УДК 378:42(07)
ББК 74.480.05:81.432.1-9
Калугина Елизавета Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра иностранных языков Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Kalugina Elizaveta Vladimirovna Candidate of Pedagogics, Assistant Professor Chair of Foreign Languages Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected]
Рефлексивный механизм развития творческих способностей студентов при
обучении английскому языку Reflective mechanism of developing students' creative abilities in English language training
В статье обосновывается актуальность проблемы развития творческих способностей студентов. Представлены преимущества включения рефлексивного механизма как необходимого условия развития творческих способностей. Разработаны и описаны методические приемы рефлексии в процессе обучения английскому языку.
The article actualizes the problem of developing students' creative abilities, presents the benefits of incorporating reflective mechanism, as a necessary condition for the creative ability development, describes methodological techniques of reflection in English language training process.
Ключевые слова: творческие способности студентов, педагогические условия, рефлексия, английский язык.
Key words: students' creative abilities, pedagogical conditions, reflective mechanism, reflection, English language.
Активные инновационные процессы в социальной и экономической
сферах жизни нашего общества обусловили усиление внимания к проблеме подготовки педагогических кадров качественно нового уровня, когда учитель видится как яркая, творческая личность, освоившая новейшие достижения комплекса смежных наук о человеке, закономерностях его развития, творческого роста, владеющая новыми педагогическими технологиями, искусством общения. На фоне этих требований более острым становится противоречие между органической включенностью квалификационного развития будущего учителя
в структуру его профессиональной деятельности, обусловленной необходимостью оперативно реагировать на непрерывно меняющиеся требования к развитию личностного и интеллектуально-творческого потенциала субъектов образовательного процесса, и дискретно-локальным характером сложившейся системы подготовки студентов.
Условием эффективного развития творческих способностей студентов в процессе обучения английскому языку является включение механизмов рефлексии. Любой творческий процесс не может быть охарактеризован вне личностного фактора. Рефлексия - одно из проявлений этого фактора в творческой деятельности. Это умственный процесс, который в ситуации обучения побуждает студентов мыслить критически для проведения анализа новой информа-
• • ^ пн ^
ции, оценки ее точности и подведения соответствующих заключений. Такой непрерывный процесс позволяет сузить спектр возможных подходов к проблеме и в результате прийти к правильному решению. Результатом этого непростого процесса служит достижение лучшего понимания концепции. При отсутствии рефлексии обучение «лишается важного компонента - процесса реорганизации мышления, необходимого для результативного обучения». Эффективное обучение требует времени для обдумывания. Студенты также анализируют свою эффективность при оценке мыслительных процессов, задействованных для определения наиболее продуктивных подходов к решению учебных задач. Рефлексия характеризует самосознание человека, осмысление оснований собственных действий и поступков. В качестве исходного момента предполагает наблюдение человека за самим собой, за своей деятельностью и способами ее осуществления. На основе рефлексии строятся такие процессы, как самоанализ, самооценка, самовоспитание, словом, идет самопроектирование субъекта, усвоение того, что он считает нужным иметь в своем "Я".
Мы не можем просто вооружить студента знаниями и включить его в творческую деятельность, необходимо обеспечить выход личности будущего учителя в рефлексивную позицию, осознание им собственной деятельности.
Рефлексия позволяет установить для себя то пространство активного действия, пределы которого ограничены, с одной стороны, свойствами самого объекта деятельности, с другой - отношением к данному объекту своей деятельности, с третьей - реальными возможностями как субъекта. Характер оценки тех идей, которые предлагаются другими, всегда зависит от степени, в которой они затрагивают оценивающего их человека.
В рамках исследования уровень развития творческих способностей студентов, прежде всего, зависит от индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя, который формируется на основе рефлексии. Показатель рефлексии имеет огромное значение для самостоятельного повышения педагогического творчества, психологической культуры и квалификации будущего учителя. Исследования учителей школ, практических школьных психологов и студентов вуза показали, что для развития творческих способностей и психологической культуры важное значение имеет уровень сформированности рефлексивной активности личности студента.
