Научная статья на тему 'РЕФЛЕКСИВНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ'

РЕФЛЕКСИВНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКСИВНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ»

материал, полностью соответствующий программе средних общеобразовательных учреждений и рассчитанный на «среднего» ученика.

Такие меры способствуют обеспечению психолого-педагогического комфорта при подготовке к ЕГЭ.

Использованные источники:

1.Еремина Л.Ю. Психологические особенности личности школьников и их влияние на успешность сдачи итогового школьного экзамена: на материале ЕГЭ и традиционного экзамена. Автореф. дисс. ... кандидата психологических наук. М., 2007. 28 с.

2.Никитин А.В. Конструирование и оценка качества дидактических тестов для проведения единого государственного экзамена. Автореф. дисс. ... кандидата педагогических наук. Брянск, 2005. 25 с.

3.Прохоров Р.Е. Психологические особенности выпускников общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ. Автореф. дисс. ... кандидата психологических наук. М., 2012. 24 с.

Латыпова Л.Р. студент

гуманитарный факультет направление: лингвистика профиль: теоретическая и прикладная лингвистика Шигабетдинова Г. М. - научный руководитель кандидат педагогических наук старший преподаватель

УлГТУ Россия, г. Ульяновск РЕФЛЕКСИВНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ На протяжении всей жизни человек анализирует свои поступки, действия, пытается познать сам себя, ищет все себе новые грани, наиболее активно эти процессы происходят в молодом возрасте, т.е. у людей от 17 до 23 лет, так какименно в этот период происходит становление человека как личности, как гражданина. В этом возрасте остро переживается проблема выбора жизненных ценностей, человек осмысленно делает выбор своей внутренней позиции по отношению к миру. Данные проблемы для молодых людей становятся предметом диалогов с самим собой, поэтому, с точки зрения психологии, необходимо рассмотреть такие понятия как рефлексия, ее виды и связанные с ней понятия самооценки и самопознания. [1]

Анализ теоретической литературы показал, что самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно формируется по мере взросления человека и по мере познания себя.Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему в виду, то на сколько высоко или низко он оценивает свои качества.

Рефлексия - это обращенность сознания на себя, размышление человека о себе, анализ собственных действий и поступков. Достаточно большое количество исследователей считают, что рефлексия является показателем развития личности. [2] «И наконец, высший, личностный уровень развития самосознания связан с такими феноменами, как осознание своей социальной ценности и зрелости, смысла своего бытия, места в обществе, с оценкой своих социальных и личностных достижений в прошлом, настоящем и возможных перспектив своего развития» (Чеснокова И.И.).

Личностная рефлексия - это осмысление собственного внутреннего мира, внутренних ощущений человека, к примеру, эмоции, чувства, ощущения. Наиболее важными вопросами личностной рефлексии являются вопросы о смысле жизни, об идеалах, о самореализации человека. Существуют различные типы рефлексии, если в качестве критерия брать эмоциональные переживания, то существует: позитивная и негативная рефлексия.Российский педагог Б.З.Вульфов определяет рефлексию как соотнесение себя, возможностей своего Я с тем, чего требует окружающие или, к примеру, избранная профессия, в том числе, с существующими о ней представлениями. [3]

Позитивная рефлексия - это процесс самопознания, в результате которого человек, анализируя себя, приходит к правильным выводам, т.е.он понимает причину своих неудач и пытается что-то изменить в лучшую сторону.

Негативная рефлексия - это так же процесс самопознания, который отрицательно воздействует на личность. Человек занимается саморазрушением, он думает о своих отрицательных качествах, об отрицательных поступках, не пытаясь ничего изменить. В результате этого у человека могут возникнуть комплексы, которые в дальнейшем не позволят ему реализовывать свои планы. [1] «Это раздвоение единого усугубляется функцией эмоциональной составляющей, отношенческого компонента представлений: она ... может быть и позитивной, и негативной, способствующей активизации интеллектуального механизма, осознанию, осмыслению действительности и препятствующей, блокирующей его» (К.А. Абульханова.).

Мы задались целью сопоставить самооценку членов группы с оценкой выделенных качеств остальными членами группы и организовали рефлексию относительно полученных результатов у испытуемых В ходе эксперимента был проведен опрос учащихся группы гуманитарного факультета, результаты которого представлены в таблице. Студенты должны были оценить качества испытуемых по шкале от -5 до 5, в зависимости от того, насколько, по их мнению, то или иное качество соответствует испытуемому.

Оценочные данные участников эксперимента

Участники Качества Самооценка Оценка качества

эксперимента (средний балл) другими людьми (средний балл)

Л. Л. вспыльчивость 3,2 -4

М. А. раздражительность 2,6 -11,1

К. К. упрямство 3,2 2

К. Я. капризность 2,8 -3,4

ЛИ. самовлюбленность 2,8 15,4

Эксперимент показал, что почти все недостатки, которые видят в себе испытуемые, надуманны и большинство людей их просто не замечают, это связано, прежде всего, с тем, что в этом возрасте происходит становление личности и люди подвержены самокопанию, им важно, как их оценивают и воспринимают окружающие. Вместе с тем проведенный эксперимент показал, что некоторым участникам все-таки стоит задуматься о своих качествах, так как окружающие все-таки подтвердили наличие этих недостатков. В дальнейшем мы обсудили результаты эксперимента с участниками с целью построения траектории их личностного развития и оценки этих качеств. В ходе обсуждения выяснилось, что проведенное исследование оказалось для участников полезным, поскольку они смогли, во-первых, увидеть себя со стороны, во-вторых, познакомиться с методиками рефлексивного тренинга, способствующего личностному развитию.

Тем не менее, результаты эксперимента должны повлиять на испытуемых, кому-то они придадут уверенности в себе, а кого-то подтолкнут к размышлениям.

Использованные источники:

1.Livejournal [Электронный ресурс]: психологический журнал. - Режим доступа: http ://rabota-psy. livej ournal. com/101436. html

2. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] / А.В. Карпов // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.

3. Ваш психолог [Электронный ресурс]: психологический журнал. - Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-reflection-teacher-reflection

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.