Научная статья на тему 'Рефлексивное управление в тактике единоборств'

Рефлексивное управление в тактике единоборств Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
115
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ МВД / ПСИХОЛОГИЯ / РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЕДИНОБОРСТВА / PHYSICAL CULTURE / SPORT / INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS SYSTEM / PSYCHOLOGY / REFLEXIVE MANAGEMENT / MARTIAL ARTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Горин Кирилл Юрьевич

Современный подход к тактике единоборств заключается в комплексном изучении не только физиологических процессов организма, но и мыслительных процессов. В данной статье рассматривается расширенный анализ возможностей применения рефлексивного управления в тактике единоборств, спорте. Данный анализ и сделанные выводы позволяют изменить подход к тренировкам спортсменов перед поединками, и указать значимость не только физических качеств, но и способности к тактическому мышлению. На основе представленного анализа рассматриваются возможности применения данных знаний в высших образовательных учреждениях системы МВД РФ по учебной дисциплине физическая подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горин Кирилл Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflexive management in the tactics of combat

The modern approach to martial arts tactics is a comprehensive study of not only the physiological processes of the body, but also cognitive processes. This article discusses the extended analysis of the possibilities of using reflective control in martial arts tactics, sports. This analysis and the conclusions made allow us to change the approach to training athletes before fights, and to indicate the importance of not only physical qualities, but also the ability to tactical thinking. Based on the presented analysis, the possibilities of applying this knowledge to higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the subject of physical education are considered.

Текст научной работы на тему «Рефлексивное управление в тактике единоборств»

2017. - № 9 (151). - С. 48-55.

4. Современные методические подходы к контролю физической подготовленности в лыжных гонках / А.И. Головачев, Э.Л. Бутулов, В.И. Колыхматов, С.В. Широкова, Н.Н. Кондратов, Е.А. Горбунова, Н.А. Усакова // Вестник спортивной науки. - 2018. - № 5. - С. 11-17.

5. Peak hand-grip force predicts competitive performance in elite female cross-country skiers / M. Carlsson, T. Carlsson, M. Olsson [et al.] // 19th annual ECSS Congress Amsterdam, The Netherlands, July 2-5 2014. - Amsterdam, 2014. - P. 719.

6. Carlsson, M. Prediction of race performance of elite cross-country skiers by lean mass / M. Carlsson, T. Carlsson, D. Hammarstrom // Int J Sports Physiol Perform. - 2014. - V. 9 (6). - P. 1040-1045.

7. The physiological capacity of the world's highest ranked female cross-country skiers / O. Sand-bakk, A.M. Hegge, T. Losnegard [et al.] // Med Sci Sports Exerc. - 2016. - Vol. 48 (6). - P. 1091-1100.

8. Sandbakk, O. The physiology of world-class sprint skiers / O. Sandbakk, H.-C. Holmberg, S. Leirdal // Scand J Med Sci Sports. - 2011. - Vol. 21 (6). - P. e9-e16.

REFERENCES

1. Golovachev, A.I., Butulov, E.L., Gorbunova, E.A. et al. (2014), "Methodological features of the assessment of the functional state and physical abilities of Russian skiers-racers in preparation for the XXII Olympic Winter Games", Results of the performance of sports teams of the Russian Federation at the XXII Olympic Winter Games and XI Paralympic Winter Games 2014 in Sochi, Soviet sport, Moscow, pp. 36-45.

2. Golovachev, A.I., Kolykhmatov, V.I. and Shirokova, S.V. (2019), "Model indicators of physical preparedness of elite female ski-racers in preparation for the 2022 Winter Olympic Games in Beijing (China)", Human. Sport. Medicine, vol. 19 (S2), pp. 81-87.

3. Golovachev, A.I., Kolykhmatov, V.I. and Shirokova, S.V. (2017), "Features of competitive activity of highly qualified cross-country skiers in sprint on the ski tracks of Pyeongchang 2018 Olympic Winter Games (Republic of Korea)", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, vol. 9 (151), pp.48-55.

4. Golovachev, A.I., Kolykhmatov, V.I., Shirokova, S.V. et al. (2017), "Modern methodical approaches to control of physical fitness in cross-country skiing", Sports science bulletin, vol. 5, pp. 11-17.

5. Carlsson, M., Carlsson, T., Olsson, M. et al. (2014), "Peak hand-grip force predicts competitive performance in elite female cross-country skiers", 19th annual ECSS Congress Amsterdam, The Netherlands, July 2-5 2014, 2014, pp. 719.

6. Carlsson, M., Carlsson, T. and Hammarstrom, D. (2014), "Prediction of race performance of elite cross-country skiers by lean mass", Int J Sports Physiol Perform, vol. 9 (6), pp. 1040-1045.

