Научная статья на тему 'Феномены понимания в медиакультуре'

Феномены понимания в медиакультуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНО-ПОЗИЦИОННЫЙ ПОДХОД / МЕДИАГЕРМЕНЕВТИКА / ПОНИМАНИЕ МЕДИАТЕКСТА / ЛИЧНОСТНАЯ ПОЗИЦИОННОСТЬ / СОТВОРЧЕСТВО / REFLEXIVE-POSITIONAL APPROACH / "MEDIAGERMENEVTIKA" / UNDERSTANDING OF A VISUAL TEXT / REFLEXIVITY / "POSITIONAL SUBJECTIVITY" / CO-CREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Наталья Борисовна

В статье ставится проблема разработки психолого-антропологических технологий, позволяющих создать условия для развития личности и способностей учащихся в пространстве медиакультуры. Раскрываются принципы авторского рефлексивно-позиционного подхода к сценированию ситуаций, инициирующих развитие «личностной позиционности» и культуры понимания текста. Рассматриваются результаты исследования феноменов понимания визуальных текстов в студенческой аудитории, демонстрирующие возможности медиагерменевтики как продуктивной рефлексивно-позиционной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of understanding in the media culture

The author raises the problem of developing psychological and anthropological research technologies allowing to create conditions for the development of the personality and abilities of students in the space of media culture. The author reveals the principles of the own reflective-positional approach to staging of the situations promoting development of the «positional subjectivity» and culture understanding of the text. The author presents the results of the study of the phenomenon of understanding of visual texts among the student audience, demonstrating the possibilities of «media-germenevtika» as a productive reflective-positioning technology.

Текст научной работы на тему «Феномены понимания в медиакультуре»

-\

114

Психология развития, акмеология

Н.Б. Ковалева

Феномены понимания в медиакультуре1

В статье ставится проблема разработки психолого-антропологических технологий, позволяющих создать условия для развития личности и способностей учащихся в пространстве медиакультуры. Раскрываются принципы авторского рефлексивно-позиционного подхода к сценированию ситуаций, инициирующих развитие «личностной позиционности» и культуры понимания текста. Рассматриваются результаты исследования феноменов понимания визуальных текстов в студенческой аудитории, демонстрирующие возможности медиагер-меневтики как продуктивной рефлексивно-позиционной технологии. Ключевые слова: рефлексивно-позиционный подход, медиагерменевтика, понимание медиатекста, личностная позиционность, сотворчество.

Стремительное изменение среды становления и взросления современных подростков и молодежи выдвигает на первый план задачи психолого-антропологического обеспечения таких форм образовательной практики, которые создавали бы надежные условия для полноценного развития способностей и личности учащихся [2; 4; 7; 11; 15; 25; 26]. Среди факторов, на которые нам в этой связи придется обратить внимание, выделим: доминирование СМИ как влиятельной силы, формирующей общественное сознание «по своему усмотрению»; развитие разнообразных медиаресурсов, в том числе, социальных медиа (предпочитаемого пространства приватной и общественной коммуникации); «массовую культуру» готовых решений [22]. Медиапространство события нашего современника может быть понято и проблематизи-ровано с психолого-антропологической точки зрения как новая сфера

1 Статья написана в рамках реализации НИР «Исследование дидактических подходов к формированию инновационных образовательных технологий в системе среднего и высшего педагогического образования», задание № 2014/119.

о ^

X О

S ^

с к

ф О

деятельности и самореализации современного человека. Принципиально иное качество обстоятельств повседневности, реализованной «в цифре», актуализирует и придает дополнительное расширение тезису В.И. Слободчикова об образовательной необходимости «во всем переустановиться заново» [24]. В условиях, когда большую часть своего вре- | S мени люди погружены в те или иные потоки визуальных образов (сим- о волов; знаков), развитие культуры понимания оказывается критически S необходимым в решении задач формирования нового личностного качества знаний, формирования образа и картины мира, ценностных ориен-таций [8; 10; 13; 14; 16; 19; 28; 30]. В этой связи как проведение многоас-петных практикоориентированных исследований культуры понимания текстов (визуальных медиаформатов - с высоким приоритетом), так и задачи разработки технологий, надежно обеспечивающих развитие «способностей и культуры» понимания, представляется делом неизбежным и своевременным [21; 22].

