Научная статья на тему 'ПРОЦЕСС ДЕМОКРАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ВУЗАХ КИТАЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРОЦЕСС ДЕМОКРАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ВУЗАХ КИТАЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демократизация / современные университеты / высшее образование / демократический стиль управления / democratization / modern universities / higher education / democratic leadership style

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нина Жамсуевна Дагбаева, Сяовэнь Лю

Рассматриваются особенности развития процесса демократизации в современных университетах Китая. Дается анализ стратегии развития демократизации, его влияние на эволюцию общества в целом и систему образования в частности, расширение демократических свобод студентов и, как следствие, усиление позитивных изменений на всех уровнях системы образования. Современные авторы считают, что правильное понимание и решение сложных взаимоотношений между университетами, обществом и правительством, постоянное следование подходу, ориентированному на человека, активное продвижение демократизации высшего образования являются в настоящее время прочным основанием развития самой системы образования и стимулирования достижений в области научных исследований и разработок. Демократизация в Китае имеет свою историю, авторы выделяют два важных этапа в развитии демократизации в стране, первый начинается с момента образования государства в 1949 г., второй начинает отсчет с 1999 года и продолжается по сей день. Содержание процесса демократизации включает придание академической свободе и управленческой составляющей, установление субъектных отношений между преподавателем и студентами, предоставление возможности студентам пользоваться свободой в своей жизни и учебе, заниматься научными исследованиями под руководством определенного преподавателя, изучать самостоятельно отдельные курсы и т.д. Статья анализирует сложный путь становления демократических основ в системе образования, его основное содержание и механизмы и очерчивает возможные пути развития. Одним из стратегий развития является расширение каналов коммуникации на всех уровнях управления и во всех группах университета, расширение механизма реализации демократических прав преподавателей и студентов через представительство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нина Жамсуевна Дагбаева, Сяовэнь Лю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMOCRATIZATION PROCESS IN MODERN UNIVERSITIES OF CHINA: PROBLEMS AND PROSPECTS

This article examines the features of the development of the democratization process in modern universities in China. The study analyses the democratization development strategy, its impact on the evolution of society in general and the education system in particular. Moreover, it investigates the expansion of democratic freedoms for students, which as a result leads to positive changes at all levels of the education system. Modern researchers believe that comprehending and resolving the complex relationships between universities, society and the government, alongside a steadfast commitment to a human-centered approach and active promotion of democratization in higher education, form a stable foundation for the advancement of the education system and the stimulation of research and development achievements. Democratization in China has its own history. The authors identify two important stages in the development of democratization in the country. The first stage begins with the formation of the state in 1949 and the second stage begins in 1999, and continues to the present day. The process of democratization implies the granting of academic freedom and management, the establishment of subjective relationships between teachers and students, and the possibility for students to enjoy freedom in their lives and studies. This also entails engaging in scientific research under the guidance of a certain teacher and pursuing independent study of individual courses. The article analyzes the complex path of the formation of democratic foundations in the education system, its main content and mechanisms, and outlines possible ways of development. One of the development strategies is to expand communication channels at all levels of government and within various university groups, to expand the mechanism for implementing the democratic rights of teachers and students through representation.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕСС ДЕМОКРАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ВУЗАХ КИТАЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

GENERAL PEDAGOGY, HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 378.14(510)

ББК 74.047(5Кит)

Д 14

001: 10.53598/2410-3004-2024-1-333-13-22

ПРОЦЕСС ДЕМОКРАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ ВУЗАХ КИТАЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

(Рецензирована)

Нина Жамсуевна ДАГБАЕВА

Бурятский государственный университет им. Д.Банзарова,г. Улан-Удэ, Россия

пбадЬаеуа@таИ.ги; Ьирз://огас1. огд/0000-0002-8269-1751

Сяовэнь ЛЮ

Бурятский государственный университет им. Д.Банзарова,г. Улан-Удэ, Россия

1Шао\л/еШапд@126. сот,/Юре:// огаб. огд/0009-0007-3879-8125

Аннотация. Рассматриваются особенности развития процесса демократизации в современных университетах Китая. Дается анализ стратегии развития демократизации, его влияние на эволюцию общества в целом и систему образования в частности, расширение демократических свобод студентов и, как следствие, усиление позитивных изменений на всех уровнях системы образования. Современные авторы считают, что правильное понимание и решение сложных взаимоотношений между университетами, обществом и правительством, постоянное следование подходу, ориентированному на человека, активное продвижение демократизации высшего образования являются в настоящее время прочным основанием развития самой системы образования и стимулирования достижений в области научных исследований и разработок.

