Научная статья на тему 'РЕФ. СТ.: АНТОМБИКУМС А.С. ОПАСНО ЛИ БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ? ДИАЛОГ МЕЖДУ ЖАНОМ КАЛЬВИНОМ И ДЖОНОМ САНДЕРСОМ'

РЕФ. СТ.: АНТОМБИКУМС А.С. ОПАСНО ЛИ БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ? ДИАЛОГ МЕЖДУ ЖАНОМ КАЛЬВИНОМ И ДЖОНОМ САНДЕРСОМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОРЕНИЕ / ПРОВИДЕНИЕ / ПРИНЯТИЕ РИСКА / ПРЕДВИДЕНИЕ / БОЖЕСТВЕННОЕ ПОКАЯНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ.: АНТОМБИКУМС А.С. ОПАСНО ЛИ БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ? ДИАЛОГ МЕЖДУ ЖАНОМ КАЛЬВИНОМ И ДЖОНОМ САНДЕРСОМ»

АНТОМБИКУМС А С. ОПАСНО ЛИ БОЖЕСТВЕННОЕ ПРОВИДЕНИЕ? ДИАЛОГ МЕЖДУ ЖАНОМ КАЛЬВИНОМ И ДЖОНОМ САНДЕРСОМ

Реф. ст.: ANTOMBIKUMS A.S. Is Divine Providence Risky? A Dialogue Between John Calvin and John Sanders // Conspectus. - 2021. -Vol. 32. - P. 58-73.

Ключевые слова: творение; провидение; принятие риска; предвидение; божественное покаяние.

Для цитирования: Гранин Р.С. [Реферат] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2023. - № 2. - С. 132-133. Реф. ст.: Antombikums A.S. Is Divine Providence Risky? A Dialogue Between John Calvin and John Sanders // Conspectus. - 2021. - Vol. 32. - P. 58-73.

Автор статьи - Аку Стивен Антомбикумс - является доктором философии (PhD), преподавал философию религий, систематическое богословие и библеистику в Евангелистско-реформатор-ской церкви Христа (Evangelical Reformed Church of Christ (ERCC) Богословской семинарии Фадан Аю в Нигерии. В настоящее время он является научным сотрудником Факультета религии и теологии Амстердамского свободного университета (Vrije Universiteit Amsterdam). Его основные научные интересы: аналитическая философия религии, аналитическое богословие, нравственная философия и публичное богословие (р. 58).

Антомбикумс исследует представления Жана Кальвина и Джона Сандерса1 как пример непрекращающихся споров о приро-

1 Джон Э. Сандерс - современный американский теолог. В настоящее время работает профессором религиоведения в Колледже Хендрикса. Сандерс наиболее известен своей пропагандой открытого теизма; но он также писал о когнитивной лингвистике и теологии религий.

Реф. ст.: Антомбикумс А.С. Опасно ли божественное провидение? диалог между Жаном Кальвином и Джоном Сандерсом

де божественного предопределения и свободы воли человека. Учитывая временной разрыв между Кальвином и Сандерсом, в исследовании автор использует методологию диалогической герменевтики. Первый богослов настаивал на «отсутствии риска», а второй пропагандирует «рискованную» концепцию провидения. Однако понятие провидения как «риска» или «отсутствия риска» не является специфически библейским. Представление о божественном провидении представляет собой парадокс, заключающийся в следующем: как всеведущий создатель - Бог - контролирует все, но люди при этом свободны? Чтобы люди были свободны, их будущие условные действия не должны быть предузнаны, потому что все, что Бог предузнал, неизбежно случается. Поскольку и Писание, и история человечества показывают, что люди свободны, следует, что Бог не знает всех будущих случайных действий. В этом случае божественное провидение «рискованно». Это объясняет, почему Бог меняется и раскаивается в своих предыдущих решениях. В своем исследовании автор утверждает, что этот парадокс может быть смягчен, если божественное «невежество» понимается с контекстуальной точки зрения. Кроме того, утверждает он, либертарианство, отстаиваемое Сандерсом, преувеличено. Наконец, божественная изменчивость и смягчение, отрицаемое Кальвином, являются частью божественного суверенитета, без которого не может быть прощения греха (р. 58).

Антомбикумс подчеркивает, что с самого начала исследование носит чисто герменевтический диалогический характер, дебаты о божественном суверенитете сложны и требуют эпистемического смирения. Вследствие ограниченных человеческих способностей провидение опасно для него, но не для Бога. Божественное провидение может включать в себя некоторый уровень риска. Человек же не знает результат каждого решения, которое он принимает, когда есть определенное ожидание. Независимо от уровня доверия и опыта, делегирование задачи сопряжено с определенным уровнем риска для того, кто приступает к ее исполнению (р. 71).

Р.С. Гранин*

* Гранин Роман Сергеевич - кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам. E-mail: grrom@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.