Научная статья на тему 'Принципы толерантности и демократизации как необходимый компонент функционирования и развития национальных систем образования и воспитания'

Принципы толерантности и демократизации как необходимый компонент функционирования и развития национальных систем образования и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ / СЕТЕВЫЕ ПАРТНЕРЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / PRINCIPLES OF DEMOCRACY / TOLERANCE / DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION SYSTEMS / NETWORK PARTNERS / INTERNATIONAL EDUCATIONAL NETWORK LEGAL FRAMEWORK / LEGAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стымковский Владимир Иванович, Шевченко Наталья Ивановна

Рассмотрены основы модернизации образования в странах Содружества Независимых Государств (СНГ), сущность и назначение действия принципов демократизации и толерантности в образовании, включая дополнительное профессиональное образование. Создание единого образовательного пространства между странами СНГ невозможно без дистанционных форм обучения, без согласованного комплекса принципов организации образовательного процесса. Одним из важнейших принципов выступают принципы толерантности и демократизации, основанные на ценности внешнего и внутреннего окружения субъектов образовательной деятельности (включая модели коммуникаций, отношений, способов взаимодействия). В современных формулировках образования и педагогики гуманизм и демократия рассматриваются как неделимые аспекты изучения этих категорий. Отражением этого процесса является становление концепции целостной гуманистической демократической традиции в педагогике. Принципы толерантности и демократизации как необходимый компонент функционирования и развития национальных систем образования и воспитания представляют собой основополагающие инструменты формирования ментальности нового поколения молодежи, осознающего, что образование - это фактор признания и распространения демократии в современных условиях. Также рассмотрены характеристики участников образовательного партнерства с позиции принципов демократии и толерантности в образовании. Отражена связь демократизации, демократической культуры и правовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF TOLERANCE AND DEMOCRATIZATION AS AN ESSENTIAL COMPONENT OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF NATIONAL SYSTEMS OF EDUCATION AND TRAINING

The bases of modernization of education in the Commonwealth of Independent States, the nature and purpose of the Principles of democratization and tolerance in education, including continuing professional education are considered. The creation of a common educational space between the CIS countries is impossible without distance learning, without a coherent set of principles for the organization of the educational process. One of the most important principles is the principles of tolerance and democratization, based on the value of the external and internal environment of subjects of educational activities (including models of communication, relationships, and ways of interaction). In contemporary terms of education and pedagogy of humanism and democracy are seen as indivisible aspects of the study of these categories. Reflection of this process is to establish the concept of holistic humanistic democratic tradition in pedagogy. The principles of tolerance and democratization as an essential component of the functioning and development of national systems of education and training are fundamental tools mentality formation of a new generation of young people to realize that education is a recognition factor and the spread of democracy in the modern world. The characteristics of participants in the educational partnership with the position of the principles of democracy and tolerance in education are also discussed. The relationship of democratization, democratic culture and legal culture is shown.

Текст научной работы на тему «Принципы толерантности и демократизации как необходимый компонент функционирования и развития национальных систем образования и воспитания»

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.046.4

ПРИНЦИПЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ДЕМОКРАТИЗАЦИИ КАК НЕОБХОДИМЫЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

© Владимир Иванович СТЫМКОВСКИЙ

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Юриспруденция», e-mail: lawyer.bmstu@mail.ru

© Наталья Ивановна ШЕВЧЕНКО Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального развития педагогических работников, e-mail: nishevch@mail.ru

Рассмотрены основы модернизации образования в странах Содружества Независимых Государств (СНГ), сущность и назначение действия принципов демократизации и толерантности в образовании, включая дополнительное профессиональное образование. Создание единого образовательного пространства между странами СНГ невозможно без дистанционных форм обучения, без согласованного комплекса принципов организации образовательного процесса. Одним из важнейших принципов выступают принципы толерантности и демократизации, основанные на ценности внешнего и внутреннего окружения субъектов образовательной деятельности (включая модели коммуникаций, отношений, способов взаимодействия). В современных формулировках образования и педагогики гуманизм и демократия рассматриваются как неделимые аспекты изучения этих категорий. Отражением этого процесса является становление концепции целостной гуманистической демократической традиции в педагогике. Принципы толерантности и демократизации как необходимый компонент функционирования и развития национальных систем образования и воспитания представляют собой основополагающие инструменты формирования ментальности нового поколения молодежи, осознающего, что образование - это фактор признания и распространения демократии в современных условиях. Также рассмотрены характеристики участников образовательного партнерства с позиции принципов демократии и толерантности в образовании. Отражена связь демократизации, демократической культуры и правовой культуры.

