Социология №4 2021
Философия избрания: онтологический аспект
Ионов Игорь Сергеевич,
аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, культурологии и социологии, Тюменский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
В статье анализируется философия избрания как новая философская концепция. Исследуются понятия составляющие определяющие сущность философии избрания. В результате работы показано, что на основе доктрин избрания и предопределения, разработанных христианскими теологами и философами, в первую очередь Аврелием Августином, Фомой Аквинским и Жаном Кальвином, в западной теологии и философии возникло особое мировоззрение избрания. В результате анализа их идей были выявлены виды и принципы избрания. В статье представлены ключевые онтологические аспекты философии избрания: каузальность и телеология. Рассмотрены супралапса-рианские и инфралапсарианские взгляды на логический порядок Божественных постановлений (указов) об избрании и отвержении. Описаны позиции Карла Барта и Геррита Корнелиса Беркувера по вопросу лапсарианских споров. В заключении работы показано, что существует онтологическое единство причин и целей заключенное в Божественном избрании.
Ключевые слова: философия избрания, предопределение, избрание, августинизм, томизм, кальвинизм, онтология, каузальность, телеология, супра-лапсарианство и инфралапсарианство.
С целью исследования онтологического аспекта философии избрания, необходимо ответить на ряд важных предварительных вопросов «что есть философия избрания?» и «имеет ли вообще место философская концепция избрания?» Так как, «философия - это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия...» [1, с. 1127] в этой работе сделан акцент на антропологической стороне избрания, что отличается от общепринятого теологического подхода, где акцент сделан на действии Бога. Выводя избрание из теологии и вводя его в философский дискурс, мы меняем фокус восприятия. Можно утверждать, что, философия избрания -это особая форма познания мира через призму своей особой роли (избранность) и особая картина мира со своим взглядом на принципы и основы человеческого бытия.
Филсофия избрания - это взаимосвязанная система взглядов (концепция), выражающая определённый способ видения, понимания, трактовки явлений, процессов и концентрирующая внимание на идее избрания и предопределении как конструктивном принципе, реализующем определенный Божественный замысел (провидение) в человеческом бытии.
Идея «избрания» подразумевает дифференциацию людей, средств, целей и объектов, предусматривающую выделение одного из них по сравнению с остальными, хотя при этом не обязательна негативная оценка этих остальных. При «избрании» задействована также воля, помогающая принять решение, и выражается предпочтение, - тем самым человек пытается достичь желаемого. [2, с. 484]
«Избрание» (англ. «е1ес1юп» от лат. ё!ёс1ю «выбор» и еПдеге «выбирать»), о котором здесь идет речь - это свободный акт божественного избрания, выбора и предопределения, и это устояв-
259
шееся понятие в западной философии и теологии, причиной появления которого является активное развитие доктрины божественного предопределения на Западе.
В основе идеи избрания лежат Библейские тексты, особенно Новозаветные послания апостола Павла, на основании которых и строилась идея избрания. Одним из таких текстов является отрывок из «Послания апостола Павла к Римлянам»: «Бог сказал это ещё до их рождения, потому что мальчик, которого Он избрал, был избран на основании того, что Бог решил избрать его во исполнение Своего намерения призвать именно его, а не на основании их поступков.» [3, с. 1130]
Выделяют пять видов избрания (которые отражены в Библии): избрание духовных созданий, избрание правителей, избрание народов, избрание Мессии (Иисус Христос), избрание людей - Бог предвечно избрал определенных людей к спасению. Идея избрания прослеживается во всех христианских конфессиях, но особое внимание этой доктрине уделяет реформатская традиция (кальвинизм). Избрание - это часть вечного Божественного произволения, и оно имеет центральное значение в со-териологии (учение о спасении): Избрание - неизменная цель Бога, когда до сотворения мира Он, из милосердия, в соответствии с добрыми намерениями воли Своей, избрал из всего человеческого рода (впавшего по собственной вине в грех) определенное число людей к искуплению во Христе. «Идея двойного предопределения - так же, отличительная черта реформатской теологии. Различается избрание и предопределение к гибели, так как не все люди избраны, некоторых Бог не почтил своим вечным избранием.» [2]
Кроме этого выделяется, шесть принципов избрания: 1) Избрание - это верховный предвечный Божественный промысел; 2) Избрание предопределено и входит в Божий замысел спасения, оно обусловлено падшей природой человека; 3) Избрание - это избрание «во Христе», Он есть основание из-
