Научная статья на тему 'Рефинансирование кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики Банка России'

Рефинансирование кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики Банка России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3084
969
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФИНАНСИРОВАНИЕ / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ЛИКВИДНОСТЬ / REFINANCE / MONETARY-CREDIT POLICY / LIQUIDITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жукова Анна Георгиевна

В статье рассматривается денежно-кредитная политика Банка России и перспективы ее развития. Выделяется инструмент рефинансирования как один из основных для пополнения ликвидности банковского сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Refinancing of credit organizations as a tool of the Bank of Russia’s monetary and credit policy

The article considers the monetary-credit policy of the Bank of Russia and perspectives of its development. Stands out refinancing instrument as one of the main to replenish the liquidity of the banking sector.

Текст научной работы на тему «Рефинансирование кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики Банка России»

УДК 336.711(47)

А. Г. Жукова

Рефинансирование кредитных организаций как инструмент денежно-кредитной политики Банка России

В статье рассматривается денежно-кредитная политика Банка России и перспективы ее развития. Выделяется инструмент рефинансирования как один из основных для пополнения ликвидности банковского сектора.

The article considers the monetary-credit policy of the Bank of Russia and perspectives of its development. Stands out refinancing instrument as one of the main to replenish the liquidity of the banking sector.

Ключевые слова: рефинансирование, денежно-кредитная политика, ликвидность.

Key words: refinance, monetary-credit policy, liquidity.

Денежно-кредитная политика - важнейшая составляющая эко-

w n w

номической политики государства. В экономической теории, основной целью денежно-кредитной политики (the main goal of monetary policy) является ориентирование на достижение качественного и эффективного экономического роста, для чего требуется анализ и прогнозирование состояния различных отраслей.

В статье 35 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (далее - ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации») определены основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России (такие как: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России; операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения, а также эмиссия облигаций от своего имени). Применение того или иного инструмента основывается на мониторинге изменений макроэкономических показателей, состояния платежного баланса, конъюнктуры международных финансовых и товарных рынков, проводимой налоговобюджетной политики (рис. 1).

© Жукова А. Г., 2012

Анализ ситуации в сфере денежнокредитной политики

Мониторинг и прогно зирование ликвидности банковского сектора

Рис. 1. Взаимосвязь анализа и мониторинга для реализации успешного построения денежно-кредитной политики

В свою очередь инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России можно подразделить на операции на открытом рынке и операции постоянного действия (рис. 2).

Рис. 2. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России

Специфика экономических и организационных основ денежнокредитной политики определяется спецификой ее объектов и субъектов (рис. 3).

Объект денежно- /1 Субъект денежно-

кредитном политики ^ ^ кредитной политики

Спрос и предложение на денежном рынке

Центральный банк Российской Федерации; кредитные организации (в том числе НКО)

Рис. 3. Субъекты и объекты денежно-кредитной политики

Проводя анализ денежно-кредитной политики Банка России последних лет, можно сделать вывод о том, что она была направлена на поэтапное снижение инфляции, поддержание стабильности национальной валюты, а также обеспечение устойчивости банковской системы в целом. Меры, предпринятые Банком России в области денежно-кредитного регулирования, способствовали поддержанию экономики страны в кризисные 2008-2009 гг., снижению инфляционных ожиданий и темпов роста потребительских цен. Инфляция 2011 г. в Российской Федерации составила 6,1 % что является самым низким показателем за последние годы (табл. 1).

Таблица 1

Индекс потребительских цен с 2006 по 2011 гг.

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Индекс потребительских цен, % 9,0 11,9 13,3 8,1 8,8 6,1

Рассматривая «Основные направления единой денежнокредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов» следует отметить, что к одной из основных целей относится переход к таргетированию инфляции и признание политики управления процентными ставками ключевой, в механизме денежно-кредитного регулирования. Также в соответствии с указанным документом успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться успешностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Также, важнейшей задачей в настоящее время является дальнейшее развитие системы рефинансирования кредитных организаций как одного из основных инструментов поддержания ликвидности.

Средние, фактические значения нормативов ликвидности по банковскому сектору за год возросли по сравнению с предшествую-

157

щими годами: мгновенной ликвидности (Н2) - с 72,9 % в 2009 году до 75,1 % по итогам 9 месяцев 2011 г., текущей ликвидности (Н3) - с 97,1 % до 95,2 % (рис. 4). Это обусловлено, в том числе определенным замещением кредитования более краткосрочными торговыми вложениями банков в ценные бумаги.

