Научная статья на тему 'РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИОНИЧЕСКИХ ТИПОВ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАТОРОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КОРПУСНОГО АНАЛИЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА)'

РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИОНИЧЕСКИХ ТИПОВ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАТОРОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КОРПУСНОГО АНАЛИЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
121
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОНИКА / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПЕРСОНОТЕКСТ / ЯЗЫКОВАЯ СЕТЕВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАТОР / ПСИХОТИП / СОЦИОНИЧЕСКИЙ ТИП / КОРПУСНЫЙ АНАЛИЗ / ЛИНГВОСОЦИОНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ВАКЦИНАЦИЯ ОТ КОВИД-19

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колмогорова Анастасия Владимировна, Курилова Екатерина Владимировна

Данная статья посвящена описанию речевых характеристик соционических типов испаноязычных сетевых комментаторов. В фокусе внимания - речевые реакции комментаторов на новости о вакцинации против ковид-19. Целью работы стала оценка эффективности применения техник корпусного анализа для выявления формальных речевых характеристик соционических типов интернет-комментаторов. Актуальность исследовательской работы обусловлена тем, что проблема автоматической атрибуции текста по критерию психотипа его автора на сегодняшний день остается релевантной среди специалистов в области математической и компьютерной лингвистики. Новизна работы состоит в привлечении для анализа испаноязычных комментариев корпусного инструментария и формальных метрик. В ходе работы применены методы контекстуального, стилистического и корпусного анализа с использованием инструментария веб-приложения Voyant Tools, а также методы качественно-количественного анализа. Проведенный анализ позволил получить интерпретируемые данные об отличиях в значениях трех формальных параметров - средняя длина предложения, индекс лексического разнообразия, индекс читабельности - в комментариях у представителей шести соционических типов, обнаруженных в исследовательском корпусе. Кроме того, для каждого типа определены специфические лексические единицы, грамматические конструкции. Основной перспективой исследования становится разработка автоматического инструмента детектирования соционических типов личностей в социальных сетях, что будет иметь практическое значение для маркетологов и социологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Колмогорова Анастасия Владимировна, Курилова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH CHARACTERISTICS OF SOCIONIC TYPES OF INTERNET COMMENTATORS VIA CORPUS ANALYSIS (ON THE MATERIAL OF THE SPANISH LANGUAGE)

This article is devoted to the description of speech characteristics of Spanish-speaking commentators’ socionic types. The focus is on the speech reactions of commentators to the news about vaccination against covid-19. The aim of the work is to evaluate the effectiveness of using corpus analysis techniques to identify the formal speech characteristics of socionic types of Internet commentators. The relevance of the research work is due to the fact that the problem of automatic attribution of a text according to the criterion of the psychotype of its author remains relevant today among specialists in the field of mathematical and computational linguistics. The novelty of the work lies in the use of corpus tools and formal metrics for the analysis of Spanish-language comments. In the course of the work, we used such methods as contextual, stylistic, qualitative, quantitative and corpus analysis (Voyant Tools web application). The analysis made it possible to obtain interpretable data on the differences in the values of three formal parameters - average words per sentence, vocabulary density, readability index - in the comments of the representatives of six socionic types found in the research corpus. In addition, specific lexical units and grammatical constructions are defined for each type. The main research perspective is the development of an automatic tool for detecting socionic personality types in social networks, which will be of practical importance for marketers and sociologists.

Текст научной работы на тему «РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИОНИЧЕСКИХ ТИПОВ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАТОРОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КОРПУСНОГО АНАЛИЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА)»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (34). Сентябрь 2022 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 81'23

DOI 10.51955/23121327 2022 3 178

РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИОНИЧЕСКИХ ТИПОВ ИНТЕРНЕТ-КОММЕНТАТОРОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ КОРПУСНОГО АНАЛИЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА)

Анастасия Владимировна Колмогорова, orcid. org/0000-0002-6425-2050 доктор филологических наук, профессор, Сибирский федеральный университет, пр-т Свободный, 82а Красноярск, 660018, Россия akolmogorova@sfu-kras. ru

Екатерина Владимировна Курилова, orcid. org/0000-0002-9278-0563 Сибирский федеральный университет, пр-т Свободный, 82а Красноярск, 660018, Россия mskate2000@mail. ru

Аннотация. Данная статья посвящена описанию речевых характеристик соционических типов испаноязычных сетевых комментаторов. В фокусе внимания - речевые реакции комментаторов на новости о вакцинации против ковид-19. Целью работы стала оценка эффективности применения техник корпусного анализа для выявления формальных речевых характеристик соционических типов интернет-комментаторов. Актуальность исследовательской работы обусловлена тем, что проблема автоматической атрибуции текста по критерию психотипа его автора на сегодняшний день остается релевантной среди специалистов в области математической и компьютерной лингвистики. Новизна работы состоит в привлечении для анализа испаноязычных комментариев корпусного инструментария и формальных метрик.