брания и спасения, оно предполагает спасение от греха; 4) Избрание предполагает спасение избранных и средства для этого (проповедь Евангелия); 5) Избрание (как и отвержение) индивидуально, личностно но при этом личное избрание к спасению совершалось вместе с избранием Израиля. 6) Заключительная цель избрания - прославление Бога. [2]
Бертран Рассел так описывает основную идею «философии избрания» в своей Истории западной философии: «благодаря свободной благодати Бога отдельные люди из числа тех, кто были крещены, избраны попасть на небо: они - избранники. Они попадают на небо не потому, что они добры - все мы совершенно погрязли в пороке и можем быть праведными лишь в той мере, в какой это позволяет нам Божья благодать, которой одаряются лишь избранники. Объяснить, почему одни спасены, а остальные прокляты - невозможно; этим человечество обязано немотивированному решению Бога» [6, с. 443-444] Рассел описывая развитие этой идеи упоминает в первую очередь Аврелия Августина, Фому Аквин-ского и отцов Реформации: Мартина Лютера и Жана Кальвина [6]. По этой причине можно говорить о философии избрания, как продолжении идей «ав-густинизма», «томизма» и «кальвинизма» [7, с.88]. Эти идеи найдут свое развитие и в протестантской теологии, и в европейской философии, и повлияют на возникновение «протестантской этики», но особое влияние они окажут на англо-американскую философию [8]
Если подвести под вышесказанным промежуточные итоги, то можно сформулировать следующее определение: философия избрания (англ. philosophy of election) - комплекс философских идей и представлений (включая особую онтологическую модель); философское осмысление религиозных, политических, этических, социальных взглядов и др., сложившихся в западноевропейской христианской теологии, на основании доктрин избрания и предопределения ко спасению, сформулированных
260
Аврелием Августином, Фомой Аквин-ским, и Жаном Кальвином и получивших свое развитие в реформатском богословии и западной философии.
Исходя из рассмотренных понятий, можно говорить о разработке достаточно новой для российской философии концепции, «философии избрания», которая затрагивает основные онтологические основы и пытается дать на них свои ответы. По мнению Пивоварова, «Онтология (от греч. ontos - сущее, logos - учение) это учение о бытии, и является фундаментом любой классической философской системы», синоним метафизики «предметом которой является безусловное единое, мир как целое, вечность, бесконечность, свобода воли и т.п.». [9, с. 8] По мнению Юргена Хабермаса, всякая религия уже есть изначально «всеобъемлющая доктрина», она формирует картину мира в целом.
Онтологические аспекты философии избрания
Из всего спектра онтологических аспектов философии избрания, в представленном исследовании будут рассмотрены два основных аспекта:
Каузальный аспект (от лат. causa -«причина») - состоит в том, что Бог есть конечная причина («первопричина») происходящего, следовательно, Он есть конечная причина («первопричина») избрания. «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Римлянам 11:36) написано в Послании апостола Павла к Римлянам, этому принципу следует христианская философия и по сей день. Бог есть Абсолютная Личность и как совершенно отделенное (трансцендентное) от творимого Им «из ничего» (ex nihilo) мира, бесконечное бытие. Но как мы говорили ранее, философия избрания делает акцент на антропологической стороне избрания, и его первопричинах. [9] Для этого необходимо обратиться к Посланию апостола Павла к Ефеся-нам: «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Ефесянам 1:4) в этом отрывке мы видим, что решение об избрании было принято Богом «до создания мира», соответственно
до появления времени и пространства (Августин) и причина этого могла быть только в Нем самом. Эту идею выразил теолог XVI века, Жан Кальвин «Бог избрал нас до того, как мир начал свой путь, и мы должны приписать причину нашего спасения Его свободной добродетели; мы должны признаться, что Он не считал нас Своими детьми ни по каким заслугам; ибо нам нечего было рекомендовать в Его пользу. Следовательно, мы должны видеть причину и источник нашего спасения только в Нём и опираться на Него». [10, c.11] Богословы называют этот вечный совет заветом искупления. Бог-Отец возложил на Бога-Сына обвинение за свой избранный народ. Сын добровольно принял это обвинение, а именно, что он возьмется за их дело и умрет за них на кресте. Взамен Отец пообещал ему спасение всех избранных, избранных в вечности для вечной жизни в качестве его народа и невесты. «Доктрина избрания ссылается на эту установленную цель Бога во Христе как на причину нашего личного спасения.» [11, c.8]
И здесь следует обратить внимание на, так называемые «лапсарианские споры» или «споры о логическом порядке Божественных постановлений (указов)» которые происходили в реформатском богословии начиная с XVI века и ведутся до сих пор. Было предложено несколько противоположных позиций, все из которых имеют названия с латинским корнем «lapsus», означающим «падение».
