Глава 12.
РЕФЛЕКСИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
М.Ф. Соловьева Кировский филиал РГГУ г. Киров, Россия
Группы граждан, проявивших устойчивый интерес к изучению и переосмыслению роли Космоса в жизни Человечества уже определились со своими приоритетами и можно выделить несколько направлений поиска путей формирования ® нового типа мировоззрения - космического мировоззрения. Одно из ведущих правил педагогики заключается в том, что все новое, даже новый материал на уроке не должен превышать более 30 %, иначе обучаемые просто не смогут его осмыслить. Таким образом, и формирование космического мировоззрения должно опираться на известные гражданам формы объединений и известные образовательные области знаний.
Инновационной экономике необходимы новации и реинновации (ретроинновации), а также людские ресурсы: новаторы, инноваторы для разрешения комплексных проблем человечества. Вступая в новое десятилетие ХХ1 века мы должны согласиться с тем, что ни одна страна не может разрешить своих проблем без сотрудничества с другими странами. Но и это уже известный в истории и многократно доказанный факт. Тем не менее, новое десятилетие ориентировано не только на использование ресурсов планеты Земля, но и космического пространства. Как отмечал К. Циолковский, человечество выросло из колыбели и может шагнуть далее в Космос. Известный спор Платона и Аристотеля о первичности идеи и материи здесь вряд ли уместен, поэтому есть те, кто мыслит идеями и творит свою деятельность через формирование собственного мировоззрения и те, кто начинает
действие, только после примера других, на основе опыта других. Поколение первооткрывателей Космоса показало нам пример отношения к Космосу и возможностей человечества в Космосе. Настала пора инноваторов, т.е поколения людей, внедряющих идеи в реальную жизнь. Однако мировоззрение общества не готово для восприятия идей. До сих пор большая часть общества склонна к приспособлению своего миропонимания к извечным ценностям церкви, партии, государства, организации, трудового коллектива, т.е. исторически сложившимся социальным институтам и организациям. Приверженцы такого рода поиска миропонимания скорее всего не стремятся к самостоятельному осмыслению, поиску нового. Они ждут результатов жизненного опыта других людей, а именно новаторов и инноваторов. Тем более, что институты гражданского общества создали условия для самоорганизации ряда граждан, объединенных общими идеями, интересами. В этом плане группы граждан, проявивших устойчивый интерес к изучению и переосмыслению роли Космоса в жизни Человечества уже определились со своими приоритетами и можно выделить несколько направлений поиска путей формирования нового типа мировоззрения - космического мировоззрения. Одно из ведущих правил педагогики заключается в том, что все новое, даже новый материал на уроке не должен превышать более 30 %, иначе обучаемые просто не смогут его осмыслить. Таким образом, и формирование космического мировоззрения должно опираться на известные гражданам формы объединений и известные образовательные области знаний.
Собственный педагогический опыт и анализ опыта работы коллег позволил обнаружить достоинства и недостатки практической деятельности по формированию космического мировоззрения.
Главным предметом в школе, т.е системе среднего полного формального образования, имеющим отношение к формированию мировоззрения человека является обществознание. Знание общества обычно представлено усвоением основ философии человека и общества, экономики, политики, духовной и социальной сферы. Практический опыт показал, что обращение к формированию мировоззрения чаще всего происходит путем скрытого содержания образования, т.е
жизненного опыта учителя, его интересов, которые он приводит в качестве примеров и может предложить ознакомится с необходимой литературой через систему самостоятельной работы, выполнения домашнего задания по выбору. В 2004 году многие вузы, техникумы школы получили возможность ознакомиться с содержанием учебного пособия в нескольких томах «Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности» (авторы Д. Гудинг, Д. Леннокс). Работники библиотек сетуют, что книги не востребованы. Главные причины такого явления:
- большая часть педагогов не разделяет данные религиозные взгляды, хотя они даны для размышления, дискуссии, поиска, а не пропаганды. Учитель не компетентен.
- Учителя, близкие к православию опираются на идеи, с которыми знакомятся с близкими им по общению представителями священнослужителей. Несмотря на то, что можно согласиться с авторами издания о том, что нельзя силой заставить человека поверить в истину и что ни философия, ни наука не обладают силой доказательств истины для определения мировоззрения человека. Содержание учебного пособия позволяет перейти к анализу иных форм мировоззрения, но учитель готов транслировать знания без обсуждения.
