Научная статья на тему 'Реформирование бухгалтерского учета в бюджетной сфере (интернет-интервью с начальником управления бухгалтерского учета, финансирования и администрирования доходов федерального бюджета Росфиннадзора Н. М. Гусевой)'

Реформирование бухгалтерского учета в бюджетной сфере (интернет-интервью с начальником управления бухгалтерского учета, финансирования и администрирования доходов федерального бюджета Росфиннадзора Н. М. Гусевой) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

    CC BY
    227
    30
    Читать
    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
    Ключевые слова
    БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА / РЕФОРМА БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ / РЕФОРМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

    Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

    В интернет-интервью рассмотрены вопросы бухгалтерского учета в бюджетной сфере, реформа бюджетных организаций и бухгалтерского учета.

    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
    Предварительный просмотр
    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

    Текст научной работы на тему «Реформирование бухгалтерского учета в бюджетной сфере (интернет-интервью с начальником управления бухгалтерского учета, финансирования и администрирования доходов федерального бюджета Росфиннадзора Н. М. Гусевой)»

    Бюджетная политика

    РЕФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ*

    (интернет-интервью с начальником Управления бухгалтерскогоучета, финансирования и администрирования доходов федерального бюджета Росфиннадзора Н. М. Гусевой)

    В Информационном агентстве «ГАРАНТ» состоялось интернет-интервью с начальником Управления бухгалтерского учета, финансирования и администрирования доходов федерального бюджета Росфиннадзора Н. М. Гусевой. В беседе шла речь о бухгалтерском учете в бюджетной сфере как составной части единой системы учета РФ. Реформа бюджетной сферы и бухгалтерского учета нацелена, прежде всего, на реализацию принципа прозрачности, подотчетности и открытости государственных финансов обществу, чтобы общество могло оценить финансовые результаты. Хорошо поставленный бухгалтерский учет позволяет не только выявлять скрытые резервы, обнаруживать нарушение режима экономии, плановой и финансово-бюджетной дисциплины, но и предупреждать возможные потери и необоснованные затраты.

    Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере регламентируется целым рядом нормативных актов. Правила и указания, касающиеся бюджетного учета, обязательные для бюджетных учреждений, разрабатываются Минфином России. Начало 2011 г. ознаменовалось вступлением в силу ряда нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) организациях. Изменения в нормативноправовой базе государственного бухгалтерского учета базируется на положениях Федерального законаот08.05.2010 № 83-Ф3, который определяет типы государственных (муниципальных) учреждений и процедуры, связанные с их организацией

    * Публикуется в сокращении.

    и дальнейшей деятельностью. Так, с 01.01.2011 государственные и муниципальные учреждения отражают финансовые операции, руководствуясь Единым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Приказ № 157н).

    В ходе интервью Н. М. Гусева рассказала об организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях и совершенствовании нормативноправового регулирования бюджетного учета и отчетности в целях повышения эффективности бюджетных расходов. Кроме того, она остановилась и на других вопросах, например, какие учреждения будут представлять отчетность по нормам новой инструкции, каков состав бюджетной отчетности, какие требования предъявляются к ее составлению и представлению.

    — Наталья Михайловна, что послужило причиной внесения изменений в существовавшую систему бухгалтерскогоучета в бюджетной сфере?

    — Причиной послужила необходимость повышения эффективности бюджетных расходов. Президент РФ Д. А. Медведев 08.05.2010 подписал Федеральный закон № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-Ф3), цель которого — повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения (либо снижения) темпов роста бюджетных расходов на их предоставление.

    Основные задачи — создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения внебюджетных средств, а также создание условий и стимулов для органов власти по оптимизации сети учреждений.

    Данным законом внесены изменения в десятки законодательных актов РФ в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны, а также в Бюджетный кодекс РФ (БК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ) и Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Закон носит рамочный характер, и его реализация потребует только на федеральном уровне разработки сотни новых нормативных актов, из которых многие уже приняты до начала 2011 г., и в частности — в сфере бухгалтерского учета. Ведь такие радикальные изменения, включающие, прежде всего, создание трех типов учреждений с разной степенью правовой и финансовой ответственности, не осуществимы без адекватной информационной среды, которую обеспечивает бухгалтерский учет.

    Отдельно остановлюсь на новых типах учреждений: казенные, бюджетные и автономные. Важно заметить, что все эти учреждения относятся к некоммерческим.

