Это приводит к осложнению возможностей регулирования и введения формальных норм на рынке труда молодых специалистов.
Отмечаемое на сегодняшний день достигнутое «равновесие ожиданий» между работодателем и молодым специалистом для процесса институционализации играет двоякую роль: с одной стороны, оно способствует созданию норм между этими двумя субъектами, и делает поведение обоих довольно прозрачным и предсказуемым, с другой - способствует созданию стереотипов относительно друг друга, что зачастую не соответствует реальности.
Наличие развитой инфраструктуры рынка труда позволяет повысить уровень информированности молодых специалистов о спросе на них, в целом сделать более прозрачным рынок труда для них и последующих поколений, входящих на данный рынок.
Постоянный рост числа специальностей является толчком для развития рынка труда молодых специалистов, так как изменяется качественная структура предложения рабочих мест, то есть появляется возможность выбрать специальность в рамках имеющейся профессиональной компетенции. Иначе говоря, увеличивается число альтернатив в рамках дозволенных институтом норм. Таким образом, рынок труда двояко действует на процесс институционализации рынка труда молодых специалистов. Это связано с его несовершенством и наличием слабых системообразующих связей.
Наряду с внешними факторами, влияющими на процесс институционализации рынка труда молодых специалистов, необходимо учитывать и внутренние, имманентно присущие ему условия функционирования, создаваемые входящими в этот институт структурными элементами.
Сильно воздействует на рассматриваемый процесс длительное пребывание молодежи в ситуации неопределенности и нестабильности (период реформ), вследствие чего данное состояние принимается как нормальное. Кроме того, отсутствие наглядного позитивного опыта решения социальных проблем регулируемыми органами снижает степень уверенности молодого поколения в возможности нормального разрешения противоречий. Этот фактор является деинституционализирующим, так как формально вводимые нормы будут восприниматься данными субъектами негативно и вследствие этого будут отвергаться.
Молодые специалисты все больше ориентируются в своей деятельности на индивидуальность. Отсутствие или низкая степень связанности внутри самой группы молодых специалистов затрудняют ее организованное функционирование.
Отмечается также наличие значительного числа стереотипов у выпускников перед выходом на рынок труда. Навязанные родителями, ближайшим окружением, СМИ, общественным мнением, стереотипы относительно ситуации на рынке труда молодых специалистов трансформируются под воздействием объективно существующей ситуации, что выражается обычно в целом комплексе разочарований (несоответствие реальной и планируемой зарплаты, престижности профессии и ее востребованности и т.д.).
Таким образом, процесс институционализации рынка труда молодых специалистов определяется системным влиянием всех влияющие на него факторы, как внешних по отношению к нему, так и внутренних, при этом значительная часть из них негативно действует на институт.
Левченко Т. А.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Операции рефинансирования являются одним из наиболее эффективных инструментов кредитно-денежной политики, что обеспечивается их двояким воздействием на экономические процессы. Проводя операции рефинансирования кредитных организаций, центральный банк влияет как непосредственно на объем денежного предложения, так и на его стоимость - через учетную ставку, под которую данные кредиты предоставляются.
Механизмы рефинансирования служат для коммерческих банков в качестве последних инструментов регулирования их ликвидности. Банки вынуждены обращаться к рефинансированию, когда исчерпаны возможности увеличения ликвидности на межбанковском и открытом рынках, и тогда Центральный банк становится кредитором последней инстанции.
Банком России разработаны и в настоящее время действуют механизмы рефинансирования банков, которые можно разделить на 2 группы, различающиеся по степени оперативности принятия Банком России решения о предоставлении кредита. Один из них - кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России. Другой - кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства и (или) поручительства кредитных организаций. Кроме того, выдаются внутридневные кредиты и кредиты «овернайт».
Объемы рефинансирования в Приморском крае на протяжении всего времени существования этого института были невелики. В первой половине 1990-х годов в крае, так же как и в других регионах России, выдавались централизованные кредиты. Затем эта практика была прекращена. Однако позже Банк России начал выдачу ломбардных кредитов, основная часть которых выдавалась на срок от 3 до 7 дней. Количество кредитных организаций, принимавших участие в ломбардном кредитовании, максимальным было в 1996 г. - 8, минимальным в 1998 г. - 2.
Финансовый кризис 1998 г., значительно ухудшив финансовое положение подавляющего большинства кредитных организаций, привел к временному прекращению выдачи кредитов рефинансирования в Приморье. Процесс возобновился только в 2004 г. До этого времени в рамках системы рефинансирования происходило только изменение просроченной задолженности по ранее выданным кредитам и по процентам по ним (это касалось в том числе и централизованных кредитов).