- учебное пособие имеет гриф «допущено» Министерством образования РФ, но среди администрации школ распространено мнение, что нельзя использовать данную категорию учебных пособий для проведения занятий, ибо они «не рекомендованы».
Таким образом, при всем огромном выборе учебных пособий, сам учитель не готов к выбору источников информации и не готов к дискуссионным методам работы, стремясь к информационной насыщенности урока за счет сообщения вариативных позиций, изложенных автором избранного им учебника или содержания лекций преподавателей вузов, предложенных через систему повышения квалификации. Однако они тоже страдают субъективизмом, с собственными научными интересами или интересами кафедры. Возможности учебной дисциплины для формирования навыков выбора форм мировоззрения, в том числе и космического, наряду с упоминанием религиозного, научного, философского не используются.
Относительно среднего и высшего профессионального образования не может быть иного радикального изменения. Несмотря на требования экспертных комиссий в системе СПО длительное время пришлось пользоваться учебными пособиями, предназначенными для вузов. К тому же для повышения престижа, особенно негосударственного учебного заведения в техникумах преподавали кандидаты, доценты кафедр ряда вузов. Естественно, обращение к теме космологии или мировоззрения также зависело от компетенций преподавателя. Большинство преподавателей вузов не останавливаются на освещении проблем русского религиозного космизма, особенно теории Н. Федорова, так как основное внимание уделено философским идеям В. Соловьева. К тому же авторы учебных пособий, изданных в период госстандартов первого поколения обращали внимание на философию техники, науки, творчества, культуры, религии, а позднее философию общества и человека, личности. Многие работы позднее были переизданы и содержание учебников сохранилось в прежнем виде. Но все же главное внимание уделялось процессу познания и не мировоззрения.
В рамках изучения курса философии обращение к формированию космического мировоззрения возможно в трех аспектах. Первое - это при изучении специфики русской философии. К сожалению, большинство авторов учебников не останавливаются на специфике русского религиозного космизма. Вероятно, недостаточно компетентны или остаются верны традиционному изложению. Поэтому
A.Г. Спиркин уделяет внимание Н. Федорову только в одном абзаце, при этом объединяя его идеи с К. Леонтьевым, В. Розановым. Взгляды В. Соловьева представлены в русле религиозно-философского, но не космического направления. Тем не менее, можно обратиться к работам В. Зеньковского, где рассматриваются идеи космологии в учениях В. Соловьева, Н. Федорова, Б. Чичерина с точки зрения системного подхода и понимания Абсолюта в условиях кризиса религиозных идей в конце XIX века. Наиболее целостную картину русского философского космизма можно обнаружить в учебном пособии
B.И. Шишкина, Г.М. Пурыничева, изданном в Йошкар-Оле. Преподаватели Марийского государственного технического университета в
рамках истории философии выделили раздел, раскрывающий взгляды Н. Федорова, В. Вернадского, К. Циолковского, А. Чижевского. В тоже время они объединили теории В. Соловьева и Н. Бердяева как представителей русской философии периода систем. Вероятно, придерживались взглядов В. Зеньковского. К сожалению, в оригинальном учебнике для технических вузов Е.Е. Ермаковой нет ни раздела по истории философии, но и в разделе о философской антропологии ничего не упоминается о мировоззрении человека. Значительный интерес для студентов и преподавателей вызывает учебное пособие Л.Е. Моториной «Философская антропология» (2003 г.) для студентов и аспирантов авиационного института, где в ряду представителей русского космизма (космоцентризма) отнесены философы Н. Федоров, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский, музыканты -Скрябин, поэты - Тютчев и Брюсов, художники - Рерих и Нестеров. Автор выделила характерные черты планетарно-космического мировоззрения: неразрывная целостность со всей духовной культурой человечества, синтетический охват всех факторов планетарно-космического процесса, понимание его организованности, более глубокий синтез научной мысли с другими формами миропонимания, ориентированность на выявление новых возможностей планетарно-космического процесса с учетом воздействия на него человечества, исходной и конечной целью данного типа мировоззрения является благо всего человечества. Однако автор признает, что при определении характерных черт данного типа мировоззрения она опирается на работу М.А. Кузнецова «Ноосфера. Человечество. Мировоззрение» (1998 г.). Таким образом, просмотр имеющихся в библиотеках учебных заведений изданий по философии свидетельствует о незначительном внимании авторов к проблеме формирования космического мировоззрения в таком методологическом курсе. Следует отметить позитивную тенденцию к освещению данной темы, даже на уровне упоминания представителей технических вузов, авиационных институтов. Вероятно, необходимо издание особого учебного пособия по данному направлению в условиях возрастания интереса к истории науки и техники. Тем не менее, представители художественного творчества могли бы иметь возможность обратиться к теме космиче-
ского мировоззрения через освещение взглядов художников, поэтов, музыкантов, однако на сегодняшний день подобное издание отсутствует.
