УДК 101.1 Струк Елена Николаевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социальных наук
Иркутского государственного университета
путей сообщения
РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДЕЛОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Struk Elena Nikolaevna
Candidate of History, associate professor of the chair of philosophy and social sciences, Irkutsk State University of Railway Transport [email protected]
REFLECTIVE MANAGEMENT AS TOOL OF OVERCOMING OF SOCIAL LIMITS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT: SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ANALYSIS
Аннотация:
В статье рассматриваются идеи рефлексивного управления. Дается анализ различных теоретических подходов к управлению социальными системами в ситуации социального предела. Отмечается возрастание управляемости общественного развития и ответственности субъектов управления за судьбу человечества.
Ключевые слова:
рефлексия, рефлексивное управление, социальные пределы, коэволюционная инноватика, стратагемное мышление, полисубъектное
управление, управляемый хаос.
The summary:
In article the ideas of reflective management are considered. The analysis of various theoretical approaches to management of social systems in the situation of athe social limit is given. The increase of controllability of social development and responsibility of subjects of management for destiny of mankind is marked.
Keywords:
reflection, reflective management, social limits, coevo-lutionary Innovations, stratagem thinking, semisubject management, operated chaos.
Современное управление социальными процессами имеет дело с обществом, которое находится в процессе постоянного движения и изменения. Находясь в состоянии предела, оно ввергается в «хаос» самоорганизующихся коммуникаций, порождая системный кризис, который выражается в смене прогнозируемого устойчивого содержания непрерывностью движения. Инновации в таком обществе вытесняют традиции, нарушают целостность системы и устраняют стабильность объекта управления. В результате уже движение является объектом управления. Возникают новые вопросы, на которые необходимо ответить при создании адекватной современности концепции управления: как управлять движением; можно ли управлять механизмом социального развития; какие существуют возможности управления адаптацией общества и человека к постоянству изменений?
Ускоренное появление новых событий не только формирует качественно новые ситуации, но и одновременно «перекрывает» возможности возврата в предшествующие состояния (необратимость исторического времени). Стохастичность (вероятностность, случайность) основных социокультурных процессов периодически всплёскивается «эффектами кумуляции» (эффектами направленного взрыва), ломающими все прогнозы и предвидения. Варианты возможного поведения объекта становятся столь многообразными, что аналитические центры уже не в состоянии их предвидеть. Сокрушительный крах терпят технологии принятия решений на основе поиска эффективных стереотипов, так как существование в постоянной новизне уже не позволяет использовать опыт прошлого. Тем не менее общество, несмотря на рост числа изменений, становится все более управляемым. Н. Флигстин отмечает, что динамика изменений и социальных институтов зависит от так называемых «институциональных предпринимателей», задача которых в осуществлении инновационной деятельности, предполагающей проектирование и контроль в процессе реализации социальных проектов [1, т. 2].
Одним из важных методов ответа на вопрос о возможности управления в ситуации социального предела является, предложенная более 30 лет назад В. Лефевром, концепция рефлексивного управления. Она связана с такими факторами влияния на развитие социального процесса и личности, при которых осознается смысл действий и потребность целенаправленной преобразующей деятельности. По мнению Михаэля Лайтмана, только осознание губительности эгоизма и изменение человеческой природы на альтруистическую, когда человек «изменит при-
- 17 -
оритеты, иерархию ценностей, убедится в том, что отдавать обществу намного важнее, выгоднее, чем получать от него» [2], будет возможен выход из сложной ситуации, в которой оказалось человечество в целом и отдельный человек.
Рефлексивный подход наиболее органичен для анализа предельных ситуаций в обществе, так как социальные пределы - это всегда продукт взаимодействия людей, природных, технических и других систем. При этом восприятие предела, главным образом, субъективно. Кто-то его оценивает на эмоциональном интуитивном уровне (например, поэты, художники), кто-то на рационально логическом (политики, ученые). Рефлексивный подход должен способствовать интеллектуальному суждению о пределах и содействовать созданию адаптивной социальной среды, предполагающей человекоцентристский подход, направленный на уважение человека, доверие ему и создание каждому атмосферы успеха.
