УДК 324
Романов Владислав Константинович Romanov Vladislav Konstantinovich
Студент Student
Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет
Saint-Petersburg State University of Economics
РЕФОРМА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ США: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
US ELECTORAL REFORM: CHALLENGES AND PROSPECTS
Аннотация. В статье исследуются ключевые проблемы современной избирательной системы США. Выдвигается гипотеза об искусственном характере их существования и указываются конкретные бенефициары тех или иных проблем.
Abstract: The article examines the key problems of the modern US electoral system. It is hypothesized about the artificial nature of their existence and specific beneficiaries of certain problems are indicated.
Ключевые слова. выборы, избирательная система, США, политические партии.
Key Words: elections, electoral system, United States, political parties.
«Совершенно очевидно, это для всех в мире ясно ... что в избирательной системе США есть проблемы» - В. В. Путин
Введение
Избирательная система в целом - одна из наиболее важных и общественно значимых сфер жизни любого государства, и Соединенные Штаты Америки не являются исключением. Однако, если в других развитых государствах, таких как Россия, Франция и Великобритания, процедуры голосования постоянно эволюционируют, подстраиваясь под гражданское общество, его потребности и достижения, то в ситуация в США обстоит несколько иначе.
По мнению многих международных экспертов, юристов и политологов, американская избирательная система является запутанной и
VIII Международная научно-практическая конференция децентрализованной. Для выборов президента США характерен ряд существенных недостатков, которые действительно оказывают влияние на итоговый результат голосования и иногда искажают настоящие политические предпочтения большинства американцев. [1, с. 177],[2]
Ситуация, сложившаяся после президентских выборов 2020 года, победу на которых с рядом крупных скандалов одержал представитель демократической партии Джо Байден, свидетельствует о глубоком кризисе институтов американского выборного процесса, а также их отсталости от аналогичных институтов других развитых государств - что свидетельствует о высокой степени актуальности данного исследования. [3] Научная работа посвящена проблемам избирательной системы США и ее потенциальной реформе.
Гипотезой данного исследования является предположение о том, что избирательная система США не реформируется ввиду существования заинтересованных в этом партийных элит.
Целью работы является выявление проблем в избирательной системе США и анализ перспектив их решения. В соответствии с целью исследовательской работы были выделены следующие задачи:
- раскрыть понятия избирательной системы и непрямых выборов;
- охарактеризовать действующую избирательную систему США;
- выделить ключевые проблемы действующей избирательной системы;
- оценить перспективы реформирования избирательной системы США;
- подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
В рамках исследования был использован метод сравнительного анализа, необходимый для определения наиболее значимых процессов и их особенностей посредством логического сопоставления, а также системный метод, подразумевающий исследование объектов как частей системы с целью выявления закономерностей и тенденций, прогнозирования дальнейших изменений. Кроме того, применялись методы статистического анализа и анализа нормативно-правовых актов.
«Инновационные аспекты развития науки и техники» В рамках исследования впервые выделены бенефициары тех или иных
недостатков избирательной системы США, в чем заключается его научная
новизна.
В результате проведенного анализа была подтверждено предположение о том, что сохранение избирательной системы США в существующем виде, в частности Коллегии выборщиков и децентрализованного выборного процесса, благоприятно для республиканской партии, в то время как демократическая партия заинтересована в разобщенности баз данных избирателей и голосовании без документов.
Глава 1. Проблемы избирательной системы США Для того, чтобы перейти к анализу проблем избирательной системы США в первую очередь необходимо рассмотреть, что подразумевает собой данное понятие. По мнению российского правоведа М. В. Баглая избирательная система - это совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов и определение результатов голосования». [4, с. 192]
Бесспорно, выборы президента являются отражением всей избирательной системы страны. Говоря о США, система избрания президента государства сложна, намеренно запутанна и не меняется на протяжении последних двух веков. [5] По причине того, что изначально государство создавалось как добровольное и равноправное объединение независимых штатов, их собственные законы традиционно стоят выше, чем законы федеральные. Это касается в том числе и избирательных прав и процедур: в разных штатах различны правила выдвижения и регистрации кандидатов, возможности досрочного голосования, подсчета голосов, идентификации избирателей. Как отмечают международные эксперты по выборам, представители ОБСЕ: «В результате права избирателей и порядок выборов в разных штатах неодинаковы». [6]
В данной главе будут рассмотрены основные проблемы существующей американской избирательной системы.