В условиях слабого освещения данного направления в официальных учебных изданиях значительной помощью для педагога стало издание антологии философской мысли, составителями которой выступили в 1993 году С.Г. Семенова и А.Г. Гачева. Они, прежде всего, поставили данное направление в центр исследований, значительно расширили список представителей русского космизма, развели понятия антропоцентризм и антропокосмизм, представили авторские работы - первоисточники, но и дали собственную характеристику достижений, поисков каждого представителя данного направления философской мысли. Данная работа до сих пор является основой для подготовки преподавателя к освещению проблем мировоззрения. Все последующие издания данных авторов могут быть интересны для избранного самостоятельного чтения и организации самостоятельной работы исследователей студентов и педагогов. Иного пути при количестве аудиторных занятий по курсу не представляется возможным.
Однако есть и еще иные возможности преподавателя к обращению к данным вопросам. Практический опыт показал, что студенты проявляют значительный интерес к освещению темы «Смысл жизни» через призму освещения жизненного пути и поисков смысла бытия Н. Рериха. Занятие сопровождается наглядными пособиями, встречами с представителями общества Рерихов или организацией экскурсий в художественный музей, музей космонавтики и авиации, в библиотеки города. Практика показала, что студенты заочной формы обучения более поглощены темой и проявляют интерес к поиску аргументов тесной взаимосвязи существования космоса и человека.
Третий раз обращение к теме космического мировоззрения происходит при освещении темы «Глобальные проблемы человечества», где устанавливается синтез взглядов философов, ученых, техников, определяется их влияние на судьбу человечества и каждого человека.
В настоящее время система образования получила новые возможности обращения к проблеме формирования космического мировоззрения. В данном случае вопрос рассматривается не со стороны
содержания образования, а с позиций единства методологии и методики преподавания. В арсенале современного педагога два подхода к формированию данного типа мировоззрения: это методология и методика «Школа жизни» академика РАО Ш.А. Амонашвили и методология, методика ноосферного образования Н. В. Масловой. Подход Ш. А. Амонашвили к студенту, ребенку признается как вершина педагогического общения субъектов образовательного пространства. Не изменяя содержания учебного предмета, но наполняя его субъективными процессами (мыслеобраза) педагог показывает новый уровень самостимулирования, самосовершенствования в единстве природы космоса и человека. Особый интерес вызывают издания единомышленников Ш.А. Амонашвили: «Физика языком сердца», «Биология языком сердца». Мастер классы авторов изданий оставили глубокое впечатление среди участников ежегодных Международных педагогических Чтений. Это очень эффективная форма внедрения инноваций, так как - это Чтения, а не научные сообщения. В работе пленарного заседания можно услышать о новых достижениях в поисках нового взгляда на мир, но Круглые столы и Мастер-классы являются наглядным образцом внедрения нового в реальную современную школьную среду. Данное обстоятельство вызывает непосредственный интерес педагогов и ученых, профессионалов и общественность: административные органы в области образования, родители.