Ключевые слова: принципы демократии; толерантность; развитие национальных систем образования; сетевые партнеры; международное образовательное сетевое правовое пространство; правовая культура.

Модернизация систем образования происходит на основе демократизации и гуманизации образовательного процесса, среды, институтов. Современная система непрерывного профессионального образования, создаваемая практически всеми участниками программ сотрудничества государств-участников СНГ в образовательном пространстве, отводит системообразующую роль межгосударственной сети открытого дистанционного образования (МС ОДО) с учетом основных

тенденций своего развития, глобализации, универсализации.

Несмотря на некоторые трудности, препятствующие ускорению возможности получить образование людям, независимо от места их пребывания, организационно-педагогические и экономические механизмы взаимодействия образовательных учреждений, находящихся на территориях разных государств, интенсивно совершенствуются.

Дистанционное образование, преодолевая огромные пространства и таможенные

КБЫ 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 12 (140), 2014

границы, сближает страны Содружества Независимых Государств, устанавливая между ними тесное сотрудничество. Благодаря демократизации образования, развитию новых информационных технологий и средств происходит функционирование и развитие национальных систем образования социализации.

В условиях демократизации образования принцип толерантности в интериоризации этнических принципов общения становится одной из необходимых характеристик обучающегося как личности. При условии осознания толерантности как ценности для личного развития каждым из участников образовательного процесса будут эффективными активные формы конструктивного сотрудничества в образовательной деятельности.

Демократизация, способная обеспечить единое образовательное пространство, новые формы обучения, как дистанционная, повышает мобильность человеческих ресурсов и мобильность знаний, что является основными условиями успешной реализации учебных программ в образовательном пространстве СНГ.

Рост мобильности человеческих ресурсов, сокращение сроков адаптации и профессиональной подготовки работника обусловливают увеличение числа обучающихся, их социальных и конфессиональных различий. Статистика утверждает, что в среднем срок работы сотрудника на одном месте или в одной организации приблизителен 1,5 годам или чуть больше. Повышение академической мобильности, мобильности информации -следствие тенденции неуклонного ускорения обновления знаний. Последнее может быть обеспечено как обновлением средств обучения и управления знаниями, так и оптимизацией и сокращением периода доступа к необходимым и обновленным знаниям.

Создание единого образовательного пространства между странами СНГ невозможно без дистанционных форм обучения, без согласованного комплекса принципов организации образовательного процесса. Важнейшие среди них - принципы толерантности и демократизации, основанные на ценности внешнего и внутреннего окружения субъектов образовательной деятельности (включая модели коммуникаций, отношений, способов взаимодействия).

Принцип толерантности предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе взаимопонимания и согласия. Толерантность рассматривается как уважение и признание равенства и партнерства в деятельности и общении, исключение доминирования, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, мнений как источников и механизмов развития и социализации.

Толерантность справедливо рассматривать как принцип сотрудничества для достижения и реализации поставленных педагогических задач: целей образования и воспитания. Толерантность способствует осознанию ценности другого в собственном развитии, социализации. В.А. Сухомлинский и А.С. Макаренко определили основу формирования педагогики сотрудничества. В 1980-х гг. появилось научное направление - педагогика сотрудничества, основой которой стало сотрудничество преподавателей, учащихся, администрации образовательного учреждения с коллективом и т. д.

Принцип толерантности в образовании предполагает установку на открытое и доверительное общение с субъектами образовательного процесса, создание условий для личностных достижений, признание культурного многообразия и различий, обучение во взаимодействии с учетом позиции других, при этом четко формулировать собственную позицию в спорных вопросах.

