Чан Тхи Диеу
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ В ПЕРИОД 1979—1986 гг.: ДОСТИЖЕНИЯ И НЕДОСТАТКИ
Аннотация. Социально-экономические условия в стране, потребность в развитии национального образования и сферы профессиональной подготовки, а также в обучении вьетнамских студентов за рубежом, задача формирования человеческого капитала для продвижения реформ и инноваций поставили Вьетнам перед необходимостью реформы образования в период 1979—1986 гг. Данная статья посвящена анализу факторов, способствовавших проведению этой реформы, её основного содержания и преследует цель дать оценку достигнутых успехов и недостатков в сфере образования после обретения Вьетнамом независимости и начала преобразований в стране.
Ключевые слова: Вьетнам, реформа, образование, формирование человеческого капитала, достижения, недостатки.
REFORMING EDUCATION IN VIETNAM IN 1979-1986: ACHIEVEMENTS AND FAILURES
Abstract. Socio-economic conditions in the country, the need for the development of national education, vocational training and the training of Vietnamese students abroad, as well as the task of human capital formation for bringing the reform process forward have put the country before the need for educational reform in the period 1979—1986. This article is devoted to an analysis of the factors that contributed to the implementation of educational reform, and its main content in order to assess the success and shortcomings of innovations in the field of education after Vietnam gained independence and the beginning of reforms in the country.
Введение
Формированию человеческого капитала всегда отводилась важная роль и придавалось большое значение при выработке различными странами стратегий быстрого и устойчивого развития. По этой причине совершенствование сферы образования и профессиональной подготовки выступает в качестве приоритетного направления государственной политики Вьетнама. Руководствуясь такими девизами, как «Инвестиции в образование — это инвестиции в будущее», «Инвестиции в образование — это инвестиции в развитие», «Невежественная нация — слабая нация», правительство СРВ инвестировало, инвестирует и непрерывно будет продолжать инвестировать в образование. На каждом этапе отечественной истории проводилась своя образовательная политика, отвечающая текущим нуждам страны. Изучение концепций, этапов и стратегий развития системы образования позволяет оценить достигнутые успехи и выявить недостатки нововведений, вносить вклад в формирование позитивных ценностей и освобождение от устаревшего наследия прошлого при построении современной системы национального образования.
Факторы реформирования образования 1979—1986 гг.
В период 1979—1986 гг. реформа образования в СРВ проводилась в русле осуществления социалистической революции после обретения страной независимости. Согласно установке ЦК КПВ, «реформирование образования призвано продолжить совершенствовать национальную образовательную систему в соответствии с революционной миссией нового периода путём обновления структуры школьной системы, содержания образования и методов обучения»1.
Новые социальные условия поставили Вьетнам перед необходимостью реформирования образования в период 1979—1986 гг. По мнению автора статьи, существовало два главных социальных условия, способствовавших проведению реформы образования в данный период. Первое — общемировая тенденция реформирования образования. Стремительная научно-техническая революция в мире требовала изменения содержания обучения на фоне постоянного развития новых концепций, методов и технических средств, оказывающих значительное влияние на все сферы жизни. С другой стороны, высокие темпы накопления и обновления научной информации вели к резкому увели-
чению объёма знаний, что неизбежно повлекло за собой изменение образовательных целей и методов. Теперь от учащихся требовалось умение не только быстро усваивать новые знания, но и овладевать навыками самообучения, проведения самостоятельных научных исследований и непрерывного самообразования на протяжении всей жизни. Новые стандарты в значительной мере были продиктованы и высоким уровнем всестороннего развития других социалистических стран мира, таких как Советский Союз или страны Восточной Европы. Для приближения к этому уровню наряду с ростом экономики необходимо было совершенствование профессиональной подготовки и накопление человеческого капитала. Также стояла задача более эффективного формирования политического сознания и воспитания нравственности, нового образа жизни, соответствующих идеологии «нового человека», на фоне обострения классовой борьбы между двумя общественными системами.
