Научная статья на тему 'РЕФ. СТ. : МАРКОН А.Р., РАХУЛ К., КОЛФИЛД Т. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ О ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОМ ДНК-ТЕСТИРОВАНИИ НА YOUTUBE'

РЕФ. СТ. : МАРКОН А.Р., РАХУЛ К., КОЛФИЛД Т. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ О ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОМ ДНК-ТЕСТИРОВАНИИ НА YOUTUBE Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДНК-ТЕСТИРОВАНИЕ / YOUTUBE / ПОТРЕБИТЕЛИ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ. : МАРКОН А.Р., РАХУЛ К., КОЛФИЛД Т. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ О ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОМ ДНК-ТЕСТИРОВАНИИ НА YOUTUBE»

Реф. ст. : МАРКОН А.Р., РАХУЛ К., КОЛФИЛД Т. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ О ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОМ ДНК-ТЕСТИРОВАНИИ НА YOUTUBE.

MARCON AR., RACHUL C., CAULFIELD T. The consumer representation of DNA ancestry testing on YouTube // New genetics and society. - 2021. - Vol. 40, N 2. - P. 133-154. DOI: https://doi.org/10.1080/14636778.2020.1799343

Ключевые слова: генеалогическое ДНК-тестирование; YouTube; потребители; социальные медиа.

Для цитирования: Гребенщикова Е.Г. [Реф. ст.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8: Науковедение. - 2022. - № 1. - С. 16-21. Реф. ст. : Маркон А.Р. (Mar-con A.R.), Рахул К. (Rachul C.), Колфилд Т. (Caulfield Т.). Представление потребителей о генеалогическом ДНК-тестировании на YouTube = The consumer representation of DNA ancestry testing on YouTube // New genetics and society. - 2021. - Vol. 40, N 2. - P. 133-154. DOI: https://doi.org/10.1080/14636778.2020.1799343

Распространение технологии тестирования ДНК на происхождение вызвало горячие дискуссии и критику, связанные с ее применением и влиянием на общество и научные исследования. Высказываются многочисленные опасения относительно сбора, контроля, использования данных, доступа к ним, а также точности результатов. Кроме того, по словам исследователей, генеалогическое тестирование ДНК может усилить научно необоснованные представления о расовых различиях, которые будут иметь негативные социальные эффекты. Действительно, идеи биологической или генетической категоризации рас были отвергнуты по многим основаниям, однако расовый эссенциализм, основанный на биологических, генетических и культурных характеристиках, сохраняется и продолжает оказывать значительное влияние на общество.

Например, в Канаде и Австралии большой процент населения теперь идентифицируется как коренное, что является объектом критики со стороны коренных народов и влияет на политику в отношении этих групп населения.

Авторы статьи отмечают, что генеалогическое генетическое тестирование не имеет жесткого детерминирующего воздействия, а скорее предоставляет инструменты или маркеры идентификации для обсуждения или работы с ними. Они могут играть определенную роль в восприятии идентичности человека, как она существует в более широких социальных сетях.

На рынке тестирования ДНК родословной представлены два основных игрока: 23 andMe и AncestryDNA. Компания 23 andMe с самого начала использовала новые маркетинговые стратегии -«слюнные вечеринки» во время популярных мероприятий (например, Недели моды в Нью-Йорке и Всемирного экономического форума), в которых участвовавшие в них знаменитости проходили тестирование. Посетители этих вечеринок записывали видео, воспроизводившие «плевание», которые затем выкладывали в социальных сетях. Многие ученые отметили соединение личной гено-мики и социальных сетей: и то и другое включает исследование и соединение себя - идеи себя - с более широкими сетями и сообществами.

Цель исследования, проведенного авторами статьи, состояла в изучении представлений людей о расе, ДНК-тестировании и обмене его результатами на материале видеороликов YouTube с участием людей, обсуждающих результаты полученных ими генеалогических тестов. Ранее уже отмечалось, что YouTube - это малоизученный ресурс, но может предоставить богатый материал для того, чтобы понять, как общественность взаимодействует с наукой, генетикой, биологией и телом.

Авторы отобрали 117 видеороликов канала YouTube, в которых фигурировали 135 человек. Основной метод исследования -контент-анализ. Компании Ancestry было посвящено 61 видео, 23 andMe - 59. В видеороликах было больше женщин (75,2%), чем мужчин (34,2%); большинство людей попало в категорию лиц среднего возраста (примерно 20-40 лет); количество молодых и пожилых людей было почти одинаковым. Свою расу явно указали

99 (73,3%) человек, а остальные 36 (27,6%) были выведены путем кодирования.

В общей сложности шесть (5,1%) видео были спонсированы компаниями. Большинство видеороликов 87 (74,4%) содержали контент с саморекламой, т.е. зрителей просили поставить лайк или прокомментировать видео, подписаться на канал или на другие учетные записи в социальных сетях и т.д.

Примерно в половине случаев авторы видео (78; 57,8%) указали причины прохождения ДНК-тестов. Половина из них (48,7%) описали мотивацию кратко: «заинтересованность» или «желание знать»; другая часть видеоблогеров (40/78; 51,3%) дали подробные объяснения. Например, отсутствие информации о семейной линии, включая случаи лжи и / или сокрытия информации членами семьи; отсутствие полной информации о биологических родителях, бабушках и дедушках или других членах семьи; «жгучее желание узнать больше» и понять «всю картину». Другой доминирующей причиной было стремление укрепить самоощущение посредством тестирования, больше узнать о связи с коренными народами или получить больше информации о себе.

