Научная статья на тему 'Проектная мастерская как способ индивидуализации процесса повышения квалификации педагогов'

Проектная мастерская как способ индивидуализации процесса повышения квалификации педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ МАСТЕРСКАЯ ПЕДАГОГОВ / ПРОЕКТ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПЛОЩАДКА ПЕДАГОГОВ / DESIGNING / DESIGN TEACHERS STUDIO / PROJECT / PERSONNEL EDUCATIONAL LINE / REFLECTIVE FIELD OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаязова Альфия Фаритовна

В статье представлена модель проектной мастерской как формы индивидуализации процесса повышения квалификации педагогов в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения. Даны рекомендации по составлению индивидуальной образовательной траектории профессионального развития педагогов, по организации рефлексивной площадки педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Project studio as the way of individual process to improve the teacher’s skill

The article describes the model of designing studio as a type of individualization process for teacher development within the Federal State Educational Standard of new model. There are recommendations to make individual educational path to create the teacher reflective field for the teacher professional development.

Текст научной работы на тему «Проектная мастерская как способ индивидуализации процесса повышения квалификации педагогов»

Проектная мастерская как способ индивидуализации процесса повышения квалификации педагогов

Альфия Фаритовна Фаязова,

кандидат педагогических наук, начальник отдела экспертизы программ Центра развития образования Пермского края, fayazova@yandex.ru

• проектирование • проектная мастерская педагогов • проект • индивидуальная образовательная траектория • рефлексивная площадка педагогов •

Проектирование как особый вид деятельности основано на природном умении человека создавать модели будущего и претворять их в жизнь в виде различных проектов. В педагогической теории и практике проектирование рассматривается как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта; научно-практический метод изучения и преобразования действительности; форма порождения инноваций; технология обучения инновационной деятельности; управленческая культура. Проектирование мы будем рассматривать в образовательном аспекте, и понимать как интерактивную образовательную технологию, способную преобразовать педагогическую деятельность и модернизировать процесс повышения квалификации педагогов на разных уровнях.

В настоящее время необходимость в развитии педагогического проектирования обусловлена введением и реализацией образовательных стандартов нового поколения, которые обнаружили несформиро-ванность проектировочных умений и неотработанность продуктивных способов преобразования педагогической практики у большинства педагогов. Это, в свою очередь, потребовало модернизации системы повышения квалификации педагогов, повышения персональной ответственности педагогов за определение содержания об-

разовательной траектории своего профессионального развития и за качество её реализации.

Г.Л. Ильин утверждает, что образование должно стать проективным, и рассматривает его как способ освоения мира через деятельность, и как способ изменения самого образования. Он утверждает, что обучение проектированию возможно лишь в действии, так как проективное образование предполагает «не решение готовых задач, а генерацию, формулировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном контексте, как проблем, возникающих в самой социальной жизни и до того, как они приобретают форму технологических задач». Он подчёркивает, что образование называется проективным не потому, что использует проект как метод обучения, а потому, что само является средством создания и реализации какого-либо проекта, имеющего не только учебный, но и жизненный смысл для учащихся.

Известно, что научить проектировать невозможно, этому можно научиться, находясь в реальном процессе проектирования. В статье представлена сетевая модель повышения квалификации педагогов, которая реализуется в условиях проектной мастерской посредством индивидуальной образовательной траектории и предполагает получение проектного продукта, значимого

44

для конкретного педагога или коллектива (методического объединения) педагогов.

В настоящее время проектирование в профессиональной деятельности педагога выступает механизмом, способным перевести образование на качественно новый уровень. Это становится возможным благодаря тому, что проектирование обладает преобразующим, созидательным, развивающим, образовательным, коммуникативным и информационным потенциалом. Характеризуется общественным характером, меж-дисциплинарностью, способностью к интеграции и трансформации, продуктивностью, комплексностью и универсальностью в реализации. Многие учёные-исследователи рассматривают проектировочный компонент в профессиональной педагогической деятельности как возможность и способность адаптироваться и развиваться в условиях неопределённости. Он способствует изменению мышления, поведения, культуры педагогов и определению вектора их дальнейшего личностного и профессионального развития.