Проблема регистрации избирателей Избирательный процесс в США по мере роста государства стал превращаться в разрозненную, слабо регулируемую законодательством систему из 50 независимых элементов. Исследование американской некоммерческой организации Pew Research Center, характеризует процесс регистрации избирателей как неэффективный, ненадежный и неоправданно дорогой. Согласно их данным, у каждого восьмого американца в документах о голосовании содержатся неточности, более 3 миллионов человек зарегистрированы в нескольких штатах одновременно, при этом на каждые президентские выборы зарегистрированы до 2 миллионов уже умерших людей.
[7]
Другой существующей проблемой является постоянное изменение состава избирательных округов. Томас Манн, исследователь из Брукингского института, уверен, что «полномочия отдельных штатов по пересмотру избирательных округов в сочетании с новыми технологиями по перекраиванию административной карты приводят к тому, что представительство отдельных штатов в Конгрессе имеет мало общего с реальной политической структурой населения». [8, с. 16]
1.2 Проблема Коллегии выборщиков Поскольку президент Соединенных Штатов Америки определяется на непрямых выборах, то окончательно победителя выявляет только голосование Коллегии выборщиков. Непрямыми называют выборы, в рамках которых воля избирателя опосредуется специальными лицами — выборщиками или иными специальными органами [9, с. 511].
Голоса 538 выборщиков распределены пропорционально численности населения между американскими штатами согласно переписи 2010 года (рис. 1):
Рис. 1. Количество выборщиков в каждом штате, согласно переписи 2010 г.
Процесс определения победителя президентских выборов представляет из себя подсчет голосов от выборщиков каждого штата согласно принципу «winner takes all», что означает, что в отдельном штате кандидат, набравший большинство голосов, автоматически получит поддержку всех выборщиков от данного штата. Независимо от распределения остальной части голосов, проигравший кандидат не получает ничего. Следование данному принципу иногда приводит к тому, что в бюллетене на выборах, например, в Конгресс США, может оказаться один единственный кандидат. Логично, что республиканская или демократическая партии, понимая, что проигрыш в конкретном округе неизбежен, захотят минимизировать затраты и выдвинуть заведомо слабого кандидата, или не выдвигать никого.
Очевидно, что подобная система не может в полной мере отражать интересы избирателей. (рис. 2)
Voters
electoral college
ттш (KIlilillE ШЗ!В1В1Ш!!В! !Ё!К1К!К!Х Ш]!3!Е!!Е!!1! ИНКЦЩЩ ПЛПЛШЛГП fflfflfflffll fflffljljlll wllwlVj(]|l
шit mil fin! lint titi
iililili] (IffliEfflil iff
HIP If IP
nffllfBlfllffl fSlllliBllBliBl ffllfllfBlfflffil ШЩ .....
iiiii iffli itm ttii 11m iiifiiiiiiifiiii *
ii+fiiii ii+iiiii ii+iiii
ШИШ (B(BCDID(D IT
flllll I IIIIл
if fit «IF
ii+iii
ii+iii
iiii iiii i iii iii i
II+ l ii+i ii+i
iii iii i
ljj>129 ^ 118 |26ijf27
Рис. 2. Механизм победы при меньшем количестве голосов избирателей
Данный тезис подтверждается также результатами исследования Pew Research Center, в рамках которого авторы приходят к выводу о том, что необходимость реформирования избирательной системы очевидна большинству жителей США [10].
