Научная статья на тему 'Рефлексия в процессе обучения курсантов военных учебных заведений войск национальной гвардии'

Рефлексия в процессе обучения курсантов военных учебных заведений войск национальной гвардии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ / САМОАНАЛИЗ / САМОКОНТРОЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / РЕФЛЕКСИЯ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веревкин Артем Леонидович

В статье освещены различные рефлексивные аспекты участников педагогического процесса, раскрыты некоторые формы рефлексии, актуальные для проведения занятий с курсантами высших военных учебных заведений, на примере Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, описана поэтапная деятельность участников образовательного процесса, в частности преподавателей, по повышению рефлексивной способности курсантов с целью более эффективного решения ими учебных задач, а также осуществления самоконтроля и самоанализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веревкин Артем Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTROSPECTION IN THE PROCESS OF TRAINING CADETS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF NATIONAL GUARD TROOPS

This article covers different aspects of introspective training process and reveals some forms of introspection that are relevant for training cadets of higher military educational institutions as exemplified by Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Troops of Russia. The article highlights the phased activities of the participants in the learning process, and in particular teachers, to improve the introspective abilities of cadets with the purpose of more effective solution of educational tasks, as well as the implementation of self-control and introspection.

Текст научной работы на тему «Рефлексия в процессе обучения курсантов военных учебных заведений войск национальной гвардии»

УДК [378.016:355]:159.955.4

А. Л. Веревкин

РЕФЛЕКСИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В статье освещены различные рефлексивные аспекты участников педагогического процесса, раскрыты некоторые формы рефлексии, актуальные для проведения занятий с курсантами высших военных учебных заведений, на примере Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, описана поэтапная деятельность участников образовательного процесса, в частности преподавателей, по повышению рефлексивной способности курсантов с целью более эффективного решения ими учебных задач, а также осуществления самоконтроля и самоанализа.

Ключевые слова: рефлексия, педагогическая рефлексия, рефлексия в педагогическом процессе, самоанализ, самоконтроль, педагогический процесс, рефлексия в обучении.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность темы обусловлена внедрением в образовательный процесс Федерального государственного образовательного стандарта, в котором рефлексия выделена как самостоятельная и приоритетная технология в новых образовательных условиях. Целями работы явились исследование применения рефлексии на занятиях по педагогике в высшей военной школе и доказательство того, что ее использование участниками учебного процесса имеет практическую значимость.

Материал и методика исследований. В работе использовались данные диссертационных исследований по рефлексивным технологиям и метод анализа результатов, полученных в ходе проведения с курсантами лекционных и практических занятий по педагогике.

Результаты исследований и их обсуждение. В современной среде обучения, условия которого меняются очень быстрыми темпами, очень важно идти в ногу со временем, и это, несомненно, касается образования в первую очередь. Требования таковы, что учить нужно тому, с чем специалисты будут иметь дело непосредственно в процессе своей трудовой деятельности.

Инновационная деятельность преподавателей включает внедрение в практику результатов психолого-педагогических исследований, которые часто остаются неизвестными работникам образовательной сферы из-за отсутствия своевременной информации. Об этом говорится в работе Ю. К. Бабанского [2].

© Веревкин А. Л., 2017

Веревкин Артем Леонидович - адъюнкт кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия; е-mail: Artem_verevkm@maй .т

Статья поступила в редакцию 05.04.2017

В статье речь пойдет о военном образовании, о рефлексивных формах обучения курсантов военных институтов войск национальной гвардии. В основе статьи лежат практические наблюдения и результаты работы с курсантами в ходе проведения занятий по педагогике.

В работах Г. П. Щедровицкого имеются данные о моделях рефлексии [15]. Педагогическая система обучения состоит из разных компонентов, выделим основные из них: цели, содержание, методы, формы и средства. Однако в последнее время многие ученые отмечают недостаточность такого понимания педагогической системы и необходимость пополнения ее еще рядом компонентов [1].