В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского осново-полагается, что развитие ребенка происходит в процессе овладения языком и речью через общение со взрослым (носителем культурных норм) [9]. Психологические закономерности диалога как «события встречи» [5] разрабатывались в трудах М.М. Бахтина и получили развитие в «диалоге культур» В.С. Библера; в психосемантике В.Ф. Петренко; в контекстном обучении А.А. Вербицкого; в теории способностей В.Д. Шадрикова; в концепции детско-взрослой общности В.И. Слободчикова [2; 8; 13; 24; 28]. Но в педагогической повседневности диалог подвергается редукции, «становится формальным», по мнению Г.С. Батищева, «теряет свою глубинную сущность» [4]. Принцип диалогичности (понятый в полноте его психолого-антропологических смыслов, обращенных к познанию и творчеству) в медийных транзакциях трансформируется, приобретая тенденцию превращения в событие-симулякр (в пустую форму, где смысл всего лишь мог бы быть). В них знак (текст) теряет свою отнесенность к означаемому, превращаясь в лишенные субъектной позиционности «псевдовысказывания» лиц, имитирующих участие; не вовлеченных в диалог и создающих псевдо-событие говорения слов [6]. «Псевдо-собы-тийность», т.е. событийность, имеющая лишь знаковую медийную оболочку, лишенная этической (или эстетической) ценности сама по себе, - возможное проявление симуляции. Интерпретация проблемы симуляции и рядоположенных феноменов «вмененного понимания», «мозаичного сознания», «клипового мышления» как форм редукции диалога создает целесообразные перспективы для практических исследований и технологических разработок.

т О го Ш

В порядке предпроектного ориентирования, представляется важным выделить ряд практически важных фокусов риторического внимания.

1. Рефлексивно обнаруживаемая позиционность, по мнению М.М. Бахтина, составляет полифоническую основу самосознания понимающего человека: «Всякое высказывание ... имеет своего автора, которого мы слышим в самом высказывании как творца его. О реальном авторе, как он существует вне высказывания, мы можем ровно ничего не знать ... -все равно мы слышим в нем единую творческую волю, определенную позицию, на которую можно диалогически отвечать» [5, с. 165].

2. Символическое возникает в процессе аккумуляции смыслов культурного развития; являет собой «образ мира» и обнаруживается в действительности нашего сознания.

3. Символ содержит в себе образ и смысл [17].

4. Символ создает условия для ценностного самоопределения и единения людей и несет в себе потенциал воодушевляющих открытий [27].

5. Многозначность символа порождается смыслами не проявленными, но подразумеваемыми в образе (авторской интенцией) и нетипизи-руемыми индивидуальными особенностями читательского восприятия.

6. Символ как маркер сопринадлежности некоего содержания разным сферам требует напряженной творческой работы не только для раскрытия себя в интерпретациях, но и для изначального прочтения в инвариантах контекстуальной принадлежности.

7. Символы раскрываются в процессе рефлексии, интерпретации и требуют для своего понимания больших творческих и мыслительных усилий.

Не менее значимы для проектировщика инновационных психолого-антропологических технологий (среды, средств и процедур) три принципиальных допущения, технически рассматриваемых антропопракти-ком как аксиомы:

- полифоничность культуры и сознания онтологически предзаданы;

- основа и все содержательное разнообразие ткани культуры и человеческого бытия диалогичны; а в сотворчестве - симфоничны;

- любое позиционное высказывание потенциально есть сотворчество

нового горизонта смысла.

