5. Овчинников В. А., Руднева Е. Л. Решение задач модернизации профессионального образования: опыт Кемеровской области // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 32-36.
6. Осипова С. И. Системообразующая роль формирования проектировочно-внедренческой компетентности будущего инженера // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С. 61-65.
7. Панина Т. С., Грентикова И. Г., Веремеенко А. В. Президентская программа подготовки управленческих кадров: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 3 (23). С. 25-30.
8. Основы управления проектами / А. В. Полковников, М. Ф. Дубовик, Д. Г. Максин, П. Л. Шестопалов. М. : Группа компаний «Проектная ПРАКТИКА», 2011. 46 с.
9. Сорокин А. Метод корреляционного анализа: пример. Корреляционный анализ - это... [Электронный ресурс]. URL: http://fb.nu/anticle/341341 /metod-korrelyatsionnogo-analiza-primer-korrelyatsionnyiy-analiz—eta. (дата обращения: 13.12.2018).
10. Типология групповых задач И. Стайнера [Электронный ресурс]. URL: http://txtb.nu/137/49.html (дата обращения: 14.01.2018).
References
1. Approximation [Appnoksimacija]. Available at: https://dic.academic.nu/dic.nsf/nuwiki/2392. (accessed: 14.01.2018). (In Russian).
2. Glotova M. Yu., Samokhvalova E. A. Mathematical pnocessing of infonmation: tutonial and wonkshop fon undengnaduate [Matematicheskaja obnabotka infonmacii]. Moscow : Unait, 2015. 344 p. (In Russian).
3. Gnoup dynamics [Gnuppovaja dinamika]. Available at: https://studopedia.nu/13_87549_gnuppovaya-dinamika.html. (accessed 14.01.2018). (In Russian).
4. Isupova O. A. Methods of gnoup dynamics and thein application in the pnocess of pnofessional tnaining in management [Metody gnuppovoj dinamiki i ih pnimenenie v pnocesse pnofessional'noj penepodgotovki v oblasti upnavlenija]. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2014. № 4 (16). P. 89-91. (In Russian).
5. Ovchinnikov V. A., Rudneva E. L. The solution of pnoblems of modernization of vocational education: the expenience of Kemenovo negion [Reshenie zadach modennizacii pnofessional'nogo obnazovanija: opyt Kemenovskoj oblasti]. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 2 (22). P. 32-36. (In Russian).
6. Osipova S. I. The nole of the fonmation of the engineening innovation competence of futune engineen [Sistemoobnazujushhaja nol' fonminovanija pnoektinovochno-vnednencheskoj kompetentnosti budushhego inzhenena]. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 1 (21). P. 61-65. (In Russian).
7. Panina T. S., Gnantikova I. G., Venemeenko V. A. Pnesidential pnognam of management tnaining: pnoblems and solutions [Pnezidentskaja pnognamma podgotovki upnavlencheskih kadnov: pnoblemy i puti neshenija]. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 3 (23). P. 25-30. (In Russian).
8. Polkovnikov A. V., Dubovik M. F., Maxine D. G., Shestopalov P. L. Fundamentals of pnoject management [Osnovy upnavlenija pnoektami]. Moscow: Gnoup of companies «Pnoject Pnactical», 2011. 46 p. (In Russian).
9. Sonokin A. Method of connelation analysis: an example. Connelation analysis is... [Metod konneljacionnogo analiza: pnimen. Konneljacionnyj analiz - jeto...]. Available at: http://fb.nu/anticle/341341/metod-konnelyatsionnogo-analiza-pnimen-konnelyatsionnyiy-analiz—eta. (accessed 13.12.2018). (In Russian).
10. The typology of gnoup tasks I. Steinen [Tipologija gnuppovyh zadach I. Stajnena]. Available at: http://txtb.nu/137/49.html. (accessed 14.01.2018). (In Russian).