Непосредственным катализатором объединения единомышленников выступает система профессионального общения: осенью проводятся конференции, прямо или косвенно посвященные проблеме космического мировоззрения при непосредственном участии МЦР (международный центр РЕРИХОВ), академий, музеев, благотворительных фондов, ряда вузов. Очное или заочное участие в конференции позволяет познакомиться с результатами исследований ученых ряда стран мира, представителей различных научных направлений (в единстве гуманитарных, научных, естественных и т. д.). Обстановка музея способствует использованию метода погружения в осмысление достижений уникальной семьи Рерихов и через призму конкретной личности проследить направление современных исследований. Конференции проводятся в октябре как заявка на знакомство с новыми
идеями. В январе проводятся Международные Педагогические Чтения, где на первое место выходит технологический аспект внедрения идей. Здесь возникает возможность мозгового штурма - вбрасывания примеров опыта работы. Третий этап - это публикация материалов в журнале «Три ключа», где представлен передовой опыт. Одновременно применяется уникальный способ прогнозирования ситуации: во время конференции выходит из печати издание Ш.А.Амонашвили, где с присущей ему метафоричностью происходит знакомство с методологией и новым содержанием, определенным логикой деятельности предыдущих и последующих лет. В конце работы Чтений определяется тема следующих Чтений. Процедура награждения активных участников деятельности играет роль наглядного примера поощрения лучших достижений. К тому же Организаторы добились (незаметно) уникального способа группового участия в общественном движении (администрация республики или города, района, школы, учителя и родители), поэтому сокращается процесс ознакомления коллектива с новыми идеями, а значит, создается благоприятное психологическое содействие. Активную роль в реализации идей гуманной педагогики и формировании космического мировоззрения играет Российское общественное движение «Родительская забота», приобщая в ряды единомышленников общественный институт семьи. Тем не менее, важно отметить и здесь новые попытки осмысления взаимосвязи человека и космоса. Данный путь приобщения напрямую связан с концепциями естествознания в их единстве с педагогикой. Участники Международных Родительских Чтений 2008 года получили в подарок книгу Алексея Арманда «Новый горизонт». Научно-популярная книга для любознательных, построенная на основе рассказа-беседы с читателем, сама по себе вызывает интерес. В тоже время организаторы культурно-просветительского общества «Хоровод» разработали на ее основе музыкальный рассказ-путешествие для посетителей планетария в г. Кирове, что вызвало рост числа посетителей планетария различных возрастных групп. Встречи музыкального коллектива с детьми и молодежью повлияли и на новый поток интереса к лекторию о талантах всемирно известной семьи Рерихов, который ежегодно проводит «Хоровод» на основе бесплатного або-
немента для всех желающих. В дни памятных дат, связанных с заслугами членов семьи Рерихов организованы выставки художников-космистов, музыкальные вечера с демонстрацией слайдов художественных произведений, родительские собрания совместно с детьми.
Методология и методика ноосферного образования Н.В. Масло-вой внедряется в систему образования более 10 лет и за данный период достигнуты значительные результаты. В основе парадигмы лежит идея целостного мировоззрения на основе взаимопроникновения Всеобщих законов мира (имеется ввиду взаимосвязь Космоса и Земли) Б. А. Астафьева, системы законов общества Н. В. Масловой в гармоничном единстве проявляющихся через систему управления и образования (теория систем). Результаты исследований по выявлению эффективности данной методологии, методики и практического опыта нашли поддержку среди РАЕН, Академии национальной безопасности, обороны и правопорядка, Центра инновационных технологий, Институт проблем развития человеческих ресурсов. Выход из кризиса современной системы образования авторы парадигмы видят в создании здоровьесберегающей системы организации учебного процесса, обеспечении баланса природных возможностей человека. В соответствии с теорией авторы разработали «биоадекватные» учебные пособия и соответствующие технологии образования. К одной из сильных сторон применения технологий следует отнести хорошо разработанную диагностику личности на основе единства психологии, педагогики и современных технических средств, их художественно- музыкального сопровождения. Как отмечает один из авторов философской концепции ноосферного образования Н.Г.Куликова, здесь «Речь идет о внутренних - информационных - условиях существования образовательной системы и главной гносеологической проблеме современного этапа ее развития - проблеме субъекта образования». В реализации данного подхода задействовано более 200 представителей научной элиты в области системологии, философии, медицины, психологии, педагогики, социального управления и др. Практическое применение представлено в системе общего образования шести стран. Однако педагогический опыт автора этих строк направлен на систему высшего и среднего профессионального обра-
зования. В тоже время организованная авторами парадигмы система подготовки кадров (в г. Кирове) прежде всего, привлекла представителей самодеятельного движения в области непрерывного образования различного рода профессий и социальных слоев. Разновозрастный и разноуровневый по образованию состав участников создавал определенные затруднения в проведении тренингов, лекций, но и помогал вычленить проблемы понимания смысла преобразований. В ходе занятий наблюдался конфликт интересов участников: между интересами самосовершенствования отдельной личности и интересами в освоении методики передачи информации для организаторов авторских курсов и групповых консультаций. Однако системообразующим компонентом занятий выступала идея приобщения к приро-досообразному развитию планетарной цивилизации при переходе к космическому образованию человечества. Эффективным средством инновационной деятельности стали авторские семинары продолжительностью до десяти дней каждый на основе метода погружения (до революции подобное явление проходило в виде съездов продолжительностью около одного летнего месяца). Поэтому невольное использование реинноваций в механизме обучения кадров - носителей новых идей подтвердило эффективность данной организации и методики обучения. Дополнительными источниками стимулирования оставались научно-практические конференции, однако факт того, что они проходили в разных регионах - реальных площадках эксперимента увеличивало уровень объективности полученных результатов. Немаловажную роль в деле приобщения новых категорий единомышленников начала играть научно-популярная газета на электронных носителях при сохранении традиционного ее вида для распространения по каталогу «Почта России».