Одним из апробированных подходов к решению вышеозначенных задач является рефлексивно-позиционный подход к сценирова-нию ситуаций развития личности и метапредметных способностей в культурно-опосредованной текстовой среде, разрабатываемый автором с 2008 г. Концепция рефлексивно-позиционного подхода строится на основе интеграции теоретических положений культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского; теории диалога М.М. Бахтина;

о ^

X О

б ^ с к

концепции семиосферы Ю.М. Лотмана [5; 18]; представлений о нар-ративе, интертексте и гипертексте [3; 29]; идей рефлексивной теории творческого мышления [1; 12; 23]; антропологической психологии [24]; возрастной модели развития [21].

Эффективность сюжетно-деятельностных и медиагерменевтических | технологий, разработанных на основе рефлексивно-позиционного под- о хода, во многом определяется следующими моделирующими представ- 5v лениями. с

1. Определение «позиции» как «способов реализации ценностей» [15] задает необходимость движения сразу в двух направлениях - в направлении создания условий для ценностного самоопределения и в направлении поиска возможностей и средств реализации выбранных мировоззренческих ценностей и идеалов.

2. Формирование диалогической среды совместного поиска на основе последовательно применяемой системы специально разработанных фасилитирующих психотехник позволяет задать несколько принципиальных норм коммуникации, постепенно переходящих из вне во внутренний план. А именно:

а) норму внимательного отношения к высказываниям других;

б) норму «вслушивания» в текст как в живое высказывание его героев, интерпретаторов и автора;

в) норму обеспеченного аргументированного высказывания, - нормы, вне которых невозможно возникновение позиционности [16, с. 124-130].

3. Художественность, образность моделируемой среды, в сочетании с техниками проблематизации, представляет возможность вывести размышления подростков за рамки привычных стереотипов и пробудить их творческое воображение проектно-сценарными решениями [30].

4. Система рефлексивных действий с постепенным переходом к проектным проспективным формам обеспечивает необходимую основу для обнаружения новых целей и смыслов жизни в проектном ключе [14].

5. Моделирование комммуникативно-ролевых игровых ситуаций и проблемных ситуаций создают условия для ценностного самоопределения и выбора способа действия на основе сюжета основного произведения [16].

6. Раскрытие основных композиционных особенностей художественного ряда и выявление духовных ценностей, мировоззренческих установок и идеалов, продвигаемых авторами, инициируют ценностно-смысловое самоопределение участников к социокультурным проблемам и перспективам собственного развития. На основе ценностно-смыслового самоопределения участников создаются условия для формирования детско-взрослой общности, объединенной вокруг общего дела [14-16].

*

сс §

¡5 ^ Важной характеристикой подхода является создание дискурсивно-^о го пространства, в которое включены художественные, поэтические,

га Ф

^ | искусствоведческие тексты, сам педагог, ученики, виртуально присут-Е та ствующие интерпретаторы и комментаторы «всех времен и народов». § Интегративным фактором развития метапредметных способностей

д и продуктивного мышления в рефлексивно-позиционном подходе рассматривается не поверхностная кругозорная осведомленность учащихся, а формирование позиционного отношения к событиям и фактам на основе эстетического чувства, нравственных принципов, индивидуально выработанных убеждений с пониманием и уважением вероятных альтернатив. Таким образом, через понимание метафоры и художественного образа пространство осведомленности обретает новое измерение и «нравственного знания», и осмысленности, что в рефлексивно-позиционном подходе знаменует собой освоение новой позиции и «запрос» на средства реализации определяющих ее ценностей (ценностной интенции). В качестве материала используются целесообразные смыслонасыщенные культурные образцы: медиатексты, значимые произведения искусства, культурологические эссе, отдельные высказывания интеллектуалов. В качестве примера перечислим некоторые привлекаемые нами медиаобразцы: фильмы «Андрей Рублев» Андрея Тарковского; «Гамлет» Григория Козинцева; «Король Лир» Питера Брука; мультфильмы Юрия Норштейна, Фредерика Бэка, Александра Петрова; выступления и интервью Наума Хомски, Славоя Жижека, Виктора Франкла, Александра Пятигорского.

