Научная статья на тему 'Персонализм как направление философской мысли первой половины ХХ в'

Персонализм как направление философской мысли первой половины ХХ в Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1702
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПЕРСОНАЛИЗМ / КРИЗИС / ТВОРЧЕСТВО / СВОБОДА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хамчиева М.М.

В данной статье рассматривается такой феномен в истории философии, как персонализм. После краткого исторического экскурса по его становлению, особое внимание уделяется наиболее известному виду персонализма в его французском варианте во главе с идейным лидером Эммануэлем Мунье, а также отличающемуся особым пониманием Бога русскому персонализму с его общепризнанным и наиболее ярким представителем Николаем Александровичем Бердяевым. Приводятся биографические справки и краткое описание их персонализма с целью ознакомления с личностями самих представителей персонализма во французском и русском варианте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Персонализм как направление философской мысли первой половины ХХ в»

ПЕРСОНАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ В.1

© Хамчиева М.М.2

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет», г. Москва

В данной статье рассматривается такой феномен в истории философии, как персонализм. После краткого исторического экскурса по его становлению, особое внимание уделяется наиболее известному виду персонализма в его французском варианте во главе с идейным лидером Эммануэлем Мунье, а также отличающемуся особым пониманием Бога русскому персонализму с его общепризнанным и наиболее ярким представителем Николаем Александровичем Бердяевым. Приводятся биографические справки и краткое описание их персонализма с целью ознакомления с личностями самих представителей персонализма во французском и русском варианте.

Ключевые слова: личность, персонализм, кризис, творчество, свобода.

Существуют различные версии персонализма и это создает определенные трудности для его определения как философского и теистического движения.

В целом, персоналистские движения в восточноевропейских странах выступают как религиозно-философские учения, нацеленные на «синтез» христианства и идей коммунизма, обосновывающие «вписывание» католической церкви в социалистическую формацию [3, с. 7]. Французский персонализм повлиял на философскую мысль и спровоцировал появление подобных течений по всему миру Поэтому данный вид персонализма с центром в Париже является классическим вариантом европейского персонализма. Нужно отметить, что одновременно с ним существовали еще два европейских центра персонализма - немецкий в Мюнхене и польский в Люблине, которые все же уступают французскому по степени известности и плодовитости.

Особого внимания заслуживает русский вариант персонализма. Его истоки обнаруживаются в конце XIX века. Основные источники, из которых черпали вдохновения для своих идей русские персоналисты, были фило-

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 15-03-00761 а «Русская философская мысль XIX - первой четверти XX века в философско-историческом и антропологическом аспектах».

2 Аспирант кафедры Философии.

софские концепции Г.В. Лейбница, И. Канта, позже Р. Лотце, Г. Тейхмюлле-ра и др. К последователям кантовской мысли можно отнести Н.А. Бердяева, Л. Шестова, к лейбницевской - Л.М. Лопатина, Н.О. Лосского, А. А. Козлова, А.А. Аскольдова.

Французский персоналист и теоретик Ж. Лакруа писал: «Существует персоналистский идеализм (кантианство), персоналистский реализм (Лабер-тоньер), персоналистский экзистенциализм (Марсель, Бердяев), персоналистский индивидуализм (Ренувье), существуют коммунистические и анархистские персоналистические тенденции» [4, с. 170-172].

Несмотря на столь обширное разнообразие персоналистских течений, все же наиболее важным формам персонализма присущи некоторые центральные и основные общие черты. К примеру, утверждение центральной роли личности для философской мысли. Персонализм признает высшую реальность и значение личности - человеческой, а также (по крайней мере, для большинства персоналистов) божественной. Он подчеркивает значение, уникальность и неприкосновенность личности. «Персонализмом» может поэтому называться та школа мысли, которая уделяет основное внимание реальности личностей и их уникальному статусу среди существ в целом. Персоналисты считают, что человеческая личность должна быть онтологической и эпистемологической отправной точкой философских размышлений. Они сосредоточены на исследовании опыта, статуса и достоинства человека как личности, и на рассмотрении личности как начала для всего последующего философского анализа.

