УДК 381
С. Б. Самарцев
РЕФЛЕКСИЯ ПАРАДИГМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ 3.0
UDC 381 S. B. Samartsev
REFLECTIONS ON THE PARADIGM OF CONTINUING EDUCATION AT UNIVERSITY 3.0
Аннотация
В статье рассмотрен опыт работы Института повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере дополнительного образования взрослых - одного из важнейших элементов предпринимательского университета. В ретроспективе показаны профессиональные подходы к совершенствованию направлений формирования кадрового потенциала Могилевской области и комплекса образовательных услуг, ориентированных на развитие бизнес-среды, инновационной и деловой активности корпуса специалистов.
Ключевые слова:
дополнительное образование взрослых, компетенции, непрерывное образование, переподготовка, повышение квалификации, университет.
Abstract
The paper considers the experience of the Continuing Education and Professional Development Institute in the field of continuing adult education, which is one of the most important elements of an entrepreneurial university. The retrospective survey shows the professional approaches to improving the formation of the personnel potential in the Mogilev region and the range of educational services aimed at developing a business environment, innovative and business activity of a pool of specialists.
Keywords:
additional adult education, competencies, continuing education, retraining, professional development, university.
Министерством образования Республики Беларусь дан старт экспериментальному проекту «Университет 3.0», в который вошли семь вузов республики, в том числе межгосударственное образовательное учреждение высшего образования «Белорусско-Российский университет», г. Могилев.
«Университет 3.0» как предпри-
© Самарцев С. Б., 2020
нимательский университет выполняет многие из функций вузов 1.0 и 2.0, однако в первую очередь нацелен на комплексное развитие образовательной, научно-инновационной и производственно-предпринимательской деятельности, генерируя вокруг себя коммерческие композиции в виде проектов НИР и ОКР, программ непрерывного образо-
вания, экспорта образовательных услуг, малых инновационных предприятий и пр. [1].
Парадигма непрерывного образования Белорусско-Российского университета интегрирует потенциал структурных подразделений вуза с целью реализации программ дополнительного образования взрослых (ДОВ) или обучения на протяжении всей жизни. Сегодня ДОВ гарантированно формирует профессиональные подходы к строительству общества высококвалифицированных специалистов при наименьших затратах. Необходимость смены профиля деятельности человека обусловлена цифровым эволюционированием общества, структурной перестройкой экономики и модернизацией предприятий, расширением спектра услуг и изменением кадровой потребности, демографической и миграционной проблемами, а также рядом других факторов.
Развитие ДОВ в университете сложилось в тридцатилетнюю историю, начиная с 1990 г., и первоначально было обусловлено открытием факультета повышения квалификации и переподготовки руководящих и инженерно-технических работников. Качественные образовательные услуги непрерывного образования в г. Могилеве начали оказывать в 1994 г., когда факультет был преобразован в региональный хозяйственно-расчетный центр повышения квалификации и переподготовки специалистов. В 1997 г. на базе регионального центра создан Институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПК) при Могилевском машиностроительном институте на условиях самофинансирования, устав которого зарегистрирован в Министерстве образования 01.09.1998 г. приказом № 515. В этом же году сформирована и открыта кафедра «Совершенствование профессиональных знаний».
Ректором ИПК был назначен С. Б. Самарцев (автор данной статьи), который возглавляет подразделение в долж-
ности директора по настоящее время.
Становление такого перспективного образовательного направления происходило в то время, когда только формулировались цели, связанные с повышением конкурентоспособности университетов и экономической устойчивостью деятельности ДОВ в условиях перестройки и реформирования политического устройства общества, необходимостью повышения качества учебного процесса в соответствии с требованиями рынка труда, с повышением эффективности управления деятельностью учреждений образования.
