УДК 37.016:53 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМОКОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ
Емельянов В.С.
В статье рассматривается теоретическая модель процесса формирования умений самоконтроля в обучении. Определены место и значимость самоконтроля как компонента любой самостоятельной деятельности. Целью исследования является разработка научно обоснованной методики формирования у учащихся способов осуществления самоконтроля в процессе обучения физике.
Модель разработана на основе личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению, анализа структуры и содержания учебной деятельности, с учетом сформулированных в исследовании условий формирования умений самоконтроля в процессе обучения физике. В статье описаны ее целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты.
Научная новизна исследования состоит в определении условий эффективного формирования деятельности самоконтроля в обучении, разработке теоретической модели процесса формирования умений самоконтроля в обучении, выявлении этапов формирования и совокупности способов и средств развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль при изучении физики.
Созданная модель обеспечивает требуемые результаты обучения физике, системное формирование всех составляющих деятельности самоконтроля на всех этапах учебного процесса.
Ключевые слова: самоконтроль; самостоятельная работа; условие; этап; умение; обучение; теоретическая модель
THEORETICAL MODEL OF PROCESS OF FORMATION OF SKILLS OF SELF-CONTROL IN TRAINING
Emeljanov V.S.
In clause the theoretical model of process of formation of skills of self-control in training is considered. Defined the place and importance of self-control as a component of any independent activity. The aim of the research is development of scientifically proved techniques of formation at pupils of ways of self-control in learning physics.
The model is developed on the basis of individual-oriented and activity approaches to training, analysis of the structure and content of the training activities, taking into account the formulated in the study of conditions of formation of skills of self-control in the process of teaching physics. In the article are described its target, content, process and productive components.
Scientific novelty of research consists in definition of conditions of effective formation of activity of self-control in training, development of theoretical model of process of formation of skills of self-control in training, revealing of stages of formation and set of ways and means of development in pupils of skills to carry out selfcontrol at studying physics.
The created model provides demanded results of training to the physics, system formation of all components of activity of self-control at all stages of educational process.
Keywords: self-control; independent work; a condition; stage; skill; training; theoretical model
Одной из задач современной школы является подготовка учащихся к самостоятельному управлению своей познавательной деятельностью, формирование умений планировать предстоящую деятельность, организовывать её вы-
полнение своими силами (при необходимости - овладевая необходимыми знаниями и умениями), и в ходе выполнения намеченного плана - осуществлять самоконтроль деятельности. Самоконтроль входит в учебно-познавательную компетенцию, которая предполагает возможность самостоятельной познавательной деятельности и включает знания и умения организации целеполагания, планирования, самоанализа, самоконтроля и самооценки.
На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования нами были сформулированы основные условия формирования умений самоконтроля в обучении. Действие самоконтроля состоит в сопоставлении совершаемого действия или его результата с образцами деятельности [1]. С момента выделения образца ученик многократно возвращается к нему, сопоставляет с ним свои действия, анализирует их, корректирует действия и представление о них. Образец может быть представлен как во внешнем, так и во внутреннем плане: это может быть памятка, содержащая запись последовательности действий при решении задач, алгоритм вычислительных приемов при вычислении выражений или запечатленный памятью образ действия учителя. Постепенно действие усваивается, переходит во внутренний план, становится автоматическим (т.е. самоконтроль осуществляется неосознанно), учащийся выполняет деятельность самостоятельно.
Таким образом, самоконтроль - одно из важных условий, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся, его формирование завершается в ней; но начинается оно с усвоения последовательности действий самоконтроля
- деятельности по образцу. Постепенное возрастание сложности деятельности самоконтроля и ее самостоятельности - необходимые условия эффективного его формирования.
Направленность деятельности самоконтроля собственно на учебную деятельность учащихся предполагает обязательную работу ценностно-смысловой сферы их личности [6]. Учащиеся должны понимать значимость этой деятельности, чувствовать потребность в ней. Это возможно только при постоянном
акцентировании этой значимости - показе достижения лучших результатов при самоконтроле, чем без него. Это - следующее условие эффективного формирования самоконтроля.
Действия самоконтроля в структуре учебной деятельности направлены на деятельность учащихся и формируют отношение учащегося к себе как к её объекту, рефлексию, в результате чего направленность действий контроля на решение учебной задачи носит опосредованный характер [4]. Следовательно, контроль и оценку своей учебной работы учащиеся должны осуществлять не только на отдельном этапе учебной деятельности, но и по ходу всей учебной работы, при выполнении разных видов деятельности.
Таким образом, обобщающим условием является системное формирование умений самоконтроля, позволяющее охватить все этапы учебного процесса и все составляющие деятельности самоконтроля, - только в этом случае будет достигнут требуемый результат.