В представленных ниже результатах комплексных исследований культуры понимания визуальных текстов (в молодежной аудитории) демонстрируются возможности рефлексивно-позиционных технологий в преодолении таких фиксируемых феноменов симулякративного сознания, как «вмененное понимание», «понимание по мнению», другие формы редукции процесса и результатов понимания медиатекста (знака, символа, образа).

В течение нескольких лет нами проводились исследования современных представлений старшеклассников и студентов по теме «Образ образованного человека» [16]. В общей сложности проведена экспертиза более 1000 творческих работ. Часть работ включала задания, связанные с пониманием визуальных текстов. Например, при выполнении (студентами 1 курса Института детства МПГУ в 2014 г.) задания по поиску медиаобразцов (образцов рекламы, визуализированных высказываний и т.п.), продвигающих актуальные ценности и соответствующий идеал образованного человека, удалось зафиксировать, что основной тип понимания - вмененный или поверхностный. Так, 50% студентов

просто обозначали тему плаката в своей интерпретации и далее пересказывали вне всякой связи некоторые тезисы про образование. Еще 20% изобретали разного рода искусственные связи между картинкой и образованием по случайному признаку, основываясь на отдельных деталях. В выбранных (экспертами и объективно) удачных образцах (20%) удавалось показывать дискредитацию ценностей образования и некие пороки современного мира. ч

С нашей точки зрения, это свидетельствует о том, что у студентов с более или менее развито критическое мышление, а вот с образным, метафорическим, а как следствие - и с творческим началом дела обстоят, мягко говоря, сложно: получено всего 10% творческих решений (таблица 1). Исследование проводилось на основе авторской рефлексивно-позиционной методики анализа понимания текста, апробированной в ряде исследований [10; 14; 16; 20]. Контрольная серия включала исследование 400 человек.

Данная методика строится на базе основных положений рефлексивной теории продуктивного мышления и рефлексивно-позиционной концепции коллективного творчества, в которых предзадана система рефлексивных действий и критериальная система различений по Н.Г. Алексееву [1], позволяющая диагностировать характеристики понимания текста в контексте решения творческих задач (таблица 1).

Важный пласт исследования составляет понимание медиаобразцов (визуализированных текстов) и исследуемая возможность их применения при выполнении творческих заданий. Ниже приведены некоторые результаты комплексного исследования способностей понимания медиатекста (студентами 2 курса МИГУ факультета начального образования), проведенного на материале фильма М. Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Основной замысел и цель исследования состояли в определении характеристик понимания разного рода текстовых визуализаций (пословицы, видеометафоры, картинки, стихи, мультимедиаобъек-ты, прочее) через соотнесение с образом и картиной мира в корреляции с ценностными ориентациями самих студентов.

Один из субтестов был направлен на диагностику понимания медиа-образцов-картинок с наиболее знаковыми кадрами из фильма М. Захарова, распространяемыми в сети. Всего было выбрано 4 картинки со следующими изображениями:

1) олень с вишневым деревом на голове;

2) анонс распорядка дня Барона: 6 часов - подъем; 7 часов - разгон облаков; 8 часов - подвиг;

3) сюжет с Бароном, подсыпающим песок в песочные часы;

4) изображение Барона, поднимающегося по лестнице, уходящей в небо.

о ^

X О

б ^ с к

о.

о

Психология развития, ^ акмеология о

Таблица 1

Типы рефлексии и уровни понимания текста

Тип рефлексии Характер высказывания Тип понимания Результаты контрольной серии

Частичная, неполная, формальная Необоснованное мнение по ассоциации; воспроизведение ранее услышанных клише, пересказ, цитата Вмененное, декларативное, поверхностное 50%

Операциональная Технический комментарий, внешняя связь, отдельная деталь как финальное, не требующее доказательств суждение Вмененное, декларативное, поверхностное 20%

Предметно-операциональная, эмпативная (субъективная или контекстная фиксация) Ситуативное или эмоциональное высказывание, схватывается предмет высказывания автора, но позиционного отношения к нему не строится - только эмоциональный или ситуативный отклик Конкретно-ситуативный, эмоционально-субъективный 20%

