Научная статья на тему 'РЕФ. КН.: ВДОВИНА И.С. ЭММАНЮЭЛЬ МУНЬЕ : ЛИЧНОСТЬ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ. - МОСКВА ; САНКТ-ПЕТЕРБУРГ : ЦЕНТР ГУМАНИТАРНЫХ ИНИЦИАТИВ, 2022. - 116 С. - (СЕРИЯ «HUMANITAS»)'

РЕФ. КН.: ВДОВИНА И.С. ЭММАНЮЭЛЬ МУНЬЕ : ЛИЧНОСТЬ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ. - МОСКВА ; САНКТ-ПЕТЕРБУРГ : ЦЕНТР ГУМАНИТАРНЫХ ИНИЦИАТИВ, 2022. - 116 С. - (СЕРИЯ «HUMANITAS») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
39
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦУЗСКИЙ ПЕРСОНАЛИЗМ / Э. МУНЬЕ / ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО / Ш. ПЕГИ / Н.А. БЕРДЯЕВ / Ж. МАРИТЕН / П. РИКЁР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ремезова Ирина Ивановна

В монографии исследуются идеи основоположника и центральной фигуры французского персонализма - Эмманюэля Мунье (1905-1950), который в начале 1930-х годов выступил с идеей построения новой человеческой цивилизации, основанной на ценностях духовного мира личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REF. BOOK: VDOVINA I.S. EMMANUEL MUNIER: PERSONALITY AND CIVILIZATION

The monograf explores the ideas of the founder and central figure of French personalism - Emmanuel Mounier (19051950), who in the early 1930s came up with the idea of building a new human civilization based on the values of the spiritual world of the individual.

Текст научной работы на тему «РЕФ. КН.: ВДОВИНА И.С. ЭММАНЮЭЛЬ МУНЬЕ : ЛИЧНОСТЬ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ. - МОСКВА ; САНКТ-ПЕТЕРБУРГ : ЦЕНТР ГУМАНИТАРНЫХ ИНИЦИАТИВ, 2022. - 116 С. - (СЕРИЯ «HUMANITAS»)»

УДК 02.11.91

DOI: 10.31249/rphil/2023.02.03

ВДОВИНА И.С. ЭММАНЮЭЛЬ МУНЬЕ: ЛИЧНОСТЬ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Реф. кн.: Вдовина И.С. Эмманюэль Мунье : личность и цивилизация. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2022. - 116 с. - (Серия «Humanitas»).

Аннотация. В монографии исследуются идеи основоположника и центральной фигуры французского персонализма - Эм-манюэля Мунье (1905-1950), который в начале 1930-х годов выступил с идеей построения новой человеческой цивилизации, основанной на ценностях духовного мира личности.

Ключевые слова: французский персонализм; Э. Мунье; проблема личности; личность и общество; Ш. Пеги; Н.А. Бердяев; Ж. Маритен; П. Рикёр.

Abstract. The monograf explores the ideas of the founder and central figure of French personalism - Emmanuel Mounier (19051950), who in the early 1930s came up with the idea of building a new human civilization based on the values of the spiritual world of the individual.

Keywords: French personalism; E. Mounier; the problem of personality; personality and society; Ch. Péguy; N.A. Berdjaev; J. Maritain; P. Ricoeur.

Для цитирования: Ремезова И.И. [Реферат] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2023. - № 2. - С. 63-69. Реф. кн.: Вдовина И.С. Эмманюэль Мунье : личность и цивилизация. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2022. - 116 с. - (Серия «Humanitas»). DOI: 10.31249/rphil/2023.02.03

Рецензируемая монография посвящена исследованию творчества Эмманюэля Мунье - основоположника и ведущего теоретика французского персонализма, одного из наиболее влиятельных мыслителей ХХ столетия. Явление персонализма составило целую эпоху в интеллектуальной жизни Франции первой половины - середины ХХ в. «Центральной проблемой персонализма стал вопрос об универсальном развитии человека - о личности и о построении новой цивилизации, основанной на приоритете духовных ценностей» (с. 7). Рождение нового философского течения было ознаменовано выходом в свет журнала «Esprit» («Дух») в октябре 1932 г.

