Научная статья на тему 'ПРОЦЕДУРА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ'

ПРОЦЕДУРА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕДУРА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ»

Однако, несмотря на отмеченные нами технические преимущества интернет-тестирования, следует обратить внимание на этические и психологические аспекты данной проверки знаний и умений, на то, насколько объективна такая форма оценка, достоверно ли она показывает степень освоенности тематического материала студентами. Поясним: при компьютерном тестировании проверяющие специалисты имеют дело только с результатами - они не видят и не слышат тестируемого, а значит, и не владеют о нём дополнительной информацией и не могут выявить его истинные знания. Так, например, студент, который плохо ориентируется в материале, может случайно выбрать правильный ответ - и это даст ему определённое количество баллов (Заслуженные ли эти баллы?) К сожалению, может быть и обратная ситуация: студент, достаточно хорошо владеющий информацией по дисциплине, может экзаменационное тестирование «завалить» по ряду психологических причин:

1) неспособность справиться с заданием из-за «боязни компьютера»;

2) усталость испытуемого, обусловленная однообразием и монотонностью выполняемой им работы, может привести к ошибочным ответам (дополнительные причины: неверно понятая инструкция, перепутанные клавиши для ответов и т.д.);

3) некорректное составление самих тестовых заданий может дезориентировать студента при выборе ответов на поставленный вопрос. Заключение. Учитывая вышеизложенное, констатируем следующее: результатам, полученным с помощью компьютерного тестирования, следует доверять с некоторыми оговорками. Следует отметить, что для создателей компьютерного тестирования важно разобраться в существующих проблемах, изучить их для того, чтобы в будущем при составлении тестов устранить существующие недостатки и создать высококачественные тесты.

Кошевая Н. С. ст. преподаватель кафедра «Математика и ИТ» Филиал РУДН г. Сочи Россия, г.Сочи ПРОЦЕДУРА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ Современные научные открытия значительно изменяют наше представление о мире. Рождается новая парадигма мышления. Глобальные преобразования происходят сегодня во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Несомненно, что качество образования (от дошкольного до послевузовского) определяет будущее всего человечества.

После подписания Российской Федерацией Болонской конвенции начались изменения в структуре российского образования. Реформы, происходящие в системе образования, привели и к пересмотру итоговой

аттестации выпускников средних школ. В настоящее время все школьники по окончании 11 классов сдают единый государственный экзамен (ЕГЭ).

При проведении ЕГЭ по всей стране предлагается материал одинаковой сложности и единая градация оценки. Основные целевые установки ЕГЭ:

1) уравнять шансы всех абитуриентов; 2) «совместить» выпускные экзамены в средней общеобразовательной школе со вступительными экзаменами в высшее учебное заведение.

Однако ЕГЭ-2013 ознаменовался скандалами в ряде городов России. Зададимся вопросом о том, какие факторы мешают успешному прохождению единого государственного экзамена?

Проблемы подготовки к ЕГЭ - это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. Условно можно выделить три группы трудностей, с которыми сталкиваются абитуриенты во время ЕГЭ: когнитивные, личностные и процессуальные.

1. Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации в процессе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование у абитуриентов умений выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных; оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Тестовые задания ЕГЭ требуют от абитуриента умения оперировать большим объемом информационных данных и быстро переключаться с одной темы на другую.

2. Личностные трудности детерминированы особенностями восприятия абитуриентом ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.

3. Процессуальные трудности связаны с самой процедурой единого государственного экзамена. Эта процедура во многом имеет инновационный характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

Несомненно, период сдачи экзаменов - один из самых ответственных в жизни каждого школьника, и поэтому мы считаем, что на сегодняшний день одной из актуальных проблем в школьном образовании является качество подготовительной и «результативной» работы учащихся (то, с каким настроением школьники и педагоги выходят на «финишную прямую»).

Данную проблему нам хотелось бы рассмотреть на примере Краснодарского края. В этом регионе для всех учащихся одиннадцатых классов - начиная со второго полугодия - проводятся ежемесячные краевые контрольные работы по основным дисциплинам (указанные работы следует квалифицировать как формы промежуточной аттестации учащихся), в которых часто предлагаются задания «с изюминкой» - задания, рассчитанные не на «среднего» ученика.

Поэтому для успешной промежуточной аттестации учеников учителя -кроме основной работы - вынуждены проводить для учащихся

дополнительные консультации (на безвозмездной основе); отметим, что в случае учебной аттестационной неудачи школьника учитель формирует отчетный пакет документов, подтверждающих не только проведение занятий с отстающим учеником, но и обосновывающих целесообразность методов и приемов индивидуальной подготовки учащегося.

Колоссальная загруженность педагогов не добавляет им оптимизма, а говорить о созидательной и творческой деятельности, увы, вообще не приходится.

На наш взгляд, необходимо разработать такие учебники, в результате освоения материала которых и слабоуспевающий, и «средний» ученик смогли бы самостоятельно выполнить большинство заданий уровня B в различных учебно-демонстрационных вариантах ЕГЭ, а учащиеся, имеющие навыки выше среднего, смогли бы выполнить первые задания уровня C (речь идет о заданиях ЕГЭ по математике). Остальные задания уровня C, на наш взгляд, следует ориентировать на учащихся, регулярно участвующих и занимающих призовые места на предметных Олимпиадах различного уровня. В связи со сказанным отметим, что подготовка учащихся к предметным Олимпиадам (а соответственно - и к блоку C в ЕГЭ) требует дополнительного рабочего времени педагога. Поэтому необходимо увеличить количество факультативных часов (оплачиваемых учителю) по предметам, сдаваемым в форме ЕГЭ, в школах.

Возвращаясь к проведению подготовительной работы к ЕГЭ в Краснодарском крае, хотелось бы предложить аннулировать такой вид проверки знаний, умений и навыков учащихся, как ежемесячные краевые контрольные работы (в других субъектах Российской Федерации такой вид промежуточного аттестационного контроля отсутствует). Или - в рамках краевых аттестационных работ - стараться предлагать учащимся только материал, полностью соответствующий программе средних общеобразовательных учреждений и рассчитанный на «среднего» ученика.

Такие меры способствуют обеспечению психолого-педагогического комфорта при подготовке к ЕГЭ.

Использованные источники:

1.Еремина Л.Ю. Психологические особенности личности школьников и их влияние на успешность сдачи итогового школьного экзамена: на материале ЕГЭ и традиционного экзамена. Автореф. дисс. ... кандидата психологических наук. М., 2007. 28 с.

2.Никитин А.В. Конструирование и оценка качества дидактических тестов для проведения единого государственного экзамена. Автореф. дисс. ... кандидата педагогических наук. Брянск, 2005. 25 с.

3.Прохоров Р.Е. Психологические особенности выпускников общеобразовательной школы при подготовке к ЕГЭ. Автореф. дисс. ... кандидата психологических наук. М., 2012. 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.