Доминирование консервативных взглядов на репродуктивно-информа-ционную передачу знаний, с одной стороны, и отсутствие методов инновационной подготовки специалистов, научной проработки дидактических положений и проблематики ДОВ, с другой стороны, обусловили создание Кодекса об образовании Республики Беларусь [2], систематизацию и формирование информационной базы по специальностям переподготовки и учебно-программной документации в виде Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 Специальности и квалификации [3], а также разработку стандартов специальностей переподготовки. Были упорядочены нормативные требования ко всему сегменту ДОВ и осуществлена работа по типизации учебных планов.
Фундаментальные компоненты университетского подразделения, учитывая кризисное состояние мировой экономики, последствия которого сохраняются и поныне, выстроили внутреннюю философию ДОВ с условиями функционирования, что предопределило лидирующие позиции ИПК в региональном секторе образовательных услуг, меры, направленные на расширение контингента слушателей и модернизацию ресурсной базы.
В этот период важным моментом развития следует считать концентрацию
усилий ИПК на сохранении, использовании и преумножении знаний, умений и навыков в традиционно сильных образовательных направлениях сменившего название технического университета, среди них - электрообрудование объектов, грузоподъемные машины и краны, методы контроля изделий, сварочное производство и др. В связи с открытием в вузе экономического факультета была предпринята успешная попытка расширить зону подготовки персонала по таким востребованным специальностям ДОВ, как бухгалтерский учет, экономика управления, менеджмент коммуникаций и пр. Вместе с тем, ИПК сосредоточился на обучении населения иностранным языкам в связи с массовым выездом репатриантов, неразвитостью института индивидуального предпринимательства, отсутствием иных организаций с соответствующей направленностью и формированием переходной экономики и внешнеэкономических связей в стране. Практиковалось также корпоративное обучение персонала в организациях, регулярные внеаудиторные встречи клуба Hidden Rules of Englishness, что актуально и сегодня.
Кроме того, поручение институту в течение относительно короткого периода времени (1999-2011 гг.) подготовки специалистов с сокращенным сроком обучения по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и «Экономика и управление на предприятии» (специализация «Деловое администрирование») стало значимым событием. Во-первых, ИПК удалось существенно расширить и обновить ресурсное обеспечение процесса (материально-техническую базу, информационно-библиотечное и кадровое обеспечение). Во-вторых, соответствующим образом была спроектирована организационная процедура, обновлены учебно-методическое и научное обеспечение образовательного процесса. Полученные компетенции немедленно переформатировались в систему переподготовки, через
аспирантуру и магистратуру формировался собственный состав высококвалифицированных преподавателей, были открыты новые структурные подразделения института, которые работают и сейчас: центр подготовки вождению транспортных средств, центр оперативной полиграфии, магазин канцелярских товаров.
Деятельность ИПК четко ориентирована на обеспечение единства основного и дополнительного образования взрослых, во главе которого - создание образовательных программ на основе информационно-коммуникационных технологий и профессионально-педагогической квалификации преподавателей ДОВ. В перечне реализуемых программ - образовательные программы повышения квалификации, переподготовки кадров, стажировка, главным образом по профилю основных программ высшего образования, а также различные обучающие курсы, семинары и др. Подобное структурирование успешно решает важнейшие задачи непрерывного образования: неразрывным становится цикл подготовки в системе высшего образования, переподготовки специалистов и профессорско-преподавательского состава; в образовательных программах ДОВ отражаются реальные потребности отраслей экономики страны и особенности регионального развития; научно-педагогические работники университета системно повышают квалификацию не только по профилю деятельности, т. е. в сфере технического образования, но и в области педагогической методологии, информационно-коммуникационных технологий, в том числе посредством разработки дополнительных профессиональных программ, методического обеспечения, прямого участия в их реализации и оперативной обратной связи между слушателем и работодателем.