В ходе работы применены методы контекстуального, стилистического и корпусного анализа с использованием инструментария веб-приложения Voyant Tools, а также методы качественно-количественного анализа. Проведенный анализ позволил получить интерпретируемые данные об отличиях в значениях трех формальных параметров - средняя длина предложения, индекс лексического разнообразия, индекс читабельности - в комментариях у представителей шести соционических типов, обнаруженных в исследовательском корпусе. Кроме того, для каждого типа определены специфические лексические единицы, грамматические конструкции.

Основной перспективой исследования становится разработка автоматического инструмента детектирования соционических типов личностей в социальных сетях, что будет иметь практическое значение для маркетологов и социологов.

Ключевые слова: соционика, языковая личность, персонотекст, языковая сетевая личность, интернет-комментатор, психотип, соционический тип, корпусный анализ, лингвосоционическое моделирование, вакцинация от ковид-19.

© А.В.Колмогорова, Е.В.Курилова, 2022

SPEECH CHARACTERISTICS OF SOCIONIC TYPES OF INTERNET COMMENTATORS VIA CORPUS ANALYSIS (ON THE MATERIAL OF

THE SPANISH LANGUAGE)

Anastasiya V. Kolmogorova, orcid. org/0000-0002-6425-2050 Doctor of Philology, Professor, Siberian Federal University, 82a, Svobodny pr.

Krasnoyarsk, 660018, Russia akolmogorova@sfu-kras. ru

Ekaterina V. Kurilova, orcid. org/0000-0002-9278-0563 Siberian Federal University, 82a, Svobodny pr.

Krasnoyarsk, 660018, Russia mskate2000@mail. com

Annotation. This article is devoted to the description of speech characteristics of Spanish-speaking commentators' socionic types. The focus is on the speech reactions of commentators to the news about vaccination against covid-19. The aim of the work is to evaluate the effectiveness of using corpus analysis techniques to identify the formal speech characteristics of socionic types of Internet commentators. The relevance of the research work is due to the fact that the problem of automatic attribution of a text according to the criterion of the psychotype of its author remains relevant today among specialists in the field of mathematical and computational linguistics. The novelty of the work lies in the use of corpus tools and formal metrics for the analysis of Spanish-language comments.

In the course of the work, we used such methods as contextual, stylistic, qualitative, quantitative and corpus analysis (Voyant Tools web application). The analysis made it possible to obtain interpretable data on the differences in the values of three formal parameters - average words per sentence, vocabulary density, readability index - in the comments of the representatives of six socionic types found in the research corpus. In addition, specific lexical units and grammatical constructions are defined for each type.

The main research perspective is the development of an automatic tool for detecting socionic personality types in social networks, which will be of practical importance for marketers and sociologists.

Keywords: socionics, linguistic personality, personatext, linguistic network personality, Internet commentator, psychotype, socionic type, corpus analysis, linguo-socionic modeling, covid-19 vaccination

Introduction (Введение)

В современном мире личности становится доступно совершенно легальное «раздвоение», «растроение» и т.д., ведь она может проявлять разные свои ипостаси, иногда фантазийные, свои эмоции и чувства не только в реальном, но и в виртуальном пространстве.

«Интернет следует считать продолжением обитания среды человека, где посредством социальных коммуникаций он имеет возможность удовлетворить свои социальные потребности» [Бальжирова, 2003, с. 13]. Настоящей формой социального становится не что иное, как Всемирная Сеть, позволяющая людям

объединяться, общаться и делиться друг с другом информацией, эмоциями, чувствами [Ловинк, 2019].

Появляется новый тип личности - сетевая личность, у которой формируется особый психотип, задающий специфику речевой продукции. Это своего рода самоопределение личности, ее самопознание, которое реализуется в киберпространстве [Уварина и др., 2020, с. 480]. Взаимосвязь таких компонентов, как теснота социальных контактов и погруженность в них, гипертрофированная эмоциональность и сверхсемиотичность поведения формируют особую психо-речевую реальность индивида, которую, с одной стороны, трудно уместить в прокрустово ложе понятия «языковая личность», а с другой - трудно описать, параметризировав ее ускользающую суть.

В данной публикации мы ставим задачу проверить эффективность применения корпусных инструментов для выявления поддающихся формализации речевых характеристик различных соционических типов сетевых комментаторов - авторов персонотекстов [Савельева, 2022], представляющих собой реакции на публикации электронных СМИ.

Ее актуальность связана с несколькими факторами: во-первых, по-прежнему актуальными для компьютерной и математической лингвистики остаются проблемы автоматической атрибуции текста, в том числе - по признакам психотипа [Рябинин и др., 2018; Литвинова и др., 2015]; во-вторых, парадигма аффективных вычислений [Picard, 1997] находится сегодня на пике востребованности и информация о специфике вербального проявления различных эмоциональных состояний у людей разных соционических типов может помочь расширить круг автоматически детектируемых когнитивными ассистентами и роботами-помощниками характеристик личности.

