Научная статья на тему 'Моделирование рефлексивной среды педагогического вуза как фактор формирования рефлексивной компетентности студентов'

Моделирование рефлексивной среды педагогического вуза как фактор формирования рефлексивной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СИНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлусова Анна Александровна

Рефлексия способствует достижению соразмерности среды и существования личности. Рефлексивная среда представляет собой динамическую структуру, в которой личность, проходя «образовательный цикл», развивается. В статье рассматриваются вопросы моделирования рефлексивной среды педагогического вуза как фактор формирования рефлексивной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моделирование рефлексивной среды педагогического вуза как фактор формирования рефлексивной компетентности студентов»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. № 2.

2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С. 95-99.

3. Зайончковская Ж.А. СНГ через призму миграций // Миграция. 1998. № 3-4. С. 4-10.

4. Пирьов Г.Д. Классификация методов в психологии // Психодиагностика в социалистических странах. Братислава, 1985. С. 92.

5. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Академика РАН Г.В. Осипова. М., 1998.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999.

7. Население России 2000 / отв. ред. А.Г. Вишневский, ИНХП РАН. М., 2001.

8. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: Диалог-МГУ, 1999.

9. Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997.

10. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

А.А. Хлусова

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В докладе Международной комиссии по образованию для ХХ1 в., представленном ЮНЕСКО, рассмотрены четыре основополагающих принципа образования: «научиться жить вместе, научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить». Данное утверждение означает, что приоритет в образовательном процессе отдается сотрудничеству и партнерству взаимодействующих сторон, познавательной активности и самостоятельности обучающихся перед простым усвоением готовых знаний, компетентностному подходу в профессиональной подготовке. Возникает необходимость создания образовательной среды вуза.

В контексте модернизации образования интегральным показателем качества подготовки будущего учителя следует рассматривать профессиональную компетентность, которая характеризует умение человека использовать в конкретной ситуации усвоенные знания и личностный опыт. Профессиональная компетентность учителя включает в себя различные составляющие, в том числе и рефлексивную. В связи с этим вопрос о формировании рефлексивной компетентности является весьма актуальным.

Рефлексия способствует достижению соразмерности среды и существования личности. Возможности, условия, способы деятельности и отношения являются параметрами данной среды. Эти параметры складываются в результате усвоения культуры через личный опыт. Рефлексивная среда представляет собой динамическую структуру, в которой личность, проходя «образовательный цикл», развивается. Поскольку рефлексия понимается как общий принцип существования, реализующий способность человека быть в практическом отношении к условиям своей жизни, а не сливаться с ними, то в рефлексивной среде и педагог, и ученик выступают в роли субъектов [6].

Теоретические аспекты «образовательной среды» исследовались в трудах ученых: В.В. Авдеева, И.В. Богданова, Л.А. Боденко, С.Д. Дерябо, Г.А. Ковалева, Н.Б. Крыловой, Л.И. Новиковой, В.И. Панова, В.В. Рубцова, С.Ф. Сергеева, С.Т. Шацкого, В.А. Левина и др. В этих исследованиях образовательная среда выделена как объект образовательной системы, дан психолого-педагогический анализ образовательной среды как комплекса возможностей развития

личности, проанализирован комплексный состав образовательной среды, показана ее неоднородность.

Концепция формирования содержания образовательной среды вуза разрабатывалась в трудах В.М. Жураковского, И.Ф. Исаева, А.В. Коржуева, Э.М. Короткова, В.А. Мижерикова, А.М. Новикова, И.И. Палашевой, Ю.С. Песоцкого, В.А. Сластенина, Е.М. Трененкова, И.В. Федорова, А.В. Хуторского и др.

Понятие «рефлексивная среда» в педагогике относительно ново и недостаточно изучено. В своем исследовании мы опираемся на трактовку «рефлексивной среды» А.А. Бизяевой, Г.Г. Ермаковой как системы условий развития личности, открывающую возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов и способствующую возникновению потребности к рефлексии [1]. Авторы подметили важную черту рефлексивной среды - вариативный характер, то есть возможностью выбора, в которой должны находиться ее субъекты.

