Научная статья на тему 'Реформа ООН в области защиты прав человека'

Реформа ООН в области защиты прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1164
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ООН / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / КОМИССИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ООН / СОВЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ООН / UN / PROTECTION OF HUMAN RIGHTS / UN COMMISSION OF HUMAN RIGHTS / UN HUMAN RIGHTS COUNCIL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цапков А.М., Пискунова Е.П.

В данной статье рассматриваются итоги работы Комиссии по правам человека. Выявлены причины возникновения необходимости реформирования системы ООН и создания Совета по правам человека. Показаны основные проблемы деятельности ООН в области защиты прав человека в конце XX начале XXI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UN REFORM IN THE FIELD OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS

This article discusses the question about the results of the work of the Commission of Human Rights. We have revealed the reasons for need to reform the UN system and the development of the UN Human Rights Council. This article shown problems in the UN activities in the field protection of Human Rights at the end of the 20 th century to beginning of the 21 century.

Текст научной работы на тему «Реформа ООН в области защиты прав человека»

РЕФОРМА ООН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Цапков А.М..

Волгоградский государственный университет, магистрант 2-го курса кафедры отечественной и

всеобщей истории, археологии Научный руководитель: Пискунова Е.П.

канд.ист.наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, археологии Волгоградского

государственного университета

THE UN REFORM IN THE FIELD OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS

Tsapkov A.

Volgograd State University, Master of the 2nd year of the Department of national and universal history, archaeology Scientific adviser: Piskunova E.

Candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of national and universal history,

archaeology of Volgograd State University

Аннотация

В данной статье рассматриваются итоги работы Комиссии по правам человека. Выявлены причины возникновения необходимости реформирования системы ООН и создания Совета по правам человека. Показаны основные проблемы деятельности ООН в области защиты прав человека в конце XX - начале XXI вв.

Abstract

This article discusses the question about the results of the work of the Commission of Human Rights. We have revealed the reasons for need to reform the UN system and the development of the UN Human Rights Council. This article shown problems in the UN activities in the field protection of Human Rights at the end of the 20th century to beginning of the 21st century.

Ключевые слова: ООН, защита прав человека, Комиссия по правам человека ООН, Совет по правам человека ООН.

Keywords: UN, protection of Human Rights, UN Commission of Human Rights, UN Human Rights Council

С 90-х годов XX века в мире наблюдаются изменения в реализации внешней политики. Права человека в это время начинают рассматриваться как результат внешнеполитических действий. Отметим, что на момент создания ООН права человека рассматривались исключительно как сфера внутриполитической деятельности, где основным принципом выступал суверенитет государства. К 90-м годам проблема нарушений прав человека из внутреннего вопроса стала фактором дестабилизации.

Существует большое количество публикаций по различным направлениям деятельности ООН. Однако в настоящее время нет глубоких работ, которые рассматривают именно реформирование правозащитной деятельности.

Цель данной работы заключается в том, чтобы выявить проблемы, которые необходимо решить ООН при реформировании. Для этого необходимо: рассмотреть причины возникновения кризиса ООН в конце XX века; раскрыть итоги работы Комиссии по правам человека ООН; охарактеризовать деятельность Совета по правам человека ООН.

В работе используются, главным образом, документы Организации Объединенных Наций. В частности, проанализированы Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности ООН, мемуары Бутроса Б. Гали [3,7,8].

Несмотря на то, что в 1948 году была принята Всеобщая Декларация прав человека, многие

страны не соблюдали ее требования, аргументируя это принципом невмешательства во внутренние дела государств. Таким образом, данный документ определял принципы защиты прав человека, не давая механизма их защиты.

С окончанием холодной войны и распада Советского Союза изменилась политическая карта Европы, в мире происходили обострения межэтнических, межрегиональных и религиозных конфликтов. В бывшей Югославии, начиная с 90-х годов, международное признание Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины привело, в конечном итоге к конфликту, который, впоследствии, из внутреннего перешел в разряд межгосударственного. Массовые нарушения прав человека остались незамеченными со стороны ООН.

В 1994 году в связи с геноцидом в Руанде, жертвами которого стали порядка 1 млн. человек, ООН, в первую очередь, подверглась критике за бездействие, в том числе за неспособность усилить свою миссию по оказанию помощи.

В целом, подавляющее большинство миротворческих операций со стороны ООН не были успешными по той причине, что урегулирование вопросов не достигалось, и причины конфликтов оставались на прежнем уровне.

Первым вмешательством международного сообщества во внутренние дела государства, по мне-

нию Давыдова Ю.П., стала деятельность Организации Объединенных Наций в Сомали в 1992 г. [4, с. 211]. В стране в это время начался вооруженный конфликт между силами специального назначения США и силами вооруженных формирований Сомалийского национального альянса. В 1992 году Советом Безопасности была принята резолюция, предполагавшая вмешательство во внутренние дела Сомали «по гуманитарным соображениям» [7].

Действия Югославии в конце 90-х годов привели к массовому нарушению прав и свобод человека, что стало причиной миграции мирных жителей из страны [9]. ООН не могла предпринять каких-либо действий по причине отсутствия согласованных действий постоянных членов Совета Безопасности. Таким образом, нарушения прав человека в бывшей Югославии привели к тому, что НАТО было вынуждено вмешаться в военный конфликт.

Данные события в конце XX века показали, что в ООН наступил кризис, который показал, что, во-первых, региональная Организация в нарушении Устава берет на себя право вмешиваться в конфликт; во-вторых, ООН не в состоянии разрешить этот конфликт.

