Научная статья на тему 'Рефлексивная персонология жизнетворчества Анатолия Алексеевича деркача'

Рефлексивная персонология жизнетворчества Анатолия Алексеевича деркача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семёнов Игорь Никитович

Его вклад в развитие акмеологии, психологии, педагогики профессионализма в управлении и образовании (в связи с 70-летием)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семёнов Игорь Никитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of acmeology, psychology, pedagogy of professionalism in management and education The 70-year-old anniversary

Текст научной работы на тему «Рефлексивная персонология жизнетворчества Анатолия Алексеевича деркача»

Вводное слово Introductory word

РЕФЛЕКСИВНАЯ ПЕРСОНОЛОГИЯ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА АНАТОЛИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ДЕРКАЧА

Его вклад в развитие акмеологии, психологии, педагогики профессионализма в управлении и образовании

(в связи с 70-летием)

REFLEXIVE PERSONOLOGY LIFE AND CREATIVITY OF ANATOLIY A. DERKACH

Development of acmeology, psychology, pedagogy of professionalism in management and education The 70-year-old anniversary

Психологическая общественность отмечает 70-летие одного из крупнейших российских психологов, академика-секретаря отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования, заведующего кафедрой акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, главного редактора широко известного научной общественности и популярного в среде исследователей психологов и педагогов журнала «Акмеология», доктора психологических наук, профессора Анатолия Алексеевича Деркача.

Анатолий Алексеевич внёс существенный вклад в развитие различных областей современного человекознания: в общую, возрастную, педагогическую, социальную, юридическую, организационную психологию, в педагогику социализации, воспитания, обучения учащихся и управления системой среднего, высшего и последипломного профессионального образования, а также в психолого-акмеологическое обеспечение российской образовательной системы и государственной службы страны.

В начале 1990-х годов в России возникла социальная потребность в комплексном изучении психологических закономерностей профессиональной деятельности госслужащих, а также в разработке психотехнологий диагностики их интеллектуально-личностных качеств и развития профессионализма. Это послужило социокультурным контекстом, вызвавшим к жизни психолого-акмеологическую проблематику в современном человеко-знании. Уже четверть века эта проблематика доминирует в научно-педагогической деятельности А.А. Деркача. К тому имелись определённые историко-научные предпосылки, которые он эвристически развил и конструктивно реализовал в своём научном творчестве и организационной деятельности.

Анатолий Алексеевич прошёл путь от педагога-воспитателя системы дополнительного образования через социально-психологическое изучение воспитательной деятельности до создателя особой области человекознания — акмеологии развития профессионализма и координации психолого-педагогической науки по линии РАО и ВАК РФ.

Идею акмеологии как психологической науки об «акме» взрослого человека ещё в конце 1920-х годов высказал Н.А. Рыбников, ставший в будущем на короткое время директором Московского психологического института, организованного в 1912-1914 годах основателем российской экспериментальной психологии Г.И. Челпановым. Однако в эпоху сталинского режима эта идея оказалась социально не востребованной, и к ней, уже в период хрущёвской «оттепели», вернулся один из крупнейших отечественных психологов середины ХХ века академик АПН РСФСР Б.Г. Ананьев, включивший акмеологию в разрабатываемую им систему человекознания. Его ученица, крупный педагогический психолог, член-корреспондент АПН СССР Н.В. Кузьмина на рубеже 1970-1980-х годов акцентировала необходимость изучения в акмеологии профессионализма взрослого человека.

Ученик Н.В. Кузьминой А.А. Деркач, занимавшийся социально-организационной психологией в Российской академии управления, вдохновившись этими идеями, обратился в начале 1990-х годов к психологическому изучению профессионально важных качеств госслужащих. Разработав инновационную исследовательскую программу концептуально-методологического построения акмеологии как комплексной дисциплины о развитии профессионализма взрослого человека, А.А. Деркач не только проводил соответствующие исследования, но и создал в РАУ необходимую психологическую институцию: сначала лабораторию, а вскоре и кафедру акмеологии и психологии профессиональной деятельности.

Обладая стратегическим мышлением, проницательностью, даром доброжелательного общения и недюжинными организаторскими способностями, А.А. Деркач сумел привлечь к реализации этого проекта высококвалифицированных профессоров и молодых докторов наук.

