Научная статья на тему 'ПРОЦЕДУРА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ'

ПРОЦЕДУРА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошевая Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕДУРА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

Кошевая Н.С. ст. преподаватель кафедры «Математика и ИТ» Филиала РУДН Россия, г.Сочи ПРОЦЕДУРА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Современные научные открытия значительно изменяют наше представление о мире. Рождается новая парадигма мышления. Глобальные преобразования происходят сегодня во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Несомненно, что качество образования (от дошкольного до послевузовского) определяет будущее всего человечества.

После подписания Российской Федерацией Болонской конвенции начались изменения в структуре российского образования. Реформы, происходящие в системе образования, привели и к пересмотру итоговой аттестации выпускников средних школ. В настоящее время все школьники по окончании 11 классов сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ).

При проведении ЕГЭ по всей стране предлагается материал одинаковой сложности и единая градация оценки. Основные целевые установки ЕГЭ:

1) уравнять шансы всех абитуриентов; 2) «совместить» выпускные экзамены в средней общеобразовательной школе со вступительными экзаменами в высшее учебное заведение.

Однако ЕГЭ-2013 ознаменовался скандалами в ряде городов России. Зададимся вопросом о том, какие факторы мешают успешному прохождению единого государственного экзамена?

Проблемы подготовки к ЕГЭ - это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. Условно можно выделить три группы трудностей, с которыми сталкиваются абитуриенты во время ЕГЭ: когнитивные, личностные и процессуальные.

1. Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации в процессе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование у абитуриентов умений выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных; оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Тестовые задания ЕГЭ требуют от абитуриента умения оперировать большим объемом информационных данных и быстро переключаться с одной темы на другую.

2. Личностные трудности детерминированы особенностями восприятия абитуриентом ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.

3. Процессуальные трудности связаны с самой процедурой единого государственного экзамена. Эта процедура во многом имеет инновационный

характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

Несомненно, период сдачи экзаменов - один из самых ответственных в жизни каждого школьника, и поэтому мы считаем, что на сегодняшний день одной из актуальных проблем в школьном образовании является качество подготовительной и «результативной» работы учащихся (то, с каким настроением школьники и педагоги выходят на «финишную прямую»).

Данную проблему нам хотелось бы рассмотреть на примере Краснодарского края. В этом регионе для всех учащихся одиннадцатых классов - начиная со второго полугодия - проводятся ежемесячные краевые контрольные работы по основным дисциплинам (указанные работы следует квалифицировать как формы промежуточной аттестации учащихся), в которых часто предлагаются задания «с изюминкой» - задания, рассчитанные не на «среднего» ученика.

Поэтому для успешной промежуточной аттестации учеников учителя -кроме основной работы - вынуждены проводить для учащихся дополнительные консультации (на безвозмездной основе); отметим, что в случае учебной аттестационной неудачи школьника учитель формирует отчетный пакет документов, подтверждающих не только проведение занятий с отстающим учеником, но и обосновывающих целесообразность методов и приемов индивидуальной подготовки учащегося.

Колоссальная загруженность педагогов не добавляет им оптимизма, а говорить о созидательной и творческой деятельности, увы, вообще не приходится.

На наш взгляд, необходимо разработать такие учебники, в результате освоения материала которых и слабоуспевающий, и «средний» ученик смогли бы самостоятельно выполнить большинство заданий уровня В в различных учебно-демонстрационных вариантах ЕГЭ, а учащиеся, имеющие навыки выше среднего, смогли бы выполнить первые задания уровня С (речь идет о заданиях ЕГЭ по математике). Остальные задания уровня С, на наш взгляд, следует ориентировать на учащихся, регулярно участвующих и занимающих призовые места на предметных Олимпиадах различного уровня. В связи со сказанным отметим, что подготовка учащихся к предметным Олимпиадам (а соответственно - и к блоку С в ЕГЭ) требует дополнительного рабочего времени педагога. Поэтому необходимо увеличить количество факультативных часов (оплачиваемых учителю) по предметам, сдаваемым в форме ЕГЭ, в школах.

Возвращаясь к проведению подготовительной работы к ЕГЭ в Краснодарском крае, хотелось бы предложить аннулировать такой вид проверки знаний, умений и навыков учащихся, как ежемесячные краевые контрольные работы (в других субъектах Российской Федерации такой вид промежуточного аттестационного контроля отсутствует). Или - в рамках краевых аттестационных работ - стараться предлагать учащимся только

материал, полностью соответствующий программе средних общеобразовательных учреждений и рассчитанный на «среднего» ученика.

Такие меры способствуют обеспечению психолого-педагогического комфорта при подготовке к ЕГЭ.

Использованные источники:

1.Еремина Л.Ю. Психологические особенности личности школьников и их влияние на успешность сдачи итогового школьного экзамена: на материале ЕГЭ и традиционного экзамена. Автореф. дисс. ... кандидата психологических наук. М., 2007. 28 с.

2.Никитин А.В. Конструирование и оценка качества дидактических тестов для проведения единого государственного экзамена. Автореф. дисс. ... кандидата педагогических наук. Брянск, 2005. 25 с.

3.Прохоров Р.Е. Психологические особенности выпускников общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ. Автореф. дисс. ... кандидата психологических наук. М., 2012. 24 с.

Латыпова Л.Р. студент

гуманитарный факультет направление: лингвистика профиль: теоретическая и прикладная лингвистика Шигабетдинова Г. М. - научный руководитель кандидат педагогических наук старший преподаватель

УлГТУ Россия, г. Ульяновск РЕФЛЕКСИВНАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ На протяжении всей жизни человек анализирует свои поступки, действия, пытается познать сам себя, ищет все себе новые грани, наиболее активно эти процессы происходят в молодом возрасте, т.е. у людей от 17 до 23 лет, так какименно в этот период происходит становление человека как личности, как гражданина. В этом возрасте остро переживается проблема выбора жизненных ценностей, человек осмысленно делает выбор своей внутренней позиции по отношению к миру. Данные проблемы для молодых людей становятся предметом диалогов с самим собой, поэтому, с точки зрения психологии, необходимо рассмотреть такие понятия как рефлексия, ее виды и связанные с ней понятия самооценки и самопознания. [1]

Анализ теоретической литературы показал, что самопознание - это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно формируется по мере взросления человека и по мере познания себя.Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему в виду, то на сколько высоко или низко он оценивает свои качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.