Научная статья на тему 'ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ КИТАЯ В ПРЕДДВЕРИИ ХХ СЪЕЗДА КПК'

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ КИТАЯ В ПРЕДДВЕРИИ ХХ СЪЕЗДА КПК Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
625
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СИ ЦЗИНЬПИН / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МАРКСИЗМ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯУЧЕБА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ломанов А.В.

В статье на примере “внешнеполитических идей Си Цзиньпина” рассмотрен идеологический и политический фон подготовки к проведению ХХ съезда КПК. Перед важным политическим мероприятием появился запрос на демонстрацию достижений китайского руководства ради создания позитивных настроений в китайском обществе Интенсификация зарубежной критики в адрес политики Си Цзиньпина порождает попытки представить китайского лидера единственным виновником ухудшения связей КНР с внешним миром. Параллельно набирает обороты китайская пропаганда дипломатических успехов китайского лидера вместе с популяризацией “внешнеполитических идей Си Цзиньпина”. Официальная точка зрения подчеркивает целостный и комплексный характер идейной системы Си Цзиньпина. Вместе с тем проблема многослойности современной китайской идеологии заслуживает более пристального внимания. Китайская трактовка “внешнеполитических идей Си Цзиньпина” исходит из того, что развитие марксизма и продолжение национальной традиции не противоречат друг другу. Предполагается, что благодаря опоре на марксизм “внешнеполитические идеи Си Цзиньпина” ответили на вопросы о том, строительство какого мира и каких международных отношений должен продвигать Китай, какой должна быть китайская дипломатия в новой ситуации. Исследователи указывают, что “внешнеполитические идеи Си Цзиньпина” и концепция сообщества судьбы человечества являются “важными результатами китаизации марксизма”. В такой интерпретации марксистские идеалы КПК предстают близкими к чаяниям китайской традиции и потому вполне приемлемы для восприятия во внешнем мире. “Внешнеполитические идеи Си Цзиньпина” тесно вплетены в китайские планы координации внутренней и внешней политики, укрепления систематического планирования внешнеполитической работы, совмещения усилий по обеспечению развития и защите национальной безопасности. Активная пропаганда в преддверии ХХ съезда КПК “внешнеполитических идей Си Цзиньпина” указывает на большую вероятность их существенного присутствия в материалах партийного форума. На фоне сохраняющихся трудностей в экономике ключевым тезисом съезда может стать акцент на успешности внешней политики, способности КПК защитить интересы страны и гарантировать ее безопасность. Развитие конструктивного сотрудничества России с Китаем требует серьезного внимания к идеологическим трактовкам внешней политики Пекина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA'S IDEOLOGY OF FOREIGN POLICY ON THE EVE OF THE 20TH CPC CONGRESS

The article, using the example of Xi Jinping Thought on Diplomacy, analyzes ideological and political background of preparations for the 20th CPC National Congress. Before an important political event, there has been a demand to demonstrate achievements of the CPC leadership in order to arise positive sentiments in Chinese society. Intensified foreign criticism of Xi Jinping's policies has spawned attempts to portray the Chinese leader as the sole culprit for China's deteriorating ties with the outside world. At the same time, Chinese propaganda stresses diplomatic successes of the leader along with the popularization of Xi Jinping Thought on Diplomacy. The official point of view emphasizes the holistic and comprehensive nature of Xi Jinping's ideological system. Nevertheless, the problem of the multi-layered nature of contemporary Chinese ideology deserves closer attention. The Chinese interpretation of Xi Jinping Thought on Diplomacy assumes that the development of Marxism and the continuation of the national tradition do not contradict each other. It is assumed that thanks to the reliance on Marxism, Xi Jinping Thought on Diplomacy has answered questions about what kind of global structure and international relations China should promote, what should be Chinese diplomacy in the new situation. The researchers point out that Xi Jinping Thought on Diplomacy and the concept of the community of the common destiny of mankind both are “important results of the Sinicization of Marxism”. In this interpretation, the Marxist ideals of the CPC appear close to the aspirations of the Chinese tradition and therefore are quite acceptable for the outside world. Xi Jinping Thought on Diplomacy is woven into China's plans to coordinate domestic and foreign policy, strengthen the systematic planning of foreign policy work, and combine efforts to ensure development and protect national security. Active propaganda of Xi Jinping Thought on Diplomacy on the eve of the 20th Congress of the CPC indicates a high probability of its increased presence in the materials of the Party forum. Against the backdrop of continuing difficulties in the economy, the key message of the Congress may be an emphasis on the success of the CPC's foreign policy and its ability to protect national interests and guarantee China’s security. Further development of constructive cooperation between Russia and China requires serious attention to ideological interpretations of Beijing's foreign policy.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ КИТАЯ В ПРЕДДВЕРИИ ХХ СЪЕЗДА КПК»

DOI: 10.48647/IFES.2022.78.33.030

А.В. Ломаное

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ КИТАЯ В ПРЕДДВЕРИИ ХХ СЪЕЗДА КПК