Демократизация в Китае имеет свою историю, авторы выделяют два важных этапа в развитии демократизации в стране, первый начинается с момента образования государства в 1949 г., второй начинает отсчет с 1999 года и продолжается по сей день. Содержание процесса демократизации включает придание академической свободе и управленческой составляющей, установление субъектных отношений между преподавателем и студентами, предоставление возможности студентам пользоваться свободой в своей жизни и учебе, заниматься научными исследованиями под руководством определенного преподавателя, изучать самостоятельно отдельные курсы и т.д.

Статья анализирует сложный путь становления демократических основ в системе образования, его основное содержание и механизмы и очерчивает возможные пути развития. Одним из стратегий развития является расширение каналов коммуникации на всех уровнях управления и во всех группах университета, расширение механизма реализации демократических прав преподавателей и студентов через представительство.

Ключевые слова: демократизация, современные университеты, высшее образование, демократический стиль управления.

Для цитирования: Дагбаева Н.Ж., Лю С. Процесс демократизации в современных вузах Китая: проблемы и перспективы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2024. Вып. 1(333). С. 13-22. 001: 10.53598/2410-3004-2024-1-333-13-22.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

DEMOCRATIZATION PROCESS IN MODERN UNIVERSITIES OF CHINA: PROBLEMS AND PROSPECTS

Nina Zh. DAGBAEVA

Buryat State University named after Dorji Banzarov, Ulan-Ude, Russia

ndagbaeva@mail.ru; https://orcid. org/0000-0002-8269-1751

Xiaowen LIU

Buryat State University named after Dorji Banzarov, Ulan-Ude, Russia

Huxiaowentang@126. com, https:// orcid. org/0009-0007-3879-8125

Abstract. This article examines the features of the development of the democratization process in modern universities in China. The study analyses the democratization development strategy, its impact on the evolution of society in general and the education system in particular. Moreover, it investigates the expansion of democratic freedoms for students, which as a result leads to positive changes at all levels of the education system. Modern researchers believe that comprehending and resolving the complex relationships between universities, society and the government, alongside a steadfast commitment to a human-centered approach and active promotion of democratization in higher education, form a stable foundation for the advancement of the education system and the stimulation of research and development achievements.

Democratization in China has its own history. The authors identify two important stages in the development of democratization in the country. The first stage begins with the formation of the state in 1949 and the second stage begins in 1999, and continues to the present day. The process of democratization implies the granting of academic freedom and management, the establishment of subjective relationships between teachers and students, and the possibility for students to enjoy freedom in their lives and studies. This also entails engaging in scientific research under the guidance of a certain teacher and pursuing independent study of individual courses.

The article analyzes the complex path of the formation of democratic foundations in the education system, its main content and mechanisms, and outlines possible ways of development. One of the development strategies is to expand communication channels at all levels of government and within various university groups, to expand the mechanism for implementing the democratic rights of teachers and students through representation.

Keywords: democratization, modern universities, higher education, democratic leadership style.

For citation: Dagbaeva N.Zh., Liu Xiaowen. Democratization process in modern universities of China: problems and prospects// Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2024. Issue 1 (333). P. 13-22. DOI: 10.53598/2410-3004-2024-1-333-13-22.

Введение. Современное образование в мире подвержено многим поступательным процессам: глобализации, компьютеризации, интернационализации, и не последнюю роль играет процесс демократизации. В Китае он рассматривается как политическая особенность нашего времени и необратимая историческая тенденция развития человеческого общества. Демократия, суть которой сводится к распределению политических прав между различными классами, является проявлением того, что характеризует развитие самого человечества [1]. Древнегреческий историк Геродот (484-430/420 гг. до н.э.) в своей книге «Истории» впервые назвал афинскую политическую систему демократией [2]. Знаменитый афинский государственный деятель Перикл (495-429 гг. до н.э.) в своих работах отмечал, что наша система называется демократической, потому что власть находится в руках большинства граждан, а не в руках меньшинства.