Вторым фактором, обусловившим необходимость реформирования вьетнамского образования, были требования нового этапа революции. Победа 30 апреля 1975 г. ознаменовала окончательное поражение США и завершение войны во Вьетнаме; для вьетнамского народа началась новая эпоха — эпоха независимости, единства и строительства социализма. На IV съезде Коммунистической партии (1976) было намечено общее для объединённого Вьетнама направление развития социалистической революции. С началом этого этапа воспитательная работа приобрела чрезвычайную важность, и её ведение являлось первостепенной задачей. Социалистическая революция представляла собой процесс, включающий в себя три составляющие: революцию в производственных отношениях, техническую революцию и культурно-идеологическую революцию. По этой причине Вьетнам должен был уделять особое внимание педагогике. Ввиду вышесказанного педагогическая сфера должна была развиваться быстро, интенсивно и в правильном направлении, образование при этом рассматривалось в качестве важнейшего элемента в подготовке талантов для социалистического строительства во Вьетнаме.
После второй образовательной реформы в 1956 г. во вьетнамском образовании произошли значительные изменения: в частности, практически полностью была ликвидирована неграмотность, повышен общий культурный уровень трудящихся, на освобождённых территориях на смену упразднённой системе образования американского образца постепенно приходила новая образовательная модель. Однако в данной сфере по-прежнему сохранялось немало недостат-
ков: в частности, быстрое развитие нового образования шло исключительно в количественном отношении при недостаточном повышении его качества; большое значение придавалось теории, в то время как практика недооценивалась. Содержание общего образования не было всесторонним, основной упор делался на преподавание гуманитарных дисциплин, тогда как техническим и управленческим знаниям должного внимания не уделялось. Проблемы целей, качества и эффективности образования, подготовки учащихся к выпуску из учебного заведения, внедрения производственной практики в процесс обучения, подчинения направления развития образования конкретным социально-экономическим целям всей страны и отдельных её регионов и населённых пунктов стояли достаточно остро и требовали решения2.
Существование во Вьетнаме двух отличающихся как по своей модели, так и по целям школьных систем также служило основанием для создания единой унифицированной национальной системы образования. Для осуществления социалистической революции необходимо было создать единую социалистически ориентированную систему образования по всей стране, которая воспитала бы новое, всесторонне развитое поколение трудящихся. Радикальная образовательная реформа, по оценке КПВ, назрела, приобрела безотлагательный характер, поскольку образование «является важной частью культурно-идеологической революции, существенным фактором, способствующим экономическому, культурному и научно-техническому развитию страны»3. Руководствуясь требованиями новой социально-экономической действительности, на основе анализа существующих трудностей и опыта, извлечённого из двух предшествующих реформ образования во Вьетнаме, а также опыта многих других стран мира, КПВ и правительство СРВ в срочном порядке подготовили проект образовательной реформы с целью создания единой национальной системы образования в рамках государственной стратегии восстановления и развития страны. В резолюции IV съезда Коммунистической партии было отмечено: «Образование — это культурная основа страны, будущая сила нации; оно закладывает фундамент, имеющий большое значение для всестороннего развития народа социалистического Вьетнама»4. Реализуя эту концепцию и вместе с тем стремясь развить результаты, достигнутые в ходе двух предшествующих образовательных реформ, 11 января 1979 г. Политбюро ЦК КПВ издало Постановление № 14-NQ/TW «О реформе образования».
Основное содержание и цели реформы образования 1979—1986 гг.
Цели образования. Для приведения образовательной системы в соответствие с требованиями нового этапа было выдвинуто три основные цели реформирования. Первая — создание первоначальной базы для воспитания «нового человека» во Вьетнаме — всесторонне развитого трудящегося, коллективного собственника, продолжающего революционное дело народа, отдающего все силы строительству социализма, готового встать на защиту Родины. Это требовало заботы о юном поколении и обучения детей с ранних лет до вступления ими во взрослую жизнь. Необходимо было разработать долгосрочный план, включающий в себя позитивные меры мобилизации всего общества и его организации таким образом, чтобы оно уделяло большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста.