Для того чтобы разобраться с сущностью деятельности, вначале необходимо представить основное направление обучения курсантов. Процесс передачи знаний имеет определенную цель, а цели, в свою очередь, достигаются постепенно, путем решения задач (рис. 1).

Рис. 1. Процесс достижения учебной цели и результата

В ходе проведения всех форм занятий (лекций, практических занятий, семинаров, контрольных работ и др.) у курсантов, как и у всех других категорий обучаемых, задействованы различные внутренние процессы: осознание происходящего, волнение или, наоборот, полное спокойствие и т. д. Важно обращать внимание на такие способности обучаемых, как самоанализ и самоконтроль, и задача преподавателя - максимально правильно направить работу по активизации данных процессов и в первую очередь для того, чтобы информация была преобразована в знания. А для этого, как известно, от момента получения информации начинаются другие процессы, когда работают органы чувств, затем включается понимание, а это тоже непростой процесс, включающий в себя мышление, анализ, синтез, обобщение, классификацию и т. д. Важно отметить такую когнитивную способность человека, как память. То есть мало запомнить информацию, ее необходимо сохранить так, чтобы можно было воспроизвести. Когда информация доводится правильно и в сознании обучаемых проходят все вышеперечисленные процессы, большая часть информации становится знанием. В процессе ее преобразования всегда присутствуют мотив и цель обучаемого. Рефлексия - это внутренний процесс, направленный на понимание необходимого материала и на его преобразование в знание.

Направления рефлексии, обусловленные Законом об образовании, образовательными программами и другими нормативными документами [3], [4], [5], кратко представлены для военного вуза на рисунке 2.

Как видно из данного рисунка, рефлексия как элемент, присутствующий во всех процессах, в том числе в педагогическом, затрагивает всех участников или, другими словами, направлена не только на них, но и на сам процесс как таковой, где все его составляющие элементы взаимосвязаны. Значит, можно сказать, что, обогатив педагогический процесс, мы повлияем на остальные компоненты структуры, то есть на педагога и на курсанта.

В обучении постоянно происходит диалог участников как необходимый элемент взаимодействия, он описан в ряде трудов современных ученых [13]. Процессы мыслительной деятельности отражены в работе Ю. Н. Кулюткина [8]. Рефлексия в обучении -это мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом своей учебной деятельности [13]. Перед преподавателем ставится задача, и он должен определить, каким способом он будет ее решать, какой метод использовать. И вот здесь нужно учитывать особенности курсанта как индивида и как члена коллектива одновременно: мотивы, потребности, мировоззрение, установки, волю, интеллект. Курсант военного образовательного учреждения отличается от студента гражданского вуза в первую очередь своим внутренним миром, а также и тем, что в ходе обучения он выполняет различные задачи, в том числе и служебно-боевые. Курсанты вузов войск национальной гвардии являются действующим резервом, а значит, всегда должны быть готовы к выполнению любых внезапно возникающих задач.

Для преподавателя рефлексия - это и понимание обучаемого, и самоанализ своих действий. Познание обучаемых предполагает восприятие их как личностей и как субъектов учебно-познавательной деятельности [14].

Таким образом, деятельность педагога не является самоцелью, а направлена на подготовку обучаемого к рефлексии на занятии и после него, на то, чтобы можно было понять, достигнуты ли цели занятия или нет, и если нет, то почему. А так как рефлексия -сложный процесс, в котором задействованы все участники учебной деятельности, то и рассматривать ее нужно в совокупности деятельности на занятиях обучаемого и обучающего, через педагогический процесс.

Рефлексия в данном случае - это процесс самоидентификации субъекта взаимодействия со сложившейся педагогической ситуацией, с тем, что ее составляет: учащимися, педагогом, условиями развития участников педагогического процесса, средой, содержанием, технологиями [6].

Рефлексия - обязательная и неотъемлемая часть каждого этапа занятия. Обучение состоит из процесса решения учебных задач, как правило, поэтапного. Поэтому всегда ставятся проблемные задачи в виде заданий. Педагог должен осуществлять деятельность таким образом, чтобы курсант сам их решил.