Перейдем к более подробному рассмотрению французского и русского персонализмов.

Основоположник французского персонализма Эмманюэль Мунье родился 1 апреля 1905 года во французском городе Гренобле. Отец был фармацевтом и готовил сына к профессии врача, но молодой Э. Мунье выбрал занятия философией, которую он начал изучать в родном городе, позже учился с Реймоном Ароном в Сорбонне. Руководителем Э. Мунье по философии был Жак Шевалье, французский католический философ. В 1928 Э. Мунье получает степень агреже. Затем на протяжении нескольких лет преподает в лицеях и частных школах. Позже он навсегда расстается с академической карьерой во имя создания «не-университетской» философии, в которой он увидел возможный выход из кризиса современной ему эпохи. Был знаком с Жаком Маритеном, в доме которого произошли важные для становления собственной персоналистской философии Э. Мунье встречи с Габриелем Марселем и Николаем Бердяевым.

В 1932 году в возрасте 27 лет Э. Мунье с группой единомышленников открывает философский журнал «Эспри», в котором занимается разработкой и популяризацией идей персонализма и является теоретическим лидером, тогда как Жорж Изар - руководителем-практиком журнала. Молодые

философы представляли персоналистскую философию как программу по пробуждению личностного начала в человеке. Французский персонализм был одновременно и философским и социально-политическим учением. Именно социально-политической стороне деятельности отдавалось персоналистами определяющее значение, в виду того что персонализм представлялся ими ответом интеллигенции на мировой экономический кризис. Политическую деятельность персоналисты отвергали, как и любое действие, определяя свою задачу как поучение, наставление, проповедь. Вдовина И.С., ведущий исследователь французской философии XIX-XX вв., приводит в доказательство этой позиции персоналистов следующие слова их идейного лидера: «В глубине своей я всегда буду интересоваться только Бытием, а не реализацией его. Я не думаю об успехе. Даже умирая, я не буду сожалеть о том, что мы не реализовали того, о чем мечтали» [3, с. 10].

С самого основания движения внимание единомышленников было приковано к событиям начала XX века: первая мировая война и ее итоги, революции в России и Европе, становление немецкого фашизма. Мунье Э. собирал сторонников прогрессивных сил, принадлежавших к любой религии и неверующих вовсе - шло объединение мыслителей, готовых к деятельности против угрозы всему человечеству - против фашизма. После Второй Мировой войны французский персонализм, во главе с самим Э. Мунье, адаптировался к новым условиям и занял позицию некритического вида учения о либеральной демократии. А Ж. Маритен внес немалый вклад в разработку Всеобщей декларации (1948) Организации Объединенных Наций по правам человека.

Не желая искать помощи со стороны, персоналисты увидели единственным решением и выходом из сложившейся ситуации в обращении к человеку напрямую, в призыве человека к творческому, осознанному осуществлению своей миссии в мире. Мунье Э. был ведом надеждой создать новое поколение критически мыслящих людей Нового Ренессанса, где Личность выступает в роли божественной идеи, задания, которое предстоит воплотить в жизнь каждому человеку, Личность, способная ставить собственные цели и достигать их, осуществляющая свободный выбор и готовая внести свой вклад в общественную жизнь, не разделяя людей на своих и чужих, не смотря на различия в мировоззрениях и вероисповедании. Нежелающие мириться с жестокими реалиями персоналисты поставили перед собой главную задачу - создание такой концепции цивилизации, которая способствовала бы преодолению как кризиса общества, так и кризиса самого человека. Решением стало обращение к внутренней «предзаданности» каждого человека, о которой говорит Н.А. Бердяев. Речь идет о личности - предмете исследования персонализма.

Бердяев Н.А. - один из ярких представителей русского персонализма. Родился 6 (18) марта 1874 года в Киеве. С осени 1922 года Бердяев живет за

границей и больше на родину не возвращается. В Берлине прожил до 1925 года, после переехал во Францию, где и прожил до конца своих дней в Клама-ре, пригороде Парижа. Здесь во Франции и произошла встреча Н.А. Бердяева с Э. Мунье в доме Ж. Маритена.