7. Sandbakk, O., Hegge, A.M., Losnegard, T. et al. (2016), "The physiological capacity of the world's highest ranked female cross-country skiers", Med Sci Sports Exerc., vol. 48 (6), pp. 1091-1100.

8. Sandbakk, O., Holmberg, H.-C. and Leirdal, S. (2011), "The physiology of world-class sprint skiers", Scand J Med Sci Sports, vol. 21 (6), pp. e9-e16.

Контактная информация: kolykhmatov@gmail.com

Статья поступила в редакцию 30.03.2020

УДК 796.8

РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ТАКТИКЕ ЕДИНОБОРСТВ

Кирилл Юрьевич Горин, заместитель начальника кафедры, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел России, г. Хабаровск

Аннотация

Современный подход к тактике единоборств заключается в комплексном изучении не только физиологических процессов организма, но и мыслительных процессов. В данной статье рассматривается расширенный анализ возможностей применения рефлексивного управления в тактике единоборств, спорте. Данный анализ и сделанные выводы позволяют изменить подход к тренировкам спортсменов перед поединками, и указать значимость не только физических качеств, но и способности к тактическому мышлению. На основе представленного анализа рассматриваются возможности применения данных знаний в высших образовательных учреждениях системы МВД РФ по

учебной дисциплине физическая подготовка.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, учреждения системы МВД, психология, рефлексивное управление, единоборства.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p113-117

REFLEXIVE MANAGEMENT IN THE TACTICS OF COMBAT Kirill Yurievich Gorin, the deputy head of the department, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk

Abstract

The modem approach to martial arts tactics is a comprehensive study of not only the physiological processes of the body, but also cognitive processes. This article discusses the extended analysis of the possibilities of using reflective control in martial arts tactics, sports. This analysis and the conclusions made allow us to change the approach to training athletes before fights, and to indicate the importance of not only physical qualities, but also the ability to tactical thinking. Based on the presented analysis, the possibilities of applying this knowledge to higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation on the subject of physical education are considered.

Keywords: physical culture, sport, institutions of the Ministry of Internal Affairs system, psychology, reflexive management, martial arts.

В современном спорте большое значение придается тактической подготовке. Особое место занимает тактика в спортивной деятельности, протекающей в условиях постоянной и быстрой смены конфликтных ситуаций, как это имеет место в единоборствах.

С традиционной точки зрения спортивный поединок рассматривается в теории тренировки как физическое взаимодействие спортсменов. При рассмотрении данного вопроса с точки зрения кибернетики, производя исключение механизмов человека связанных с физиологией, каждое многосоставное действие человека (в этом плане единоборства и являются таковыми) напрямую связаны с мыслительными процессами восприятия, переработки информации и реакции на сложившуюся обстановку. Фактически, в единоборствах участники в рамках своего взаимодействия постоянно воспринимают действия друг друга, осмысляют их и осуществляют ответное реагирование. Тактическое взаимодействие во многом зависят от адекватности восприятия и отражения соответствующей ситуации спортивного поединка, от правильности оценки возможностей своих и противника.

Специфику осознания в процессе мышления человека в конфликтных ситуациях соревновательного поединка можно представить, рассматривая участников его как лиц, вступающих в рефлексивную игру, а именно отражение в мышлении одного оппонента рассуждений и тактики другого. [3]

Действия спортсмена в процессе единоборства обуславливаются его мысленным воспроизведением предполагаемых действия соперника и планированием ответных действия, принятие решения к тому или иному поведению в ходе схватки в зависимости от своих возможностей, возможностей соперника, его и своих физических показателей. Для этого реальная обстановка, плацдарм поединка схематично отображаются в сознании спортсмена. Цель поединка, схватки, соотносится со схемой, в соответствии с реальной обстановкой (особенностью деятельности противника, уровнем подготовленности, характером среды и т.д.), определяется доктрина деятельности, подбираются те или иные технико-тактические средства. Следствием этих процессов является определенное решение, которое должно (с точки зрения спортсмена) обеспечить желаемый результат.

Спортивный поединок протекает на фоне реально существующих условий, а также отображенных в сознании участников поединка в виде модели плацдарма, цели, доктрины и результата конфликта. В ходе поединка процесс обмена информацией между участниками происходит непрерывно, но каждый из оппонентов предпринимает усилия для

ограничения поступающей информации сопернику, скрывая свои намерения либо передает ложную информацию т.е. выражаясь терминами алгебры конфликта, в процессе спортивного поединка соперники (речь идет о спортсменах высшей квалификации) постоянно предпринимают попытки рефлексивного управления деятельностью противника.