Монография состоит из семи разделов. В первом разделе представлены вехи жизненного и творческого пути Эмманюэля Мунье. Отмечается важная роль лекций Жака Шевалье в становлении взглядов молодого философа. (Лекции были посвящены таким мыслителям, как Декарт, Мальбранш, Бергсон, Мен де Биран и др.). Ссылаясь на мнение Жерара Люроля, автор утверждает, что Шевалье научил Мунье «плодотворному реализму», который признает саму нашу личность «отличительной отметиной человеческого мира, - реализму, не позволяющему сводить человеческую личность ни к ячейке социального организма, ни к простому винтику в механизме» (с. 8).

Наиважнейшими и непосредственными теоретическими истоками персонализма Э. Мунье автор называет идеи Шарля Пеги (1873-1914), Н А. Бердяева (1874-1948) и Жака Маритена (18821973). Сам Шарль Пеги считал себя последователем А. Бергсона, «восприняв бергсоновское учение о длительности и тезис о духовном начале мира, идеи о непосредственной интуиции, памяти и времени. <...> Опираясь на идею длительности, Пеги говорил о переходе от фиксированных принципов науки и стереотипов общественно-политической деятельности к творческому восприятию и поэтическому выражению сокровенного движения жизни» (с. 26). Важная роль в формировании идей персонализма у Э. Мунье принадлежит Н.А. Бердяеву, который был в дружбе со многими представителями персонализма, принимал участие в первых заседаниях редакции журнала «Esprit», публиковал свои статьи в этом журнале, идеи которого считал созвучными своим собственным. Как известно, в первом номере «Esprit» Бердяев опубликовал статью «Правда и ложь коммунизма», которую высо-

ко оценил Мунье. Сам Бердяев не скрывал, что его статья во многом определила отношение редакции журнала к коммунизму. «К наиболее "значительным истинам" коммунизма Бердяев относил критику буржуазного общества, его пороков и противоречий, развенчание эксплуатации человека человеком, призыв к изменению социального порядка, угнетающего индивида» (с. 29). Однако, испытывая влияние марксизма, Бердяев в то же время подчеркивал слабые, с его точки зрения, стороны марксистского учения о коммунистическом будущем. «По его словам, он согласился бы принять коммунизм социально - как экономическую и политическую организацию, но не принял бы его духовно» (с. 30). Особенно сильное влияние на философов-персоналистов оказало бердяев-ское учение о человеке. «Признав человеческое существование единственно достоверным и изначальным фактом бытия, рассматривая мир "из субъекта", с позиции изолированной личности, творящей мир, Бердяев в качестве кардинальной философской проблемы выделяет вопрос о свободе и творчестве» (там же).

В непосредственное окружение молодого Мунье вместе с Бердяевым входил Жак Маритен (1882-1973), известный философ-неотомист, интерпретирующий учение Фомы Аквинского в духе антропологической философии. Как замечает автор, «Жак Мари-тен станет одним из лидеров современного обновления томизма. Ядром его философии будет концепция интегрального гуманизма, где человек утверждается в качестве разумного существа, наделенного свободной волей и осуществляющего свой выбор перед лицом Бога» (с. 31). Идеи Маритена о человеческой личности и ее свободе, о трансцендентных основаниях жизни и культуры нашли отклик в сознании Э. Мунье. «Суть "интегрального гуманизма" Маритена Мунье видел в признании личностного начала высшей ценностью общественной жизни, принципом единения людей на основе общего блага» (там же).