Подтверждением признания высокого уровня исследования вопросов ДОВ и организации учебного процесса
стали защиты кандидатских диссертаций преподавателями ИПК, многие из руководителей факультетов вуза в свое время получили образование по выбранным специальностям переподготовки. Кроме того, институтом был предложен, организован и длительное время проводился международный научно-практический семинар «Система непрерывного образования в общеевропейском контексте: перспективы, развитие, профессионализм» с привлечением специалистов из Австрии, Германии, Италии, России, Франции и других стран. Ежегодно с 2010 по 2017 гг. преподаватели и сотрудники ИПК принимали активное участие в работе семинара. Существенным результатом этого стало значительное число публикаций педагогов университета. В статьях сотрудников отражался накопленный опыт проектирования содержания образовательных программ ДОВ, формирования профессиональной компетентности преподавателей университетов, разработки инновационных образовательных технологий и пр. В фокусе внимания авторов публикаций - особенности осуществления переподготовки и повышения квалификации кадров в Беларуси, России и ЕС, проблемы правового регулирования высшего и дополнительного образования, учебно-методическое обеспечение учебного процесса и др.
В связи с успешной аттестацией ИПК в составе университета и аккредитацией специальностей переподготовки сформулированы ключевые задачи: совершенствование качества управления по всем аспектам дополнительного образования и реструктуризация организационной структуры подразделения.
Сегодня ИПК является одним из крупнейших коммуникационных центров ДОВ в регионе. За 30 лет профессиональной деятельности института в 375 учебных группах прошли переподготовку свыше 6200 специалистов, преподавателей и сотрудников. За послед-
ние 5 лет число слушателей-выпускников программ переподготовки увеличилось на 16,5 % и ежегодно составляет 120-170 человек.
В соответствии с действующим разрешением (лицензией) ИПК осуществляет переподготовку руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, по четырем профилям и 11 специальностям (табл. 1):
D «Гуманитарные науки» - одна специальность (9,1 %);
Е «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» - пять специальностей (45,5 %);
I «Техника и технологии» - четыре специальности (36,4 %);
J «Архитектура и строительство» -одна специальность (9,1 %).
На протяжении длительного периода в регионе ИПК выполнял роль своеобразного «штаба», формирующего перечень нужных специальностей переподготовки. Некоторые из них - «Бухгалтерский учет и контроль в промышленности», «Программное обеспечение информационных систем», «Современный иностранный язык», «Правоведение» - были открыты раньше, чем в других учреждениях образования, но продолжают оставаться востребованными до сих пор, несмотря на то, что обучение в университете по аналогичным специальностям получения высшего образования не ведется.
Такие специальности, как «Деловое администрирование», «Финансы», «Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления» (сейчас «Коммерческая деятельность на рынке товаров потребительского спроса») и «Банковское дело» по-прежнему продолжают играть важную роль в подготовке экономических кадров области. Причем набор на отдельные специальности производится не ежегодно, а исходя из потребности.
Табл. 1. Специальности переподготовки по ОК РБ 011-2009, количество учебных групп и выпускников ИПК
Название, шифр специальности переподготовки, дата открытия Количество учебных групп* Количество выпускников*
1-25 03 75 Бухгалтерский учет и контроль в промышленности, 05.03.1992 126 / 3 2794 / 24
1-26 02 74 Деловое администрирование, 08.08.2006 34 / 3 440 / 32
1-25 02 71 Финансы, 08.08.2006 9 95
1-25 04 71 Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления, 08.08.2006 11 130
1-25 02 72 Банковское дело, 08.08.2006 1 6
1-40 01 73 Программное обеспечение информационных систем, 13.06.1998 25 / 1 424 / 15
1-59 01 01 Охрана труда в машиностроении и приборостроении, 18.12.2003 15 / 2 206 / 39
1-54 01 74 Неразрушающий контроль материалов и изделий, 19.07.2002 2 15
1-70 02 71 Промышленное и гражданское строительство, 15.10.2008 21 / 1 207 / 13
1-24 01 71 Правоведение, 28.03.1996 83 / 3 1570 / 24
1-21 06 74 Современный иностранный язык (английский и немецкий языки), 22.02.1993 48 / 1 324 / 8
Примечание - * - в знаменателе количество учебных групп и слушателей, продолжающих обучение на 31 марта 2020 г.