Итак, перечислим условия эффективного формирования умений самоконтроля в обучении:
■ возрастание сложности деятельности самоконтроля - от контроля простых действий (усвоил ли определение понятия или закон, выполнил ли все пункты инструкции и пр.) к самоконтролю сложной деятельности сначала по алгоритму «перед глазами», затем «по памяти» с проговариванием этапов, затем - почти автоматически, после этого - к определению цели и планированию самоконтроля любого вида учебной деятельности;
■ возрастание самостоятельности учащихся в осуществлении самоконтроля
- сначала учитель применяет элементы самоконтроля, больше внимания уделяется объяснению хода контроля; с возрастанием самостоятельности учащихся, повышением уровня умения самоконтроля усложняются задачи контроля, задания на самоконтроль, формы организации и их сочетание, приемы самоконтроля;
■ участие в формировании умений самоконтроля всех этапов учебного про-
цесса (восприятие новой информации и её осмысление, закрепление, контроль и коррекция усвоенных знаний и умений, обобщение) и всех видов учебной деятельности;
■ задействованность в процессе формирования умений самоконтроля ценностно-смысловой сферы личности (обязательное включение вопросов и заданий на осмысление учащимися роли самоконтроля в учебном процессе и развитии собственной личности);
■ системность в организации процесса формирования умений самоконтроля, смыслообразующий стрежень системы - цель формирования у учащихся умений осуществлять самоконтроль.
Для целенаправленного и последовательного формирования умений самоконтроля нами разработана теоретическая модель процесса формирования умений самоконтроля, которая обеспечивает требуемые результаты процесса обучения физике и подготавливает учащихся к самообразовательной деятельности. Кроме названных условий, в основу построения такой модели мы положили:
- личностно-ориентированный подход, в котором ученик выступает как субъект учебной деятельности, как личность, стремящаяся к самоопределению, самореализации и на этой основе - к самоконтролю учебных действий [5];
- деятельностный подход, который направлен на формирование и развитие предметных компетенций, позволяющих действовать гибко, творчески, независимо и эффективно в стандартных и нестандартных учебных ситуациях, на формирование самообразовательной компетенции, включающей умения осуществлять самоконтроль учебных действий [5];
- структуру учебной деятельности, которая включает следующие компоненты: потребность и мотивы, цели и задачи (развитие потребности в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов; развитие способности к поэтапному выполнению действий в процессе формирования самоконтроля по достижению цели; развитие потребности в самоорганизации, самоизме-
нении; развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения; развитие способностей к умственным действиям);
- содержание деятельности - механизмы реализации вышеназванных компонентов в учебной деятельности; способы контроля и оценки результатов, анализ способов их достижения.
Модель представляет собой совокупность целевого, содержательного, процессуального и результативного компонентов, а также деятельности учителя и деятельности учащихся (рис.1).
Целостность модели обеспечивается целевой установкой на формирование умений самоконтроля и на осуществление самоконтроля в учебной деятельности при выполнении учебных заданий, целостностью процесса обучения предмету, взаимосвязью деятельности учителя и учащихся. Каждый элемент теоретической модели связан с другими элементами.
Целью процесса формирования умений самоконтроля учебных действий школьников в процессе обучения физике является формирование у учащихся умений и опыта самоконтроля учебных действий в процессе обучения физике -что отражает целевой компонент модели.
В состав содержательного компонента модели процесса формирования умений самоконтроля учебных действий школьников в процессе обучения физике входят следующие элементы: знания и способы деятельности по физике, действия самоконтроля, компоненты ценностно-смысловой компетенции, опыт самоконтроля учебных действий на основе приобретаемых знаний, умений, способов и опыта деятельности.
н
X
«
X
о
X
2
о
*
35
О
а
п
н
я
V
X
о
Б
г
о
а
35
2
я
.а
п
«
н
я
и
а
ч
о
и
н
X
«
я
о
Б
г
о
а
35
2
х
.а
п
О
О
Я
©
а
В
:=
ЕЗЁ
(Я о
- с
£ Б
Ч о Си
Цель: формирование опыта самоконтроля учебных действий, обеспечивающего качество результатов в процессе обучения физики и подготовку учащихся к самообразовательной деятельности
' г ' т
Задачи: • развитие потребности в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов; • развитие способности к поэтапному выполнению действий в процессе формирования самоконтроля по достижению цели; • развитие потребности в самоорганизации, самоизмене-нии; • развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения; • развитие способностей к умственным действиям
хе
хе
Структура и содержание самоконтроля учебной деятельности учащихся
Знания и способы деятельности по физике
Действия самоконтроля
Опыт самоконтроля учебных действий на основе приобретаемых знаний, умений, способов и опыта деятельности
хт
хг:
хг_
хг.
Компоненты
ценностно-
смысловой
компетенции
Процесс формирования умений самоконтроля учащихся
Деятельность учителя Этапы Деятельность учащихся
Побуждение к самоконтролю I, II Самоанализ
Косвенное развитие самоконтроля III Самоанализ, саморегуляция, самопроверка
Непосредственное развитие самоконтроля IV Самоанализ, саморегуляция, самопроверка, самооценка
| Умения учащимися осуществлять самоконтроль, обеспечивающих качество результатов в процессе изучения физики и подготовку учащихся к самообразовательной деятельности
Рис.1. Теоретическая модель формирования умений самоконтроля в процессе обучения физике
Элемент «знания и способы деятельности по физике» включает в себя требования в соответствии с государственным образовательным стандартом по физике [7]: освоение знаний о фундаментальных физических законах и явлениях, лежащих в основе современной физической картины мира, границах их применимости; наиболее важных открытиях в области физики, методах научного познания природы; овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний.
