_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
гипертонической болезни // Терапевт. арх. 2008. Т. 70. № 6. С. 50- 53.
17. Greer S. Psycho_oncology: its aims, achievements and future tasks // Psycho_Oncology. - 2012. - Vol. 3. - № 5. - P. 87_101.
18. LeShan L. Psychological states as factors in the development of malignant disease: a critical review // J. Natl. Cancer Inst. - 2009. - 22. - P. 1_18.
19. Temoshok L. Personality, coping style, emotion and cancer: towards an integrative model // Cancer Surv. - 2012.
- Vol. 6. - №3. - P. 545_567.
20. Thome S.E., Bultz B.D., Baile W.F. Is There a Cost to Poor Communication in Cancer Care?: A Critical Review of the A Critical Review of the Literature // Psycho_Oncology: special issue: Patient_Professional Communication.
- 2012. - Vol. 14. - № 10. - P. 875_884.
© Злобина А.В., 2016
УДК: 159.923:37.015.3
Михеева Ольга Вениаминовна
Преподаватель ИрТГУ, г.Иркутск, РФ E-mail: [email protected]
РЕФЛЕКСИВНО-ПОЗИЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОГРАММАХ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ Г. ИРКУТСКА
Аннотация
В статье в соотнесении с базовыми положениями теории развития личности рассматриваются психолого-педагогические принципы рефлексивно-позиционного подхода к сценированию ситуаций духовного развития детей и молодежи. Особое внимание уделяется рефлексивно-позиционным методам создания диалогического пространства, опосредованного культурными образцами как базового для развития мировоззрения учащихся.
Ключевые слова
Мировоззренческие идеалы, рефлексия, диалог, позиция.
Формирование мировоззренческих идеалов и нравственных ориентиров, основанных на христианской картине мира, является одной из важнейших психолого-педагогических задач российского образования, в связи с необходимостью решения задачи формирования социокультурной идентичности подрастающего поколения [1, 14]. Концептуальные основания решения данной задачи заложены в положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и других представителей московской психологической школы. Л.С. Выготский рассматривает процесс развития мировоззрения в контексте культурного развития личности ребенка во взаимодействии со взрослым. [2]. При этом весь контекст работы ученого подводит к пониманию, что это обучающее взаимодействие носит развивающий, а следовательно, по сути, - диалогический характер. Другие авторы определяют мировоззрение как «ядро индивидуального образа мира, содержащее структурированные представления об общих закономерностях, которым подчиняется мир, общество и человек» [11]; как систему представлений о мироустройстве, складывающихся с раннего детства и в большой мере определенных спецификой национального и социокультурного уклада жизни [12, 13]; как комплексную форму сознания, задающих целостное понимание себя и мира в опоре на позицию личности [3, 4, 8]. Рефлексивно-позиционный подход вносит важный вклад в развитие теории личности, раскрывая позицию как деятельностное образование, требующее не только ценностной определенности, но и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
построения и освоения адекватных способов реализации выбранных в качестве ориентиров ценностей [57]. Данное положение является одним из базисных для программ духовного развития детей и молодежи, успешно проводимых в иркутском православно-ориентированном лагере «Роднички».
Рассмотрим основные психолого-педагогические принципы сценирования ситуаций развития мировоззрения в данных программах.
1. Ведущему, работающему в этих программах важно понимать, что картина мира, которую мы хотим открыть детям, задается не только в строго определенные моменты проводимого мероприятия, но и в каждом его элементе: и организационном, и вступительном, и содержательном, и творческом.
2. Только целостно заданное пространство может привести детей к открытию для себя христианского мировоззрения. Оно должно начать «дышать» во всем, что мы делаем с детьми. Чтобы это произошло, надо осознавать, на каких онтологических принципах должна строиться вся работа с группой и каким образом эти принципы реализуются в каждом конкретном элементе, как связан с ним весь общий замысел.
