Научная статья на тему 'ЕСТЬ ЛИ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?'

ЕСТЬ ЛИ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Суды общей юрисдикции / Судебная система Российской Федерации / Конституционные (уставные) суды субъектов РФ / Кадры судебных органов.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курманов М.М.

Актуальность данной статьи исходит из необходимости анализа изменений внесенных в Конституцию РФ, затрагивающих судебную систему Российской Федерации. Целью данного исследования являлся анализ федерального законодательства, федерального законодательного процесса, мнения ученых, практиков о судебной системе РФ и наличии судебной власти в субъекте РФ. Предметом исследования явились правоотношения, возникшие в связи с внесенными изменениями в Конституцию РФ. При исследовании были использованы различные методы, в частности научный, анализа, сравнения, исторический, обобщения. В результате проведенного исследования сделан вывод: в субъекте РФ осуществляют правосудие мировые судьи, которые являются судами субъекта РФ; данные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации и не образуют самостоятельную судебную власть субъекта РФ. На наш взгляд, отсутствие судебной ветви власти при функционировании государственной власти в субъекте Российской Федерации влечет нарушение принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, так как мировые судьи не имеют полномочий в обеспечении сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕСТЬ ЛИ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?»

ПРАВОСУДИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

КУРМАНОВ Мидхат Мазгутович,

заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского права Казанского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), профессор кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) федерального университета, е-mail: Kurmanov_midhat@mail.ru

ЕСТЬ ЛИ СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

Аннотация. Актуальность данной статьи исходит из необходимости анализа изменений внесенных в Конституцию РФ, затрагивающих судебную систему Российской Федерации. Целью данного исследования являлся анализ федерального законодательства, федерального законодательного процесса, мнения ученых, практиков о судебной системе РФ и наличии судебной власти в субъекте РФ. Предметом исследования явились правоотношения, возникшие в связи с внесенными изменениями в Конституцию РФ. При исследовании были использованы различные методы, в частности научный, анализа, сравнения, исторический, обобщения. В результате проведенного исследования сделан вывод: - в субъекте РФ осуществляют правосудие мировые судьи, которые являются судами субъекта РФ; -данные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации и не образуют самостоятельную судебную власть субъекта РФ. На наш взгляд, отсутствие судебной ветви власти при функционировании государственной власти в субъекте Российской Федерации влечет нарушение принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, так как мировые судьи не имеют полномочий в обеспечении сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти

Ключевые слова. Суды общей юрисдикции, Судебная система Российской Федерации, Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, Кадры судебных органов.

KURMANOV Midkhat Mazgutovich,

Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Civil Law of the Kazan Institute (branch) VSUYu (RPA Ministry of Justice of Russia), Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law

of Kazan (Volga Region) Federal University.

IS THERE A JUDICIAL POWER IN THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION?

Annotation. The relevance of this article is based on the need to analyze the changes made to the Constitution of the Russian ederation, affecting the judicial system of the Russian Federation. The aim of this study was to analyze federal legislation, federal legislative process, opinions of scientists and practitioners about the judicial system of the Russian Federation and the existence of judicial power in a constituent entity of the Russian Federation. The subject of the research is the legal relationship that arose in connection with the amendments to the Constitution of the Russian Federation. In the study, various methods were used, in particular scientific, analysis, comparison, historical, generalization. As a result of the study, it was concluded: - in a constituent entity of the

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -10-198-203 NIION: 2018-0076-10/21-262 MOSURED: 77/27-023-2021-10-461

УДК 342.5 ББК 67.7

Russian Federation, justices of the peace, who are the courts of a constituent entity of the Russian Federation, administer justice; - these courts are part of the unified judicial system of the Russian Federation and do not form an independent judicial authority of a constituent entity of the Russian Federation. In our opinion, the absence of a judicial branch of government in the functioning of state power in a constituent entity of the Russian Federation entails a violation of the principle of separation of state power into legislative, executive and judicial, since justices of the peace do not have the authority to ensure a balance of powers and exclude the concentration of all powers or most of them in the jurisdiction of one public authority

Key words. Courts of general jurisdiction, The judicial system of the Russian Federation, Constitutional (statutory) courts of the constituent entities of the Russian Federation, Judicial personnel.

В Конституции РФ провозглашено, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч.2 ст.11).

Ст.10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения властей для организации государственной власти в Российской Федерации. Следовательно, государственная власть и в субъектах РФ также должна строиться на разделении законодательной, исполнительной и судебной власти, а также на основе самостоятельности их органов.

Пункт «н» ст.72 Конституции РФ определяет, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти.

При этом Конституция РФ предусматривает, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст.77).