В 1992 году А.А. Деркач пригласил нас с С.Ю. Степановым в РАУ для акмеологиче-ского изучения профессионализма и построения психотехнологий его развития, а также для разработки ряда аспектов теоретических основ акмеологии. Это было время стремительных радикальных социополитических изменений в обществе и шоковых экономических реформ. В стране сложилась крайне неблагоприятная обстановка для развития науки: сокращались ассигнования, зарплата выплачивалась с перебоями, сворачивались публикационные каналы, закрывались различные производства и целые институты. В тех кризисных социоэкономических условиях А.А. Деркач с присущей ему энергией и настойчивостью противопоставил тотальному развалу свой амбициозный и созидательный проект по созданию новой науки — акмеологии. Её идея хотя и была укоренена в истории человекознания, но оставалась нереализованной — ни теоретико-методологически, ни экспериментально-методически, ни исследовательски-технологически, ни практико-прагматически.

Важная заслуга А.А. Деркача — соционаучное проектирование необходимых фундаментальных изысканий и прикладных разработок по всем указанным направлениям акме-ологических исследований с созданием необходимой институционально-акмеологической инфраструктуры (лаборатория, кафедра, учебная специализация, научная специальность и учёный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций, журнал, международная академия). Этому соответствовало и кадровое обеспечение — путём организации научно-педагогической деятельности профессионалов для реализации новаторского научного проекта и педагогической трансляции достижений акмеологии посредством её преподавания в системе высшего и последипломного профессионального образования в РАУ.

Вскоре Российская академия управления была преобразована в Российскую академию государственной службы (РАГС) при Президенте РФ. Кафедра акмеологии и профессиональной деятельности расширилась благодаря притоку профессоров (О.С. Аниси-

мов, А.Я. Анцупов, Е.Н. Богданов, А.С. Гусева, В.Г. Зазыкин, В.Г. Крысько, Л.Г. Лаптев, В.Н. Маркин, Г.С. Михайлов, А.П. Назаретян, Э.В. Сайко, М.Ф. Секач, Е.В. Селезнёва, Ю.В. Синягин, А.П. Ситников, С.Ю. Степанов, Л.А. Степнова, А.П. Федоркина, В.А. То-лочек и др.). В коллективе, руководимом А.А. Деркачом, интенсивно велись разнообразные теоретико-методологические изыскания, экспериментально-поисковые исследования и практико-прикладные разработки в области инновационной акмеологии.

Мы столкнулись с принципиальными теоретическими трудностями, когда в сжатые сроки нужно было представить первую систематизированную учебную программу по акмеологии, предназначенную для изучения слушателями-госслужащими в процессе последипломного профессионального образования. Под руководством А.А. Деркача такая программа была разработана, и мы приступили к чтению учебного курса. Помнится, как я опешил, когда несколько слушателей моего курса пришли на экзамен в генеральской форме, тогда ещё РАУ (как и переименованная позднее РАГС) готовила кадровый резерв для высоких уровней государственной службы.

Не менее сложным было и создание стабильного учебника по акмеологии. Под руководством А.А. Деркача обсуждался и был разработан проспект этого учебника, а среди авторского коллектива распределены задания по подготовке его отдельных глав. Поскольку выделенные для освещения в учебнике темы были изучены в психолого-акмеологической науке неравномерно, авторам давалось определённое время для их проработки. Затем написанные главы обсуждались и после редактирования согласовывались в виде единого учебного текста, который вновь дорабатывался по итогам рецензирования и затем передавался в издательство. Результатом такой многолетней работы коллектива авторов под научно-методическим руководством А.А. Деркача стало издание нескольких вариантов учебника по акмеологии. В 2006 году был создан стабильный учебник «Акмеология», изданный в серии специализированных учебников РАГС. Этот учебник, согласно исследовательской стратегии А.А. Деркача, был дополнен разработкой и изданием под его руководством «Акмеологического словаря» и специальным учебным пособием, в котором интегрированы достижения акмеологической науки.

