Научная статья на тему 'Речевой жанр автобиографического рассказа (на материале диалектной речи)'

Речевой жанр автобиографического рассказа (на материале диалектной речи) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
372
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ЖАНР / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ / ДИАЛЕКТ / SPEECH GENRE / AUTOBIOGRAPHICAL STORY / DIALECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волошина Светлана Владимировна

Речевой жанр автобиографического рассказа представлен с лингвистических позиций на материале диалектной речи. Выявлены единицы лексического, морфологического уровней. Описаны характерные особенности речевого жанра автобиографического рассказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to description of the autobiographical story genre in linguistic aspect. The paper is based on theoretical ideas of M.M. Bakhtin about speech genres and G.G. Slyshkin's idea of linguistics and cultural conceptology, according to which speech genre is the sphere of realisation of social values and its concepts. Linguistics does not have information about speech genre of autobiographical story in everyday communication. All modern researches are made on the material of written texts, their authors are representatives of elite speech culture. The object of the research is the speech genre of autobiographical story in the Middle Ob dialects. The subject of the research is the revealing and description of genre's features, language's realisation of the speech genre of autobiographical story in dialects. The material of research is written autobiographical texts, reflecting oral speech of dialect speakers. 111 texts are analysed. Autobiography is a person's description of his/ her life, which may be formed as an official document, work of fiction, oral story about life. The first two types of autobiography are most studied. The communicative purpose of the speech genre of autobiographical story is presentation of information: story of life from the date of birth till the moment of communication. The considered autobiographical stories are oral and reactive, because informants are asked to tell about their life. Information of dialect speakers about their life is arranged in chronological order in the texts of autobiographical story. There is information about the year and place of birth in the beginning of stories. Then dialect speakers tell about their parents, household. After that speakers tell about moving, explaining how he came to one ore another place. Then there is information about events in life, jobs, children, their life and destiny and about the speaker's life at present. It is worth mentioning the variation of autobiographical stories composition: the sequence of events may be broken, the story may begin with information about the modern period of life or life's total, and some elements of the scheme may be excluded. The oral form of communication, spontaneous text production, conditions it. The main accent in the paper is on revealing and describing the language units of speech genre realization. The concepts structuring the speech genre of autobiographical story in dialects are life and work. There is their correlation, co-penetrating in the speech genre.

Текст научной работы на тему «Речевой жанр автобиографического рассказа (на материале диалектной речи)»

2010 Филология №2(10)

ЛИНГВИСТИКА

УДК 808.2-087

С.В. Волошина

РЕЧЕВОЙ ЖАНР АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО РАССКАЗА (НА МАТЕРИАЛЕ ДИАЛЕКТНОЙ РЕЧИ)

Речевой жанр автобиографического рассказа представлен с лингвистических позиций на материале диалектной речи. Выявлены единицы лексического, морфологического уровней. Описаны характерные особенности речевого жанра автобиографического рассказа.

Ключевые слова: речевой жанр, автобиографический рассказ, диалект

Современная лингвистика сосредоточена на изучении взаимосвязи языковых явлений и человека. Многие исследования, проводимые в области гуманитарных наук, главным объектом которых является человек, характеризуются междисциплинарностью: изучение одной проблемы может находиться в компетенции психологии, лингвистики, литературоведения, истории и т.д.

Автобиография представляет собой описание человеком своей жизни, оформленное как официальный документ, произведение художественной литературы или устный рассказ о жизни. Наиболее востребованы в современном обществе первые два типа автобиографий: автобиография как официальный документ и как художественное произведение. Каждому человеку хотя бы раз в жизни приходилось писать автобиографию при устройстве на работу, доводилось читать автобиографические художественные произведения. Названные виды автобиографий являются наиболее изученными в литературоведении, философии, психологии (Н.А. Николина, А.В. Антюхов, Л.И. Бронская, Ю.П. Зарецкий, Е.А. Кованова, С.В. Ковыршина, В.В. Нурко-ва и др.). Этот жанр достаточно частотен в бытовой коммуникации в том случае, если ее участники рассказывают о своей жизни либо включают в свои рассказы элементы этого жанра: сообщают какие-то факты из жизни и т.п. Несмотря на то, что для русского коммуникативного пространства и ценностной системы русской культуры характерна передача информации в устной форме от поколения к поколению, речевой жанр (далее РЖ) автобиографического рассказа до сих пор не становился предметом специального изучения в лингвистических исследованиях, проводимых на материале речи носителей разных типов речевой культуры.

