Научная статья на тему '"ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ": НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ'

"ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ": НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМА / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Му Ачжэнь

«Идеологическое и политическое воспитание в рамках учебной программы» - это новая концепция и инициатива реформы высшего образования в Китае. Она требует, чтобы все курсы в колледжах и университетах включали в себя идеологическое и политическое воспитание для достижения образовательной цели «подготовки строителей социализма и преемников традиций» в Китае. В данной статье автор анализирует предысторию возникновения данной концепции, ее различие и связь с идеологическими и политическими курсами, а также пути ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“IDEOLOGICAL AND POLITICAL TEACHING”: A NEW DIRECTION OF HIGHER EDUCATION IN CHINA

“Ideological and political teaching” is a new concept and an innovative initiative for the reform of higher education in China. It requires that all courses in colleges and universities play the role of ideological and political education in order to achieve the educational goal of “preparing socialist builders and successors” for China. This article analyzes the background of this concept, its difference and connection with ideological and political theoretical courses, as well as the way of its implementation.

Текст научной работы на тему «"ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ": НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РЕФОРМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ»

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-5-148-153

«Идеологическое и политическое воспитание в рамках учебной программы»: новое направление реформы высшего образования в Китае

Му Ачжэнь ©

Шанхайский политико-юридический университет, Шанхай, Китай

E-mail: 944530282@qq.com

Аннотация. «Идеологическое и политическое воспитание в рамках учебной программы» - это новая концепция и инициатива реформы высшего образования в Китае. Она требует, чтобы все курсы в колледжах и университетах включали в себя идеологическое и политическое воспитание для достижения образовательной цели «подготовки строителей социализма и преемников традиций» в Китае. В данной статье автор анализирует предысторию возникновения данной концепции, ее различие и связь с идеологическими и политическими курсами, а также пути ее реализации.

Ключевые слова: идеологическое и политическое воспитание, пути реализации, образование, реформа, Китай

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке проекта золотых курсов бакалавриата Шанхайского политико-юридического университета 2021 года.

DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-5-148-153

"Ideological and Political Teaching": A New Direction of Higher Education in China

Mu Azhen ©

Shanghai University of Politics and Law, Shanghai, China

E-mail: 944530282@qq.com

Abstract. "Ideological and political teaching" is a new concept and an innovative initiative for the reform of higher education in China. It requires that all courses in colleges and universities play the role of ideological and political education in order to achieve the educational goal of "preparing socialist builders and successors" for China. This article analyzes the background of this concept, its difference and connection with ideological and political theoretical courses, as well as the way of its implementation.

Key words: curriculum ideology, implementation, higher education, reform, China

Acknowledgments. The research was carried out with the financial support of the project of the golden undergraduate courses of the Shanghai University of Politics and Law in 2021.

FOR CITATION: Mu Azhen. "Ideological and Political Teaching": A new Direction of Higher Education in China. Sociopolitical Sciences. 2021. Vol. 11. No. 5. Pp. 148-153. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2021-11-5-18-153

МуАчжэнь

«Идеологическое и политическое воспитание» является важным элементом не только начального и среднего образования, но и основной целью высшего образования. Это имеет прямую связь как со спросом страны на подготовку специалистов, так и с профессиональным уровнем выпускников колледжей и университетов. Концепция «идеологического и политического воспитания» отвечает на три значимые вопроса об подготовке специалистов: какие, как, для кого и чего. Так что, она имеет очень большое значение для высшего образования Китая.

1. ПРЕДЫСТОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ»

В 2016 г. Генеральный секретарь КНР Си Цзиньпин на Национальной конференции по идеологической и политической работе в колледжах и университетах отметил: «Идеологические и политические курсы должны использовать классовое преподавание в качестве основного ориентира. Кроме того, они должны постоянно совершенствоваться, повышать доступность и актуальность идеологического и политического воспитания, а также удовлетворять потребности и ожидания роста и развития студентов. Другие курсы также должны осуществлять нравственное воспитание, чтобы сформировать синергию с идеологическими и политическими теоретическими курсами» [1: 3].