Определим суть спора. Из терминов выше и ниже уже видно, что речь идет об отношении между предопределением и падением (лат. lapsus). Латинские слова, от которых произошло название спора, могут придавать ей довольно умозрительный вид; но они не могут помешать нам интересоваться глубочайшими мотивами этого противоречия. История этого спора ясно показывает, что речь идет о гораздо большем, чем простой вопрос о «логическом порядке».
Первоначально речь шла о разных интерпретациях отношения между пре-
261
допределением и грехопадением. Возник вопрос: «как согласно воле Божией могло иметь место грехопадение человека?» Были даны два разных ответа: Лютера, Цвингли и Кальвина, которые учили, что грехопадение заключалось в воле Бога, и Буллингера, который говорил только о предведении (лат. praescientia).
«В связи с этим возникли также различия в интерпретации отвержения. Согласно первому мнению, отвержение в конечном счете производится на основе благоволения Божия, а со второй точки зрения оно в основном связано с грехом (предведение греха, лат. praevisio ресса^)» [5, с. 258-260] «Это, и есть фундаментальное различие между «супра» и «инфра»... Буллингер, как представитель исходного взгляда инфралапсариев, рассматривал отвержение как акт Божией справедливости в отношении греха, так что последний предшествовал справедливости (justitia), явившейся на него ответом. Это показывает, что «на карту поставлено» именно соотношение между предопределением и падением. Но в то же время становится понятно, как в дальнейшем из этой несколько изменившейся изначальной постановки вопроса вырос весь спор. Ибо, когда он существовал в более общем понимании, концепция praescientia (предведения) не предполагала разрешения соотношений между Божественным советом и возникновением греха, при котором падение рассматривалось как часть воли Божией. Но в то же время логически встал вопрос о том, как это следует понимать, ибо сказанному априорно предшествовала предпосылка в виде доктрины, что Бог не был автором зла и что недопустимо даже думать о каком-либо предопределении ко злу. Как же следует интерпретировать то, что падение явилось частью Божия замысла? И было ли отвержение частью воли Божией как реакции на грех, или же оно априори не связано с грехом? Именно в связи с этими вопросами разница между «супра» и «инфра» получила аспект проблемы последовательности Божиих указов.» [5, с. 258-260]
Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:
Супралапсарианство (англ.
Supralapsarianism) - это точка зрения, согласно которой Божьи указы об избрании и осуждении логически предшествовали указу грехопадения. Проблемой для супралапсарианства, в силу своей веры в то, что Бог создает избранных и нечестивых, является предположение или вывод о том, что на определенном уровне виновником греха является Бог (потому что Он создает грешников для осуждения).
Инфралапсарианство (англ.
Infralapsarianism) - утверждает, что Божьи указы об избрании и осуждении логически следовали указу грнхопадения и учит, что все люди грешны по своей природе (из-за грехопадения), поэтому осуждены из-за своего собственного греха и что Бог предвидел, кого Он спасет от осуждения (по доброй воле). Инфралапсариане рассматривали грехопадение как повод для избрания и осуждения, выбирая одних из павших и проходя мимо других. В этой точке зрения есть намек на нарушение первоначального Божьего замысла или о частичной его реализации (см. рис. № 1).
На проблемы у каждой из точек зрения указывал и Карл Барт, его позицию Беркувер описал так: «признавая супралапсарианство, он указывает на опасность дуализма, а относительно инфралапсарианства - на опасность монизма» [5, с.258-260] но при этом Барт не держался в этом вопросе нейтралитета и разработал собственную концепцию избрания, которая во многом склоняется к супралапсарианству. По мнению Барта, сложность обеих позиций связана с их общей предпосылкой, акцентом на индивидуальном избрании и отвержении. Барт отделяет супралапсарианство от этой предпосылки, и учение об избрании понимается им в крайней степени христологиче-ски. в связи с первым указом Бога в Иисусе Христе, где Он становится фактическим Объектом предопределения. Евангелие для Барта - это предвечное избрание и «отвержение» Христа. [5]
262
Лапсарианские взгляды
Супралапсарианство Инфралапсарианство
указ Спасти одних и осудить других
указ Создать избранных и отверженных Создать людей
указ Допустить грехопадение (которым все заслуживают осуждения)
указ Спасти одних от осуждения и оставить осужденными других
указ Спасение только избранным
Рис. 1
Первыми, кто сформулировал су-пралапсарианскую точку зрения, были Теодор Беза и Джироламо Занчи, несколько более поздних кальвинистов, в частности те, на кого повлияла теология Безы, приняли супралапсариан-ство. В Англии влияние Безы ощущалось в Кембридже, где его придерживались Уильям Перкинс и Уильям Эймс, а также Франциск Гомарус в Нидерландах. В XX веке сторонники супралапса-рианства включали Абрахама Кайпера, Германа Хуксема, Артура Пинка, Гордона Кларка, но исторически считается, что менее пяти процентов всех кальвинистов поддерживают супралапсариан-ство. Точка зрения инфралапсариан-ства, по-видимому, была поддержана на Дортском Синоде в 1618 году, в канонах говорится: «Прежде основания мира Бог милостиво избрал из падшего человечества определенное количество людей к покаянию во Христе, который является и Посредником и Главой всех избранных и основанием их спасения. Избранные заслуживают того по своей природе не больше чем другие, но Бог предназначил отдать их Христу. Бог призывает и приводит их Своим Словом и Духом. Бог дает им истинную веру, оправдание и освящение, Он удерживает их в общении со Своим Сыном и, наконец, прославляет их» [4] Но несмотря на это супралапсари-анство никогда, официально, не было осуждено или признанно ложной позицией в реформатской (кальвинистской) среде, о чем говорят и Утрехтские решения 1908 года, запрещающие порицать тех кто придерживается супралап-сарианской позиции.