    Бюджетные учреждения — традиционный и самый распространенный тип учреждений. Изменяется принцип финансового обеспечения бюджетных учреждений. Если раньше финансирование осуществлялось на основе бюджетной сметы, без прямой связи с эффективностью деятельности, то теперь средства из бюджета будут предоставляться в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания. Сейчас принято говорить «новые бюджетные учреждения».

    Казенные учреждения сходны с традиционными бюджетными, но с большим ограничением в правах. В соответствии с законодательством на базе существующего бюджетного учреждения может быть создано казенное учреждение. Особенности правового положения такого учреждения определяются ст. 161 БК РФ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы. Данное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, но только в том случае, если такое право предусмотрено его учредительными документами. Все доходы, которые будет получать учреждение, должны поступать в бюджет, за исключением исправительных учреждений, которым в порядке исключения оставляют данные доходы (как было и ранее). Важно заметить, что казенные учреждения формируются для выполнения функций органов государственной власти и местного самоуправления.

    Относительно автономных учреждений следует заметить, что Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) был принят Государственной Думой ФС РФ 11.10.2006 и одобрен Советом Федерации ФС РФ 27.10.2006. Согласно ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения отвечают по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у них на праве оперативного управления.

    Таким образом, в соответствии со спецификой каждого типа учреждений и будет построен бухгалтерский учет. Все государственные и муниципальные учреждения будут вести бухгалтерский учет с применением единого плана счетов, но с учетом особенностей своей деятельности.

    Таким образом, общий вектор развития системы государственных финансов в РФ направлен на повышение эффективности бюджетных расходов. Для этого приняты существенные новации, связанные с применением в бюджетном процессе программно-целевых методов управления.

    — Наталья Михайловна,расскажите, пожалуйста, о новшествах в программно-целевых методах управления.

    — В последнее время Правительством РФ по инициативе Минфина России утвержден ряд нормативных актов, направленных на внедрение программно-целевых методов управления бюджетным процессом. Конечная цель этих инициатив — формирование программного бюджета. Развитие программно-целевых методов в бюджетном планировании определено распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1101-р, которым утверждена Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до2012 года.

    В рамках данной Программы предусматривается перевод бюджетного процесса на программно-целевую основу и разработка для этих целей государственных программ. Разработка государственных программ производится согласно постановлению Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ» и разработанным для его реализации методическим рекомендациям. В рамках данного постановления и методических рекомендаций устанавливается порядок разработки и реализации государственных программ федеральными органами исполнительной власти, назначенными ответственными исполнителями и соисполнителями государственных программ.

    Перечень государственных программ, ответственных исполнителей и соисполнителей приведен

    в распоряжении Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р «О перечне государственных программ РФ».

    Подчеркну, что опыт программно-целевых методов применяется в зарубежной практике (т. е. в условиях рыночной экономики) очень давно. Он получил свое развитие в США с начала 1960-хгг. Программно-целевой подход бюджетного планирования в настоящее время используется практически во всех индустриальных странах, применяемые методы постоянно совершенствуются. Это еще раз подтверждает актуальность применения подобных подходов и в России.

    — В связи с принятием Закона № 83-Ф3 предусмотрено изменение типа государственных (муниципальных) учреждений. Будет ли являться такое изменениереорганизацией?

    — Это очень важный вопрос для оформления документов и перехода организации из одного статуса в другой. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. Это предусматривает п. 1ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Законом № 83-Ф3. Следует отметить, например, что порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных учреждений, утверждения и изменения их уставов определен постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539.

    — Расскажите, пожалуйста, как будет осуществляться финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания?

    — В соответствии со ст. 33 Закона № 83-Ф3 его основные положения вступают в силу с 2011 г. Однако с января 2011 г. до июля 2012 г. установлен переходный период. В течение переходного периода возможны две формы финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений. Первая — на основе бюджетной сметы. Вторая форма (перспективная) предусматривает финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в виде субсидий.