В сентябре 2018 г. на всекитайской конференции по образованию было предложено, что «нравственное воспитание специалистов должно быть интегрировано во все аспекты идеологического и нравственного воспитания, образования в области культурных знаний и в области социальной практики, входящей в базовое, профессиональное и высшее образование. Системы дисциплин, преподавания, учебных материалов и управления должны быть разработаны с учетом этой цели. Кроме того, преподаватели и студенты должны придерживаться данной цели в работе и учебе. Любая практика, которая не способствует ее достижению, должна быть кардинально изменена» [2].

В октябре 2018 г. Министерство образования Китая опубликовало «Заключение об ускорении строительства высшего образования для студентов и всестороннем повышении способности обучать специалистов». В заключении подчеркивалось, что «идеологическое и политическое воспитание должно быть частью всего процесса получения высшего образования, к тому же, необходимо укреплять курс идеологического и политического воспитания в рамках учебных программ и в дисциплин».

Таким образом, была выдвинута концепция «идеологического и политического воспитания в рамках учебной программы». В чем заключается данная концепция? Если говорить вкратце, все курсы в вузах должны включать в себя идеологическое и политическое воспитание, сочетая передачу знаний с пропагандой ценностных ориентиров. «Необходимо приоритизиро-вать нравственное воспитание и проводить идеологическую и политическую работу в течение всего образовательного, и, в конце концов, добиться его включения

во все аспекты жизни студентов» [3: 376-377]. Таким образом, мы выполним одну из наиболее фундаментальных задач образовательной системы нашей страны - «строителей социализма и преемников традиций».

Для того чтобы реализовать эту концепцию, Шанхай взял на себя ведущую роль в инициировании реформы образования «от идеологических и политических курсов к идеологическому и политическому воспитанию в рамках учебной программы», что, в свою очередь, вызвало национальный бум исследований по данной теме. С момента, когда эта концепция была предложена, все колледжи и университеты начали искать элементы идеологического и политического воспитания в рамках спецкурсов и изучать органичное сочетание идеологического и политического воспитания с программой спецкурсов.

В июне 2021 г. Министерство образования КНР провело совещание по плану содействия этой деятельности. На совещании было выделено 699 демонстрационных курсов, 699 выдающихся преподавателей и учебных команд, 30 исследовательских демонстрационных центров, сфокусированных на концепции «идеологического и политического воспитания в рамках учебной программы», а также начато создание ряда баз ресурсов по данной теме.

2. РАЗЛИЧИЕ И СВЯЗЬ МЕЖДУ КОНЦЕПЦИЯМИ «ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ» И «ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ КУРСОВ»

«Идеологические и политические курсы» относятся к курсам по идеологической и политической теории, предоставляемыми колледжами и университетами. Они ориентированы на изучение идеологической и политической теории и требуют того, чтобы студенты овладели концепцией, коннотацией, системой текстов и практическими требованиями какой-либо теоретической системы. Это обязательные курсы для всех студентов колледжей и университетов.

1. «Введение в основные принципы марксизма»: этот курс направлен на преподавание мировоззрения и методологии марксизма, помогая студентам понять научное содержание и духовную сущность марксизма в целом, а также познакомиться с основными законами общественного развития человечества. Таким образом, курс отвечает на три главных вопроса: Что такое марксизм? Почему нам нужно всегда придерживаться принципов марксизма? Как придерживаться и развивать теорию марксизма?

2. «Введение в идеологию Мао Цзэдуна и теоретическую систему социализма с китайской спецификой»: содержание курса представляет собой процесс объединения основных принципов марксизма с практикой коммунистической партии Китая и теоретическими достижениями по реализации марксизма. Цель курса состоит в том, чтобы помочь студентам систематически изучить идеологию Мао Цзэдуна и теоретическую систему социализма с китайской спецификой, а также внушить уверенность в верности пути социализма с китайской спецификой под руководством КПК.

3. «Обзор современной китайской истории»: в рамках данного курса с исторической точки зрения рассказывается история объединения всех этнических групп Китая под руководством Коммунистической партии, что после напряженной работы помогло представителям данных народностей осуществить новую демократическую революцию, завоевать национальную независимость и добиться народного освобождения, и более того, после социалистической революции, строительства и реформ постепенно превратить страну с чрезвычайно слабым и устаревшим порядком в новый процветающий и энергичный социалистический Китай. Цель данного курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов правильное мировоззрение, взгляд на жизнь, систему ценностей и научный исторический взгляд.

