УДК: 332.8 ГЕРАСИМОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА
Студент бакалавриатафилиал ФГАОУВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)» г. Нижневартовск
e-mail:[email protected]
ЗЯБЛИЦКАЯ НА ТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА
д.э.н., доцент, заведующий кафедры «Экономика, менеджмент и право» филиал ФГАОУВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)»г. Нижневартовск
e-mail: [email protected]
РЕФОРМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Аннотация. Целью работы является изучение реформ жилищно-коммунального хозяйства страны. Аналитическая часть статьи составлена на основании статистических данных, характеризующих состояние жилищно-коммунальной сферы РФ, законодательных актов федерального уровня, нормативно—справочных документов. В процессе исследования были использованы методы: анализ и синтез, методы сравнения и обобщения, метод классификации. В данной статье рассмотрены понятия жилищно-коммунального хозяйства РФ. Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство с каждым годом увеличиваются. Изучен размер аварийного жилищного фонда на территории России, также в жилищном фонде проводится капитальный ремонт. Раскрыт размер возмещения населением затрат по отдельным видам ЖКХ. Изучены такие реформы, как государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, правила начисления платы за отопление в многоквартирных домах, устранение неполадок в ЖКХ, порядок по вывозу твердых коммунальных отходов. Результаты проведенного исследования могут использоваться юридическими и физическими лицами, которые взаимодействуют в жилищно-коммунальной сфере. Жилищно-коммунальные услуги входят в социальную отрасль. Размер аварийного жилищного фонда на территории России сокращается, ежегодно проводится капремонт в жилищном фонде, и благодаря этому удовлетворенность граждан качеством жилищно-коммунальных услуг растет, государство держит на контроле деятельность, влияющую на национальное развитие, для этого проводятся реформы на улучшение.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, жилищный фонд, федеральный бюджет, потребители услуг, субсидии, капитальный ремонт.
GERASIMOVA ANNA VLADIMIROVNA
Undergraduate student branch of FSBEI HPE "South Ural state University (national research UNIVERSITY)» Nizhnevartovsk, Russia
e-mail:[email protected]
ZYABLICKAYA NATALYA VALEREVNA
doctor of Economics, associate Professor, head of the Department "Economics, management and law» branch FGBOU VPO "South Ural state University (national research UNIVERSITY)»
Nizhnevartovsk, Russia e-mail: [email protected]
REFORM OF HOUSING AN D COMMUNAL SERVICES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The aim of the work is to study the reforms of housing and communal services of the country. The analytical part of the article is made on the basis of statistical data characterizing the state of housing and communal services of the Russian Federation, legislative acts of the Federal level, reg-
ulatory and reference documents. In the process of research methods were used: analysis and synthesis, methods of comparison and generalization, classification method. This article discusses the concept of housing and communal services of the Russian Federation. Federal budget spending on housing and communal services is increasing every year. The size of emergency housing stock in the territory of Russia is studied, also in housing stock capital repairs are carried out. Disclosed the amount of compensation by the population of expenses for certain types of utilities. Such reforms as, the state information system of housing and communal services, rules of charge for heating in apartment houses, Troubleshooting in housing and communal services, the order on export of solid municipal waste are studied. The results of the study can be used by legal entities and individuals who interact in the housing and communal services. Housing and communal services are included in the social sector. The size of the emergency housing stock in the territory of Russia is reduced, the capital repairs in the housing stock are carried out annually and thanks to this, the satisfaction of citizens with the quality of housing and communal services is growing, the state keeps under control activities that affect national development, for this purpose reforms are carried out to improve.
Keywords: Housing and communal services, housing Fund, Federal budget, consumers of services, subsidies, capital repairs.
Развитие жилищно-коммунального комплекса представляет сложную социальную задачу, необходимую для каждого субъекта РФ, т. е. всего государства.
Жилищно-коммунальный комплекс состоит из жилищного, водопроводно-канализационного фонда, включает тепловые сети и коммунальные котельные, коммунальные электростанции и электросети, газовые сети и сооружения, а также санитарную очистку и благоустройство территорий и др. [8].
Жилищно-коммунальное хозяйство - это отрасль экономики, которая направлена на улучшение условий жизни людей, проживающих в жилищном фонде, и всего, что находится в нем, т. е. его правильное содержание и обслуживание, озеленение территории и инженерная инфраструктура.
В жилищно-коммунальных услугах существуют профессиональные участники, к ним относятся снабжающие ресурсами и многоотраслевые организации, управляющие компании, товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы [1].