Их труды можно считать самыми ранними концепциями демократии в истории человеческой цивилизации. В XVII-XVIII вв. группа буржуазных мыслителей эпохи Просвещения подняла знамёна самоопределения, равенства, демократии и прав человека, критиковала теократию и иерархические привилегии и тем самым внесла значительный вклад в развитие демократической мысли [3].

Суть общественного развития — это движение к демократии. Образование как важный аспект общественного развития всегда отвечало за выполнение важной миссии эволюции человека и общества. Как прогрессивное мировоззрение, демократия всегда стремилась следовать за общими идеалами человечества.

В настоящее время процесс реализации комплекса идей и принципов свободы в педагогической теории и практике имеет место во многих странах. Особое развитие она получила в Китае. Демократизация образования в стране реализуется через целый ряд политических решений и практических механизмов осуществления демократических принципов.

Гао Си, китайский философ, в своем труде «Основные принципы демократизации высшего образования» утверждает, что «демократизация образования» является основной тенденцией развития мировой системы образования, и в сфере высшего образования все большее внимание уделяется демократическим ценностям. Демократизация высшего образования означает, что граждане должны пользоваться демократией в образовании, академической свободой, равными возможностями в образовании, что образование должно быть открыто для широкой общественности, и все должны пользоваться равными правами на образование. Демократизация высшего образования тесно связана с качеством образования, и это долгий путь, но к нему необходимо стремиться [4].

Методология и методы исследования. Хотя демократизация высшего образования начала формироваться более века назад, только в XX в. она стала основным руководящим принципом развития высшего образования во многих странах и достигла значительных успехов [5]. Сегодня как в нашей стране, так и в Китае ведутся споры о многочисленных проблемах и противоречиях, с которыми сталкивается демократизация в системе образования. Как отмечают российские и китайские исследователи, демократизация системы образования имеет давние корни. В научном исследовании А.Ю. Двояновой выявлены основные этапы демократизации отечественного образования XX-XXI вв., охарактеризованы его педагогические аспекты. По её мнению, идеи демократизации отечественного образования зародились задолго до провозглашения демократии как политического режима. В данной работе особое внимание уделяется педагогическим аспектам демократизации российского образования в период XX и начала XXI вв. [6]. В настоящее время предпринимается попытка восстановить традиционное для русской культуры понимание термина «демократизация образования». Как отмечает в своей работе A.B. Калачев, в последние годы сложилось отождествление демократических и либеральных ценностей в сфере образования, подчеркивается роль демократизации образования в решении важных вопросов социального неравенства в российском образовании. Эта тема важна, так как обусловлена необходимостью обозначения закономерностей, характерных черт и особенностей демократического образования, призванных подкрепить искания политиков и реформаторов образования [6].

Что касается Китая, то правильное понимание и решение сложных взаимоотношений между университетами, обществом и правительством, постоянное следование подходу, ориентированному на человека, активное продвижение демократизации высшего образования являются прочным фундаментом и мощной гарантией уровня развития высшего образования и стимулирования достижений в области исследований и разработок [3]. Волна демократизации, естественно, также является необратимой исторической тенденцией в современном развитии высшего образования.

Китайское высшее образование претерпело колоссальное развитие с момента основания страны. В 1949 г. в Китае насчитывалось 13 высших учебных заведе-

ний, в том числе 8 государственных и 5 частных. С тех пор, согласно результатам, опубликованным в «Национальном рейтинге обычных высших учебных заведений», в Китае насчитывается в среднем 2914 высших учебных заведений, что на 2901 больше, чем на заре образования КНР [7]. Развитие демократизации высшего образования в Китае постепенно развивалось и совершенствовалось вместе с увеличением числа университетов. Увеличение числа университетов в Китае и совершенствование качества образования, постепенно приводили и к развитию демократизации высшего образования.

