Научная статья на тему 'РЕФЛЕКСИВНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ УПРАВЛЕНЦЕВ'

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ УПРАВЛЕНЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рефлексия / рефлексивные умения / задачный подход / рефлексивные задачи / процесс обучения.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухов Олег Николаевич

в статье рассматриваются проблемы формирования рефлексивных умений, составляющих основу профессиональной компетентности специалистов управленческого труда. Раскрываются понятия «рефлексия», «рефлексивные умения», «задачный подход», «рефлексивная задача». Результативность применения задачного подхода в контексте формирования рефлексивных умений заключается в построение алгоритма учебных задач в направление мотивации и активизации внутренних рефлексивных процессов обучающихся. В работе представлен процесс формирования рефлексивных умений будущих управленцев, который осуществляется на основе применения в процессе обучения комплекса рефлексивных задач, выстроенных в типологические ряды, каждый тип рефлексивных задач формирует определённый компонент рефлексивного умения, к таким типам задач относятся: рефлексивно-оценочные, рефлексивно-коммуникационные, рефлексивно-проективные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКСИВНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ УПРАВЛЕНЦЕВ»

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ УПРАВЛЕНЦЕВ Бухов О.Н.

Бухов Олег Николаевич - преподаватель, Восточно-Казахстанский технический университет имени Даулета Серикбаева,

г. Усть-Каменогорск

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования рефлексивных умений, составляющих основу профессиональной компетентности специалистов управленческого труда. Раскрываются понятия «рефлексия», «рефлексивные умения», «задачный подход», «рефлексивная задача». Результативность применения задачного подхода в контексте формирования рефлексивных умений заключается в построение алгоритма учебных задач в направление мотивации и активизации внутренних рефлексивных процессов обучающихся. В работе представлен процесс формирования рефлексивных умений будущих управленцев, который осуществляется на основе применения в процессе обучения комплекса рефлексивных задач, выстроенных в типологические ряды, каждый тип рефлексивных задач формирует определённый компонент рефлексивного умения, к таким типам задач относятся: рефлексивно-оценочные, рефлексивно-коммуникационные, рефлексивно-проективные.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивные умения, задачный подход, рефлексивные задачи, процесс обучения.

УДК 37.035.7

Конкурентоспособность современных глобальных и локальных экономических систем во многом зависит от качества управленческого аппарата на разных уровнях управления. В связи с этим одной из перспективных задач реорганизации системы среднего и высшего образования является повышение уровня профессиональной подготовки управленческих кадров, являющихся детерминантами экономических процессов [1]. Менеджмент является совокупностью форм, подходов, принципов, методов управления организациями или структурными единицами, объектами управления могут быть: коллектив, производственный процесс, финансовые инструменты, информационные потоки и тд. Поэтому, менеджер -это профессиональный управленец, осуществляющий процессы планирования деятельности структурного подразделения, прогнозирования промежуточных результатов в процессе деятельности, организации групп людей в направление достижения поставленных задач, контроля за качеством выполнения работы, анализа проделанных действий [2]. Ключевой задачей менеджера является постоянный рост эффективности деятельности подведомственной ему структурной единицы в направлении увеличения качественных и количественных характеристик объекта деятельности (товара, работ, услуг).

Эффективность деятельности менеджера зависит от его профессиональных качеств, выражающихся в осуществление конкретных функций. Анализ профессионального и образовательного стандартов специальности «Менеджмент» показывает, что высокий уровень сформированности рефлексивных умений является основополагающим качеством менеджера [3]. Особенности управленческой деятельности выражаются в постоянном поиске различных альтернатив решения профессиональных задач, поставленных перед административной единицей, анализе осуществляемой деятельности, возвращение в исходную точку, доработке выполненных действий.

Таким образом, управленческая деятельность по сути своей циклична, например, управление производством представляет собой повторяющиеся действия от запуска сырья в производственный процесс, до выпуска готовой продукции. Потребность в росте эффективности производственного процесса требует постоянного анализа предыдущего цикла, с целью рационализации и совершенствования выполняемой деятельности. Данные аспекты управленческой деятельности требуют наличия у менеджера особого рода умений, позволяющих «посмотреть со стороны» на процесс осуществляемой деятельности с позиции ее эффективности и своей роле в ней. Такого рода умения являются рефлексивными умениями.

В общем виде, рефлексивные умения - это освоенные в процессе самостоятельной работы способы обращения к себе, осмысление познавательной или практической деятельности, понимание смыслов с целью анализа, оценка и коррекция осуществляемых действий, для достижения поставленной цели [4]. Существует градация рефлексивных умений по их направленности и способам применения в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Рефлексивные умения менеджера - это освоенные способы обращения к себе на основе анализа собственных мотивов и интересов по отношению к обрабатываемой в процессе практической деятельности информации с целью рационализации и совершенствования осуществляемой работы, на основе проекции собственных, осмысленных алгоритмов осуществления деятельности на поведение всего коллектива в

направление решения поставленных задач. Таким образом, рефлексивные умения менеджера являются ключевыми умениями в процессе осуществления управленческой деятельности. Формирование рефлексивных умений будущих менеджеров осуществляется посредством постоянного решения различных типов рефлексивных задач.