В России существует исполнительный орган, отвечающий за реализацию и выработку государственной политики в такой сфере, как градостроительство, жилищно-коммунальное хозяйство, архитектура и строительство, - это Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Оно также предоставляет государственные услуги в этой сфере [2].
Для того чтобы выполнять социальные обязательства перед гражданами, установлен федеральный бюджет, который способствует структурным изменениям в экономике России [6]. В структуру расходов федерального бюджета входят социальные категории, указанные в табл.
Проанализировав табл., делаем вывод, что в 2017 г. расходы увеличились на 325,2 млрд руб. по сравнению с предыдущим годом, а в 2018 г. уменьшились на 919,8 млрд руб. В удельном весе 2016 г. лидирующие расходы занимает социальная политика 28,2%, далее национальная оборона - 23,8%, на третьем месте национальная экономика, минимальные расходы были направлены на ЖКХ - 0,36%. В 2017 г. первое место в удельном весе также занимает социальная политика 30,2%, второе место национальная оборона - 18,3%, третье место национальная экономика -14,2%. Жилищно-коммунальное хозяйство занимает последнее место с размером удельного веса в 0,4%. В 2018 г. в удельном весе первое место занимает социальная политика 29,2%, второе место национальная оборона -17,9% и третье место национальная экономика -15,6%. Жилищно-коммунальное хозяйство в 2018 г. заняло 10-е место с показателем 1%.
Размер расхода в федеральном бюджете на жилищно-коммунальное хозяйство в 2016-2018 гг. представлен на рис. 1.
Герасимова А.В., Зяблицкая Н.В.
РЕФОРМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Таблица
Расходы федерального бюджета по разделам, млрд руб. за период 2016-2018 гг.*
Показатель Годы Удельный вес, %
2016 2017 2018
2016 2017 2018
Всего расходов: 16403,3 16728,5 15808,7 100 100 100
Жилищно-коммунальное хозяйство 57,8 72,5 158,1 0,4 0, 1,0
Здравоохранение 462,9 389,2 476,4 2,8 2,3 3,0
Культура, кинематография 90,9 95,5 102,7 0,6 0,6 0,6
Межбюджетные трансферты общего характера 659,4 808,4 981,4 4,0 4,8 6,2
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1935,1 2 028,5 2077,8 11,8 12,1 13,1
Национальная оборона 3895,8 3 054,4 2 827,9 23,8 18,3 17,9
Национальная экономика 2171,6 2 369,7 2 464,6 13,2 14,2 15,6
Образование 560,3 608,0 702,2 3,4 3,6 4,4
Обслуживание государственного и муниципального долга 639,6 730,3 814,3 3,9 4,4 5,2
Общегосударственные вопросы 1094,2 1 249,0 319,1 6,7 7,5 2,0
Охрана окружающей среды 64,2 92,4 113,2 0,4 0,6 0,7
Социальная политика 4628,1 5 053,6 4 621,3 28,2 30,2 29,2
Средства массовой информации 77,1 83,2 84,0 0,5 0,5 0,5
Физическая культура и спорт 66,3 93,8 65,7 0,4 0,6 0,4
*Составлено на основе материалов официального сайта. - URL : http://https://www.mmfin.ru [4].
158,1
ЖКХ 72,5
57,8
0 20 40 60 80 100 120 140 160 180
■ 2018 ■ 2017 ■ 2016
Рис. 1. Расходы федерального бюджета на ЖКХ, млрд руб.
Согласно рис. 1, в 2017 г. увеличение финансирования на 25% и составляет 80,7млрд руб., в 2018 г. увеличение на 53,3 млрд руб., т. е. на 118%, и расходы составляют 158,1 млрд руб.
Любое жилье со временем приходит в негодность. Для того чтобы предоставлять населению России комфортные условия проживания, с 2002 г. проводятся процедуры на расселение граждан и предоставление новой жилплощади. В период с 2016 по 2018 гг. проводилась действия по переселению граждан из аварийного жилья.
Расселение проводилось в помещениях с плохими условиями жизни населения в России. В период 2016-2018 гг. размер аварийного жилищного фонда, где было проведено расселение граждан, составляет 5, 6 млн кв.м (рис. 2)..
2,49
2,48
0,63
2016
2017
2018
Рис. 2. Размер аварийного жилищного фонда, где проводилось расселение граждан в 2016-2018гг., млн м2.
4
2
0
200 150 100 50 0
2016 "2017 "2018
Рис. 3. Расселение аварийного жилищного фонда в 2016-2018 гг. тыс. чел.