Второй раздел монографии посвящен описанию целей и задач персонализма, которые были направлены на проект создания новой цивилизации. Этот проект основывался на принципиальном различении между личностью и индивидом, суть которого Мунье излагал следующим образом: «Когда человек пытается впервые постичь себя, сначала он улавливает себя в качестве расплывчатого образа на поверхности собственной жизни, где циркулируют

различные персонажи, в которых он утопает, рассеивается, ускользает от себя. Таков индивид: он - сама распыленность; личность же есть сосредоточенность в себе и выбор. Личность субстанциально воплощена в человеке, смешана с его плотью, но она остается трансцендентной по отношению к ней и вместе с тем внутренне с ней нерасторжимой» (цит. по: с. 34-35). Существенным для Му-нье моментом в определении личности является ее устремленность в направлении, противоположном индивидуализму. «В этом ее непрерывное следование собственному призванию как духовному принципу жизни. <...> Призвание личности - в ее трансцендиру-ющем движении, т.е. в постоянном усилии по самопреодолению, самопревосхождению и одухотворению» (с. 35). Иными словами, личность обретает себя, только отдавая себя другим, и именно этот путь ведет ее к подлинным глубинам бытия, к его тайнам. Автор подчеркивает, что Мунье будет постоянно иметь в виду указанные характеристики личности, стремясь описать пути личностной жизни человека и призывая его следовать ими. Двадцатое столетие Мунье считал переломным в ходе истории: «всемирный кризис 30-х годов со всей остротой обнажил враждебность истории отдельному человеку, явив вместе с тем возможность для коренного преобразования человеческой цивилизации» (с. 36).

Третий раздел монографии посвящен решению проблемы личности. Как подчеркивает автор, в поисках сущности личности Мунье обратился прежде всего к практической стороне жизнедеятельности человека, руководствуясь следующим положением: «человек - единственный, кто преображает окружающий мир; личность, освобождая все вокруг, освобождает и себя, она призвана освободить как вещи, так и все человечество» (цит. по: с. 40). В данном вопросе Мунье солидарен с позицией Маркса, выраженной им в «Тезисах о Фейербахе», суть которой сводится к тому, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (цит. по: там же). Выступая от имени отдельной человеческой личности, изуродованной эксплуатацией и утратившей человеческие свойства в погоне за материальными благами, Э. Мунье и его единомышленники выдвинули обвинение в адрес капиталистического производства, превращающего человека в своего бессознательно действующего агента и лишающего его саморазвития. Автор отмечает, что в

1930-е годы кризис человека мыслился в персонализме Мунье преимущественно как кризис деятельностных способностей индивида, вызванный его участием в капиталистическом производстве, а также как упадок духовности, явившийся следствием буржуазного образа жизни. «За персоналистскими построениями этого периода со всей очевидностью прочитывается стремление мыслителей из группы "Esprit" понять и найти решение проблемы противоречия между развитым капиталистическим производством и тем способом, каким отдельный человек приобщается к материальной и духовной культуре общества» (с. 41).

В четвертом разделе монографии уделяется особое внимание вопросам духовного мира личности, в частности проблеме транс-ценденции. Автор замечает, что для Мунье и его соратников в 1930-е годы было очевидно, что надежды, возлагаемые ими на труд как основу и действительность духовной жизни личности, неосуществимы в условиях капиталистического общества. «Признав человека создателем культуры, материального и духовного богатства цивилизации, Мунье подчеркивал тот реальный факт, что в условиях высокоразвитого буржуазного общества с присущим ему способом производства и потребления человек владеет бесконечно малой долей совокупного общественного богатства; человеческая культура в целом чужда ему... личностные характеристики человека теряются в общем потоке предметного мира» (с. 51). Мунье полагал, что экономика нуждается в кардинальной перестройке, «чтобы основным ее принципом стал примат труда над капиталом, личной ответственности - над анонимным государственным аппаратом, человеческих организмов - над механизмами» (с. 51-52). При этом внутреннюю жизнь (субъективность, интериорность) Мунье считал существеннейшим качеством и состоянием человека-личности. «Философ противопоставлял жизнь человека-личности вещному существованию с его закономерностями... <...> Личностная жизнь начинается тогда, когда человек обретает способность овладеть собой - сосредоточиться, собраться. <...> Преобразование действительности из нечеловеческой в человеческую происходит во внутреннем мире личности, в его субъективности» (с. 52-53). Подчеркивая несомненное значение сознательного выбора человека-личности, Мунье в то же время утверждал, что сознательное поведение - лишь одна из граней це-