Толерантность представляет собой одну из неотъемлемых составляющих понятия «демократия». В свою очередь демократия представляет собой совокупность принципов и практических мер, защищающих свободу человека в современном мире, обеспечивающих благоприятные условия для его развития и жизни. Демократические принципы -это ряд положений, утверждающих демократию как общечеловеческую ценность. Принципы демократии универсальны для современных открытых, цивилизованных обществ. В совокупности они составляют комплекс жизненно важных условий самоопределения людей, каждого человека и гражданина, развития его культурной, социально-политической активности, социализации в современных обществах. Демократические принципы представляют собой ценностные ори-

ентации в разрешении противоречий между различными интересами отдельных граждан и групп во всех областях жизнедеятельности общества, в т. ч. и в образовании. Демократизация образования - это внедрение демократических начал, реорганизация системы образования на демократических основах, подразумевающая взаимосвязь прав и обязанностей учащихся; соблюдение общественных требований к уровню реализации интересов и потребностей личности; реализация принципов сотрудничества в образовании.

Демократизация как основополагающий компонент функционирования и развития национальных систем образования и воспитания обеспечивает возможность массового образования и образованности, что является характерной чертой современного мирового сообщества. В России демократизация образования сопряжена с гуманистической (гуманной) педагогикой. Это направление в отечественной теории образования было активизировано в период перестройки. Импульс повлек яростные дискуссии, которые велись по всей стране во второй половине 1980-х гг. Они были вызваны осознанием того, что советская педагогика и авторитаризм массовой школы исчерпали свой потенциал. Необходимо было искать ответ на вызов времени для поиска конструктивных путей преодоления обостряющихся проблем в образовании, определения перспектив гуманизации российского образования.

Ш.А. Амонашвили в 1990-е гг. сформулировал концепцию гуманной педагогики, противопоставив ее авторитарной педагогической традиции. Ученый полагает, что гуманная педагогика должна способствовать реализации природы каждого человека в отдельности. Это должно проявляться, во-первых, в стремлении к развитию, во-вторых, в страсти к свободе и, в-третьих, в потребности взросления. Именно в этом он видит высший смысл, главное предназначение гуманной, или демократической педагогики [1].

В современных формулировках образования и педагогики гуманизм и демократия рассматриваются как неделимые аспекты изучения этих категорий. Отражением этого процесса является становление концепции целостной гуманистической демократической традиции в педагогике. Теоретико-процессуальное ядро гуманистической педа-

гогической традиции имеет ряд положений, отражающих педагогические ценности, определяемые социально-культурными «ожиданиями времени».

Постепенно освоение демократизации, внедрение ее принципов в образовательный процесс со всей очевидностью проявляется в личностно-ориентированном образовании, признанном на всех уровнях образования в отечественной педагогике и практике. Е.Н. Бондаревская считает, что прообразом педагогической культуры XXI в. и выступает личностно-ориентированное образование, т. е. такое образование, в центре которого стоит человек, познающий и творящий культуру через диалог, обмен смыслами, конструктивное творчество группы. Это образование, которое обеспечивает личностно-смысловое развитие обучающихся, их индивидуальность, способность к самоизменению и культурному саморазвитию [2, с. 7].

Демократическая направленность российского образования - это совокупность приоритетов, обеспечивающих ориентацию педагогической деятельности на демократические принципы, ценности и их реализацию в образовательном процессе с целью воспитания свободно мыслящей, творческой личности, способной быть полноценным политически активным гражданином, готовой к участию в создании гражданского общества. [3, с. 143]. Именно такая личность нужна нашему обществу сегодня.

Отечественная теория и практика образования проектируют новую парадигму образования с учетом основополагающих международных документов о правах человека (Всеобщая декларация прав человека ООН. Принята Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.).

В них прослеживается стремление обеспечить единство гуманистических и демократических установок, призванное создать образовательную среду для реализации потенциала каждого отдельного обучающегося, его счастья и жизненного успеха в условиях гражданского общества, продуктивного сотрудничества.

В 2003 г. Сообществом демократий был принят Глобальный стратегический план развития демократического образования на конференции, посвященной демократическому образованию (Нью-Йорк, США).

ISSN 1810-0201. Вестник ТГУ, выпуск 12 (140), 2014

Представленная в этом документе характеристика демократического образования гласит, что любые демократические общества, в особенности вновь возникшие, будут развиваться, процветать только с информированным и активным гражданским обществом. [4]. Демократическое образование - это ключ к достижению важной цели развития гражданского общества в России и странах СНГ. Демократическое образование формирует демократическую культуру (включающую развитие толерантности) у детей и молодежи. Формирование демократической культуры достигнет своей цели, если начинать эту работу с дошкольного возраста, преемственно и системно продолжая ее в системах высшего и дополнительного профессионального образования. Развитие демократической культуры напрямую связано с правовой культурой, важной составляющей современного человека, профессионала, вне зависимости от страны проживания.