Для осуществления данной задачи, помимо развития сети детских садов и групп дошкольного обучения как в городской, так и в сельской местности и встраивания данного звена в национальную образовательную систему в качестве её неотъемлемой части, также нужно было обеспечить, чтобы дети в возрасте от шести лет до достижения ими совершеннолетия получали полное среднее образование и были хорошо подготовлены к началу профессиональной деятельности. Параллельно с обучением базовым гуманитарным знаниям и формированием научного мышления следовало развивать способности молодого поколения, воспитывать в нём незамутнённый интернациональный дух, коллективистское сознание, дружескую солидарность, трудолюбие, любовь к народу, любовь к науке, организованность и дисциплину, научить его ценить и отстаивать справедливость и такие моральные качества, как честность, мужество, скромность и т. д.
Второй целью реформы было введение обязательного всеобщего образования. В результате проведения реформы рабочие, крестьяне, трудящиеся всех населённых пунктов любой этнической принадлежности должны были получить возможность в полной мере воспользоваться правом на образование, постепенно повышая свой культурный уровень до уровня средней школы, непрерывно развивая в себе коллективистское сознание и способность коллективного владения собственностью, приобретая достаточные умения для победоносного строительства социализма. Актуальность данной цели была обусловлена, в частности, тем, что Вьетнам является многонациональным государством, и для устранения неравномерности культурного и эконо-
мического развития различных этнических групп требовалось уделить особое внимание функционированию системы образования в районах проживания малых народов, сохраняя при этом их культурное своеобразие и способствуя тем самым обогащению общей сокровищницы вьетнамской культуры.
Третья цель образовательной реформы — сделать упор на профессиональной подготовке и формировании нового образа рабочего человека. Для укрепления производительных сил необходимо было не только расширить масштаб образования, но и инвестировать в повышение качества обучения, сосредоточив внимание на развитии человеческого капитала, в первую очередь — рабочих нового типа, от которых требовалось не только иметь необходимую специализацию и научно-техническую квалификацию, но и обладать революционными политическими взглядами и соответствующими моральными качествами, а также способностями к управлению, отвечающими потребности в разделении труда в большом социалистическом производстве. Трудящиеся нового типа должны были отличаться дисциплинированностью, привычкой к производительному труду, крепким здоровьем и высоким уровнем мастерства и профессионализма, необходимым для решения научно-технических и управленческих проблем, которые будет ставить перед ними вьетнамская действительность.
Как ключевые были выделены принципы сочетания обучения с практикой, совмещения образования с трудом, взаимодействия школы с обществом. Вышеназванные принципы построения образовательного процесса, проистекавшие из основных положений марксизма-ленинизма и цели всестороннего развития «нового человека» во Вьетнаме, одновременно выступающего и в роли субъекта, носителя сознания, и в роли продукта нового вьетнамского общества, были направлены на сближение теории и практики, внедрение научных знаний в производственную и строительную сферы, формирование научного и технического типов мышления и вместе с тем способствовали воспитанию у рабочего народа революционных чувств, интереса к труду ради общего блага, а также новых привычек в трудовой деятельности.
Принцип «тесной связи между школой и обществом одновременно являлся и условием, и результатом совмещения учебы с практикой и оказывал значительное влияние на устойчивое становление социалистической личности учащихся»5. Для претворения данного принципа в жизнь необходимо было в должной мере привлекать преподавателей и учеников к участию в общественной деятельности, прилагать усилия к укреплению материальной базы школ и поощрять
учебные заведения к активному содействию в построении нового общества, укреплении трудовых ресурсов и развитии научного потенциала.