УДК/uDC 378 А. Л. Веревкин
A. Verevkin
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ КУРСАНТОВ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ
THE METHODS OF REFLEXIVE TECHNOLOGIES DESIGNING FOR CADETS IN THE PEDAGOGY
Введение. В статье представлено исследование по проектированию рефлексивных технологий в предметном обучении (отрасль знания — педагогика).
Методология. Исследование проводится на основе гипотезы, суть которой заключается в том, что рефлексивные технологии в предметной области педагогики военных вузов войск национальной гвардии России будут способствовать обогащению педагогики, если:
— будут выявлены их особенности;
— уточнить принципы и этапы рефлексивных технологий с учетом специфики предметной области педагогики военных вузов.
Исследование проводилось после констатирующего эксперимента с использованием аксиологического подхода.
Результаты заключаются в проектировании рефлексивной технологии в предметной области «педагогика» для курсантов военных институтов войск национальной гвардии.
Заключение. Автором отмечается, что рефлексивная технология может быть применена в образовательном процессе и значительно расширит предметную область педагогики в военных вузах войск национальной гвардии России.
Introduction. The article presents a study on the design of reflective technology in the subject teaching (branch of knowledge — Pedagogy).
Materials and Methods. The study is based on the hypothesis, which is about the reflective technologies in the subject area of pedagogy of military schools of National Guard troops of Russia which will contribute to enrichment of pedagogy if they reveal their features and the principles and stages of reflective technologies are clarified, taking into account the specific subject area of pedagogy of military schools. The study was conducted after ascertaining experiment, using an axiological approach.
Results. Lie in the design of reflective technologies in the subject area: pedagogy for military institutions' cadets of National Guard troops.
Conclusions. The author notes that reflective technology can be applied in the educational process and expand the subject area of pedagogy in military schools of National Guard troops of Russia.
Ключевые слова: высшая школа, педагогические технологии, образовательная услуга, формы и методы обучения, рефлексивная технология.
Keywords: higher education, pedagogical technologies, educational service, forms and methods of teaching, reflective technology.
Введение
В настоящее время идет период социально-экономических изменений в России, некоторые из них имеют глубокий и тяжелый характер. В частности, происходит переоценка всей системы отношений в обществе. Такие изменения не проходят и мимо существующей системы высшего образования. Происходит активизация инновационных процессов в высшем образовании: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это является характерной особенностью для нашего времени. Стоит акцентировать внимание на усилении вариативной составляющей общего образования, которая становится важной и неотъемлемой его частью, способствует освоению знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. Самое главное, что они получают возможность развивать свои потенциальные способности, адаптироваться к условиям современного общества [7].
Целью подготовки будущих специалистов выступает научение самостоятельно взаимодействовать с инновационно развивающимся миром профессионального труда [14]. Это необходимое условие для качественного обучения и становления будущего специалиста.
В настоящее время требования к высшей школе предполагают развитие потенциала будущих специалистов для созидательной деятельности, включающей инновационность, творческий подход, конкурентоспособность. Сейчас государственные структуры нуждаются не просто в инженерах, экономистах, менеджерах, а в специалистах по решению конкретных проблем в конкретных направлениях деятельности. Такое сосредоточение усилий в учебной работе может стать одной из точек для работы по подготовке специалистов с широким спектром деятельности, обеспечивающим развитие отечественной высшей школы [4]. Целью представленного исследования является обоснование проектирования рефлексивных технологий в предметной области педагогики, наметить пути их реализации в военных вузах войск национальной гвардии России, что входит в общую, целостную парадигму развития высшей школы.
Методология
Для нашего исследования была проанализирована научная литература по «педагогическим технологиям». В таблице 1 даны определения и характеристики понятия «педагогические технологии» различных исследователей.