Новизна задачи определяется тем, что, хотя в лингвистике уже предпринимались попытки регистрации вербальных маркеров тех или иных соционических типов, эта работа строилась на экспертном лингвистическом анализе, мы же привлекаем корпусный инструментарий и предпринимаем попытку привлечения формальных метрик. К тому же на материале испанского языка такой кейс выполняется впервые.

Materials and methods (Материалы и методы)

Материалом для данного исследования послужили 150 комментариев к 5 статьям, посвященным вакцинации от коронавирусной инфекции, выбранных методом сплошной выборки с официальной страницы газеты «El Pais» в Facebook. Статьи были опубликованы в период с 18 февраля по 9 апреля 2021 года.

Методы исследования включают в себя контекстуальный анализ, элементы стилистического анализа, метод корпусного анализа с использованием инструментария Voyant Tools и качественно-количественного анализа.

В целом, наша работа над лингвосооционическим моделированием следует следующему алгоритму: 1) изучение информации о соционических типах личности; 2) формирование групп анонимных комментариев, согласно

психологическим и обобщенным речевым характеристикам соционических типов; 3) анализ нашего предварительно сгруппированного материала в программе Voyant Tools и описание выявленных отличий в значениях четырех параметров текстовой продукции сетевых комментаторов разных соционических типов между собой.

В качестве параметров для оценки текстовой продукции комментаторов использовались три количественных (имеющих формальное представление) -разнообразие словарного запаса, индекс читабельности, среднее количество слов в предложении, а четвертый - качественный (ключевые слова и типичные грамматические конструкции).

Discussion (Дискуссия)

Понятие языковой личности (ЯЛ) давно и прочно вошло в практику лингвистических исследований. Одно из первых определений языковой личности дает Г.И. Богин в своей монографии «Современная лингводидактика»: это «человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки, создавать и принимать произведения речи» [Богин, 1986, с. 1].

В работах современных лингвистов объектами исследования становятся «авторы и герои отдельных произведений, реальные исторические фигуры разных эпох, представители различных видов деятельности и социальных сред, включая среду виртуального сетевого web-пространства» [Млечко, 2014, с. 77]. Поскольку языковая личность является очень сложным и многогранным феноменом, классифицировать и типологизировать ее довольно сложно. Как правило, для этого используется ряд социо-профессиональных критериев: возраст, гендер, социальный статус, уровень образованности, профессия или род занятий. Однако в таком случае «за бортом» остается психологическая сущность личности. Одной из первых классификаций ЯЛ по психолингвистическому критерию (форма реакции на конфликт) была предложена К.Ф. Седовым, где исследователь выделяет инвективный, куртуазный и рационально-эвристический типы [Седов, 2004]. Тот же психологический вектор был продолжен в другой типологии автора, где выделяются доминантный / недоминантный, мобильный / ригидный, экстравертный / интровертный типы языковой личности [Там же]. Более комплексный - предлагает соционика, которая выдвигает на первый план такой признак личности, как тип информационного метаболизма - «устойчивая структура личности человека, задающая пропорции между основными частями его психики - сенсорикой, интуицией, мышлением и чувствованием» [Гуленко и др., 1998, с. 259].

А. Аугустинавичюте [Аугустинавичюте, 1998] предлагает свою типологию личностей, основанную на работах К.Г. Юнга. Ее типология включает 16 типов личностей, каждому из которых присвоено имя известного человека (писателя, поэта, политика, литературного героя).

В [Гуленко и др., 2010] количество типов сокращено до восьми основных, составляющих четыре оппозиции: экстравертный и интровертный типы,

рациональный и иррациональный типы, логический и этический типы, интуитивный и сенсорный типы. Кроме того, выделяют смешанные типы, например, экстравертно-логический. В дальнейшем анализе мы будем опираться именно на данную типологию.

В нашем материале нам удалось определить черты и классифицировать шесть соционических типов личностей: пять основных и один смешанный. Предварительную группировку мы проводили, исходя из нижеследующих общих психологических (по К.Г. Юнгу [Юнг, 1996]) и речевых (по А.В. Замиловой [Замилова, 2013]) характеристик соционических типов (табл. 1).

