РЕФЛЕКСИВНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ УПРАВЛЕНЦЕВ Бухов О.Н.
Бухов Олег Николаевич - преподаватель, Восточно-Казахстанский технический университет имени Даулета Серикбаева,
г. Усть-Каменогорск
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования рефлексивных умений, составляющих основу профессиональной компетентности специалистов управленческого труда. Раскрываются понятия «рефлексия», «рефлексивные умения», «задачный подход», «рефлексивная задача». Результативность применения задачного подхода в контексте формирования рефлексивных умений заключается в построение алгоритма учебных задач в направление мотивации и активизации внутренних рефлексивных процессов обучающихся. В работе представлен процесс формирования рефлексивных умений будущих управленцев, который осуществляется на основе применения в процессе обучения комплекса рефлексивных задач, выстроенных в типологические ряды, каждый тип рефлексивных задач формирует определённый компонент рефлексивного умения, к таким типам задач относятся: рефлексивно-оценочные, рефлексивно-коммуникационные, рефлексивно-проективные.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные умения, задачный подход, рефлексивные задачи, процесс обучения.
УДК 37.035.7
Конкурентоспособность современных глобальных и локальных экономических систем во многом зависит от качества управленческого аппарата на разных уровнях управления. В связи с этим одной из перспективных задач реорганизации системы среднего и высшего образования является повышение уровня профессиональной подготовки управленческих кадров, являющихся детерминантами экономических процессов [1]. Менеджмент является совокупностью форм, подходов, принципов, методов управления организациями или структурными единицами, объектами управления могут быть: коллектив, производственный процесс, финансовые инструменты, информационные потоки и тд. Поэтому, менеджер -это профессиональный управленец, осуществляющий процессы планирования деятельности структурного подразделения, прогнозирования промежуточных результатов в процессе деятельности, организации групп людей в направление достижения поставленных задач, контроля за качеством выполнения работы, анализа проделанных действий [2]. Ключевой задачей менеджера является постоянный рост эффективности деятельности подведомственной ему структурной единицы в направлении увеличения качественных и количественных характеристик объекта деятельности (товара, работ, услуг).
Эффективность деятельности менеджера зависит от его профессиональных качеств, выражающихся в осуществление конкретных функций. Анализ профессионального и образовательного стандартов специальности «Менеджмент» показывает, что высокий уровень сформированности рефлексивных умений является основополагающим качеством менеджера [3]. Особенности управленческой деятельности выражаются в постоянном поиске различных альтернатив решения профессиональных задач, поставленных перед административной единицей, анализе осуществляемой деятельности, возвращение в исходную точку, доработке выполненных действий.
Таким образом, управленческая деятельность по сути своей циклична, например, управление производством представляет собой повторяющиеся действия от запуска сырья в производственный процесс, до выпуска готовой продукции. Потребность в росте эффективности производственного процесса требует постоянного анализа предыдущего цикла, с целью рационализации и совершенствования выполняемой деятельности. Данные аспекты управленческой деятельности требуют наличия у менеджера особого рода умений, позволяющих «посмотреть со стороны» на процесс осуществляемой деятельности с позиции ее эффективности и своей роле в ней. Такого рода умения являются рефлексивными умениями.
В общем виде, рефлексивные умения - это освоенные в процессе самостоятельной работы способы обращения к себе, осмысление познавательной или практической деятельности, понимание смыслов с целью анализа, оценка и коррекция осуществляемых действий, для достижения поставленной цели [4]. Существует градация рефлексивных умений по их направленности и способам применения в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Рефлексивные умения менеджера - это освоенные способы обращения к себе на основе анализа собственных мотивов и интересов по отношению к обрабатываемой в процессе практической деятельности информации с целью рационализации и совершенствования осуществляемой работы, на основе проекции собственных, осмысленных алгоритмов осуществления деятельности на поведение всего коллектива в
направление решения поставленных задач. Таким образом, рефлексивные умения менеджера являются ключевыми умениями в процессе осуществления управленческой деятельности. Формирование рефлексивных умений будущих менеджеров осуществляется посредством постоянного решения различных типов рефлексивных задач.
