Научная статья на тему 'Методы и приемы формирования познавательного интереса на уроках русского языка и литературы'

Методы и приемы формирования познавательного интереса на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1472
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / COGNITIVE MOTIVATION / СПОСОБСТВУЕТ ВЫРАБОТКЕ АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE TEACHING METHODS / СИНКВЕЙН / CINQUAIN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайфуллина Р.З.

В статье приводится анализ методов обучения, позволяющих активизировать познавательный интерес студентов к освоению учебной дисциплины «Русский язык», обосновывается применяемая система дидактических методов, направленных на совершенствование процесса обучения и развитие творческих способностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS AND WAYS OF COGNITIVE INTEREST FORMATION IN RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE CLASS

The article analyses teaching methods stimulating the students' cognitive interest for learning ‘Russian language', system of didactic methods improving the learning process and development of students' creative abilities.

Текст научной работы на тему «Методы и приемы формирования познавательного интереса на уроках русского языка и литературы»

вопросы, на которые они должны были ответить в ходе создания эссе. На этом же этапе задаются критерии последующего оценивания работы.

На фазе представления работ студенты сохраняют составленные ими эссе в АСУ РгоСо1-^е. Далее происходит распределение рецензентов (тех, кто будет проверять представленную работу) и добавление рецензируемых — то есть тех, кого будет оценивать студент, представивший работу.

На фазе оценивания студенты, представившие свои работы, имеют возможность прочитать эссе своих товарищей, выставить им оценки и написать короткий отзыв, высказав свои впечатления о прочитанном.

Фаза оценивания оценок завершает семинарское занятие, в результате у студента появляются две оценки — за свое эссе и за оценивание работ других студентов.

В заключение хочется сказать, что Златоустов-ский индустриальный колледж им. П. П. Аносова с 2013 г. обучает инвалидов-колясочников, которые имеют возможность приехать в колледж только один раз в неделю. АСУ РгоСо1^е для таких студентов становится незаменимым средством обучения, позволяющим взаимо-

действовать с преподавателями-предметниками в любое время.

Итак, АСУ РгоСо1^е, по мнению автора статьи, решает следующие важные задачи:

- позволяет студентам в любое время и в любом месте получить теоретический материал занятия и практические задания (в случае, если они отсутствовали на занятии или что-то не усвоили);

- помогает обучающимся контролировать уровень усвоения материала и формировать практические навыки;

- дает возможность нелинейного изучения материала и получения максимально полезной информации;

- способствует выработке умения четко, грамотно и лаконично излагать свою позицию;

- дает возможность раскрыться «зажатым» студентам, которые по той или иной причине боятся или не хотят высказать свою позицию на занятии, но могут сделать это в сетевом общении;

- способствует формированию навыков оценки знаний других студентов;

- помогает студентам с ограниченными возможностями здоровья успешно осваивать общеобразовательные и специальные дисциплины.

Библиографический список

1. Башарина, О. В. Практические основы проектирования интерактивных элементов [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. В. Башарина ; Мин-во образования и науки Челябинской области ; Чел. ИРПО. — Челябинск, 2013. — 80 с.

УДК 372.016 Р. З. Сайфуллина, преподаватель

Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: info@sustec.ru

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В статье приводится анализ методов обучения, позволяющих активизировать познавательный интерес студентов к освоению учебной дисциплины «Русский язык», обосновывается применяемая система дидактических методов, направленных на совершенствование процесса обучения и развитие творческих способностей студентов.

Ключевые слова: познавательная активность, познавательная мотивация, способствует выработке активные методы обучения, синквейн.

Современная система образования изме- вых федеральных образовательных стандар-няется под воздействием модернизационной тов меняются требования к выпускнику среди инновационной политики. С внедрением но- него профессионального учебного заведения.

В концепции модернизации российского образования поставлена задача подготовки высококвалифицированных, компетентных, конку-рентноспособных специалистов, обладающих способностью анализировать и самостоятельно действовать.

Федеральный государственный образовательный стандарт предлагает рассматривать общие компетенции как систему универсальных знаний, умений, навыков, а также как опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Общими называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Все компетенции по своей сути социальны, они являются ключом к успешной жизни человека в обществе.

Южно-Уральский государственный технический колледж представляет собой многопрофильное образовательное учреждение, в котором ведется обучение и осуществляется подготовка кадров, необходимых для успешного развития региона. Проводится целенаправленная работа по формированию готовности к осознанному выбору профессии.