Применение задачного подхода в процессе обучения способствует моделированию учебной деятельности в направление формирования необходимых знаний, умений и навыков. Различные типы учебных и производственных задач возможно применять на разных этапах обучения. Многовекторный комплекс задач выстраивается в педагогический механизм, элементы которого воздействуют на различные мыслительные процессы обучающихся. Результативность применения задачного подхода в контексте формирования рефлексивных умений заключается в построение алгоритма учебных задач в направление мотивации и активизации внутриличностных рефлексивных процессов обучающихся. Например, в рамках изучения определённой темы процесс обучения выстраивается не на изложение материала, а на представление изучаемого материала в виде задачи или блоке задач, направленных на раскрытие внутренних мотивов и стимулов, активизирующих рефлексивный процесс.

Учебная задача представляет содой познавательную проблему, осознанное решение которой приводит обучающегося к пониманию изучаемого объекта, освоению способов практического применения полученной информации. Использование задач в процессе обучения реализуется на основе учебных заданий, являющихся ситуациями проблемного характера, решение которых требует применения умений определенной направленности. Характер умений, применяемых в процессе решения учебной задачи зависит от её специфики. Различные виды учебных задач применяются в учебном процессе на разных его этапах. В процессе формирования рефлексивных умений используются рефлексивные задачи, направленные на активизацию коммуникативных, межличностных и внутриличностных процессов.

Существуют несколько типов рефлексивных задач, каждый тип которых направлен на формирование определённого компонента рефлексивного умения. Выстраивание рефлексивных задач в типологические ряды позволяет структурировать процесс обучения будущих управленцев в необходимом направление, в данном случае целью является применение ряда рефлексивных задач, запрограммированных в учебные задания, в результате решения, которых, формируются рефлексивные умения необходимые менеджеру для осуществления профессиональных функций. К задачам данного типа относятся: рефлексивно-оценочные, рефлексивно -коммуникационные, рефлексивно -проективные.

Рефлексивно-оценочные задачи. Задачи данного типа формируют основные рефлексивные умения, реализуемые в процессе в практической деятельности, через соотнесение существующего и должного, в разных временных периодах. В начале решение данного типа задач, по условию задачи, решатель соотносит запланированный результат с возможными способами его достижения, что способствует выбору правильного способа решения. Сам процесс решения задачи, подразумевает анализ действий, их результативности, своего отношения к действию и как итог выход на понимание сути процесса, возможность возвращения к началу для исправления последствий неправленых решений. По завершению деятельности связанной с решением задачи, осуществляется непосредственно внешняя рефлексия, когда решатель соотносит полученный результат с изначальным планом и внутренняя рефлексия, воплощающая в осознание собственных чувств, эмоций, интереса к процессу и результату решения задачи. Существуют следующие виды рефлексивно-оценочных задач: ситуационные, проектные, исследовательские, ролевые, конструкторские, имитационные [5].

Рефлексивно-коммуникационные задачи. Этот тип задач, направлен на осознание, понимания и анализа собственного поведения в процессе коммуникации с окружающими. В задачи данного типа запрограммирована определённая последовательность взаимодействия с коллективом решателей. Алгоритм может включать приёмы и действия целью которых является формирование навыков осознания информационного поля коммуникации, на основе приёма и передачи информации. Посредством реализации учебных рефлексивно-коммуникационных задач, формируется понимание собственных коммуникативных качеств, стиль взаимодействия с окружающими, развиваются способности к пониманию состояния партнёра через невербальные формы коммуникации, развиваются способности к выстраиванию межличностного интерактивного пространства на основе управления своим поведением, регулирования речевой динамки, скорости, тембра и громкости речи.

Коммуникативная рефлексия выражается на основе постановки себя на место партнёра по коммуникации для понимания его мотивов, для налаживания продуктивного контакта. Рефлексивно-коммуникативные задачи развивают умение управлять процессом взаимодействия посредством рефлексивно-манипулятивных техник, позволяющих устанавливать контроль над ситуацией общения через эмпатию, сострадание, инициативу, контроль собственных эмоций и эмоций партнёров по коммуникации. Алгоритм группового взаимодействия выстраивается на принципах обратной связи всех решателей задачи, совместная деятельность усиливает личностное восприятие совершаемых действий, приходит осознание важности конечного результата. В педагогической практике используют следующие виды рефлексивно-

коммуникационных задач: монологические, диалогические, проектные, коллективно-игровые, групповые квесты, и тд.