Другие специальности, среди которых «Охрана труда в машиностроении и приборостроении», «Неразруша-ющий контроль материалов и изделий» и «Промышленное и гражданское строительство», оказались предложенными на рынке труда Могилевской области только Белорусско-Российским университетом. Подготовка слушателей по ним опирается на кадровый потенциал кафедр университета «Безопасность жизнедеятельности», «Физические методы контроля» и «Промышленное и гражданское строительство», а также на преподавательский персонал Архитектурно-строительного колледжа в составе Белорусско-Российского университета.
Переподготовка современных специалистов с учетом потребностей общества требует выполнения четких квалификационных требований, которые сформулированы в образовательном стандарте специальности. В соответствии с ними основными условиями качественной подготовки являются глубо-
кие базовые гуманитарные, социально-экономические и общепрофессиональные знания слушателей, позволяющие наиболее полно раскрыть ресурсы дисциплин специальности и использовать рациональные технологии образовательного процесса.
Успешное освоение обучающимися образовательных программ высшего образования в области физических методов контроля объектов позволило университету как ведущему вузу направления стать разработчиком образовательного стандарта и типового учебного плана по специальности переподготовки «Неразрушающий контроль материалов и изделий», которые компоновались профессорско-преподавательским составом кафедры «Физические методы контроля».
Развитие долгосрочных партнерских отношений ИПК с ведущими предприятиями различной направленности во многом обусловлено наличием необходимого кадрового потенциала в
вузе - преподавателей-практиков, которые не только прекрасно знают предметную область, но и владеют необходимыми педагогическими технологиями, могут применять свой опыт в работе со слушателями ДОВ. Кроме того, большое внимание уделяется профори-ентационной работе с руководителями, начальниками подразделений и специалистами организаций по определению потребностей в развитии персонала, разработке и реализации программ повышения квалификации. Зачастую сотрудники и преподаватели ИПК являются участниками НИР и ОКР по заказу соответствующей компании или приглашаются в качестве экспертов для оценки состояния технологических процессов.
В связи с этим в университете активизируются шаги по актуализации ДОВ в форме повышения квалификации на уровне среднего специального и высшего образования по следующим профилям (направлениям) образования:
Е «Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства» (направления образования «Экономика», «Управление»);
I «Техника и технологии» (направления образования «Оборудование», «Автоматизация», «Вычислительная техника», «Обеспечение качества», «Транспортная деятельность»);
J «Архитектура и строительство» (направление образования «Строительство»);
D «Гуманитарные науки» (направление образования «Гуманитарные науки»);
G «Естественные науки» (направление образования «Естественные науки»).
В университете, где шесть из восьми факультетов имеют техническую направленность, в первую очередь в ДОВ должны применяться компетенции в соответствующих профильных направлениях (табл. 2).
Табл. 2. Процент специалистов, прошедших повышение квалификации в ИПК по профилям (направлениям) образования
Профиль (направление) 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Е 5,0 11,4 26,5 30,9 29,1
I 72,5 78,7 67,1 65,3 66,7
J 13,8 1,2 1,8 - -
Б 8,7 8,7 4,6 3,9 4,2
Действительно, количество слушателей профиля I «Техника и технологии» совместно со слушателями профиля J «Архитектура и строительство» в лучшие годы составляло 86,3 % от всего набора специалистов на курсы повышения квалификации. Наибольшую готовность к курсам по эксплуатации, ремонту, наладке, обслуживанию, проектированию систем автоматического (автоматизированного) управления и
противоаварийной защиты для взрывоопасных сред, включая оборудование во взрывозащищенном исполнении, проявили работники крупнейших промышленных организаций Республики Беларусь - ОАО «Интеграл», ОАО «Светлогорский ЦКК», ОАО «Электротехмон-таж», предприятия нефте-, газохимического комплекса страны ОАО «Гродно Азот», ОАО «Нафтан», ОАО «Мозыр-ский НПЗ», ОАО «Могилевхимволок-
но», ОАО «Гродненский институт азотной промышленности», РУП «Производственное объединение «Белорус-нефть», ОАО «СветлогорскХимволок-но», ОАО «Лакокраска» и многих других. Общее количество специалистов, прошедших такое обучение с 2014 г., составило более 2200 человек.