Таблица 1 - Психологические и речевые характеристики 8 соционических типов личностей

Соционический тип Психологические характеристики Речевые характеристики

экстраверт внимание сфокусировано на внешних по отношению к субъекту объектах частое использование оценочной лексики, эпитетов, указание на какие-либо внешние явления, апелляции к событиям

интроверт внимание сфокусировано на внутреннем мире самого субъекта частое использование образных средств: сравнений и аллегорий

логик все обоснования являются подтвержденными, основанными на фактах, в его утверждениях нет места для сомнений использование эмоционально нейтральной лексики, сложноподчиненных предложений изъяснительного типа, а также логических коннекторов

рационал сдержан в эмоциональном плане, связно излагает свои мысли, которые подчинены разумному рассуждению хорошо организованные, последовательно выстроенные высказывания, нейтральные предикаты личного мнения, отсутствие эмоционально-оценочной лексики, стандартная пунктуация; использование лексических единиц разных частей речи, образующих лексико-тематическую группу «Порядок, дисциплина»

иррационал эмоционален, восприимчив к переменам, часто субъективен частое использование эмоционально окрашенных предикатов, склонность к индивидуальной экспрессивной пунктуации

экстравертно-логический тип труд является жизненной совмещают характеристики

ценностью; предприимчивы, рациональны, технологичны и изобретательны_

По итогам предварительного анализа 150 комментариев анонимных авторов, публиковавших комментарии под никнеймами, распределились на группы по критерию «соционический тип их автора» следующим образом (диаграмма 1):

Экстравертно-логический тип

Иррациональный тип

Рациональный тип

Логический тип

Интровертный тип

Экстравертный тип

0 5 10 15 20 25

Диаграмма 1 - Распределение сетевых личностей комментаторов из нашей выборки по соционическим типам личностей

В следующем разделе мы представим результаты собственно корпусного анализа четырех параметров текстовой продукции из указанных предварительных групп. Наша гипотеза состоит в том, что между значениями параметров, выбранных для анализа, в шести группах персонотекстов будут заметны значимые отличия, обусловленные соционическим типом личности.

Results (Результаты)

Рассмотрим выделенные параметры в шести группах текстовой продукции.

Параметр 1 - разнообразие словарного запаса (Vocabulary density): демонстрирует степень вариативности лексикона изучаемых сетевых личностей, сопоставляя процент уникальных лексем в каждом из комментариев с процентом словоформ одной и той же лексемы (диаграмма 2).

0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0

0,479

А

0,576

А

0,562

0,497

0,69

Г&1

0,517

л

-«я

¿t

Диаграмма 2 - Распределение значений параметра 1 - разнообразие словарного запаса (Vocabulary density) - в речевой продукции шести соционических типов

личностей

Самый низкий показатель по данному параметру у экстравертного типа сетевой личности (0,479) - данный тип ориентирован на социум, хочет быть услышанным, а значит - склонен к использованию речевых клише и базового вокабуляра. Самые высокие - у интровертов (0,576) и иррационалов (0,690), однако причины разнообразия используемых лексических средств у них разные: интроверты не станут повторяться и пользоваться шаблонными фразами, поскольку у них нет задачи воздействия на аудиторию, они не стремятся во что бы то ни стало быть понятыми; иррационалам же трудно остановить мысли и образы, которые их наполняют, и они стремятся все вербализовать. У логического соционического типа разнообразие словарного запаса достаточно высокое (0,562), что объясняется стремлением организовать свой дискурс, используя при этом разные средства для связи слов в предложениях, а также числовые данные (пр. 1):

1) A ver, la semana pasada el AstraZeneca ha bajado su efectividad en 72 % después de la segunda dosis, en que quedamos ? (Посмотрим, на прошлой неделе AstraZeneca снизила свою эффективность на 72% после второй дозы, и что мы имеем?)

Рационалы и представители смешанного экстравертно-логического типа имеют средние значения параметра лексического разнообразия (0,497 и 0,517, соответственно).

Следующий параметр для описания - это индекс читабельности (Redability index). Индекс читабельности - это мера определения сложности восприятия текста аудиторией; он показывает, насколько легко читается текст и насколько понятно его содержание. Вычисляется он на основе нескольких параметров, таких как длина предложений, слов, количество уникальных форм

слова в предложении. Данные по всем типам представлены в диаграмме ниже (диаграмма 3).

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

9,292

4,891

,469

£

:,745

7,829

6,679

j<S?

/

«у*

/

Диаграмма 3 - Распределение значений параметра 2 - индекс читабельности

(Redability index)

Самым высоким индексом читабельности (диаграмма 3), вероятно, в силу клишированности используемых конструкций, обладают комментарии, написанные экстравертами (9,292), значительно меньшие показатели - у интровертов (4,891). Тексты логиков и рационалов имеют близкий высокий индекс читабельности (8,469 и 8,745, соответственно), за ними следуют экстравертные логики (7,829) и замыкают список иррационалы (6,679) - по-видимому, их чрезмерная эмоциональность мешает четко и понятно для других сформулировать мысль.

Третий параметр для описания - среднее количество слов в предложении (Average Words Per Sentence). Он дает нам представление о средней длине одного предложения комментатора. Сводка данных по данному параметру представлена на диаграмме 4.