Применение задачного подхода в процессе обучения способствует моделированию учебной деятельности в направление формирования необходимых знаний, умений и навыков. Различные типы учебных и производственных задач возможно применять на разных этапах обучения. Многовекторный комплекс задач выстраивается в педагогический механизм, элементы которого воздействуют на различные мыслительные процессы обучающихся. Результативность применения задачного подхода в контексте формирования рефлексивных умений заключается в построение алгоритма учебных задач в направление мотивации и активизации внутриличностных рефлексивных процессов обучающихся. Например, в рамках изучения определённой темы процесс обучения выстраивается не на изложение материала, а на представление изучаемого материала в виде задачи или блоке задач, направленных на раскрытие внутренних мотивов и стимулов, активизирующих рефлексивный процесс.
Учебная задача представляет содой познавательную проблему, осознанное решение которой приводит обучающегося к пониманию изучаемого объекта, освоению способов практического применения полученной информации. Использование задач в процессе обучения реализуется на основе учебных заданий, являющихся ситуациями проблемного характера, решение которых требует применения умений определенной направленности. Характер умений, применяемых в процессе решения учебной задачи зависит от её специфики. Различные виды учебных задач применяются в учебном процессе на разных его этапах. В процессе формирования рефлексивных умений используются рефлексивные задачи, направленные на активизацию коммуникативных, межличностных и внутриличностных процессов.
Существуют несколько типов рефлексивных задач, каждый тип которых направлен на формирование определённого компонента рефлексивного умения. Выстраивание рефлексивных задач в типологические ряды позволяет структурировать процесс обучения будущих управленцев в необходимом направление, в данном случае целью является применение ряда рефлексивных задач, запрограммированных в учебные задания, в результате решения, которых, формируются рефлексивные умения необходимые менеджеру для осуществления профессиональных функций. К задачам данного типа относятся: рефлексивно-оценочные, рефлексивно -коммуникационные, рефлексивно -проективные.
Рефлексивно-оценочные задачи. Задачи данного типа формируют основные рефлексивные умения, реализуемые в процессе в практической деятельности, через соотнесение существующего и должного, в разных временных периодах. В начале решение данного типа задач, по условию задачи, решатель соотносит запланированный результат с возможными способами его достижения, что способствует выбору правильного способа решения. Сам процесс решения задачи, подразумевает анализ действий, их результативности, своего отношения к действию и как итог выход на понимание сути процесса, возможность возвращения к началу для исправления последствий неправленых решений. По завершению деятельности связанной с решением задачи, осуществляется непосредственно внешняя рефлексия, когда решатель соотносит полученный результат с изначальным планом и внутренняя рефлексия, воплощающая в осознание собственных чувств, эмоций, интереса к процессу и результату решения задачи. Существуют следующие виды рефлексивно-оценочных задач: ситуационные, проектные, исследовательские, ролевые, конструкторские, имитационные [5].
Рефлексивно-коммуникационные задачи. Этот тип задач, направлен на осознание, понимания и анализа собственного поведения в процессе коммуникации с окружающими. В задачи данного типа запрограммирована определённая последовательность взаимодействия с коллективом решателей. Алгоритм может включать приёмы и действия целью которых является формирование навыков осознания информационного поля коммуникации, на основе приёма и передачи информации. Посредством реализации учебных рефлексивно-коммуникационных задач, формируется понимание собственных коммуникативных качеств, стиль взаимодействия с окружающими, развиваются способности к пониманию состояния партнёра через невербальные формы коммуникации, развиваются способности к выстраиванию межличностного интерактивного пространства на основе управления своим поведением, регулирования речевой динамки, скорости, тембра и громкости речи.
Коммуникативная рефлексия выражается на основе постановки себя на место партнёра по коммуникации для понимания его мотивов, для налаживания продуктивного контакта. Рефлексивно-коммуникативные задачи развивают умение управлять процессом взаимодействия посредством рефлексивно-манипулятивных техник, позволяющих устанавливать контроль над ситуацией общения через эмпатию, сострадание, инициативу, контроль собственных эмоций и эмоций партнёров по коммуникации. Алгоритм группового взаимодействия выстраивается на принципах обратной связи всех решателей задачи, совместная деятельность усиливает личностное восприятие совершаемых действий, приходит осознание важности конечного результата. В педагогической практике используют следующие виды рефлексивно-
коммуникационных задач: монологические, диалогические, проектные, коллективно-игровые, групповые квесты, и тд.