В условиях введения и реализации стандартов нового поколения система повышения квалификации педагогов на всех уровнях должна существенно измениться. Требуется обновление содержания и методов обучения взрослых с учётом современных тенденций становления проективного образования и новых требований к реализации содержания образования в деятельностном режиме. Активным источником и механизмом преобразований в процессе повышения квалификации становится проектная деятельность, которая стремится не только изменить несовершенную действительность (разработка программ, проектов), но и преследует ещё дополнительную цель — изменение самих педагогов (развитие личностных и профессиональных качеств и способностей, развитие профессиональной позиции и т.п.).

Использование потенциала проектной деятельности в обучении взрослых позволило разработать сетевую модель повышения квалификации педагогов и реализовать её в форме проектной мастерской, где обучение происходит в реальном режиме проектирования с учётом профессиональных потребностей педагогов на основе индиви-

дуальной образовательной траектории (см. таблицу).

Особенности данной модели и её преимущества:

1. Возможность сетевого взаимодействия.

Универсальность проектной технологии как ведущего образовательного средства способствует взаимодействию педагогов разных образовательных областей в процессе повышения их квалификации, как на уровне учреждения, так и на уровнях муниципальном, региональном.

Сохраняется возможность включения в процесс проектирования субъектов разных возрастов и разной подготовленности (учащихся, родителей, общественников и других социальных партнёров), заинтересованных в решении общих проблем. Всё это делает образовательное пространство повышения квалификации педагогов более открытым и эффективным.

2. Возможность профессионального самоопределения и самоидентификации педагогов.

Начальный этап работы в проектной мастерской и направленность личного участия определяются педагогами на основе индивидуальных и/или общих профессиональных потребностей, а также определяется приоритетность их реализации на основе личностных и профессиональных смыслов. Педагог формулирует актуальную для себя проблему и определяет вид проекта (социальный, социально-педагогический, методический), соответственно, осознанно включается в тематическую проектную группу.

3. Персональная ответственность педагога за проектный продукт, результат.

На этапе целеполагания и определения рамки результата проекта, педагог исходит из своих возможностей и потребностей (актуальность и обоснованность проекта), соответственно, им самим определяется скорость и объём реализации(реальность проекта), современное содержание и формы реализации (новизна, инновационность, оптимальность проекта), индикаторы проверки качества результатов и формат продукта (диагностируемость).

45

Сетевая модель повышения квалификации педагогов «Проектная мастерская: обучение в действии и действием»1

Таблица

Общая методическая тема школы на три года

Методическая тема на учебный год

Проектная мастерская: обучение в действии и действием

Условия: (ормативно-правовое обеспечение Диагностика профессиональных потребностей педагогов е ок

Временные творческие коллективы (ВТК) ск ее

Учебный проект Социальный проект Исследовательский проект Творческий проект Методический проект Условия Научно-методи обеспечен

Кураторы

Зам. дир. по УВР Зам. дир. по ВР Зам. дир. по УВР Зам. дир. по ВР Зам. дир. по УВР

Участники

Админи стративная команда Педагоги Учащиеся Родители Другие социальные партнёры Научный руководитель, консультанты

.о Формы и технологии интерактивного обучения педагогов: е о

Условия: Управление и контрол — проектирование: учебное, социальное, методическое, творческое, исследовательское; — рефлексивная площадка педагогов; — педсоветы и семинары-тренинги в стиле «коучинг»; — консультации: online/ofline; — телемост; Web-конференции и семинары; — взаимопосещение уроков, мероприятий; — Анализ видеоуроков; — презентация продуктов и результатов деятельности; — анализ и экспертиза проектов. Условия: Материально-техничес обеспечение

