Научная статья на тему 'РЕФ. СТ. : ДЖАКОВАЦ А. ТЕОЛОГИЯ КАТЕХИЗИСА ЙОВАНА РАИЧА В ОБЩЕСТВЕННОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ'

РЕФ. СТ. : ДЖАКОВАЦ А. ТЕОЛОГИЯ КАТЕХИЗИСА ЙОВАНА РАИЧА В ОБЩЕСТВЕННОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОГОСЛОВИЕ / КАТЕХИЗИС / ПРАВОСЛАВИЕ / РАИЧ И / ТЕОЛОГИЯ / УНИАТСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы —

Анализируется статья сербского теолога и философа А. Джаковаца, посвященная памятнику богословского наследия Сербии, Катехизису архимандрита Иована Раича. Этот документ рассматривается как попытка укрепления позиций сербского православия в империи Габсбургов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTICLE SUMMARY : ЂАКОВАЦ А. БОГОСЛОВљА КАТИХИЗИСА ЈОВАНА РАјИћА У ДРУШТВЕНОМ И ИСТОРИјСКОМ КОНТЕКСТУ

The review analyzes the article of the Serbian theologian and philosopher A. Djakovac dedicated to the monument of Serbian theological heritage, Catechism of Archimandrite Jovan Raic. This document is seen as an attempt to strengthen the position of Serbian Orthodoxy in the Habsburg Empire.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ. : ДЖАКОВАЦ А. ТЕОЛОГИЯ КАТЕХИЗИСА ЙОВАНА РАИЧА В ОБЩЕСТВЕННОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ»

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Реф. ст. : ДЖАКОВАЦ А. ТЕОЛОГИЯ КАТЕХИЗИСА ЙОВАНА РАИЧА В ОБЩЕСТВЕННОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ. (Реферат).

ЪАКОВАЦ А. Богословла Катихизиса JoBaHa Ра^Йа у друштве-ном и исторг ском контексту // Зборник Матице српске за друштвене науке. - Нови Сад, 2020. - Г. 71, бр. 173(1). - С. 15-24.

Аннотация. Анализируется статья сербского теолога и философа А. Джаковаца, посвященная памятнику богословского наследия Сербии, Катехизису архимандрита Йована Раича. Этот документ рассматривается как попытка укрепления позиций сербского православия в империи Габсбургов.

Ключевые слова: богословие; катехизис; православие; Ра-ич Й.; теология; униатство.

Для цитирования: Цибизова И.М. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2022. - № 2. - С. 137-140. Реф. ст. : Ъаковац А. Богословла Катихизиса .Тована Ра_|иЙа у друштвеном и исторщском контексту // Зборник Матице српске за друштвене науке. - Нови Сад, 2020. - Г. 71, бр. 173(1). -С. 15-24.

ЪАКОВАЦ А. Богословла катихизиса Joвaнa Рajиfia у друштвеном и исторщском контексту.

Abstract. The review analyzes the article of the Serbian theologian and philosopher A. Djakovac dedicated to the monument of Serbian theological heritage, Catechism of Archimandrite Jovan Raic. This document is seen as an attempt to strengthen the position of Serbian Orthodoxy in the Habsburg Empire.

Keywords: religion; christianity; theology; theory of evolution.

В статье сербского теолога и философа, преподавателя Православного богословского факультета Белградского университета А. Джаковаца Катехизис архимандрита Йована Раича рассматривается как попытка укрепления позиций сербского православия в империи Габсбургов. В документе ощущается значительное влияние латинского теологического наследия, проявляющееся в компоновке, обработке материала и отсутствия типично православных точек зрения. Однако его значение можно рассматривать лишь в историческом контексте появления.

На протяжении XVIII в. Карловацкой митрополии велась борьба за духовное выживание православного сербского населения. Натиск униатов, недостаток образования и образованных людей негативно влияли на сербскую богословскую мысль. Основная миссия богословия заключалась в сохранении веры, Церкви и народа (с. 15-16). Сербское духовенство испытывало постоянное давление: Вена создавала благоприятные условия для унии с католической церковью. Богословская мысль, в том числе Й. Раича, формировалась на основании традиций литургического богослужения и образования, чаще всего в России. Д. Руварац отмечает значительное влияние на Раича ректора Киевской академии Феофана Прокоповича. Борьба против униатства, бывшая одновременно политической, определяла мотивацию православного богословия. Раич, владевший сербским, латинским, венгерским и немецким языками считал трагедию сербов результатом невнимания народных вождей к просвещению (с. 16-17). Он известен как историк и поэт, но его богословское наследие недостаточно исследовано. Его «Историю разных славянских народов, преимущественно болгар, хорватов и сербов» В. Попович назвал мостом между Средневековьем и обществом нового времени, строившимся благодаря непосредственному контакту с достижениями других. Эта книга, как и катехизис, была написан для удовлетворения потребностей сербов, не имевших собственных исторических трудов кроме недостаточно обширной и точной «Истории Черногории» Василия Петровича. Богословские труды создавались для обучения и укрепления народа в вере и противостояния униатству. Обучение Раича в римско-католической иезуитской Латинско-славянской школе в г. Сремски Карловци школе, затем в протестантской гимназии и Киевской академии показывает духовную атмосферу эпо-