Семена демократии были посеяны в первые годы существования КНР во всех видах образования. Они проросли, расцвели и продолжают развиваться. Ранее в Китае не все имели демократическое право на образование. Образование было привилегией богатых людей, а бедные слои населения, а также женщины не имели права на образование вообще. После создания нового Китая система образования и философия жизни кардинально изменились, и одним из наиболее ярких проявлений демократии явилось право каждого человека на образование. Каждый ребенок школьного возраста (6-15лет) может получить девятилетнее обязательное бесплатное образование. Государство вкладывает огромные экономические и финансовые ресурсы на подготовку кадров и укрепление национального образования. Сегодня демократическое право на образование наблюдается на всех этапах обучения.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно научным изданиям, демократизация высшего образования в Китае к настоящему времени прошла два важных этапа. Первый начинается с момента образования государства (1949 г. — 1999 г.). Это начальный этап развития демократизации высшего образования. Высшее образование в КНР опирается на традиционные китайские концепции демократического образования и в то же время соприкасается с некоторыми западными идеями демократического образования. Термин «демократия» впервые в Китае был использован в «Шань-шу» (кит.) — «Книге перемен». В ней говорится, что «Небо стремится к демократии во все времена» [8]. Слово «демократия» здесь означает «хозяин народа» или «быть хозяином народа». Феодальное общество в Китае со времен объединения страны императором Цинь Шихуанди представляло собой династическую монархию. Длительный период царского правления характеризовался феодальным деспотизмом, в котором практически отсутствовали традиции демократии и правового государства. Однако в трудах некоторых выдающихся мыслителей и других документах можно найти немало элементов демократического мышления. В 1949 г. провозвестник китайской революции Сунь Чжуншань (Ятсен) впервые в истории Китая выдвинул всеобъемлющую теорию и политическую программу создания буржуазной демократической республики. Осуществление принципа народовластия мыслилось Сунь Ятсеном через преобразование авторитарной политической системы в демократическую путем установления демократической республики и создания национального правительства на основе равенства государства и народа, участия народа в управлении государством и проведения политики разделения «пяти властей»: законодательной, судебной, административной, экзаменационной и контрольной. Это преобразование должно было проходить через промежуточные этапы, необходимые для созревания условий, позволяющих вступить в период «конституционного правления», знаменующего демократизацию политической системы [9]. Основным его вкладом в учение о демократии стала переработка «Старых трех принципов народа» в «Новые три принципа народа». В 1924 г. Сунь Чжуншань, как предтеча демократической революции, выдвинул в 1924 г. идею новых «Трех принципов народа», подчеркнув, что власть государства должна быть «разделена простым народом», выделяя народный и популярный

характер демократии [9]. В 1928 г. на Первой национальной конференции по образованию КНР было принято решение сделать целью образования «Три принципа народа»: восстановление духа нации для достижения национализма; привитие политических знаний для достижения популизма; воспитание привычки к труду для достижения популизма» [10].

Подобное демократическое мышление является большим прогрессом и скачком в истории человеческой мысли. Оно оказывает далеко идущее влияние на образовательную идеологию колледжей и университетов. Новая демократическая идеология образования является продуктом сочетания марксизма и актуальности современного образования в Китае, а также важной частью революционной идеологии новой демократии, суть которой — народное, научное и популярное образование под руководством Коммунистической партии Китая, руководствующейся идеологией марксизма-ленинизма. Становление, развитие и совершенствование педагогической мысли новой демократии оказало глубокое влияние на развитие современного образования в Китае и является изменением в истории китайского образования, имеющим эпохальное значение.

Благодаря культурному наследию и распространению западных демократических идей китайское высшее образование в этот период имело теоретическую основу для демократизации, но по состоянию и условиям работы образовательных учреждений, качеству преподавательских кадров и т.д., демократизация находилась еще только на начальном этапе развития. Хотя в начале создания страны демократизация высшего образования не достигла больших успехов, но она заложила прочный теоретический фундамент для её развития.