В развитие положений Конституции РФ был принят Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ), которым установлены система органов государственной власти субъекта РФ, порядок образования формирования, деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами власти.

Статья 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ в соответствии с Конституцией РФ закрепила принцип, что деятельность органов государственной власти субъекта РФ осуществляется также в соответствии с принципом разделения государственной власти на законода-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

тельную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.

Реализуя данный принцип, субъекты РФ (Башкортостан, Чечня, Татарстан, Марий Эл, Чувашия, Москва, Свердловская область и др.) в своих конституциях, уставах закрепили принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Однако в статье 2 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ устанавливается, что «Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ; иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ».

Как видим, в данной статье Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ судебная власть субъекта РФ не упоминается.

В соответствии с пунктом «л» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы кадров судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Исходя из этого можно поставить вопросы: что скрыто под словами «кадры судебных органов»?

Внесение изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (далее - ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ), Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» и принятие Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» были направлены на разграничение компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ по вопросам кадров судебных органов и частично разрешили этот вопросы. Под кадрами в данном случае понимаются кандидаты в судьи, судьи федеральных судов, мировые судьи, члены квалификационных коллегий судей.

В решениях Конституционного Суда РФ по пункту «л» части 1 статьи 72 Конституции Россий-

ской Федерации закрепляется правило: полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами по предметам совместного ведения должны распределяться таким образом, чтобы при принятии соответствующих решений обеспечивались учет и согласование интересов РФ и ее субъектов.

ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ установил, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия, и провозглашается единство судебной системы.

ФКЗ от 31.12.1996 № 1-ФКЗ закреплял, что к судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Внесенными изменениями Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» к системе судов общей юрисдикции субъектов РФ отнесены мировые судьи [1].

Взаимоотношения законодательных органов государственной власти субъектов РФ и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации был предметом исследования автора [2].

Анализ положений Конституции РФ, федерального законодательства в полной мере не позволяет ответить на вопрос: «Есть ли самостоятельная судебная власть в субъекте РФ?»

Обратимся к мнению ученых. Так, Овсепян Ж.И. полагает, что судебная система в Российской Федерации складывается из двух подсистем судов (федеральных и судов субъектов РФ), придерживающийся точки зрения о том, что в России законодательно оформлено создание судебной системы субъектов РФ [3].

Цалиев А.М. призывает к созданию конституционных (уставных) судов субъектов РФ и признает наличие судебной власти в субъектах РФ [4].

Павликов С.Г. утверждает, что формирование систем судов субъектов РФ непосредственно предусмотрено ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, согласно которой система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя, в числе которых — федеративный характер российского государства [5].

Дьяченко О.В., Цатурян Т.В. полагают, что принцип федерализма, закрепленный в Конституции РФ, является предопределяющим в специ-

фике судебной системы нашего государства. На основе статей 1, 10, частей 2, 3 ст. 11, ч. 1 ст. 77, ст. 128 Конституции РФ можно сделать вывод о необходимости вхождения судебных органов в систему органов власти субъектов РФ [6].

Мещеряков А.Н. признает наличие судебной власти в субъектах Российской Федерации и закрепление данной власти в конституциях и уставах субъектов РФ [7].

К нему присоединяется и Копятина Г.Н., признавая наличие судебной власти в субъекте РФ [8].

Шипанов М.М. утверждает, что «... Конституция РФ устанавливает единую судебную систему и не предполагает в качестве самостоятельных судебные системы субъектов Российской Федерации» [9].

Разрешение проблемы наличия или отсутствия судебной власти субъекта РФ можно рассмотреть на примере попытки реализации законодательной инициативы Государственным Советом РТ.

Государственный Совет РТ в порядке реализации законодательной инициативы, предусмотренной статьей 104 Конституции РФ, 17 июля 2003 года внес в Государственную Думу РФ проект федерального конституционного закона «О внесении изменения в статью 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и проект федерального закона «О внесении дополнения в статью 2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (номера № 381984-3, № 381996-3). В данных проектах законов предлагалось:

1) закрепить обязательность создания конституционных (уставных) судов и введения института мировых судей во всех субъектах РФ;

2) дополнить перечень полномочий конституционных (уставных) судов субъектов РФ в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 марта 2003 года №103-О по делу о проверке конституционности части первой статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

На обязательность создания конституционного (уставного) суда субъекта РФ указывает анализ полномочий данного суда. Обратимся к части первой статьи 27 ФКЗ от 31 декабря 1996 года: «Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ».