Аннотация. В статье на примере «внешнеполитических идей Си Цзиньпина» рассмотрен идеологический и политический фон подготовки к проведению ХХ съезда КПК. Перед важным политическим мероприятием появился запрос на демонстрацию достижений китайского руководства ради создания позитивных настроений в китайском обществе Интенсификация зарубежной критики в адрес политики Си Цзиньпина порождает попытки представить китайского лидера единственным виновником ухудшения связей КНР с внешним миром. Параллельно набирает обороты китайская пропаганда дипломатических успехов китайского лидера вместе с популяризацией «внешнеполитических идей Си Цзиньпина». Официальная точка зрения подчеркивает целостный и комплексный характер идейной системы Си Цзиньпина. Вместе с тем проблема многослойности современной китайской идеологии заслуживает более пристального внимания. Китайская трактовка «внешнеполитических идей Си Цзиньпина» исходит из того, что развитие марксизма и продолжение национальной традиции не противоречат друг другу. Предполагается, что благодаря опоре на марксизм «внешнеполитические идеи Си Цзиньпина» ответили на вопросы о том, строительство какого мира и каких международных отношений должен продвигать Китай, какой должна быть китайская дипломатия в новой ситуации. Исследователи указывают, что «внешнеполитические идеи Си Цзиньпина» и концепция сообщества судьбы человечества являются «важными результатами китаизации марксизма». В такой интерпретации марксистские идеалы КПК предстают близкими к чаяниям китайской

традиции и потому вполне приемлемы для восприятия во внешнем мире. «Внешнеполитические идеи Си Цзиньпина» тесно вплетены в китайские планы координации внутренней и внешней политики, укрепления систематического планирования внешнеполитической работы, совмещения усилий по обеспечению развития и защите национальной безопасности.

Активная пропаганда в преддверии ХХ съезда КПК «внешнеполитических идей Си Цзиньпина» указывает на большую вероятность их существенного присутствия в материалах партийного форума. На фоне сохраняющихся трудностей в экономике ключевым тезисом съезда может стать акцент на успешности внешней политики, способности КПК защитить интересы страны и гарантировать ее безопасность. Развитие конструктивного сотрудничества России с Китаем требует серьезного внимания к идеологическим трактовкам внешней политики Пекина.

Ключевые слова: Китай, Си Цзиньпин, внешняя политика, марксизм, традиционная культура, политическая учеба.

Автор: Ломанов Александр Владимирович, доктор исторических наук, профессор РАН, руководитель Центра Азиатско-тихоокеанских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН; главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН. ORCID 0000-0003-2676-4271. E-mail: a_lomanov@hotmail.com

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

A.V. Lomanov

China's Ideology of Foreign Policy on the Eve of the 20th CPC Congress

Abstract. The article, using the example of Xi Jinping Thought on Diplomacy, analyzes ideological and political background of preparations for the 20th CPC National Congress. Before an important political event, there has been a demand to demonstrate achievements of the CPC leadership in order to arise positive sentiments in Chinese society. Intensified foreign criticism of Xi Jinping's policies has spawned attempts to portray the Chinese leader as the sole culprit for China's deteriorating ties with the outside world. At the same time, Chinese propaganda stresses diplomatic successes of the leader along with the popularization of Xi Jinping Thought on Diplomacy. The official point of view emphasizes the holistic and comprehensive nature of Xi Jinping's ideological system. Nevertheless, the problem of the multi-layered nature of contemporary Chinese ideology deserves closer attention. The Chinese interpretation of Xi Jinping Thought on Diplomacy assumes that the development of Marxism and the continu-

ation of the national tradition do not contradict each other. It is assumed that thanks to the reliance on Marxism, Xi Jinping Thought on Diplomacy has answered questions about what kind of global structure and international relations China should promote, what should be Chinese diplomacy in the new situation. The researchers point out that Xi Jinping Thought on Diplomacy and the concept of the community of the common destiny of mankind both are "important results of the Sinicization of Marxism". In this interpretation, the Marxist ideals of the CPC appear close to the aspirations of the Chinese tradition and therefore are quite acceptable for the outside world. Xi Jinping Thought on Diplomacy is woven into China's plans to coordinate domestic and foreign policy, strengthen the systematic planning of foreign policy work, and combine efforts to ensure development and protect national security.

Active propaganda of Xi Jinping Thought on Diplomacy on the eve of the 20th Congress of the CPC indicates a high probability of its increased presence in the materials of the Party forum. Against the backdrop of continuing difficulties in the economy, the key message of the Congress may be an emphasis on the success of the CPC's foreign policy and its ability to protect national interests and guarantee China's security. Further development of constructive cooperation between Russia and China requires serious attention to ideological interpretations of Beijing's foreign policy.

Keywords: China, Xi Jinping, foreign policy, Marxism, traditional culture, political education.

Author: Alexander V. LOMANOV, Dr. Sc. (History), Professor of the RAS, Head of the Center for Asia-Pacific Studies, Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations of the Russian Academy of Sciences; Chief Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. ORCID 0000-0003-2676-4271. E-mail: a_lomanov@hotmail.com

Conflict of interests. The author declares the absence of the conflict of interests.

Запланированное на вторую половину 2022 г. проведение XX съезда КПК повысило требования к эффективности работы китайского руководства. Перед важным политическим мероприятием следовало обеспечить устойчивый экономический рост и гарантировать стабильность ради создания позитивных настроений в китайском обществе.

Сходный запрос на демонстрацию успехов возникает в китайской политике раз в пять лет перед партийными съездами. Вероятное продление по итогам ХХ съезда полномочий Си Цзиньпина на посту генерального секретаря ЦК КПК на третий срок означает изменение неформального механизма передачи властных полномочий, ограни-

чивавшего пребывание лидера у власти одним десятилетием, состоящим из двух последовательных пятилетних сроков пребывания во главе партии и государства. Властям нужно убедить общество в обоснованности такой перемены, продемонстрировав незаурядность достижений нынешнего руководства.