Второй этап развития демократизации высшего образования начинается с 1999 г. и продолжается по настоящее время. После демократической реформы системы высшего образования образование стало доступным для широких слоев населения, и каждый получил равные права на образование. В этот период число студентов университетов удвоилось.

Л«(1949^-2021 ^}

2022-06-"!

й«5»я: untaita «и; ^л

https://www.shujujidi.com/jiaoyu/235.html

Рисунок 1. Рост числа студентов Figure 1. Growth in the number of students

С резким увеличением числа поступающих в вузы увеличилось количество студентов, что, с одной стороны, способствует популяризации высшего образования

в Китае и позволяет большему числу молодых людей получить его, с другой — ставит под вопрос качество и потенциал развития высшего образования. Как дать

возможность большинству молодежи получить высшее образование и получить качественное образование? Это главная проблема в процессе демократизации высшего образования в стране на сегодня.

Во-первых, до реформы и увеличения количества студентов все учились в вузах бесплатно, а образование финансировалось в основном из школьных фондов и государственной казны. С увеличением количества обучающихся государству и университету стало сложнее поддерживать студентов. Поэтому, чтобы решить эту проблему, необходимо обратить внимание на формирование «механизма распределения расходов на образование» в соответствии с национальными условиями исходя из статистических данных. Чтобы образование стало более доступным на основе всестороннего учета способностей студентов, они должны нести определенную долю расходов на образование. На национальном уровне должна быть действенная политика и система институциональных гарантий, дополняющих «механизм распределения расходов на образование», чтобы студенты могли реально воспользоваться преимуществами демократизации.

Во-вторых, с учетом национальных условий КНР можно создать определенный административный механизм, чтобы студенты имели возможность решения материальных проблем, в том числе инвариантность действий при зачислении и отчислении. При возникновении финансовых трудностей они могут брать беспроцентные ссуды, участвовать в грантах, приостанавливать учёбу ради работы, чтобы улучшить свое материальное положение, а затем снова продолжать обучение. Это станет важнейшим шагом в демократизации высшего образования. Многообразие таких путей позволит большему числу молодых людей получить доступ к высшему образованию.

Демократизация образования не должна быть идеалом или лозунгом, скорее, наше мышление должно быть сосредоточено на вопросе: как мы можем устранить препятствия на пути демократии в образовании и укрепить нашу уверенность в том, что демократизация образования больше не является воздушным замком. Для этого необходимо определить основные темы развития образования в демократической перспективе и теоретически обозначить основные направления наших усилий по его демократизации.

С принятием в 2010 г. «Национальной программы реформирования и развития образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу» (2010-2020 гг.) еще большее внимание уделяется укреплению китайского высшего образования. В этой программе есть идеи повышения качества высшего образования в процессе демократизации университетов. Представление о качестве должно быть адаптировано к потребностям общества, личности, реальной ситуации в сфере образования и другим аспектам. Только отталкиваясь от диалектической научной концепции, можно отбросить старый одномерный взгляд на качество обучения, чтобы способствовать развитию китайского высшего образования. Особо отмечается прогрессивный взгляд на совершенствование образовательной базы. Все виды университетов должны постепенно развиваться, ориентируясь на повышение качества образования.

Важен академический стиль управления в условиях демократизации высшего образования. Каждый руководитель научной организации должен практиковать демократический стиль управления и ведения научной деятельности. Все члены организации должны искренне относиться друг к другу, вместе добиваться прогресса и создавать равноправную и гармоничную академическую атмосферу. Опытные эксперты, ученые и ответственные лица должны иметь авторитет, организаторские способности и пользоваться большим уважением. Молодые ученые также должны участвовать в жизни организации и обмене научными идеями.