е и н е Диагностика: входная; промежуточная; итоговая Самодиагностика е о к с

ч е п с Сетевое взаимодействие: е ч и

е :б я о ови ное Внутреннее (школьный уровень) Внешнее (внешкольный уровень) * г К ®| и -те 00 От о не

слУо ионно Уи ^ а со и н а г р о — методический Совет; — методические объединения педагогов; — фокус-группы. Партнёры по проекту: — учреждения высшего профессионального образования; — учреждения дополнительного профессионального образования; — некоммерческие организации; — образовательные учреждения. л нп сл ос сУ ие У цб ао м р о фо н И

Обобщение результатов развития проектировочных умений, освоения способов проектирования педагогов и распространение успешного педагогического и управленческого опыта

1 Материалы инновационного проекта МАОУ «Кондратовская средняя общеобразовательная школа» Пермского района Пермского края 2012 г.

46

4. Ориентированность на результат, продукт.

Повышение квалификации педагогов с использованием проектной технологии имеет двойной эффект:

• внешний, способствующий качественному изменению содержания образовательного процесса — получение проектного продукта: рабочая программа учебного предмета, программа внеурочной деятельности, учебные и социальные проекты и другое, а также продукты коллективного проектирования — основная общеобразовательная программа начального и основного общего образования и другое;

• внутренний, способствующий повышению профессиональной компетентности и личностному изменению педагогов — приращение знаниями, отработка умений, продуктивных способов проектирования.

5. Возможность реализации педагогом индивидуальной образовательной траектории2 (далее, ИОТ).

Обучение происходит в реальном процессе проектирования и носит персонифицированный характер. Актуальность, скорость и объём решаемой проблемы зависит от способностей и потребностей педагога. Механизмом управления и самоуправления в проекте является ИОТ. При её выстраивании используются коучинг3 и коучинговые техники постановки эффективных вопросов. Педагог определяет свои «зоны незнания» и формулирует запрос администрации образовательного учреждения о тематике повышения квалификации. На основе полученных результатов далее определяется и планируется методическая работа в учреждении, в том числе деятельность временных творческих коллективов, методических объединений.

6. Возможность получения обратной связи и отслеживание результатов.

Рефлексивная площадка педагогов — форма получения обратной связи по проекту от начального этапа (разработнического, исследовательского) до заключительного (оформление и презентация результатов), что позволяет корректировать проект. Она

является составной частью системы методической работы в школе (муниципального района, региона) и системы оценивания достижений педагогического коллектива, помогает отслеживать динамику результатов работы педагогов, проектных групп и визуализировать достижения.

7. Субъект-субъектные отношения в коллективе/группе.

Проектная технология является интерактивной, что позволяет всем субъектам её реализации от начала (появление проектной идеи, замысла) до завершения (реализации и предъявления результатов, продуктов) взаимодействовать в реальном режиме проектирования на взаимовыгодных условиях, укрепляет дружественные взаимоотношения и способствует улучшению психологического климата в коллективе.

Итак, проектная мастерская педагогов нами рассматривается как эффективный способ индивидуализации методической работы в школе в условиях введения и реализации образовательных стандартов нового поколения. Использование проектирования как ведущего образовательного средства в процессе повышения квалификации позволяет педагогам в деятельностном режиме присваивать знания, создавать новый опыт творческой и мыслительной деятельности, формировать ценностное отношение к проектным идеям и способствует осознанному и продуктивному освоению содержания повышения квалификации. Педагог становится активным субъектом образовательного процесса, где приобретаемый опыт проектирования служит источником и познания, и преобразования педагогической практики.

Образовательный процесс, с одной стороны, является обучающим (технологии

проектирования), с _

другой стороны, преобразующим: отработка этапов проектирования происходит с использованием реальных дидактических и методических материалов (анали-

2 Индивидуальная образовательная траектория — процесс и результат самостоятельного индивидуального действия педагога при решении личностно и профессионально значимых задач.

