УДК 342.8+324
РЕФЕРЕНДУМ И ВЫБОРЫ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН
НА УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Свечканев Александр Дмитриевич.
Красноярский краевой Институт повышения квалификации, г. Норильск, инженер, [email protected].
Аннотация. Возможность непосредственного участия в политической жизни своего государства оформлено в конституциях стран, идущих по пути демократизации общества. Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - конструкция правления, предполагающая решение самых важных для общества проблем. Возможность непосредственного участия в политической жизни своего государства оформлена в конституциях стран, идущих по пути демократизации общества. Отечественное избирательное право тесно связано с реализацией установленного ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации.
Ключевые слова: референдум, выборы, власть, права, Конституция РФ, суд.
THE REFERENDUM AND ELECTIONS AS A FORM OF REALIZATION OF CITIZENS' RIGHT TO PARTICIPATE IN MANAGING STATE AFFAIRS IN
THE LEGISLATURE
Svechkanev Aleksandr D.
Krasnoyarsk Regional Institute for Advanced Studies, Norilsk, engineer, [email protected].
Abstract. The possibility of direct participation in the political life of its government is decorated in national constitutions, following the path of democratization. Referendum (from the Latin referendum -. That must be reported), - the Board structure, suggesting a solution to the most important problems of society. The possibility of direct participation in the political life of its government is decorated in national constitutions, walking along the path of democratization Domestic suffrage is closely linked with the implementation of the established hours. 2, Art. 32 of the Constitution.
Key words: a referendum, elections, authorities, rights, the Constitution of the Russian Federation, the court.
Возможность непосредственного участия в политической жизни своего государства оформлено в конституциях стран, идущих по пути демократизации общества. Часть 1 ст. 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане Российской Федерации могут принимать участие в управлении делами государства как напрямую, так и через своих представителей. Граждане имеют возможность непосредственно участвовать в проработке решений по важнейшим проблемам
путём общенародного голосования - как по своей инициативе, так и в результате осуществления обязательных норм конституции. И данная норма осуществляется посредством народного голосования, устанавливающего для него окончательный и обязательный (в ряде государств совещательный) характер. Отечественное избирательное право тесно связано с реализацией установленного ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации права граждан выбирать и быть избранными в структуры государственной власти и структуры местного самоуправления, в том числе принимать участие в референдуме.
ФЗ-67, 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ-67, 2002 г.) [2] устанавливает, что демократические, свободные и регулярные выборы в структуры государственной власти, структуры местного самоуправления, в том числе референдум считаются главным непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство обеспечивает свободное тайное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, охрана демократических принципов и правил избирательного права и возможности участвовать в референдуме.
Референдум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) -конструкция правления, предполагающая решение самых важных для общества проблем (решения по конституционным, законодательным или прочим внутри - и внешнеполитическим проблемам) путём всенародного голосования, итоги которого обладают высшим правовым статусом и гарантированны для реализации всеми государственными структурами [6, с. 356].
Референдум - обязательный институт непосредственной демократии. Включает в себя прямое правотворчество народа. Референдум - это один из механизмов участия общественности в утверждении решений, важных для страны и для каждого отдельного жителя. Утверждённое человеком решение воздействует на итог процедуры и обязано быть подтверждено осведомленностью (информированностью) по указанной проблеме. Условия осуществления референдума и его процедура контролируются конституциями и законодательством конкретных государств. Конституция РФ была утверждена всенародным голосованием (референдум) 12 декабря 1993 года и обозначила качественный поворот в совершенствовании российской государственности. 12 декабря 2016 года в России отмечается 23-летие со дня принятия Конституции Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" [1] объявил вместе с законодательством о выборах все демократические принципы и гарантии избирательного права. Закон подробно проработал процедуру осуществления инициативы осуществления референдума Российской Федерации ее гражданами. В рамках ст. 15 Закона обязательно возникновение инициативного сообщества в количестве не менее ста человек для собирания подписей в поддержку предложения об осуществлении референдума Российской Федерации. Право на образование инициативного сообщества принадлежит конкретному гражданину, сообществу граждан, общероссийской общественной организации, устав которого предполагает участие в выборах федеральных структурах государственной власти и оформлен Министерством юстиции РФ не позднее, чем за полгода до обращения с
предложением об осуществлении референдума Российской Федерации. Закон детально прорабатывает процедуру регистрации ходатайства инициативного сообщества и механизм ее оформления той избирательной комиссией, в пределах которой проживает большинство участников инициативного сообщества.