Таблица 1
Понятие «педагогическая технология» и его трактовка учеными
Автор Характеристика понятия
Л. Г Семушкина, Н. Г. Ярошенко Способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, включающий в себя систему форм, методов и средств обучения, благодаря которым обеспечивается наиболее эффективное достижение тех или иных поставленных целей [12]
Г К. Селевко Содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений предыдущих авторов [11]
М. В. Кларин Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [5]
Ю. Г Фокин Синтез теоретического, прикладного и процессуального как единство теоретических и прикладных положений и механизма их реализации в конкретной среде, во времени, в пространстве; как технологическая карта, предписывающая определенный технологический процесс [13]
Н. В. Асташкина Взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения и воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств [1]
А. П. Шарухин Совокупность способов, средств, процедур организации образовательной деятельности обучающегося, ведущих к качественным изменениям его личности и гарантированному достижению заданных результатов [15]
В. С. Кукушкин Совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности [8]
М. М. Левина Проект педагогической системы, осуществляемой на практике, которая представляет собой упорядоченную деятельность педагога, предусматривающую ответные действия учащихся. Определение с точки зрения сущности процесса обучения: «Технология обучения есть дидактическая конструкция информационного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, отражающая закономерности учебного познания» [10]
Учеными выделяются следующие аспекты педагогической технологии:
— научный: в него входят различные педагогические технологии, которые являются частью педагогической науки. Такие технологии играют роль в изучении и разработке целей, содержания и методов обучения, а также проектируют педагогические процессы;
— процессуально-описательный: представляет собой четкое и последовательное описание процесса, взаимодействие целей, содержания, методов и средств, которые необходимы для достижения намеченных результатов в обучении;
— процессуально-действенный: заключается в осуществлении технологического процесса в педагогике. Взаимодействие всех личностных, инструментальных и методологических обучающих средств [10].
Из проведенного анализа следует, что педагогическая технология — это системный объект. Ученые [2] выделяют ряд ее системных признаков, к которым можно отнести:
— комплекс взаимосвязанных компонентов (этот аспект для нас представляется наиболее важным);
— единая и тесная связь со средой, в которой происходит технологическое взаимодействие. Она представляет некий набор условий, необходимых для придания направления педагогическому процессу в образовании;
— является одной из подсистем, которые входят в более высокую систему, такую как педагогический процесс;
— элементы изучаемой системы, выступающие как системы более низкого порядка. Это формы, методы, подходы к ним;
— участники педагогического процесса, находящиеся в тесном взаимодействии;
— последовательность технологических действий;
— цель взаимодействия;
— формы и методы организации и контроля всего или отдельной части учебного процесса;
— образовательная услуга.
Если рассматривать педагогическую технологию как комплекс взаимосвязанных элементов, то можно выделить следующие его компоненты:
— представление ожидаемых результатов обучения;
— различные выбранные средства диагностики текущего состояния педагогического процесса и обучающихся в нем;
— набор моделей обучения;
— критерии выбора оптимальной модели для данных конкретных условий;
— система процедур, выстроенная в определенную модель и обеспечивающая достижение поставленной цели [15].
Субъекты технологического взаимодействия, то есть участники образовательного процесса, — преподаватели и обучающиеся.
Последовательность технологических действий обусловливает закономерность прохождения пути от исходного качественного состояния субъекта до заданного педагогического результата.
Организационные формы и методы обучения и контроля призваны упорядочить образовательный процесс, их выбор и корректировка дидактических целей связаны с содержанием преподаваемых дисциплин и обусловлены применяемой в учебном процессе педагогической технологией.
Образовательная услуга — это процесс формирования заданных параметров профессионального и образовательного становления и развития личности. Услуга выступает с набором инструментов, необходимых для реализации педагогических технологий в образовательной деятельности [2]. Другими словами, образовательная услуга имеет много различных целей, при этом конечной из них не является создание эффекта, признанного обществом как необходимого и полезного для всех. Индивидуализация такой деятельности осуществляется педагогическими работниками и направлена на человека непосредственно. Образовательная услуга представляет собой целенаправленную деятельность педагога или нескольких педагогов, а вот уже педагогическая технология гораздо шире: она включает все необходимые и имеющиеся компоненты педагогического процесса в плотном и полном взаимодействии педагога и обучаемых [3].