4. «Идеологическое и нравственное воспитание и правовая основа»: в соответствии с основными характеристиками развития студентов, опираясь на основные позиции, взгляды и методы марксизма, преподаватели стремятся предоставить научные и убедительные ответы на практические проблемы, с которыми сталкиваются и которые волнуют современных студентов, а также дать им нравственное и правовое воспитание.

5. «Ситуация и политика»: руководствуясь теорией марксизма-ленинизма, идеями Мао Цзэдуна и теоретической системой социализма с китайской спецификой, этот курс направлен на решение актуальных проблем, волнующих студентов, помогает им понять ситуацию в стране и за рубежом, обучает и направляет их всесторонне, точно и своевременно понимать направление, руководящие принципы и политику нашей партии, придерживаться курса, созданным руководством партии, и активно участвовать в великом деле реформ, открытости и модернизации Китая.

6. «Этническая теория и этническая политика»: этот курс является обязательным только для студентов национальных этнических колледжей и университетов, а также вузов в этнических районах. Посредством систематического преподавания основных марксистских теорий по этническим вопросам, анализа этнических и межэтнических отношений в Китае, мировых национальностей и этнических проблем в мире, а также основной политики правительства Китая и КПК по решению внутренних этнических проблем, молодым студентам помогают сформировать научное этническое представление, повысить их сознание о необходимости защиты единства Родины, укрепления национального единства и реализации этнической политики партии, а также стимулировать в них дух патриотизма.

В течение длительного времени вышеупомянутые курсы были основным содержанием идеологических и политических курсов в колледжах и университетах. С одной стороны, как основные каналы идеологического и политического образования в вузах, они имеют незаменимую ценность и будут продолжать играть свою роль. Но с другой стороны, эти курсы имеют более теоретический характер, недостаточную наглядность и отсутствие практики, таким образом, им трудно в полной

мере удовлетворить потребности в нравственном воспитании современных студентов.

«Идеологическое и политическое воспитание в рамках учебной программы» предполагает интеграцию элементов идеологического и политического воспитания в спецкурсы, чтобы ориентировать студентов на создание верной системы ценности. Данная инициатива имеет большую значимость, так как она вызвана необходимостью реформы образовательной системы колледжей и университетов, неизбежностью развития имплицитного идеологического и политического воспитания в вузах, а также внутренними требованиями к идеологическому и политическому образованию [4: 61]. Специальные идеологические и политические теоретические курсы недостаточно эффективны для всестороннего, эффективного и постоянного повышения уровня нравственного воспитания учащихся. Более того, спецкурсы дают наибольшее количество кредитов на университетском уровне, преподаватели контактируют с ними особенно тесно. Идеологический и политический уровень спецкурсов и их преподавателей оказывает значимое влияние на мировоззрение, систему ценностей, моральный уровень и характер студентов.

Здесь следует отметить: объединение идеологического и политического воспитания со спецкурсами не означает открытия новых курсов или добавления новой идеологической и политической части после окончания содержания спецкурса, тем более это не подразумевает внедрения идеологического и политического дискурса в дидактической манере, а также большого и бесцельного обобщения. Оно преследует цель «найти точку соприкосновения и установить генеративную взаимосвязь между ними» [5: 65]. Таким образом, сначала необходимо активно исследовать идеологические и политические элементы, содержащиеся или включенные в спецкурсы, которые вытекают из содержания идеологических и политических теоретических курсов. Потом посредством изысканного дизайна учебной программы аккуратно интегрировать эти элементы в программу спецкурсов. Это означает, что спецкурсы, как «скрытая учебная программа», также могут выполнять функцию по ценностному ориентированию и нравственному воспитанию учащихся. Как пример, мы можем сравнить спецкурсы с супом, а идеологическое и политическое воспитание - с солью. Процесс включения идеологического и политического воспитания в учебную программу похож на процесс добавления соли в суп. Можно сказать, что, «посолив суп», мы делаем спецкурсы более ориентированными, интересными и живыми.

3. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

«ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАМКАХ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ»

Прежде всего, нам необходимо улучшить систему на высшем уровне. Каждая дисциплина должна поставить перед собой цель идеологического воспитания, сочетающуюся с национальной стратегией, социальными потребностями и соответствующую «характеристикам университета и специальностям» [6: 21]. Как пример возьмем Шанхайский университет иностранных языков. Его ректор Ли Яньсун отметил:

МуАчжэнь

«Цель подготовки кадров по дисциплинам, специализирующихся на иностранных языках, состоит в создании строителей социализма и преемников традиций с чувством патриотизма и международным видением, которые могут послужить великой задаче национального возрождения» [7: 3]. Как старейший и известный языковой университет, данное учебное учреждение надеется, что его выпускники смогут добиться решения важных задач современности таких, как: объективное изложение истории нашего государства миру, распространение позиции Китая, создание языковой системы в стране, усиление голоса и коммуникационной мощи республики на международном уровне, «для того чтобы в будущем наши выпускники смогли умело использовать иностранные языки для интерпретации национальной политики Китая и защиты интересов нашей страны на международной арене» [8: 138]. Что касается специальности по русскому языку, то в соответствии с потребностями китайской стратегии «Пояса и пути», она имеет свою собственную цель по подготовке специалистов, которая включает стремление развивать «высококлассных профессионалов, которые владеют русским языком, изучают менталитет русскоязычных стран и владеют определенной областью знания, а также имеют национальное мировоззрение и международное видение».

К тому же, необходимо подчеркнуть, что преподаватели занимают ключевое место в процессе реализации данной концепции. Они являются «наиболее ответственным лицом в классе» [9: 29]. Поэтому необходимо повышать осведомленность преподавателей и их способность всесторонне осуществлять идеологическое и нравственное воспитание. Однако в настоящее время у некоторых преподавателей возникают недопонимание по поводу идеологического и политического воспитания в рамках спецкурсов. Во-первых, идеологическое и политическое воспитание относится к работе преподавателей идеологических и политических теоретических курсов, а также консультантов и не имеет ничего общего с преподавателями спецкурсов. Во-вторых, считается, что введение идеологического и политического воспитания будет мешать преподаванию профессиональных курсов и влиять на прогресс и эффект обучения. На самом деле, нравственное воспитание является самой важной задачей для каждого преподавателя. К тому же, идеологическое и политическое воспитание отличается высокой степенью идеологич-ности, гуманизма и смысловой нагрузки, что придаст жизненную силу монотонному преподаванию в классе и повысит общий эффект обучения. В связи с этим преподавателям спецнаправлений необходимо повысить свою осведомленность о нравственном воспитании, больше проявлять инициативу и делать занятия более занимательными для студентов, чтобы повысить их вовлеченность в учебный процесс [10: 92].

Следующая важная задача - определить идеологические и политические элементы в спецкурсах:

• политическая идентичность: партийное руководство, научная теория, политическая система, путь развития;

• национальное сознание: национальные интересы, национальная история и текущие дела, национальное единство, международное видение;

• культурная самосознание: язык и письменность, история и культура, революционные традиции, дух времени;

• гражданская ответственность: физическое и психическое здоровье, законопослушие и равенство, честность и целеустремленность, самосовершенствование и сотрудничество.

По сути, данные элементы совпадают с основными ценностями социализма с китайской спецификой, предложенными XVIII съездом КПК: процветание и сила, демократия, цивилизация, гармония (ценностные цели на национальном уровне), свобода, равенство, справедливость, верховенство закона (ценностные ориентации на социальном уровне), патриотизм, целеустремленность, честность и дружелюбие (ценностные нормы на индивидуальном уровне граждан). Наша задача - научить студентов активно следовать этим догмам.

Кроме того, необходимо определить, как образом идеологические и политические элементы будут интегрированы в учебный процесс.