Кроме того, демократия должна присутствовать в отношениях между преподавателями и студентами. Рассуждая о взаимосвязи демократии и образования, Д. Дьюи придал «демократии» новый смысл — «способ совместной жизни», «способ обмена опытом» [11]. Понять практику «демократии» исключительно в ее политико-научном смысле не представляется возможным. Равенство — мать демократии, но равенство в отношениях между преподавателем и студентом должно в основном относиться к «личностному равенству» между преподавателями и студентами. Преподаватели и студенты рождаются равными, с одинаковым человеческим достоинством, студенты уважают преподавателя, преподаватель также должен уважать студентов, даже если они иногда проявляют незрелость или незнание, имеют недостатки. Во взаимодействии преподавателя и студента не может быть и доминирующего положения, преподаватель не может позволить себе оскорбление молодых. Конечно, нельзя отрицать и позитивную роль авторитета учителя в образовательной деятельности, но крайнее проявление авторитаризма в отношениях «учитель — ученик» не должно допускаться. Главное не в величине авторитета учителя как такового, а в том, как учитель использует институционализированный или интеллектуальный авторитет для достижения цели образования. Учителя словом или примером прививают учащимся ценностные принципы демократии — честность, дружбу, любовь, ответственность, равенство. При ближайшем рассмотрении эти принципы относятся к характеру человека, а не только к демократии. В высшем образовании преподаватели должны учить студентов думать, развивать критическое мышление, формировать целостную личность. Демократизация высшего образования — это не цель, а средство, не форма, а идея; и именно в этом процессе формируются субъекты с демократическим настроем и целостной личностью, обладающие независимым духом и свободным мышлением, имеющие идеи для инноваций. Правительство включило все это в программу демократизации системы высшего образования, что способствует повышению качества высшего образования в Китае и развитию страны.

Что может представлять собой образовательная демократия и академическая свобода? Фактически под свободой подразумевается новый дух, который вырастает вместе с демократическим образом жизни, и означает, что каждый человек может иметь возможность развития своего собственного ума, который подавляется и запрещается в авторитарных обществах [12]. Свобода в демократическом понимании — это активное гарантирование и расширение сферы свободного участия и развития каждого гражданина, который может и должен принимать участие в ведении общественных дел [13]. Образование в демократическом обществе ориентировано на понимание и переговоры. Плюрализм идей, на который делает упор демократия, общение и обмен идеями друге другом — это регенерация опыта и приспособление к окружающей среде, что является целью демократии и задачей образования. Цай Юаньпэй считал, что суть университета заключается в получении глубоких знаний, а для процветания науки необходимо поощрять академическую свободу и научную демократию [4]. Дж. Дьюи, идеолог демократического образования, также говорил, что общество является демократическим в той мере, в какой все его члены пользуются благами общества на равных условиях, и в той мере, в какой благодаря взаимодействию различных форм ассоциативной жизни институты общества могут быть гибко и динамично скорректированы [11]. Такое общество должно быть воспитано таким образом, чтобы каждый человек был лично заинтересован в эффективных социальных отношениях и социальном контроле, а также обладал ментальными привычками, которые могут способствовать социальным изменениям, не вызывая при этом социальных потрясений.

Ценность академической свободы лежит не только в познавательной, но и в управленческой плоскости. Академическая свобода также чрезвычайно важна для демократии и общества, она является основополагающей, обеспечивающей разумное развитие общества и реализацию демократии. Демократия достигается тогда, когда свободный социальный запрос тесно связан с искусством полной и свободной коммуникации. Поэтому тем более необходимо не ограничить академическую свободу как право на свободный поиск и выражение мнения учителей, призвание которых — открывать истину, ибо плодами академической свободы как раз и является духовный прогресс общества в целом. Что касается свободы преподавания и обучения в университете, то, по мнению Гумбольдта, преподаватели университета имеют свободу выбора содержания своих лекций, области и направления своих исследований; свободу обучения без учета авторитетов и интересов, а университет защищает свободу преподавателей в выражении собственных взглядов [14]. Аналогичным образом и студенты вузов пользуются полной свободой в своей жизни и учебе, то есть они могут заниматься научными исследованиями под руководством определенного преподавателя или отказаться от его руководства и учиться самостоятельно. Более того, студенты могут сами выбирать себе курсы, а что касается посещения лекций, то они также вольны посещать их по желанию или время от времени. При этом необходимо понять, как выстроить отношения с руководством вуза. Как говорил Песталоцци: «Свобода — это хорошо, но и послушание — тоже хорошо, и их надо сочетать» [15]. Это тоже очень важно, и этому следует уделять первостепенное внимание.