Содержание реформы образования. Реформа образования в период 1979—1986 гг. предусматривала обновление как содержания образования, так и методов обучения. В Постановлении № 14-NQ/TW утверждалось: «Реформа ставит целью повышение качества всестороннего образования и создание новых групп трудящихся, выступающих в роли коллективных собственников, которые будут способны взять на себя народное дело построения социализма»6. Помимо повышения уровня политического и идеологического образования и просветительской деятельности в области революционной этики и коммунистических идеалов посредством обучения марксизму-ленинизму, линии и политике КПВ, необходимо было в различных формах знакомить молодое поколение с прекрасными традициями вьетнамского народа, такими как любовь к родине, гармоничные отношения в семье, обществе, отношения между индивидами, между личностью и коллективом, гражданином и Отечеством и т. д. Ещё важнее было уделить внимание роли литературы, искусства, эстетики и спорта в укреплении здоровья и воспитании революционных чувств и взглядов. Надлежало основательно модернизировать содержание учебной программы по гуманитарным и техническим наукам, но основной упор при этом сделать на систематическом отборе современных базовых знаний, которые действительно отражали бы вьетнамскую действительность и формировали у учащихся научное мировоззрение, научное мышление и способность действовать. Помимо общих экономических и технических знаний в учебные программы техникумов и университетов также необходимо было добавить более широкие знания в сфере управления.
Методы обучения. Для успешного совмещения образовательной деятельности с усовершенствованием общества и преобразованием природы, развития у учащихся в ходе обучения и применения полученных знаний приверженности коллективизму, сознательности и инициативы, ума и креативности, светлых чувств и здоровых привычек требовалось модернизировать методы преподавания. Этот процесс должен был осуществляться одновременно на всех уровнях образования и носить последовательный, неуклонный и творческий характер. На уровне средней школы обучение необходимо было сочетать с научным экспериментом, трудовой и общественной деятельностью, участием в общественных организациях. В университетах, кол-
леджах и техникумах следовало тщательно применять метод преподавания, заключающийся в интеграции в учебный процесс научного эксперимента, исследовательской работы и производительного труда в соответствии с получаемой специальностью. В профессиональных училищах важная роль должна была отводиться методу совмещения профессиональной практики с производством материальных благ. Для обеспечения высокой эффективности методов обучения на всех вышеперечисленных уровнях, помимо налаживания тесного сотрудничества между школой, семьей, общественными организациями и обществом, распределения ответственности, повышения роли научно-исследовательских учреждений и производственных предприятий в деле образования также необходимо было широкое использование в преподавании современного учебного оборудования и актуальной научной информации.
Система образования. 12-летнее школьное образование на Юге и 10-летнее на Севере было заменено на единую новую 12-летнюю общеобразовательную систему во всей стране, I и II ступени которой были объединены в основное общее образование (9 классов), готовившее к разделению на профили на III ступени. Образовательный комплекс страны включал в себя систему детских садов и групп дошкольного образования для детей от 0 до 5 лет; систему общеобразовательных школ для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста (от 6 до 18 лет) с делением на основное общее образование и среднее общее образование; систему профессиональных училищ и средних специальных учебных заведений; колледжи со сроком обучения три года; университеты со сроком обучения четыре года (при выборе специализации в области сельского хозяйства, педагогики, фундаментальных наук), пять лет (политехнические специальности, транспортное дело, горное дело и геология, электромеханика, преподавание иностранных языков) и шесть лет на медицинских специальностях.
Достижения и недостатки реформы образования
Во-первых, была выработана единая в масштабах всей страны концепция социалистического образования. Благодаря разработке 12-летней общенациональной школьной программы были унифицированы цели обучения и устранено влияние, на протяжении многих десятилетий оказывавшееся на умы подрастающего поколения колониальным и неоколониальным образованием, в результате чего образова-
тельной сфере была задана перспективная траектория развития. Цели и планы обучения были конкретизированы для каждой дисциплины и каждого уровня образования и своевременно корректировались в соответствии с концепцией обновления, определявшей направление образовательной политики государства в деле урегулирования текущих вопросов и подготовки страны к наступлению XXI в. Содержание образования, в основу которого легли социалистические принципы и идеи, постепенно обновлялось и модернизировалось, что нашло отражение в программах преподаваемых дисциплин и идущих с ними в комплексе учебных пособиях с 1-го по 12-й класс. Вошедшие в него знания отвечали требованиям фундаментальности, современности, практичности, соответствия вьетнамской действительности — всё это в совокупности со всеобъемлющим характером обучения на новом этапе (включающим в себя этическое, интеллектуальное, спортивное и эстетическое развитие личности) вело к существенным изменениям в качестве образования на всех уровнях, начиная с детских садов и заканчивая университетами.