Тексты, порождаемые носителями народно-речевой культуры, подвергаются изучению в лингвокультурологическом (Т.Б. Банкова, Л.Г. Гынгазо-ва, Г.В. Калиткина, Е.А. Нефедова), лингвоперсонологическом (Е.В. Иванцова, В.Д. Лютикова) и других аспектах. На наш взгляд, заслуживают внимания исследование диалектных текстов с точки зрения их принадлежности к тому или иному РЖ и инвентаризации средств его языкового выражения. Изучение РЖ на материале говоров Среднего Приобья представлено описа-

нием отдельных РЖ (Гынгазова Л.Г., 1998; Демешкина Т.А., 2000; Казакова О.А., 2005) или описанием класса РЖ с точки зрения жанрообразующих средств (Эмер Ю.А., 1998), номенклатурой РЖ и анализом РЖ в аспекте их функционирования в речи отдельной языковой личности (Казакова О.А., 2005; 2007).

Статья посвящена описанию РЖ автобиографического рассказа в диалектной коммуникации с лингвистических позиций. Исследование проводится на материале говоров Среднего Приобья. Информантами являются диалектоносители, представители народного типа речевой культуры, рожденные в конце XIX - первой половине XX в. (1893-1946 гг.).

Диалект как форма коммуникации имеет свою специфику. В.Е. Гольдин выявляет особенности, присущие диалектному общению, и отмечает, что многие черты диалектной речи определяются действием принципа совмещения в речи ситуации-темы и ситуации текущего общения [1. С. 6]. Указанный принцип необходимо учитывать при анализе РЖ автобиографического рассказа, поскольку одной из особенностей жанра автобиографии является временная двуплановость, соотношение прошлого и настоящего и тождество субъекта и объекта повествования.

Вслед за М.М. Бахтиным [2. С. 428] и Г.Г. Слышкиным [3. С. 43] под РЖ понимаются относительно устойчивые тематические, композиционные, стилистические типы высказываний, которые рассматриваются как продукт речевой деятельности и поле реализации определенного спектра социальных ценностей и основанных на них лингвокультурных концептов.

Коммуникативная цель говорящего в данном случае - рассказать о своей жизни. Исследуемые в работе автобиографические рассказы являются устными и реактивными, поскольку представляют собой развернутый ответ диалектоносителя на просьбу рассказать о своей жизни. Такой рассказ автор должен создать за короткое время, без длительных раздумий. Ограниченность рассказа во времени способствует актуализации наиболее важных жизненных событий и достижений человека, поэтому РЖ автобиографического рассказа выполняет функцию самоидентификации человека, закрепления себя в обществе и мире и ориентирован на собеседника. Поскольку рассказы являются реакцией диалектоносителя на запрос, на просьбу рассказать о своей жизни, то этот жанр можно назвать спровоцированным, хотя он может возникать и функционировать в условиях естественной непринужденной коммуникации при рассказывании истории своей жизни детям, внукам, соседям и т.д. Несмотря на то, что исследуемые автобиографические рассказы спровоцированы и появляются в особых условиях (при общении собеседников разных речевых культур), сам рассказ включается в живую коммуникацию и начинает оформляться по законам естественной коммуникации.

Тексты, относящиеся к РЖ автобиографического рассказа, характеризуются относительно устойчивым набором высказываний, повторяющимся у разных информантов, что позволило выявить определенную схему представления информации.

Вначале следует сообщение о годе, месте рождения. Затем сообщается о семье, в которой родился говорящий, родителях, о хозяйстве семьи. Далее

информанты представляют информацию о переезде, перемене места жительства, объясняют, как оказались в той или иной местности. Затем следует сообщение о событиях в личной жизни, о сферах деятельности. Далее следует информация о детях и их судьбе, о своей жизни в данный момент, о жизни в настоящее время.

Большинство автобиографических рассказов строится по указанной схеме. Повествование начинается с рассказа о событиях, происходивших в прошлом, и заканчивается описанием настоящего периода жизни. Однако существует вариативность построения автобиографических рассказов: в них может быть нарушена хронологическая последовательность при рассказе о событиях, происходивших в жизни, повествование может начинаться с рассказа о современном периоде жизни или с подведения итогов, в текстах могут отсутствовать какие-либо элементы схемы. При рассказе о жизни в прошлом может использоваться форма настоящего времени глагола, так как говорящий снова эмоционально переживает эти события и погружается в контекст времени, о котором идет речь. В таких случаях наблюдается действие принципа совмещения в речи ситуации-темы и ситуации текущего общения.

Тексты характеризуются не только традиционным сообщением фактов, но и наличием дополнительной информации к повествованию о событиях жизненного пути. При повествовании возможны различные дополнения, рассказы о случаях, после которых не всегда наблюдается возвращение к основному повествованию. Речевой жанр автобиографического рассказа имеет одну из важнейших характеристик - сочетание временных пластов. Постоянная апелляция человека к своей памяти при повествовании, неподготовленность, устный характер передачи информации способствуют нарушению хронологии при передаче жизненных событий, периодов. Этим объясняется существование отступлений при повествовании, в которых сообщается о том или ином событии, случае, человеке.