Китай продвигался к ХХ съезду КПК на фоне крупномасштабных внутренних и внешних вызовов, более серьезных, чем пять или десять лет назад — перед XIX съездом в 2017 г. или XVIII съездом в 2012 г., на котором пришел к власти Си Цзиньпин. Весной 2022 г. многие крупные города Китая ввели антиковидные локдауны для предотвращения крупномасштабного распространения эпидемии. На возвращение ко-ронавируса власти ответили жесткими мерами, которые уже были использованы для подавления эпидемии в начале 2020 г. Из-за введенных ограничений вновь возникли проблемы остановки производства и снижения объемов розничной торговли. Торможение экономики дало повод для сомнений в достижимости в 2022 г. объявленного в докладе правительства показателя прироста ВВП на 5,5 %.

Западная критика китайской политики

За рубежом по мере приближения съезда КПК критика политики Си Цзиньпина становится все более интенсивной. Западные эксперты высказывали предположения, что в 2022 г. впервые за три десятилетия темпы роста экономики КНР уступят показателю роста США. Если этот прогноз оправдается, замедление из экономической проблемы превратится в политическую ввиду возникновения повода для сомнений в превосходстве китайской модели развития над либеральной моделью капитализма западного образца.

Китайское руководство не смягчило противоэпидемические меры в ответ на недовольство иностранцев «неправильной» борьбой с коро-навирусом. Ослабление противоэпидемического контроля ради улучшения условий экономической деятельности могло привести к широкому распространению заболевания и большому количеству жертв. Китайская политика противостояния эпидемии осталась неизменной с 2020 г., когда Си Цзиньпин обещал ставить на первое место сохранение жизней людей. Отказ от этой политики мог ослабить легитимность правления КПК в глазах китайского общества. Для населения бесконтрольное распространение коронавируса стало бы крайне болезненным шоком. Занявший видное место в китайской пропаганде

акцент на неспособности и нежелании правительств развитых стран во главе с США спасти жизни сотен тысяч своих граждан в условиях пандемии усугубил бы удар по авторитету КПК в случае аналогичного развития событий в самом Китае. Поскольку в 2020 г. китайские власти накопили успешный опыт быстрого экономического восстановления после подавления вспышки эпидемии, в 2022 г. это позволило руководству КНР действовать более уверенно, рассчитывая на уже освоенные инструменты, продемонстрировавшие свою эффективность.

Помимо коронавирусных ограничений, вторым «ударом» по китайской экономике, по мнению британского журнала The Economist, стала «новая концепция развития» Си Цзиньпина. Признавая, что эта политика преследует рациональные цели борьбы с неравенством, монополизмом и накоплением долгов, а также обеспечения лидерства Китая в новых технологиях и усиления защиты от западных санкций, критики указывали на чрезмерное давление властей на предпринимательство в сфере новых технологий и сектор недвижимости, излишнюю поддержку государственной экономики, отсутствие либерализации и сосредоточение полномочий в руках КПК. Все эти проблемы являются внутренним делом Китая. Однако западные комментаторы оправдывали свое недовольство тем, что возникновение трудностей в огромной китайской экономике может привести к глобальной рецессии и деградации экономического взаимодействия Китая с внешним миром. «В дипломатии менее амбициозный и независимый частный сектор означает, что присутствие Китая за границей будет еще более управляемым государством и политически ориентированным. Оно может стать более злокачественным и также менее эффективным...»1.

Мишенью для нападок становится внешняя политика Китая. Джуд Бланшетт (Центр стратегических и международных исследований, США) утверждает, что отказ Си Цзиньпина выступить на стороне Запада с осуждением действий России на Украине мог стать его «самой крупной внешнеполитической ошибкой за почти десять лет пребывания у власти». С точки зрения американца, китайская поддержка в отношении России активизирует попытки Тайваня укрепить свой военный потенциал, ведет к сплочению прозападных блоков

1 How Xi Jinping is damaging China's economy. Inflexible policies are trumping pragmatism // The Economist. May 26th, 2022 (Updated: May 27th, 2022). URL: https://www.econo mist.com/leaders/2022/05/26/how-xi-jinping-is-damaging-chinas-economy (accessed: 30 May, 2022).

НАТО, Quad и AUKUS. Бланшетт видит в политике Пекина лишь ошибочные действия, порождающие невыгодное для китайской стороны внешнее противодействие. По его мнению, ответные санкции Китая против чиновников ЕС в 2021 г. затормозили продвижение китайско-европейского инвестиционного соглашения, угрозы в адрес Тайваня способствовали наращиванию поддержки в адрес острова со стороны США, Австралии и Японии, якобы затеянные Китаем военные столкновения на границе с Индией спровоцировали встречную жесткую реакцию со стороны Дели. С этой точки зрения рост влияния Си Цзиньпина на внешнюю политику оказывает негативное воздействие на долгосрочные стратегические интересы Китая. «В результате, по проблемам от Тайваня до Украины, вся политическая система Китая ждет приказов от Си. Внешнюю политику в период после ХХ съезда партии, который продлится с 2022 по 2027 годы, будет двигать субъективный взгляд Си на международные события и все более изолированная экосистема принятия решений, которая окружает его» [Blanchette].

