09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 37.013.46
UDС 37.013.46
С.И. АБРАМОВ
кандидат педагогических наук, зав. кафедрой общей педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета E-mail: [email protected]
S.I. ABRAMOV
candidate of pedagogical Sciences, head of of General pedagogy Department of Saint Tikhon's Orthodox
University of Humanities E-mail: [email protected]
субъект-субъектный подход в контексте светской и религиознои
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ
THE SUBJECT-SUBJECT APPROACH IN A CONTEXT OF A SECULAR AND RELIGIOUS PEDAGOGICAL PARADIGM
В статье рассматриваются вопросы подхода к определению субъект-субъектного подхода в светской и религиозной педагогике. Анализируются изменения, происходящие в современном образовании, характеризующие смену образовательной парадигмы, переход от авторитарной к личностной педагогике. Определяется место, которое занимает православно-ориентированный субъект-субъектный подход, как к формированию личности субъекта, так и национальной идеи в целом.
Ключевые слова: педагогическая парадигма, субъект-субъектный подход, антропоцентризм, теоцентризм, соборность, национальная идея.
In article approach questions to definition the subject - subject approach in secular and religious pedagogics. Analyzed the changes happening in modern education, characterizing change of an educational paradigm, transition from authoritative to personal pedagogics. Defined the place which is taken by the pravoslavno-focused subject - subject approach as to formation of the identity of the subject, and national idea as a whole.
Keywords: pedagogical paradigm, the subject-subject approach, anthropocentrism, a teotsentrizm, conciliarity, national idea.
На данном этапе развития современной педагогики, под которой понимают: «Науку о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленном на личностное развитие человека» [9, стр. 8], принято говорить о субъект-субъектном педагогическом подходе в образовании. При этом, как правило, указывается, что в светской и религиозной парадигмах этот подход будет иметь различные трактовки.
1. Так в светской педагогической парадигме, основанием которой является антропоцентризм, человек рассматривается как существо самоценное и самооправданное. Источник развития помещен в самом субъекте - человеке, исходная аналогия, по мысли Б.С. Братуся, - аналогия зерна. Зерно будет произрастать, куда и как ему надо, при наличии соответствующей почвы, влаги, воздуха. Человек будет развиваться в лучшем для него направлении при наличии внимания, принятия, эмпатии и т.п. При этом, свобода личности является одним из главных образовательных принципов, который никем, ничем и никогда не должен быть ограничен. Т.е. каждая личность свободна, самобытна, индивидуальна и находится «по ту сторону добра и зла», и в качестве таковой личности выступает как учащийся, так и педагог.
Такое понимание субъект-субъектных отношений может привести к следующим результатам: в процес-
се педагогической деятельности любая общая идея, исходящая извне, неизбежно нивелирует личность, делает ее несвободной, способствует обезличиванию, а не воспитанию: «...Из такой школы могут выходить нумера, а не люди, статические количества, а не нравственные величины» [7], - писал В.О. Ключевский, предупреждая об опасности негативного отношения личностной педагогики к использованию идеи патриотизма, национальной (и любой другой общей) идеи в образовательно-воспитательном процессе. Об этом же писал профессор о. Василий Зеньковский: «Субъективизм ребенка и субъективизм педагога одинаково шатки и недостаточны, - необходимо опираться на объективную сферу, на те ценности, которые возвышаются над личностью и придают ей значительность... Личность и метафизически и эстетически не замкнута в себе, - она входит в систему мира, подчинена его законам, сопряжена с высшими началами, стоящими над миром. Нельзя поэтому объявлять идею личности верховным и последним принципом педагогики... Педагогика должна быть укоренена в целостном мировоззрении, должна освещать основные свои проблемы теми принципами, которые ей дает антропология, философия и религия» [3, стр. 11].
2. Поэтому религиозная (православная) педагогическая парадигма, основанием которой является теоцентризм, решительно выносит источник развития вовне человека. Если использовать метафору зерна, то человек подобен почве, на которую долж-
© С.И. Абрамов © S.I. Abramov
09.00.00 - философские науки 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES
но еще попасть зерно Божественного слова (притча о сеятеле (Мф. 13, 3-9.), а если оно не попадёт, то заполнится другими посевами, не исключено - бесовскими (притча о плевелах Мф. 13, 24). Что же касается движения исключительно из самого себя, то из самого себя человек ничего хорошего родить не может. Профессор А.И. Осипов говорит по этому поводу следующее: «Христианский взгляд на человека зиждется на утверждении двух одинаково неприемлемых гуманистическим и секулярным сознанием положений:
1. «заданным» богоподобным величии человека (... Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его (Быт. 5,1). (человек-субъект - образ Божий);
2. и «данным» настолько глубоким его падением, что самому Богу потребовалось прийти, чтобы «прежде падший воскресити образ» (человек - объект Спасения) [4, стр. 56].