Вторым достижением реформы было масштабирование образовательной системы на всю территорию страны. С целью развития человеческого капитала — важного элемента производительных сил и основы социалистической революции — в ходе реформы образования в период 1979—1986 гг. было осуществлено масштабирование образовательного комплекса страны на всех уровнях, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая университетами, в результате которого система образования смогла охватить всю территорию государства.
На уровне детских садов был достигнут прогресс в количественном отношении (табл. 1).
Таблица 1. Динамика численности детей, посещающих детские сады в 1981—1987 гг.
Учебный год Количество детсадовских групп Количество учителей Количество детей
1981—1982 46 646 162 579 1 224 460
1982—1983 44 153 151 783 1 133 228
1983—1984 42 760 154 166 1 148 367
1984—1985 41 502 157 641 1 152 626
1985—1986 42 177 160 600 1 157 385
Источник: Щиуеп Minh San. БасИ кЬоа 1Ьи giao ёие уа йао 1ао У1ё1 На N61: №Ъ Уап Иоа Шощ Ип, 2006.
На уровне дошкольного образования была сформирована сеть образовательных учреждений, охватившая все регионы страны (табл. 2).
Таблица 2. Количество учреждений, классов, учащихся и преподавателей дошкольного образования
Учебный год Количество учреждений Количество классов Количество учащихся Количество преподавателей
1979—1980 5727 48 468 1 147 362 56 679
1980—1981 5758 49 612 1 513 474 58 782
1981—1982 5845 51 921 1 527 259 69 231
1982—1983 6065 50 682 1 457 954 63 063
1983—1984 5527 49 352 1 509 916 63 957
1984—1985 5971 55 015 1 587 338 69 415
1985—1986 6329 57 062 1 636 347 71 648
1986—1987 6178 61 750 1 768 938 76 059
Источник: Щ^иуеп МтН Зап. Ор. ей.
Общее образование обычно находится в центре образовательной системы. Причина, по которой ему принадлежит главенствующая позиция, заключается в том, что, по сути, «общее образование — это культурная основа страны»7. За годы реформы в общем образовании произошли заметные изменения на всех трёх ступенях (табл. 3—5).
Таблица 3. Количество школ, классов, учащихся и преподавателей I ступени общего образования
Учебный год Количество школ Количество классов Количество учащихся Количество преподавателей
1979—1980 1915 215 758 7 938 114 213 201
1980—1981 1534 213 189 7 950 697 204 100
1981—1982 921 202 483 7 922 777 214 758
1982—1983 1585 219 343 7 884 202 214 606
1983—1984 1976 226 768 7 993 019 215 125
1984—1985 2135 232 076 8 166 372 223 768
1985—1986 2237 236 099 8 254 816 229 242
1986—1987 2427 242 417 8 484 685 242 388
Источник: Nguyën МтЬ Зап. Ор. ей.
Таблица 4. Изменения во II ступени общего образования
Учебный год Количество школ Количество классов Количество учащихся Количество преподавателей
1979—1980 1258 215 758 3 128 057 114 876
1980—1981 660 74 832 3 203 398 118 400
1981—1982 470 78 371 3 210 280 122 075
1982—1983 337 75 481 3 130 712 122 910
1983—1984 173 76 350 3 039 175 127 777
1984—1985 179 77 775 3 086 411 132 318
1985—1986 425 80 983 3 253 229 135 366
Источник: Nguyen Minh San. Op. cit.
Данная таблица показывает, что развитие общего образования II ступени шло быстро, но нестабильно.