Каковы стратегии продвижения к дальнейшей демократизации высшего образования в Китае? Сегодня наблюдаются два пути решения этого вопроса. Первый — это расширение каналов коммуникации на всех уровнях управления и во всех группах университета. В университетах могут быть созданы каналы волеизъявления через почтовые ящики, служебные телефоны, официальные микроблоги и другие средства, чтобы преподаватели и студенты в целом могли высказывать свои мнения и предложения в любое время и в любом месте. При этом должны существовать и каналы для сбора мнений, для принятия важных решений по оценке качества образования, открыть доступ всем заинтересованным сторонам для запроса и сбора информации. Они не должны быть простой формальностью, а должны восприниматься серьезно, чтобы способствовать демократизации развития высшего образования на практике.

Второй — это механизм реализации демократических прав преподавателей и студентов. Поскольку КНР является крупной страной с большим количеством населения, то в контексте национальных условий более подходящим подходом должна быть представительная система. Различные группы интересов могут выбрать пропорциональное число представителей для формирования групп по оценке и принятию решений, а окончательная оценка и принятие решений будут осуществляться путем голосования. Различные группы представляют свои интересы и отстаивают их. Представители каждой группы могут общаться между собой и принимать совместные решения, максимально учитывая интересы всех. Результаты совместного принятия решений заинтересованными сторонами могут лучше отражать общественные интересы, быть принятыми всеми, получить большую поддержку и уменьшить сопротивление при реализации, тем самым лучше способствуя достижению цели.

Другим маркером демократизации образования является концепция инклюзивного образования, которая началась в 1990-х годах. Все граждане страны должны иметь равный политический и социальный статус, заявлено в этом документе.

В последние годы идеи обязательного компенсаторного специального образования для всех на протяжении жизни, а также свое отражение в неустанном стремлении человечества к равенству в образовании.

Заключение. В заключение следует отметить, что развитие демократизации должно способствовать равенству в образовании, которое позволит все большему числу граждан получить высшее образование, что является движущей силой в развитии демократизации китайских колледжей и университетов. Демократизация высшего образования — это не только требование к образованию, но и тенденция его развития: расширение масштабов высшего образования, отказ от традиционной модели образования, развитие высшего образования в направлении массового образования, реализация равных возможностей доступа к нему. За семьдесят четыре года развития Китая демократизация образования шла быстрыми темпами: увеличилась продолжительность обязательного образования, расширился масштаб высшего образования, постепенно совершенствовалась демократическая система обеспечения прав преподавателей и студентов колледжей, университетов в их управлении и т.д. Хотя демократизация высшего образования достигла успеха на определенных этапах его развития, но этого недостаточно. Китайской системе образования необходимо приложить усилия для дальнейшего развития демократизации высшего образования с целью обеспечения права каждого гражданина на образование.

Одним из ключевых аспектов демократизации высшего образования в Китае — это увеличение числа университетов и колледжей, а также создание программ, направленных на повышение доступности образования для представителей различных социальных слоев. Немаловажное значение имеет тот факт, что активно развивается система стипендий и финансовой поддержки, чтобы обеспечить равные возможности для обучения всем желающим. Особое значение имеет возможность участия студентов в управлении университетами, высказывать свои мнения, участвовать в выборах студенческих органов и вносить предложения по улучшению учебной среды.

Если говорить о процессах демократизации высшего образования в России и Китае, то в обоих случаях они имеют целью улучшение доступности к образованию, увеличение автономии университетов, развитие исследовательской деятельности, улучшение качества образования и обновление учебных программ. Оба процесса также связаны с усилением конкуренции между университетами, внедрением новых методов обучения и учебных технологий, а также привлечением иностранных студентов и преподавателей. Очевидно, что каждая страна имеет свои особенности в реализации демократизации высшего образования, связанные с политическими, экономическими и культурными особенностями.

Примечания:

1. Zhang В. Western philosophy of higher education [М]. Beijing: Beijing Normal University Press, 2007.

2. Геродот. История / пер. и прим. Г.А. Стратановского; ст. В.Г. Боруховича. П.: Наука,1972.