В истории Соединенных Штатов насчитывается 5 случаев, когда лидером государства становился кандидат, получивший поддержку меньшинства избирателей (рис. 3). Дважды такие ситуации происходили уже в 21 веке и оба раза в пользу представителей республиканской партии.
Год Победитель выборов Кандидат, набравший большинство голосов избирателей Разница
% кол-во голосов
1824 Джон Квинси Адаме 30.9% Эндрю Джексон 41.4% 10.5% 44,149
1876 Ратерфорд Хейз 47.9% Сэмюэл Тилден 50.9% 3.0% 254,235
1888 Бенджамин Гаррисон 47.8% Гровер Кливленд 48.6% 0.8% 90,596
2000 Джордж Буш мл. 47.9% Альберт Гор 48.4% 0.5% 543,895
2016 Дональд Трамп 46.1% Хиллари Клинтон 48.2% 2.1% 2,868,686
Рис.3. Президенты США, не получившие большинство голосов на выборах
1.3 Проблема децентрализации
Другим недостатком американской избирательной системы считается отсутствие центрального органа по проведению выборов. Процесс голосования организовывается и контролируется государственными департаментами каждого штата по отдельности, в США не существует общенациональных выборов в полном смысле этого слова. Де-юре в государстве одновременно проходят 50 независимых друг от друга избирательных процессов, складывая результаты которых можно получить федеральный итог. На территории страны существует полсотни различных баз данных регистрации избирателей, стандартов проведения выборов и, в целом, такое же количество вариаций избирательного законодательства. [11] Такая децентрализация делает избирательный процесс в высшей степени уязвимым для многочисленных факторов.
Так, теоретически группа злоумышленников может официально зарегистрироваться для голосования более чем в одном штате и совершенно легально проголосовать по несколько раз, ограничиваясь лишь возможностями логистики.
1.4 Проблема идентификации
VIII Международная научно-практическая конференция Выборы президента США в настоящее время максимально упрощены для
избирателей, во многих штатах граждане не обязаны предъявлять документы
сотруднику участка (рис. 4).
Voter Identification Laws
Ш Strict non-Photo ID
in Effect in 201 7 ■ Photo ID Requested
» ID Requested; Photo not required
Data source: ncsl.org (2017)
Рис. 4. Требуемые на избирательном участке документы в
различных штатах
В стране отсутствует единый федеральный подход к вопросу о подтверждении личности избирателя. Идея обязательного предъявления на избирательном участке официального документа с фотографией не один год вызывает острую дискуссию в США, при том, что «за» высказываются в основном республиканцы, тогда как их противники преимущественно состоят из демократов. Так, в 2012 году президент «демократ» Барак Обама наложил вето на закон штата Техас об обязательной проверке личности по официальному документу перед непосредственно голосованием. Сообщается также, что в некоторых «демократических» штатах разрешено голосовать с предъявлением только квитанции об оплате коммунальных услуг. [1]
«Инновационные аспекты развития науки и техники» 1.5 Проблема международного наблюдения Еще одной важной особенностью американской избирательной системы является отсутствие института наблюдения за выборами. По убеждению Игоря Борисова, члена СПЧ РФ: «В США не закреплен институт наблюдения за выборами, как это сделано у нас ... Мы создавали систему с учетом международного опыта и учитывали нюансы и пробелы, которые существуют в избирательной системе США». [12]
Эксперты Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) при ОБСЕ отмечают, что в соответствии с международными стандартами и договорами, Соединенные Штаты как единое государство регулярно приглашают международных наблюдателей как на выборы в Конгресс, так и на выборы президента. [5] Однако, допуск приглашенных наблюдателей непосредственно на избирательные участки определяется законодательством каждого штата, которое, в свою очередь, консервативно и имеет отрицательную позицию по этому вопросу. Такие организации, как ОБСЕ, уже долгие годы пытаются склонить США к закреплению прав международных наблюдателей избирательного процесса.