В целом люди проявляли значительно больше положительных (удовольствие, оптимизм, удивление) (119; 88,1%), чем отрицательных, реакций (стресс, недоумение, грусть) (11; 8,1%) на свои результаты. Чаще они сообщали, что результаты тестирования подтверждают их «расовую / этническую» идентичность (105; 77,8%), и реже стремились пересмотреть ее (54; 40,0%).

Некоторые участники видеороликов были крайне удивлены, обнаружив генеалогическую связь с коренным народом, поскольку этого не ожидали, другие, напротив, ожидали найти такую связь и, не обнаружив ее, выразили шок или тревогу.

Некоторые авторы YouTube-каналов стремились оправдать ранее заявленные претензии на африканское или европейское происхождение полученными в тесте результатами. Одна видеоблогер сообщила подписчикам своего канала, которые критиковали ее за то, что она называла себя частично чернокожей, о 20% африканской ДНК. Другой блогер, идентифицировавший себя как «черный и смешанный», использовал результат 33% европейский ДНК, чтобы оправдать эту идентификацию.

Некоторые люди активно обсуждали влияние результатов на их самоощущение в будущем (19; 14,1%). Авторы исследования обнаружили серьезные случаи, когда участники чувствовали, что им лгали члены семьи или что рассказанные семейные истории не соответствуют истине. Они планировали спорить с членами семьи или повторно изучить генеалогическую информацию. Других участников, бывших приемными детьми, вполне удовлетворяла полученная информация, поскольку она проясняла некоторые неизвестные аспекты их семейной истории. Четырнадцать человек (10,4%) сообщили, что результаты окажут значительно влияние на их будущую жизнь.

Обычно в видеороликах люди позитивно и весело обсуждали результаты, используя другие языки или культурный сленг (22; 16,3%), делая наблюдения относительно физических характеристик (43; 31,9%) или выделяя определенные социально-этнические особенности своей жизни (25; 18,5%). Иногда видеоблогеры использовали результаты как средство оправдания своей близости к некоторому аспекту определенной культуры, например голландской телевизионной программе, японскому аниме, «американско-сти» или еврейской культуре. Заявление о большом количестве сенегальских друзей одна из участниц видеороликов прокомментировала тем, что «знала, что где-то у меня в крови должно быть сенегальское», что было подтверждено результатами.

Некоторые видеоблогеры сообщали после тестирования о грандиозных планах: больше изучить ДНК-тестирование и его возможности для себя и членов семьи; установить контакты с новыми членами семьи, чтобы встретиться и обсудить результаты; поехать в другую страну; исследовать культуру и историю других регионов.

Участники видеороликов (13; 9,6%) критиковали идеи генеалогического тестирования по разным причинам: стоимость, неубедительность результатов, неверие «в разбиение себя на проценты». Были, например, те, кто прошел тест в разных компаниях и получил разные результаты, поэтому критически относился к тестированию. В целом же большинство посчитали тесты достаточно значимыми, чтобы изучить результаты, поделиться ими с другими и обсудить.

В то время как 77,8% людей подтвердили с помощью тестирования свою расовую / этническую идентичности, 40,0% получили результаты, опровергающие прежние представления или заставляющие переосмыслить их.

Авторы статьи обратили особое внимание на маркетинговую политику компаний, предлагающих ДНК-тестирование. Они стремились внушить идею о том, что тестирование может сыграть большую роль в формировании идентичности как средство «открытия» или «раскрытия» себя. По мере того как биотехнологические компании наращивают свою коммерческую активность, встает вопрос о том, кем становятся потребители - субъектами практик «самообразования» или объектами маркетинговых стратегий. Несмотря на то что больших исследований маркетинговой политики AncestryDNA или 23 andMe не проводилось, действия, описанные пользователями YouTube, отражают коммерческие интересы компаний. Например, в некоторых рекламных видеороликах 23 andMe на YouTube, которые компания называет «семейными историями ДНК», рассказывается о воссоединении членов семьи. Посетителям веб-сайта AncestryDNA предлагается с помощью тестов заполнить недостающие пробелы в семейной истории, расширить знания о семье и семейных связях.

Таким образом, проанализированные 117 видеороликов являются мощным источником некритичной рекламы биотехнологии, отмечают авторы статьи. Речь идет о том, что нередко значение научных разработок или использование научных инструментов преувеличены или искажены до уровня, при котором научное обоснование не является точным. В такой ситуации положительную роль могли бы сыграть компании, представив более прозрачную информацию об ограничениях возможностей тестов, тем самым помогая людям лучше понимать и интерпретировать науку о ДНК.

Интерес к генеалогическому тестированию растет. Но вопросы о том, в какой степени тестирование подтверждает научно неточные представления о расе и биологических различиях, не теряют актуальности. Как показало исследование, многие люди заинтригованы новой технологией, хотят провести тестирование ДНК и обсудить результаты с публикой на платформе YouTube. Хотя видеоролики, безусловно, влияют на аудиторию, необходимо

помнить, что на формирование взглядов и представлений зрителей канала воздействуют дискурс или сама биотехнология. Тем не менее идея понимания себя с помощью ДНК-тестирования привлекает внимание множества людей и заслуживает дальнейшего изучения, как и платформа YouTube, где это уже происходит.

Е.Г. Гребенщикова*

* Гребенщикова Елена Георгиевна - доктор философских наук, заместитель директора ИНИОН РАН по научной работе.

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.