Таким образом, педагогические технологии имеют общие для всех характеристики:
— системное представление о процессе (в том числе содержание, методы и средства);
— структуру (цели и содержание, средства педагогического взаимодействия, организация учебного процесса, роль в них преподавателя и курсанта во взаимодействии).
научная база системность целостность управляемость воспроизводимость гибкость
результативность контролируемость идентификация приспособляемость эргономичность
научно-методическое сопровождение Рис. 1. Методологические требования к педагогической технологии
Процесс обучения организуется для удовлетворения потребностей государства, общества, выпускника, служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии. Таким образом, качество результата должно соответствовать этим потребностям. Если потребности общества, государства и самой личности обучающегося отражаются в целях обучения, а обучающиеся их разделяют и стремятся к их достижению, то качество обучения возрастает.
При проектировании рефлексивных технологий в предметной области педагогики мы, основываясь на исследованиях Н. В. Демичевой, придерживались следующих принципов:
— совместная деятельность педагога и обучаемых реализуется в процессе активного субъект-субъектного взаимодействия с целью передачи и восприятия знаний, формирования навыков и умений и развития профессиональных компетенций;
— гарантированность конечного результата обучения (соответствие ФГОС);
— воспроизводимость процесса и результатов обучения обеспечивает последовательное воплощение элементов рефлексивной технологии любым педагогом в любое время и любом месте;
— измеряемость результатов обучения позволяет использовать диагностику, критериальные показатели и инструментарий измерения результатов деятельности в педагогической технологии;
— высокая личностно-общественная значимость обусловлена подготовкой специалиста, обладающего как профессиональными, так и надпрофессиональными компетенциями, в том числе личностными и социальными, взаимодействующего с обществом в процессе профессиональной деятельности;
— творческое содержание процесса производства-потребления информации необходимо для воспроизводимости рефлексивной технологии и связано с закономерностями индивидуальности, субъективности участников образовательной деятельности;
— системность педагогической технологии не противоречит импровизационной природе учебного процесса.
Если говорить о рефлексивных технологиях, то это более узконаправленные технологии. Они могут быть не только педагогическими. В нашем исследовании мы рассматриваем только рефлексию в педагогике. При разработке рефлексивных технологий за основу мы взяли компоненты и структуру педагогических технологий в целом. Применять разрабатываемые технологии планируется в педагогике, а рефлексивный подход, на наш взгляд, является наиболее оптимальным.
Рассмотрим технологический подход к проектированию рефлексивных технологий. Основные содержательные характеристики спроектированных педагогических технологий должны обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Для дальнейшей разработки созданной технологии и доведения ее до уровня практического использования необходимо качественно подобрать технологический подход.
Технологический подход к проектированию рефлексивных технологий для курсантов в первую очередь проявляется в стратегии деятельности специалиста, применяющего данную технологию. Стратегию педагогической деятельности можно представить следующим образом:
— измерение уровня развития рефлексии с помощью диагностики, позволяющей выявить характер доминирующих мотивов и степень активности рефлексивной деятельности курсантов;
— определение формы педагогической поддержки в достижении необходимого уровня развития рефлексии;
— включение курсантов в педагогическую поддержку и ее реализация;
— анализ изменения развития рефлексии курсантов.
Целью спроектированных нами педагогических технологий выступило формирование необходимого уровня рефлексивности офицеров в условиях обучения в военном институте в предметной области педагогики.
Методическая цель, которую мы преследовали при создании технологий, — это повышение компетентности педагогического состава в области формирования рефлексивности у курсантов путем предоставления необходимой информации о системе форм, методов, принципов, способов и содержания работы по этому направлению.