И.Д. Фрумин утверждает, что суть демократического идеала российского образования состоит в том, что демократическая школа способна и должна подготовить школьников к жизни в демократическом обществе [5, с. 81-82]. Он выделяет несколько направлений, которые составляют основу и сущность демократического образования: подготовка детей к выполнению функций граждан демократического государства и к участию их в демократически организованной общественной жизни, к жизни в многонациональном и поликультурном обществе и к демократически организованной трудовой сфере; обеспечение равных возможностей для получения образования всеми детьми; обеспечение активной роли школы в демократическом образовании общества; обеспечение демократического управления системой образования в целом и отдельными ее институтами [4].

Таким образом, принципы толерантности и демократизации как необходимый компонент функционирования и развития национальных систем образования и воспитания представляют собой основополагающие инструменты формирования ментальности нового поколения молодежи, осознающего, что образование - это фактор признания и распространения демократии в современных условиях. Демократическое образование, воспринимающее толерантность как основу

формирования новой культуры тесного взаимодействия, должно быть чувствительно к вопросам культуры, традиций и гендерных различий, поддерживать и распространять демократические достижения во всех странах, особенно в обществах в период трансформации. Демократическое образование должно быть неотъемлемой частью образования каждого гражданина во всех странах и должно рассматриваться таким же существенным, как чтение, письмо, естественные науки и математика.

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика лично-стно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.

3. Латышев Д.В. Демократическая направленность практико-ориентированной педагогики // Новые ценности образования. Продуктивное учение и демократизация школы. М., 2005. Вып. 4 (23).

4. The Global Strategic Plan for Democracy Education of the Pocantico Conference on Democracy Education. Council for Community of Democracies. Washington, 2003. P. 3-7. URL: http:// ccd21.org/pdf/pocantico_report.pdf (дата обращения: 11.10.2014).

5. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998.

1. Amonashvili ShA. Razmyshleniya o gumannoy pedagogike. M., 1995.

2. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Rostov n/D, 2000.

3. Latyshev D.V. Demokraticheskaya naprav-lennost' praktiko-orientirovannoy pedagogiki // Novye tsennosti obrazovaniya. Produktivnoe uchenie i demokratizatsiya shkoly. M., 2005. Vyp. 4 (23).

4. The Global Strategic Plan for Democracy Education of the Pocantico Conference on Democracy Education. Council for Community of Democracies. Washington, 2003. P. 3-7. URL: http:// ccd21.org/pdf/pocantico_report.pdf (data ob-rashcheniya: 11.10.2014).

5. Frumin I.D. Vvedenie v teoriyu i praktiku demokraticheskogo obrazovaniya. Krasnoyarsk, 1998.

Поступила в редакцию 23.10.2014 г.

UDC 378.046.4

PRINCIPLES OF TOLERANCE AND DEMOCRATIZATION AS AN ESSENTIAL COMPONENT OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF NATIONAL SYSTEMS OF EDUCATION AND TRAINING

Vladimir Ivanovich STYMKOVSKY, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Jurisprudence Department, e-mail: lawyer.bmstu@mail.ru

Natalia Ivanovna SHEVCHENKO, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of Professional Development of Teachers Department, e-mail: nishevch@mail.ru

The bases of modernization of education in the Commonwealth of Independent States, the nature and purpose of the Principles of democratization and tolerance in education, including continuing professional education are considered. The creation of a common educational space between the CIS countries is impossible without distance learning, without a coherent set of principles for the organization of the educational process. One of the most important principles is the principles of tolerance and democratization, based on the value of the external and internal environment of subjects of educational activities (including models of communication, relationships, and ways of interaction). In contemporary terms of education and pedagogy of humanism and democracy are seen as indivisible aspects of the study of these categories. Reflection of this process is to establish the concept of holistic humanistic democratic tradition in pedagogy. The principles of tolerance and democratization as an essential component of the functioning and development of national systems of education and training are fundamental tools mentality formation of a new generation of young people to realize that education is a recognition factor and the spread of democracy in the modern world. The characteristics of participants in the educational partnership with the position of the principles of democracy and tolerance in education are also discussed. The relationship of democratization, democratic culture and legal culture is shown.

Key words: principles of democracy; tolerance; development of national education systems; network partners; international educational network legal framework; legal culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.