Следует подчеркнуть, что первым, кто выдвинул идею о реформировании, в связи с окончанием холодной войны и увеличением числа членов ООН, являлся Бутрос Бутрос - Гали [3, с. 28]. В качестве основных результатов его деятельности можно отнести, прежде всего, сокращение административного аппарата Секретариата ООН. Однако, в связи с недопущением Б. Гали на второй срок, дальнейшие реформы оказались безуспешными [3].

Если вести речь непосредственно о деятельности Комиссии по правам человека, то в 90-е годы были назначены докладчики по вопросам, касающихся нетерпимости и дискриминации по признаку религиозных верований и убеждений, независимости судей, использования наемников, сброса ядовитых отходов, насилие в отношении женщин, детская проституция, современные формы расизма и нетерпимости [2, с. 80].

Однако Комиссия по правам человека показала свою неэффективность. Например, как подчеркивает исследователь Лукьянцев Г.Е., во время проведения очередных сессий, в которых принимались более ста резолюций и решений по большому кругу проблем, многие из этих документов не относились конкретно к вопросу о защите прав человека [6, с. 10]. Рассматривая положения дел о разоружении, международной торговли, перевозки токсичных отходов, КПЧ тем самым нарушала собственный мандат, что отрицательным образом влияло на ее дальнейшую эффективность.

В свою очередь, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан на 61 -й сессии подчеркнул как положительные, так и отрицательные моменты работы Комиссии по правам человека. С одной стороны, по его мнению, КПЧ имела возможность назначать докладчиков и других экспертов, взаимодействовать с членами гражданского общества. С другой стороны, работа Комиссии показала отчасти свой непрофессионализм, что стало причиной снижения ее авторитетности [1].

Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 15.03.2006 г. Комиссия по правам человека была упразднена и впоследствии все полномочия были переданы учрежденному Совету по правам человека [8]. Данный орган создавался, прежде всего, для рассмотрения нависших кризисов и обеспечения своевременного и углубленного исследования вопросов прав человека.

СПЧ является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН. Орган рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, включая грубые, систематические нарушения и дает по ним свои рекомендации [8].

Универсальный периодический обзор и «Специальные процедуры» являются механизмами Совета по правам человека. УПО был учрежден в марте 2006 года [8]. В рамках данного органа проводятся каждые четыре года регулярные обзоры о выполнении государствами-членами ООН обязательств в области прав человека.

Что касается «Специальных процедур», то подчеркнем, что это механизм, созданный Комиссией по правам человека и принятым СПЧ для рассмотрения «либо конкретных ситуаций в стране, либо тематических вопросов во всех частях мира» [5, с. 4-7]. В полномочия мандатов по странам проводят мониторинг, консультирование и впоследствии предоставляют сведения о положении в области прав человека в конкретном государстве [5].

Отметим, что на начальном этапе деятельности СПЧ многие западные страны не признавали свои личные государственные проблемы в области защиты прав человека и, соответственно, не выполняли свои обязательства по данному вопросу. Они использовали Универсальный периодический обзор для давления и вмешательства в дела неугодных им режимов.

Совет по правам человека не прописан в Уставе. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что реорганизация в системе Организации произошла, но она не была документально закреплена. Соответственно, у СПЧ нет соответствующих полномочий, как, например, у Совета Безопасности.

Таким образом, следует подчеркнуть, что ООН находится в процессе трансформации. На сегодняшний момент Совет по правам человека является, прежде всего, ограниченным рекомендательным органом, который лишь выражает мнения мирового сообщества. Однако СПЧ не в состоянии оказывать реальное воздействие на государства-участники, поскольку для усиления его позиций требуется более глубокая структурная реформа Организации Объединенных Наций.

Список литературы

1. Аннан К. При большой свободе: к развитию безопасности и правам человека для всех / Доклад Генерального секретаря ООН, UN/A/59/2005. [Электронный ресурс] / URL: https://www.unisdr.org/files/resolutions/N0537567.pd f

2. Бергем К.В. Введение в права человека. -Осло: Норвежский Хельскинский комитет по правам человека. 2003. - 117 с.

3. Бутрос Б. Гали. Непокоренная Организация Объединенных Наций: История отношений между Орг. Объедин. Наций и Соедин. Штатами Америки; [Пер. с англ. А.В. Денисова]. М.: XXI век - Согласие, 2000. - 493 с.

4. Давыдов Ю.П. Норма против силы. Проблема мирорегулирования. М.: Наука, 2002. - 287 с.

5. Защита прав человека в системе Организации Объединенных Наций / Информационная брошюра [Электронный ресурс] / URL: https://bureau.kz/files/press

center/ganery/HumanRights%20in%20UN%20system .pdf

6. Лукьянцев Г.Е. О некоторых тенденциях развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека // Юрист-международник. М. 2004, № 3. С. 10-18.

7. Ситуация в Сомали. Резолюция Совета Безопасности ООН № 794 от 3.12.1992. [Электронный ресурс] / URL: https://undocs.org/ru/S/RES/794(1992)

8. Совет по правам человека. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 60/251 от 15.03.2006. [Электронный ресурс] / URL: http://www.justice.gov.md/public/files/file/evaluarea %20periodica%20a%20drepturilor%20omului/N0550 268.pdf

9. Kosovo: One last chance. The race against winter, yet enother exodus // UNHCR. Refugees. -1999. Volume 3. - № 116. - P.7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.