Безусловно, американская избирательная система во многом кажется устаревшей, однако до момента последних президентских выборов, уже вошедших в историю своей скандальностью и неоднозначностью, в США привыкли не замечать ее недостатков, считая традиционность платой за политическую стабильность. По мнению некоторых экспертов, благодаря спорной победе Джо Байдена, равновесие политической системы было навсегда нарушено, а значит стране потребуются капитальные преобразования с точки зрения избирательной системы. [13] Основные концепции потенциальной реформы рассмотрены в Главе 2 настоящей работы.
VIII Международная научно-практическая конференция Глава 2. Перспективы реформирования избирательной системы США
Для того, чтобы в полной мере понимать как устроена американская
избирательная система и по каким причинам попытки ее реформирования
заканчивались неудачей, необходимо подробнее рассмотреть такой
государственно-политический институт, как Коллегия выборщиков.
Коллегия выборщиков США (Electoral College) - высший государственный
избирательный орган США, отвечающий за выборы Президента и Вице-
президента США. Была утверждена в 1787 году после серии продолжительных
обсуждений между отцами-основателями США и представителями штатов.
Полагалось, что в силу малограмотности населения страны симпатии
избирателей могут приобрести различные популисты, что не отвечало ценностям
демократии, потому было принято решение о том, что выборщики от каждого
штата будут голосовать единым блоком, а не распределять свои голоса
пропорционально воле избирателей. [5]
Однако, столетия спустя стало очевидно, что данное решение себя не
оправдало. Проблемы и недостатки института Коллегии выборщиков,
описанные в первой главе настоящей работы, особенно заметны на фоне более
современных избирательных систем, которые не подвержены вредному
традиционализму и продолжают развиваться. На протяжении пяти последних лет
в американском в обществе нарастает дискуссия о необходимости реформ
избирательной системы страны и, в первую очередь, Коллегии выборщиков.
Проанализировав результаты различных социологических исследований, мы
можем видеть, что необходимость реформы осознается большинством граждан
(рис.5). [10],[14],[15],[16].
№ Год Интервьюер «!ia» «Против»
1 2007 Washington Post, Kaiser Family Foundation 72 % 16%
2 2016 Gallup, Inc. 49% 47%
3 2018 Pew Research Center 55 % 41 %
4 2020 Gallup, Inc. 61 % 38 %
Рис. 5. Серия опросов граждан США об их поддержке или не поддержке перехода к прямым федеральным выборам президента
Главная причина, по которой Коллегия до сих пор не прошла через ряд реформ, состоит в том, что любое изменение данного института повлечет изменение Конституции США через внесение поправок, что возможно только в условиях консолидации демократической и республиканской партии. [17] Учитывая, что на тот момент партийного единства в этом вопросе добиться было невозможно, «демократами» был разработан проект Общенационального Соглашения о Большинстве Голосов (The National Popular Vote Interstate Compact, NPVIC), которое на данный момент является единственной реальной возможностью уже в ближайшие годы реформировать Коллегию выборщиков, в обход Конституции США.