    Задание предполагает, что учреждение будет оказывать услуги (выполнять работы) для физических и юридических лиц. При составлении задания осуществляется планирование на основе единицы получателя услуги (работы) — учащегося, воспитанника и т. п. Субсидия должна покрывать нормативные затраты и расходы на содержание имущества учреждения. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

    Каждое публично-правовое образование самостоятельно может определять сроки, в которые

    все бюджетные учреждения переходят на новый тип финансового обеспечения в рамках переходного периода. Бюджетные учреждения с 01.01.2012 будут осуществлять расходование средств не на основании бюджетной сметы, а на основании плана финансово-хозяйственной деятельности. Это оговорено Законом № 7-ФЗ в редакции, которая действует с 01.01.2012.

    — Каким образом с 2011 г. будет осуществляться ведение бухгалтерского учета во всех типах государственных (муниципальных) учреждений? Каковы основные принципиальные новшества?

    — Если говорить об общей схеме организации бухгалтерского учета в рамках планируемых изменений, то необходимо учитывать и предполагаемые изменения именно методологического характера, заложенные в общий законопроект о бухгалтерском учете. Предполагается, что будет четырехуровневое регулирование. Первое, национальные стандарты. Второе, отраслевые стандарты. Третье, рекомендации, инструкции, которые разъяснят порядок применения стандартов. И четвертое, стандарты самого экономического субъекта, учреждения, организации, т. е. учетная политика.

    Возвращаясь к бухгалтерскому учету в бюджетной сфере, отмечу, что с 01.01.2011 действует Единый план счетов, утвержденный Приказом № 157н. Кроме того, для каждого типа учреждений установлен свой план счетов и инструкция по его применению. Соответственно, для казенных учреждений — это приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н, для бюджетных учреждений — приказ Минфина России от 16.12.2010 №174н, для автономных учреждений — приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н. Следует еще отметить приказ Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ 173н). Конечно, я назвала не все новые документы, тем более процесс формирования нормативной базы продолжается, но то, что было перечислено выше — это основа.

    — Наталья Михайловна, расскажите, пожалуйста, об основных новациях, которые будут применяться с 2011г. в Едином плане счетов и в Инструкции по его применению.

    — Среди основных новаций следует отметить:

    — повышена значимость учетной политики и определено ее содержание. В настоящее время формирование учетной политики для целей бухгалтерского учетаучреждения является обязательным;

    — разработаны в целях принятия объекта к бухгалтерскому учету рекомендации по порядку определения рыночной цены нефинансовых активов, полученных по договорам дарения;

    — акцентировано внимание на том, что только те операции по модернизации или реконструкции, которые привели к улучшению первоначально принятых показателей функционирования основных средств, увеличивают их балансовую стоимость;

    — установлена возможность применения разных сроков полезного использования для отдельных частей составного основного средства, а также списания основных средств по причине морального износа;

    —увеличен предел стоимости основного средства для начисления 100 % амортизации до 40 000 руб.;

    — введены новые счета аналитического учета в разделах плана счетов, а также новые забалансовые счета;

    — по поводу порядка выдачи денежных средств под отчет следует отметить, что выдавать деньги можно только авансом (до факта произведения расходов) или в возмещение перерасхода (после факта произведения расходов, в случае их недостаточного объема).

    — Вправе ли учреждения самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от своей внебюджетной деятельности, осуществляемой по уставу, и приобретенным за счет этих доходов имуществом?

    — Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные (от основных) виды деятельности, предусмотренные его учредительным документом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Финансовое обеспечение такой деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет доходов от этой деятельности и иных не запрещенных федеральными законами источников. Бюджетные учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным закрепленным за ним имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Итак, бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учре-

    дительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и имущество, приобретенное за счет таких доходов, поступает в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

    Автономные учреждения вправе осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступает в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

    Теперь расскажу о казенном учреждении. Оно не вправе отчуждать каким-либо иным способом и распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (кроме отдельных видов, о которых я говорила ранее).

    — Скажите, пожалуйста, а могут ли учреждения привлекать заемные средства?

    — Вопрос актуальный. Бюджетные и казенные учреждения (казенные — на основании п.4ст. 161 БК РФ) не имеют права получать кредиты или займы. Прямого указания на то, что автономные учреждения могут пользоваться кредитами, Закон № 174-ФЗ не содержит. Однако в ст. 14 Закона № 174-ФЗ закреплено понятие «крупная сделка», в том числе, связанная с привлечением заемных денежных средств. Крупная сделка проводится только с разрешения учредителя. Следовательно, автономные учреждения могут привлекать заемные средства, что, намой взгляд, проблематично в современных условиях высоких процентных ставок, хотя и может позитивно сказаться на развитии данного типа учреждений, если кредит привлекается на инвестиционные цели.

