Научная статья на тему 'РЕФОРМА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ'

РЕФОРМА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
судебная власть / реформа правосудия / принцип разделения властей / Конституция Российской Федерации / Конституционный Суд Российской Федерации / judicial power / justice reform / principle of separation of powers / Constitution of the Russian Federation / Constitutional Court of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вазикова Инга Андреевна

Статья посвящена рассмотрению судебной власти как ключевого компонента государственного устройства. Отмечена ее независимость от таких ветвей власти, как исполнительная и законодательная, что обеспечивает ей возможность рассмотрения и принятий решений по правовым спорам. Исследован процесс становления судебной власти в России в начале 1990-х гг., проанализированы отдельные этапы судебной реформы. В настоящем исследовании автором также проанализированы предложенные изменения в Конституцию Российской Федерации, отмечено их влияние на конституционно-правовой статус судей. Особый акцент сделан на необходимости существования самостоятельной и независимой судебной власти для целей становления и функционирования демократического государства. Обращено внимание на расширение полномочий Президента Российской Федерации. Сделан вывод, что перераспределение полномочий между ветвями власти, предложенное конституционными изменениями, создает реальные риски нарушения независимости судебной ветви власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUDICIAL REFORM IN RUSSIA: SOME QUESTIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT

The article is devoted to the consideration of the judiciary as a key component of the state structure. Its independence from such branches of government as the executive and legislative is noted, which provides it with the opportunity to consider and make decisions on legal disputes. The process of formation of the judicial power in Russia in the early 1990s is studied, the individual stages of judicial reform are analyzed. In this study, the author also analyzes the proposed amendments to the Constitution of the Russian Federation, noting their impact on the constitutional and legal status of judges. Special emphasis is placed on the need for the existence of an independent and independent judiciary for the purposes of the formation and functioning of a democratic state. Attention is drawn to the expansion of the powers of the President of the Russian Federation. It is concluded that the redistribution of powers between the branches of government proposed by the constitutional amendments creates real risks of violating the independence of the judicial branch of government.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ»

УДК 34(075.8)

РЕФОРМА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

И.А. Вазикова

Статья посвящена рассмотрению судебной власти как ключевого компонента государственного устройства. Отмечена ее независимость от таких ветвей власти, как исполнительная и законодательная, что обеспечивает ей возможность рассмотрения и принятий решений по правовым спорам. Исследован процесс становления судебной власти в России в начале 1990-х гг., проанализированы отдельные этапы судебной реформы.

В настоящем исследовании автором также проанализированы предложенные изменения в Конституцию Российской Федерации, отмечено их влияние на конституционно-правовой статус судей. Особый акцент сделан на необходимости существования самостоятельной и независимой судебной власти для целей становления и функционирования демократического государства.

Обращено внимание на расширение полномочий Президента Российской Федерации. Сделан вывод, что перераспределение полномочий между ветвями власти, предложенное конституционными изменениями, создает реальные риски нарушения независимости судебной ветви власти.

Ключевые слова: судебная власть; реформа правосудия; принцип разделения властей; Конституция Российской Федерации; Конституционный Суд Российской Федерации.

I.A. Vazikova. JUDICIAL REFORM IN RUSSIA: SOME QUESTIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT

The article is devoted to the consideration of the judiciary as a key component of the state structure. Its independence from such branches of government as the executive and legislative is noted, which provides it with the opportunity to consider and make decisions on legal disputes. The process of formation of the judicial power in Russia in the early 1990s is studied, the individual stages of judicial reform are analyzed.

In this study, the author also analyzes the proposed amendments to the Constitution of the Russian Federation, noting their impact on the constitutional and legal status of judges. Special emphasis is placed on the need for the existence of an independent and independent judiciary for the purposes of the formation and functioning of a democratic state.

Attention is drawn to the expansion of the powers of the President of the Russian Federation. It is concluded that the redistribution of powers between the branches of government proposed by the constitutional amendments creates real risks of violating the independence of the judicial branch of government.