В 2007 году, после того как губернатор Мартин О'Мэлли подписал законопроект, Мэриленд стал первым штатом, выборщики которого обязуются действовать по NPVIC, а значит голосовать в соответствии с предпочтениями прямого большинства американских избирателей. При этом результаты голосования внутри штата игнорируются. [18]
В настоящее время к данному соглашению присоединились 15 штатов и федеральный округ Колумбия (рис. 6). [19]
№ Субъект США Дата присоединения Голоса выборщиков Партия, контролирующая субъект
1 Мэриленд 10 апреля 2007 10 Демократическая партия
2 Нью Джерси 13 января 2008 14 Демократическая партия
3 Иллинойс 7 апреля 2008 20 Демократическая партия
4 Гавайи 1 мая 2008 4 Демократическая партия
5 Вашингтон 28 апреля 200? 12 Демократическая партия
6 Массачусетс 4 августа 2010 11 Демократическая партия
7 Округ Колумбия 7 декабря 2010 3 Демократическая партия
8 Вермонт 22 апреля 2011 3 Демократическая партия
9 Калифорния 8 августа 2011 55 Демократическая партия
10 Род Анленд 12 июля 2013 4 Демократическая партия
11 Нью-Йорк 15 апреля 2014 2? Демократическая партия
12 Коннектикут 24 мая 2018 7 Демократическая партия
13 Колорадо 15 марта 201? ? Демократическая партия
14 28 марта 201? 3 Демократическая партия
15 Нью-Мексико 3 апреля 201? 5 Демократическая партия
16 Орегон 12 июая 2019 7 Демократическая партия
Оощее количество 196
Доля от необходимых 270 выборщиков 72.6%
Рис. 6. Штаты, присоединившиеся к NPVIC и количество их выборщиков
Данные территории в сумме обладают 196 голосами выборщиков, то есть 72,6% от необходимого для избрания президента США количества голосов (270).
Статистика подтверждает, что соглашение МРУИС, как частный вид реформы избирательной системы, выгодно демократам и невыгодно республиканцам (рис. 3, рис. 5). В этом случае избрание представителя демократической партии Джо Байдена на четырехлетний президентский срок, вполне вероятно, ускорит присоединение отдельных штатов к Соглашению, а значит фактически реформу избирательной системы США возможно будет наблюдать уже в ближайшие годы.
«Инновационные аспекты развития науки и техники»
Заключение
Подводя итог, необходимо отметить, что американская избирательная система является намеренно запутанной, устаревшей и ненадежной. Она складывалась исторически и была эффективной для своего времени, когда штаты фактически представляли из себя отдельные феодальные государства. Однако, по мере роста, развития страны, избирательная система США намеренно консервировалась и оберегалась от эволюции, в противоположность тому, что происходило в других развитых государствах - России, Франции, Великобритании и др. В процедуре голосования в США существует большое количество слабых мест и уязвимостей, которыми могут пользоваться злоумышленники и которые отрицательно сказываются на возможности граждан США в полной мере реализовывать свои избирательные права.
Упомянутые недостатки американской избирательной системы нашли отражение в последних президентских выборах, которые называют одними из самых скандальных и неочевидных в истории страны. Большинства конфликтов, обвинений и иных спорных ситуаций удалось бы избежать, будь процедура голосования в США более прозрачной и открытой, как для простого избирателя, так и для международного наблюдателя.
Для того, чтобы понимать причины, по которым на данный момент американская избирательная система не прошла через ряд реформ, требовалось определить главные сдерживающие факторы изменений. В Главе 1 настоящей работы были рассмотрены основные проблемы системы голосования в Соединенных Штатах. Автор приходит к выводу, что существование института Коллегии выборщиков и децентрализация выборного процесса выгодны республиканской партии, тогда так демократическая партия является бенефициаром таких явлений, как голосование без документов и отсутствие общих баз данных регистрации избирателей. Это подтверждает научную новизну данной работы - поскольку в отечественных и зарубежных исследованиях недостатки рассматриваются вне интересов политических партий.
VIII Международная научно-практическая конференция
Автор уверен в том, что во имя идеи американской демократии и всего
американского народа, который хочет жить в развитом, современном правовом государстве; как республиканской, так и демократической партиям следует перестать использовать властные ресурсы для торможения реформы избирательной системы США или соглашения NPVIC как ее частного проявления. Партийным элитам предлагается, в обход корыстных интересов, подумать о стране в целом и, совместно с американским народом, наконец осуществить реформу избирательной системы США, приведя ее в соответствие с мировыми демократическими стандартами 21 века.
Материалы данной научной работы, которые включают в себя анализ проблем избирательной системы США и перспектив ее реформирования, могут свободно использоваться в рамках изучения избирательной системы США, а также при проведении иных исследований по данной проблематике.