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21,5

21

15

17,2

15,6

10

11,4

10

5

0

Диаграмма 4 - Распределение значений параметра 3 - среднее количество слов в предложении (Average Words Per Sentence)

Самые длинные предложения характерны для логиков, экстравертных логиков и рационалов - они стремятся как можно полнее вербализовать свое суждение, состоящее, как правило, из нескольких хорошо организованных частей. Самые короткие - для интровертов и иррационалов: первые склонны вербализовывать только одну из частей внутренней структуры высказывания -топик (новое фокусное знание), оставляя латентным коммент (известное контекстуальное знание). Так, в примере 2 говорящий только сообщает о своем решении, не приводя никаких объяснений или аргументов:

2) Pues yo sigo diciendo que no (Я по-прежнему говорю нет (вакцине)) Вторые стремятся как можно скорее выразить наполняющие их

переживания при помощи эмоционально окрашенных коротких фраз:

3) No me vale tu comentario!!!! (Не волнует меня твой комментарий!!!!) Параметр 4 включает в себя лексико-грамматические характеристики

дискурса сетевых личностей выделенных шести лингвосоционических типов.

На рисунке 1 представлено облако из наиболее часто встречающихся в текстах комментариев экстравертов лексем.

esta

<

P vas-uS §

l J ■-< / ?.j(TK , СЛ ^^ ~ \j y miedo

G

С

Рисунок 1 - Облако слов для экстравертного соционического типа сетевой

личности (Voyant Tools)

Характерной особенностью текстовой деятельности комментаторов экстравертного типа становится частое использование лексем лексико-семантического поля «люди»: persona, personas, gente (человек, люди, народ) (пр.4); обращения или призывы к совместному рассуждению (пр. 5); оценочные эпитеты, фразеологизмы и метафоры (пр. 6-8).

4) Nos gobiernan una panda de psicópatas a comisión de la Mafia farmacéutica. Y lo peor de todo la gente entra voluntariamente al matadero, peor que el ganado. (Нами правит банда психопатов по заказу фармацевтической мафии. И что хуже всего, люди добровольно идут на бойню, хуже скотины.)

5) Pero vamos a ver....no decíais que se vacunaran con la AstraZeneca los políticos primero??? Pues ya está. Joder. (Но давайте посмотрим... разве вы не говорили, что сначала политикам нужно сделать прививку AstraZeneca??? Вот и все. Чёрт.)

6) No sabéis que publicar para llamar la atención. Periodismo mal. (Не знаете, что и публиковать, чтобы привлечь внимание. Ужасная газета.)

7) Esto es de VERGÜENZA. ESTA CLARO QUE HAY UNOS INTERESES POR PARTE DEL GOBIERNO. EL MISMO QUE LUEGO SE LA VARÁ LAS MANOS CUANDO SE SUMEN LOS FALLECIDOS. (Это СТЫД. ЯСНО, ЧТО ЕСТЬ НЕКОТОРЫЙ КОРЫСТНЫЙ ИНТЕРЕС СО СТОРОНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА. ОНИ И УМОЮТ РУКИ, КОГДА МЕРТВЫХ ПРИБАВИТСЯ.)

8) La vacuna AstraZeneca es segura..!! Y se me llaman para ponérmela no dudo en ponérmela..el riesgo es muy bajo y el miedo es la incertidumbre q hay por culpa estos gobernantes q no dan ni una en el clavo (hoy una cosa mañana otra).. y lo contaminan todo.. (Вакцина AstraZeneca безопасна...!! И я ее делаю без

колебаний..... риск очень низок, и страх - это неуверенность, которая

существует из-за этих политиков, у которых семь пятниц на неделе. они все загрязняют..)

С точки зрения грамматики, для данного соционического типа характерно широкое использование указательных местоимений este, eso, esa (эта, то, та), возвратных глаголов, глаголов estar и haber в форме 3-го лица, обозначающих конкретное местоположение и наличие чего-либо в пространстве, а также императивов, в том числе - в отрицательной форме (пр. 9):

9) No manipuléis mentirosos. (Не манипулируйте, лжецы) Следующий тип для анализа - интровертный соционический тип. На рисунке ниже представлены наиболее частотные лексемы, употребляемые интровертами.

creogque eso moral

I ni

о

09' <

С íü

S с pues

С —'

G »

а me

Рисунок 2 - Облако слов для интровертного соционического типа сетевой

личности (Voyant Tools)

Как можно заметить, среди интровертов распространены глаголы, выражающие рассуждение, личное мнение, например, creer (верить, полагать), decir (говорить), negar (отрицать); частое употребление местоимений 1-го лица ед. числа yo (я), также употребление этого местоимения в притяжательной форме mi (мой, моя, мое) и в аккузативе me (меня, мне), что показывает направленность их мыслей только на себя (пр. 10-11):

10) No seré yo.. (это не буду я);

11) No me preguntaron nada, yo la Mia la regalo y la de mi familia. (меня об этом не спрашивали, я свою (порцию вакцины) и порцию своей семьи дарю кому-нибудь другому).