В период 2016-2018 гг. 352,6 тыс. человек переселены в жилье, не уступающее по комфорту и техническим требованиям к предыдущему жилью, то есть были улучшены жилищные условия (рис. 3).
В 2019 г. создан федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Он будет реализовываться в 2019-2024 гг. По состоянию на 1 марта 2019 г. в России 45000 аварийных домов [3].
Главной целью ЖКХ является повышение качества жизни населения. ВЦИОМ - Всероссийский центр изучения общественного мнения провел исследования, посвященное изучению удовлетворенности россиян услугами ЖКХ. Данные представлены на рис. 4.
157,9 155,6
90% 80% 70%
76% 78% 81%
2016 ■ 2017 ■ 2018
Рис. 4. Удовлетворенность граждан качеством жилищно-коммунальных
услуг за 2016-2018 гг. (%)
Согласно рис. 4, в 2017 г. увеличение на 0,2 %, в 2018 г. показатель равен 81%, что на 3% выше предыдущего года. В течение трех лет в России идет ежегодное увеличение данного показателя, связанное с реализацией мероприятий, обеспечивающих получение всеми потребителями услуг, которые делают проживание в доме удобным и комфортным, в т. ч. обеспечивает оперативное устранение выявляемых нарушений по дому.
Факторами, которые снижают удовлетворенность населения России в отрасли ЖКХ, являются проблемы, связанные с состоянием домов инфраструктуры. Решением этой проблемы является капремонт. В региональные программы капитального ремонта общего имущества в России на 1.01.19 г. включено 736 804 ед. Количество отремонтированных многоквартирных домов за период 2016-2018 гг. представлено на рис. 5.
Герасимова А.В., Зяблицкая Н.В.
РЕФОРМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
50 45 40 35
тыс.единиц 2016 2017 2018
Рис. 5. Капитальный ремонт, завершенный в многоквартирных домах на территории РФ
В 2016 г. было отремонтировано более 41 тыс. многоквартирных домов. Особое внимание было уделено замене лифтов. В 2017 г. капитальный ремонт выполнен почти в 46 тысячах многоквартирных домов, что на 10,1% больше, чем годом ранее. Такого эффекта удалось достичь благодаря донастройки законодательства в части отбора подрядчиков и проведения комплексных работ. В 2018 г. было отремонтировано 47,4 тыс. многоквартирных домов, т. е. на 25,3% больше, чем в 2017 г.
В организациях ЖКХ в бухгалтерском балансе дебиторская задолженность постоянно находится в большом значении. Это связано с тем, что в эту графу входят долги населения за оказанные услуги.
Уязвимым местом считается, что долги населения за жилищно-коммунальные услуги передают коллекторам - непрофессиональным участникам, т. е. происходит нарушение прав граждан. Эта тема в законодательстве не описана, необходим нормативный документ, описывающий эти действия, для более четких действий.
В 2018 г. был проведен анализ данных по процентному отношению оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в России, данные показывают, что фактически было возмещено 94% затрат за предоставленные услуги [3]. Оплата по отдельным видам ЖКХ в таком порядке, что в полном 100% размере идет оплата по газоснабжению, второе место занимает электроснабжение - 98% от общей стоимости предоставленных услуг было оплачено населением, третье место занимают горячее водоснабжение и отопление с 95% оплаты, четвертое место - во-доотведение 90% оплаты стоимости услуг, пятое место жилищные услуги, в которые входят содержание жилья, ремонт лифта, оплата за наем и др., фактическая оплата составляет 89%, и последнее место со значением 85% занимает водоснабжение. Население России ответственно относится в оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Для населения, которое регулярно оплачивает счета по ЖКХ и не имеет долгов, в РФ существует субсидия на оплату ЖКХ, благодаря ней определенный перечень населения в соответствии с финансовым состоянием семьи будет получать субсидию ежемесячно, в течение определенного периода [5].
¿016 2017 2018
■ млн. семей
Рис. 6. Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Согласно рис. 6 о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг 2016-2018 гг., в 2017 г. идет снижение семей, которым выделена эта субсидия на 0,1 млн семей, в 2018 г. также идет снижение на 0,2 млн семей. Снижение за период 2016-2018 гг. говорит о том, что в России снижается количество семей, нуждающихся в этой поддержке, благодаря улучшению материального положения населения.
