Научная статья на тему 'Бюджетная реформа: изменения в учете'

Бюджетная реформа: изменения в учете Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ УЧЕТА / БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко А. В., Солодова С. В.

В статье рассмотрены изcменения, которые произошли в порядке ведения учета в бюджетных учреждениях и в бюджетном процессе в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетная реформа: изменения в учете»

Проблемы учета

БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА: ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЕТЕ

А. В. ГЛУЩЕНКО, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой учета, анализа и аудита

С. В. СОЛОДОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита Волгоградский государственный университет

Политические перемены, произошедшие в стране в конце XX — начале XXI вв., предопределили необходимость внесения изменений в порядок ведения учета в бюджетных учреждениях и в бюджетный процесс в целом. Результатом работы специально созданных комиссий стала бюджетная реформа 2004 г. С начала реформы бухгалтеры-практики были втянуты в бесконечную череду изменений, вносимых в порядок ведения учета. История развития бюджетного учета происходила на наших глазах. Настало время оглянуться, систематизировать полученную за последние годы информацию. Сейчас, по прошествии более чем 7 лет с начала реформы, представляет интерес изучение реформенных процессов и их влияния на развитие бюджетного учета в РФ.

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 № 249 была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004—2006 гг. (далее — Концепция).

Концепция была разработана во исполнение бюджетных посланий Президента РФ, программ социально-экономического развития РФ и направлена на повышение результативности бюджетных расходов, оптимизацию управления бюджетными средствами.

Реформирование бюджетного процесса предлагалось осуществить по следующим направлениям:

— реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета;

— выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

— совершенствование среднесрочного финансового планирования;

— совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

— упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Целью реформирования бюджетного процесса стало создание условий и предпосылок для эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Предполагалось, что введение новых нормативных документов радикально изменит систему учета.

Изменяются коды бюджетной классификации. Одновременно осуществляется объединение кодов бюджетной классификации и кодов бюджетного учета. В код счета вводится код операций сектора государственного управления (КОСГУ). Таким образом, код счета бюджетного учета становится 26-значным.

Приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее—Инструкция № 70н) утверждается новая инструкция. Этот документ вводится в действие с

01.01.2005. Но учреждения получили право сдавать отчетность в 2005 г. по старой инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 № 107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях». По Инструкции № 70н отчетность необходимо было сдать за 9 мес. 2005 г. на 01.10.2005. Причины такой отсрочки — существенность произошедших изменений и неготовность учреждений к изменениям.

Бухгалтерские службы бюджетных учреждений в 2005 г., помимо решения повседневных задач, вынуждены были изучать, внедрять в практику новую учетную систему. Новая нормативно-правовая база, кроме Инструкции № 70н, включала и другие приказы Минфина России:

— от 10.12.2004 № 114н «Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;

— от 21.01.2005 № 5н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности»;

— от 24.02.2005 № 26н «Об утверждении Методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учету».

Согласно этим документам все учреждения должны были перейти на новый План счетов до 01.10.2005. Таким образом, переход на новый План счетов мог быть отодвинут.

Ряд учреждений осуществил переход на Инструкцию № 70н уже на 01.01.2005. Надо отметить, что эта дата являлась самой оптимальной при условии предварительной подготовки бухгалтерского аппарата и готовности программного обеспечения. Однако у абсолютного большинства учреждений такой готовности не наблюдалось.

Другая часть бюджетных учреждений осуществила переход на работу по Инструкции № 70н на 1 апреля, на 1 июня, на 1 июля. При этом в течение межотчетного периода приходилось вести учет по старому Плану счетов, учитывая новые принципы учета, адаптируя их к учету по счетам Инструкции № 70н. Затем такие учреждения осуществляли перевод остатков по старым субсчетам и обороты за межотчетный период на новые счета по таблице соответствия, приведенной в приказе Минфина России от 24.02.2005 № 26н «Об утверждении Методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. № 70н».