Рефлексивно-проективные задачи. Развивают умения, связанные с выявлением скрытых мотивов поведения, действий и переживаний, как по отношению к окружающим, так и по отношению к себе. Проекция - это психологический, барьерный механизм, используемый бессознательной сферой «Я», на основе отнесения собственных чувств на внешний объект и обратное восприятие этих чувств через внешнего носителя [6]. Задачи данного типа направлены на развитие способности интеграции внутренних качеств личности на объект познания и рассмотрение себя со стороны, через призму рефлексии. Например, алгоритм задачи направлен на применение собственных мотивов и стимулов к другому (идентификация себя с героем книги или квеста). На основе рассмотрения со стороны своих внутренних качеств, выстраивается понимание собственных положительных и отрицательных сторон, появляются предпосылки к саморазвитию и адаптации в практической деятельности. Следует отметить основные отличительные признаки проективных задач, к которым относится:
- неопределенность инструкции и алгоритма выполнения заданий, благодаря чему решатель самостоятельно выбирает методы решения, тактику поведения и взаимодействия с группой;
- отсутствие прямых оценочных критериев способствует раскрытию индивидуальных качеств личности решателя в направление достижения поставленной задачи;
- возможность формирования комплекса рефлексивных умений, направленных на познание своих возможностей, интересов, мотивов, положительных и отрицательных сторон личности, по отношению к выполняемой деятельности и её конечного результата.
Результативность рефлексивно-проективных задач заключается в простоте проектирования и последующего использования в образовательном процессе, высоком уровне мотивации решателей, возможностях систематического использования. Существуют различные виды рефлексивно-проективных задач: конструктивные, предполагающие объединение разрозненного материала в единую систему, несущею определённый смысл; интерпретативные, алгоритм которых направлен на разбор неоднозначной ситуации и предложение наиболее оптимальной её интерпретации; катартические, предполагают внедрение в учебную деятельность игровых методик, имитирующих определённую ситуацию и различные альтернативы поведения в ней; репродуктивные, повторение созданного кем-то, решение задачи по заданному алгоритму; творческие, основаны на создание самостоятельного проекта, на основе личностных интересов, предпочтений, умений и навыков; вариативные, задачи данного вида предполагают различные варианты решения с обязательным анализом результатов сделанного выбора.
Таким образом, процесс формирование рефлексивных умений будущих управленцев осуществляется на основе применения в процессе обучения комплекса рефлексивных задач, выстроенных в типологические ряды, каждый тип рефлексивных задач формирует определённый компонент рефлексивного умения, к таким типам задач относятся: рефлексивно-оценочные, позволяющие выстраивать процесс решения задачи, на основе осознанного анализа анализ действий, их результативности, своего отношения к действию и как итог выход на понимание сути процесса, возможность возвращения к началу для исправления последствия неправленых решений; рефлексивно-коммуникационные, которые обеспечивают развитие умений направленных на управление процессом взаимодействия на основе применения рефлексивно-манипулятивных техник, позволяющих устанавливать контроль над ситуацией общения через вербальные и невербальные средства контроля партнёров по коммуникации; рефлексивно-проективные, формирующие способности интеграции внутренних качеств личности на объект познания и рассмотрение себя со стороны, через призму рефлексии, что способствует возникновению у индивида предпосылок к саморазвитию и адаптации в практической деятельности.
Таким образом, систематическое применение представленных типов рефлексивных задач в процессе обучения способствует проектированию учебной деятельности по направлению формирования необходимых знаний, умений и навыков. Выстраивание алгоритма рефлексивных задач определённым образом обеспечивает результативность процесса формирования рефлексивных умений специалистов управленческого профиля деятельности.
Список литературы
1. Круглое И.В., Титова О.В. Подходы к системному анализу эффективности управления
машиностроительным предприятием/ И.В. Круглов, О.В. Титова // Вести высших учебных заведений
Черноземья. 2015. №2. С. 61-65.
2. Раздорожный А.А. Организация производства и управление предприятием: учебник / А.В. Раздорожный
- М.: Экзамен, 2009. - 877 с.
3. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении Федерального Государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования № 1386: (Зарегистрирован в Минюсте РФ 28 ноября
2014 г. - № 34994). - Москва: Российская газета, 2014, № 258. - Текст: непосредственный
4. Цилицкий В.С. Особенности формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта / В. С. Цилицкий. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 738-743.
5. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Развитие профессионального потенциала педагога в условиях обновления образовательной практики // Инновации в образовании. - 2011. - № 10. - С. 14-24.
6. Branthwaite A., Cooper P. A new role for projective techniques // Worldwide Qualitative Research Conference and Exhibition 2001. Budapest, 2001. P. 258.