В качестве примера можно взять спецкурс, являющийся частью программы обучения специальности русского языка. Курс «Русская культура» сочетает в себе страноведение и культурные знания, межкультурные особенности и социальные ценности. Он отличается сильной «гуманностью, культурностью и интерактивностью» [11: 39], так как включает богатые идеологические и политические ресурсы. Таким образом, он является наиболее подходящим курсом для идеологического и политического воспитания среди большого количества спецкурсов по русскому языку. Ниже мы рассмотрим этот курс более подробно, для того чтобы изучить процесс интеграции идеологического и политического воспитание в преподавание русского языка с помощью проработанной схемы.

«Русская культура» - обязательный курс для студентов второго курса по русскому языку. Он дает 2 кредита, состоит из 30 учебных часов и обычно разделен на 15 тем: география, история, китайско-российские отношения, литература, живопись, музыка и танцы, архитектура и скульптура, драма и кино, наука, техника и образование, медицина и здравоохранение, этносы и религия, спорт, кухня, праздники, традиции и обычаи. В зависимости от содержания каждой темы преподаватели могут определить, как лучше интегрировать идеологическое и политическое воспитание, и естественным образом связать его с китайской культурой, для того чтобы «доминирующая учебная программа» и «скрытая учебная программа» органично сочетались.

Например, проанализируем с этой точки зрения тему «История России»: при объяснении древней истории России преподаватель может провести параллель с древней историей Китая, сравнить Петра Великого с императором Канси, Екатерину II - с первой императрицей в китайской древней истории У Цзэтянь, обобщить их заслуги и ошибки, а также привить студентам правильные исторические ценности. Что касается части советской истории, то с одной стороны, советская антифашистская война и война китайского народа против японских захватчиков могут быть объединены, для того чтобы показать великие победы и огромные жертвы двух стран во Второй мировой войне, что

должно укрепить у студентов любовь к миру, уважение к предкам и бережное отношение к жизни. С другой стороны, причины и уроки распада Советского Союза могут быть обсуждены и проанализированы в противопоставлении с успешным опытом социализма с китайской спецификой, что, в свою очередь, должно утвердить у студентов уверенность в теории и пути китайского социализма.

Рассмотрим также тему «Русская музыка и танцы»: знакомя студентов с музыкальными произведениями известной русской музыкальной группы «Могучая кучка», классической музыки П. Чайковского, а также классическими русскими балетными, танцевальными драмами такими, как: «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» и т.д., преподаватели могут привить художественный вкус студентам, воспитать в них любовь к музыке, танцам и красоте, а также уважение и признательность за прекрасные дары цивилизации других стран.

Тема «Русские традиции и обычаи» включая в себя всесторонне изучение традиционной русской одежды, кухни, жилья, брачных и похоронных обычаев, обычаев поклонения животным и растениям, а также различных табу, что одновременно может быть сопоставлено с китайской народной культурой, сравнением этикета общения народов Китая и России, с целью улучшения у студентов навыков межкультурной коммуникации, их способности соблюдать все табу в общении, а также подготовить их к мирному и беспрепятственному межкультурному разговору и роли представителя китайской культуры.

Следует отметить, что введение элементов китайской культуры в курс «Русская культура» и сравнение культур двух стран не является способом принижения русской культуры, но направлено на повышение уверенности учащихся в собственной культуре, на то, чтобы наши студенты могли познакомить мир с китайской историей, таким образом углубляя понимание нашей культуры народами других стран [12: 2]. Так что, преподавателям необходимо научить студентов критически относиться к разным культурам, «извлекать вы-

ЛИТЕРАТУРА

1. Си Цзиньпин. Си Цзиньпин подчеркнул на Национальной конференции по идеологической и политической работе в колледжах и университетах: необходимо проводить идеологическую и политическую работу на протяжении всего процесса обучения и выбрать новый путь развития высшего образования в Китае // Жэньминь Жибао. 9 декабря 2016 г., первое издание. С. 1-3.

2. Си Цзиньпин. Си Цзиньпин подчеркнул на Национальной конференции по образованию: придерживайтесь пути социализма с китайской спецификой и воспитывайте строителей социализма и преемников традиций для всестороннего развития морали, мудрости, тела, красоты и труда. URL: http://www.moe.gov.cn/

3. Си Цзиньпин. Си Цзиньпин говорит об управлении страной и политике. Пекин: Изд-во на иностранном языке, 2017. Т. 2.