Основной принцип рефлексивной среды заключается в построении совместных действий субъектов образования (преподавателей и студентов). Эти действия должны быть открытыми, то есть предполагающими включение действий другого - «совокупные» действия в терминологии Д.Б. Эльконина. Открытое действие по своей природе таково, что оно всегда должно быть выстроено соответственно ситуации или цели совместной деятельности. Таким образом, открытое действие по своей сущности является поисковым и исследовательским. Модель рефлексивной среды, обеспечивающей становление открытых действий, должна, по сути, проектироваться как система построения открытого взаимодействия и открытых отношений.

Рефлексивная среда характеризуется максимальным учетом запросов и потребностей всех участников педагогического процесса и на основе этого регулируются отношения субъектов между собой и с окружающим социумом. При установлении межличностных взаимодействий формируется определенная, свойственная лишь данным взаимодействиям рефлексивная среда. Правильно выстроенная рефлексивная среда сама начинает действовать и становится активной [2].

Опираясь на позиции таких современных исследователей, как В.А. Козырев, И.В. Малолетнева, Т.В. Самодурова, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др., мы определяем рефлексивную среду вуза как социально обусловленную целостность взаимодействующих участников педагогического процесса и окружающей среды, ее духовных и материальных ценностей, способствующих развитию рефлексивности студентов.

Исследователи Л.М. Ильязова, Л.Б. Соколова рассматривают рефлексивную образовательную среду как совокупность внешних и внутренних педагогических условий, в которых осуществляется активное формирование культуры педагогической деятельности и выделяют последовательность действий в процессе становления рефлексивной образовательной среды, отвечающей задачам личностно-ориентированного образования:

• анализ и соотнесение потребностей студентов и возможностей среды;

• закономерное возникновение противоречия между потребностями и возможностями;

• включение механизмов рефлексии как средства преодоления возникшего кризиса;

• обеспечение изменения позиции будущего учителя по отношению к среде; выстраивание студентом вокруг себя рефлексивной образовательной среды - от осознания себя в среде к преобразованию среды через использование рефлексивных форм деятельности студентов [3].

По мнению Л.М. Ильязовой, Л.Б. Соколовой, студент и педагог имеют возможность строить образовательную среду на основе своих потребностей и в соответствии со своим направлением развития. Поэтому для рефлексивной образовательной среды не характерно наличие навязанных извне и жестко регламентированных методов работы и программ.

Представленный процесс становления рефлексивной образовательной среды носит абстрактный характер, не предлагаются конкретные методические средства, позволяющие спроектировать такую среду.

Несколько с иных позиций, ориентированных только на коллектив педагогов, трактуют рефлексивную среду С.В. Каменев, И.Г. Никитин, Б.М. Чарный [4]. Создание рефлексивной среды предполагает создание условий для выведения на уровень осознания стоящих перед коллективом проблем, осмысления противоречий их порождающих и включение коллектива в творческий процесс по их решению. Авторы предлагают апробированные на практике действия, ориентированные на создание рефлексивной среды: обучение педагогов самоанализу собственной деятельности через системное проведение аналитических семинаров-практикумов на уровне микроэкспериментальных площадок, организационно-деятельностных игр, взаимопосещение и анализ фрагментов деятельности. Представленная система создания рефлексивной среды носит односторонний характер, все действия направлены только на педагогический коллектив, который включается в специфические тренинговые и игротехнические процедуры, инициирующие рефлексивные процессы.

В основе моделирования рефлексивной среды нами определены следующие подходы: сис-темно-синергетический и рефлексивный.

Системно-синергетический подход рассматривает любую систему как неравновесную и в значительной степени саморегулируемую с позиций гармонического, согласованного взаимодействия ее элементов. Спроектированная нами рефлексивная среда обладает всеми основными признаками системы: подчиненностью всей организации определенной цели, структурированностью (наличием элементов и частей), взаимосвязанностью и взаимодействием элементов (самоорганизованностью и управляемостью в процессе развития).