3 Коучинг — это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (ТимЬти Гэл-вэй).

47

зов работы, существующих концепций и программ) и обсуждением проблемных педагогических ситуаций, связанных с деятельностью педагогов. В режиме реального времени идёт активный взаимообмен информацией, где она выступает не целью обучения, а средством для освоения действий и операций. Руководитель/ведущий мероприятий, повышающих квалификацию педагогов, становится одним из источников информации, и его действия направлены на активизацию процесса познания слушателей; обогащение форм процесса обучения; формирование проектного типа мышления, ценностного отношения к окружающей действительности и к педагогической деятельности; обучение собственно проектной деятельности; изменение образовательной парадигмы в целом.

Важной задачей административных команд по обновлению системы методической работы в школе в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения становится содействие индивидуализации профессионального развития педагогов посредством обеспечения необходимых условий по реализации индивидуальной образовательной траектории для личностно и профессионально значимой деятельности. Таковыми условиями являются нормативно-правовые, научно-методические, организационные, информационно-технические, материально-технические, управленческие.

ИОТ педагога в проектной мастерской реализуется либо посредством персонального образовательного проекта, либо в групповом проекте. Под проектом мы понимаем комплекс взаимосвязанных действий и мероприятий по целенаправленному изменению системы (действительности) в течение заданного периода времени, при установленном бюджете, с ориентацией на конкретные требования к качеству результатов и специфической организации. Примерная структура проекта: титульный лист, краткая аннотация проекта, обоснование необходимости проекта (решаемая проблема), целевая аудитория, цель и задачи проекта, модель реализации проекта, ресурсы, партнёры, план реализации проекта, ожидаемые результаты, продукты и эффекты.

Формы повышения квалификации педагогов в проектной мастерской

Обучение происходит на основании определения профессиональных потребностей, выявленных во время рефлексивной площадки педагогов. Формы проведения обучения разнообразные: тренинговые и семинарские занятия (учебно-методические, проектировочные, установочно-проектиро-вочные, экспертно-аналитические информационно-аналитические), где поднимается история и теория вопроса (о видах проектов, особенностях их реализации и др.); выявляется самими педагогами алгоритм разработки и реализации проекта на основе просмотра записей или видеоуроков, методических разработок; в режиме реального времени разрабатываются и реализуются проекты, анализируются и корректируются программы учебных предметов в части «основные виды деятельности со школьниками». Активно используется Интернет-ресурс для организации взаимодействия, получения обратной связи с коллегами, научным руководителем, научными консультантами.

Принципы организации и осуществления процесса проектирования в рамках сетевой модели повышения квалификации педагогов

Обозначим следующие принципы:

— принцип инвариантности, отражающий необходимость выделения общих концептуальных подходов к проектированию для всех участников;

— принцип вариативности, предполагающий учёт и использование профессиональных потребностей педагогов в определении индивидуальной образовательной траектории и получении проектного продукта;

— принцип ресурсной обеспеченности, поддерживающий оптимальный уровень нормативно-правовой, научно-методической, информационно-технической, организационной, материально-технической, управленческой обеспеченности образовательного процесса;

— принцип открытости, отражающий необходимость корректировки, экспертизы и презентации продуктов проектирования;

48

— принцип интерактивности, подразумевающий взаимодействие субъектов проектирования, объединённых для решения общих задач и ориентированных на разработку конкретного продукта;

— принцип рефлексивности, заключающийся в самопознании и самоанализе, отношении субъекта к себе и к своей деятельности, и на этой основе коррекции процесса образования;

— принцип синергизма, предполагающий использование опыта личностной самоорганизации, самореализации и самоактуализации, опыта взаимодействия субъектов образовательного процесса; учёт не объёма усвоенного содержания образования, а освоенность педагогами продуктивного способа проектирования.

Рекомендации по составлению педагогом индивидуальной образовательной траектории своего профессионального развития4.