    — Вправе ли бюджетные учреждения заключать крупные сделки?Есть ли какие-то нюансы, которые обязательно нужно учесть?

    — Да, этот вопрос также актуален. Что такое крупная сделка? Давайте посмотрим с точки зрения стоимостной характеристики. Крупная сделка превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю дату. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, на это указано в п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

    Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами и отчуждением иного имущества, которыми бюджетное учреждение может распоряжаться самостоятельно. Также крупной сделкой считается передача такого имущества в пользование или в залог. Начиная с 2011 г. необходимо проверить, может ли эта сделка быть совершена учреждением самостоятельно или для нее требуется согласие уполномоченного органа. В связи с этим, на мой взгляд, задачей бухгалтерии становится своевременное доведение до руководителей учреждений и всех заинтересованных лиц информации о размере крупной сделки. Особо хочу подчеркнуть, что руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением закона.

    — С 01.01.2011 изменилось законодательство в части требования к учету имущества. Теперь по всем основным средствам стоимостью до 40тыс. руб., неважно, особо ценное оно либо иное, при вводе в эксплуатацию начисляется 100% амортизация. Однако, какое же имущество считается особо ценным? Каковы должны быть ценовые рамки для такого ценного имущества?

    — Прежде чем говорить об этой категории, я хочу кратко пояснить, что в настоящее время учет нефинансовых активов в бюджетном учреждении, перешедшем на финансовое обеспечение за счет субсидий, должен вестись в следующих разрезах: недвижимое имущество, движимое имущество, отнесенное к особо ценному, движимое имущество, не отнесенное к особо ценному, и имущество, полученное по договору лизинга. Вот четыре категории, которые для бюджетной сферы являются новацией.

    С начала 2011г. вступило в действие постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Постановление № 538). В этом постановлении указано, кто определяет виды и перечни имущества. В п. 4 Постановления № 538 подробно определены стоимостные характеристики имущества, подлежащего включению в состав такого имущества:

    — движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

    • для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия уч-

    редителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200тыс. руб. до 500тыс. руб.;

    • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб. либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

    • для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50тыс. руб. до 200 тыс. руб. либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

    — иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии сп.1 Постановления № 538;

    — имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, а также документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.

    Также хочу отметить, что в казенных учреждениях понятие «особо ценное движимое имущество» не применяется.

    — Наталья Михайловна, поясните, пожалуйста, что изменилось с января 2011 г. в формахрегис-тров бухгалтерского учета?

    — Этот вопрос вызывает определенное волнение среди моих коллег-бухгалтеров. После изменения типа бюджетного учреждения и создания на его базе автономного учреждения не изменяются требования к первичным документам, которые могут быть приняты к учету, а также к учетным регистрам. Здесь я еще раз обращаю внимание на Приказ№ 173н.

    — Наталья Михайловна, имеют ли право учреждения самостоятельно установить для себя форму первичного документа, если она не определена нормативными актами?

    — Ответ однозначный — да. Эту возможность подтверждают Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) и Приказ № 173н.

    — Если учреждение имеет кредиторскую задолженность, появились ли новые инструменты по работе с этой категорией задолженности?

    — Вопрос не простой. Кредиторская задолженность — это одна из так называемых «зон риска» любой организации. Казалось бы, все просто, есть договор, прописаны сроки оплаты, условия поставки товаров и услуг, указаны реквизиты. Автоматизированная система учета позволяет в кратчайшие сроки дать подробную информацию о задолженности и причинах ее возникновения. Наконец, есть и акты выверки расчетов. Но просроченная кредиторская задолженность возникает вновь и вновь. Суммы задолженности должны учитываться до истечения срока исковой давности. Это так было и осталось на настоящий момент. Обычно в договоре прописываются срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) и срок оплаты выполненных стороной обязательств.

    Также довольно часто задают вопрос, а нужно ли при списании просроченной кредиторской задолженности издавать приказ? По моему профессиональному мнению, списание кредиторской задолженности должно производиться на основании ряда документов, включающих и приказ руководителя. Это подтверждает и практика арбитражных судов. Срок исполнения обязательств может устанавливаться договорами, нормативноправовыми актами.