4. Хэ Хунцзюань. Внутренняя логика и стратегия развития системы от «Идеологических и политических курсов» до «Идеологического и политического воспитания в рамках учебной программы» // Исследование идеологического и политического образования. 2017. № 5. С. 60-64.

5. Лу Даокун. Некоторые основные проблемы и решения реализации «идеологического и политического воспитания

году из сути и удалять лишнее» [13: 41]. Точнее, наша цель в том, чтобы студенты не только могли понять и оценить экзотическую красоту русской культуры, но и любить и пропагандировать уникальную красоту китайской культуры. Как наш генсектретарь Си Цзиньпин подчеркнул: «Уверенность в собственной культуре является более фундаментальной, более глубокой и более прочной силой... Для того чтобы сохранять уверенность в пути, теории и политической системе социализма с китайской спецификой, по сути, нужно придерживаться уверенности в собственной культуре. Ведь такая приверженность собственной культуре может решить важные проблемы, связанные с подъемом и падением страны, культурной безопасностью и национальной духовной независимостью» [3: 338, 349].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Китайская мудрость гласит: «План на сто лет, в котором образование на первом месте». Образование состоит из двух частей: передача знаний и идеологическое и нравственное воспитание, притом последнее стоит на первом месте, особенно для высшего образования [14: 10], что является основной идеей образования в Китае с древних времен до сегодняшнего дня. Предложение концепции «Идеологическое и политическое воспитание в рамках учебной программы» соответствует этой идее. Она расширяет идеологическое и политическое образование от идеологических и политических теоретических курсов до всех курсов, всего учебного процесса, и с участием всех преподавателей, что одновременно является и продолжением традиции, и новшеством в китайском образовании. В процессе ее внедрения преподаватели могут «вносить изменения в зависимости от времени, места, содержания курса и характеристик учащихся, а не быть ограниченными определенными методами и средствами» [15: 64].

Мы надеемся, что китайский опыт будет полезен для высшего образования и подготовки кадров в России и других странах.

REFERENCES

1. Xi Jinping. Xi Jinping stressed at the National Conference on Ideological and Political Work in Colleges and Universities: It is necessary to carry out ideological and political work throughout the entire learning process and choose a new path for the development of higher education in China. People's Daily. December 9, 2016, first edition. Pp. 1-3. (In China)

2. Xi Jinping. Xi Jinping stressed at the National Education Conference: Adhere to the path of socialism with Chinese characteristics and educate the builders of socialism and the successors of traditions for the comprehensive development of morality, wisdom, body, beauty and work. http://www.moe.gov.cn/

3. Xi Jinping. Xi Jinping: The governance of China. Beijing: Publishing House in Foreign Languages. 2017. Vol. 2.

4. He Hongjuan. Internal logic and strategy of the system development from "Ideological and political courses" to "Ideological and political education within the framework of the curriculum". Research of Ideological and Political Education. 2017. No. 5. Pp. 60-64. (In China)

5. Lu Daokun. Some main problems and solutions of the implementation of "ideological and political education within the framework of the curriculum". Ideological and Theoretical Education. 2018. No. 3. Pp. 64-69. (In China)

МуАчжэнь

в рамках учебной программы» // Идеологическое и теоретическое образование. 2018. № 3. С. 64-69.

6. Сюй Хун. Размышления о построении наиболее эффективных курсов бакалавриата по специальности русского языка в рамках Национального стандарта // Преподавание русского языка в Китае. 2020. №7. С. 17-23.

7. Ли Яньсун. Воплотить дух Национальной конференции по образованию и способствовать развитию высококвалифицированных дисциплин по иностранным языкам // Мир иностранных языков. 2019. № 3. С. 2-6.

8. Цуй Гэ. Исследование и практика «идеологического и политического воспитания по дисциплинам иностранных языков» в соответствии с всесторонним «идеологическим и политическим воспитанием в рамках учебной программы» // Исследование идеологической и политической работы. 2019. № 7. С. 138-140.

9. Ли Гоцзюань. Строительство «идеологического и политического воспитания в рамках учебной программы» должно четко охватывать пять ключевых звеньев // Высшее образование в Китае. 2017. № Z3. С. 28-29.