Таблица 5. Изменения по III ступени общего образования — среднему общему образованию
Учебный год Количество школ Количество классов Количество учащихся Количество преподавателей
1979—1980 775 13 233 638 221 28 681
1980—1981 797 14 304 700 668 29 304
1981—1982 808 14 656 709 844 30 908
1982—1983 831 14 871 705 263 32 451
1983—1984 859 15 471 732 158 34 053
1984—1985 894 16 494 791 989 36 224
1985—1986 953 14 478 860 226 37 050
Источник: Nguyen Minh San. Op. cit.
Каждый год количество учащихся неуклонно росло, особенно в южных провинциях в связи с изменением ситуации после освобождения; новые школы открывались во всех регионах.
Образование в университетах и колледжах также претерпело значительные изменения (табл. 6).
В период с 1979 по 1986 г. Вьетнам отправил на обучение за границей 5817 одарённых студентов (табл. 7). Практически все из них
Таблица 6. Динамика численности студентов университетов и колледжей
1980—1981 1981—1982 1982—1983 1983—1984 1984—1985 1985—1986
Общее число студентов 153 987 149 292 139 331 128 700 124 120 121 195
В том числе:
студенты очного отделения 120 848 111 290 101 851 93 543 90 521 85 726
учащиеся ускоренных специализированных курсов 8342 8620 8639 8501 7940 7833
студенты заочного отделения 24 481 29 076 28 861 27 511 27 259 27 636
Источник: 50 пм su ^Ы^ phat Ысп su nghiëp giao duc va dao tao (1945—1990). Pham Minh Hac chй biën. Ш Шк Nxb Giao duc, 1995. Ъ\ 59.
Таблица 7.Динамика численности студентов, отправленных на учебу за границу за годы реформы
Учебный год 1979/ 1980 1980/ 1981 1981/ 1982 1982/ 1983 1983/ 1984 1984/ 1985 1985/ 1986
Количество студентов 850 907 865 868 768 803 756
Источник: Щ^иуеп МтН Зап. Op. а!
были направлены в социалистические страны Восточной Европы и прежде всего — в Советский Союз (около 90 % всех студентов). В 1976 г. во вьетнамскую систему образования был официально введен уровень последипломной подготовки, на котором по советской модели готовили кандидатов и докторов наук. «Если говорить о послевузовской профессиональной подготовке за границей, то общее число соискателей, получивших докторскую или кандидатскую научную степень за рубежом до 1990 г., составляет 4500 человек, в том числе в одном только Советском Союзе училось 3500 аспирантов»8.
Третьим достижением реформы образования стало то, что формирование национальной сети школ и образовательных учреждений активно служило делу политической стабильности и государственной безопасности. Структура национальной системы образования была унифицирована и усовершенствована в духе идеологии обновления, провозглашённой на VI съезде Коммунистической партии Вьетнама;
на всех уровнях системы, начиная от детских садов и заканчивая университетами, были введены новые формы обучения. Созданная в 1979/1980 учебном году многоуровневая сеть образовательных учреждений охватила каждый уголок страны — от городов до деревень, от материковой части Вьетнама до островной. В каждом квартале и в каждой сельской общине появились детский сад и средняя школа. Учитывая, что в стране насчитывалось 11 тысяч кварталов, сельских общин и уездных городов, вышеприведённые таблицы с данными показывают, что в каждой административной единице было больше одного образовательного учреждения. Расширение сети учебных заведений на всю территорию страны свидетельствует о развитии вьетнамского образования в годы проведения реформы, несмотря на многочисленные экономические трудности.