лостного «Я», а «наилучшими из наших действий оказываются как раз те, в собственном авторстве которых мы менее всего уверены» (цит. по: с. 53). В связи с такой позицией Мунье особенно возражал против практикуемого в психологии объективистско-аналитического изучения внутреннего мира личности, полагая, что «такой способ исследования, когда в мозаике психического стремятся отыскать простые первичные элементы, которые позволили бы вскрыть механизмы психической жизни, исходит из уподобления духа машине» (с. 53). Именно через бессознательное, как полагает Мунье, «человек соединяется с той частью самого себя, которая превосходит его сознание. Окружающий человека мир, в котором он живет и который он познает, это лишь ущербный фрагмент реальности. <...> Более реальный, чем чувственно воспринимаемый мир, - это внутренний мир человека, где действительность получает свое подлинное развитие» (с. 54). Иными словами, с точки зрения Мунье, сознание занимает положение острова в безграничном океане бессознательного.

Философы-персоналисты высоко оценивали взгляды Г. Марселя и К. Ясперса, в учениях которых персоналистов «привлекает не только стремление понять человека исходя из него самого, но и готовность связать его внутренний мир с надличным, абсолютным, т.е. с божественным бытием» (с. 57-58). Не случайно Мунье уделял серьезное внимание проблеме трансценденции. Как замечает автор монографии, с точки зрения Мунье и его единомышленников, понятие трансценденции характеризует духовный мир личности, а отнюдь не чувство и не сознание. «Область духа - это та сфера опыта личности, где человеческое существование осмысливается с позиций добра и зла, блага и греха и т.п., дух - это и самосознание человека. Сфера духа априорна по отношению к предметно-конкретному самоосуществлению человека» (с. 58).

Пятый раздел монографии посвящен проблеме личностного общения. В 1934 г. Мунье написал работу «Персоналистская и общностная революция», которая стала программной в разработке данной темы. Автор подчеркивает, что в данной работе понятия «персонализм» и «общность» употребляются как синонимы (см.: с. 70). В своей концепции общности Мунье особенно подчеркивал ее существенное отличие от современных ему философских учений о личности, тяготеющих к индивидуализму.

В шестом разделе монографии отмечается, что идеи Мунье и его соратников получили широкое распространение в мире. «Они оказали заметное влияние на философские и социологические учения ХХ века, ориентируя их на исследование проблем духовного мира человека, личностного содержания человеческой деятельности, человеческого общения, человеческой общности» (с. 80).

В седьмом, заключительном разделе монографии автор концентрирует свое внимание на концепции Поля Рикёра, который продолжил разработку идей Э. Мунье. Уже в декабре 1950 г. в журнале «Esprit» была опубликована статья Рикёра «Эмманюэль Мунье: персоналистская философия», в которой Рикёр признается в том, что он как философ во многом обязан основоположнику персонализма во Франции, «особенно его умению связывать философскую рефлексию с животрепещущими проблемами современности...» (цит. по: с. 88). Согласно утверждению самого Рикёра, он распознал в персонализме Мунье «педагогику общностной жизни, связанную с пробуждением личности, намерение воздействовать на историю с помощью определенного типа воинствующего мышления» (цит. по: с. 89). Сам Мунье в последние годы жизни высоко оценивал ту роль, которую играл Поль Рикёр в разработке идей персонализма.

Завершая книгу, автор замечает, что одной из главнейших тем философской антропологии П. Рикёра является вопрос о совместном бытии людей, их желании «жить вместе с другими и для других, вопрос, составляющий, по его убеждению, сердцевину земной цивилизации» (с. 107). В разработке этого вопроса Рикёр явился в известном смысле продолжателем идей Мунье.

И.И. Ремезова*

* Ремезова Ирина Ивановна - кандидат философских наук, научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН, Москва, Россия, e-mail: iremez.koz@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.