Анализ деятельности ведущих спортсменов мира, наблюдения на соревнованиях за сильнейшими спортсменами (футболистами боксерами, борцами и др.) позволяют выделить наиболее часто встречающиеся следующие способы рефлексивного управления. Спортсмен «Х» с помощью маскировки и ложных действий передает спортсмен «У» данные о якобы имеющейся у него дома схеме, доктрине, о текущей цели, «предполагаемом» текущем результате выполняемого технико-тактического действия. «Х» учитывает модель своей деятельности, переданную им спортсмену «У» и действует в соответствии с характером отображения создавшейся ситуации в сознании последнего. В этом случае рефлексивное управление применяется для проецирования в сознании противника представления о ложном действии, которое в действительности не осуществится.

«Передача» оснований для принятия решений одним спортсменом другому (своему противнику) и составляет процесс рефлексивного управления. Результат его не зависит от качества рассуждения противника или характера выполняемых действий. Главную суть рефлексивного управления составляет полнота и адекватность отображения в своем сознании проимитированной модели конфликта, созданной противником

В спортивном поединке противники принимают решения независимо друг от друга. Каждый из спортсменов, намереваясь выполнить то или иное техническое действие, рассуждает (абстрагируясь от технико-тактической сути действия) примерно так (борец, боксер): С началом моих активных действий (атака, контратака и др.) я либо проведу бросок, нанесу удар, получу контратаку, либо схватка останется безрезультатной, если же я не начну активно. Если же я не начну, то схватка останется безрезультатной. Если же я не начну активно действовать, это сделает мой противник. Однако мой противник принимает решение независимо от меня, поэтому я должен или начинать активные действия, или спровоцировать на них противника, либо пассивно ждать развертывания событий. Может оказаться, что спровоцированные мною действия противника развернутся в не ожидаемом мною направлении или вообще не я, а он создаст эту ситуацию, и тогда либо я проиграю, либо выиграю, либо схватка окончится безрезультатно. Аналогичны рассуждения спортсмена и при намерении применить конкретное действие, решить тактическую задачу тем или иным техническим приемом. При этом каждый из спортсменов пытается в меру своего опыта и умений рефлексивно отобразить рассуждения противника в своем сознании, для того чтобы извлечь основание для своих действий. Приведенный пример рассуждений отображает характер спортсмена, его психо-тактическое кредо, определяющее тактику ведения поединка.

Соревновательный процесс показывает, что, несмотря на множество нюансов взаимоотношений спортсменов в процессе соревнований, с точки зрения рефлексивного управления можно выделить ряд основных вариантов взаимодействия соперников рефлексивного характера в ходе поединка, во многом определяемых психологическим фоном деятельности спортсменов.

Один из возможных вариантов - излишняя проработка и планирование модели соперника, которая происходит у обоих оппонентов, в результате чего она переходит в нерешительность и сомнение в собственных действиях. Зачастую результат нерешительности одного из участников спортивного конфликта, который как бы уже проимитированные модели рефлексивных построений противника. При этом суждения спортсмена схожи с воссозданием его вариантов поведения в сознания противника, чем и усложняется принятие вариантов какого либо решения. С избыточными рефлексивными доктринами тренеру следует бороться, что не допустить усложнения ситуации поединка в сознании спортсмена, а с ним развития отрицательного для единоборца качества нереши-

тельности.

Предоставление противнику возможности постоянного рефлексивного отображения ситуации поединка может привести к гиперболизации его способностей. Спортсмен начинает действовать в обстановке самовнушенного состояния обреченности, думая не о достижении победы, а о лучшем из вариантов «почетного» проигрыша. В этом случае модель, имеющаяся у спортсмена «Х», отражается в модели, имеющейся у спортсмена «У», т.е. «Х» моделирует в своем сознании спортсмена «У» таким образом, что любая мысль «X» (с его точки зрения) имитируется противником «У», который исходя из этого и принимает решение.

Приведем еще один пример рефлексивного отображения рассуждений, порождающий превосходство спортсмена «X» над его противником «У». В этом случае в сознании «Х» отображается модель, осознаваемая «У» с точки зрения «Х». Такое рефлексивное отображение ситуации, воспринимаемой противником, позволяет спортсмену «Х» действовать с явным превосходством, что весьма благотворно сказывается на психологическом фоне поединка.

Важная задача обучения тактике заключается в овладении способами рефлексивного управления противником, который пытается сам проводить рефлексивное управление. Эти вопросы в настоящее время разработаны еще недостаточно. Однако в практике спорта издавна известны курьезные случаи проигрыша сильнейших спортсменов и команд весьма слабым противникам. Кроме психологически неверной настройки, это результат неправильного рефлексивного отображения модели противника. Следует отметить, что попытка перехитрить достаточно опытного в рефлексивных построениях спортсмена приводит к поражению чаще, нежели сопротивление с абсолютно неадекватными технико-тактическими вариантами действий, с применением так называемой разрушающей доктрины, независимо от ситуационной обстановки поединка.