Поскольку для интровертного коммуниканта важнее будут отношения между объектами, нежели влияние на них, он активнее, чем другие коммуниканты, использует сравнение:

12) La vacunación va como los trenes en Extremadura. (Вакцинация как поезда в Экстремадуре (т.е. проводится очень медленно)).

Речевая продукция логического соционического типа включает в себя статистические данные, как в числовом формате, так и форме слова-числительного (это отражено и в облаке частотного вокабуляра, представленном ниже (рис. 3)).

llegar ••»»* vacunación >ч

vacunas S

з lG^j110 h p y ^

ocultos ti í В {TS Q_

-¿vW así/T}

poner -M

; semana ПШЮП

Рисунок 3 - Облако слов для логического соционического типа сетевой

личности (Voyant Tools)

Например:

13) No hay una persona cada millón. Hay muchos más, entre ellos muertes. (Это не один человек на миллион, умерших в разы больше).

14) 86 trombos de 25 millones de vacunas. Como cualquier otro medicamento vamos. (86 случаев тромбоза на 25 миллионов вакцинированных. Так же, как и с любым другим лекарством).

Кроме того, логики систематизируют свой дискурс, стараются передать информацию понятно и структурированно, употребляя большое число различных коннекторов и союзов, вводящих придаточные причины и следствия (пр. 15):

15) no es obligatoria por lo tanto no tienes que justificar si te has puesto la vacuna. (это необязательно, поэтому не нужно подтверждать то, что ты вакцинирован/а)

Следующий соционический тип - рационалы. Облако из их частотного вокабуляра представлено на рисунке 4.

pacuna »

protestas debemos §

^sanitarios R £L 1

S estO Z ' finada

§ vacimang^-Q JH* ~

2 entiendo o

t i / ,**vez rf1£

políticos -T

3

o

в 2

Рисунок 4 - Облако слов для рационального соционического типа сетевой

личности (Voyant Tools)

Здесь наше внимание привлекло то, что рационалы редко отклоняются от темы, и поэтому наиболее часто используемые слова - это разные формы одних и тех же лексем. Например, лексема vacuna (вакцина) и ее парадигмальные формы vacunan, vacunen, antivacunas, vacunarnos (пр. 16):

16) Claro con tanta campaña que le hacen a la vacuna aqui en Perú también estan convenciendo a la gente y aun sabiendo que gente de poder fue vacunada el año pasado estan ahora clamando por la vacuna. (Конечно, такая активная кампания по вакцинации здесь, в Перу, убеждает людей (вакцинироваться), и даже зная о том, что влиятельные люди были вакцинированы в прошлом году, они и сейчас требуют вакцины).

Глаголы ментальной деятельности saber, conocer, entender ('знать', 'понимать') в сочетании с комбинациями разных шрифтов и знаков препинания призваны придать нужный вектор рефлексии читателя текста.

Антагонистами разумных рационалов выступают субъективные и эмоциональные иррационалы. Рассмотрим ниже (рис. 5) их наиболее частотные слова и выражения.

vergüenza

.1®

Рисунок 5 - Облако слов для иррационального соционического типа сетевой

личности (Voyant Tools)

Лексическими маркерами данного соционического типа выступают местоимение yo (я) в аккузативе - me (мне, меня), экспрессивно-оценочные существительные с негативной коннотацией (пр. 17), «тематические скачки» в организации высказывания (пр. 18) - от тематики вакцинации от ковид-19 автор перескакивает к теме онкологических заболеваний и прививок от них:

17) A ver mañana que pasa que vergüenza (Завтра посмотрим, какой позор еще случится);

18) Si me la tienen que poner que me la pongan, pero la enfermedad tiene un 0'03% de mortalidad... Yo preferiría que me vacunaran de todos los cánceres (Если мне должны сделать прививку - пусть, но у болезни вероятность смертности 0,03%... Я бы предпочел сделать прививку от всех видов рака).

Наконец, рассмотрим смешанный тип, который включает в себя черты и экстравертного, и логического типов личности.

millón . . u

líOITlDOS м

mierut^ q 3

ZJ Й i Г 4 'o

q. pJ lí-t ÜJ J F ^ £

jíipa «¿STAuíp

gil ¡55 Яр I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

u ^ r ° i- ГЛ O N

Ibttpiqwuo a» VJ z в»

Рисунок 6 - Облако слов для экстравертно-логического соционического типа сетевой личности (Voyant Tools)

Сначала рассмотрим то, что приближает данную группу комментаторов к экстравертам. Во-первых, мы снова наблюдаем здесь слова, относящиеся к лексико-семантическому полю «человек»: personas, mujeres, mayores de, menores de (люди, женщины, старше, младше) (пр. 19):

19) A ver cuantas personas por millon tienen efectos adversos por un ibuprofeno...pero es mejor hacer prensa de mierda y meter miedo (Давайте посмотрим, сколько людей на миллион имеют побочные эффекты от ибупрофена... но лучше сделать плохую статью и напугать всех вокруг).