При составлении индивидуальной образовательной траектории педагог отвечает на четыре группы открытых вопросов.

1. Чего я хочу?

— Какие педагогические проблемы в этом проекте я хочу решить?

— Какую проблему я хочу решить в этом учебном году в первую (вторую, третью) очередь?

— Почему для меня важно решить именно эту проблему?

— Какова моя цель в проекте?

2. Как я могу достичь цели?

— Какими способами можно решить данную проблему?

— Какой способ позволит эффективно решить проблему?

— Какие способы я ещё не использовал в решении этой проблемы?

— Какие эффективные способы решения этой проблемы существуют в педагогической практике нашего учреждения, муниципалитета, региона, России, за рубежом?

— Какой способ является оптимальным для решения проблемы в этом учебном году?

3. Что потребуется, чтобы достичь цели?

— Каков мой конкретный план действий по достижению поставленной цели?

— За какой период времени я хочу реализовать свой план?

— С кем я хочу/могу этот план реализовать и что для этого нужно предусмотреть?

— Насколько реализация данного плана находится в зоне моего личного контроля? Что я ещё могу сделать, чтобы усилить план?

— Что ещё необходимо сделать, чтобы достичь желаемого результата?

— Ради чего/кого я выполню этот план?

4. Как узнали, что достигли цели?

— Какие подтверждения достижения цели Вас устроят?

— Как поймут другие, что Вы достигли цели?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Что может быть сильным подтверждением эффективного достижения цели?

Приведём один из вариантов ответов педагогов при составлении ИОТ.

1. Чего я хочу? Я хочу активизировать проектную деятельность учащихся на уроках географии в 6 классе. Для меня важно, чтобы ребята смогли использовать полученные знания об особенностях сфер географической оболочки и взаимосвязи в природе при установлении причинно-следственных связей посредством разработки и реализации учебных мини-проектов в конце изучения каждого раздела. Таким образом, моя цель в проекте — отработка проектных умений, различных форм мотивации и поддержки проявленной инициативы, алгоритма обоснованного отбора наилучших идей учащихся.

2. Как я могу достичь цели? Механизм реализации цели педагогического проекта — организация проектной деятельности на уроке географии. Ранее в конце учебного года я давала итоговое проектное задание и учитывала результаты при итоговой аттестации учащихся. В данном проекте хочу в конце изучения первого и второго разделов дать учащимся задание по выполнению групповых учебных проектов, а дальше (по мере их готовности) — поручить разработку и реализацию персональных учебных проектов.

3. Что потребуется, чтобы достичь цели?

Проект хочу реали- _

зовать за один учебный год, поэтому необходимо:

4 Материалы экспериментального проекта МБОУ «Бардымская гимназия» Пермского края 2011-2013 гг.

49

— проработать календарный учебно-тематический план (определить даты уроков; предполагаемых партнёров — учителей физики, химии, биологии и других; тематику совместных уроков, проектов и др.);

— составить памятки по выполнению учебных проектов для учащихся;

— изучить и проработать коучинговые техники, мотивирующие учащихся на эффективную реализацию целей;

— разработать эффективные вопросы для каждого этапа проектирования, способствующие постановке и решению поставленных задач и др.

Усилить данный проект возможно за счёт более детальной проработки гипотезы, соответственно, введения исследовательского и разработнического этапов в проект, которые позволят выявить имеющиеся эффективные формы мотивации персонала и адаптировать их для использования в образовательном процессе для детей и подростков, в том числе в игровой форме.

4. Как узнали, что достигли цели? Индикаторами, подтверждающими эффективность достижения целей, станут:

— на уровне учащихся — отработанность алгоритма выполнения учебного проекта, активная позиция при выполнении персональных и групповых учебных проектов; проявление творчества в разработке проектных идей (наличие оригинальных идей); отработка умения делать выводы о причинно-следственных связях на основе полученных географических знаний и др.;

— на уровне педагога — знание и использование им различных форм мотивации и поддержки проявленной инициативы учащихся; подготовка и использование необходимых дидактических, методических раздаточных материалов на уроках и др.;

— на уровне сетевого взаимодействия — проведение интегрированных уроков с учителями-предметниками, разработка и реализация междисциплинарных групповых и персональных учебных проектов и др.