Попытка представить китайского лидера единственным виновником ухудшения связей КНР с западными странами является очевидным упрощением. Вместе с тем следует обратить внимание на замечание Бланшетта о том, что внешняя политика КНР превращается в «политику Си Цзиньпина». На фоне широкой пропаганды внутри Китая «внешнеполитических идей Си Цзиньпина новой эпохи» данная констатация, взятая вне связи с необоснованными нападками на политику КНР, могла бы выглядеть в китайском контексте нейтрально и даже позитивно. Также не лишено оснований замечание о снижении воздействия МИД КНР на формирование внешней политики страны на фоне возрастания роли правящей партии. В годы правления Си Цзиньпина был сделан четкий акцент на укреплении «единого централизованного руководства» внешнеполитической работой со стороны ЦК КПК.

«Внешнеполитические идеи Си Цзиньпина»: марксизм и китайская традиция

Развитие конструктивного сотрудничества с Китаем требует серьезного внимания к идеологическим трактовкам внешней политики Пекина. В 2018 г. внутри Китая стартовала активная пропаганда «внешнеполитических идей Си Цзиньпина новой эпохи». Набор этих

«идей» имеет систематизированный облик и устойчивое содержание, соответствующие идеологические ориентиры отражены в системе политической учебы. Тезис о наступлении с приходом к власти Си Цзиньпина «новой эпохи» развития Китая появился в 2017 г. на XIX съезде КПК как признание того, что изменения коснулись многих сфер жизни партии, государства и общества. Если прежде лейтмотивом внешней политики был восходящий к Дэн Сяопину призыв к скромности и умеренности («скрывать блеск и вскармливать сумрак», таогуан янхуэй), то в 2013 г. Си Цзиньпин призвал наращивать активность (ю со цзо вэй). Сформировался новый набор внешнеполитических лозунгов, ключевое место среди которых занимает строительство «сообщества судьбы человечества1».

Бывший премьер-министр Австралии Кевин Радд, проявляющий большой интерес к изучению китайских проблем, в 2022 г. подчеркнул сложность понимания направленности политики Си Цзиньпина: во внутренней политике и экономике произошел сдвиг «влево», тогда как усиление национализма и более напористая внешняя политика указывают на смещение «вправо». Радд указал на неопределенность перспективы совмещения двух тенденций в рамках политики КПК, стремящейся обрести прочную легитимность глазах китайского народа2.

С точки зрения нормативной трактовки «идей Си Цзиньпина новой эпохи социализма с китайской спецификой» подобные опасения выглядят безосновательными. Официальная пропаганда подчеркивает целостный и комплексный характер идейной системы Си Цзинь-пина.

Вместе с тем многослойность современной китайской идеологии заслуживает более пристального внимания. Представляют интерес взгляды влиятельных китайских исследователей, находящихся в русле

1 По мнению автора, при переводе китайского сочетания «жэньлэй минъюнь гунтун-ти» («сообщество судьбы человечества») использование дополнительного определения «единый» является избыточным с лингвистической точки зрения и неточным по существу. Китай последовательно подчеркивает свое признание многообразия мира и путей его развития. Поэтому искусственно привносимый в перевод акцент на «единообразной» судьбе человечества противоречит базовым постулатам китайской внешнеполитической идеологии.

2 Xi Jinping's Year of Instability: Mounting Challenges to China's Economy in 2022 and the Implications for Chinese Domestic Politics and Foreign Policy. May 10th, 2022 / The full text of ASPI President Kevin Rudd's prepared remarks delivered to the Asia Society, New York on May 9, 2022. URL: https://asiasociety.org/policy-institute/xi-jinpings-year-instability-4 (accessed: 15 May, 2022).

основного провластного течения, но при этом имеющих возможность высказывать собственную позицию. Известный ученый-международник Янь Сюэтун (Университет Цинхуа) проанализировал противоречия китайской внешнеполитической идеологии в книге «Лидерство и возвышение великих держав», опубликованной в 2019 г. на английском языке в издательстве Принстонского университета. Он отметил, что общемировой упадок либеральной идеологии дает Китаю шанс укрепить влияние своих ценностей и сделать их основой нового международного порядка. Проблема в том, чтобы правильно определить направление поиска необходимых для этого идейных ресурсов.

По мнению Янь Сюэтуна, на китайскую внешнюю политику оказывают влияние четыре идеологических течения — марксизм, экономический прагматизм, либерализм и традиционализм. Марксизм авторитетен внутри страны, поскольку является нормативной идеологией КПК, однако его воздействие на внешнюю политику невелико из-за невозможности совместить идею классовой борьбы со стремлением к миру и развитию. Ставший основой политики реформ и открытости Дэн Сяопина популярный в китайском обществе экономический прагматизм считает приоритетом наращивание собственного благосостояния, а не участие Китая в решении международных проблем. Влияние прозападного либерализма после 1980-х годов заметно сократилось и окончательно сошло на нет после провозглашения активного внешнеполитического курса Си Цзиньпина. На этом фоне наиболее перспективным ресурсом китайской внешнеполитической идеологии предстает традиционализм, опирающийся при обосновании современных приоритетов Китая на древнекитайскую идейную традицию [YanXuetong, p. 131—136].