3. Wu Ling. A Test of Democratization of Education and Democratization of Teacher-Student Relationship [J] //Contemporary Education Forum (Macro Education Research). 2007.

4. Gao Xi. A preliminary study on the democratization of higher education [J] // Education theory research. 2014. № 2. P. 72.

5. Fan Meiqin. On the construction of higher education democratization //Heilongjianghigher educationresearch.2006. № 11, is. 151.P. 26-27.

6. Двоянова А.Ю. Основные этапы демократизации отечественного образования (середина XX - начало XXI вв.) // Вестник магистратуры. 2012. № 9-10(12-13). С. 39-45.

7. Microsoft Bing. URL: https://www.bing.com/

8. Commentary on the Modern and Ancient Texts of the Book of Shangshu. Shangshu — Duo Fang. Zhonghuashubure, 1986.

9. Сунь Чжуншань. Сюаньцзи: избранные произведения. Т. 1, 2. Пекин, 1956.

10. Shen Y. Modern China Historical Materials Series: Continuation of the Forty-Third Series of Reports of the National Education Conference B. Taipei: Wenhai Publishing House, 1971. P. 5.

11. Gao Jie. Dewey's democratic education thought and its revelation // Nanjing Normal University. 2005. P. 16-17.

12. Creating higher education quality through leadership, organizational culture and organizational commitment/ 0. Amtu, R. Aralaha, C. Pattiruhu, M. Makulua // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021. № 747(1).

13. Yang Yuanye. On the Democratization of Higher Education Management //Fudan Education Forum. 2003.

14. Zhou Xueguang. Ten lectures on organizational sociology. Beijing: Social Science Literature Publishing House, 2003. P. 104-105.

15. Gao Xi. A preliminary study on the democratization of higher education // Educationtheoryresearch.2014. № 2. P. 73.

References:

1. Zhang B. Western philosophy of higher education [М]. Beijing: Beijing Normal University Press, 2007.

2. Herodotus. History / transl. and notes by G.A. Stratanovsky; art. by V.G. Borukhovich. L.: Nauka, 1972.

3. Wu Ling. A Test of Democratization of Education and Democratization of Teacher-Student Relationship [J] // Contemporary Education Forum (Macro Education Research). 2007.

4. Gao Xi. A preliminary study on the democratization of higher education [J] 11 Education theory research. 2014. No. 2. P. 72.

5. Fan Meiqin. On the construction of higher education democratization 11 Heilongjiang higher education research. 2006. No. 11, is. 151. P. 26-27.

6. Dvoyanova A.Yu. The main stages of democratization of domestic education (mid-XX — early XXI centuries) 11 Bulletin of the Master's degree. 2012. No. 9-10(12-13). P. 39-45.

7. Microsoft Bing. URL: https://www.bing.com/

8. Commentary on the Modern and Ancient Texts of the Book of Shangshu. Shangshu — Duo Fang. Zhonghuashubure, 1986.

9. Sun Zhongshan. Xuanji: selected works. Vol. 1, 2. Beijing, 1956.

10. Shen Y. Modern Chinese Historical Materials Series: Continuation of the Forty-Third Series of Reports of the National Education Conference B. Taipei: Wenhai Publishing House, 1971. P. 5.

11. Gao Jie. Dewey's democratic education thought and its revelation // Nanjing Normal University. 2005. P. 16-17.

12. Creating higher education quality through leadership, organizational culture and organizational commitment / 0. Amtu, R. Aralaha, C. Pattiruhu, M. Makulua // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2021. No. 747(1).

13. Yang Yuanye. On the Democratization of Higher Education Management // Fudan Education Forum. 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zhou Xueguang. Ten lectures on organizational sociology. Beijing: Social Science Literature Publishing House, 2003. P. 104-105.

15. Gao Xi. A preliminary study on the democratization of higher education // Education theory research. 2014. No. 2. P. 73.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 07.02.2024; одобрена после рецензирования 21.02.2024;

принята к публикации 06.03.2024.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 07.02.2024; approved after reviewing 21.02.2024; accepted for publication 06.03.2024.

© Дагбаева Н.Ж., Лю С., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.