Переходя ко второму аспекту онтологии избрания, проведем между ними определенную связь. Философия избрания утверждает, что «Бог не только сотворил вселенную, и является «первопричиной» всего сущего, но и управляет, и руководит всеми её элементами, включая плохие события и действия. «Бог управляет миром телеологически, то есть стремясь достичь определенной цели или целей.» [12, с. 125] Телеология (греч. telos - завершение, цель; греч. logos - учение) - учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом. Исходя из этого можно сказать что в философии избрания, «causa» избрания - это альфа, а «telos» избрания - это омега.
Телеологический аспект (от греч. teàeioç,- «заключительный») - состоит в том, что любое события имеют цель в реализации Божественного замысла, следовательно, заключительной («финальной») целью Его замысла является избрание. В метафизике Аристотеля идея целевой причины: телос викси-руется как предназначение, а принцип конечных причин «causa finalis» играет значительную роль в философии Шо-ненгауера, Лотце, Гартмана, Бергсона. Телос, основополагающий принцип и в современном неотомизме, он конституирует провиденциалистскую модель исторического процесса. [1]
Телеология избрания - это учение о целесообразности, и в нашем случае телеология избрания не исключает теологический детерминизм, к которому приводит казуальность избрания, а дополняет его. Она утверждает, что воз-
263
никновение, существование, исчезновение вещей и свойств определяются не только причинами избрания, но и целями избрания, и наличие этих целей подтверждает внешнее целеполагание, а именно Божественную целеполагаю-щую силу или Божий промысел. И отвечая на основной вопрос телеологии -для чего, ради какой цели совершается тот или иной процесс во вселенной, философия избрания отвечает - ради цели избрания.
Итак, подведем итоги под анализом онтологических аспектов философии избрания, а именно казуальностью и телеологией: если, по определению, всё, имеет причину, то должна быть конечная причина, причина всего, в том числе самой себя. Такая причина должна быть разумной, чтобы ставить цели, и это - есть Бог, который руководствуется в своих действиях Божественным замыслом избрания.
Эта мысль описана Фомой Аквин-ским в Сумме теологии: «Нам же должно утверждать, что божественному проведению подчинено все, не только в том, что является общим, но также и в своей индивидуальной «самости». В самом деле, коль скоро каждый действователь действует ради достижения цели, упорядочение следствий к цели простирается обуславливающая сила первого действователя. И если случается так, что в следствиях действователя происходит нечто, не имеющего никакого отношения к цели, то это только потому, что следствие обуславливается какой-то другой причиной и выходит за рамки намерений действователя. Но обуславливающая сила Бога, Который суть наипервейший действователь, простирается на все сущее, причем не только на видообразующие начала, но также и на начала индивидуализации; не только на вечное, но так же и на тленное. Следовательно, все, каким бы образом оно не имело свое бытие, непременно упорядочено Богом к некоторой цели; ведь сказал же апостол, что «существующие власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1).» [13, с.296-297]
Онтологическое единство причины и цели в данном исследовании обусловлено особым взглядом на идею избрания. Супралапсариан-ский взгляд на логический порядок Божественных постановлений доводит до логического конца поиск причины создания вселенной и цели истории, этой причиной и целью является спасение избранных.
Литература
1. Всемирная энциклопедия: Философия, глав науч ред Грицанов А.А. [Текст] / М.: АСТ, 2001-1312 с.