Дело в том, что университет постановлением коллегии Госпромнадзора Республики Беларусь признан головной организацией по взрывозащищенному электрооборудованию и электроустановкам во взрывозащищенных зонах. В утвержденном Положении о головной организации предусмотрено проведение профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов. Таким образом, образовательные программы, обеспечивающие повышение квалификации кадров по направлению, преобразуют компетенции и опыт преподавателей и сотрудников ИПК по разработке про-ектно-сметной, конструкторской и технической документации объектов, экспертные оценки обследований поднадзорных производств и прочие услуги в коммерческие результаты интеллектуального труда.
К сожалению, благодаря принятым мерам, преследующим конъюнктурные интересы, подготовка по направлению «Строительство» почти прекратилась, однако в последние годы увеличился примерно до 30 % прием специалистов по профилю Е. Справедливости ради следует отметить, что среди них основная масса - преподаватели и сотрудники университета, которые проходят плановое повышение квалификации в сфере управляющих технологий один раз в 5 лет. С этой целью в ИПК для учреждений образования разработан ряд специализированных программ повышения квалификации преподавателей и сотрудников: «Управление деловыми коммуникациями в контексте современных психолого-педагогических концепций», «Управление ин-
формационными и деловыми коммуникациями в структурных подразделениях университета», «Социально-технологическая мобильность учебно-вспомогательного персонала университета», «Организационная и корпоративная культура современного вуза: формирование, поддержание и развитие», «Проектное управление и менеджмент персонала: стратегические направления», «Современные информационно-коммуникационные технологии» и мн. др. В данных программах значительная часть учебных часов отводится круглым столам, семинарам, тренингам, анализу конкретных производственных ситуаций, ролевым и деловым играм.
Подчеркнем, что подобная платформа и ее содержание для обучения персонала университета стали важным этапом подготовки к государственной аккредитации учреждения образования на соответствие заявленному виду, аккредитации по специальностям в Республике Беларусь и государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным программам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации.
Институту вручены благодарственные письма и грамоты организаций и учреждений - заказчиков корпоративных курсов повышения квалификации руководящих работников и специалистов по проблематике управления коммуникациями и конфликтологии, среди них - главное управление Национального банка Республики Беларусь по Могилевской области, ОАО «Мого-текс», УП «Могилевское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты», Могилевский филиал РУП «Бел-телеком», УО «Могилевский государственный областной институт развития образования», Могилевское областное управление департамента охраны МВД Республики Беларусь и др.
Наряду с программами ДОВ, соответствующими базовой технологиче-
ской направленности вуза, устойчивым спросом пользуются такие программы, как «Менеджмент и правовое регулирование государственных закупок в Республике Беларусь», подготовка и повышение квалификации временных (антикризисных) управляющих, «Противодействие коррупции: правовые, кадровые, организационные аспекты. Борьба с коррупцией», а также программы по управлению энергосберегающими технологиями EUREM и повышению энергоэффективности в организациях, по направлениям «Финансово-хозяйственный контроль», «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях» и др., по подготовке ответственных за радиационную безопасность и радиационный контроль, промышленную безопасность, по охране труда и законодательству о труде и пр.
Создание в университете в 2008 г. Центра сертификации и испытаний при кафедре «Оборудование и технология сварочного производства» как самостоятельного хозрасчетного подразделения, которым руководит д-р техн. наук, проф. В. П. Куликов, позволило организовать повышение квалификации специалистов сварочного производства, осуществляющих руководство сварочными работами на объектах использования атомной энергии (обеспечение ядерной и радиационной безопасности), и специалистов, работающих в иных областях сварочного производства в республике. Полученные при обучении в ИПК компетенции слушатели используют в Центре при прохождении сертификации или аттестации.