10. Ли Цзинься, Лю Хунся. Путь реализации идеологического и политического воспитания в продвинутом спецкурсе русского языка // Преподавание русского языка в Китае. 2020. № 2. С. 87-92.

11. Ян Сюпин. Идеологическое и политическое воспитание в спецкурсе английского языка в колледжах: Обоснование, текущая ситуация и путь // Китайское профессионально-техническое образование. 2020. № 8. С. 36-41.

12. Лю Лиминь. Китайско-российское культурное сотрудничество и обмен в рамках «Пояса и пути» // Преподавание русского языка в Китае. 2015. № 8. С. 1-4.

13. Сюй Ин. Размышления об интеграции идеологических и политических элементов в преподавании иностранных языков в колледжах и университетах // Форум науки и образования. 2020. № 4. С. 41.

14. Цю Вэйгуан. Значение и путь формирования «Идеологического и политического воспитания в рамках учебной программы» // Идеологическое и теоретическое образование. 2017. № 7. С. 10-14.

15. Лю Чэнгун. Размышления об углубленном продвижении «Идеологического и политического воспитания в рамках учебной программы» // Идеологическое и теоретическое образование. 2018. № 6. С. 62-67.

6. Xu Hong. Russian language teaching in China: Reflections on the construction of the most effective bachelor's degree courses in the specialty of the Russian language within the framework of the National Standard. Teaching of the Russian Language in China. 2020. No. 7. Pp. 17-23. (In China)

7. Li Yansong. Embody the spirit of the National Conference on education and promote the development of highly qualified disciplines in foreign languages. World of Foreign Languages.

2019. No. 3. Pp. 2-6. (In China)

8. Cui Ge. Research and practice of "ideological and political education in the disciplines of foreign languages" in accordance with the comprehensive "ideological and political education within the framework of the curriculum". Research of Ideological and Political Work. 2019. No. 7. Pp. 138-140. (In China)

9. Li Guojuan. Five key links that must be firmly grasped in the construction of curriculum ideological and political education. Higher Education in China. 2017. No. Z3. Pp. 28-29. (In China)

10. Li Jingxia, Liu Hongxia. Russian language teaching in China: The way of realization of ideological and political education in an advanced special course of the Russian language. 2020. No. 2. Pp. 87-92. (In China)

11. Yang Xiuping. Ideological and political education in a special course of English in colleges: Justification, current situation and path. Chinese Vocational Education. 2020. No. 8. Pp. 36-41. (In China)

12. LiuLimin. Chinese-Russian cultural cooperation and exchange within the framework of the "Belt and Road". Teaching the Russian Language in China. 2015. No. 8. Pp. 1-4. (In China)

13. Xu Ying. Reflections on the integration of ideological and political elements in the teaching of foreign languages in colleges and universities. Forum of Science and Education.

2020. No. 4. Pp. 41. (In China)

14. Qiu Weiguang. The meaning and way of forming "Ideological and political education within the framework of the curriculum". Ideological and Theoretical Education. 2017. No. 7. Pp. 10-14. (In China)

15. Liu Chenggong. Thoughts on further promoting "Ideological and political education within the framework of the curriculum in Colleges and Universities". Ideological and Theoretical Education. 2018. No. 6. Pp. 62-67. (In China)

Статья проверена программой Антиплагиат

Р е ц е н з е н т: Юэ Ця, кандидат гуманитарных наук, старший преподаватель; научный сотрудник пост-докторской станции Восточно-китайского политико-юридического университета; заместитель начальника Центра исследований при Комиссии по юридическим услугам для ШОС (Китай)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 25.09.2021, принята к публикации 16.10.2021 The article was received on 25.09.2021, accepted for publication 16.10.2021

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Му Ачжэнь, кандидат филологических наук; старший преподаватель кафедры русского языка Школы языка и культуры Шанхайского политико-юридического университета. Шанхай, Китай. E-mail: 944530282@qq.com

ABOUT THE AUTHOR

Mu Azhen, Cand. Sci. (Philol.); senior lecturer at the Department of Russian of the School of Language and Culture of the Shanghai University of Political Science and Law. Shanghai, China. E-mail: 944530282@qq.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.