Почему эти задания можно трактовать как рефлексивные? Обучающийся оказывается в ситуации, когда ему необходимо:

- понять суть предъявленного условия для достижения нужного учебного результата;

- отыскать во внутренних либо внешних ресурсах основания для выполнения требующегося действия, отсеяв при этом незначимое и выделив главное;

- совершить выбранное в качестве эффективного действие, организовать его первичную презентацию;

- организовать коммуникацию вокруг этого предъявления для получения внешнего отклика (внешней рефлексии) его сокурсников на результат;

- оценить и скорректировать свои действия.

Таким образом обучающийся проходит полную рефлексивную цепочку [7].

И не будем забывать о творчестве, ведь уметь подойти к решению проблемы творчески - тоже рефлексия и тоже результат, что необходимо учитывать в любом процессе или технологии [12]. Разумеется, целесообразно применение различных педагогических технологий, отвечающих ряду требований. Технология должна, во-первых, носить рефлексивный характер, так как она формирует самостоятельность мышления, во-вторых, вооружать способами и методами самостоятельной работы, дать возможность сознательно управлять процессом в системе «преподаватель - обучаемый», позволять влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса [10].

Это и есть самооценка на основе самоанализа курсантами собственной мыслительной деятельности и ее результатов. Для этого используются рабочие карты занятия, вербальные способы, наблюдение за изменениями в структуре и содержании мысли курсанта путем ответов на вопросы преподавателя. Этот метод является универсальным, поскольку охватывает весь образовательный процесс (обучение, развитие, воспитание), с другой стороны, он позволяет применять различные методики и технологии, о чем писали М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. А. Онищук, Ю. К. Бабанский, Т. И. Шамова, Т. К. Чекмарева, М. Н. Скаткин, М. И. Махмутов, Д. Б. Эльконин и т. д. Например, использование на каждом занятии схем, рисунков позволяет лучше понимать материал. Внимание курсанта может переключаться от одного элемента схемы к другому и обратно, то есть, возвращаясь к предыдущему элементу, он может понять, где им была допущена ошибка, и своевременно и правильно подойти к нужному результату. Это можно применять как на практических, так и на теоретических занятиях, где также большую роль играет способность преподавателя поддерживать активность обучаемых - одно из управленческих качеств, которыми должен обладать педагог помимо речевого (что говорить) и предметного (правильно уметь использовать технические средства обучения). На практических и семинарских занятиях не стоит опираться на общение с тем, кто находится у доски или у карты, в общении должно участвовать как можно больше людей (рабочая дискуссия), каждый должен четко понимать и озвучивать, о чем идет речь. Это не позволяет курсантам выключаться из атмосферы занятия и заставляет думать, решать задачи. Но такой процесс должен быть управляемым, с соблюдением дисциплины, с возможностью исправить оценку на самом занятии, что тоже будет дополнительной мотивацией для заинтересованного обучаемого - рефлексировать, углубляться в материал, разбираться в нем, уточнять, спрашивать.

Курсанты живут и обучаются в коллективе, поэтому они неразрывно связаны с ним, значит, им нужно поддерживать себя в коллективе постоянно на определенном уровне, быть как минимум не хуже всех. Это проявляется и в ходе проведения занятий: заставляет курсанта постоянно совершенствоваться, не отставать от товарищей, а значит,

рефлексировать, потому что для этого нужно понимать материал. И конечно, опрос во время и после занятия - обязательная форма общения преподавателя с курсантом, которая помогает одному понять степень усвоения учебного материала, а другому - более глубоко осмыслить полученную информацию и понять требования преподавателя по конкретной дисциплине. Так как мы говорим о воинском коллективе, то нельзя забывать о роли младшего командного состава, который обучается наравне со всеми, но при этом несет ответственность за свой личный состав, в том числе за его успеваемость.