Предметно-позиционная; (отстранение) Позиционное суждение, но не на уровне мнения «я так думаю», а за счет установления отношений между позицией автора и собственной аргументированной позиции Метапредметный 6%

Культурно-позиционная (объективация) Выявление культурного смысла идеи автора; построение собственного отношения к ней в культурном контексте. Восстановление проблемы, противоречия, конфликта Культурно- опосредованный, объективный 3%

Личностно-позиционная (оборачивание, субъективация) Идея (или вектор поиска способов) разрешения проблемы в соотнесении с ее культурным значением; ценность саморазвития и его инструментализация Проектно- преобразующий, творческий, личностно-осмысленный 1%

Студентам надо было выбрать и дать название картинке, предложить краткий комментарий. Кроме того, выполнить 2 задания: 2-3 штрихами описать портрет творческого человека и описать человека XXI в., используя метафоры и образы: лестница, часы, общеизвестные крылатые выражения, любые культурные символизации.

Эксперимент включал 2 серии: в первой контрольной серии приняли участие 30 человек (из них на начало эксперимента только 10 ранее смотрели фильм). Во второй формирующей серии, т.е. в рефлексивно-позиционном тренинге развития метапредметных способностей и личности учащихся в пространстве диалога и совместного творчества [16], приняло участие 20 человек. Тренинг строился на материале фильма «Тот самый Мюнхгаузен» М. Захарова и включал медиагерменевтиче-ский разбор фильма на основании выше описанных принципов.

Основные результаты исследования приведены в таблице 2. Можно видеть, что при выполнении задания на интерпретацию нарративно-символической составляющей две группы избирают качественно различные стратегии. Группа контрольной серии демонстрирует формально-декларативные, поверхностные типы решений, которые коррелируют с феноменами вмененного понимания: чисто субъективное или формальное прочтение образа и воспроизведение готовых, стереотипных высказываний. Несмотря на то, что в данной группе были очень сильные студентки, два последовательных задания выполнены преимущественно на формальном уровне. В качестве описания человека Творческого натурально зарисовывается портрет Барона, а по поводу человека XXI в. говорится много общеизвестных трюизмов и «знакомых» слов. Редкие случаи использования знаково-образных решений, тем не менее, также не выводят за рамки банального стереотипа, например: «Человек XXI в. должен стремиться наверх, дружить с будущим и точно соблюдать распорядок дня, организуя свою жизнь».

Совсем другие результаты в группе, участвовавшей в формирующем эксперименте. В таблице приведены интересные примеры ответов к первой картинке. Сходные по качеству результаты были получены и при работе с другими картинками. Вот несколько примеров высказываний: «В жизни всегда есть место подвигу, если мы сами к нему готовы»; «Человек сам выбирает, в какое время и в какую эпоху ему жить! Это и есть способ управления временем»; «Человек XXI в. норовит подсыпать себе песочку, забывая, что время жизни не минута, а век!»; «Человек XXI в. окружен болотом, но где-то рядом есть лестница, которую можно увидеть, начав вытаскивать себя из болота за волосы, меняя точку зрения». Можно видеть, что в данных высказываниях студенты

о ^

X О

б ^ с к

д

ф

Психология развития, ^ акмеология ю

Таблица 2

Исследование понимания смысла визуализированного текста (медиаобразец 1: олень с вишневым деревом на голове)

Характеристики ответов; тип рефлексии Примеры - название картинки, данное испытуемым; краткий комментарий (дан в скобках) Результаты серии констатирующего эксперимента Результаты серии формирующего эксперимента

Не смотрели фильм / 20 чел. Смотрели фильм /10 чел. Медиагерменевтика. Размышления над фильмом / 20 чел.