Третья, достаточно многочисленная группа бюджетных организаций перешла на новую систему учета только к октябрю 2005 г. Среди них были учреждения, по организационно-техническим возможностям не готовые к ведению нового учета. Это прежде всего малообеспеченные учреждения, состоящие на дотационных региональных и местных бюджетах, не имеющие финансовых возможностей закупить необходимую компьютерную технику, бухгалтерскую программу и направить бухгалтеров на учебу. Надо заметить, что уже в процессе функционирования новых методов учета отмечались случаи, когда учет велся без применения компьютерной техники.

Как бы то ни было, по состоянию на 01.10.2005 все бюджетные учреждения РФ составили квартальную отчетность за 9 мес. по новым правилам и новым формам.

Это означало, что к 1 октября текущего года подавляющее большинство бухгалтеров изучили новую нормативную базу, посетили бухгалтерские семинары, прочитали многочисленные разъясняющие статьи в бухгалтерской прессе1.

В том же году принят Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), который вступил в силу с 01.01.2006. Этот документ напрямую не касался работников бухгалтерий, но в большинстве небольших учреждений все вопросы, связанные с организацией закупок, оказались в ведении бухгалтеров.

Целью принятия Закона № 94-ФЗ были систематизация российского законодательства о государственных и муниципальных закупках и создание основополагающего нормативного правового акта, способного детально отрегулировать процедурные вопросы и обеспечить прозрачность механизма закупок. Кроме того, закон имел антикоррупционную направленность — обеспечение равного доступа к процедуре закупок и введение механизмов объективного выбора победителя.

Закон № 94-ФЗ принципиально изменил систему государственного заказа. В нем закреплен отказ от любых форм осуществляемого по воле чиновника допуска компаний к торгам. Зафиксирован четкий перечень требований к участникам торгов. Появилась новая форма торгов — аукцион, в том числе

1 Мокрецова Г.В., Прядко С. А. Обсуждаем инструкцию по бюджетному учету. Что изменилось в течение 2005 года? // Советник бухгалтера в сфере образования и науки. 2005. № 6.

электронный, что значительно ограничивало субъективизм в оценке предложений участников торгов и возможности для коррупции. Обязательным стало размещение информации на официальных сайтах. Был создан федеральный портал www. zakupki. gov. ru, на котором появилась подробная информация о размещении заказов, включая реестр недобросовестных поставщиков.

Практика применения Закона № 94-ФЗ выявила его несовершенство. По оценкам некоторых экспертов, проведение государственных закупок в рамках Закона 94-ФЗ в основном было ориентировано на цены, а качественные параметры закупаемых государственными органами продуктов и услуг почти полностью игнорировались. Государственный заказчик фактически был лишен возможности выбора тех продуктов и услуг, которые ему были необходимы. Зато полную свободу действий получили недобросовестные исполнители заказов, имеющие возможность демпинговать. Отмечается, что применение Закона 94-ФЗ, вопреки ожиданиям, привело к всплеску коррупции и деградации целых секторов экономики2.

Инструкция N° 70н действовала очень недолго. Фактически в соответствии с этим документом был сдан только один годовой отчет за 2005 г. Вскоре издается приказ Минфина России от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее — Инструкция № 25н). Этот документ был введен в действие, как говорят, задним числом — с 01.01.2006.

Принципиальных отличий Инструкция № 25н не содержала. Были учтены недоработки, которые имели место при разработке Инструкции № 70н. В частности, был решен вопрос с учетом мягкого инвентаря. До внесения изменений в п. 22 Инструкции № 70н мягкий инвентарь, в том числе одежда, обмундирование, спецодежда, учитывались в бюджетных учреждениях как основные средства. Однако практика бюджетного учета 2005 г. показала, что учет мягкого инвентаря в составе основных средств вызывает трудности. С 01.01.2006 мягкий инвентарь стал учитываться в составе материальных запасов3. Кроме того, были внесены изменения в кодировку 18-го знака счета бюджетного учета — кода вида деятельности.

2 Горбатова А. ФАС будет пресекать картельные сговоры и совершенствовать 94-ФЗ. URL: http://www. strf. ru/material. aspx?CatalogId=221&d_no=36654.

3 Васильев Ю. Учет мягкого инвентаря в составе материальных запасов. URL: http://www. bobun. avbn. ru/bobun_

archive/?6082&th id=175.