Во-вторых, это активное употребление инвективной лексики (пр. 20):

20) No hay dos millones de vacunados embusteros, que penséis que somos idiotas vale, pero no nos tratéis como tal de forma tan descarada... (Нет двух миллионов привитых, вруны, считаете нас идиотами? ладно, но не надо с нами обращаться настолько бессовестно...).

Черты, присущие больше логику, проявляются в данном типе в таких признаках, как логичность развертывания тем и подтем высказывания и наличие числовых данных (пр. 21):

21) Pues si los casos son sobre todo en mujeres menores de 55 que a las mujeres menores de 55 se les ponga otra, así de fácil. La estadística que ofrecen no es correcta. Deberían poner el número de casos de trombos no entre población general, debería ser número de trombos entre mujeres menores de 55 vacunadas. (Ну, а если случаи в основном у женщин до 55 лет, значит, им нужно ставить еще одну - все просто. Статистика, которую они предлагают, неверна. Они должны поставить количество случаев тромбоза не среди населения в целом, это должно быть количество тромбов среди привитых женщин до 55 лет).

Итак, согласно проведенному моделированию, наиболее разнообразный вокабуляр имеют представители иррационального соционического типа, что обусловлено некоторыми психологическими особенностями представителей данного типа личности (непоследовательность изложения сути высказывания, некое «блуждание» мысли); далее по убыванию следуют интроверты, чья независимость от общественного мнения позволяет избегать в речи шаблонных фраз; меньшее разнообразие - у логиков и рационалов, четкий ход мыслей

которых не терпит отклонений от основной темы обсуждения, за ними -экстравертные логики, совмещающие в себе последовательность логиков и открытость экстравертов. Самый низкий показатель по данному параметру у экстравертов, которые, в силу своего желания воздействовать на читающих, используют клише и повторы. Анализ индекса читабельности среди всех типов личности показал, что комментарии экстравертного типа являются самыми понятными, что объясняется их стремлением использовать клишированные сочетания, общеупотребительную лексику, в то время как неполные высказывания интровертов рискуют остаться непонятыми реципиентами персонотекстов - у них низкий индекс читабельности. Что касается средней длины предложений, то самые длинные предложения - в дискурсе логиков и экстравертных логиков в силу их желания оформить дискурс связным и логичным образом. Что касается средств языковой манифестации, то частотность единиц лексико-семантического поля «люди» является характерной чертой экстравертов, предикаты личного мнения - интровертов, числовые данные и слова-связки - логиков и логических экстравертов, глаголы ментальной деятельности - рационалов и эмоциональные восклицания -иррационалов.

Conclusion (Заключение)

Проведенное пилотное исследование демонстрирует перспективность использования количественных параметров оценки текстовой продукции в сочетании с учетом конкретных вербальных маркеров (качественных характеристик) для выявления сетевых комментаторов различных соционических типов. Продолжение исследования видится нам в разработке автоматического инструмента детектирования соционических типов личностей в социальных сетях. Разработка такого инструмента будет иметь прикладное значение для маркетологов, социологов и специалистов по поведенческой экономике.

Библиографический список

Аугустинавичюте А. Социон, или основы соционики // Соционика. Введение. СПб.: 1998. С. 33-102.

Бальжирова Т. Ж. Интернет как средство социальной коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. Улан-Удэ, 2003. 162 с.

Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис ... д-ра филол. наук: 10.02.19. Калинин: КГУ, 1986. 86 с.

Гуленко В. В. Юнг в школе. Соционика - межвозрастной педагогике/ В. В. Гуленко, В. П. Тыщенко. Новосибирск, 1998. 270 с.

Гуленко В. В. Соционика идет в школу / В. В. Гуленко, В. П. Тыщенко. Изд-во Черная Белка, 2010. 280 с.

Замилова А. В. Лингвосоционическое моделирование русской языковой личности: на материале интернет-блога: дис. ...канд. филол. наук: 10.02.01. Кемерово, 2013. 201 с. Литвинова Т. А. Исследование влияния пола и психологических характеристик автора на количественные параметры его текста с использованием программы Linguistic Inquiry and

Word Count / Т. А. Литвинова, О. А. Литвинова, Е. С. Рыжкова [и др.] // Научный диалог. 2015. № 12 (48). C. 101-109.

Ловинк Г. Критическая теория интернета. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2019. 370 с. Млечко Т. П. Дифференциация подходов к изучению типологических разновидностей языковой личности // Вестник РУДН. 2014. №1. С. 77-86.