Очень оригинальную нишу в системе приобщения к космическому мировоззрению в области заняла организация «Духовно-экологическое объединение «Единение» как региональное отделение Ноосферной духовно-экологической Ассамблеи мира (г. Москва), объединяющей представителей многих стран мира, особенно в обеспечении энергоинформационного благополучия населения планеты. Эта организация работает в системе просвещения взрослых как або-
немент при областной юношеской библиотеке. Еженедельные встречи наполнены передачей индивидуального опыта осмысления информации по целому ряду внешне разрозненных тем, однако интересующих определенную когорту граждан. Первые пять лет члены объединения изучали особые свойства воды, начиная с ее энергоинформационных свойств и заканчивая экологией воды. Затем наступило увлечение идеями ноосферного образования, что повлияло на самоорганизацию ряда членов группы и развитию деятельности эзотерического туризма в регионах нашей страны и за рубежом. Позднее отмечен интерес к разработкам в области управления планетарными процессами. Приоритет составляют работы Н. Левашова, Б. Татищева. Подготовленная в данном вопросе аудитория познакомилась и с исследованиями Н. Чудинова в области археологического поиска прошлых цивилизаций, его увлечения гео и гелиографами. Параллельно сохраняется интерес участников лектория к язычеству, религиозному космизму, околонаучному знанию. Внешне «оппозиционное» знание вызывает дискуссии, которые и сплачивают и разъединяют участников как по интересам, так и по возрасту, поколениям, равно как и по стереотипности и инновационности индивидуального сознания.
На протяжении десяти лет в сфере дополнительного и основного общего образования развиваются традиции исследовательской культуры учащихся. Если ранее в области широкое распространение получило движение «Шаг в будущее» и внимание уделено гуманитарным дисциплинам, теологическому познанию, то с прошлого года в стране созданы региональные отделения всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского. В настоящее время приобщение детей и молодежи к формированию космического мировоззрения происходит посредством изучения:
- философии русского религиозного космизма;
- космической науки и техники;
- ноосферной теории В.И. Вернадского;
- интеграции гуманитарных дисциплин и естествознания;
- междисциплинарным исследованиям в области экологии и медицины, биофизики, биохимии и т. д.
Однако не стоит умалять и традиции, созданные более 20 лет назад энтузиастами в области физики, астрономии в связи с открытием в области Музея космонавтики и авиации им. К.Циолковского. Особый интерес жителей области, администрации области вызван вкладом земляков-кировчан в развитие космонавтики, военной космонавтики, космической медицины. Исследовательская работа молодежи организована вокруг имени космонавта - 100 В. Савиных, А. Сереб-рова - создателя серии учебных фильмов «Уроки из космоса» и Конкурса исследовательских работ молодежи им. К. Циолковского. Признанным авторитетом среди исследователей являются руководители обсерватории, астрономического кружка организованных при Вятском государственном гуманитарном университете более 30 лет назад. Прежние поколения участников кружка приготовили себе смену среди собственных детей. Ряд из них занимаются в кружках станции юных техников.
Инновационная деятельность по формированию космического мировоззрения детей, молодежи и взрослых достигла значительных масштабов. Одновременно идут два потока ее деятельности: в области формального и неформального образования. В настоящий момент наблюдается активность в области неформального образования прежде всего взрослых (андрогогика), а затем и приобщения молодежи. Причины активности относятся как к поиску смысла жизни в ситуации потери прежних ценностей, так и к проблеме воспитания патриотических чувств поколения, пережившего с одной стороны триумф покорителей космоса, а с другой стороны - крушение государства этих покорителей. Постепенно на первый план выходят проблемы экологии среды и социальной экологии, отсюда и интерес к ноосфере, философии космизма и новым аксиологическим теориям в условиях кризиса массового и индивидуального сознания.