Граждане Российской Федерации обладают возможностью непосредственно участвовать в управлении государством. И данное право осуществляется посредством всенародного голосования, придающего ему конечный и обязательный характер. Отечественное избирательное право напрямую обусловлено реализацией установленного ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации права граждан выбирать и быть избранными в структуры государственной власти и структуры местного самоуправления, в том числе принимать участие в референдуме.
При этом референдум к процедуре выборов в привычном значении этого термина не относится, поскольку, хотя и подразумевает процедуру проведения голосования, а право на участие в выборах и референдуме имеют одни и те же категории российских граждан, и предусмотрен аналогичный порядок реализации этих прав, законодательством установлены различные порядок принятия и форма нормативного акта, регламентирующего порядок проведения: для референдума - это федеральный конституционный закон, для выборов - федеральный закон.
В источниках, опубликованных в период действия первого закона об основных гарантиях избирательных прав, отмечалось, что на данном этапе развития института референдума практика обгоняла теорию, что привело к равнодушию граждан в отношении участия в первом референдуме по жизненно важному вопросу - принятию Конституции страны [5, с.5].
Действующий Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации" (далее - ФКЗ "О референдуме") определяет референдум, как всенародное голосование граждан, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения (ст. 1).
Статья 2 ФКЗ "О референдуме" содержит шесть принципов проведения референдума, в числе которых: всеобщее равное прямое и свободное волеизъявление при тайном голосовании; равенство прав участников референдума; равенство голосов участников референдума; непосредственное участие в голосовании; запрет принуждения к участию (неучастию) в референдуме; запрет контроля за волеизъявлением. В ст. 3 закреплено важное положение о том, что одним из источников законодательства о референдуме является Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. В перечень инициаторов референдума, помимо граждан РФ и Конституционного собрания, включены иные федеральные органы государственной власти, если это предусмотрено международным договором.
Анализ правовых позиций позволяет сделать вывод, что они затрагивают вопросы формы, а не содержания, скорее процессуальные вопросы проведения референдума, нежели его материальную составляющую: собственно вероятное определение вопросов государственного значения в контексте правовых позиций Конституционного Суда. Действующий ФКЗ "О референдуме" рассматривает его, по сути, как народное нормотворчество, когда правовую форму получает
разработанное правило поведения, в отношении которого произведено всенародное голосование (непосредственно Конституция РФ появилась благодаря именно этому приему нормотворчества). При этом Конституционный Суд устанавливает знак равенства между понятиями "референдум" и "свободные выборы", не отдавая приоритета ни одному из них и рассматривая в отношении каждого индивидуальное предназначение (Постановление от 11 июня 2003 г. N 3-П).
Исторический опыт проведения референдумов в России показывает, что формулировка вопросов, выносимых на голосование, вызывает достаточно жаркие дебаты, однако объем критики обычно охватывает соответствие предложенных вопросов положениям п. 7 ст. 6 ФКЗ "О референдуме". Орган конституционного контроля в силу своего особого статуса имеет возможность толкования действующей Конституции и признания не соответствующими ей положений федерального законодательства. Эти полномочия остаются у него и при принятии новой конституции.
В силу положений ст. 23 ФКЗ "О референдуме" Конституционный Суд рассматривает запрос Президента России о соответствии положениям Конституции инициативы проведения референдума по предложенным вопросам [4]; при этом Н.В. Витрук, например, критикуя игнорирование законодателем детального описания процедуры рассмотрения запроса в Конституционном Суде, полагает, что было бы справедливым предоставить КС право исключения неконституционных вопросов из числа предложенных на референдум без прекращения процедур по проведению референдума в случае вынесения решения о несоответствии Конституции инициативы проведения референдума [3, с.119]. Как представляется, давая правовую оценку инициативе, орган конституционного контроля неминуемо изучает и ее материальное содержание, вследствие чего положительное разрешение вопроса о предоставлении Конституционному Суду полномочий по проверке соответствия Конституции не только инициативы проведения референдума, но и правового компонента списка вопросов, на него выносимых, имеет, на наш взгляд, жизнеспособные перспективы. При этом такое полномочие могло бы стать и своеобразным предварительным конституционным контролем, осуществляемым в целях обеспечения общественной стабильности.
Библиографический список:
1. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 05.07.2004, N 27, ст. 2710.
2. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
3. Витрук Н.В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2011. - N 10. - С. 119
4. Гаджиев К.С., Дахин В.Н., Загладим Н.В., Мунтян М.А Проблемы развития государственности на фоне политического кризиса в России // Обозреватель (Observer). - 1993. - № 7.
5. Комарова В. В. Референдум в системе народовластия в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 : Москва, 1995. -224 с.
6. Крюковских А.К. Словарь исторических терминов. - М: Юристъ, 2008. - С. 356.