Рябинин К. В. Методы визуальной аналитики вариативности речевого поведения пользователей социальных сетей в зависимости от психологических черт личности / К. В. Рябинин, С. И. Чуприна, К. И. Белоусов, С. С. Пермяков // Труды Междунар. конф. по компьютерной графике и зрению «Графикон». 2018. № 28. С. 167-171.

Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М., 2004. 320 с. Савельева И.В. Непрофессиональный политический дискурс как новое коммуникативное явление: лингвопрагматический и лингвоперсонологический аспекты моделирования: дис....доктора филол.наук, 10.02.19 - Теория языка: Кемерово, 2022. 478 с. Уварина Н. В. Механизмы становления сетевой идентичности личности / Н. В. Уварина, Н. А. Пахтусова // Фундаментальные проблемы гуманитарных наук: опыт и перспективы развития исследовательских проектов РФФИ. Материалы всероссийской научной конференции с международным участием / под науч. ред. Н.А. Матвеевой. Барнаул: Изд-во АГПУ, 2020. С. 479-482.

Юнг. К. Г. Психологические типы. М.: 1996. 715 с. PicardR. W. Affective Computing. The MIT Press, 1997. 306 p.

References

Augustinavichyute A. (1998). Sotsion, ili osnovy sotsioniki. Sotsionika. Vvedenie. St. Petersburg. S. 33-102. (in Russian)

Bal'zhirova T. ZH. (2003). Internet kak sredstvo sotsial'noi kommunikatsii v usloviyakh formiruyushchegosya v Rossii informatsionnogo obshchestva: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk: 22.00.04. Ulan-Udeh, 162 s. (in Russian)

Bogin G. I. (1986). Model' yazykovoi lichnosti v ee otnoshenii k raznovid-nostyam tekstov: Avtoref. dis ... d-ra filol. nauk: 10.02.19. Kalinin: KGU, 86 s. (in Russian)

Gulenko V. V. (1998). Yung v shkole. Sotsionika - mezhvozrastnoy pedagogike/ V. V. Gulenko, V. P. Tyshchenko. Novosibirsk, 1998. 270 s. (in Russian)

Gulenko V. V., Tyshchenko V. P. (2010). Sotsionika idet v shkolu. Izd-vo Cher-naya Belka, 280 s. (in Russian)

Litvinova T. A., Litvinova O. A., Ryzhkova E. S. [i dr.] (2015). Issledovanie vliyaniya pola i psikhologicheskikh kharakteristik avtora na kolichestvennye pa-rametry ego teksta s ispol'zovaniem programmy Linguistic Inquiry and Word Count. Nauchnyi dialog. 12 (48):101-109. (in Russian) Lovink G. (2019). Kriticheskaya teoriya interneta. Moskva: Ad Marginem Press, 370 s. (in Russian) Mlechko T. P. (2014). Differentsiatsiya podkhodov k izucheniyu tipologiche-skikh raznovidnostei yazykovoi lichnosti. Vestnik RUDN. 1: 77-86. (in Russian) PicardR. W. (1997). Affective Computing. The MIT Press, 306 p.

Ryabinin K. V., Chuprina S. I., Belousov K. I., Permyakov S .S. (2018). Metody vizual'noi analitiki variativnosti rechevogo povedeniya pol'zovatelei sotsi-al'nykh setei v zavisimosti ot psikhologicheskikh chert lichnosti. Trudy Mezh-dunar. konf. po komp'yuternoi grafike i zreniyu «GrafikoN». 28: 167-171. (in Russian)

Savel'eva I.V. (2022). Neprofessional'nyy politicheskiy diskurs kak novoe kommunikativnoe yavlenie: lingvopragmaticheskiy i lingvopersonologicheskiy aspekty modelirovaniya: dis..doktora filol.nauk, 10.02.19 - Teoriya yazyka, Kemerovo. 478 s. (in Russian)

Sedov K. F. (2004). Diskurs i lichnost': ehvolyutsiya kommunikativnoi kom-petentsii. Moscow, 320 s. (in Russian)

Uvarina N. V., Pakhtusova N. A. (2020). Mekhanizmy stanovleniya setevoi identichnosti lichnosti. Fundamental'nye problemy gumanitarnykh nauk: opyt i perspektivy razvitiya issledovatel'skikh

proektov RFFI. Materialy vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem / pod nauch. red. N. A. Matveevoi. Barnaul: Izd-vo AGPU. S. 479-482. (in Russian) Yung. K. G. (1996). Psikhologicheskie tipy. Moscow: 715 s. (in Russian)

Zamilova A. V. (2013). Lingvosotsionicheskoe modelirovanie russkoi yazy-kovoi lichnosti: na materiale internet-bloga: dis. ...kand. filol. nauk: 10.02.01. Kemerovo, 201 s. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.