2010 Филология №2(10)
ЛИНГВИСТИКА
УДК 808.2-087
С.В. Волошина
РЕЧЕВОЙ ЖАНР АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО РАССКАЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ДИАЛЕКТНОЙ РЕЧИ)
Речевой жанр автобиографического рассказа представлен с лингвистических позиций на материале диалектной речи. Выявлены единицы лексического, морфологического уровней. Описаны характерные особенности речевого жанра автобиографического рассказа.
Ключевые слова: речевой жанр, автобиографический рассказ, диалект
Современная лингвистика сосредоточена на изучении взаимосвязи языковых явлений и человека. Многие исследования, проводимые в области гуманитарных наук, главным объектом которых является человек, характеризуются междисциплинарностью: изучение одной проблемы может находиться в компетенции психологии, лингвистики, литературоведения, истории и т.д.
Автобиография представляет собой описание человеком своей жизни, оформленное как официальный документ, произведение художественной литературы или устный рассказ о жизни. Наиболее востребованы в современном обществе первые два типа автобиографий: автобиография как официальный документ и как художественное произведение. Каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось писать автобиографию при устройстве на работу, доводилось читать автобиографические художественные произведения. Названные виды автобиографий являются наиболее изученными в литературоведении, философии, психологии (Н.А. Николина, А.В. Антюхов, Л.И. Бронская, Ю.П. Зарецкий, Е.А. Кованова, С.В. Ковыршина, В.В. Нурко-ва и др.). Этот жанр достаточно частотен в бытовой коммуникации в том случае, если ее участники рассказывают о своей жизни либо включают в свои рассказы элементы этого жанра: сообщают какие-то факты из жизни и т.п. Несмотря на то, что для русского коммуникативного пространства и ценностной системы русской культуры характерна передача информации в устной форме от поколения к поколению, речевой жанр (далее РЖ) автобиографического рассказа до сих пор не становился предметом специального изучения в лингвистических исследованиях, проводимых на материале речи носителей разных типов речевой культуры.
Тексты, порождаемые носителями народно-речевой культуры, подвергаются изучению в лингвокультурологическом (Т.Б. Банкова, Л.Г. Гынгазо-ва, Г.В. Калиткина, Е.А. Нефедова), лингвоперсонологическом (Е.В. Иванцова, В.Д. Лютикова) и других аспектах. На наш взгляд, заслуживают внимания исследование диалектных текстов с точки зрения их принадлежности к тому или иному РЖ и инвентаризации средств его языкового выражения. Изучение РЖ на материале говоров Среднего Приобья представлено описа-
нием отдельных РЖ (Гынгазова Л.Г., 1998; Демешкина Т.А., 2000; Казакова О.А., 2005) или описанием класса РЖ с точки зрения жанрообразующих средств (Эмер Ю.А., 1998), номенклатурой РЖ и анализом РЖ в аспекте их функционирования в речи отдельной языковой личности (Казакова О.А., 2005; 2007).
Статья посвящена описанию РЖ автобиографического рассказа в диалектной коммуникации с лингвистических позиций. Исследование проводится на материале говоров Среднего Приобья. Информантами являются диалектоносители, представители народного типа речевой культуры, рожденные в конце XIX - первой половине XX в. (1893-1946 гг.).
Диалект как форма коммуникации имеет свою специфику. В.Е. Гольдин выявляет особенности, присущие диалектному общению, и отмечает, что многие черты диалектной речи определяются действием принципа совмещения в речи ситуации-темы и ситуации текущего общения [1. С. 6]. Указанный принцип необходимо учитывать при анализе РЖ автобиографического рассказа, поскольку одной из особенностей жанра автобиографии является временная двуплановость, соотношение прошлого и настоящего и тождество субъекта и объекта повествования.
Вслед за М.М. Бахтиным [2. С. 428] и Г.Г. Слышкиным [3. С. 43] под РЖ понимаются относительно устойчивые тематические, композиционные, стилистические типы высказываний, которые рассматриваются как продукт речевой деятельности и поле реализации определенного спектра социальных ценностей и основанных на них лингвокультурных концептов.
Коммуникативная цель говорящего в данном случае - рассказать о своей жизни. Исследуемые в работе автобиографические рассказы являются устными и реактивными, поскольку представляют собой развернутый ответ диалектоносителя на просьбу рассказать о своей жизни. Такой рассказ автор должен создать за короткое время, без длительных раздумий. Ограниченность рассказа во времени способствует актуализации наиболее важных жизненных событий и достижений человека, поэтому РЖ автобиографического рассказа выполняет функцию самоидентификации человека, закрепления себя в обществе и мире и ориентирован на собеседника. Поскольку рассказы являются реакцией диалектоносителя на запрос, на просьбу рассказать о своей жизни, то этот жанр можно назвать спровоцированным, хотя он может возникать и функционировать в условиях естественной непринужденной коммуникации при рассказывании истории своей жизни детям, внукам, соседям и т.д. Несмотря на то, что исследуемые автобиографические рассказы спровоцированы и появляются в особых условиях (при общении собеседников разных речевых культур), сам рассказ включается в живую коммуникацию и начинает оформляться по законам естественной коммуникации.