Задачей спроектированных рефлексивных технологий являются результативная, рациональная деятельность по формированию рефлексивности курсантов в предметной области педагогики.
Методы, используемые в педагогической технологии: методы оценки качества обучения, методы развивающего обучения, психолого-педагогическое наблюдение при реализации про-
грамм обучения, методы опроса, индивидуальной и групповой беседы, анкетирование, тестирование, интервьюирование.
Формами работы в условиях реализации спроектированных технологий выступают различные виды учебных занятий, круглые столы, коллоквиумы, индивидуальные консультации, организация контроля успеваемости.
Результаты
На основании изученных научных и учебных трудов, а также представленного материала нами была спроектирована структура рефлексивных технологий (рис. 2).
Рис. 2. Структура рефлексивной технологии
Заключение
Подобных разработанных рефлексивных технологий нет в вузах войск национальной гвардии, но они имеются в других учебных заведениях высшего образования, где доказали свою эффективность. Таким образом, выстроенная с учетом специфики военного вуза структура позволяет спроектировать нужную технологию рефлексии для ее дальнейшей апробации и практического внедрения в учебную деятельность курсантов. Такая структура в общем содержании подходит для высших военных заведений войск национальной гвардии с учетом возможности ее дополнения и специфики каждого образовательного учреждения в отдельности.
Литература
1. Асташкина Н. В. Индивидуализация высшего гуманитарного образования. М. ; Н. Новгород, 2000. С. 65.
2. Демичева Н. В. Взаимосвязь понятий «педагогическая технология» и «образовательная услуга» // Научные исследования в образовании. 2008. № 9. С. 19-22.
3. Зуев В. М. Об общих и специфических свойствах образовательных услуг (социально-экономический аспект) // Сборник научных статей профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей Всероссийской государственной налоговой академии. Выпуск 2. М., 2005. С. 15-29.
4. Ильин Г. Л. Философия образования (идея непрерывности). М., 2002. - С. 22-30. ; Нурутдинова А. Р. Анализ понятия педагогической технологии: технология саморазвивающего обучения (на примере метода «6 шляп мышления») / / Управление устойчивым развитием. 2016. № 5 (06). С. 84-92 ; Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 2001. С. 21-40.
5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига : Эксперимент, 1995. 176 с.
6. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. М. : Academia, 2001. С. 14-15.
7. Нурутдинова А. Р. Анализ понятия педагогической технологии: технология саморазвивающего обучения (на примере метода «6 шляп мышления») // Управление устойчивым развитием. 2016. № 5 (06). С. 84-92.
8. Педагогические технологии / под общ. ред. В. С. Кукушкина. М. ; Ростов н/Д : Феникс, 2006. С. 5.
9. Педагогическая энциклопедия / сост. Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова. Краснодар, 1989. С. 126.
10. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М. : НИИ школьных технологий, 2005. 288 с.
11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. : Народное образование, 1998. 256 с.
12. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М. : Высшая школа, 1990. С. 91.
13. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. М. : Academia, 2006. С. 131-132.
14. Шагеева Ф., Иванов В. Современные образовательные технологии (опыт инженерного вуза) // Высшее образование в России. 2006. № 4. С. 129-132.
15. Шарухин А. П. Технология профессионально-ориентированного обучения : в 2 ч. Ч. 1. СПб. : Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2012. С. 9.
References
1. Astashkina N. V. Individualization of higher humanitarian education [Individualizacija vysshego gumanitarnogo obrazovanija]. Moscow ; N. Novgorod, 2000. P. 65. (In Russian).
2. Demichev N. V. The relationship of the concepts "educational technology" and "educational service" [Vzaimosvjaz' ponjatij «pedagogicheskaja tehnologija» i «obrazovatel'naja usluga»]. Scientific researches in education [Nauchnye issledovanija v obrazovanii]. 2008. № 9. P. 19-22. (In Russian).