Одним из доводов для реализации законодательной инициативы Государственным Советом РТ явилось Определение Конституционного Суда РФ от 06.03.2003 года № 103-О, принятое по запросу в Конституционный Суд РФ Государственного Совета Республики Татарстан и Государственного Собрания Республики Башкортостан о соответствии части 1 статьи 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» Конституции РФ. В запросе утверждается, что данная норма, как устанавливающая исчерпывающий перечень полномочий конституционного (уставного) суда субъекта РФ, противоречит статьям 11(часть 2), 72 (пункт «н» части 1), 73, 77 (часть 1) и 118 (часть 2) Конституции РФ, поскольку ограничивает право субъектов РФ наделять эти суды, являющиеся судами субъектов РФ, дополнительными полномочиями. Государственное Собрание Республики Башкортостан полагает, что установление исчерпывающего перечня полномочий конституционного (уставного) суда субъекта РФ не соответствует статье 128 (часть 3) Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ установил: «Часть 1 статьи 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» не препятствует закреплению в конституциях (уставах) субъектов РФ дополнительных, по сравнению с установленным перечнем, полномочий конституционных (уставных) судов, не вторгающихся в компетенцию Конституционного Суда РФ, других федеральных судов и соответствующих компетенции субъекта РФ. При этом из Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», других федеральных законов не вытекает требование установления конституциями (уставами) субъектов РФ единообразного перечня полномочий конституционных (уставных) судов субъектов РФ».

Представлять данный законопроект в Государственной Думе РФ было поручено одному из авторов статьи.

Заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона № 381984-3 предложено отклонить данную законодательную инициативу по следующим основаниям: «Законопроектом предлагается дополнить часть первую статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», касающуюся системы органов государственной власти субъекта РФ, записью о конституционном (уставном) суде, мировых судьях субъекта РФ. Исходя из названия Закона и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

его концепции, предлагаемое дополнение не относится к предмету регулирования Закона, т.к. под словосочетанием «система государственной власти субъектов РФ» в Законе понимается система законодательных и исполнительных органов государственной власти (см., например, преамбулу Федерального закона, а также статью 1 Закона, в которой среди принципов деятельности органов государственной власти субъекта РФ отсутствуют такие принципы судебной власти и судопроизводства как осуществление правосудия только судом, независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, гласность в деятельность судов, состязательность и равноправие сторон).

Кроме того, в статье 3.1 Закона установлена ответственность органов государственной власти субъектов РФ, специфичная именно для законодательных (представительных) и исполнительных органов, например, ответственность органов за принятие нормативных правовых актов, противоречащих Конституции, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Что касается судов, то они не несут какой-либо ответственности, а к судьям применяется обычно дисциплинарная ответственность за нарушение положений кодекса судейской этики (статья 15 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», статья 12.1 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации»).

Такая правовая позиция соответствует определению Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 года № 91-О «По запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором поясняется, что Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации судоустройство (статья 71, пункт «о»), установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности (статья 71, пункт «г»), установление судебной системы Российской Федерации в целом, которые в силу статьи 118 (часть 3) определяются исключительно Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. К ведению Российской Федерации относятся также уголовно - процессуальное, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессу-альное законодательство (статья 71, пункт «о»). Конституция РФ непосредственно предусматривает существование единой судебной системы Российской Федерации и не предполагает в каче-

стве самостоятельных судебные системы субъектов РФ».

Правительство РФ не поддержало законопроект и в отзыве указало: законопроектом предлагается включить в состав системы органов государственной власти субъекта РФ, установленной в статье 2 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» конституционный (уставный) суд, мировых судей субъекта Российской Федерации.

Конституция РФ относит к ведению Российской Федерации как судоустройство и установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, так и установление судебной системы Российской Федерации в целом, которая определяется исключительно Конституцией и федеральным конституционным законом.

Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ составляют единую судебную систему Российской Федерации.

Кроме того, в статье 2 Федерального закона уже закреплено, что в систему органов государственной власти субъекта РФ могут входить и иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Следует также отметить, что предлагаемая редакция законопроекта предполагает императивное установление во всех субъектах РФ одинаковой судебной системы. В этом случае налицо будет противоречие с положениями Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». В данном Федеральном конституционном законе (часть 1 статьи 27) устанавливается, что конституционный (уставной) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ. Обязательности создания конституционного (уставного) суда не предусматривается» [10].

Государственная Дума РФ отклонила данный законопроект и как будто предвидела, что Федеральное Собрание РФ путем принятия изменений в ст.118 Закона исключит возможность создания конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Так, данным Законом часть 3 статьи 118 изложена в следующей редакции: «3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Кон-

ституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается».

Соответственно, после всероссийского голосования по вопросу одобрения поправок в Конституцию РФ данные поправки вступили в законную силу, и это повлекло необходимость исключения из Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» упоминания о конституционных (уставных) судах субъектов РФ.