Тексты, относящиеся к РЖ автобиографического рассказа, характеризуются относительно устойчивым набором высказываний, повторяющимся у разных информантов, что позволило выявить определенную схему представления информации.
Вначале следует сообщение о годе, месте рождения. Затем сообщается о семье, в которой родился говорящий, родителях, о хозяйстве семьи. Далее
информанты представляют информацию о переезде, перемене места жительства, объясняют, как оказались в той или иной местности. Затем следует сообщение о событиях в личной жизни, о сферах деятельности. Далее следует информация о детях и их судьбе, о своей жизни в данный момент, о жизни в настоящее время.
Большинство автобиографических рассказов строится по указанной схеме. Повествование начинается с рассказа о событиях, происходивших в прошлом, и заканчивается описанием настоящего периода жизни. Однако существует вариативность построения автобиографических рассказов: в них может быть нарушена хронологическая последовательность при рассказе о событиях, происходивших в жизни, повествование может начинаться с рассказа о современном периоде жизни или с подведения итогов, в текстах могут отсутствовать какие-либо элементы схемы. При рассказе о жизни в прошлом может использоваться форма настоящего времени глагола, так как говорящий снова эмоционально переживает эти события и погружается в контекст времени, о котором идет речь. В таких случаях наблюдается действие принципа совмещения в речи ситуации-темы и ситуации текущего общения.
Тексты характеризуются не только традиционным сообщением фактов, но и наличием дополнительной информации к повествованию о событиях жизненного пути. При повествовании возможны различные дополнения, рассказы о случаях, после которых не всегда наблюдается возвращение к основному повествованию. Речевой жанр автобиографического рассказа имеет одну из важнейших характеристик - сочетание временных пластов. Постоянная апелляция человека к своей памяти при повествовании, неподготовленность, устный характер передачи информации способствуют нарушению хронологии при передаче жизненных событий, периодов. Этим объясняется существование отступлений при повествовании, в которых сообщается о том или ином событии, случае, человеке.
Рассматривая темпоральную организацию текстов с точки зрения использования временных форм глагола, отметим, что в речи диалектоносите-лей используются глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Поскольку РЖ автобиографического рассказа - ретроспективно направленный РЖ, а ретроспективность - одна из характерных черт этого РЖ, большая часть повествования ведется в форме прошедшего времени. Отсутствие повествования о будущих событиях, незаконченность автобиографических текстов - характерная черта жанра автобиографии. Однако формы будущего времени глаголов информанты используют для сообщения о ближайшем будущем, о том, что является предсказуемым: Никуда не годны, а живем, всё мне девяносто лет скоро будет, восенью будет (Том. Мельн.); Здеся родились, здеся таперь и умирать будем... (Том. Бат.). Неизвестность, невозможность знать будущее порождает рефлексию говорящего: Кто его знат, до чего доживу. Вот болезню встретила, а так здорова была (Том. Зыр.). Особенность функционирования глаголов в форме настоящего времени в РЖ автобиографического рассказа, как уже отмечалось выше, заключается в использовании их в переносном значении, для обозначения событий прошлого: Его привезли в больницу, он еще был в своем здравии. Мы
дома дожидаем брата, а нам звонят: «Приезжайте за своим сыном, сын помер...» (Том. Колп.).
Схематическое представление жанра, повторяющийся набор высказываний у разных информантов определяют основные средства языкового воплощения РЖ. В образовании РЖ автобиографического рассказа используются разнообразные лексические и грамматические средства.
В центре рассказа находится прежде всего сам говорящий. Это выражается с помощью местоимений и глаголов в форме первого лица единственного числа. Использование личного местоимения «Я» является одним из основных средств языкового воплощения РЖ автобиографического рассказа: Я у матери сама последня осталась (Том. Тогур); У меня две дочери, два инженера (Том. Б. Яр).
Кроме этого, отметим функционирование имен числительных в анализируемом РЖ. Числительные используются для обозначения года, дня рождения, возраста, какой-либо даты, периода времени, в течение которого совершалось то или иное действие, для обозначения количества человек, детей в семье: Таперь мне уж с Покрова шестьдесят восьмой годок пойдёт (Том. Бат.); У матери нас было одиннадцать (Том. Колп.); Восьмого сентября бабье лето было, мы поженились с ним, пятьдесят четыре года прожили с ним (Том. Колп.).