Итак, мотивация, без которой невозможно качественное усвоение материала, наглядность как один из основных принципов обучения позволяют обнаруживать допущенные ошибки либо те пункты, которые менее понятны. Постоянная работа преподавателя по поддержанию активности всей группы на протяжении всего занятия, по использованию должностных обязанностей сержантского состава по контролю за своими подчиненными на занятиях и общение через призму вопрос-ответ будут являться неотъемлемыми элементами, заставляющими курсантов рефлексировать на занятиях, более ответственно подходить к самостоятельной подготовке, задействовать все свои внутренние резервы, что приведет к достижению более высокого уровня рефлексии.

Для лучшего результата, разумеется, этот уровень необходимо периодически проверять при помощи обычных опросов, анкет с перечнем ситуаций или конкретных вопросов, на которые курсант должен дать развернутый и, самое главное, честный ответ. Такие анкеты не имеют строго определенной схемы, поэтому каждый преподаватель может составить ее в наиболее удобной для себя форме, главным должно оставаться содержание, то есть перечень вопросов для составления картины мышления обучаемого.

При разработке анкеты или опроса необходимо придерживаться некоторых принципов: во-первых, определиться, какую рефлексию мы хотим проверить, во-вторых, какой будет система оценки (преподаватель определяет показатели сам либо предоставляет это обучаемым, что покажет уровень их мышления и способности к анализу и оценке) и, в-третьих, учитывать категории обучаемых. Как уже упоминалось выше, вместе с рядовыми на общих основаниях обучаются и сержанты, наделенные определенной властью по отношению к другим курсантам, поэтому их мнения, как правило, сходны друг с другом и отличаются от мнений рядовых, но при этом они способны более критично оценивать своих подчиненных и, как следствие, себя лично. Рефлексия - это еще и психологический процесс, связанный с эмоциями. Управление собственными эмоциями и понимание эмоций окружающих - наиболее важные качества, необходимые для успешной личности [11].

Конечно, нельзя забывать о том, что в совокупности с рефлексией на каждом занятии должен применяться и принцип гуманизации образования. С таким подходом согласны Ю. Н. Кулюткин и В. П. Бездухов [9].

Резюме. Таким образом, работа по развитию рефлексии достаточно сложная, она должна проводиться постоянно, что требует высокого уровня педагогического мастерства преподавателя, способного мотивированно предложить курсанту использовать рефлексию, то есть процесс самостоятельного выхода из возникшего затруднения с целью наилучшего или более эффективного усвоения материала в процессе обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аниканов М. В. Стратегии рефлексивного обучения в вузах // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 3-6.

2. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М. : Пе-дагогика,1982. - 192 с.

3. Белова Е. В. Рефлексивные образовательные технологии как фактор внутренней дифференциации в учебном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Ростов н/Д., 2009. - 32 с.

4. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. - Псков : Редакционно-издательский отдел ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. - 216 с.

5. Веревкин А. Л. Значение рефлексии для преподавателей военных вузов войск национальной гвардии России // Потенциал современной науки. - 2016. - № 7(24) - С. 98-100.

6. Зарецкий В. К. Рефлексивно-деятельностный подход к оказанию психолого-педагогической помощи: экзистенциальный аспект // Материалы сообщений IV Всероссийской научно-практической конференции по экзистенциальной психологии. - М., 2010. - С. 123-126.

7. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса : пособие для педагогов. -Минск : Вышэйшая школа, 2002. - 95 с.

8. Кулюткин Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М. : МГУ, 1979. - С. 22-28.

9. Кулюткин Ю. Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара : СамГПУ, 2002. - 400 с.

10. Муштавинская И. В. Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема // Педагогика: традиции и инновации : материалы Между-нар. научной конференции. Т. I. - Челябинск, 2011. - С. 146-151.

11. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. - М. : Просвещение, 1991. - 287 с.

12. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. - С. 35-42.

13. СувороваН. Г. Интерактивное обучение: новые подходы // Учитель. - 2000. - № 1. - С. 25-27.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70188902/.

15. Щедровицкий Г. П. Идея рефлексии в самых общих чертах // Модели рефлексии. - Новосибирск : Б. и., 1995. - С. 327-329.