Среднее значение показателя долгосрочной ликвидности по итогам третьего квартала 2011 г. по сравнению с 2008 г. несколько уменьшилось (с 79,8 до 73,1 %). Его снижение обусловлено более низким темпом прироста средних объемов долгосрочного (на срок свыше одного года) кредитования (22,6 %) по сравнению с темпом прироста средней величины обязательств банковского сектора со сроком востребования свыше одного года (29,4 %).

100

90

80

70

60

50

40

□ мгновенная ликвидность □ текущая ликвидность □ долгосрочная ликвидность

Рис. 4. Показатели ликвидности банковского сектора

Целью управления ликвидностью является обеспечение соответствия спроса на деньги и денежного предложения для достижения конечной цели по таргетированию инфляции. Формулу управления ликвидностью можно представить в следующем виде:

M(t)=FDBR(t)-SBR(t-1)-FAF(t)-S(t)-R(t),

где М^) - прогнозируемый объем операций Банка России,

FDBR(t) - оценка спроса на свободные банковские резервы, SBR(t-1) - предложение свободных банковских резервов,

FAF(t) - прогноз вероятных факторов,

S(t) - сальдо операций по предоставлению ликвидности, проведенных в предыдущие дни, со сроками исполнения на текущий день; R(t) - прогноз изменения обязательных резервов.

По мнению автора, ключевым инструментом денежнокредитной политики на современном этапе является рефинансиро-

2007

2008

2009

2010

01.09.2011

вание кредитных организаций. В соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России в целях обеспечения стабильности банковского сектора, являясь кредитором последней инстанции, для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

Определение понятия «система рефинансирования» как объект государственного регулирования представлено в ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», однако в экономической литературе единого описания нет. Классическое определение рефинансирования - погашение заемного капитала, посредством получения новых займов, ссуд или кредитов.

В настоящее время система рефинансирования кредитных организаций активно развивается, происходит как расширение перечня операций, инструментов рефинансирования и как следствие увеличение их объема.

В соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» кредитные организации могут получать внутридневные кредиты, кредиты овернайт (8 %), ломбардные кредиты (сроком на 2 календарных дня, 7 календарных дней - по ставке 6,25 %; 7 календарных дней, 3 месяца - ставка определяется на аукционной основе). Ломбардные кредитные аукционы представляют собой аукционы кредитов Банка России под залог ценных бумаг. В рамках аукциона возможна подача как конкурентных заявок, влияющих на ставку, так и неконкурентных заявок, на основании которых банки получают кредиты на сложившихся условиях на корреспондентские счета, открытые в уполномоченных территориальных учреждениях. Указанный вид рефинансирования предусматривает получение дополнительной ликвидности под залог ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России, по которым устанавливается соответствующий поправочный коэффициент. Указанный вид кредитования наиболее распространен и востребован кредитными организациями (табл. 2).

В соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами» кредитные организации могут получать кредиты под залог векселей и прав требования по кредитным договорам или поручительства кредитных организаций по фиксированной процентной ставке (табл. 3), на долгосрочный период до 90 календарных дней (7 %), от 91 до 180 календарных дней (7,5 %).

Таблица 2

Информация о кредитных организациях, заключивших генеральные кредитные договоры

Регион Количество кредитных организаций Доля в общем количестве КО, заключивших ГКД, % Доля в общем количестве КО региона, %

В соответствии с Положением Банка России от 04.08.2003 № 236-П

Российская Федерация 449 100 41

Центральный федеральный округ 260 58 43

Северо-Западный федеральный округ 26 6 34

Южный федеральный округ 27 6 24

Приволжский федеральный округ 52 11 41

Уральский федеральный округ 33 7 59

Сибирский федеральный округ 34 8 51

Дальневосточный федеральный округ 17 4 49

В соответствии с Положением Банка России от 12.11.2007 № 312-П

Российская Федерация 465 100 43

Центральный федеральный округ 205 44 33

Северо-Западный федеральный округ 25 5 33

Южный федеральный округ 35 8 31

Приволжский федеральный округ 94 20 74

Уральский федеральный округ 32 7 57

Сибирский федеральный округ 51 11 76

Дальневосточный федеральный округ 23 5 66

Таблица 3

Динамика востребованности кредитов Банка России, млн руб.

Показатели^'-""' Период 2007 2008 2009 2010 на 01.11.2011

Объем внутридневных кредитов 13 499628,1 17 324352,8 22 832687,5 28 359579,5 29 177885,1

Объем кредитов овернайт 133 275,9 230 236,1 311 423,6 229 939,6 183 183,6

Объем ломбардных кредитов 24 154,5 212 677,6 308 848,5 74 993,0 65 388,6

Объем иных кредитов 32 764,5 445 526,2 2 419 364,7 334 557,0 88 319,8

Поскольку денежные средства, получаемые кредитной организацией при рефинансировании, являются заемными, то такие принципы кредитования, как срочность, возвратность, платность получаемых средств распространяются и на операции рефинансирования. Принцип обеспеченности характерен для операций рефинансирования в меньшей степени, поскольку между банками эти сделки могут заключаться без залога.