    На что нужно обязательно обратить внимание в рамках принятого законодательства с 2011г.? Прежде всего — установление предельно допус-

    тимых значений просроченной задолженности. Предельно допустимые значения просроченной кредиторской задолженности устанавливаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, исходя из длительности просрочки, величины активов, за счет которых обеспечивается исполнение обязательств бюджетного учреждения, т. е. без учета стоимости особо ценного движимого и недвижимого имущества, а также имущества, находящегося под обременением или в залоге.

    Второй важный аспект, при заключении трудового договора с руководителем бюджетного учреждения предусматриваются условия расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ТК РФ), если у бюджетного учреждения будет просроченная кредиторская задолженность, превышающая предельно допустимые значения. Основание — ст. 27 Закона№ 83-Ф3. Указанные новации направлены, прежде всего, на то, чтобы обеспечить постоянный мониторинг бухгалтерскими службами учреждений кредиторской задолженности, как текущей, так и просроченной. Данная новация также направлена на повышение ответственности руководителя при принятии решений, связанных с возникновением в бюджетной организации обязательств. Кредиторская задолженность, ранее учтенная в составе просроченной, может быть вновь переведена в разряд текущей, поэтому и необходим раздельный учет.

    — Наталья Михайловна, поступает много вопросов, касающихся изменений в учете приносящей доход деятельности. И в частности: по учету себестоимости, раздельного учета товаров и готовой продукции, учета торговой наценки. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

    — Это новый важный аспект, который вступил в действие с 2011г. Здесь идет сближение, гармонизация коммерческого и бюджетного учета. В план счетов включены дополнительные счета для учета себестоимости, готовой продукции, торговой наценки. Однако проблемы остались и в настоящее время не нашли подробного методического отражения, поэтому и возникают многочисленные вопросы. Представляется (и в этом меня поддерживают мои коллеги-бухгалтеры), что нужно интенсивнее использовать опыт учета в коммерческих организациях.

    Бухгалтерам, работающим в бюджетной сфере, необходимы проработанные методические материалы. В коммерции давно применяются понятия: прямые и косвенные затраты, попеременный метод учета затрат, методы АВС, стандарт, директ-костинг и др. Бухгалтерам бюджетной сферы необходима помощь в изучении и применении этих методов.

    — Одна из причин списания основных средств — моральный износ. Поясните, пожалуйста, как это применять на практике?

    — В Инструкции прописано, что возможно списание по моральному износу. Также есть постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества». Это также одно из оснований для списания основных средств. Естественно, само по себе нововведение закономерно. Появляются новые технологии, нужно менять компьютерную технику, оргтехнику и различные типы оборудования. Однако само понятие «моральный износ» нигде не приведено. Словом, при отсутствии четкого определения эта новая законодательная норма может и не работать. Многие бухгалтера из-за осторожности не примут на себя ответственность списывать что-либо по моральному износу. Другие, не имея четких ориентиров, будут осуществлять списание на основании своего профессионального опыта. Всем понятно, что для любого нового товара можно найти улучшенный аналог, по сравнению с которым имеющееся изделие может оказаться морально устаревшим. Я думаю, что контролирующие органы без отсутствия нормативных пояснений не будут принимать факты морального износа как законные.

    — Предполагаются ли какие-то изменения по вопросам формирования отчетности?

    — С точки зрения отчетности, я бы обозначила следующую нормативную базу: БК РФ, Закон № 129-ФЗ, Инструкция об утверждении плана счетов бюджетного учета № 162н, приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», приказ Минфина России от 28.12.2010 № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

    О том, какой конкретно будет годовая отчетность, говорить преждевременно. В настоящее время завершается сдача отчетности за 2010 г., процесс идет по отработанным инструкциям. Как он пойдет в 2011—2012 гг., покажет время.

    Я хотела бы поделиться некоторым опытом со своими коллегами. Начиная с 2006 г., один раз в год сдаем годовую бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят баланс, пояснительная записка. Росфиннадзор составляет баланс как годовой, так и баланс за 9 мес. Тем самым в октябре мы полностью тестируем, проверяем на достоверность, прозрачность каждую цифру в строке баланса за

    9 мес., а в январе-феврале имеется возможность проверить операции октября, ноября и декабря. Мои коллеги-бухгалтера подтвердят, что эти операции являются одними из самых сложных, имеют довольно высокую степень риска.