Библиографический список:
1. Дамаскин О. В. Избирательная система США: состояние и проблемы // Гражданин. Выборы. Власть. — 2017. — №4. — с. 175-180.
2. Международная жизнь: Конфликт смыслов, или Кризис избирательной системы США. [Электронный ресурс]: 2020. - Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2422 (дата обращения 01.02.2021).
3. РИА Новости: Скандалы президентской предвыборной кампании 2020 года в США. [Электронный ресурс]: 2020. - Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2422 (дата обращения 03.02.2021).
4. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. / М. В. Баглай. — М., 2010. — 784 с.
5. USA Government: Presidential Election Process. [Электронный ресурс]: 2021. - Режим доступа: https://www.usa.gov/election (дата обращения 03.02.2021).
6. ОБСЕ: Итоговый отчет о результатах дистанционного мониторинга выборов президента США. [Электронный ресурс]: 2012. - Режим доступа:
«Инновационные аспекты развития науки и техники» https://www.osce.org/files/f/documents/c/d/106265.pdf (дата обращения 03.02. 2021).
7. Pew Research Center: An early look at the 2020 electorate. [Электронный ресурс]: 2019. - Режим доступа: https://www.pewresearch.org/social-trends/2019/01/30/an-early-look-at-the-2020-electorate-2/ (дата обращения 04.02.2021).
8. Mann, Thomas E. Finding the Common Good in an Era of Dysfunctional Governance // Deladus — 2013. — N 4. — P. 15-25.
9. Большой юридический словарь / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007. — VI, 858 с.
10. Pew Research Center: The Electoral College, Congress, and representation. [Электронный ресурс]: 2018. - Режим доступа: https://www.pewresearch. org/politics/2018/04/26/5-the-electoral-college-congress-and-representation/ (дата обращения 04.02.2021).
11. Edwards III, George C. Why the Electoral College Is Bad for America: Yale University Press, 2014. — 224p.
12. Gazeta.ru: Главные минусы избирательной системы США. [Электронный ресурс]: 2020. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2020/ 10/14_a_13319503.shtml (дата обращения 04.02.2021).
13. ЦИК РФ: О некоторых проблемах избирательной системы США. [Электронный ресурс]: 2021. - Режим доступа: http://www.cikrf.ru/banners/president _usa/problem.php (дата обращения 05.02.2021).
14. Gallup: Americans Support Abolishing Electoral College. [Электронный ресурс]: 2020. - Режим доступа: https://news.gallup.com/poll/320744/americans-support-abolishing-electoral-college.aspx (дата обращения 05.02.2021).
15. Gallup: Americans' Support for Electoral College Rises Sharply. [Электронный ресурс]: 2016. - Режим доступа: https://news.gallup.com/poll/
VIII Международная научно-практическая конференция 198917/americans-support-electoral-college-rises-sharply.aspx (дата обращения 06.02.2021).
16. The Washington Post-Kaiser Family Foundation-Harvard University: Survey of Political Independents. [Электронный ресурс]: 2007. - Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/wp-srv/politics/interactives/independents/post-kaiser-harvard-topline.pdf (дата обращения 07.02.2021).
17. The nation: America Needs Electoral Reform. [Электронный ресурс]: 2008. - Режим доступа: https://www.thenation.com/article/archive/america-needs-electoral-reform/ (дата обращения 07.02.2021).
18. NBC News: Maryland sidesteps electoral college. [Электронный ресурс]: 2007. - Режим доступа: https://www.nbcnews.com/id/wbna18053715 (дата обращения 07.02.2021).
19. National Popular Vote Interstate Compact & Why Is It Important. [Электронный ресурс]: 2020. - Режим доступа: https://www.windermeresun.com/ 2020/07/09/what-is-national-popular-vote-bill-national-popular-vote-interstate-compact-why-is-it-important/ (дата обращения 08.02.2021).