Призыв к использованию традиционных идей для создания современной внешнеполитической идеологии укладывается в рамки основного течения. В Китае при поддержке властей происходит заметная «рекитаизация» политической лексики и ценностных воззрений, и это — отличительная черта правления Си Цзиньпина. В реальности все четыре вышеупомянутых течения способны влиять на идеологию внешней политики Китая. Официальная идеология КПК смыкается с экономическим прагматизмом и традиционализмом. Утративший былой авторитет либерализм находит ограниченное применение для обоснования Китаем благотворности процессов глобализации и приверженности устранению международных барьеров на пути торговли и инвестиций.

Обращаясь к западной аудитории, Янь Сюэтун редуцировал нормативную идеологию к марксизму и учению о классовой борьбе. В реальности современная идеология КПК является многокомпонентной и потому сложной для внешнего восприятия. Ее ведущими составными частями остаются марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна, неотделимые от концепции классовой борьбы. Однако ныне в едином ряду с ними стоят еще несколько компонентов. Их добавили для того, чтобы отразить политические приоритеты эпохи реформ. Это нацеленная на уклонение от международной конфронтации и построенная на приоритете экономического развития «теория Дэн Сяопина». Это «важные идей тройного представительства» Цзян Цзэминя, благодаря которым КПК провозгласила предпринимателей «строителями социализма с китайской спецификой» и тем самым безоговорочно интегрировала их в китайское общество, закрыв путь для возвращения к противостоянию классов. Это «научный взгляд на развитие» Ху Цзиньтао, призвавший к устранению накопившихся в период быстрого экономического развития противоречий: на этой базе возникли примирительные лозунги строительства «гармоничного общества» внутри Китая и «гармоничного мира» за его пределами.

С 2017 г. составной частью официальной идеологии КПК стали «идеи Си Цзиньпина новой эпохи социализма с китайской спецификой», призванные отразить обновленные цели и ценности Китая, перешедшего от накопления богатства к укреплению национальной мощи.

«Идеи Си Цзиньпина», включая их внешнеполитический компонент, не являются отрицанием классического марксизма, идей Мао Цзэдуна или теоретического наследия китайских лидеров эпохи реформ. Они претендуют на их унаследование и развитие без разрушения идейной преемственности. Во внутреннем китайском контексте это позволяет непротиворечивым образом сочетать «левое» стремление к обеспечению социальной справедливости под лозунгом «всеобщего богатства» с «правым» настроем на укрепление экономического и научно-технологического суверенитета, увеличение китайского влияния во внешнем мире, расширение опоры на традиционную мысль при формулировке национальных целей.

Популяризация «внешнеполитических идей Си Цзиньпина» внутри Китая активизировалась после публикации в августе 2021 г. «Учебного очерка внешнеполитических идей Си Цзиньпина» («Си Цзиньпин вайцзяо сысян сюэси ганъяо»), подготовленного Отделом пропаганды ЦК КПК и МИД КНР в качестве «авторитетного пособия»

для широкого круга кадровых работников и масс. Две организации выпустили совместное уведомление с требованием к партийным организациям всех уровней включить эту книгу в свои учебные планы. В информации о публикации указано, что «внешнеполитические идеи Си Цзиньпина являются важной составной частью идей Си Цзиньпина новой эпохи социализма с китайской спецификой, это важный теоретический результат соединения основополагающих принципов марксизма с практикой дипломатии большого государства с китайской спецификой (Чжунго тэсэ даго вайцзяо), это концентрированное воплощение идей об управлении государством ЦК КПК с товарищем Си Цзиньпином в качестве ядра в дипломатической сфере, это коренная приверженность и руководство к действию во внешнеполитической работе Китая в новую эпоху» ["XI Лпр1^ «ауао.."].

О важности книги свидетельствует проведение в начале сентября 2021 г. в Пекине Отделом пропаганды ЦК КПК и МИД КНР семинара по изучению «Учебного очерка внешнеполитических идей Си Цзиньпина». Выступивший на мероприятии глава МИД Ван И выделил пять ключевых аспектов изучения внешнеполитических идей Си Цзиньпина:

«Прежде всего, нужно глубоко осознать, что внешнеполитические идеи Си Цзиньпина проистекают из эпохи и одновременно являются направляющей и движущей эпоху великой идейной силой. Во-вторых, нужно глубоко осознать светлую истину, что внешнеполитические идеи Си Цзиньпина продвигают китаизацию марксизма, непрерывно осуществляют теоретическую инновацию. В-третьих, нужно глубоко осознать твердую уверенность в себе (цзяньдин цзы-синь) внешнеполитических идей Си Цзиньпина при унаследовании и развитии лучших традиций китайской культуры. В-четвертых, нужно глубоко осознать высочайшие чувства внешнеполитических идей Си Цзиньпина, думающих обо всем мире и заботящихся о деле прогресса человечества. В-пятых, нужно глубоко осознать важный смысл того, что внешнеполитические идеи Си Цзиньпина огромными шагами направляют движение вперед практики дипломатии большого государства с китайской спецификой, непрестанно добиваются исторических успехов» 1.

Нормативная характеристика «внешнеполитических идей Си Цзиньпина» и пояснения Ван И показывают, что в рамках современной китайской идеологии развитие марксизма и продолжение национальной традиции не противоречат друг другу. Упоминание о «твер-

дой уверенности в себе» отсылает к официальному лозунгу «четырех уверенностей» (сы гэ цзысинь). Сформулированный при Ху Цзиньтао лозунг «трех уверенностей» в пути, теории и строе китайского социализма, в 2016 г. Си Цзиньпин дополнил четвертым требованием «уверенности в собственной культуре». Лозунг «четырех уверенностей» подчеркивает невозможность хранить приверженность нормативной теории, пути социализма и институциональной системе в отрыве от унаследования традиционной культуры.