Данные вопросы прорабатываются индивидуально, в парах, в группах на начальном этапе проектирования. Целесообразно использовать шкалу от 1 до 10 баллов для конкретизации задуманного.

Что является подтверждением результативности обучения в проектной мастерской?

Результативность обучения педагогов определяется освоенностью проектной технологии двумя способами: репродуктивным и продуктивным. Способ проектирования рассматривается нами как компонент динамической структуры деятельности, совокупность приёмов и методов проектировочной деятельности, обеспечивающих её результат. Репродуктивный способ проектирования обеспечивается деятельностью по самостоятельному воспроизведению действий по памяти, допускающих подсказку при воспроизведении знаний и умений. Выполняются самостоятельные задания по алгоритмам деятельности, рекомендациям, инструкциям.

Продуктивный способ проектирования ориентируется на профессиональную позицию педагога, критическое осмысление собственной педагогической деятельности, сознательное запоминание учебного материала и выработку специальных проектировочных умений. Педагогические технологии, реализующие этот способ, относятся к проблемно-развивающим и эвристическим, а задания выполняются на переформулирование учебного материала, поиск рационального способа деятельности, на принятие решений, развитие мышления, сопоставление различных вариантов деятельности. Задания выполняются как типовые, так и нестереотипные, творческие.

Какие группы проектировочных умений необходимо отрабатывать современному педагогу

1) Аналитико-рефлексивные: умения критически мыслить, анализировать, оценивать, диагностировать, формулировать проблему, устно и письменно оформлять выводы, рефлексировать, мотивировать себя и других на активную деятельность, дальнейшее развитие и саморазвитие.

2) Прогностические: умения ставить цель и задачи, обоснованно выбирать адекватные им содержание, способы и средства, формулировать прогнозируемые результаты, предвидеть «риски».

50

3) Креативные: умения творчески и нестандартно (нетрадиционно) решать педагогические проблемы, творчески воображать, латерально мыслить, оригинально представлять идеи.

4) Интерактивно-технологические: умение использовать различные современные образовательные технологии, работать с информационно-коммуникационными технологиями.

5) Организационно-коммуникативные: умения организовать, планировать, конструктивно излагать свою точку зрения и позицию, выстраивать взаимодействие с разновозрастными участниками, собирать, отбирать и систематизировать информацию, выстраивать внешние коммуникации.

Проектировочные умения позволяют преобразовать не только объект и ситуацию, но и самих людей. Сознание и поведение проектировщиков под влиянием объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов приобретают новые свойства и развивают их проективное мышление.

Особенности организации рефлексивной площадки педагогов и её роль в проектной мастерской

Важным механизмом, способствующим отработке и развитию проектировочных умений, стала рефлексивная площадка педагогов (далее, РПП)5, которая направлена на отслеживание динамики результатов работы педагогов и проектных групп по проектам и визуализацию достижений при помощи информационно-коммуникационных и коучинговых технологий. Она является составной частью системы методической работы в школе (муниципального района, края) и системы оценивания достижений педагогического коллектива, выстраивается на принципах индивидуального подхода, объективности, валидности и сетевого взаимодействия.

РПП является способом исследования профессиональных затруднений педагогов, промежуточных и итоговых результатов индивидуальной и групповой методической работы педагогов, в рамках которого осу-

ществляется предъявление, обсуждение индивидуальных и групповых педагогических проектов, получение обратной связи; корректировка, оценка, взаимооценка и экспертиза педагогических проектов; визуализация достижений с учётом требований ФГОС нового поколения и возможностью активного использования современных технологий.