3. Zuev V. M. On common and specific features of educational services (socio-economic aspect) [Ob obshhih i specificheskih svojstvah obrazovatel'nyh uslug (social'no-jekonomicheskij aspekt)]. Collection of scientific articles of the faculty, graduate students and applicants of the all-Russian state tax Academy [Sbornik nauchnyh statej professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov i soiskatelej Vserossijskojgosudarstvennoj nalogovojakademii]. Issue 2. Moscow, 2005. P. 15-29. (In Russian).
4. Ilyin G. L. Philosophy of education (the idea of continuity) [Filosofija obrazovanija (ideja nepreryvnosti)]. Moscow, 2002. P. 22-30 ; Nurutdinova A. R. The analysis of the concept of educational technology: technology of self-development training (for example, the method "6 thinking hats") [Analiz ponjatija pedagogicheskoj tehnologii: tehnologija samorazvivajushhego obuchenija (na primere metoda «6 shljap myshlenija»)]. Management of sustainable development [Upravlenie ustojchivym razvitiem]. 2016. № 5 (06). P. 84-92 ; Kapustin N. P. Educational technology, adaptive schools [Pedagogicheskie tehnologii adaptivnoj shkoly]. Moscow, 2001. P. 21-40. (In Russian).
5. Klarin M. V. Innovations in world pedagogics [Innovacii v mirovoj pedagogike]. Riga: Experiment, 1995. 176 p. (In Russian).
6. Levina M. M. Technology and professional pedagogical education [Tehnologii professional'nogo pedagogicheskogo obrazovanija]. Moscow: Academia, 2001. P. 14-15. (In Russian).
7. Nurutdinova A. R. The analysis of the concept of educational technology: technology of self-development training (for example, the method "6 thinking hats") [Analiz ponjatija pedagogicheskoj tehnologii: tehnologija samorazvivajushhego obuchenija (na primere metoda «6 shljap myshlenija»)]. Management of sustainable development [Upravlenie ustojchivym razvitiem]. 2016. № 5 (06). P. 84-92. (In Russian).
8. Educational technology [Pedagogicheskie tehnologii]. Ed. by V. S. Kukushkin. Moscow ; Rostov on Don: Feniks, 2006. P. 5. (In Russian).
9. Pedagogical encyclopedia [Pedagogicheskaja jenciklopedija]. Ed. Sh. A. Amonashvili, V. F. Shatalov, S. N. Lysenkova. Krasnodar, 1989. P. 126. (In Russian).
10. Selevko G. K. Pedagogical technologies based on intensification, intensification and effective management of CIP [Pedagogicheskie tehnologii na osnove aktivizacii, intensifikacii i jeffektivnogo upravlenija UVP]. Moscow: NII of school technology, 2005. 288 p. (In Russian).
11. Selevko G. K. Modern educational technologies [Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii]. Moscow: National education, 1998. 256 p. (In Russian).
12. Semushina L. G., Yaroshenko N. G. The content and methods of teaching in secondary special educational institutions [Soderzhanie i metody obuchenija v srednih special'nyh uchebnyh zavedenijah]. Moscow: Higher school, 1990. P. 91. (In Russian).
13. Fokin Yu. G. Theory and technology of instruction: activity approach [Teorija i tehnologija obuchenija: dejatel'nostnyj podhod]. Moscow: Academia, 2006. P. 131-132. (In Russian).
14. Shageeva F., Ivanov V. Modern educational technologies (experience of engineering of the University) [Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii (opyt inzhenernogo vuza)]. Higher education in Russia [Vysshee obrazovanie v Rossii]. 2006. № 4. P. 129-132. (In Russian).
15. Charugin A. P. the Technology of professionally-oriented training [Tehnologija professional'no-orientirovannogo obuchenija]. In two parts. Part 1. - Saint-Petersburg: Saint-Petersburg military Institute of internal troops of the MIA of Russia, 2012. P. 9. (In Russian).