И вот этот час настал. Федеральным конституционным Законом «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» внесены изменения в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и до 1 января 2023 года конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации упраздняются.

Однако, субъекты Российской Федерации вправе принять решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Но это уже другая история.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

- в субъекте РФ осуществляют правосудие мировые судьи, которые являются судами субъекта РФ;

- данные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации и не образуют самостоятельную судебную власть субъекта РФ.

На наш взгляд, отсутствие судебной ветви власти при функционировании государственной власти в субъекте Российской Федерации влечет нарушение принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, так как мировые судьи не имеют полномочий в обеспечении сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.

Список литературы:

[1] Курманов М.М., Гарифуллина А.Р. Оценка судами законов субъектов РФ о мировых судьях // Мировой судья. 2007. №2. С.7-10.

[2] Курманов М.М. Проблемы конституционно-правовой ответственности, прекращения,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

продления полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации: теоретико-прикладной анализ// Автореферат диссертации на соискание доктора юрид. наук. 2010г. с.50.

[3] Овсепян Ж.И. Система высших органов государственной власти в России (Диалектика конституционно-правовых основ с начала XX по начало XXI в.). Ростов н/Д, 2006. С. 513.

[4] Цалиев А.М. Судебная власть субъектов Российской Федерации: история и современность //Российское право: Образование. Практика. Наука. 2015. №4 (88). С. 36-41.

[5] Павликов С.Г. Система судов субъектов Российской Федерации: конституционно-правое исследование// Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва, 2010.

[6] Дьяченко О.В., Цатурян Т.В. Судебная власть субъектов РФ //Закон и право. 2014. №4. С.36-37.

[7] Мещеряков А.Н. Специфика реализации принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации// Вестник Уральского юридического института МВД России. 2014. №1. С. 15-21.

[8] Копятина Г.Н. Реализация принципа единства системы судебной власти в субъектах Российской Федерации // Современное право. 2013 №8. С. 78-81.

[9] Щипанов М.М. Конституционная природа принципа разделения властей субъектов Российской Федерации: особенности правового регулирования// Современное право. 2009. №3 (1). С.2-5.

[10] Курманов М.М. Законодательный (представительного) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в законодательном процессе // Федерализм. 2004. №1. С. 143— 160.

Spisok literatury:

[1] Kurmanov M.M., Garifullina A.R. Ocenka sudami zakonov sub»ektov RF o mirovyh sud'yah // Mirovoj sud'ya. 2007. №2. S.7-10.

[2] Kurmanov M.M. Problemy konstitucion-no-pravovoj otvetstvennosti, prekrashcheniya, prodleniya polnomochij zakonodatel'nogo organa sub»ekta Rossijskoj Federacii: teoretiko-prikladnoj analiz// Avtoreferat dissertacii na soiskanie doktora yurid. nauk. 2010g. s.50.

[3] Ovsepyan ZH.I. Sistema vysshih organov gosudarstvennoj vlasti v Rossii (Dialektika kon-stitucionno-pravovyh osnov s nachala XX po nachalo XXI v.). Rostov n/D, 2006. S. 513.

[4] Caliev A.M. Sudebnaya vlast' sub"ektov Rossijskoj Federacii: istoriya i sovremennost' //Rossi-jskoe pravo: Obrazovanie. Praktika. Nauka. 2015. №4 (88). S. 36-41.

[5] Pavlikov S.G. Sistema sudov sub"ektov Rossijskoj Federacii: konstitucionno-pravoe issledo-vanie// Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora yuridicheskih nauk. Moskva, 2010.

[6] D'yachenko O.V., Caturyan T.V. Sudebnaya vlast' sub"ektov RF //Zakon i pravo. 2014. №4. S.36-37.

[7] Meshcheryakov A.N. Specifika realizacii principa razdeleniya vlastej v sub"ektah Rossijskoj Federacii// Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo insti-tuta MVD Rossii. 2014. №1. S. 15-21.

[8] Kopyatina G.N. Realizaciya principa edin-stva sistemy sudebnoj vlasti v sub"ektah Rossijskoj Federacii // Sovremennoe pravo. 2013 №8. S. 78-81.

[9] SHCHipanov M.M. Konstitucionnaya priroda principa razdeleniya vlastej sub"ektov Rossijskoj Federacii: osobennosti pravovogo regulirovaniya// Sovremennoe pravo. 2009. №3 (1). S.2-5.

[10] Kurmanov M.M. Zakonodatel'nyj (pred-stavitel'nogo) organ gosudarstvennoj vlasti sub»ekta Rossijskoj Federacii v zakonodatel'nom processe // Federalizm. 2004. №1. S. 143—160.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.