    И опять же, чем вызвано такое внимание? Не секрет, что именно на четвертый квартал ложится основное бремя освоения бюджетных средств именно с точки зрения процентного отношения. Безусловно, в этом направлении имеются позитивные сдвижки, но так или иначе на протяжении ряда лет основные траты будут значительно больше или будут основными по году.

    — Инструментом реформирования в бюджетной сфере названы международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора. Расскажите, пожалуйста, о тенденциях в этом направлении. Чтоздесь предпринимается?

    — Те сотрудники, которые работают в бюджетной сфере более пяти лет, помнят Инструкцию № 70н, Инструкцию № 25н, Инструкцию № 148н. Сейчас действуют новые инструкции. Когда принимали инструкции № 70н и № 25н, очень интенсивно изучался зарубежный опыт. В качестве образца выбрали международные стандарты финансовой отчетности для государственных структур, разработчиком которых являлась Международная федерация бухгалтеров, и Руководство по статистике государственных финансов Международного валютного фонда. Даже в этих инструкциях были заложены международные стандарты.

    Часто задают вопрос: действительно ли мы одни из первых перейдем на МСФО? Международные стандарты финансовой отчетности — это очень тонкий инструмент, как сказал руководитель Федерального казначейства Роман Евгеньевич Артюхин. Перейти в одночасье на МСФО нельзя. Я имела практический опыт довольно длительной работы в международной организации с применением МСФО и хочу сказать, что либо ты применяешь МСФО в полном объеме, либо считается, что ты не применяешь его. Так что, на мой взгляд, это довольно длительный процесс. Кроме того, до сих пор нет официального перевода МСФО и МСФО в общественном секторе на русский язык.

    Не так давно принят закон о консолидированной финансовой отчетности. Он устанавливает, что на территории РФ применяется МСФО с учетом требований законодательства РФ, Правительства РФ по согласованию с Банком России. Приведенная формулировка означает, что для практического применения МСФО необходим подзаконный акт, исходящий от Правительства РФ. До его издания названный федеральный закон не работает.

    — С недавних пор каждое учреждение обязано принимать свои акты, приказы, распоряжения, формирующие учетную политику. Как вы относитесь к данному нововведению?Для чего это сделано?Насколько целесообразно представление учреждениям большей самостоятельности в вопросах организации ведения учета?

    — Я отношусь к этим новшествам очень позитивно, ведь логика процесса создания этих типов организаций, о которой мы говорили, подразумевает, что рабочие планы счетов являются составной частью учетной политики учреждения. Оттого, как вы пропишите учетную политику учреждения, будет зависеть ваша деятельность. В нашей организации, например, создан единый методический совет бухгалтеров и финансистов Росфиннадзора. И мы прорабатываем свою типовую учетную политику.

    Естественно, каждое самостоятельное юридическое лицо вправе вносить определенные изменения, но я думаю, что по ведомствам, министерствам такая рамочная политика должна присутствовать, и положительный опыт работы в коммерческих организациях это подтверждает. Какая учетная политика у вас будет, так и будем работать, опираясь на те инструкции, которые в настоящее время имеются. Важно, чтобы эти два процесса шли параллельно. Мы ждем от Минфина России, Федерального казначейства разъяснений

    и методических указаний. Однако сами бухгалтера должны внимательно изучать вновь принимаемые законы и инструкции. Первичным должно являться самостоятельное изучение нормативных актов. Только пройдя этот этап, следует проанализировать мнения специалистов в данных вопросах.

    Каждый бухгалтер должен внимательно посмотреть, с учетом своего практического опыта задать вопросы, что не понятно, что не обозначено. И дальше уже принимая во внимание возможные риски, формировать свою учетную политику и систему учета. Хочу подчеркнуть, что учетная политика не должна противоречить нормативно-правовым актам.

    Учитывая большое количество изменений, очень важно повышение квалификации бухгалтерских и финансовых кадров. В этом году каждый восьмой человек, работающий в Росфиннадзоре, пройдет повышение квалификации. Так что, уважаемые коллеги, я желаю всем роста в этом процессе! Человек, который развивается, естественно, будет интересен себе и окружающим, что пойдет на пользу и бюджетному процессу, и всем новациям.

    — Наталья Михайловна, благодарим Вас за интересную и содержательную беседу! Позвольте пожелать Вам успехов в дальнейшей профессиональной деятельности.

    Беседовала Т. НИФТАЛИЕВА

    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.