При разработке образовательных программ учитываются специфика производства (необходимость реструктуризации или модернизации в соответствии с инвестиционным проектом) и контингент направляемых на обучение слушателей. Как правило, это руководители и специалисты, имеющие опыт профессиональной деятельности, собственную мотивацию, четко определенные цели и
намерения, к тому же рассматривающие обучение как возможность решить конкретную инженерную задачу, важную для обучающегося и организации в целом. В свою очередь, подготовка педагога к проведению занятий и необходимость оказания консалтинговых услуг при итоговом контроле знаний, например, в форме защиты выпускной работы по спроектированному объекту, позволяют актуализировать учебные ресурсы, изучить проблемы реального производства, ознакомиться с передовыми технологиями отрасли и т. д. [4].
Предложенная схема организации образовательного процесса опробована при реализации таких программ ДВО, как «Применение средств конечно-элементного анализа ANSYS для компьютерного моделирования», «Статистический анализ и визуализация данных с помощью языка Я», «Компьютерное моделирование с помощью программных продуктов Solidworks и Mathcad», «Проектирование автомобильных дорог с помощью средств компьютерного моделирования «Кредо Дороги», «Информационное моделирование объектов строительства с помощью ВГМ-технологий» и т. д.
В упомянутых программах используются самые современные информационно-коммуникационные технологии, а обучение проходит на базе сертифицированных программных продуктов в новейших классах.
В целом за последние 5 лет общее количество работников организаций производственной сферы и учреждений образования, осуществивших повышение квалификации в ИПК, достигло 5400 человек.
Несомненно, деятельность структурных подразделений ДОВ, обеспечивающих функционирование сферы, происходит в условиях «семантической инфляции», причем влияние глобализации, фазовой трансформации, вызванной информатизацией экономики, а теперь срыва сделки с ОПЕК и пандемии,
невозможно недооценивать.
Образовательные программы повышения квалификации минимизируют в процессе так называемых «закупок» за счет меньших объемов программы (достаточно 36 учебных часов для получения свидетельства установленного образца), университетские доценты и профессора заменяются на преподавателей средних учебных заведений, эксперты к образовательному процессу не привлекаются. Происходит подмена освоения актуальных компетенций на перечень заурядных вопросов об общих и практических знаниях в объектной области, обеспечении качества, практическом понимании принципов и методов работы объекта, способности распознавания инженерно-технической документации, применении и использовании соответствующих стандартов и пр. Аттестация и сертификация работников на уровне «вчерашних» технологий игнорирует современный ландшафт и динамику обновления цифровых компетенций, которые обусловливают нарастающий инновационно-технологический переворот в экономике, повышение квалификации кадрового состава организаций и тем самым тормозят прогрессивные структурные сдвиги в жизни государства. Кроме того, практикуется регулирование правил повышения квалификации по направлениям путем полного отказа от систематического обучения, особенно важно, что в отраслях с повышенной опасностью не согласуются управляющие документы и пр. Последний случай как раз иллюстрирует трансформацию периодичности прохождения повышения квалификации специалистов в документах разных ведомств.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 31610.19-2014/1ЕС 60079-19 : 2010 Взрывоопасные среды. Часть 19. Ремонт, проверка и восстановление электрооборудования в п. 4.4.1.3 трактует необходимость повышения квалификации руководящих работников (технических руководителей) и специалистов,
занятых ремонтом, техническим обслуживанием (эксплуатацией, монтажом, наладкой), проектированием взры-возащищенного электрооборудования, КИПиА, электроустановок во взрывоопасных зонах «... не реже одного раза в три года». С другой стороны, технический кодекс установившейся практики ТКП 181-2009 (02230) Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей в п. 6.4.18 рекомендует проходить обучение с такой же формулировкой. Однако постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 29.12.2017 г. № 54 «Правила по обеспечению промышленной безопасности взрывоопасных химических производств и объектов» срок между периодами повышения квалификации увеличен до 5 лет.