В основе проектирования рефлексивной среды положен синергетический потенциал личности (студента, педагога, руководителя) как системная совокупность природных, биопсихических и социально-психологических возможностей личности, что определяет ее социальную жизнеспособность. Кроме того, синергетический подход позволяет рассматривать образовательную систему как целостный феномен, включающий в себя и материальное, и идеальное, и духовное [5]. Сис-темно-синергетический подход по своей сути ориентирован на функционирование внешних условий рефлексивной среды.

Рефлексивный подход предусматривает стимулирование внутренних усилий личности: ее саморазвитие, стремление к личностному и профессиональному росту. Данный подход связан с внутренними условиями рефлексивной среды, при которых человек осознает смысл своих действий.

Рефлексивная среда в системе профессиональной подготовки будущего педагога включает следующие постулаты:

неопределенность, стимулирующая личность на поиски собственных ориентиров, формирующая необходимость найти и установить собственное содержание;

• свободный выбор, связанный с вариативностью и предоставляющий студентам возможность поиска собственных творческих решений;

• информационно-деятельностная направленность содержания и форм представления учебного материала, что обеспечивает высокий уровень самостоятельности учебно-познавательной деятельности;

диалогичность, позволяющая направить в нужное русло познание и созидание собственного «Я»;

• временной фактор, связан с процессом организации рефлексии на занятии. Долгая рефлексия становится тягостной для участников, вызывает ощущение ненужности, пустой траты времени. Недостаточное использование времени для рефлексии снижает эффективность восприятия и осмысления.

В своем исследовании мы предприняли попытку выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему внешних и внутренних условий, обеспечивающих становление рефлексивной среды в системе профессиональной подготовки студентов в вузе.

Сложность моделирования рефлексивной среды вуза обусловлена необходимостью соблюдения ряда условий. Под условиями становления рефлексивной среды мы понимаем, те внутренние характеристики личности и внешние факторы, которые в совокупности обусловливают про-

цесс становления рефлексивной компетентности. В основе нашего обоснования условий функционирования рефлексивной среды, лежит положение С.Л. Рубинштейна о том, что внешние причины действуют только опосредованно через внутренние условия.

Нами выявлена совокупность внутренних и внешних условий, обеспечивающих результативность функционирования рефлексивной среды. Была проведена экспериментальная работа по определению ведущих условий, способствующих формированию рефлексивной компетентности в процессе обучения. На основе анализа литературы и собственного опыта был составлен перечень из 20 условий, влияющих на эффективность формированию рефлексивной компетентности. Мы предлагаем перечень условий для повторного ранжирования.

Перечень условий для повторного ранжирования экспертами:

1. Положительное отношение студентов к педагогической профессии.

2. Вовлечение студентов в педагогическую деятельность.

3. Благоприятный микроклимат в группе, на факультете, атмосфера общей заинтересованности в формировании педагогической рефлексии.

4.Знание студентом структуры, содержания и роли педагогической рефлексии в профессиональной деятельности учителя.

5. Своевременная диагностика уровней сформированности педагогической рефлексии.

6. Высокий профессионализм преподавателя высшей школы.

7. Представление студентами типичных трудностей, встречающихся в педагогической деятельности в случае неадекватного уровня педагогической рефлексии.

8. Потребность будущего учителя в систематической работе над собой по развитию педагогической рефлексии.

Этот перечень был предложен экспертной группе (10 преподавателей кафедры общей педагогики и кафедры информационных систем ТГПИ). Избранные в результате ранжирования условия, по нашему мнению, характеризуются более высоким уровнем обобщения. Эти условия были предложены для ранжирования тем же экспертам.