Инструкция № 25н просуществовала с 2006 по 2008 г. включительно. В этот период в бюджетный учет вносились отдельные изменения.

О необходимости внесения изменений в Инструкцию № 25н заговорили, когда в первый раз был принят бюджет на среднесрочную перспективу. Вскоре издается письмо Минфина России от 12.02.2008 № 02-14-10а/282. С 01.01.2008 финансовым органам, главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджетов, главным администраторам, администраторам источников финансирования дефицита бюджета при ведении бюджетного учета сумм бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, принятых расходных обязательств в текущем финансовом году и в плановом периоде было предписано руководствоваться порядком организации учета санкционирования расходов бюджета с учетом положений, установленных указанным письмом4.

Теперь учет бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и принятых бюджетных обязательств осуществляется по соответствующим счетам аналитического учета санкционирования расходов бюджетов с указанием в коде аналитического счета Плана счетов бюджетного учета (в 22-м разряде номера счета) кода соответствующего финансового года:

— 1 — текущий финансовый год;

— 2 — очередной финансовый год за текущим (первый финансовый год планового периода);

— 3 — второй финансовый год планового периода.

В конце декабря 2008 г. был обнародован на сайте главного финансового ведомства приказ Минфина России от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее — Инструкция № 148н). Действие новой Инструкции распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2009. Между тем принципиальных изменений методология бюджетного учета не претерпела. Основные нововведения коснулись порядка отражения операций с нефинансововыми активами в части учета имущества казны и лимита стоимости их единовременного списания в момент ввода в эксплуатацию, а также санкционирования расходов, централизации средств, забалансового

4 О порядке организации учета санкционирования расходов бюджета при ведении бюджетного учета сумм бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств: письмо Минфина России от 12.02.2008 № 02-14-10а/282.

учета и общих положений и приложений к Инструкции № 148н5.

Одними из основных изменений Инструкции № 148н стали следующие:

— из раздела «Организация бюджетного учета» исключено определение бюджетного учета, поскольку оно теперь содержится в Бюджетном кодексе РФ. Наряду с этим более четко определены пользователи или те лица, которые обязаны применять Инструкцию по бюджетному учету. Это учреждения, органы казначейства, финансовые органы;

— всем пользователям разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой для внутреннего пользования. Кроме того, право самостоятельно определять корреспонденцию счетов для отражения в бюджетном учете необходимой информации получили наряду с главными распорядителями Федеральное казначейство и финансовые органы.

Инструкция № 148н в неизменном виде просуществовала всего полгода. Приказом Минфина России от 03.07.2009 № 69 «О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 148н» утверждаются три новые формы документального оформления операций по санкционированию расходов бюджета:

— уведомление по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам (код формы 0504817) — применяется главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств;

— извещение (код формы 0504805) — используется при передаче имущества между учреждениями, в том числе в порядке централизованного снабжения;

— справка (код формы 0504833) — этот документ изложен в новой редакции. В нее добавлено поле «Отметка о принятии справки к учету».

В некоторой степени претерпел изменения и План счетов. В раздел «Обязательства» добавлены счета для отражения внутрихозяйственных расходов.

Из раздела «Санкционирование расходов бюджета» исключены отдельные счета по учету лимитов бюджетных обязательств.

Через полгода в Инструкцию № 148н вносятся изменения. Они определены приказом Минфина России от 30.12.2009 № 152н «О внесении измене-

5 Максимова Л. Новая инструкция по бюджетному учету // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 2.

ний в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 148н». Основные новшества состояли в следующем:

— определены обязательные реквизиты документов, формы которых не унифицированы;

— названия отдельных счетов раздела «Финансовые активы» были изложены в новой редакции;

— в разделе «Обязательства» также были редактированы названия отдельных счетов, кроме того, добавлены счета по учету расчетов с фондами социальной защиты населения. Данное изменение связано с введением в действие с 2010 г. Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

— внесен ряд формальных изменений в названия счетов раздела «Санкционирование расходов бюджета», в этом же разделе исключены счета по учету бюджетных ассигнований получателей бюджетных средств;

— официально введен забалансовый счет «Основные средства стоимостью до 3 000 рублей включительно в эксплуатации». С вступлением в силу Инструкции № 70н проверяющие организации требовали учитывать на забалансовом счете основные средства стоимостью до 1 000 руб., а позже — до 3 000 руб., но специальный счет появился только теперь.