При более подробном рассмотрении данных процессов можно отметить следующее. Несмотря на то, что в 2000-х годах в Приморском крае были кредитные организации - потенциальные получатели кредитов Банка России, почти никто из них этой возможностью не воспользовался. Это было связано с наличием у кредитных организаций относительно избыточной ликвидности, достаточностью предложения межбанковских кредитов, невысокой доходностью ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России, коротким сроком предоставляемых Банком России кредитов и другими причинами.
Только в 2004 г. было выдано 2 ломбардных кредита на сумму 90 млн.руб., а в 2005 г. выдавались внутридневные кредиты и кредиты овернайт. Общая сумма кредитов и количество заемщиков были значительно меньше, чем в докризисные годы. Положительным моментом можно считать ликвидацию в 2004 г. задолженности по централизованным кредитам, выданным ГУ ЦБ РФ по Приморскому краю в 1992-1994 гг. в результате списания с баланса как безнадежной к получению.
Если же сравнить процесс рефинансирования в Приморском крае с общероссийской ситуацией, то можно отметить повторение общих тенденций в отношении достаточно активного использования ломбардных кредитов до 1999 г. и затем почти полное отсутствие спроса на них до "2004 г. До 2005 г., в отличие от РФ в целом, кредитные организации края не проявляли интереса и к кредитам овернайт, и к внутридневным кредитам. В то время, как в России рост объемов данных кредитов отмечается уже с 2001 года.
Однако это не означает, что Банк России не проводил никакой работы по вовлечению кредитных организаций в систему рефинансирования. Так, объявлялись ломбардные кредитные аукционы, осуществлялась ежедневная установка лимита внутридневного кредита и кредита овернайт на корреспондентские субсчета трех филиалов Сбербанка России, было организовано дежурство сотрудников Главного управления и РКЦ, участвующих в операциях рефинансирования, в вечернее и ночное время. В 2005 году кредитным организациям, в том числе и филиалам инорегиональных кредитных организаций направлялись информационные письма о возможности проведения операций рефинансирования в крае, об условиях предоставления кредитов Банка России и их изменениях, а также о сроках проведения ломбардных кредитных аукционов. Кроме того, на совещаниях, проводимых с кредитными организациями и Ассоциацией кредитных организаций края, освещались вопросы рефинансирования.
Основными причинами отсутствия заинтересованности у кредитных организаций края в получении кредитов рефинансирования являлись:
■ наличие относительно избыточной ликвидности;
■ достаточность предложения межбанковских кредитов;
■ невысокая доходность ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России, а следовательно, их невыгодность для вложения ресурсов;
■ необходимость постоянного соблюдения нормативов мгновенной и текущей ликвидности
■ жесткие требования к предприятиям, чьи векселя и права требований по кредитным договорам могут приниматься в залог;
1 низкий поправочный коэффициент, применяемый для корректировки балансовой стоимости принимаемых в залог векселей и прав требований по кредитным договорам при предоставлении кредитов БанкаРоссии;
■ трудности, связанные с получением согласия от других кредитных организаций выступать поручителями по кредиту Банка России;
■ короткий срок предоставляемых Банком России кредитов.
Следовательно, и на уровне России в целом, и на уровне Приморского края в частности существует необходимость в совершенствовании действующей системы рефинансирования.
Совершенствование механизма рефинансирования в Российской Федерации должно идти в следующих направлениях.
Во-первых, расширение списка активов, которые банки могут предоставлять Центральному банку в залог для рефинансирования. Помимо корпоративных облигаций первоклассных эмитентов, в него могут быть включены также «нестандартные» нерыночные активы - в том числе долги эмитентов, не имеющих листинга на бирже или кредитного рейтинга. Дело в том, что эксперты отмечают, что львиная доля банковских активов приходится именно на нерыночный сегмент. Поэтому рефинансирование под залог таких активов может оказаться весьма востребованным. При этом желательно, чтобы сроки такого рефинансирования были не менее полугода.
Уровень ставок, по которым банкам будет выгодно занимать у ЦБ на 6-12 месяцев, можно оценить, исходя из рыночных ставок. Сейчас стоимость аналогичных заимствований (не у ЦБ) для крупных банков составляет 6-7% в рублях, для банков второго круга - 9-10%. При этом стоимость «короткого» рефинансирования существенно превышает ставки межбанковского рынка в «спокойном» состоянии. Естественно, что пока ставки кредитов ЦБ будут оставаться сильно оторванными от реального рынка, рефинансированию не удастся стать инструментом постоянного регулирования объема денег в экономике и играть ту же роль, которую играют ставки национальных банков в развитых странах.
Кроме того, необходимо упростить процедуру и сократить срок предоставления кредитов. Во-вторых, это создание и организация работы банка развития.