РПП регламентируется локальными документами образовательного учреждения, соответственно, утверждается приказом директора школы. Руководство и текущий контроль обеспечивает директор, научно-методическую поддержку осуществляет научный руководитель, научные консультанты. Педагоги, реализующие педагогические проекты, в обязательном порядке принимают участие в работе рефлексивной площадки не реже трёх раз за учебный год. Конечным результатом работы на рефлексивной площадке является визуализация достижений и размещение педагогом индивидуальных результатов проекта в портфолио, размещение коллективных результатов администрацией на сайте школы.

Основные задачи РПП конкретизируются и утверждаются ежегодно на экспертно-ме-тодическом совете образовательного учреждения с учётом профессиональных потребностей и запросов педагогов, установок администрации школы и вышестоящих органов управления образования, социального запроса.

Организация деятельности РПП осуществляется в соответствии с планом работы школы, обсуждение и согласование которого происходят на заседании экспертно-ме-тодического совета школы и утверждаются директором школы в конце учебного года (май-июнь).

Примерный план проведения РПП включает следующие пункты: введение, подготовка презентации (в соответствии с требованиями школы), выбор оппонентов (из числа коллег), рефрейминг, выступление педагога, обсуждение (оппоненты готовят по 3 вопроса), оценка и взаимооценка по карте, обсуждение в парах/фронтально (обратная связь),

5 Экспериментальный проект | МБОУ «Верхне-Савинская основная общеобразовательная школа» Куединского района Пермского края в 2011-2013гг.

51

коррекция проектов на основе оценочной карты, определение способов визуализации достижений по проекту за полугодие/ год, итоговая рефлексия. Для эффективной реализации данного плана важно учесть: время проведения (лучше — каникулярное), наличие необходимого числа компьютеров для оформления презентации, распечатанных оценочных листов, рабочих материалов проекта.

Анализ динамики полученных результатов по проектам осуществляется на основе оценки и взаимооценки, которая проводится по шкале от 1 до 10 баллов, по оценочным картам на основе критериев: актуальность и новизна проекта, обоснованность проекта, согласованность проблемы и цели педагогического проекта, реальность, конкретность, диагностичность и актуальность цели проекта, адекватность предложенного содержания цели и проблеме проекта, конкретность и адекватность ожидаемых результатов цели и содержанию проекта, диагностичность ожидаемых результатов, прикладная значимость и продуманность дальнейших действий.

Персональные и групповые достижения педагогических проектов обобщаются и визуализируются и распространяются в виде выступлений, статей и других формах на институциональном, муниципальном, краевом, федеральном уровнях.

Анализ результатов проектной мастерской подтвердил, что индивидуализация повышения квалификации педагогов в школе в режиме «обучение в действии и обучение действием» повышает результативность и продуктивность их деятельности, мотивирует педагога на непрерывное и целенаправленное профессиональное самообразование, формирует его готовность к реализации образовательных стандартов нового поколения. В целенаправленном действии осваивается проектная технология и, благодаря её потенциалу, происходят личностные изменения педагогов: укрепляются субъект-субъектные отношения, соответственно, демократизируется стиль общения с учащимися, отрабатываются проектировочные умения и способы проектирования, развивается творческое воображение, повышается самооценка. □

«

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

»

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА

Журнал о секретах профессионального мастерства для учителей-предметников, учителей начальной школы и дошкольных педагогов.

Как сделать, чтобы не педагог к детям приставал с вопросами, а они к нему? Как заставить слушать, и не только себя, но и детей — друг друга? Как наладить по-настоящему деловую и дружественную атмосферу? Как растормошить тихоню и озадачить торопыжку? Как заинтриговать детей учебным материалом? Как организовать взаимодействие с родителями? Как построить педагогический процесс, чтобы дети и учились с интересом, и собственную судьбу обретали, и поколение складывалось?

Индекс по каталогу Агентства «Роспечать» (красный) № 82396

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.