4. Алексеев С.С. О колорите. М., 1974.
5. Филонов Г.Н. Диалектика воспитания. М., 2007.
FORMATION OF STUDENTS' CREATIVE SKILLS BY MEANS OF COLOR INFLUENCE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
F.M. Obari, Lecturer of the Faculty of Architecture and Design of Kuban State University
Formation of students' creative skills in higher educational institutions under the influence of colour has been analysed. The analysis of content of art education has been given. Methods of pedagogical art education have been characterized in the framework of the issue.
Key words: education by means of art, formation of creative skills, art education, colour influence.
УДК 371.1 : 159.9. 072
РЕФЛЕКСИВНАЯ СРЕДА КАК КОМПОНЕНТ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
А.А. Хлусова, аспирантка кафедры общей педагогики Таганрогского государственного педагогического института
В контексте модернизации образования интегральным показателем качества подготовки будущего учителя следует рассматривать профессиональную компетентность, которая характеризует умение человека использовать в конкретной ситуации усвоенные знания и личностный опыт. Профессиональная компетентность учителя включает в себя различные составляющие, в том числе и рефлексивную. В связи с этим вопрос о формировании рефлексивной компетентности является весьма актуальным.
Ключевые слова: рефлексия, компетентность, рефлексивная среда.
Рефлексия способствует достижению соразмерности среды и существования личности. Возможности, условия, способы деятельности и отношения являются параметрами данной среды. Эти параметры складываются в результате усвоения культуры через личный опыт. Рефлексивная среда представляет собой динамическую структуру, в которой личность, проходя «образовательный цикл», развивается. Поскольку рефлексия понимается как общий принцип существования, реализующий способность человека быть в практическом отношении к условиям своей жизни, а не сливаться с ними, то в рефлексивной среде и педагог, и ученик выступают в роли субъектов [6].
Понятие «рефлексивная среда» в педагогике относительно ново и недостаточно изучено. В своем исследовании мы опираемся на трактовку рефлексивной среды А.А. Бизяевой, Г.Г. Ермаковой как системы условий развития личности, открывающую возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов и способствующую возникновению потребности к рефлексии [1]. Авторы подметили важную черту рефлексивной среды - вариативный характер, т. е. возможность выбора, в которой должны находиться ее субъекты.
Основной принцип рефлексивной среды заключается в построении совместных действий субъектов образования (преподавателей и студентов). Эти действия должны быть открытыми, предполагающими включение действий другого («совокупные действия» в терминологии Д.Б. Эльконина). Открытое действие по своей природе таково, что оно всегда должно быть выстроено соответственно ситуации или цели совместной деятельности. Таким образом, открытое действие по своей сущности является поисковым и исследовательским. Модель рефлексивной среды, обеспечивающей становление открытых действий, должна, по сути, проектироваться как система построения открытого взаимодействия и открытых отношений.
Рефлексивная среда характеризуется максимальным учетом запросов и потребностей всех участников педагогического процесса, и на основе этого регулируются отношения субъектов между
собой и с окружающим социумом. При установлении межличностных взаимодействий формируется определенная, свойственная лишь данным взаимодействиям рефлексивная среда. Правильно выстроенная рефлексивная среда сама начинает действовать и становится активной [2].
Опираясь на позиции современных исследователей (В.А. Козырева, И.В. Малолетневой, Т.В. Самодуровой, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Е.А. Ямбург и др.), мы определяем рефлексивную среду вуза как социально обусловленную целостность взаимодействующих участников педагогического процесса и окружающей среды, ее духовных и материальных ценностей, способствующих развитию рефлексивности студентов.
Исследователи Л.М. Ильязова, Л.Б. Соколова, рассматривая рефлексивную образовательную среду как совокупность внешних и внутренних педагогических условий, в которых осуществляется активное формирование культуры педагогической деятельности, выделяют последовательность действий в процессе становления рефлексивной образовательной среды, отвечающей задачам личностно -ориентированного образования:
- анализ и соотнесение потребностей студентов и возможностей среды;
- закономерное возникновение противоречия между потребностями и возможностями;
- включение механизмов рефлексии как средства преодоления возникшего кризиса;
- обеспечение изменения позиции будущего учителя по отношению к среде;
- выстраивание студентом вокруг себя рефлексивной образовательной среды - от осознания себя в среде к преобразованию среды через использование рефлексивных форм деятельности студентов [3].
По мнению Л.М. Ильязовой, Л.Б. Соколовой, студент и педагог имеют возможность строить образовательную среду на основе своих потребностей и в соответствии со своим направлением развития. Поэтому для рефлексивной образовательной среды нехарактерно наличие навязанных извне и жестко регламентированных методов работы и программ.
Представленный процесс становления рефлексивной образовательной среды носит абстрактный характер, не предлагаются конкретные методические средства, позволяющие спроектировать такую среду.