Назовем показатели проявления рефлексивных процессов при развитии творческих способностей студентов в процессе изучения английского языка.
Во-первых, это критичность мышления студента в процессе творческой деятельности как в научной, так и в педагогической деятельности. Это качество личности творческого учителя-исследователя, которое в настоящее время становится социально значимым, формируется в особых учебных ситуациях, требующих рецензирования, оценки, высказывания личного мнения и т.п.
Второй показатель рефлексивной позиции — это стремление студента в образовательном процессе к доказательности учебного материала, к обоснованию своей позиции на основе научного объективного материала.
Третий показатель рефлексивной позиции — это способность излагать учебный материал «проблемным методом», умение ставить вопросы, «умение видеть проблему»; это необходимое качество каждого творческого студента-исследователя.
Четвертый показатель — стремление и способность студента вести дискуссию. Поскольку рефлексия — это дискуссия с самим собой, когда ставишь вопрос и на него отвечаешь.
Пятый показатель развитой рефлексивной научно и педагогически активной личности — это готовность к адекватной самооценке. Выход в рефлексивную позицию студента, демонстрация психологической культуры самоанализа, проблематизация содержание учебного материала и формы его изложения. При этом психолого-педагогическую ценность имеет групповая самооценка студентов в группе. Выход в коллективную рефлексивную позицию способствует формированию коллективного самосознания.
Шестой показатель — рефлексия и уровень развития способности в самоуправлении. Рефлексивная активность будущего учителя определяется фактором развития индивидуальной способности к самоуправлению, особенно у студентов в период обучения в вузе. Способность к самоуправлению способствует формированию когнитивного стиля творческой деятельности.
Седьмой показатель развития рефлексивной творческой активности личности студента — это умение творчески решать научные, педагогические, социальные проблемы и преодолевать трудности, которые встречаются в учебной деятельности.
Восьмой показатель уровня развития рефлексивной активности студента — личностный подход к способностям. Индивидуальный творческий стиль деятельности будущего учителя должен определять уровень способностей учителя к исследовательской и педагогической деятельности.
Девятым показателем рефлексивности личности студента является направленность личности. Важным свойством человеческой личности является ее внутреннее единство, целостность, считал С.Л. Рубинштейн [2], один из первых исследователей направленности, включая в ее характеристику установку. Направленность личности характеризуется главными целями и задачами, которые ставит перед собой человек, его «руководящей идеей» (Б.М. Теплов). На-
правленность также выражается в избирательной готовности человека к деятельности по осуществлению этих целей. Она обусловливает определенную линию поведения человека, что является важным показателем сформированно-сти студента как личности, его общего культурного и творческого уровня развития.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах занятия английского языка; рефлексия в конце каждого занятия, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. Подробнее остановимся на примерах практического применения рефлексии как необходимого условия развития творческих способностей студентов при обучении английскому языку.
Чтобы выяснить, как студенты осознали содержание пройденного, преподаватель использует рефлексию содержания учебного материала. В данном аспекте рефлексии предлагаем следующие приёмы.
1) Приём незаконченного предложения (тезиса):
Возможны варианты незаконченных фраз, связанных непосредственно с тематикой занятия:
- I would like to go to the university where ...
- If I want to help people I...
- I look up to (respect) people who ...
- The ideal friend is a person who ...
- The most serious problem(s) in my life is ...
- If you want to be a friend of the Earth ... Etc.
2) Приём «Выбор афоризма». На начальном этапе занятия преподаватель предлагает студентам 2-3 высказывания выдающихся людей. Их можно использовать в качестве фонетической и речевой зарядки. Затем студенты выбирают афоризм, который им понравился, и воспроизводят его по памяти. В
During today's lesson I have
got acquainted with ... found out ... learnt... remembered...