Созданию этого учебника и словаря предшествовало многолетнее всесторонне исследование под научным руководством А.А. Деркача психолого-акмеологических аспектов профессионально важных качеств специалистов (в особенности госслужащих), их возрастных свойств, особенностей менталитета и деятельности, а также развития профессионализма, мастерства и творческого потенциала в процессе индивидуального и коллективного труда.

Одним из многих акмеологических направлений современной психологии развития, поддержанных А.А. Деркачом и включённых им в стратегию создания акмеологии как научной и учебной дисциплины, является рефлексивно-творческая акмеология, которая конструктивно сотрудничает с научными школами рефлексивно-управленческой акмеологии О.С. Анисимова и общей акмеологии А.А. Деркача.

Прецедентом такого плодотворного сотрудничества на рубеже 1990-2000-х годов стала, к примеру, существенная поддержка А.А. Деркачом диссертационного исследования аспирантки А.В. Балаевой, выполненного под моим руководством. Сознавая важность изучения историко-научных предпосылок становления акмеологии и ценность исследования для этого наследия петербургского учёного-психофизиолога начала ХХ века Н.Я. Пэрны, А.А. Деркач сумел изыскать возможности для серии командировок А.В. Ба-лаевой в петербургские архивы, несмотря на скудость средств, выделявшихся в РАГС на лабораторные исследования. В результате науковедческого анализа и теоретического обсуждения архивных, дневниковых и других научных данных была реконструирована научно-исследовательская деятельность Н.Я. Пэрны, квалифицированная нами (А.А. Деркач, И.Н. Семёнов, А.В. Балаева, 2005) как исторически первый прецедент рефлексивно-акмеологического изучения творческой индивидуальности

В целях реализации предложенной А.А. Деркачом стратегии по развитию акмеологии как научной и учебной дисциплины было проведено множество различных теоретико-

экспериментальных и практико-прикладных исследований. Их результаты обобщены в ряде научных монографий, сборников трудов и материалов научных конференций, учебных пособий и учебников, в том числе утверждённых Учебно-методическим объединением и рекомендованных для преподавания в вузах.

По итогам проведённых на кафедре фундаментально-прикладных исследований коллектив авторов (К.А. Абульханова, О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, Р.Л. Кричевский, А.К. Маркова, И.Н. Семёнов, Ю.В. Синягин, С.И. Съедин и др.) во главе с А.А. Деркачом в 2000 году награждён высшей государственной научной наградой страны — Премией Президента Российской Федерации в области образования.

Заслуги научно-педагогической и организационно-управленческой деятельности А.А. Деркача отмечены множеством государственных наград и почётных званий. Анатолий Алексеевич — лауреат Премии Президента РФ в области образования, заслуженный деятель науки РФ, президент Международной академии акмеологических наук, главный редактор журнала «Акмеология», член редколлегии журнала «Мир психологии». В качестве академика-секретаря отделения психологии и возрастной физиологии РАО и руководителя направления ВАК РФ по психологии и педагогике А.А. Деркач вместе с вице-президентом РАО Д.И. Фельдштейном в 2000-е годы координирует в стране научно-исследовательские изыскания и практико-прикладные разработки по психолого-педагогической науке. В 2010-х годах в связи с преобразованием РАГС в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ перед акмео-логией открываются новые возможности использования её достижений в социоэкономи-ческой практике.

Под научным руководством А.А. Деркача успешно защитилось множество кандидатов и десятки докторов психологических и педагогических наук по общей и социальной психологии личности, акмеологии и психологии развития профессионализма и управленческой деятельности, педагогике оптимизации среднего, дополнительного, высшего и последипломного профессионального образования. В результате многолетних новаторских исследований и целенаправленных организационных усилий по созданию инновационной науки акмеологии на рубеже 1990-2000 годов А.А. Деркачом создана московская научная акмеологическая школа, одна из крупнейших в психологии. Эта школа конструктивно сотрудничает с другими психологическими школами, в том числе с петербургской акмео-логической школой Н.В. Кузьминой, в развитии человекознания, междисциплинарных связей гуманитарных и общественных наук, а также в психолого-акмеологическом обеспечении системы образования, современного управления и государственной службы.

Игорь Никитович Семёнов,

доктор психологических наук, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.