Несколько с иных позиций, ориентированных только на коллектив педагогов, трактуют рефлексивную среду С.В. Каменев, И.Г. Никитин, Б.М. Чарный [4]. Формирование рефлексивной среды предполагает создание условий для выведения на уровень осознания стоящих перед коллективом проблем, осмысления противоречий, их порождающих, и включение коллектива в творческий процесс по их решению. Авторы предлагают апробированные на практике действия, ориентированные на создание рефлексивной среды: обучение педагогов самоанализу
собственной деятельности через системное проведение аналитических семинаров-практикумов на уровне микроэкспериментальных площадок, организационно-деятельностных игр, взаимопосещение и анализ фрагментов деятельности. Представленная система создания рефлексивной среды носит односторонний характер, все действия направлены только на педагогический коллектив, который включается в специфические тренинговые и игротехнические процедуры, инициирующие рефлексивные процессы.
На наш взгляд, основой моделирования рефлексивной среды должны стать системносинергетический и рефлексивный подходы.
Системно-синергетический подход рассматривает любую систему как неравновесную и в значительной степени саморегулируемую с позиций гармонического, согласованного взаимодействия ее элементов. Спроектированная нами рефлексивная среда обладает всеми основными признаками системы: подчиненностью всей организации определенной цели, структурированностью (наличием элементов и частей), взаимосвязанностью и взаимодействием элементов (самоорганизованностью и управляемостью в процессе развития).
В основу проектирования рефлексивной среды положен синергетический потенциал личности (студента, педагога, руководителя) как системная совокупность природных, биопсихических и социально-психологических возможностей личности, что определяет ее социальную жизнеспособность. Кроме того, синергетический подход позволяет рассматривать образовательную систему как целостный феномен, включающий в себя и материальное, и идеальное, и духовное [5]. Системно-синергетический подход по своей сути ориентирован на функционирование внешних условий рефлексивной среды.
Рефлексивный подход предусматривает стимулирование внутренних усилий личности: ее саморазвитие, стремление к личностному и профессиональному росту. Данный подход связан с внутренними условиями рефлексивной среды, при которых человек осознает смысл своих действий.
Рефлексивная среда в системе профессиональной подготовки будущего педагога включает следующие постулаты:
- неопределенность, стимулирующая личность на поиски собственных ориентиров, формирующая необходимость найти и установить собственное содержание;
- свободный выбор, связанный с вариативностью и предоставляющий студентам возможность поиска собственных творческих решений;
- информационно-деятельностная направленность содержания и форм представления учебного материала, что обеспечивает высокий уровень самостоятельности учебнопознавательной деятельности;
- диалогичность, позволяющая направить в нужное русло познание и созидание собственного Я;
- временной фактор, связанный с процессом организации рефлексии на занятии (долгая рефлексия становится тягостной для участников, вызывает ощущение ненужности, пустой траты времени; недостаточное использование времени для рефлексии снижает эффективность восприятия и осмысления).
В своем исследовании мы предприняли попытку выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему внешних и внутренних условий, обеспечивающих становление рефлексивной среды в системе профессиональной подготовки студентов в вузе.
Сложность моделирования рефлексивной среды вуза обусловлена необходимостью соблюдения ряда условий. Под условиями становления рефлексивной среды мы понимаем те внутренние характеристики личности и внешние факторы, которые в совокупности обусловливают процесс становления рефлексивной компетентности. В основе нашего обоснования условий функционирования рефлексивной среды, лежит положение С.Л. Рубинштейна о том, что внешние причины действуют только опосредованно через внутренние условия.
Проанализировав полученные данные, которые согласуются с нашим личным опытом работы в вузе, мы пришли к выводу, что доминирующим условием, влияющим на формирование рефлексивной компетентности, является положительное отношение к педагогической профессии. Без этого условия невозможно гарантировать высокий уровень рефлексивной компетентности, так как движущей силой любой деятельности служат мотив и потребность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Стеценко И.А. Теория и практика развития педагогической рефлексии студентов: монография. Ростов н/Д, 2006.
2. Бизяева А.А. К вопросу о педагогической рефлексии // Проблемы гуманизации образования. Псков, 1999.
3. Давыдова Г.И. Воспитание рефлексивной культуры учащегося в концептуальном пространстве школьного образования. URL: http://liber.rsuch.ru/Conf/Psih_razv/davidova.htm
4. Каменев С.В., Никитин И.Г., Чарный Б.М. Моделирование инновационной деятельности в образовательном учреждении. URL: http://gw.yspu.yar.ru/permpgy/ pedagogika/ 2 3/
5. Ильязова Л.М., Соколова Л.Б. На пути к рефлексивной образовательной среде вуза // Credo new. 2005. №1. URL: http:// www.credonew.ru
6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественно-научного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1994. №4.
REFLEXIVE ENVIRONMENT AS A COMPONENT OF FORMATION TECHNOLOGY OF REFLEXIVE COMPETENCE OF STUDENTS
A.A. Khlusova, Postgraduate student
of the Department of General Pedagogics
of the Taganrog State Teachers' Training Institute
In the context of modernization of education professional competence should be considered as
the integral indicator of the quality of future teachers training. It characterizes the ability of a
person to use the aquired knowledge and personal experience in a particular situation.
Professional competence of a teacher includes various components, including reflective one.
Therefore the issue of forming a reflective competence is very important.
Key words: reflection, competence, reflexive environment.
Политические науки