Формально-логический, Декларативный. Частичная, операциональная рефлексия. Соответствует пересказу текста, т.е. фиксации очевидного. 1. «Вишневое дерево». (Это олень с вишневым деревом) 2. «Иллюстрация к Распэ». (Это из рассказа Барона Мюнхгаузена о вишневом дереве) 70%* 70% -

Конкретно-ситуативный. Контекстно-формальный. Предметно-операциональная рефлексия. 1. «Сказочный олень» (Это сказка и сказочный олень) 2. «Вишневое дерево». (Олень появляется, чтобы подтвердить слова Барона) 20% 20% -

Контекстный-ситуативный. Субъективный. Эмпативно-предметная рефлексия ситуации. Есть отношение, но оно только эмоционально или ситуативно. 1. «Не может быть». (Барон так убедительно рассказывает истории, что в них невозможно не поверить!) 2. «Необыкновенный олень». (Заставляет поверить в чудесное) 10% - 10%

Метапредметный. Предметно-личностная, предметно-контекстная рефлексия. Позиционное суждение, но оно не соотнесено с культурным контекстом, не объективировано. 1. «Особенная правда». (Возникает при соприкосновении с миром другого). 2. «Явь». (Мы встречаем в жизни то, во что верим) - - 50%

Культурно-опосредованный. Объективированный, отстраненный. Культурно-контекстный, позиционно-культурный тип рефлексии. Выражение мысли в опоре на культурный контекст, цитаты, афоризмы. 1. «Есть послание, найдется и время!» 2. «Невероятно, но факт!» (Если мы чего-то не видели, значит ли это, что этого нет? - Но были «видевшие, которые не уразумели») - 10% 20%

Творческий, лнчностно-осмысленный. Позиционно личностная рефлексия. Творческая позиция. Оригинальные идеи, метафоры отражают ценности и инструменты развития. 1. «Здравствуй, невидимое!» {Этомомент, когда сомневающийся человек вдруг видит нечто, что свидетельствует о недостаточности его картины мира). 2. «Реплика!» (Истина может открыться только в диалоге) - - 20%

* Представлен процент от общей численности данной группы.

Педагогика и психология ^ образования. 2016. № 3 оо

демонстрируют творческий уровень осмысления медиаобразца и стоя-

1. Феномен «вмененного понимания» как формального, декларативного понимания в соответствии с некритично усвоенными клише. В задании, исследующем характеристики понимания заданного медиа-образца, вмененное понимание фиксируется в случае, когда испытуемый регистрирует самоочевидное, то, что ему понятно на уровне иллюстративной фактичности, или фиксирует готовое, не собственно выработанное, априорное суждение.

2. Феномен «понимания по мнению» возникает в результате того, что в массовом сознании индивидуальное понимается как наличие моего мнения, которое возникает чаще всего по ассоциации и не нуждается в обосновании, т.к. «субъект всегда прав».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Феномен слепоты к метафорическому, «непонимания» символического (или феномен буквального понимания) фиксируется у большой части старшеклассников и студентов. Обусловлен рядом обстоятельств:

- отсутствием осознаваемой ценности компетенций метафорического мышления;

- отсутствием внутренней потребности, т.к. это напрямую не востребовано и не оценивается в значимом сообществе;

- недоступностью образовательных средств и культурных способов понимания визуальных метафор в силу малой проработанности психолого-педагогического инструментария в стандартных образовательных программах.

4. Феномен «потокового» мышления или сознания («протеизм» как способ присутствия и связанный с ним феномен мозаичного сознания). Гипертекстовость субъектно-неукорененного внимания как система бесконечных циклических отсылок, что на практике трансформируется в «поток» случайных ассоциаций и бесконечное разнообразие ситуативных «смыслов», вне какой-либо культурной укорененности. При отсутствии твердых нравственных убеждений, мировоззренческих ориентиров - всего того, что создает личностную позиционность, - оказывается проблемой.

5. Творческое осмысление и позиционное понимание текста возникает в результате раскрытия метафорического символического значения образа и его культурного смысла в позиционном диалоге с автором (в контексте совместных творческих усилий). В дальнейшем, в процессе освоения способов рефлексивно-позиционного понимания в пространстве

щего за ним образа, что в принципе позволяет им увидеть перспективы собственного взросления и образования.