В настоящее время разработаны вопросы тактического развития спортсменов в плане наращивания арсенала тактической борьбы, обучения тактики мышления (построение доктрины), правильному представлению общих и частных целей. Результативность поединка, встречи зависит не только от правильного выбора средств и способов борьбы. Возможность результативного использования средств и способов ведения боя, разумность мышления, т.е. всего того, что должно привести к победе в поединке, соревнованиях, в большой степени зависит от правильности отображения схемы поединка (своей и противника) в восприятии спортсмена, рационального построения модели поединка, ступени, соревнования [2]. Следует отметить, что при правильном рефлексивном восприятии модели противника боевое общение с ним упрощается, уменьшается ожидания при временном и информационном дефиците.

Совершенствование методики обучения умению правильно воспринимать и отображать в своем сознании модель (схему, плацдарм, цель, результат) поединка характеризует современное состояние тактики в спорте, является потенциальной возможностью совершенствования тактической подготовленности спортсменов - единоборцев.

Рефлексивное управление может носить как тактический, так и стратегический характер. Стратегические рефлексивные построения для управления деятельностью противника производятся с помощью ограничения истинной информации или передачи ложной для создания у противника модели, неадекватной предстоящим соревнованиям. В спорте высших достижений возможности передачи ложной информации зачастую превосходят ее ограничение. Это связано с большим количеством соревнований и достаточно хорошо развитыми средствами информации или разведки (радио, телевидение, кино, видеомагнитофонная регистрация) и др. В этих условиях основным средством ограничения информации о действительных замыслах является маскировка. Следует отметить, что сокрытие своих действий, имеет двойную цель: ограничить приток информации или, что еще лучше, передача ложной информацию.

В настоящее время в спорте высших достижений следует особое внимание уделять стратегии соревнований, начиная с особенностей планирования отдельных текущих моментов и кончая глобальными планами подготовки к крупнейшим состязаниям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусейнов, А.Ш. Новые тенденции развития психологии спорта: субъектно-бытийный подход / А.Ш. Гусейнов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации» (25-27 ноября 2016г., г. Краснодар). - Краснодар, 2016. - С. 62-71.

2. Леонтьев, Д. А. Рефлексия «хорошая и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 11, № 4. - С. 110-135.

3. Русалов, В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования / В.М. Русалов. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 528 с.

4. Шаров, А.С. Онтология рефлексии: природа, функции, механизмы / А.С. Шаров // Рефлексивные процессы и управление. - 2011. - Т. 5, № 1. - С. 71-92.

REFERENCES

1. Huseynov, A.Sh. (2016), "New trends in the development of sports psychology: subjective-existential approach", Mater. All-Russian scientific-practical conference with international participation "Competitiveness resources of athletes: theory and practice of implementation" (November 25-27, 2016, Krasnodar), Krasnodar, pp. 62-71.

2. Leontiev, D.A. and Aspen, E.N., (2014), "Reflection "good and bad": from an explanatory model to differential diagnosis", Psychology. Journal of the Higher School of Economics, Vol. 11, No. 4, pp. 110-135.

3. Rusalov, V.M. (2012), Temperament in the structure of human personality: Differential-psychophysiological and psychological research, Institute of psychology RAS, Moscow.

4. Sharov, A.S. (2011), "Ontology of reflection: nature, functions, mechanisms", Reflexive processes and management, No. 1, Vol. 5, pp. 71-92.

Контактная информация: kirill.gorin.1981@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.03.2020

УДК 796.323

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД

Евгений Сергеевич Горовенко, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Артем Алексеевич Бессонов, соискатель, Череповецкое высшее военное инженерное ордена Жукова училище радиоэлектроники, г. Череповец

Аннотация

В статье показаны факторы, определяющие необходимость использования индивидуальных заданий в процессе общей физической подготовки (ОФП) баскетболистов студенческих команд. К ним относятся: разные росто-весовые показатели баскетболистов студенческих команд; различные игровые функции баскетболистов, исходя из их амплуа; генетически обусловленные различия в механизме энергетического обеспечения мышечной деятельности; повышенный интерес баскетболистов к использованию индивидуальных заданий; наличие высокой мотивации у баскетболистов к росту уровня общей физической подготовленности. Важны также объективные условия организации общей физической подготовки баскетболистов студенческих команд.

Ключевые слова: факторы; индивидуальные задания; общая физическая подготовка; баскетболисты студенческих команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.