Таблица 1

Определение стандартизированных рангов, суммарных рангов и итогового ранжирования условий эффективности обучения студентов педагогической рефлексии

условия 1 2 3 4 5 6 7 8 сумма

эксперты эксперт эксперт эксперт эксперт эксперт эксперт эксперт эксперт

1 6 6 6 3 4 1 2 8 36

2 7 7 7 2,5 2,5 1 4 5 36

3 7,5 7,5 4,5 4,5 2,5 1 2,5 6 36

4 5 7 6 2 4 2 2 8 36

5 7 5,5 5,5 2,5 4 1 2,5 8 36

6 2,5 7,5 6 2,5 4,5 1 4,5 7,5 36

7 4,5 7 6 2,5 2,5 1 4,5 8 36

8 4 6 7,5 4 1,5 1,5 4 7,5 36

9 8 6 6 4 2 1 3 6 36

10 5 5 5 3 1 2 7 8 36

суммарные 56,5 64,5 59,5 30,5 28,5 12,5 36 72 360

ранги

итоговое 5 7 6 3 2 1 4 8

ранжирова-

ние

В задачу экспертов входило присвоить каждому условию определенный ранг (от 1 до 9), в зависимости от его значимости в формировании рефлексивной компетентности студентов (см. Табл.1). В связи с тем, что большинство экспертов оценили ряд условий равнозначно, этим условиям был присвоен стандартизированный ранг.

Проанализировав полученные данные, которые согласуются с нашим личным опытом работы в вузе, мы пришли к выводу, что доминирующим условием, влияющим на формирование рефлексивной компетентности, является положительное отношение к педагогической профессии. Без этого условия невозможно гарантировать высокий уровень рефлексивной компетентности, так как движущей силой любой деятельности являются мотив и потребность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бизяева А.А. К вопросу о педагогической рефлексии / Проблемы гуманизации образования. Псков, 1999. 45-56 с.

2. Давыдова Г.И. Воспитание рефлексивной культуры учащегося в концептуальном пространстве школьного образования [WWW document] URL: http://liber.rsuch.ru/Conf/Psih razv/davidova.htm

3. Ильязова Л.М., Соколова Л.Б. На пути к рефлексивной образовательной среде вуза [WWW document] // Credo new. 2005. №1. URL: http:// www. credonew. ru

4. Каменев С.В., Никитин И.Г., Чарный Б.М. Моделирование инновационной деятельности в образовательном учреждении [WWW document] /URL: http://gw.yspu.yar.ru/permpgy/ pedagogika/ 2 3/.

5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественно-научного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1994. №4. С. 31-36.

6. Стеценко И.А. Теория и практика развития педагогической рефлексии студентов: Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2006. 256 с.

М.И. Царева

КАТЕГОРИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»: ФИЛОСОФСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Процесс информатизации системы образования предъявляет новые требования к педагогам школ в области повышения компетентности личности в интеллектуальной, общественной, экономической, коммуникационной, информационной и других сферах деятельности.

Возрастает значимость информационной культуры личности, осуществляющей свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Предложим вариант рассмотрения важного элемента культуры эпохи информатизации, который называют информационной культурой. Это название не только соответствует названию формирующегося нового общества, но оно, как покажем далее, в большей степени, чем другие, выражает сущность и содержание этой новой культуры.

Представляя собой, важнейший сегмент культуры эпохи информатизации, информационная культура, вместе с тем, пронизывает все культурные фрагменты, функционирование которых в наше время невозможно вне зависимости от информационной культуры. Исследователь А.И.Ракитов отмечает, что этим и определяется важность анализа информационной культуры. По его мнению, «вопрос об информатизации культуры имеет не «остаточный», а фундаментальный характер, в котором завязываются в один узел культурные процессы создания информационно-индустриального общества и принципиально новой технологической базы его духовной и социальной модернизации» [1].

Информационную культуру следует понимать, прежде всего, как часть общей культуры, один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Она имеет черты, общие для всей культуры: неразрывную связь с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения людей к природе, обществу и друг к другу. Одновременно информационная культура выступает в качестве необходимого и эффективного фактора освоения человеком культурной реальности, всего того культурного потенциала общества, который накопило человечество в процессе своего многовекового исторического пути. Поэтому не следует ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации или информационной техники вообще. В действительности, эта сфера гораздо бо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.