UDC [378.016:355]: 159.955.4

A. L. Verevkin

INTROSPECTION IN THE PROCESS OF TRAINING CADETS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF NATIONAL GUARD TROOPS

Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation,

Saint-Petersburg, Russia

Abstract. This article covers different aspects of introspective training process and reveals some forms of introspection that are relevant for training cadets of higher military educational institutions as exemplified by Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Troops of Russia. The article highlights the phased activities of the participants in the learning process, and in particular teachers, to improve the introspective abilities of cadets with the purpose of more effective solution of educational tasks, as well as the implementation of self-control and introspection.

Keywords: introspection, pedagogical introspection, introspection in pedagogical process, self-analysis, self-control, pedagogical process introspection in training.

© Verevkin A. L., 2017

Verevkin, Artem Leonidovich - Adjunct, Department of Theory and Methods of Continuous Professional Training, Saint-Petersburg Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, Saint-Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on April 5, 2017

REFERENCES

1. Anikanov M. V. Strategii refleksivnogo obuchenija v vuzah // Sovremennye problemy nauki i obrazovani-ja. - 2014. - № 6. - S. 3-6.

2. Babanskij Ju. K. Problemy povyshenija jeffektivnosti pedagogicheskih issledovanij. - M. : Pedagogika,1982. - 192 s.

3. Belova E. V. Refleksivnye obrazovatel'nye tehnologii kak faktor vnutrennej differenciacii v uchebnom processe : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Rostov n/D., 2009. - 32 s.

4. Bizjaeva A. A. Psihologija dumajushhego uchitelja: pedagogicheskaja refleksija. - Pskov : Redakcionno-izdatel'skij otdel PGPI im. S. M. Kirova, 2004. - 216 s.

5. Verevkin A. L. Znachenie refleksii dlja prepodavatelej voennyh vuzov vojsk nacional'noj gvardii Rossii // Potencial sovremennoj nauki. - 2016. - № 7(24) - S. 98-100.

6. Zareckij V. K. Refleksivno-dejatel'nostnyj podhod k okazaniju psihologo-pedagogicheskoj pomoshhi: jekzistencial'nyj aspekt // Materialy soobshhenij IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po jekzisten-cial'noj psihologii. - M., 2010. - S. 123-126.

7. Kashlev S. S. Sovremennye tehnologii pedagogicheskogo processa : posobie dlja pedagogov. - Minsk : Vyshjejshaja shkola, 2002. - 95 s.

8. Kuljutkin Ju. N. Refleksivnaja reguljacija myslitel'nyh dejstvij // Psihologicheskie issledovanija intel-lektual'noj dejatel'nosti. - M. : MGU, 1979. - S. 22-28.

9. Kuljutkin Ju. N., Bezduhov V. P. Cennostnye orientiry i kognitivnye struktury v dejatel'nosti uchitelja. -Samara : SamGPU, 2002. - 400 s.

10. Mushtavinskaja I. V. Ispol'zovanie refleksivnyh tehnologij v razvitii sposobnosti uchashhihsja k sa-moobrazovaniju kak pedagogicheskaja problema // Pedagogika: tradicii i innovacii : materialy Mezhdunar. nauchnoj konferencii. T. I. - Cheljabinsk, 2011. - S. 146-151.

11. Orlov Ju. M. Voshozhdenie k individual'nosti. - M. : Prosveshhenie, 1991. - 287 s.

12. Semenov I. N., Stepanov S. Ju. Refleksija v organizacii tvorcheskogo myshlenija i samorazvitija lichnosti // Voprosy psihologii. - 1983. - № 2. - S. 35-42.

13. Suvorova N. G. Interaktivnoe obuchenie: novye podhody // Uchitel'. - 2000. - № 1. - S. 25-27.

14. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshhego obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://base.garant.ru/70188902/.

15. Shhedrovickij G. P. Ideja refleksii v samyh obshhih chertah // Modeli refleksii. - Novosibirsk : B. i., 1995. - S. 327-329.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.