Бердяев Н.А. печатался в «Эспри» и написал о журнале следующее: «Оригинальность «Esprit» в том, что журнал решительно утверждает примат духовного начала - сначала духовное, потом экономическое и политическое как служебное. Центральная редакционная группа католическая, но журнал не католический, в нем участвуют и протестанты и сторонники не конфессионального спиритуального направления. Этого до сих пор во Франции не было» [1, с. 80]. Что особенно привлекло Н.А. Бердяева, так это персоналистская направленность журнала, он, будучи на пятьдесят восьмом году жизни на момент открытия журнала (1932), поддерживал французскую молодежь в их духовной, религиозной, философской защите персонализма, в их попытке защитить верховную ценность человека и человеческой личности. Симпатия Н.А. Бердяева к деятельности Э. Мунье можно объяснить еще и тем, что подобные искания были близки его собственной философии. Он часто бывал в Париже, посещал «Эспри», тем самым оказал определенное влияние на мысль французских персоналистов, для которых новизна его философии заключалась, во-первых, в эсхатологическом видении смысла истории. Во-вторых, в разработке актуальной для XX в. идеи кризиса христианства. В-третьих, в трактовке конфликта между личностью и универсальной гармонией. В-четвертых, в русской философской критике коммунизма.

Персонализм Н.А. Бердяева эсхатологичен в силу того, что творчество нацелено на конец мира через его преображение. Им было произведено различие в человеке личности как подобия Бога, сущность которой не выводима из природного мира и индивида как неделимой части природного вещественного мира, подчиненная его закономерностям. Творчество - это необходимое условие и гарант проявления призвания личности и получения возможности общения с Богом. «Творчество» Н.А. Бердяева носит оттенок трагичности, но только так личность обнаруживает в себе и сохраняет черты подобия Богу - через трагичное творчество. А трагично оно, потому что всегда неизбежно обнаруживается несоответствие между творческим замыслом и творением. «Я совсем не отрицаю творчества культуры, - пишет он, - совсем не отрицаю смысла продуктов творчества в этом мире. Это есть путь человека, человек должен пройти через творчество культуры и цивилизации. Но это есть творчество символическое, дающее лишь знаки реального преображения. Реалистическое творчество было бы преображением мира, концом этого мира, возникновением нового неба и новой земли. Творческий акт есть акт эсхатологический, он обращен к концу мира» [2, с. 179].

Категория свободы необычайно важна в персонализме. Свобода предполагает существование независимых личностей, которые способны само-

стоятельно ставить перед собой цели и находить средства по их достижению. Любое ограничение свободы не принималось Н.А. Бердяевым, так как оно противоречит самой свободе.

В заключение можно отметить, что главная проблема, которой занимаются крупные философы, относящиеся к экзистенциализму, персонализму -переживание человеком ХХ века глубокого кризиса. Экзистенциалисты обнаруживали трагичность, болезненность чувств человека. Философии отводилась роль не постороннего наблюдателя, ее задачу видели не в описании мира человеческого страха и отчуждения, а в обязательстве предложить помощь индивиду в плену трагических умонастроений. Если же человек не в состоянии преодолеть все проблемы стоящие перед ним, то он не должен останавливаться в поиске своего Я особенно в самых трагических и бессмысленных на первый взгляд ситуациях.

Персоналисты видят в «кризисе человека» следствие кризиса цивилизации. Люди утратили способность действовать из-за участия в капиталистическом производстве, утратили духовные ценности из-за буржуазного образа жизни. Одной из задач персонализма было создание новой концепции христианства - новой духовной опоры, необходимой в трансформации цивилизации.

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Журнал «ЕярпЬ» и духовно-социальные искания французской молодежи // Путь. - 1933. - № 39. - С. 78-82.

2. Бердяев Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). -М., 1991. - 336 с.

3. Вдовина И.С. Французский персонализм. - М.: Наука, 1977. - 127 с.

4. Лакруа Ж. Персонализм как антиидеология // Избранное: Персонализм. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 166-280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.