При построении схемы системы рефинансирования, по мнению автора, следует выделить несколько этапов. В первую очередь Центральный банк предоставляет ликвидность в соответствии с нормативными документами финансово-устойчивым кредитным организациям, отвечающим соответствующим требованиям (банк отнесен к I или II категории финансового состояния, не имеет не-довзноса в обязательные резервы, неуплаченных штрафов за нарушение нормативов обязательных резервов, не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним). Впоследствии кредитные организации распределяют средства по другим кредитным организациям. Ранжирование кредитных организаций, заключивших генеральные кредитные договоры, по величине уставного капитала представлено в табл. 4.

Таблица 4

Группировка кредитных организаций, заключивших генеральные кредитные договоры, по величине уставного капитала

Величина уставного капитала, млн руб. Доля КО с соответствующей величиной уставного капитала, заключивших с Банком России ГКД, в общем количестве КО, заключивших ГКД (%)

В соответствии с Положением Банка России №236-П В соответствии с Положением Банка России №312-П

от 30 до 60 8,0 9,5

от 60 до 150 18,4 18,5

от 150 до 300 26,2 26,8

от 300 и выше 52,6 45,2

В то же время Банк России применяет инструменты постоянного действия для изъятия ликвидности на короткие сроки - депозиты по фиксированным ставкам на стандартных условиях. В необходимых случаях Банк России проводит операции по продаже ценных бумаг из собственного портфеля (без обязательства обратного выкупа), которые используются как инструменты тонкой «настройки»).

Наконец, Банк России использует обязательные резервы в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности. При значительном росте банковской ликвидности, когда применение других инструментов для ее изъятия не сможет оказать необходимого эффекта, Банк России повышает нормативы обязательных резервов.

В случае снижения ликвидности в банковском секторе, сопровождающегося ростом процентных ставок на рынке межбанковских кредитов, Банк России расширяет денежное предложение за счет операций по предоставлению ликвидности. Для этого в качестве основных инструментов служат операции Банка России на открытом рынке - аукционы прямого РЕПО и ломбардные кредитные аукционы.

Стратегическим направлением развития процентной политики является сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России на денежном рынке, связанным с привлечением и размещением ликвидности. При условии сохранения у банковского сектора высокой ликвидности, Банк России активизирует ее изъятие для ограничения влияния денежных факторов на инфляцию. Основную роль в связывании ликвидности играют рыночные инструменты на аукционной основе - операции с облигациями Банка России и депозитные операции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время система рефинансирования кредитных организаций активно развивается, происходит как расширение перечня операций, так и расширение инструментов рефинансирования и, как следствие, увеличение их объема. Поскольку денежные средства, получаемые кредитной организацией при рефинансировании, являются заемными, то такие принципы кредитования, как срочность, возвратность, платность получаемых средств распространяются и на операции рефинансирования. Принцип обеспеченности характерен для операций рефинансирования в меньшей степени, поскольку между банками эти сделки могут заключаться без залога.

В целях расширения инструментов рефинансирования, достижения максимальной доступности операций рефинансирования для финансово-устойчивых кредитных организаций Положением Банка России от 30.11.2010 №362-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных золотом» был расширен перечень механизмов предоставления кредитным организациям ликвидности. Кредиты предоставляются по фиксированной процентной ставке (на срок до 90 календарных дней - по

ставке 6,75 %, на срок 91 до 180 календарных дней - по ставке 7,25 %), обеспечением является физическое золото, находящееся в уполномоченных хранилищах Банка России.

По состоянию на 01.01.2012 г. из 988 действующих кредитных организаций (всего зарегистрировано 1 123), имеющих право на осуществление банковских операций на территории Российской Федерации, лицензия на проведение операций с драгоценными металлами предоставлена 207.

В соответствии с нормативными документами кредитование под залог золота в настоящий момент осуществляется на корреспондентские счета, открытые в девяти территориальных учреждениях (Московского ГТУ, ГУ по Самарской области, ГУ по Челябинской области, ГУ по Краснодарскому краю, ГУ по Новосибирской области, НБ Республики Бурятия, НБ Республики Саха (Якутия), ГУ по Нижегородской области и ГУ по Приморскому краю), имеющих право заключать генеральные кредитные договоры (далее - ГКД) (табл. 5). В настоящее время, возможность получать кредиты на корреспондентские субсчета, открытые в Банке России, не предусмотрена.