Поскольку речевой жанр автобиографии посвящён описанию жизни, то в ряду главных жанрообразующих средств выделяются лексические единицы, фиксирующие жизненные этапы, основными из которых являются рождение и смерть: Родилась я в восемнадцатом году (Том. Колп.); Теперь нечего лечиться, на бугор надо сбираться. Скоро смертонька всех моих годков подберет (Том. Бат.). В группу средств, обозначающих существование человека и репрезентирующих жанр автобиографии, входят лексические единицы концепта «жизнь». В автобиографическом рассказе наблюдается взаимопроникновение концепта «жизнь» и концепта «работа». В связи с тем, что труд занимает большую часть жизни и времени суток (работали по дню и по ночи), работа становится образом жизни: Потом возвернулся с армии, опеть сюда же, в Баткат. Занялся своим хозяйством. Наша крестьянска жизнь -пашня (Том. Бат.). Рассказы о работе, как и рассказы о семье, являются репрезентирующими данный речевой жанр.
Характерным для языкового воплощения жанра автобиографического рассказа является использование единиц лексико-семантической группы наименований родства: Я с тётей воспитывалась, и с тётей такой, что она была тётей ещё маме моей, а мне бабушкой или прабабушкой была... (Том. Колп.), единиц лексико-семантического поля «возраст»: Старость подошла, до старости дожила, до смерти не дай бог никому дожить - так в народе говорят (Том. Колп.), топонимов и антропонимов: В тридцать шестом году техникум в Мариинске закончила... (Том. Зыр); Зовусь я Пичугина Маруся, неграмотна... (Том. Бат.).
С помощью единиц, отражающих локальные характеристики, авторы передают информацию о месте своего рождения, месте жительства, а также описывают свои перемещения или обозначают место, где происходило то
или иное событие: В Тымске встретила свою судьбу, как говорится, вышла замуж за него, и вот мы переехали (Том. Первомайск.); Моя жисть не очень была, тяжёлая была. Сын в Ленинске-Кузнецке в шахте работал. Потом мы уехали туды. Потом опять в Богословку. Сын в Крым, в Симферополь уехал. А я в своём колхозе была. Я в своём колхозе жила, знала, а в эти концы не ходила. Сюда попала из Богословки (Том. Зыр.).
Для обозначения времени используются не только существительные, имеющие в своем значении сему темпоральности, и числительные, но и различные описательные обороты. Время носит как субъективный, так и объективный характер, может измеряться событиями личной жизни и объективными событиями: В год, когда мне замуж выйти, я два куля смородины насушила и два сырой набрала... (Том. Колп.); Как началась война, меня послали в школу специальну, на командира учиться... (Том. Никольск.).
Специфика реализации хронотопа обусловлена тем, что все представления и сообщения о событиях, о жизни локализуются в ментальном пространстве - памяти человека. Постоянная апелляция к памяти объясняет функционирование в речевом жанре автобиографического рассказа глагола помнить и производных от него слов: ...и потом седьмого марта я хорошо помню тридцатого, тыща девятьсот тридцатого года, нас, наверно, пять или шесть семей с деревни, погрузили на лошадей и повезли в эту Рубцовку (Том. Первомайск.).
В автобиографиях диалектоносители раскрывают идеальное представление о жизни, её ценностях. Центральное место в ценностной модели мира, отражённой в автобиографическом рассказе, занимают работа, жизнь и связанные с ней социальные и материальные ценности. Аксиологическая модель мира формируется набором ценностей, содержание которых всегда поляризовано. Так, ценностными критериями наделяются семья, дом, материальный достаток, здоровье, молодость, отношения с родственниками и близкими людьми, отсутствие войн. С хворобой связанным не хочется жить на свете. Жить бы только здоровой... (Том. Зыр.); Мы серпы на плечо и пошли жать: рожь, пшеницу жать, и нам хорошо было всем и весело, и люди живут и песни поют, хорошо было жить, как и надо шибко хорошо (Том. Первомайск.).
Таким образом, автобиографический рассказ - рассказ о своей жизни, ориентированный на собеседника, которому неизвестна представляемая информация. РЖ автобиографического рассказа в диалектной коммуникации является устным, спонтанным неофициальным рассказом, который создается в течение непродолжительного времени и характеризуется нарушением хронологической последовательности событий, наличием отступлений от главного повествования, совмещением ситуации текущего общения с ситуацией того события, о котором идёт речь, наличием информации о будущем. Несмотря на существование определённых объективных законов построения жанра, наполнение и построение РЖ автобиографического рассказа субъективно. Жизнь, как концепт, структурирующий РЖ автобиографического рассказа, рассматривается как период существования человека от рождения до
С.В. Волошина
10 ----------------------------------------------------------------------------------
смерти. Одной из особенностей представления о жизни является взаимопроникновение названного концепта и концепта «работа».
Литература
1. Гольдин В.Е. Теоретические проблемы коммуникативной диалектологии: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 1997. 52 с.
2. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 428-473.
3. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Волгоград: Перемена, 2004. 340 с.
4.НиколинаН.А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. 424 с. (Филологический анализ текста).