В статье для теоретического журнала ЦК КПК «Цюши» глава МИД КНР Ван И пояснил, что благодаря опоре на марксизм «внешнеполитические идеи Си Цзиньпина» ответили на вопросы о том, строительство какого мира и каких международных отношений должен продвигать Китай, какой должна быть китайская дипломатия в новой ситуации. На основе марксистского учения о производительных силах и производственных отношениях, о базисе и надстройке, удалось проанализировать проблемы экономической глобализации и развития мировой экономики, сформулировать китайский взгляд на глобальное управление, охрану окружающей среды, вопросы развития. Теоретическая и практическая инновация помогла «углубить понимание закономерностей международных отношений и китайской дипломатии, обогатить и развить марксистскую теорию международных отношений, раскрыть новую систему и новые горизонты дипломатической теории нового Китая». При этом использование ресурсов традиционной китайской культуры позволило Си Цзиньпину выдвинуть новые подходы к безопасности, цивилизации, экологии, правам человека, пониманию соотношения справедливости и выгоды, явным образом отличающиеся от устаревшего мышления «игры с нулевой суммой» и силовой политики, отбросить и превзойти традиционную теорию международных отношений, придать новый облик и содержание китайской теории дипломатии [Wang Yi, p. 40—41].

На публикацию «Учебного очерка внешнеполитических идей Си Цзиньпина» откликнулся вице-президент Китайской академии общественных наук, научный сотрудник Центра изучения идей Си Цзинь-пина новой эпохи социализма с китайской спецификой КАОН Ван Лингуй. Он сосредоточил внимание на концепции «сообщества судь-

1 Wang Yi chuxi "Xi Jinping waijiao sixiang xuexi gangyao" chuban zuotanhui bing jianghua [Wang Yi presided and delivered speech at the seminar on publication of the "Outline for studies in Xi Jinping Thought on Diplomacy"]. Xinhuashe [Xinhua News Agency], 2021, September 6. URL: http://www.gov.cn/guowuyuan/2021-09/06/content_5635772.htm (accessed: 10 April, 2022). (In Chinese).

бы человечества», отметив, что она коренится в лучших традициях китайской культуры. По мнению ученого, после прихода к власти Си Цзиньпин непрерывно искал современное выражение для китайской традиции, в том числе через использование, трансформацию и развитие древних идеалов и ценностей «гармонии без монолитного единства» (хэ эр бу тун), «совместного действия в полном согласии» (хэ чжун гун цзи), «Поднебесная принадлежит всем» (Тянься вэй гун), «Небо и человек едины» (Тянь жэнь хэ и). Без накопленного за длительное время богатства культуры было бы «совсем невозможно построить величественную идейную систему» «сообщества судьбы человечества».

Набор пропагандистских аргументов, обосновывающих соответствие традиционной китайской культуры современным ориентирам внешней политики КНР, обрел устойчивый характер в прошлом десятилетии. Речь идет о стремлении к гармонии в отношениях между всеми странами, о способности Китая радеть о выгодах для всего мира, об исконном дружелюбии китайской нации. Вице-президент КАОН отметил, что идеи миролюбия и Великого единения глубоко укоренены в китайской духовности, «продвижение осуществления идеи сообщества судьбы человечества и сердцевинные идеи лучших традиций китайской культуры неразрывно связаны».

На этом фоне выдвинутая Си Цзиньпином инициатива «Пояс и путь» предстает как практическое воплощение «сообщества судьбы человечества». Успешная практика «Пояса и пути» воплотит мировоззрение (букв. — «взгляд на Поднебесную», Тяньсягуань) китайской нации и ее идею мира Великой гармонии в грандиозной практике строительства «сообщества судьбы человечества». В перспективе развитие Китая будет соединяться с развитием стран «Пояса и пути» и других государств мира, «китайская мечта» о великом национальном возрождении будет сочетаться с мечтами жителей других стран. Эти рассуждения Ван Лингуя напоминают, что китайская трактовка «Пояса и пути» выходит за рамки экономических проблем и затрагивает сферу идеалов и ценностей.

Ученый указал, что КПК нацеливает на поиск общих интересов Китая и других стран, стремится сделать плоды развития доступными для всех, объединяет помыслы о счастье китайской нации с заботой о прогрессе всего человечества. Будучи самой крупной в мире марксистской политической партией, КПК неизменно стремится к равенству и справедливости в человеческом обществе, добивается того, чтобы все люди жили в мире и согласии, в достатке и благополучии, в атмосфере гармонии между культурами и хорошей экологической

обстановке. На этом фоне концепция «сообщества судьбы человечества» предстает как ответ КПК на вопросы о том, «что мы можем делать сегодня» и «станем ли мы лучше завтра», это результат поиска самого широкого общего знаменателя ценностей человечества, путь для решения современных мировых проблем и осуществления стремления людей к лучшей жизни [Wang Linggui].

