strategy of implicit political and ideological education and upbringing of Chinese students

№ Цель Мероприятия

1. Формирование идеалов и убеждений китайских студентов. Для имплицитного политико-идеологического образования и воспитания китайских студентов необходимо повышать чувство социальной ответственности и миссии. Университеты должны проводить мероприятия, направленные на формирование социалистических идеалов и убеждений студентов: изучение традиционной китайской культуры и проведение соответствующих факультативных курсов.

2. Обновление методов идеологического и политического обучения и воспитания. Идеологическое воспитание неотделимо от педагогического образования. В процессе имплицитного политико-идеологического воспитания преподаватели должны интегрировать политические условия с общественным развитием и использовать политическое образование как платформу для повышения идейно-политического уровня студентов.

3. Политико-идеологическое воспитание как образовательный проект. Мотивация студентов к политико-идеологическому обучению и создание функциональных структур, благодаря которым будет повышена эффективность имплицитного идеологического и политического образования и воспитания в китайских университетах.

Таким образом, политико-идеологическое образование и воспитание не должно оставаться на уровне концепции, опираясь на имплицитный подход, оно неотделимо от преподавания специализированных курсов. Нельзя игнорировать ведущую роль преподавателей в процессе имплицитного идеологического и политического воспитания. Необходимо увеличение числа преподавателей с высоким уровнем политико-идеологического образования. Кроме этого, необходимы мероприятия по совершенствованию стратегии политико-идеологического воспитания китайских студентов.

Примечания:

1. Си Цзиньпин. Необходимо проводить идеологическую и политическую работу на протяжении всего процесса обучения и выбрать новый путь развития высшего образования в Китае // Жэньминь Жибао. 2016.9 дек.С. 1-3.

2. Искандеров Н.Ф. Структура, функции и принципы имплицитного обучения // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 6-3(48). С. 37-40.

3. Морошкина Н.В.,Гершкович В.А. Актуальные тенденции в исследовании имплицитного научения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16: Психология. Педагогика. 2014. № 4. С. 14-24.

4. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/ пер. Н.М.Никольская.М. : Юрайт, 2023.166с. // Образовательная платформа Юрайт : [сайт]. URL:http://urait.ru/bcode/520024.

5. Джексон Ф. Жизнь в классе / пер. с англ. Р. Устьянцева, Т. Соколовой; под науч. ред. А. Сидоркин, Т. Соколовой. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. 248 с.

6. Ли Т. Исследование методов неявного идеологического и политического образования в колледжах и университетах: магистерская диссертация. Далянь,2010.

References:

1. Xi Jinping. It is necessary to carry out ideological and political work throughout the entire learning process and choose a new path for the development of higher education in China // People's Daily. 2016. 9 Dec. P. 1-3.

2. Iskanderov N.F. Structure, functions and principles of implicit learning 11 International Scientific Research Journal. 2016. No. 6-3(48). P. 37-40.

3. Moroshkina N.V., Gershkovich V.A. Current tendencies in implicit learning studies // Bulletin of St. Petersburg University. Ser. 16: Psychology. Pedagogy. 2014. No. 4. P. 14-24.

4. Dewey D. Psychology and pedagogy of thinking / transl. by N.M. Nikolskaya. M.: Yurayt, 2023. 166 pp. //Yurayt Educational platform: [website], URL: http://urait.ru/bcode/520024.

5. Jackson F. Life in the classroom / transl. from English by R. Ustyantsev, T. Sokolova; scient. ed. by A. Sidorkin, T. Sokolova. M.: Publishing house of the Higher School of Economics, 2016. 248 pp.

6. Li T. Research on the methods of implicit ideological and political education in colleges and universities: Master's thesis. Dalian, 2010.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 30.01.2024; одобрена после рецензирования 13.02.2024; принята к публикации 27.02.2024.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 30.01.2024; approved after reviewing 13.02.2024; accepted for publication 27.02.2024.

Цзи Сянюй, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.