Как преподаватель общеобразовательных дисциплин, я столкнулась с проблемой ослабления интереса к своему предмету, так как в первую очередь наши студенты нацелены на изучение специальных дисциплин.

В связи с этим главная задача преподавателя — включить в процесс обучения методы и приемы, вызывающие интерес к его предмету.

Активизация познавательной деятельности студентов — одна из актуальных проблем современной педагогики. Этой теме посвятили свои труды известные педагоги: В. И. Загвязин-ский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Г. И. Щукина [1-4].

Познавательный интерес является одним из мотивов учебной деятельности. Интерес — эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. В психологии интерес характеризуется рядом определенных качеств.

В целях повышения мотивации студентов и эффективного усвоения ими материала необходимо использовать разнообразные активные формы и методы организации учебной деятельности. Активные методы обучения — это способы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают к усиленной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом [1].

Одним из эффективных методов, способствующих познавательной мотивации, формирова-

нию универсальных знаний, является создание проблемной ситуации. Проблемное обучение позволяет увидеть и оценить собственные успехи. Обучающийся добывает знания в процессе своего труда.

Современная молодежь, студенты мало читают, что является серьезной проблемой. Известный философ Д. Дидро говорил, что человек перестает мыслить, когда он перестает читать. Поэтому обязательный элемент на моих уроках — работа с текстом учебника. Важно научить студента вырабатывать навыки осмысленного чтения: пересказывать основное содержание части текста, составлять план.

Главное условие успешного обучения — находить новые подходы для повышения интереса к материалу. На уроках обобщения я использую необычный, вызывающий восторг у обучающихся прием синквейн (в переводе с франц. «пять»). Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Лаконичность формы требует излагать мысль в нескольких коротких выражениях. Применение этой формы свободного творчества позволяет опросить каждого студента. Чаще всего синквейн используется на стадии рефлексии в качестве способа выражения отношения к событию, изучаемой проблеме.

Существуют определенные правила написания синквейна:

1) первая строка — тема стихотворения, выраженная одним словом (имя существительное);

2) вторая строка — описание темы в двух словах (два прилагательных);

3) третья строка — описание действия (три глагола);

4) четвертая строка — фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме;

5) пятая строка — одно слово, повторяющее суть темы (синоним первого на эмоциональном уровне).

Пример.

1. Татьяна.

2. Скромная, влюбленная.

3. Любит, страдает, мечтает.

4. Выходит замуж за нелюбимого.

5. Идеал.

Особое место в поддержании интереса занимает игра. Она посильна всем обучающимся, так как важными качествами для участия в ней являются находчивость и сообразительность. Процесс обучения становится увлекательным и интересным [2]. Например, в игре «Аукцион» побеждает тот, кто последним назовет слово на определенную тему.

Преподавателю русского языка необходимо сформировать у обучающихся прочные орфографические знания, обогатить их словарный запас. В фрагмент урока я включаю фонетические игры, так как они тренируют правильное произношение.

На уроках литературы я предлагаю:

- подготовить вопросы для викторины по произведениям, изученным на уроках;

- написать рекламу понравившегося произведения.

После ознакомления с биографией писателя я предлагаю продолжить предложение, например:

- «Больше всего меня поразило то, что А. П. Чехов...»;

- «Счастливый период в жизни А. С. Пушкина, по моему мнению, ...».

Удивительно, сколько эмоций, мнений, творчества у наших студентов!

Организация и проведение конференций традиционно является неотъемлемой частью образовательного процесса колледжа. Студенты активно участвуют в конференции, посвященной неделе специальностей. Примеры тем: «Язык рекламы», «Памятники писателям Южного Урала», «Камень в исторической архитектуре Челябинска». В процессе подготовки участник знакомится с дополнительной литературой. Создаются презентации. Участие в конференциях способствует развитию речи, коммуникативной компетентности, умения отстаивать свое мнение публично.

Хорошим помощником на уроках является компьютер, который позволяет погрузиться в красочный, наглядный мир. Информационно-коммуникационные технологии можно применять фактически на всех этапах урока. Во время просмотра фильмов по произведениям писателей информация воспринимается с большим интересом. Технологии с использованием компьютерной техники позволяют вовлечь в учебный процесс даже самого слабого студента.

Информационно-коммуникационные технологии дают возможность применять тесты в учебном процессе. Люди начали использовать тесты давно. Уже в Древнем Китае поступающих на государственную службу чиновников тестировали для выявления необходимых умений и навыков.