Ведущие китайские исследователи указывают, что «теория дипломатии большого государства с китайской спецификой» должна объяснять внешнеполитическую практику и вместе с тем направлять ее. Теорией, направляющей практику, выступают «внешнеполитические идеи Си Цзиньпина». Теорией, объясняющей практику с помощью научных принципов, является «теория сообщества» (гунтунти ли-лунь). Избегая противопоставлений, они утверждают, что «внешнеполитические идеи Си Цзиньпина» и теория «сообщества судьбы человечества» в равной степени являются «важными результатами китаи-зации марксизма», инновационным образом осуществившими переход от сообщества классовых интересов к сообществу судьбы человечества, «это марксизм XXI века». С этой точки зрения «внешнеполитические идеи Си Цзиньпина» демонстрируют преемственность и инновационность как по отношению к теории марксизма, так и по отношению к лучшим традициям китайской культуры [Zhao Kejin, Zhao Danyang, р. 26]. В такой интерпретации марксистские идеалы КПК предстают близкими к чаяниям китайской традиции и потому вполне приемлемы для восприятия во внешнем мире.

Идеологическая опора внешней политики Китая

Сфера применения «внешнеполитических идей Си Цзиньпина» выходит далеко за рамки теории международных отношений и проблем интерпретации традиционной культуры. В мае 2022 г. член Политбюро ЦК КПК, начальник Канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ян Цзечи связал овладение «внешнеполитическими идеями Си Цзиньпина» с созданием нового облика китайской дипломатии.

Примечательно, что публикация Ян Цзечи открывается с ответа иностранным критикам, подчеркивавшим переживаемые Китаем в предсъездовский период трудности. Это дает основания предположить, что западные выпады не остаются незамеченными и китайское руководство пытается парировать внешнее давление усилением внут-

ренней идеологической работы. Ян Цзечи указал, что с начала 2022 г. китайское руководство успешно реагирует на внешние и внутренние вызовы, включая экономическую сферу. По его мнению, успехи стали возможны благодаря «мудрому принятию решений» (инмин цзю-эцэ) генерального секретаря Си Цзиньпина и ЦК КПК, правильному руководству со стороны идей Си Цзиньпина новой эпохи социализма с китайской спецификой, единению и усилиям партии, армии и всего народа. «Исходя из стратегической цели сдерживания Китая, некоторые страны предпочли закрыть глаза на великие достижения и выдающийся вклад Китая в дело международного мира и развития. Вместо этого, исходя из менталитета холодной войны и идеологических предубеждений, они сделали все возможное, чтобы распространять ложную информацию, выступать с нападками на Китай и очернять его. Они всячески стремятся проводить различные встречи, чтобы ободрить себя и продвигать собственные корыстные интересы; через создание группировок и «маленьких кружков» они инспирируют противостояние лагерей, пытаются подорвать безопасность и стабильность на периферии Китая, нанести ущерб коренным интересам Китая. Их замыслы никогда не увенчаются успехом. Факты доказывают, что мы твердо усвоили общую тенденцию мирового развития и верное направление истории; у нас есть сильное руководство КПК, очевидные преимущества социалистического строя с китайской спецификой, прочные основы для устойчивого и быстрого развития и накопления, долговременная стабильность социальной среды и духовная сила уверенности в себе и укрепления себя» [Yang Jiechi].

Выражение непоколебимой уверенности в обреченности любых попыток нанести ущерб Китаю и затормозить его развитие нацелено на консолидацию общества вокруг КПК в преддверии съезда. Ян Цзечи подчеркнул, что ХХ съезд — это «главная нить», которая будет пронизывать работу по всем направлениям в течение 2022 г.. «Во внешней работе нужно еще более всесторонне, систематически и глубоко изучать и претворять в жизнь идеи Си Цзиньпина новой эпохи социализма с китайской спецификой и внешнеполитические идеи Си Цзиньпина, держать перед глазами стратегическую ситуацию великого возрождения китайской нации и крупных изменений в мире, каких не было столетие, высоко поднять знамя построения сообщества судьбы человечества, с высоким чувством политической ответственности и исторической миссии твердо и хорошо проводить внешнюю работу по всем направлениям, практическими делами встречать успешное проведение ХХ съезда партии, внести необходимый вклад во

всестороннее строительство современного социалистического государства».

«Внешнеполитические идеи Си Цзиньпина» тесно вплетены в планы деятельности Китая на международной сцене. Среди приоритетов в год съезда Ян Цзечи указал на «координацию двух больших ситуаций (да цзюй) — внутри страны и на международной сцене, усиление целостного систематического планирования внешней работы», подразумевающие решительное исполнение указаний Си Цзиньпина и ЦК КПК, приверженность стратегическому значению «дипломатии первого лица».

Вторым направлением является «координация развития и безопасности, чтобы еще лучше служить развитию страны и национальному возрождению». Намечено отстаивать институциональную и идеологическую безопасность Китая, гарантировать политическую и социальную стабильность.

Третье направление — «продвижение и совершенствование положения во внешней работе, укрепление глобальной сети партнерских связей», включая углубление координации и сотрудничества с крупными странами. Следует отметить, что среди идеологических формулировок присутствует важное для нашей страны подтверждение внешнеполитического приоритета развития связей Китая с Россией по сравнению с китайско-американскими отношениями. «Будем придерживаться продвижения отношений китайско-российского всеобъемлющего стратегического партнерства новой эпохи. Будем добиваться от американской стороны, чтобы она двигалась навстречу китайской стороне, придерживаясь взаимного уважения, мирного сосуществования, взаимовыгодного сотрудничества, надлежащего контроля над разногласиями. Будем решительно отвечать на любые планы, речи и действия американской стороны, направленные на сдерживание и подавление Китая». После этого среди приоритетов китайской внешней политики были перечислены развитие связей с ЕС, реализация соглашения по В РЭП, взаимодействие со странами АСЕАН.