Keywords: judicial power; justice reform; principle of separation of powers; Constitution of the Russian Federation; Constitutional Court of the Russian Federation.

Судебная власть в соответствии со ст. 120 Конституции Российской Федерации обладает независимостью и самостоятельностью [1]. Это вызвано потребностью общества в гарантированном государственном поддержании надлежащей организации и осуществлении судебной власти на всей территории страны, что и обуславливает актуальность темы настоящего исследования.

В Российской Федерации особое значение приобретает рассмотрение судебной власти в качестве отдельного социального института с комплексной социально-правовой сущностью.

Судебная власть осуществляется через специальные государственные органы, выполняющие исключительные функции в области

правосудия [2]. Судебная система Российской Федерации состоит из Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ), Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации. Система правосудия в Российской Федерации основывается на принципах, закрепленных в гл. 7 Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Обращаясь к социально-правовым практикам современной России, следует отметить, что понятие «судебная власть» возникло в 1990 г. в Декларации «О государственном суверенитете

120

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2023. № 3(53)

Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». В п. 13 Декларации было закреплено, что разделение власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную - является важным принципом правового государства РСФСР [4].

Становление судебной власти современного формата в России началось с 1990 г В этот период произошло формирование конституционного строя, в результате чего было проведено кардинальное переустройство. В советский период отсутствовала самостоятельная судебная власть, независимые суды, демократические принципы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина не функционировали. Идеи, заложенные в Концепцию судебной реформы и затем вписанные в Конституцию Российской Федерации 1993 г., включали создание самостоятельной судебной власти, обеспечение независимости судей, доступность судебной системы для населения и различные виды судопроизводства, основанные на принципах состязательности, равноправия сторон и диспозитивности.

Согласно действующей в России Конституции Российская Федерация является правовым государством, его главным предназначением является защита прав и свобод человека и гражданина. Основной закон государства составляет основу функционирования судебной власти. Повышение эффективности правосудия ведет к оптимизации защиты прав и свобод.

Конституция Российской Федерации определяет принципы организации судебной власти, компетенцию суда, статус и гарантии независимости. Конституция Российской Федерации также устанавливает правовой статус судебной системы и обеспечивает основу для разработки дальнейших нормативных актов, регулирующих деятельность судов. Одним из главных принципов судебной власти, закрепленных в Конституции Российской Федерации, является независимость судей. Она обеспечивает автономию судебной власти от других органов государственной власти и гарантирует беспристрастное рассмотрение дел. Конституция Российской Федерации предопределяет возможность создания специализированных судов для рассмотрения определенных категорий дел, что способствует более эффективной правоприменительной деятельности. Конституционные нормы, помимо прочего, определяют полномочия судебных органов, включая право на проведение судебных заседаний, вынесение решений и назначение наказаний.

Конституция Российской Федерации предоставляет судам право контролировать соблюдение законности в деятельности испол-

нительной и законодательной власти. Она устанавливает механизмы защиты прав и интересов граждан, возможность обжалования и оспаривания неправомерных решений и действий государственных органов. В целом именно конституционная регламентация судебной власти способствует поддержанию правового государства и защите прав граждан. Несмотря на важность исходной базы в виде Конституции Российской Федерации, она не может служить единственным исходным пунктом для развития нормативно-правовой регламентации судебной власти. Необходимо совершенствовать и адаптировать правовую систему, учитывая новые вызовы и потребности общества. Законы разрабатываются с учетом конституционных основ в целях обеспечения эффективности судебной власти.

Процесс формирования судебной власти в Российской Федерации имел несколько важных этапов за последние 30 лет. Одним их таких этапов было формирование Конституционного суда Российской Федерации и попытка организации системы конституционного контроля в субъектах Российской Федерации. Следующим шагом было создание системы арбитражных и военных судов, специализирующихся на разрешении споров в соответствующих областях [5]. Также была создана федеральная и региональная судебная система, обеспечивающая единообразное применение законов по всей стране.