Рефлексия - кумулятивный творческий процесс, это тот механизм, благодаря которому осуществляется любое развитие: системы собственных знаний, мышления, деятельности, личности или ее отношений с миром. При этом каждое время имеет свою особую форму рефлексии, и вырабатывает свой, свойственный только ему творческий опыт. Важнейшее проявление рефлексии - способность человека управлять своими отношениями, своей культурой, изменением своего состояния, воспроизводством в целом. Понятие «рефлексия» в историческом ракурсе восходит еще к Дж. Локку, который признавал за ней способность человека «познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы» [3, т. 1, с. 129-160]. Рефлексия обеспечивает адаптивность человека к новым условиям деятельности, демонстрирует, что рефлексивная функция возникает и реализуется в любой деятельности, когда возникает какое-либо затруднение. При этом она используется для реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин. Таким образом, рефлексия служит совершенствованию различных видов деятельности, которые могут быть поставлены под контроль сознания. Рефлексия является источником порождения новых идей. В современном обществе рефлексия - это «один из инновационных путей раскрытия и выявления духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе как способе отношения к жизни, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах и возможностях» [4, с. 179].
Рефлексия - это умственный процесс, который побуждает человека мыслить критически, чтобы оценить новую информацию, ее точность и сделать соответствующие заключения. Уровень инновационной активности, прежде всего, зависит от индивидуального инновационнотворческого стиля деятельности, который формируется на основе рефлексии. Показатель рефлексии важен для самостоятельного поиска в области инновационного творчества, инновационной культуры.
В.А. Лефевр, одним из первых заговоривший о создании концепции рефлексивного управления, положил в основу исследования человеческих отношений принцип их моделирования и схематизации. Лефевр предположил, что человеческое взаимодействие основано не на стремлении к получению выгоды (принцип рациональности), а на его готовности сделать так, как он хочет (принцип саморефлексии). Стремление получить выгоду, линейно, по сути, и выбор уже очевиден. В схеме Лефевра, на выбор влияет прошлое, настоящее и будущее, он нелинеен. Настоящее оказывает непосредственное влияние в момент выбора. При этом позитивная среда склоняет его к положительному выбору (моральному поступку), негативная среда к отрицательному выбору (аморальному поступку). Влияние прошлого, основано на феномене памяти, когда субъект запоминает свои прошлые поступки и ответы на них, а также на феномене рефлексии будущего, способности принимать его как позитивное или негативное. В итоге человек всегда имеет массу вариантов программ выбора. Единственный выбранный вариант Лефевр называет метавыбором. Метавыбор базируется на рефлексированности субъектом того или иного события. Основана эта рефлексия на творческом конструировании взаимодействия, в основе которого понимание принципа действий другого человека.
Практика рефлексивного управления как управления изменениями основывается на нескольких важных принципах:
- признание субъективности общественных процессов;
- признание творческой природы изменений;
- признание особой роли человека в управлении социальными и природными процессами;
- признание ложной техницистской концепции в управлении обществом;
- признание образования важнейшим фактором изменений;
- признание факта, что мир - это сеть взаимодействий.
Рассмотрев различные концепции в русле общей парадигмы рефлексирующего управления, мы может сделать следующие выводы:
- концепции рефлексивного управления ставят развитие общества в зависимость от субъективных, управленческих процессов;
- признание управляемости общества может быть применено как для реализации стратегии глобального «общества всеобщего процветания», так и для формирования жесткой управляемой миросистемы, на основе раз и навсегда зафиксированного глобального разделения труда;
- признание влияния субъекта на управление, открывает широкие возможности для разработки и применения социально-психологических практик воздействия на людей, с целью манипулирования их сознанием в заданном направлении;
- направляемость информационного развития, биотехнологий для производства биороботов, клонирования, генетического изменения природы людей, демографических и других социальных процессов связаны с субъективной оценкой (рефлексированием) предела определенными социальными группами.
Ссылки:
1. Fligstein N. Fields, power and social skill: a critical analysis of the new institutionalisms // Экономическая социология. № 1. 2001. URL: www. Ecsoc. (дата обращения: 19.05.2010).
2. Лайтман М. Кризис и его решение. Русский Гуманитарный Интернет-Университет. URL: http://www.i-u.ru/. (дата обращения: 15.06.2011).
3. Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960.
4. Коржуев А.В., Попков В.А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М., 2003.
References (transliterated):
1. Fligstein N. Fields, power and social skill: a critical analysis of the new institutionalisms // Ekonomich-eskaya sotsiologiya. No. 1. 2001. URL: www. Ecsoc. (date of access: 19.05.2010).
2. Laytman M. Krizis i ego reshenie. Russkiy Gumani-tarniy Internet-Universitet. URL: http://www.i-u.ru/. (date of access: 15.06.2011).
3. Locke J. Izbrannye filosofskie proizvedeniya. M., 1960.
4. Korzhuev A.V., Popkov V.A. Traditsii i innovatsii v vysshem professional'nom obrazovanii. M., 2003.