3. Необходимо искать способ построения на выбранных принципах внутригрупповой коммуникации и всей работы группы в целом на принципах рефлексивно-позиционного метода формирования развивающей среды. Данные принципы должны определять и индивидуальный стиль работы ведущего, и его способ работы с произведением, и задаваемые нормы обсуждения, а так же отношение к произведению и к персонажам. А в пределе - и всю человеческую жизнь.
4. Проведение любого мероприятия требует психолого-педагогического сценирования, основного на создании ситуаций перехода аудитории из позиции того, на кого воздействуют в позицию тех, кто действует, т.е. из объектной в субъектную, формировании в единое целостное пространство, нацеленности на конкретную аудиторию.
5. Не менее важна постоянная рефлексия во время самого дела и готовность отходить от намеченного, идти за группой, при этом удерживая и воплощая задачу по созданию пространства размышлений и творческого группового взаимодействия. Так же необходимо учитывать психологические и возрастные особенности детей; и выявлять стереотипы восприятия современных подростков в целом, и у данной группы, и искать способы их преодоления в групповой работе.
Центральным принципом подхода является создание диалогического пространства, опосредованного культурными образцами, вокруг которых моделируются события программы [4, 9, 10] . В чем сложность создания диалогической развивающей образовательной среды в наше время? Нормативный дух эпохи, заданный информационными потоками, основан в большой мере на постмодернистском мировосприятии, в котором «субъектность» сводится к «субъективности». Феномены «вмененного понимания» и клипового мышления, информационные потоки, являются реальными препятствиями к диалогическому общению, требующего позиционности и рефлексивного осмысления событий. Преодолеть их удается за счет формулировки проблемных вопросов, актуальных для участников, постановки творческих интересных заданий и введения ряда психолого-педагогических закономерностей работы. В их числе: создание единого поля образов при разборе культурного образца; введение ценности Другого для открытия новых пониманий и нормы позиционного высказывания как детей, так и взрослых, формирование культуры сотрудничества и совместного творчества [9, 10].
В результате, участники программы преодолевают стереотипное восприятие текста и его событийной канвы в пользу осмысленного творческого чтения и понимания, начинают аргументировано излагать свою точку зрения и создавать свои творческие продукты.
Список использованной литературы:
1. Асмолов А.Г., Кондаков А.М. Образование России: от "культуры полезности" - к "культуре достоинства" // Педагогика. 2004. № 7. С. 3-11.
2. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5-19.
3. Зарецкий В.К., Ковалева Н.Б. Введение в психологию научно-технического творчества. М.: ВГКПИ, 1987.С. 224.
4. Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании. М: МПГУ, 2015. -230 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
5. Ковалева Н.Б. Проектные характеристики понимания художественного текста / Общество: социология, психология, педагогика. Выпуск № 4, 2016. С. 72-75.
6. Ковалева Н.Б. Исследование субъектности культурных предпочтений студентов первых курсов на основе рефлексивно-позиционного подхода // Вестник Челябинского педагогического университета. Научный журнал. 2016, №1. С. 39-45.
7. Ковалева Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., РАУ, 1994. 19 с.
8. Ковалева Н.Б., Дьяконова А.И. Проблемы исследования и развития ценностных ориентаций и мировоззрения обучающихся // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том З.М.: Когито-Центр, 2015. C. 31-33
9. Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования) / Под ред. С.М. Зверева, Н.Б. Ковалевой. - М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. - 167 с.
10.Ковалев Ф.А. Развитие личностной позиционности средствами медиагерменевтики. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Екатеринбург, ИЦРОН, 2016. С.213-215.
11. Леонтьев Д.А. Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность: Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. Томск, 2004. С. 11—29
12.Мухина В.С. Картина мира: индивидуальные различия // Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологич. труды. М.; Воронеж, 1999. С. 445-452;
13. Обухов А.С. Исторически обусловленные модификации образа мира / Развитие личности 2003, №4. - С .51—68.
14. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2010. 263 с.
© Михеева О.В., 2016