Таблица 5

Контрагенты Банка России по операциям рефинансирования

под залог золота

ТУ, которым предоставлено право на осуществлении операций в соответствии с №362-П Количество кредитных организаций региона Из них имеют лицензию на привлечение драгоценных металлов Количество кредитных организаций заключивших ГКД

Московское ГТУ 507 129 16

ГУ по Самарской области 20 7 1

ГУ по Челябинской области 10 5 3

НБ Республики Бурятия 1 1 1

ГУ по Краснодарскому краю 14 4 3

НБ Республики Саха (Якутия) 4 3 1

ГУ по Новосибирской области 10 3 1

ГУ по Нижегородской области 11 2

ГУ по Приморскому краю 7 2

На основании проведенного исследования следует отметить, что инструмент рефинансирования денежно-кредитной политики в целом доступен для кредитных организаций. Однако имеет смысл

рассматривать существование единой системы принятия в обеспечение активов показанной на рис. 5.

Основной залоговый раздел кредитной организации

Поручение на пе-рев од активов КО

Поручение на перевод активов БР

Раздел «Блокировано Банком России» под кредиты кредитной организации

Активы кредитной организации, которые могут быть использованы для предоставления кредитов Банка России

Рис. 5. Порядок блокировки (разблокировки) ценных бумаг владельца

счета депо (заемщика)

В дополнение следует отметить, что важнейшей целью денежно-кредитной политики России на современном этапе должно быть стимулирование экономического роста и повышение уровня жизни граждан. Исходя из вышеизложенного, задачами денежнокредитной политики, реализуемой Банком России должны стать следующие:

• насыщение денежными ресурсами отечественного рынка капитала;

• замещение рублевыми средствами иностранного долгового капитала;

• увеличение срочности финансовых инструментов;

• сокращение рисков при операциях фондирования бизнеса;

• повышение доступности долговых финансовых ресурсов для конечных заемщиков;

• расширение емкости российского финансового рынка и перечня применяемых инструментов;

• формирование стабильных финансовых институтов и развитой финансовой системы.

С точки зрения «востребованности» инструмента рефинансирования и его значимости следует отметить, что, направления денежно-кредитной политики, определяемые Банком России, должны ориентироваться на достижение качественного и эффективного экономического роста, для чего требуются анализ и прогноз не только цен на нефть, но и состояния различных отраслей.

Наиболее востребованными видами кредитов остаются внутридневные кредиты и кредиты овернайт, обеспечивающие бесперебойное проведение платежей кредитных организаций в платежной системе Банка России. В целях стимулирования кредитной активности банков последнее время снижались основные ставки по кредитам Банка России, и в частности, ставка рефинансирования до 8 с 13 % в 2009 г. Вследствие этого в экономике наблюдается посте-

164

пенное уменьшение стоимости кредитных ресурсов для нефинансовых организаций.

Организация работы по кредитованию банков в условиях функционирования системы электронных срочных платежей, которая в первую очередь призвана обеспечить расчеты по крупным, срочным платежам, связанным с реализацией денежно-кредитной и бюджетной политикой. Принципиальное отличие системы банковских электронных срочных платежей от других систем заключается в том, что она является централизованной на федеральном уровне и обеспечивает своим участникам возможность осуществлять расчеты с использованием единого регламента вне зависимости от местонахождения, а также обеспечивает равный доступ к услугам. В рамках создания системы срочных платежей решается много сложных задач. Среди прочих немаловажная задача - управление ликвидностью кредитных организаций, с целью обеспечения непрерывности прохождения платежей и как следствие поддержание должного уровня остатков денежных средств на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций. Следует отметить, что система рефинансирования эффективно работает только тогда, когда хорошо развит финансовый рынок, существует единая платежная система, функционирующая в режиме реального времени.

Получение кредитными организациями внутридневных кредитов способствует ускорению оборачиваемости денежных средств, сокращению сроков проведения операций в региональной платежной системе Банка России.

Одновременно существенно возрастает спрос на кредиты овернайт. Возможность оперативного получения кредитными организациями дополнительной ликвидности в период нестабильности на денежном рынке во многом позволяет снять «напряженность» в банковском секторе, избежать массового оттока средств вкладчиков и отзыва лицензий у кредитных организаций в связи с неисполнением требований кредиторов по денежным обязательствам.

Список литературы

1. О Центральном банке Российской Федерации: федер. закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ.

2. Положение Банка России от 04.08.2003 № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг».

3. Положение Банка России от 12.11.2007 № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами».

4. Положение Банка России от 30.11.2010 №362-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных золотом».

5. «Основные направления единой денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов».

6. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. - URL: www.cbr.ru; Официальный сайт журнала «Эксперт». - URL: www.expert.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.