В состав элемента «действия самоконтроля» входят следующие составляющие самоконтроля учебных действий: самоанализ, саморегуляция, самопроверка, самооценка, а также опыт самоконтроля учебных действий на основе приобретаемых знаний, умений, способов и опыта деятельности. Каждый учащийся имеет и развивает опыт самоконтроля учебных действий в ходе приобретения знаний, умений и опыта деятельности по предмету.
Ценностно-смысловая компетенция включает в себя мировоззрение, ценностные ориентации ученика, способность видеть, понимать окружающий мир, осмысление своих поступков. К последней составляющей, отвечающей за самоконтроль, относятся мотивы деятельности и ее рефлексия. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика.
Процессуальный компонент модели представляет собой описание четырех этапов процесса формирования умений самоконтроля учащихся, связанных с обучающей деятельностью учителя, включающей в себя следующие действия: побуждение к самоконтролю, опосредованное развитие самоконтроля, непосредственное развитие самоконтроля. Каждый отдельный этап самоконтроля учебных действий учащихся, указанный в теоретической модели формирования умений самоконтроля, представляет собой самостоятельную часть, в которой осуществляются действия самоконтроля учащихся: самоанализ, саморегуляция, самопроверка, самооценка.
Результативный компонент теоретической модели позволяет определять уровень сформированности у учащихся умения осуществлять самоконтроль в учебной деятельности, обеспечивающие требуемое качество результатов процесса обучения физике и подготовку учащихся к самообразовательной деятельности. В него входят также показатели сформированности умений самоконтроля и методика их выявления (задания для их выявления).
Изменения самоконтроля проявляются и в том, что первоначально он направлен на результат деятельности, но постепенно вырабатывается умение контролировать сам процесс деятельности.
Список литературы
1. Государственные образовательные стандарты URL:
http ://www. school316. spb.ru/page/study_work/Gosudarstvennie obrazovatelnie-
standarti/ (дата обращения 01.10.2012)
2. Ковальская Л.А., Ковальский И.Г. Из опыта организации самоконтроля школьников // Физика в школе. 1990. № 4. С. 22-23
3. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1979. 150 с.
4. Развитие познавательной активности учащихся при изучении физики. // Физика в школе. 1984. №5. С. 42.
5. Рылова В.В. Самоконтроль как средство формирования адекватной самооценки учебной деятельности старшеклассников: Дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2001. 148 с.
6. Сластенин В. А. Каширин В. П. Педагогика и психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 480 с.
7. Усова А.В., Завьялов В.В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики. М.: Высш. шк., 1984. 96 с.
References
1. Gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty [The state educational standards]. http://www.school316.spb.ru/page/study_work/Gosudarstvennie
obrazovatelnie-standarti/ (accessed October 1, 2012).
2. Koval'skaja L.A. Koval'skij I.G. Fizika v shkole [Physics at school], no. 4 (1990): 22-23.
3. Lynda A.S. Didakticheskie osnovy formirovanija samokontrolja v processe samostojatel'noj uchebnoj raboty uchawihsja [Didactic basis of the formation of selfcontrol in the process of independent study of pupils]. Moscow: Higher school, 1979. 150 p.
4. Fizika v shkole [Physics at school], no.5 (1984): 42.
5. Rylova V.V. Samokontrol' kak sredstvo formirovanija adekvatnoj samo-ocenki uchebnoj dejatel'nosti starsheklassnikov [Self-control as a means of formation of an adequate self-assessment of educational activity of senior pupils] : The dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Kirov, 2001. 148 p.
6. Slastenin V. A. Kashirin V. P. Pedagogika i psihologija [Pedagogics and psychology]. Moscow: Publishing center "Academy", 2001. 480 p.
7. Usova A.V., Zav'jalov V.V. Samostojatel'naja rabota uchawihsja v processe izuchenija fiziki. [Independent work of pupils in the process of studying physics]. Moscow: Higher school, 1984. 96 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Емельянов Владислав Сергеевич, аспирант
Армавирская государственная педагогическая академия
Улица Розы Люксембург, д.159, г. Армавир Краснодарский край, 352931, Россия
e-mail: Vlad_e-v@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Emeljanov Vladislav Sergeevich, post-graduate student
Armavir State Pedagogical Academy
159, Rose Luxembourg Street, Armavir, Krasnodar territory, 352931, Russia e-mail: Vlad_e-v@mail. ru
Рецензент:
Дьякова Елена Анатольевна, зав. кафедрой физики и методики ее преподавания, доктор педагогических наук, профессор, Армавирская государственная педагогическая академия