Другие подобные феномены и меморандумы - как избежать влияния трудноформализуемости контента на рынок повышения квалификации - описаны в [5-7].
Таким образом, успешная реализация программы развития непрерывного образования в рамках проекта «Университет 3.0» зависит от завершения постиндустриального перехода страны, уменьшения противоречий из-за изменения структуры экономики, потери рынков, диверсификации образовательных программ, а также понимания того, что успешность преобразований четвертой промышленной революции (Industry 4.0) должна быть непосредственно связана с главным ресурсом - популяризацией тренда и формированием высоких образовательных стандартов ДОВ для достижения качественного обучения.
Одним из значимых успехов закачивающегося тридцатилетия было закрепление ИПК на безопасном финансово-экономическом уровне, что позволило планировать деятельность с большей уверенностью и амбициями. Историческая дата, которая отмечается в этом году, указывает на то, что коллек-
тив охотно сотрудничает как с физическими лицами, так и с многочисленными организациями, предлагая на постоянной основе пользующиеся успехом образовательные услуги или адаптируя их к условиям современного технологичного производства, соответствующим требованиям нового поколения
Институт в эпоху быстрых изменений должен поддерживать свою изобретательскую традицию, направив на пользу дела все усилия и потенциал, чтобы повысить престиж и конкурентоспособность Белорусско-Российского университета.
выпускников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОИ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Университеты в современной парадигме промышленности / С. О. Каминская, С. Б. Самарцев, К. С. Самарцев, К. Фрайлингер // Система непрерывного образования в общеевропейском образовательном контексте: перспективы, развитие, профессионализм: сб. науч. ст. Междунар. образоват. семинара, Могилев, 11-18 февр. 2017 г. / Белорус.-Рос. ун-т; редкол.: И. С. Сазонов (гл. ред.) [и др.]. - Могилев, 2017. - С. 24-32.
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: РИВШ, 2011. - 352 с.
3. Переподготовка руководящих работников и специалистов в Республике Беларусь: справочник / Под науч. ред. О. А. Олекс. - Минск : РИВШ, 2009. - 256 с.
4. Иванов, В. Г. Повышение квалификации инженерных кадров: организационные новации и образовательные технологии / В. Г. Иванов, О. Ю. Хацринова, С. В. Барабанова // Высшее образование в России. - 2014. - № 6. - С. 43-50.
5. О проблемах и путях реализации программ дополнительного образования взрослых / С. Б. Самарцев, С. О. Каминская, Р. В. Силин, К. С. Самарцев // Материалы, оборудование и ресурсосберегающие технологии: материалы Междунар. науч.-техн. конф., Могилев, 25-26 апр. 2019 г. - Могилев: Белорус.-Рос. ун-т, 2019. - С. 439-440.
6. Самарцев, С. Б. Формирование и перспективы обновления парадигмы дополнительного образования взрослых / С. Б. Самарцев, С. О. Каминская, К. С. Самарцев // Личность. Образование. Общество. Формирование педагога будущего: от компетентности к самореализации: материалы Междунар. науч.-практич. конф., Гродно, 31 окт. 2019 г.: в 2 ч. - Гродно: Гродн. обл. ин-т развития образования, 2019. - Ч. 1. - С. 126-128.
7. Самарцев, С. Б. О проблемах и путях реализации программ дополнительного образования взрослых / С. Б. Самарцев, С. О. Каминская, К. С. Самарцев // Материалы, оборудование и ресурсосберегающие технологии: материалы Междунар. науч.-техн. конф. Могилев, 23-24 апр. 2020 г. - Могилев: Белорус.-Рос. ун-т, 2020. - С. 468-469.
Сергей Борисович Самарцев, канд. техн. наук, доц., Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Белорусско-Российского университета. E-mail: [email protected].
Sergei Borisovich Samartsev, PhD (Engineering), Associate Prof., Continuing Education and Professional Development Institute of the Belarusian-Russian University. E-mail: [email protected].
Статья сдана в редакцию 10 марта 2020 года