2. Теологический энциклопедический словарь, под редакцией Уолтера Элвелла [Текст] / Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ - М.: 2003. - 1488 с.
3. Библия: современный перевод (РСП) [Текст] / Можайск: «Библейская лига» - 2015
4. Каноны Дортского Синода https:// www.reformed.org.ua/2/137/
5. Berkouwer, G.C. Divine Election [Текст]: / G.C. Berkouwer, - Grand Rapids, MI: Eerdmans. - 1960.
6. Рассел Б., История западной философии [Текст] Б. Рассел /Москва: Академический проект, 2009. -1008 с.
7. Мюррей Майкл, Рэй Майкл. Введение в философию религии [Текст]: / Москва: ББИ, 2010. - 410 с.
8. Американская философия. Введение [Текст]: /Москва: Идея-Пресс, 2008. - 576 с.
9. Пивоваров, Д.В. Онтология религии [Текст]: / Д.В. Пивоваров - Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2009. -505 с.
10. Calvin John, The Mystery of Godliness [Текст]: / John Calvin - Morgan, PA: Soli Deo Gloria,- 1999
11. Phillips, R.D. What Are Election and Predestination? [Текст]: / R.D. Phillips, - Phillipsburg, NJ: P&R Publishing. - 2006.
12. Хелм П. Богословие Жана Кальвина для начинающих [Текст]: / П. Хелм -Минск: «Позитив - центр», 2016. -224 с.
264
13. Аквинский Фома, Сумма Теологии, часть 1 [Текст]: / Аквинский Фома -Санкт-Петербург: «Наука» РАН, 2002. - 560 с.
PHILOSOPHY OF ELECTION: ONTOLOGICAL ASPECT
Ionov I.S.
Tyumen State Institute of Culture
The article analyzes the philosophy of election as a new philosophical concept. The article examines the concepts that make up the essence of the philosophy of election. As a result of the work, it is shown that on the basis of the doctrines of election and predestination developed by Christian theologians and philosophers, primarily Aurelius Augustine, Thomas Aquinas and John Calvin, a special worldview of election arose in Western theology and philosophy. As a result of the analysis of their ideas, the types and principles of election were identified. The article presents the key ontological aspects of the philosophy of election: causality and teleology. The supralapsarian and infralapsarian views on the logical order of Divine decrees (decrees) on election and rejection are considered. The positions of Karl Barth and Gerrit Cornelis Berkou-ver on the issue of the Lapsarian disputes are described. In the conclusion of the work, it is shown that there is an ontological unity of causes and goals, which is contained in the Divine election.
Keywords: philosophy of election, predestination, election, Augustinianism, Thomism, Calvinism, ontology, causation, teleology, supra-lapsarianism and infraralapsarianism.
References
1. World Encyclopedia: Philosophy, chapters of scientific ed. Gritsanov A.A. [Text] / M.: AST, 2001-1312 p.
2. Evangelical Dictionary of Theology, edited by Walter A. Elwell [Text] / Association "Spiritual Revival" - M.: 2003. - 1488 p.
3. The Bible: modern translation (RSP) [Text] / Mozhaisk: "Bible League" - 2015
4. Canons of the Dort Synod, https://www.re-formed.org.ua/2/137/
5. Berkouwer, G.C. Divine Election [Text]: / G.C. Berkouwer, - Grand Rapids, MI: Eerd-mans. - 1960.
6. Russell B., History of Western Philosophy [Text] B. Russell / Moscow: Academic Project, 2009. - 1008 p.
7. Murray Michael, Ray Michael. An Introduction to the Philosophy of Religion [Text]: / Moscow: BBI, 2010. - 410 p.
8. American philosophy. Introduction [Text]: / Moscow: Idea-Press, 2008. - 576 p.
9. Pivovarov, D.V. Ontology of religion [Text]: / D.V. Pivovarov - St. Petersburg: Vladimir Dal, 2009. - 505 p.
10. Calvin John, The Mystery of Godliness [Text]: / John Calvin - Morgan, PA: Soli Deo Gloria,- 1999. - 212 p.
11. Phillips, R.D. What Are Election and Predestination? [Text]: / R.D. Phillips, - Phillipsburg, NJ: P&R Publishing. - 2006. -32 p.
12. Helm P. Calvin: A Guide for the Perplexed [Text]: / Paul Helm - Minsk: "Positive -Center", 2016. - 224 p.
13. Aquinas Thomas, Summa Theology, part 1 [Text]: / Aquinas Thomas - St. Petersburg: "Science", 2002. - 560 p.
265