Рефлексивно-проективные задачи. Развивают умения, связанные с выявлением скрытых мотивов поведения, действий и переживаний, как по отношению к окружающим, так и по отношению к себе. Проекция - это психологический, барьерный механизм, используемый бессознательной сферой «Я», на основе отнесения собственных чувств на внешний объект и обратное восприятие этих чувств через внешнего носителя [6]. Задачи данного типа направлены на развитие способности интеграции внутренних качеств личности на объект познания и рассмотрение себя со стороны, через призму рефлексии. Например, алгоритм задачи направлен на применение собственных мотивов и стимулов к другому (идентификация себя с героем книги или квеста). На основе рассмотрения со стороны своих внутренних качеств, выстраивается понимание собственных положительных и отрицательных сторон, появляются предпосылки к саморазвитию и адаптации в практической деятельности. Следует отметить основные отличительные признаки проективных задач, к которым относится:

- неопределенность инструкции и алгоритма выполнения заданий, благодаря чему решатель самостоятельно выбирает методы решения, тактику поведения и взаимодействия с группой;

- отсутствие прямых оценочных критериев способствует раскрытию индивидуальных качеств личности решателя в направление достижения поставленной задачи;

- возможность формирования комплекса рефлексивных умений, направленных на познание своих возможностей, интересов, мотивов, положительных и отрицательных сторон личности, по отношению к выполняемой деятельности и её конечного результата.

Результативность рефлексивно-проективных задач заключается в простоте проектирования и последующего использования в образовательном процессе, высоком уровне мотивации решателей, возможностях систематического использования. Существуют различные виды рефлексивно-проективных задач: конструктивные, предполагающие объединение разрозненного материала в единую систему, несущею определённый смысл; интерпретативные, алгоритм которых направлен на разбор неоднозначной ситуации и предложение наиболее оптимальной её интерпретации; катартические, предполагают внедрение в учебную деятельность игровых методик, имитирующих определённую ситуацию и различные альтернативы поведения в ней; репродуктивные, повторение созданного кем-то, решение задачи по заданному алгоритму; творческие, основаны на создание самостоятельного проекта, на основе личностных интересов, предпочтений, умений и навыков; вариативные, задачи данного вида предполагают различные варианты решения с обязательным анализом результатов сделанного выбора.

Таким образом, процесс формирование рефлексивных умений будущих управленцев осуществляется на основе применения в процессе обучения комплекса рефлексивных задач, выстроенных в типологические ряды, каждый тип рефлексивных задач формирует определённый компонент рефлексивного умения, к таким типам задач относятся: рефлексивно-оценочные, позволяющие выстраивать процесс решения задачи, на основе осознанного анализа анализ действий, их результативности, своего отношения к действию и как итог выход на понимание сути процесса, возможность возвращения к началу для исправления последствия неправленых решений; рефлексивно-коммуникационные, которые обеспечивают развитие умений направленных на управление процессом взаимодействия на основе применения рефлексивно-манипулятивных техник, позволяющих устанавливать контроль над ситуацией общения через вербальные и невербальные средства контроля партнёров по коммуникации; рефлексивно-проективные, формирующие способности интеграции внутренних качеств личности на объект познания и рассмотрение себя со стороны, через призму рефлексии, что способствует возникновению у индивида предпосылок к саморазвитию и адаптации в практической деятельности.

Таким образом, систематическое применение представленных типов рефлексивных задач в процессе обучения способствует проектированию учебной деятельности по направлению формирования необходимых знаний, умений и навыков. Выстраивание алгоритма рефлексивных задач определённым образом обеспечивает результативность процесса формирования рефлексивных умений специалистов управленческого профиля деятельности.

Список литературы

1. Круглое И.В., Титова О.В. Подходы к системному анализу эффективности управления

машиностроительным предприятием/ И.В. Круглов, О.В. Титова // Вести высших учебных заведений

Черноземья. 2015. №2. С. 61-65.

2. Раздорожный А.А. Организация производства и управление предприятием: учебник / А.В. Раздорожный

- М.: Экзамен, 2009. - 877 с.

3. Российская Федерация. Приказ. Об утверждении Федерального Государственного образовательного

стандарта среднего профессионального образования № 1386: (Зарегистрирован в Минюсте РФ 28 ноября

2014 г. - № 34994). - Москва: Российская газета, 2014, № 258. - Текст: непосредственный

4. Цилицкий В.С. Особенности формирования рефлексивных умений и навыков у детей с нарушением интеллекта / В. С. Цилицкий. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 738-743.

5. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Развитие профессионального потенциала педагога в условиях обновления образовательной практики // Инновации в образовании. - 2011. - № 10. - С. 14-24.

6. Branthwaite A., Cooper P. A new role for projective techniques // Worldwide Qualitative Research Conference and Exhibition 2001. Budapest, 2001. P. 258.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.