В 2010 г., кроме поправок в Инструкцию № 148н, издается еще один важный документ, предполагающий внесение очередных радикальных изменений в учетный процесс — Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ).

Официальная причина, послужившая отправной точкой для принятия нового закона, — несоответствие новых социально-экономических условий и старая система бюджетных учреждений. Как было указано в пояснительной записке к проекту Закона № 83-ФЗ, существующая в РФ система бюджетных учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, в отрыве

от принципов оптимальности и достаточности для предоставления государственных и муниципальных услуг.

В пояснительной записке также указывалось, что, по сути, органы публичной власти осуществляют содержание существующей системы бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг.

Фактически из текста пояснительной записки можно сделать вывод, что бюджетные учреждения не заинтересованы в оптимизации и повышении эффективности деятельности, включены в хозяйственный оборот и получают достаточно высокие доходы от приносящей доход деятельности.

Основные цели Закона № 83-Ф3:

— повышение качества государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых населению;

— создание стимула и мотивации для учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов и государственного (муниципального) имущества;

— установление новых норм документов, направленных на обеспечение прозрачности деятельности бюджетных учреждений;

— утверждение новых форм отчета о результатах деятельности учреждений, об использовании закрепленного имущества;

— введение новых норм контроля за бюджетным учреждением, в том числе посредством проверок финансового состояния (просроченной кредиторской задолженности, за совершением крупной сделки, информацией о деятельности бюджетного учреждения, в части выполнения государственного задания, о результатах проведенных контрольных мероприятий).

Исходя из поставленных целей, были определены задачи Закона № 83-Ф3:

— создание предпосылок для повышения качества государственных и муниципальных услуг;

— внедрение элементов рыночности в деятельность государственных и муниципальных учреждений;

— переориентация внимания учреждений с обоснования потребности в бюджетных ресурсах и затем их освоения на максимальный учет интересов потребителей услуг;

— ускорение реструктуризации бюджетного сектора и формирование условий для более полной практической реализации подходов, заложенных в федеральном законодательстве об автономных учреждениях;

— активизация развития материальной базы государственных и муниципальных учреждений за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников финансирования;

— привлечение и удержание в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;

— создание механизмов для переложения части ответственности за отраслевое развитие на руководителей государственных и муниципальных учреждений;

— обеспечение больших возможностей для ускоренного развития наиболее успешных государственных (муниципальных) учреждений.

В связи поставленными задачами предлагается:

1. Изменить правовое положение существующих бюджетных учреждений, в том числе:

— изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 01.01.2011 со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания;

— предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений;

— устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;

— расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти — учредитель соответствующего учреждения.

2. Создать новый тип государственных (муниципальных) учреждений — казенное учреждение, статус которых, по сути, совпадает с закрепленным в действующем законодательстве статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 г. всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.

Одним из основных вопросов, которые возникли в связи с принятием Закона № 83-ФЗ, стал вопрос финансового обеспечения.

Казенное учреждение находится в ведении соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, который в том числе будет определять порядок утверждения бюджетных смет подведомственных казенных учреждений.

В свою очередь, бюджетная смета определяется в Законе № 83-ФЗ как смета казенного учреждения, устанавливающая в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств.

Любые средства, полученные казенными учреждениями от приносящей доходы деятельности (которую они могут осуществлять только в случаях, предусмотренных их учредительными документами), поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Субсидии и бюджетные кредиты казенным учреждениям не предоставляются.

В первую очередь в число казенных учреждений попадают: Федеральная служба охраны, Федеральная миграционная служба, Федеральная таможенная служба, Фельдъегерская служба, следственные изоляторы, психиатрические больницы, исправительные учреждения.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Бюджетное учреждение вправе при выполнении государственного (муниципального) задания дополнительно использовать средства, полученные из иных предусмотренных законодательством РФ источников.

Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные (от основных) виды деятельности, предусмотренные его учредительным документом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Финансовое обеспечение такой деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет доходов от этой деятельности и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания автономным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Осуществление приносящей доход деятельности и распоряжение доходами (средствами), полученными от указанной деятельности, регламентированы Законом № 83-ФЗ следующим образом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Средства, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

По обязательствам казенных учреждений собственник несет субсидиарную ответственность.

По обязательствам бюджетных и автономных учреждений собственники ответственности не несут.

Заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России С. В. Романов в интервью летом 2010 г. указал, что на основании существующего Плана счетов будут разработаны инструкции по порядку его применения — одна по бюджетному учету для казенных учреждений, другие по бухгалтерскому учету для бюджетных и автономных учреждений. В каждой из них будет свой типовой план счетов, привязанный к конкретному типу учреждений, с определенным набором счетов и правил аналитического учета в их структуре.

Новый Единый план счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению были утверждены приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).

Инструкция № 157н раскрывает общие принципы учета различных объектов, порядок отнесения объектов к той или иной категории. Она фактически стала выполнять функции положения по бухгалтер-

скому учету. Следом за ней выходят три инструкции для организации учета в государственных (муниципальных) учреждениях:

• приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 163н) утверждены План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению — данная Инструкция предназначена для ведения учета в казенных учреждениях, а также в финансовых органах и органах казначейства;

• приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н) утверждены План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкция по его применению — данная Инструкция предназначена для ведения учета в бюджетных учреждениях;

• приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н) утверждены План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкция по его применению — данная Инструкция предназначена для ведения учета в автономных учреждениях.

Предполагается, что учреждения должны перейти на новые планы счетов (новые инструкции), в соответствии с типом учреждения, в 2011 г. Однако методические рекомендации по переносу входящих остатков со старого плана счетов на новый Минфин России выпустил только в апреле 2011 г.6. Таким образом, до выхода этих методических рекомендаций учреждения продолжали вести учет по Инструкции № 148н. Система перехода предусматривала, кроме того, и двойной учетный переход для учреждений, которые не перешли на новое финансирование по субсидиям. Учреждения, продолжающие получать лимиты бюджетных обязательств в 2011 г., до перехода финансирования на субсидии должны вести учет по Инструкции № 162н, а после перехода — по Инструкции № 174н. Таким образом, по техническим причинам для большинства бюджетных и автоном-

6 Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа: приложение к письму Минфина России от 25.04.2011 № 20-06-07/1546.

ных учреждений предусматривался двойной переход, сначала с Инструкции № 148н на Инструкцию № 162н, а потом с Инструкции № 162н на Инструкцию № 174н (или Инструкцию № 183н).

С начала реформы 2004 г. произошли существенные изменения в методике ведения учета в бюджетной сфере. И хотя планировалось, что реформа будет проведена в течение трех лет (2004—2006 гг.), очевидно, что изменения 2011 г. — это еще не конец реформы. Вновь принятые документы требуют внесения изменений, дополнений, методических рекомендаций и указаний.

Список литературы

1. Васильев Ю. Учет мягкого инвентаря в составе материальных запасов. URL: http://www. bobun. avbn. ru/bobun_archive/?6082&th_id=175.

2. Горбатова А. ФАС будет пресекать картельные сговоры и совершенствовать 94-ФЗ. URL: http://www. strf. ru/material. aspx?CatalogId=221&d_ no=36654.

3. Максимова Л. Новая инструкция по бюджетному учету // Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение. 2009. № 2.

4. Методические рекомендации по порядку отражения в бухгалтерском учете входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам при принятии решения о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа: приложение к письму Минфина России от 25.04.2011 № 20-06-07/1546.

5. Мокрецова Г. В., Прядко С. А. Обсуждаем инструкцию по бюджетному учету. Что изменилось в течение 2005 года? // Советник бухгалтера в сфере образования и науки. 2005. № 6.

6. О порядке организации учета санкционирования расходов бюджета при ведении бюджетного учета сумм бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств: письмо Минфина России от 12.02.2008 № 02-14-10а/282.

7. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.