В процессе реформирования судебной власти в 2014 г. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации был упразднен, его функции были переданы Верховному Суду Российской Федерации. С момента принятия поправки к ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации, внесенной в июле 2020 г., в Основном законе впервые было упомянуто арбитражное судопроизводство. Были также решены вопросы признания, исполнения и имплементации решений Европейского суда по правам человека.

Передача полномочий высшей судебной инстанции по экономическим спорам Верховному Суду Российской Федерации связана с необходимостью улучшения качества судебных решений и обеспечения более надежной защиты прав и свобод граждан и организаций. Он стал высшим органом судебной власти, отвечающим за пересмотр судебных актов. Основной целью реформы было создание самостоятельного и независимого органа, способного осуществлять проверку судебных актов, а также принимать важные юридические решения по вопросам, имеющим общественное значение.

Верховный Суд Российской Федерации состоит из высококвалифицированных судей,

обладающих богатым опытом и знаниями в правовой сфере. Судебная реформа 2014 г., явившись результатом дальнейшей эволюции судебной системы России, стала прорывным шагом вперед. Она способствовала укреплению правового государства, обеспечению независимости судебной власти. Верховный Суд Российской Федерации является надежным гарантом соблюдения законности и стабильности.

В ходе дальнейшей реформы судов общей юрисдикции была создана экстраординарная система пересмотра судебных актов судов общей юрисдикции (апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции), введена сплошная кассация в целях повышения доступности правосудия. Укрепление независимости системы судов и снижение коррупционных рисков являются важными аспектами развития правосудия. Введение апелляционных и кассационных судов способствует этому. Итогом процессуальной революции стал отказ от термина «подведомственность» и введение в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации термина «компетенция». Новые правила передачи дела по подсудности способствуют обеспечению эффективности судебной системы. Если в процессе рассмотрения дела выясняется, что оно на самом деле должно быть рассмотрено в другом суде, производство не прекращается, дело передается в компетентный суд.

В 2020 г. произошли значимые организационно-структурные реформы судебной власти, которые стали частью многочисленных изменений. Некоторые правовые нормы, определяющие организацию и функционирование судебной системы, вызывают неоднозначные оценки [3].

Так, был изменен количественный состав Конституционного Суда - 11 судей вместо 19. Отметим, что такое сокращение количества судей не соответствует логике расширения полномочий Конституционного Суда. Наоборот, расширение компетенций суда подразумевает более широкий охват вопросов, которые требуют глубокого анализа конституционности положений действующего законодательства. Сокращение количества судей может привести к ухудшению возможности суда рассмотреть весь спектр вопросов. Отсутствие судей-специалистов различных отраслей права снижает уровень компетентности суда.

Конституционный Суд занимает важное место в судебной системе, поэтому в его составе должны быть эксперты различных областей правовых знаний. Такая мера будет способст-

вовать глубокому анализу и обоснованию принимаемых решений.

Некоторые могут считать, что передача вопроса о кандидатуре председателя суда (его заместителя) в ведение Совета Федерации по представлению Президента может отрицательно влиять на независимость судебной власти. Возможность продления полномочий председателя КС РФ без ограничения возраста также может вызывать опасения по поводу возможности удержания власти в течение длительного времени, что может привести к злоупотреблению ею. Однако передача вопроса о кандидатуре председателя суда в ведение Совета Федерации способствует учету интересов различных ветвей власти. Кроме того, продление полномочий председателя без ограничений возраста может быть обосновано высокой профессиональной компетенцией и опытом руководителя.

Расширение полномочий КС РФ в части выдачи заключений о конституционности законопроектов предполагает, что суд будет иметь возможность рассматривать и давать заключения о соответствии предлагаемых законов Конституции Российской Федерации до их принятия. Это значит, что будет проходить предварительный нормоконтроль суда.

Данное предложение вызывает определенную критику, поскольку такое расширение полномочий КС РФ может привести к возникновению дисгармонии между ветвями власти и политизации деятельности КС РФ. Кроме того, возникает вопрос об объективности рассмотрения жалоб на конституционность закона, если КС РФ уже одобрил его в ходе предварительного нормоконтроля по запросу Президента Российской Федерации. Не было достаточных доказательств для принятия подобного решения ни в теории, ни на практике. Существовавшая система нормоконтроля, основанная на возможности обжалования законов в судах, эффективно обеспечивала защиту конституционных прав граждан.