Четвертое достижение реформы заключается в том, что она явилась основой и предпосылкой для последующих реформ вьетнамского образования. В предшествующий период, с 1945 по 1979 г., во Вьетнаме были проведены две образовательные реформы. В 1950 г. для решения новых задач, вставших перед молодой страной, правительством ДРВ была осуществлена первая реформа образования. В её рамках данной реформы был реализован ряд мер по коренному преобразованию старой системы обучения, обновлению образовательной идеологии, интенсивному формированию нового образования, обеспечению потребности в подготовке квалифицированных кадров для целей революции в условиях военного времени. Требования последующего этапа революции и развития страны, а также недостатки реформы образования 1950 г. послужили причиной для проведения в 1956 г. второй образовательной реформы, которая также значительно способствовала улучшению вьетнамской системы образования. Третья реформа в 1979 г. привнесла в образовательную сферу много нового с точки зрения целей, программ, содержания и методов обучения и т. п., что содействовало усовершенствованию вьетнамского образования в дальнейший период и создавало основу для последующих шагов в этом направления.
Недостатки реформы образования 1979—1986 гг.
Наряду с успехами, достигнутыми благодаря реформированию вьетнамского образования в период 1979—1986 гг., в образовательной системе страны по-прежнему оставалось множество недостатков, которые необходимо было устранять.
Во-первых, недостатки имелись в содержании образования и учебных программ. Хотя содержание образования, учебные программы и
методы обучения были скорректированы, в целом достигнутые результаты всё ещё не отвечали потребности в диверсификации типов подготовки, получаемой в различных образовательных учреждениях различными группами учащихся. Содержание учебных программ преподаваемых дисциплин могло дублироваться, не хватало междисциплинарной интеграции; кроме того, программы обучения были в значительной степени составлены таким образом, что в них не были включены крупные новейшие открытия, сделанные в естественных и социальных науках, уклон делался в сторону теории, а передача знаний осуществлялась в одностороннем порядке без обратной связи, что не способствовало развитию творческих способностей учащихся.
Во-вторых, недостаточным был масштаб образования. Несмотря на то что образование стало массовым, его масштабы по-прежнему были неадекватными и не соответствовали уровню экономического развития страны. Не удалось достичь основных целей в отношении роста числа учащихся (главным образом, в обязательном образовании I ступени). Объединение I и II ступени школьной системы в основное общее образование в условиях недостаточного снабжения и ограниченных возможностей в управлении школами привело к нестабильному развитию начального обучения. Диверсификация типов профессиональной подготовки не была регламентирована; правительство издавало директивы и постановления, направленные на усиление нравственного воспитания в школах, введение профориентации и др., однако данные распоряжения не учитывали многих факторов и на практике во многом оставались нереализованными.
В-третьих, недостаточная эффективность реформы была связана со взглядом на образование и с отсутствием условий, требующихся для его развития. Несмотря на существенное обновление взглядов на образование, представления о значимости данной сферы и необходимости инвестирования в её развитие только начали формироваться. В то же время некоторые из поставленных целей оказались завышенными по сравнению с имеющимися возможностями, отчасти поспешными и носящими волюнтаристский характер. Не были обеспечены в первую очередь финансовые и материальные условия для проведения образовательной реформы. При реализации на практике предусмотренных реформой мер возникало много неясностей; способ организации управления в сфере образования был нерациональным во многих аспектах, начиная от самых важных звеньев, каковыми являлись планирование и выбор места размещения образовательных учреждений школьной сети, и заканчивая структурой управленческого аппарата,
инспектированием работы сотрудников, способом оценки знаний учащихся и студентов, механизмом финансового управления. В особенности неэффективным было использование выделяемых на образование финансовых и человеческих ресурсов и материальной базы (хоть и чрезвычайно скудной). В то же время средства, предназначенные для развития сферы профессиональной подготовки, расходовались впустую. Учащиеся редко могли получить профориентацию и обучаться профессии, что вело к трудностям в последующем поиске работы и низкой эффективности образования. Тяжёлые условия жизни преподавателей оказывали негативное воздействие на их мотивацию к работе; часть преподавательского состава (20 %) не соответствовала требованиям образовательной реформы.