Тестирование в педагогике выполняет три основных функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Диагностическая — выявление уровня знаний, умений, навыков.

Обучающая — активизация усвоения учебного материала, организация системного обучения. Воспитательная — выявление и устранение пробелов в знаниях [2].

Достоинства тестирования:

- объективность оценки результатов;

- результативность оценивания точнее, чем при устном ответе;

- ранжирование успехов студентов;

- проверка определенных знаний, умений;

- самоконтроль.

Но, на мой взгляд, тестовые задания препятствуют развитию устной и письменной речи.

Главной задачей преподавателя русского языка и литературы становится обеспечение информацией как один из путей повышения качества образования. Наиболее эффективными я считаю уроки:

1) с использованием презентаций, подготовленных преподавателем;

2) уроки, на которых студенты представляют свои проекты в форме презентаций;

3) с использованием учебных фильмов. На таких уроках высока степень наглядности;

4) уроки компьютерного тестирования, в ходе которых студенты овладевают такими навыками, как сбор, организация и представление информации.

Систематическое использование информационных технологий, средств наглядности способствует повышению положительной мотивации. Информационно-коммуникационные технологии позволяют разнообразить формы работы педагога и деятельности учащихся, активизировать внимание, повышают творческий потенциал личности.

Активные формы и методы работы на уроках русского языка и литературы способствуют развитию познавательной деятельности. Студент овладевает навыками самостоятельного добывания знаний.

Особое место в процессе развития познавательной деятельности принадлежит технологии активного обучения. Она позволяет создать на уроках условия для успешной самореализации, формирует учебно-познавательную мотивацию. Каждый педагог пытается вызвать интерес к своему предмету, вносит что-то новое в процесс обучения.

Мое педагогическое кредо: «Учитель должен быть интереснее, чем кино. Он должен любить свой предмет, нести ответственность, подготовить студентов к успешному будущему, воспитывать уважение и любовь к своей Родине».

Библиографический список

1. Загвязинский, П. И. Теория обучения : Современная интерпретация [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П. И. Загвязинский. — М. : Академия, 2001. — 192 с.

2. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения [Текст] / И. Я. Лернер. — М. : «Просвещение», 2004. — 186 с.

3. Махмутов, М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [Текст] / М. И. Мах-мутов. — М. : «Педагогика», 2010. — 368 с.

4. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе

УДК 372.016 Л. П. Хальзова, преподаватель

Юрюзанского технологического техникума (ЮТТ), Челябинская обл., г. Юрюзань, e-mail: spo.yutt@yandex.ru

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИЙ УСПЕХА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье рассматриваются варианты этапов создания ситуации успеха для студентов при изучении физики; предпринята попытка раскрыть возможности ситуации успеха для личностного роста студента, значимость формирования межличностных отношений.

Ключевые слова: ситуация успеха, психолого-установочный этап, исходно-диагностический этап, информационно-просветительный этап, содержательно-технологический этап, экспертно-диагностический этап, контрольно-измерительный этап, бригадный метод решения задач.

Проблемы, возникающие у студентов в процессе обучения вообще и физике в частности, вызвали необходимость изучать и применять ситуации успеха в учебе как условие, обеспечивающее формирование у обучающихся позитивного образа себя, уверенности в собственных силах, доверия к преподавателю.

Изучив литературу по исследуемой нами теме [1-3 и др.], мы утвердились во мнении, что успех — это мощный источник внутренних сил обучающегося, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. (Как известно, древнегреческая мудрость гласит: «Невозможно научить, но можно научиться».)

Именно ситуация успеха может стать своего рода пусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Ситуация успеха, педагогические технологии сотрудничества, на наш взгляд, очень важны в компетентностном подходе в обучении, ведь их суть заключается в том, чтобы специалист «на выходе» не только соответствовал опреде-

ленным рыночным ожиданиям, но был успешной личностью, мог быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в профессиональной деятельности.

Технология создания ситуации успеха представляется состоящей из следующих этапов:

1) психолого-установочного;

2) исходно-диагностического;

3) информационно-просветительного;

4) содержательно-технологического;

5) экспертно-диагностического;

6) контрольно-измерительного.

1. Психолого-установочный этап. С первых уроков прилагаются усилия к созданию благожелательной атмосферы, к установлению личностно-эмоционального контакта.

Студентам предлагается пройти психологический эксперимент из теста Дембо: «Перед вами вертикальная шкала. На северном полюсе — самые умные люди, на южном — самые глупые. Найдите свое место на этой шкале».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.