УДК 372.881.1
Беева Ю.А.
магистрант 3-го года обучения Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
(г. Санкт-Петербург, Россия)
РЕФЛЕКСИВНЫЙ САМОКОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация: в данной статье рассматривается процесс рефлексивного самоконтроля в контексте обучения иностранному языку. Личностно-ориентированный подход в образовании стремится создать условия, способствующие всестороннему развитию функций индивидуума, которые включают в себя умения выбора, рефлексии и оценки. Одним из ключевых условий является развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы, что включает в себя умение управлять своей учебной деятельностью, контролировать выполнение заданий и оценивать результаты, что, в свою очередь, способствует формированию навыков самоконтроля. В статье делаются выводы о том, что благодаря рефлексивному самоконтролю обучающиеся могут самостоятельно формулировать, решать и оценивать учебные задачи.
Ключевые слова: самоконтроль, рефлексия, личностно-ориентированный подход, самооценка, самоанализ, субъект деятельности.
Введение. Формирование у учащихся желания контролировать себя и критически оценивать свои действия и результаты играет важную роль в управлении учебной и познавательной деятельностью, а также в развитии мыслительных способностей.
Лишь имея ясное представление о себе и определенную самооценку, человек способен контролировать свои действия и регулировать их. Развитая потребность в самоконтроле и критической оценке собственных поступков будет стимулировать индивида к тщательному анализу, обобщению, обоснованию и самопроверке каждого шага, предпринимаемого им.
Чаще всего ученики не участвуют в контроле и оценке своей учебной деятельности, так как эти обязанности целиком лежат на педагоге. Это освобождает учащихся от необходимости самостоятельно оценивать свои успехи и достижения.
Увеличение значимости изучения иностранных языков в образовании обосновывается значительными изменениями социокультурного контекста в XX в. Были выявлены ключевые направления развития обучения иностранным языкам, способствующие позитивным изменениям и созданию необходимых условий для их осуществления.
Принципиальным направлением развития образования стал личностно-ориентированный подход, который занимает важное место как в теории, так и в практике обучения.
Концепции личностно-ориентированного подхода. Основной задачей личностно-ориентированного образования является развитие личности, которая стремится к раскрытию своего потенциала - самоактуализации, открыта к новому опыту и способна к осознанному выбору. В отличие от традиционного образования, где акцент делается на передаче знаний и норм, здесь основное внимание уделяется развитию личности. Парадигма личностно-ориентированных технологий заключается в формировании и развитии личности в соответствии с ее природными способностями.
В настоящее время в теории в образовании существуют три основных стратегии, которые направлены на развитие личности студента.
В концепции В.В. Серикова лежит личностно-ориентированный подход. Основной идеей этой концепции является использование ситуационного принципа, где ключевыми понятиями являются субъект, личностный опыт и личностно-ориентированная педагогическая среда [Сериков, 1999, с. 19-20, 27].
В концепции Е.В. Бондаревской используется личностно-культурологический подход. В основе концепции лежит принцип культуросообразности. Основные понятия включают в себя рассмотрение
человека как носителя культуры и применение культурологического индивидуально-личностного подхода. [Бондаревская, 2000, с. 41-46].
Субъектно-личностный подход в концепции, разработанной И.С. Якиманской, основан на принципе выявления уникальности каждого учащегося через самостоятельную и значимую для него деятельность. Основные понятия включают в себя субъективный опыт и методы обучения [Якиманская, 1996, с. 13-14].
Личностно-ориентированные обучение направлено на создание идеальных условий для развития, самовыражения и саморазвития учащихся во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса в обществе. Обучение, ориентированное на личность, включает в себя педагогическую поддержку, которая способствует самовыражению и самореализации учащегося в социальной среде. Этот подход способствует всестороннему развитию личности.
Для развития личности каждого ученика, учитывая его индивидуальные особенности, потребности и способности, а также для развития у учащихся навыков самостоятельного обучения, саморазвития и самовоспитания необходимо использовать формы обучения, которые позволяют раскрыть и реализовать потенциал каждого ученика в соответствии с его уровнем подготовки, способностями и индивидуальными характеристиками. Этот подход способствует развитию самоопределения и самореализации.
Личностно-ориентированная парадигма образования требует развития навыков самостоятельной организации и управления учебной деятельностью, что способствует увеличению автономии студентов. В этом контексте контроль в условиях личностно-ориентированного подхода включает делегирование части ответственности за учебный процесс самим учащимся в качестве активных участников обучения, что способствует развитию и улучшению у них навыков самоконтроля.
Понятие самоконтроля. Изучение литературы в области психологии и педагогики о самоконтроле различных авторов позволяет рассматривать его как сложное и разностороннее явление. Самоконтроль играет ключевую роль в различных сферах образовательной деятельности, а также является важным аспектом личности, способствующим ее самостоятельности и активности.
А.С. Лында под самоконтролем понимает «элемент самосознания, включающий в себя как осознание себя, так и саморегулирование своей деятельности и поведения» [Лында, 1979, с. 36]. По мнению автора, самоуправление является основой самоконтроля личности и включает в себя самооценку, корректировку и совершенствование действий и поведения. Он не согласен с подходом, который не учитывает активное участие личности в процессе регулирования и исправления своих действий и поведения.