Заключение
Несмотря на существование различных точек зрения на недостатки принятых на данном этапе мер, третья образовательная реформа во Вьетнаме принесла свои результаты. Она охватила объединённую страну, где ранее сфера образования на Юге и на Севере была подчинена разным целям, что позволило выработать единые цели обучения посредством введения 12-летней общеобразовательной системы с унифицированными учебными пособиями на всех ступенях. Также было осуществлено масштабирование образования всех уровней — от детских садов до университетов и последипломной подготовки — на всю территорию страны, обновление содержания образования, учебных программ и методов обучения в целях воспитания «нового», всесторонне развитого человека. Данная концепция действительно поставила человека в центр развития общества.
Примечания
1 Dê cucng giói thieu nghi quyêt cúa Bô Chính tri Trung Uang Dáng vê cái cách giáo duc. Tài lieu nghiên cúu luu hành trong Truàng Dáng cao câp Nguyên Ai Quôc. Hà Nôi,
1981. Tr. 6.
2
Bô Giáo duc và Dào tao. Báo cáo tông kêt dê tài. Các cuôc cái cách giáo duc Viet Nam — Lich sù và các bào hoc kinh nghiem. Hà Nôi: Vien chiên lugc và chucng trinh
giáo, 2006. Tr. 478.
3
Van kien Dáng toàn tap. T. 40. Hà Nôi: Nxb Chính tri quôc gia, 2005. Tr. 9.
4 Dáng công sán Viet Nam. Van kien Dai hôi dai biêu toàn quôc lân thú IV. Hà Nôi: Nxb Su that, 1997. Tr. 61.
5 Bô Chính tri. Nghi quyêt cùa vê cài cách giáo. Hà Nôi: Nxb Giáo duc, 1979. Tг. 17, 19—20.
6 Ibid.
7 ' ''
Hoàng Ngoc Di. Hê thông giáo duc phô thông mai. Hà Nôi: Nxb Su that, 1982. Tr 6.
8
50 nam su nghiêp phát tгiên su nghiêp giáo duc và dào tao (1945—1990). Pham Minh Hac (chù biên). Tn 527.
Библиографический список
50 nam su nghiêp phát tгiên su nghiêp giáo duc và dào tao (1945—1990). Pham Minh Hac (chù biên) [50 лет делу развития образования и профессиональной подготовки (1945— 1990). Под. ред. Фам Минь Хака]. Hà Nôi: Nxb Giáo duc, 1995.
Bô Chính tri. Nghi quyêt vê cài cách giáo duc [Политбюро. Постановление о реформе образования]. Hà Nôi: Nxb Giáo duc, 1979.
Bô Giáo duc và Dào tao. Báo cáo tông kêt dê tài. Các cuôc cài cách giáo duc Viêt Nam — Lich sù và các bào hoc kinh nghiêm [Министерство образования и профессиональной подготовки. Сводный отчет по теме: «Реформы образования во Вьетнаме — история и опыт»]. Hà Nôi: Viên chiên lugc và chucmg trinh giáo duc, 2006.
Dàng công sàn Viêt Nam. Van kiên Dai hôi dai biêu toàn quôc lân thú IV [Документы IV съезда]. Hà Nôi: Nxb Su that, 1997.
Dê cucng giai thiêu nghi quyêt cùa Bô Chính tii Tmng Uang Dàng vê cài cách giáo duc. Tài liêu nghiên cúu luu hành tгong Trnàng Dàng cao câp Nguyên Ai Quôc [Основные положения Постановления Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии о реформе образования. Исследовательские материалы Высшей партийной школы имени Нгуен Ай Куока]. Hà Nôi, 1981.
Hoàng Ngoc Di. Hê thông giáo duc phô thông mai [Хоанг Нгок Зи. Новая общеобразовательная система]. Hà Nôi: Nxb Su that, 1982.
Nguyên Minh San. Bách khoa thu giáo duc và dào tao Viêt Nam [Нгуен Минь Шан. Энциклопедия вьетнамского образования и профессиональной подготовки]. Hà Nôi: Nxb Van hóa thông tin, 2006.
Van kiên Dàng toàn tap [Полное собрание документов Коммунистической партии]. T. 40. Hà Nôi: Nxb. Chính tri quoc gia, 2005.