Реф. ст. : Джаковац А. Теология катехизиса Йована Раича в общественном и историческом контексте

хи (с. 17-18). Путь, обычный для сербской элиты, определил богословские воззрения. Духовное формирование Раича происходило в сложный условиях: натиск на православие вел к внешнему сближению с протестантством, также находившихся в незавидном положении; православная теология в России испытывала влияние западной схоластики, прежде всего в методологии. В борьбе с польским католицизмом она создала собственные схоластику и догматику. Киевская духовная академия стала средоточием православного богословия не только для русских, но и остальных православных славян. В трудах Раича трудно отличить его вклад от заимствований. Подобное отношение к источникам, согласно Ж. Войновичу, было аспектом поэтики эпохи, когда содержание, преподносимое сербской публике, обладало приматом над творцом, в связи с чем его имя отступало на второй или третий план (с. 18). Катехизис писался для удовлетворения нужд сербов в Австрийской империи ради недопущения его навязывания властями и возможных униатских злоупотреблений. Он был создан за 17 дней - срок, поставленный властями, намеренными в противном случае ввести собственный, содержащий неправославные элементы. Вопреки первоначальным подозрениям в униатской пропаганде - документ был напечатан в Вене и раздавался бесплатно - он прослужил больше века. В немецком переводе «православная» вера заменена «истиной» с очевидным намерением отодвинуть православие на второй план. Учитывая придворную цензуру, Раич включил в свой «Малый катехизис или Сокращенное православное вероисповедание» элементы, связывающие его с римским католицизмом. Очевидна также связь документа с «Первым учением отрокам» Феофана Прокоповича, испытавшего влияние протестантства, но заменившего специфически лютеранских элементов православными (с. 19-20). Первая часть называется «О вере». Необычным является интерпретация Символа веры как «залога веры и формы христианства». Существование Бога объясняется «естественной теологией»: все, что мы видим на небе и земле, проистекает одно из другого, несотворенный и все сотворивший - Бог. Помимо принципа причинности Раич ссылается на Священное Писание как источник веры. Эта ссылка следует за логическим заключением. Бог трактуется как самостоятельно существующая сущность, бывшая всегда, Троица и Создатель. Божественное триединство - очевидное влияние латинской теологии, в которой из-

139

начально преобладало унитарное толкование Святой Троицы. Теолог следует латинской традиции, видя Божественное единство в единой сущности, божественности, силе и славе, общих и неразделимых в принадлежности всем Ликам / Персонам. Бог Отец - таковой для Сына и для людей посредством крещения - последнее не детализируется. При интерпретации «образца и подобия» Бога, по которому сотворен человек, Раич отмечает, что это «истина, мудрость и свобода воли» (с. 20). Влияние католицизма проявляется и в понимании наследования первородного греха как наследования вины. Теолог отдает предпочтение моральному аспекту христологии, пренебрегая онтологическим и не объясняя сотерио-логического значения учения. Согласно Раичу, «Святой Дух - истинный Бог». Богослов понимал, что катехизис не одобрят, пустись он в полемику о Филиокве. Смысл Евхаристии он видит в «прощении грехов», не в воссоединении / сопричастности с Богом. Отсутствует идея обожествления, свойственная православному этосу. Видение эсхатологии - праведники попадут в Рай, грешники - в Ад - также относится к латинской традиции. Вторая часть названа «О любви», третья - «О надежде» (с. 21-22). Завершается катехизис напутствием о необходимости послушания старшим, в частности властям, ради его принятия имперским аппаратом. Ра-дич не принес в теологию ничего нового, однако его Катехизис выполнил миссию сохранения православной идентичности в среде, видевшей в православных раскольников. Этот документ - свидетельство сильного влияния на сербов латинской традиции. Особенности православного богословия сводились, в основном в различиях относительно Филиокве и статуса Папы Римского. Это произведение остается памятником борьбы православного сербского народа в тяжелых условиях. Поколение Раича приоткрыло врата православному этосу, распахнувшемуся после освобождения. К Катехизису следует относиться с пиететом: его действительная ценность и значение проистекают из времени и контекста создания.

И.М. Цибизова*

* Цибизова Ирина Михайловна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН, itsibizova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.