Согласно Д.Б. Эльконину, самоконтроль представляет собой «способность субъекта осознавать и анализировать свои действия на основе личностно-значимых мотивов и установок» [Эльконин, 2001, с. 53].
Ф.М. Рабинович утверждает, что «самоконтроль играет важную роль в процессе обучения, поскольку он позволяет обучающемуся определять свои цели и саморазвиваться. Самоконтроль является одним из аспектов личности обучающегося, который делает его субъектом учения. Это способность критически оценивать свои знания и действия, проявляющаяся по его собственной инициативе» [Рабинович, 2008, с. 33].
По мнению И.Д. Салистры «самоконтроль - важное средство создания «иммунитета» против ошибок, и он выступает как способ овладения иностранным языком» [Салистра, 1966, с. 74].
Учащиеся могут осознать свои успехи и прогресс в обучении, а также определить области, требующие дополнительного внимания и улучшения. Важно, чтобы студенты регулярно осуществляли самоконтроль с целью эффективного использования его как инструмента саморегуляции обучения. С его помощью студенты могут оценить свой уровень знаний и убедиться в
правильности выполнения заданий, выполнить задания, используя обратные действия, и оценить практическую важность полученных результатов.
Рефлексия как основной структурный элемент самоконтроля. Как отмечает Ю.А. Матвиенко, в самоконтроле можно выделить три основных структурных элемента: самопроверка, самооценивание, самоанализ (рефлексия) [Матвиенко, 2013, с. 746].
Рефлексия - это процесс самоанализа, который включает в себя анализ собственных действий и состояний, а также изучение поведения других людей. Рефлексия играет ключевую роль в функционировании сознания, так как многие мыслительные процессы, такие как анализ, сравнение, планирование, управление и самооценка, основаны на ней [Сафронова, 2016, с. 70].
Рефлексивность выступает в качестве координиирующего и организующего принципа. Она помогает учащимся не только осознавать свои ошибки, но и находить способы их исправления, что в конечном итоге способствует их личностному развитию и познавательной деятельности. За формирование образовательной рефлексии отвечает несколько механизмов, в том числе самоанализ выполненного учебного задания (проверка правильности и последовательности использования языковых образцов), логическая обоснованность информации на иностранном языке, самостоятельное формулирование вопросов учащихся самим себе о том, что нового и полезного они узнали на занятиях, обсуждение различных подходов к решению проблемы, выражение суждений студентов по одному и тому же вопросу. Все эти механизмы состоят из нескольких логических этапов.
Начальный этап осуществляется на психологическом уровне, где необходимо сосредоточить внимание и желания на конкретной задаче. Далее следует поставить цель и проанализировать методы ее достижения. Затем нужно определить приоритеты, выделить важные аспекты и приступить к ее выполнению. В ходе реализации или по завершении деятельности осуществляется оценка достигнутых результатов, которые сопоставляются с первоначальной целью, что позволяет человеку провести самоанализ. Это и есть
рефлексия, в рамках которой продуктивный самоанализ предполагает выход за пределы сознания и признание собственных ошибок с целью их исправления.
В процессе учебной деятельности рефлексия у учащихся активизируется следующим образом: осознание учебной работы и ее целей, определение практической значимости учебной задачи, формирование мотивации к учебному процессу, глубокое понимание учебного материала, оценка результатов и разработка способов их улучшения, поиск методов решения задач на основе проведенного анализа, непосредственно рефлексия учебной деятельности, включая самоанализ и анализ выполненной работы.
Выводы. Таким образом, исходя из проанализированных понятий «самоконтроль» и «рефлексия», можно выделить их общее значение. Рефлексивный самоконтроль в процессе обучения иностранному языку представляет собой процесс саморегуляции действий обучающегося в учебной деятельности, основанный на нормах и правилах, предусмотренных учебным процессом. В результате этого процесса обучающийся самостоятельно формирует программу своей деятельности, ставя перед собой учебные задачи, оценивая и анализируя их.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с;
2. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. - М.: Высшая школа, 1979. - 159 с;
3. Матвиенко Ю.А. Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний. // Молодой ученый. 2013. №«5. С. 744-748;
4. Рабинович Ф.М. Самостоятельная работа учащихся. // Иностранные языки в школе, 2008. - № 4. - С. 31-37;
5. Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам: Система упражнений и система занятий. - М.: Высшая школа, 1966. - 252 с;
6. Сафронова Н.А. Рефлексивно-деятельностный подход к сознанию при чтении литературы по специальности на иностранном языке. // Инновационное развитие. 2016. № 5 (5). С. 69-70;
7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Логос, 1999. - 272 с;
8. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с;
9. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. -М.: Сентябрь, 1996. - 96 с
Beeva Yu.A.
Leningrad State University named after A.S. Pushkin (St. Petersburg, Russia)
REFLECTIVE SELF-CONTROL IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING
Abstract: this article examines the process of reflexive self-control in the context offoreign language teaching. A student-centered approach in education seeks to create conditions that promote the comprehensive development of an individual's functions, which include the skills of choice, reflection and evaluation. One of the key conditions is the development of independent work skills in students, which includes the ability to manage their educational activities, monitor the completion of tasks and evaluate the results, which, in turn, contributes to the formation of self-control skills. The article concludes that, thanks to reflexive self-control, students can independently formulate, solve and evaluate educational tasks.
Keywords: self-control, reflection, personality-oriented approach, self-assessment, self-analysis, subject of activity.