конце занятия мы вновь возвращаемся к этим высказываниям. Студенты выбирают тот афоризм, который соответствует теме занятия, обосновывая свой выбор.
Предлагаем высказывания (цитаты) выдающихся людей по теме «Образование» для применения на занятиях по английскому языку:
Education
«A child miseducated is a child lost». - John F. Kennedy «The nation that has the schools has the future». - Bismarck
«Better build schoolrooms for the boys than prison cells for the man». - Eliza Cook «I hear and I forget, I see and I remember, I do and I understand». - Chinese proverb.
3) Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения «старого знания с новым» - осмысленным, пережитым. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях. Синквейн может предлагаться как индивидуальное самостоятельное задание и для работы в парах.
Покажем правила написания синквейна:
• первая строка - тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
• вторая строка - описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
• третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
• четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме;
• пятая строка - одно слово - синоним к первому, на эмоционально-образном - обобщенном уровне, повторяющее суть темы.
4) Рефлексия достижения цели. Цель занятия записывается на доске и в конце занятия проводится обсуждение её достижения.
We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson.
Now I
know how to can
speak about ...
understand the information ... explain the problem (reason) ... say my own opinion on ... give arguments ... find necessary information ... etc.
Рекомендуется предложить студентам следующие дидактические опоры, которые постоянно будут находиться на партах. What emotions do you feel?
Positive emotions:
I feel... satisfaction,happiness, joy, success, admiration, proud, suprise
Negative emotions:
dissatisfaction, irritation, boredom, sadness, anxiety, fear
Why?
Because I...
was not bored, worked hard, didn't relax, answered properly, was active, was emotional, fulfilled the task, received a reward (a good mark)
5) Рефлексия отношения к проблеме (теме), взгляд на проблему ранее и в данный момент.
My opinion on at the problem now and then...
Then (before) Now
didn't know Now I...
understand Besides ...
realize Moreover ...
couldn't imagine express
6) Итоговую рефлексию проводят в виде специального занятия в конце изучения большого раздела учебного предмета или, например, в конце учебного года, на котором студентам предлагается ответить на такие вопросы, как: Каков мой самый большой успех за этот год? Благодаря чему я смог его
добиться? В чем состоят мои трудности? Как я их преодолею? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?
Таким образом, рефлексия помогает учиться и учить других; формулировать собственную позицию по отношению к ключевым дидактическим темам и проблемам; моделировать занятия, вести их обсуждение и анализ, давать оценку и самооценку проводимым занятиям: корректировать цели и осуществление профессионального образования. В связи с этим будущий учитель должен быть способен к рефлексии, позволяющей разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и, в конечном итоге, взаимодействие с точки зрения их соответствия замыслу и условиям образовательного процесса.
Библиографический список
1. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация / В.И. Загвязинский. - М.: Изд-во «Academia», 2008. - 188 с.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2007. - 720 с.
3. Соколова, Л.А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся // Иностранный язык в школе. - М., -2005. -№ 1. - С. 19-26.
4. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. - М.: Изд-во АСТ, 2010. - 238 с.
5. Щедровицкий, Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П. Щедровицкий. - М.: Изд-во Наследие ММК, 2005. - 800 с.
Bibliography
1. Zagvyazinsky, V.I. Training theory. A modern interpretation / V.I. Zagvyazinsky. - M.: Publishing house «Academia», 2008. - 188 p.
2. Rubinstein, S.L. Basics of General Psychology / S.L. Rubinstein. - St. Petersburg: Publishing House Peter, 2007. - 720 p.
3. Sokolova, L.A. Reflective component of activities as a necessary condition for teachers and students' development // Foreign Language at School. - M., - 2005. - № 1. - С. 19-26.
4. Solovova, EN Methods of foreign languages teaching/ E.N. Solovova. - M.: AST, 2010.
- 238 p.
5. Schedrovitsky, G.P. Thinking. Understanding. Reflection / G.P. Schedrovitsky. - M.: Publishing House Heritage MMK, 2005. - 800 p.