На четвертое место Ян Цзечи поставил активное участие и руководство со стороны Китая в реформе и строительстве системы глобального управления, отстаивание и осуществление подлинной многосторонности. Пекин сохранит поддержку экономической глобализации и построения мировой экономики открытого типа, международной координации макроэкономической политики, либерализации и упрощения торговли и инвестиций. Была обещана активная

поддержка ШОС и стран БРИКС в практическом сотрудничестве и институциональном строительстве, многосторонних механизмов G-20 и АТЭС.

Завершающим тезисом стало заявление о приверженности единому централизованному руководству со стороны ЦК КПК, дальнейшему укреплению рамок осуществляемого ЦК КПК контроля, координации всех аспектов внешней работы. «В идеях, политике и действиях будем обеспечивать высокую степень единства с ЦК КПК и товарищем Си Цзиньпином в качестве ядра, обеспечивать полное соблюдение приказов и директив, шагать в ногу, воплощать единое централизованное руководство ЦК КПК во всех аспектах полного процесса внешней работы». Наряду с развитием международных гуманитарных обменов и проекцией за рубеж позитивного образа Китая, поставлена задача обеспечить постоянное долгосрочное изучение истории КПК, унаследование успешного опыта деятельности партии. Усилия в области наращивания «мягкой силы» за пределами Китая сопряжены с повышением требований к идейной и партийно-исторической подготовке китайских координаторов международных связей. Статья Ян Цзечи завершилась призывом еще теснее сплотиться вокруг ЦК КПК с товарищем Си Цзиньпином в качестве ядра, чтобы преодолеть все

трудности и осуществить долгосрочные цели [Yang Jiechi].

* * *

В политической традиции КПК важное место занимает способность лидера внести свой вклад в разработку теории. Возвышение «идей Си Цзиньпина» демонстрирует успехи партийно-государственного лидера в данной сфере и способствует укреплению его авторитета. Активная пропаганда в преддверии ХХ съезда КПК «внешнеполитических идей Си Цзиньпина» указывает на большую вероятность их существенного присутствия и дальнейшего повышения статуса осенью 2022 г. в материалах партийного форума. На фоне сохраняющихся трудностей в экономике ключевым на съезде может стать акцент на успешности внешней политики, способности КПК защитить интересы страны и гарантировать ее безопасность.

Расширение присутствия идеологии КПК в сфере внешней политики заслуживает пристального внимания и изучения. Западные эксперты, констатируя рост влияния Си Цзиньпина на внешнюю политику КНР, в большинстве случаев ограничиваются выражением поверхностных опасений по поводу риска субъективных оценок и

ошибок китайского лидера. Некритическое восприятие и заимствование этих доводов способно стать препятствием для прогнозирования российско-китайских отношений. Углубленная работа в этой сфере требует всестороннего анализа китайских трактовок «внешнеполитических идей Си Цзиньпина», систематического рассмотрения ключевых лозунгов и политических установок, влияющих на формирование отношений Китая с внешним миром.

Библиографический список [references]

Blanchette, Jude (2022). Xi Jinping's Faltering Foreign Policy: The War in Ukraine and the Perils of Strongman Rule, Foreign Affairs, March 16. URL: https://www.foreignaf fairs.com/articles/china/2022-03-16/xi-jinpings-faltering-foreign-policy (accessed: 12 April, 2022).

Wang Linggui (2021). Tuidong goujian renlei mingyun gongtongti de xingdong zhinan [Action Guideline for Promoting the Building of Community with a Shared Future for Mankind], Guangmingribao[GuangmingDaily]. October 29, p. 11 (In Chinese).

Wang Yi (2021). Shenru xuexi guanche Xi Jinping waijiao sixiang, fenjin xin shidai Zhongguo waijiao zhuangkuo zhengcheng [Thoroughly Study and Implement Xi Jinping's Thought on Diplomacy, Forge Ahead with the Grand Journey of China's Diplomacy in the New Era]. Qiushi[Qiushi Journal], no. 22: 40—44 (In Chinese).

"Xi Jinping waijiao sixiang xuexi gangyao" chuban faxing ["Outline for Studies in Xi Jinping Diplomatic Thought" Published and Distributed], Renmin Ribao [People's Daily], 2021, August 17, p. 1 (In Chinese).

YanXuetong (2019). Leadership and the Rise of Great Powers, Princeton and Oxford, Princeton University Press, 260 p.

Yang Jiechi (2022). Shenru xuexi guanche Xi Jinping waijiao sixiang, jin yi bu kaituo dui wai gongzuo xin jumian [Thoroughly Study and Implement Xi Jinping Thought on Diplomacy, Further open up a New Situation in Foreign Affairs], Renmin Ribao [People's Daily], May 16, p. 6 (In Chinese).

Zhao Kejin, Zhao Danyang (2022). Zhongguo tese daguo waijiao de lilun jichu [The Theoretical Basis of Major Country Diplomacy with Chinese Characteristics]. Shijie jingji yu zhengzhi [World Economics and Politics], no 1: 5—26. (In Chinese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.