41,2
45,8
В России создана ГИС ЖКХ, это система, в которую вносится информация о предприятиях жилищно-коммунальной сферы. В городах федерального назначения информация будет размещена с 1 июля 2019 г., а в субъектах эту информацию на сайт выкладывают с 1 июля 2017 г., за несоблюдение требований применяются штрафы. В этой системе субъекты, размещающие информацию, являются органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и другие лицами, которые снабжают население газом, водой, светом и другими жилищно- коммунальными услугами. На этом сайте ведется работа с населением, проводится анкетирование, сбор обращений, жалоб, а доступ к информации является открытым [7].
С 1 января вступают в силу изменения в правилах начисления платы за отопление в многоквартирных домах. До этого времени, если собственник жилья ставил счётчики тепла в помещении, то по этим показаниям платить было запрещено. Теперь, если собственник поставил в помещении теплосчетчики, он сдает показания в течение года, и на следующий год начисления будут проводиться по средним показаниям предыдущего года.
С 1 марта 2019 г. вступают в силу новые требования по устранению неполадок в ЖКХ. До этого момента, если случались аварийные случаи в жилищном фонде, не было гарантии, что нужные службы придут как можно быстрее, от этого люди были в неведении и растерянности. Но, благодаря изменениям в постановлении, аварийным службам установлены четкие временные рамки, когда они обязаны быть на месте вызова. В связи с этим население будет уверено в работе коммунальных служб.
В 2019 г. изменился порядок по вывозу твердых коммунальных отходов. Каждый субъект РФ выбирает регионального оператора, который будет выполнять данную функцию. Тем самым государство будет уверено в правильном выполнении, хранении и транспортировке ТКО и сохранности экологии страны.
Жилищно-коммунальная сфера важна, так как политика государства направлена на создание достойных условий жизни населения и его развития в любой сфере. Реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве являются комплексом мер на федеральном и региональном уровне, направленных для повышения качества данной сферы. Реформирование жилищно- коммунальной сферы началось в первой половине 1990-х и продолжается по сегодняшний день. В 2019 г. вступил в силу ряд изменений, делающих данную сферу более доступной и понятной гражданам России, а также улучшающих их проживание и условия жизни.
Литература
1. Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ) от 29.12.04 г. №188-ФЗ (последняя редакция 22.01.2019). -URL :http://www.consultant.ru/ (дата обращения 05.04.2019).
2. Официальный сайт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL : http://www.minstroyrf.ru / (дата обращения 15.04.2019) / свободный. - Загл. с экрана.
3. Официальный сайт Реформа ЖКХ. [Электронный ресурс]. -URL : https://www.reformagkh.ru (дата обращения 16.04.2019) / свободный. - Загл. с экрана.
4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. - URL : https://www.minfin.ru (дата обращения 05.04.19).
5. Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг : официальная статистика. - URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/housing/#(дата обращения 05.04.2019).
6. Савченко, П. В. Национальная экономика : учебник ; под. ред. П. В. Савченко. - 4-е изд., перераб. и доп. -М. : НИЦИНФРА-М, 2016.
7. Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2018). - URL : http://www.consultant.ru (дата обращения 05.04.2019).
8. Якимова, Е. С. Жилищное право (бакалавриат) : учебник / Е.С. Якимова, Н.И. Беседкина, Л.В. Борисова. - М. : Кнорус, 2019.
References:
1. Housing Code of the Russian Federation (Housing Code of the Russian Federation) dated December 29, 2004 No. 188-ФЗ (last revised edition 01.01.2019). - URL : http://www.consultant.ru/ (appeal date 05.04.2019).
2. Official website Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation [Electronic resource]. - URL : http://www.minstroyrf.ru/ (call date 04/15/2019) /free. - Title from the screen.
3. Official website Housing and communal services reform [Electronic resource]. - URL : https:// www.reformagkh.ru (access date 04/16/2019) /free. - Title from the screen.
4. Official site of the Ministry of Finance of the Russian Federation. - URL : https://www.minfin.ru (appeal
Герасимова А.В., Зяблицкая Н.В.
РЕФОРМА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
date 04/05/19).
5. Providing citizens with subsidies for the payment of housing and utilities : Official statistics. - URL : http:// www.gks.ru(the date of appeal 04/05/2019).
6. Savchenko, P.V. National Economy : Textbook; under. ed. P. Savchenko. - 4th ed., pererab. and add. - M. : SICINFRA-M, 2016.
7. Federal Law of21.07.2014 N 209-03 on the State Information System for the Housing and Public Utilities (as amended and added., Entered into force on 01.03.2018). - URL : http://www.consultant.ru (the date of circulation 05.04.2019).
8. Yakimova, E. S. Housing law (undergraduate) : textbook /E.S. Yakimova, N.I. Besedkina, L.V. Borisov. -Moscow : Knorus, 2019.