Выводы, перспективы, заключение

синергийного действия, происходит их интериоризация, создается воз- ^ ^

можность практиковать личностную позиционность при понимании § ^

, хо

визуального текста и в автономном режиме (вне рамок групповой ком- 5 ™

муникации). ы |

6. Медиагерменевтика как локальная технология рефлексивно-пози- | 2

ционного подхода позволяет: о й

- задать ценности: самоопределения, социокультурной идентичности

и личностной позиционности (позиции, основанной на осмысленном с ценностном выборе и поиске средств ее деятельного осуществления в проектных инициативах, соотнесенных с социально-значимыми долженствованиями);

- создать условия для формирования «личностной позиционности» на основе освоения культурных способов понимания метафорических и символических экспозиций (содержания) значений текста в специально моделируемом диалогическом пространстве совместного решения творческих задач;

- сформировать пространство развития способностей, творческого осмысления и позиционного понимания медиатекста в условиях коллективного (творческого) взаимодействия.

Библиографический список

1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2. С. 85-102.

2. Асмолов А.Г. Педагогика достоинства // Внешкольник. 2015. № 5. С. 7-18.

3. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб, 1997.

4. Барт Р. Избр. работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989.

5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.

6. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.

7. Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 207-226.

8. Вербицкий А.А. Контекстное образование: проблемы и перспективы // Педагогика. 2014. № 9. С. 3-4.

9. Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005.

10. Дьяконова А.И. Сюжетно-деятельностные технологии сценирования ситуаций личностного развития учащихся на уроках литературы в средней школе // Вестник ЧГПУ. 2016. № 4. С. 37-41.

11. Жилавская И.В. Синтез двух систем - коммуникационный подход к медиа-образованию // Библиотечное дело. 2015. № 8 (242). С. 2-4.

12. Зарецкий В.К., Ковалева Н.Б. Введение в психологию научно-технического творчества. М., 1987.

13. Зинченко В.П. Доопытная готовность овладения словом и приобщения к культуре // Культурно-историческая психология. 2010. № 2. С. 2-12.

ÎEE 14. Ковалева Н.Б. Психолого-антропологические принципы развития субъект-m g ности в пространстве диалога // Вестник ЧГПУ. 2016. № 4. С. 133-139.

^^ 15. Ковалева Н.Б. Психолого-педагогические условия трансляции ценности g го образования и освоения индивидуальной образовательной траектории

подростками // Психологическая наука и образование. 2014. № 4. С. 64-72.

16. Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование образова-g тельных технологий. М., 2015.

17. Лосев А.Ф. Символ и художественное творчество // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. Т. XXX. Вып. 1. М., 1971. С. 3-13.

18. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998. С. 14-285.

19. Марков Б.В. Люди и знаки: антропология межличностной коммуникации. СПб., 2011.

20. Наумова С.В. Феномены вмененного понимания в самосознании современных подростков // Психологические науки. 2016. № 1 (17). С. 6-8.

21. Обухова Л.Ф. Психология развития в начале нового века // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 4. С. 5-14.

22. Савчук В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. СПб., 2013.

23. Семенов И.Н. Современные исследования психологии рефлексии: от истории и методологии через экспериментатику к практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 3-76.

24. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Известия Саратовского университета. Сер. «Акмеология образования. Психология развития». 2010. № 2. Т. 3. С. 3-8.

25. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 45-54.

26. Ферапонтова М.В. Нравственность как критерий поступков детей «цифрового поколения» // Педагогика и психология образования. 2015. № 4. С. 10-15.

27. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Соч. в 4 т. Т. 3. М., 1999.

28. Шадриков В.Д. Мысль, мышление и сознание // Мир психологии. 2014. № 1. С. 17-32.

29. Эко У. Отсутствующая структура. СПб., 1998.

30. Kovaleva N.B. Mediagermenevtika as a resource of personality development // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. № 1-2. P. 68-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.