При этом противопоставления коммерческих банков и государственных структур можно и нужно избегать. Задача состоит в том, чтобы оба сектора - частный и государственный - дополняли друг друга, а не конкурировали. Стране просто необходимы полноценные банки развития (федеральные и региональные), которые могут взять на себя функцию привлечения долгосрочных ресурсов и рефинансирования коммерческих кредитных организаций.
Значит, следует разработать такую систему, такую вертикаль кредитования, которая позволила бы довести финансовые ресурсы, пусть и не очень крупные по банковским меркам, до каждого нуждающегося и кредитоспособного субъекта экономики. Нужна устойчивая, стройная, разноуровневая, многокомпонентная и взаимоувязанная система кредитования, которая включала бы в себя разные финансовые институты -банки развития и коммерческие банки, кредитные кооперативы, общества взаимного кредитования, фонды поддержки бизнеса, лизинговые компании и венчурные фонды.
Одним из учредителей банка развития должен стать Банк России. Тем самьм он получит определенный контроль над деятельностью банка.
Банк России может предоставлять банку развития кредиты по ставке, более низкой, чем ставка рефинансирования. Причем, эта ставка вполне может быть гибкой и зависеть от конкретного проекта, которому предоставляется кредит. Например,
■ на формирование стартового капитала - 1/6 части действующей ставки рефинансирования Центрального банка;
■ на развитие и расширение фермерских хозяйств, приобретение сельскохозяйственной техники, строительство фермерских сооружений - 1/3 части действующей ставки рефинансирования Центрального банка;
■ • на производство и глубокую переработку сырья и материалов, развитие местной промышленности - 40% от действующей ставки рефинансирования Центрального банка;
■ «на другие цели - в размере 45% от действующей ставки рефинансирования Центрального банка.
Сам банк развития будет выполнять не просто функции посредника между Центральным банком и коммерческими банками, а производить отбор проектов в рамках приоритетных направлений государственной политики. При отборе особо дорогостоящих проектов на них должно быть получено заключение от крупного инвестконсультанта. Однако в основном создаваемый банк развития будет ориентирован на поддержку среднего бизнеса, который уже доказал свою жизнеспособность, но крайне нуждается в ресурсах для расширения, т.е. на проекты стоимостью до 5 млрд. руб.
Основной функцией банка развития будет не извлечение прибыли, а создание условий для реализации конкретных правительственных проектов.
Банк развития может иметь региональные филиалы (в том числе и по Приморскому краю), связанные с Главными управлениями Центрального банка по соответствующему региону, либо отделения в федеральных округах. Впрочем, филиальной сети как таковой может и не быть, но могут быть созданы представительства в округах, но только для мониторинга и согласования каких-то позиций с местными уполномоченными коммерческими банками, органами власти. В последнем случае больших затрат не потребуется.
В любом случае деятельность банка развития, созданного при участии Центрального банка даст новый толчок в системе рефинансирования, поможет расширить объем таких операций и повысить долгосрочную ресурсную составляющую для развития такой важной группы экономического рынка, как реальный сектор.
Третьим направлением совершенствования механизма рефинансирования в Российской Федерации может стать более активное использование стабилизационных кредитов Банка России банкам в рамках программ их финансового оздоровления. Следует отметить, что востребованность таких кредитов для обеспечения системной устойчивости банковской сектора уже в ближайшей перспективе может оказаться достаточно высокой. Последнее связано с вероятным ростом банковских рисков в условиях продолжающегося кредитного бума и усиливающейся конкуренции на рынках банковских услуг. Однако необходимо наличие четкого порядка и стандартных условий предоставления стабилизационных кредитов.
Предлагаемые мероприятия могут помочь расширить объемы предоставляемых Банком России кредитов рефинансирования, улучшить направления использования таких кредитов, повысив тем самым эффективность системы рефинансирования в целом.
ЛИТЕРАТУРА:
1. О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами: Положение Банка России от 3 октября 2000 г. № 122-П.
2. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг: Положение Банка России от 4 августа 2003 г. № 236-П.
3. О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций: Положение Банка России от 14 июля 2005 г. № 273-П.
4. Аксаков А. Национальные приоритеты // Экономика и жизнь. - 2006. - № 10. - С. 4-5.
5. Галкин И. Государство создает У1Р-банк для кредитования значимых проектов // Российская Бизнес-газета. - 2006. - № 7. - С. 3-4.
6. Геращенко Е. У банков будут новые инструменты. Национальный банковский совет рассмотрел возможности развития системы рефинансирования банков
7. ПапернаяИ. Задержка в развитии//Профиль. -2005. -№ 8. - С. 14-16.