То есть с точки зрения православной парадигмы нормальным человеком является Христос, который, по мысли А. С. Хомякова, есть не авторитет, а Истина. «Обычный» же человек, который заведомо духовно ущербен и болен, может стать нормальным, подлинным человеком, лишь веруя Христу (как Истине), приобщаясь к Его жизни, «подражая» Ему.
Таким образом, появляется высшая идея для осуществления воспитания в рамках русской культуры, это идея религиозного воспитания, направленного на достижение живого Образа, с которым может быть установлена личная обратная связь (одно из толкований термина «религия»: от «лигас» - связь, «ре» - обратная), «... когда будет выбрано, принято, уверовано - Кто есть Истина, в отличие от холодно-рационального что есть истина» [1 стр.15.]. Причём такая связь может осуществиться только в случае свободного выбора субъекта. Свт. Григорий Богослов пишет: «Детовождение (педагогика-С.А.) - всего более соблюдает свободу. Ибо тайна спасения - для желающих, а не для насильствуе-мых» [2 стр.312.].
При этом Спасение в православии понимается как: «. избавление от всех зол и вечное обретение в Боге всех благ, дарующее вместо смерти - жизнь, вместо тьмы - свет, вместо рабства страстям и постыднейшим деяниям - совершенную свободу всем соединившимся со Христом, Спасителем всех, которые обретают тогда всякую радость, всякое блаженство и всякое ликование» [6 стр.77.]. В Спасении происходит восстановление утраченной «райской педагогики», основанной на непосредственных субъект-субъектных отношениях между человеком и Богом, Который являлся «. в раю
во время прохлады дня» (Быт. 3,8) для общения с людьми. И именно эта живая непосредственная связь человека с Богом была первой и совершенной религией человеческого рода.
Таким образом, можно утверждать, что религиозная педагогическая парадигма не отрицает субъект-субъектного подхода в педагогике, наоборот, этот подход получает более полное содержание, связанное с высшей идеей - личностного общения Бога и человека, которое не может осуществиться только в соответствии с принципом свободы, но и любви. Именно во имя любви к человеку в мир пришёл Христос. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин.3,16). Таким образом, человек, объкти-визируясь - обнаруживая свои недостатки, слабости, борется с ними, т.е. самообразуется, становится субъектом педагогической деятельности, Педагогом в которой выступает Бог.
Но такое самообразование невозможно вне Церкви, которая, по мысли Хомякова, «. не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати». Он утверждал, что во всей жизни человека и народа первичным является религиозное начало. Какова вера - таков человек. Какова вера - таков и народ. При этом Хомяков отличал веру от верения - под которым он подразумевал чисто внешнее, формальное отношение к религии и всем тем предписаниям, которые ею установлены. Такое понимание Церкви ставит А. С. Хомяков в фундамент понятия «соборности», которое, по его словам, есть «единство в свободе по закону любви» [5]. Именно идея Соборности как принципа субъект-субъектных отношений, по мысли В.И Сластёнина, может объединить педагогов и учащихся в их осознанном, свободном стремлении к духовно-нравственному возрождению России. «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация, - пишет В.И. Сластёнин. Идея, являющаяся своего рода «нормой всех норм» и выступающая связующим звеном между системой базовых ценностей и Идеалом, оказывается доминантой духа человеческой общности» [7].
Такой вектор развития субъект-субъектных отношений как в образовательном, так и в общественно-социальном пространствах, будет соответствовать, по нашему мнению, критерию В.С. Соловьёва, предъявляемого им к национальной идее, которая: «. есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [8, стр.221].
Библиографический список
1. БратусьБ. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии Журнал Вопросы психологии 1990, N 6. С. 15.
2. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. М., 1843.
3. ЗеньковскийВ.В. Протоиерей. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М. 1993. Свято-Владимирское Братство. 1993.