Возможность предоставления Президентом Российской Федерации Совету Федерации вопроса о прекращении полномочий судьи Конституционного Суда (п. «е.3» ст. 83 Конституции Российской Федерации) в случае совершения проступка, порочащего честь и достоинство судьи, заставляет задуматься о соблюдении принципа разделения властей, согласно которому каждая ветвь власти (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независимой и иметь возможность контролировать и сдерживать другие ветви власти.

По представлению Президента Совет Федерации принимает решение о прекращении пол-

122

вестник Российского университета кооперации. 2023. № 3(53)

номочий судьи КС РФ. Таким образом, КС РФ лишен автономии и независимости в принятии решений о прекращении полномочий своих членов. Поэтому важно обеспечить механизм соблюдения баланса, чтобы избежать возможных злоупотреблений этой властной возможностью. Вопрос о прекращении полномочий судьи КС РФ следует включить в компетенцию самого КС РФ или независимого органа, контролирующего дисциплинарные вопросы судей. Это будет способствовать сохранению независимости судебной власти. Важно сохранять самостоятельность судебной власти, которая является неотъемлемым элементом демократического государства.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993 (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc (дата обращения: 27.01.2023).

2. О судебной системе Российской Федерации: федер. констит. закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (в ред. от 08.12.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения: 27.01.2022).

3. О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ // URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202003140001 (дата обращения: 27.08.2023).

4. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: принята Первым Съездом народных депутатов РСФСР 12.06.1990 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. С. 22.

5. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1406 (в ред. от

25.12.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 1, ст. 13. Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации». URL: http:// pravo.gov.ru (дата обращения: 30.08.2023).

References

1. Konstitutsiya Rossijskoj Federatsii [The Constitution of the Russian Federation]: prinya-ta 12.12.1993 (s izm., odobrennymi v khode ob-shcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «KonsuFtantPlyus». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Accessed 27.01.2023).

2. O sudebnoj sisteme Rossijskoj Federatsii [About the judicial system of the Russian Federation]: feder. konstit. zakon ot 31.12.1996 № 1-FKZ (v red. ot 08.12.2020). Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «KonsuFtantPlyus». URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc (Accessed 27.01.2022).

3. O sovershenstvovanii regulirovaniya ot-delnykh voprosov organizatsii i funktsionirova-niya publichnoj vlasti [On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power]: zakon Rossijskoj Federatsii o popravke k Konstitutsii Rossijskoj Federatsii ot 14.03.2020 № 1-FKZ // URL: http://publication. pravo.gov.ru/document/view/0001202003140001 (Accessed 27.08.2023).

4. Deklaratsiya o gosudarstvennom suverenitete Rossijskoj Sovetskoj Federativnoj Sotsialistiches-koj Respubliki [Declaration of State Sovereignty of the Russian Soviet Federative Socialist Republic]: prinyata Pervym S^ezdom narodnykh deputatov RSFSR 12.06.1990 // Vedomosti S^ezda narodnykh deputatov RSFSR i Verkhovnogo Soveta RSFSR. 1990. № 2. S. 22.

5. O federaFnoj tselevoj programme «Razvi-tie sudebnoj sistemy Rossii na 2013-2020 gody» [About the federal target program «Development of the judicial system of Russia for 2013-2020»]: postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federatsii ot 27.12.2012 № 1406 (v red. ot 25.12.2019) // Sobr. za-konodateFstva Ros. Federatsii. 2013. № 1, st. 13. Ofitsial nyj internet-portal pravovoj informatsii «Gosudarstvennaya sistema pravovoj informatsii». URL: http://pravo.gov.ru (Accessed 30.08.2023).

ВАЗИКОВА Инга Андреевна - аспирант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: st954081@ruc.su.

VAZIKOVA, Inga Andreevna - Postgraduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: st954081@ruc.su.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.