4. Осипов А.И. Богословские аспекты прав человека // Журнал Московской патриархии. 1984. № 5, стр. 56.
5. Осипов А.И. О выдающемся самобытном богослове А.С.Хомякове. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http:// ots-v-v.livejournal.com/153063.html, свободный. - Загл. с экрана.
Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (57), 2014г. Scientific notes of Orel State University. Vol.1 - no. 57. 2014
6. Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Сергиев Посад. 1917.
7. Сластенин В.А. Национальная идея как феномен православной педагогической культуры. [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=20, свободный. - Загл. с экрана.
8. СоловьевВ.С. Сочинения в 2-х томах, т. 2, М., 1988. стр. 221
9. Столяренко Л.Д. Самыгин С. И. Педагогика. «МарТ» М.-Р-н-Дону, 2003.
References
1. Bratus B.S. The experience of justification for humanitarian psychology Journal Voprosy psihologii 1990 N-6 p. 15.
2. Gregory The Theologian Creation Tonnes. 1.- M., 1843.
3. Zenkovskij V.V. Archpriest. Problems of education in the light of Christian anthropology. M. 1993. Piously-Vladimir Brotherhood. 1993.
4. OsipovA.I. The theological aspects of human rights // the Journal of the Moscow Patriarchate. 1984. № 5, PG. 56.
5. Osipov A.I. Of the outstanding original theologian А.Б. Khomyakov. [The electronic resource.] URL: http://ots-v-v.livejournal. com/153063.html
6. Simeon The New Theologian. Divine hymns. Sergiev Posad. 1917.
7. Slastenin V.A. The national idea as a phenomenon of Orthodox pedagogical culture. [The electronic resource.] URL: http://www. verav.ru/common/mpublic.php?num=20.
8. Soloviev V.S. Works in 2 volumes, vol. 2, M., 1988. p. 221
9. Stolyarenko L.D. Samygin S.I. Pedagogy. «МарТ» M.-R-n-Don, 2003.
УДК 124.6
UDC 124.6
C.H. АСТАПОВ
доктор философских наук, профессор кафедры истории философии Южного федерального университета E-mail: [email protected]
S.N. ASTAPOV
doctor in philosophy, professor of the History of Philosophy Department of Southern Federal University E-mail: [email protected]
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОВИДЕНИЕ: ФИЛОСОФСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ БОГОСЛОВСКИХ ПОЗИЦИЙ
PREDESTINATION AND PROVIDENCE: THE PHILOSOPHICAL EXPLICATION OF THE THEOLOGICAL POSITIONS
В статье анализируются основные позиции в современной англо-американской философии религии по проблемам, связанным с христианской доктриной предопределения или провидения. Автор статьи считает, что современные дискуссии по данным проблемам являются философской экспликацией богословских споров в истории христианства о божественной благодати. В статье рассматриваются концепции Августина, Иоанна Дамаскина, Фомы Аквинского, М. Лютера, Ж. Кальвина, Л. Молины.
Ключевые слова: божественное предведение, предопределение, провидение, теология, философия религии.
It is analyzed the main positions of contemporary Anglo-American philosophy of religion on the problems, which are connected with the Christian doctrine ofpredestination or providence. The author of the article finds that the present discussions on these problems are the philosophical explication of the theological debates in Christian history about God's grace. The conceptions of St. Augustine, St. John ofDamascus, Thomas Aquinas, M. Luther, J. Calvin, L. Molina are considered in the article.
Keywords: foreknowledge of God, predestination, providence, theology, philosophy of religion.
Одним из постулатов теистической религии является утверждение о всемогуществе и всеведении Бога. С ним очень тесно связана идея предопределения: как всё изначально зависит от Бога. В этой идее можно выделить каузальный и телеологический моменты. Каузальный момент состоит в том, что конечной причиной любого происходящего события является Бог. В силу того, что для Бога нет ни прошлого, ни настояще-
© С.Н. Астапов © S.N. Astapov
го, ни будущего, то всё происходящее есть деятельность Бога. Смысл каузального предопределения, смысл которого лучше всего выражает латинское слово prae-determinatio. Телеологический момент состоит в том, что Бог трансцендентен миру, а Его управление миром происходит так, что любое событие есть реализация божественного замысла. Всё происходит с определённой целью, точнее говоря с целью, предопределённой