Рассматривая темпоральную организацию текстов с точки зрения использования временных форм глагола, отметим, что в речи диалектоносите-лей используются глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Поскольку РЖ автобиографического рассказа - ретроспективно направленный РЖ, а ретроспективность - одна из характерных черт этого РЖ, большая часть повествования ведется в форме прошедшего времени. Отсутствие повествования о будущих событиях, незаконченность автобиографических текстов - характерная черта жанра автобиографии. Однако формы будущего времени глаголов информанты используют для сообщения о ближайшем будущем, о том, что является предсказуемым: Никуда не годны, а живем, всё мне девяносто лет скоро будет, восенью будет (Том. Мельн.); Здеся родились, здеся таперь и умирать будем... (Том. Бат.). Неизвестность, невозможность знать будущее порождает рефлексию говорящего: Кто его знат, до чего доживу. Вот болезню встретила, а так здорова была (Том. Зыр.). Особенность функционирования глаголов в форме настоящего времени в РЖ автобиографического рассказа, как уже отмечалось выше, заключается в использовании их в переносном значении, для обозначения событий прошлого: Его привезли в больницу, он еще был в своем здравии. Мы

дома дожидаем брата, а нам звонят: «Приезжайте за своим сыном, сын помер...» (Том. Колп.).

Схематическое представление жанра, повторяющийся набор высказываний у разных информантов определяют основные средства языкового воплощения РЖ. В образовании РЖ автобиографического рассказа используются разнообразные лексические и грамматические средства.

В центре рассказа находится прежде всего сам говорящий. Это выражается с помощью местоимений и глаголов в форме первого лица единственного числа. Использование личного местоимения «Я» является одним из основных средств языкового воплощения РЖ автобиографического рассказа: Я у матери сама последня осталась (Том. Тогур); У меня две дочери, два инженера (Том. Б. Яр).

Кроме этого, отметим функционирование имен числительных в анализируемом РЖ. Числительные используются для обозначения года, дня рождения, возраста, какой-либо даты, периода времени, в течение которого совершалось то или иное действие, для обозначения количества человек, детей в семье: Таперь мне уж с Покрова шестьдесят восьмой годок пойдёт (Том. Бат.); У матери нас было одиннадцать (Том. Колп.); Восьмого сентября бабье лето было, мы поженились с ним, пятьдесят четыре года прожили с ним (Том. Колп.).

Поскольку речевой жанр автобиографии посвящён описанию жизни, то в ряду главных жанрообразующих средств выделяются лексические единицы, фиксирующие жизненные этапы, основными из которых являются рождение и смерть: Родилась я в восемнадцатом году (Том. Колп.); Теперь нечего лечиться, на бугор надо сбираться. Скоро смертонька всех моих годков подберет (Том. Бат.). В группу средств, обозначающих существование человека и репрезентирующих жанр автобиографии, входят лексические единицы концепта «жизнь». В автобиографическом рассказе наблюдается взаимопроникновение концепта «жизнь» и концепта «работа». В связи с тем, что труд занимает большую часть жизни и времени суток (работали по дню и по ночи), работа становится образом жизни: Потом возвернулся с армии, опеть сюда же, в Баткат. Занялся своим хозяйством. Наша крестьянска жизнь -пашня (Том. Бат.). Рассказы о работе, как и рассказы о семье, являются репрезентирующими данный речевой жанр.

Характерным для языкового воплощения жанра автобиографического рассказа является использование единиц лексико-семантической группы наименований родства: Я с тётей воспитывалась, и с тётей такой, что она была тётей ещё маме моей, а мне бабушкой или прабабушкой была... (Том. Колп.), единиц лексико-семантического поля «возраст»: Старость подошла, до старости дожила, до смерти не дай бог никому дожить - так в народе говорят (Том. Колп.), топонимов и антропонимов: В тридцать шестом году техникум в Мариинске закончила... (Том. Зыр); Зовусь я Пичугина Маруся, неграмотна... (Том. Бат.).

С помощью единиц, отражающих локальные характеристики, авторы передают информацию о месте своего рождения, месте жительства, а также описывают свои перемещения или обозначают место, где происходило то

или иное событие: В Тымске встретила свою судьбу, как говорится, вышла замуж за него, и вот мы переехали (Том. Первомайск.); Моя жисть не очень была, тяжёлая была. Сын в Ленинске-Кузнецке в шахте работал. Потом мы уехали туды. Потом опять в Богословку. Сын в Крым, в Симферополь уехал. А я в своём колхозе была. Я в своём колхозе жила, знала, а в эти концы не ходила. Сюда попала из Богословки (Том. Зыр.).

Для обозначения времени используются не только существительные, имеющие в своем значении сему темпоральности, и числительные, но и различные описательные обороты. Время носит как субъективный, так и объективный характер, может измеряться событиями личной жизни и объективными событиями: В год, когда мне замуж выйти, я два куля смородины насушила и два сырой набрала... (Том. Колп.); Как началась война, меня послали в школу специальну, на командира учиться... (Том. Никольск.).

Специфика реализации хронотопа обусловлена тем, что все представления и сообщения о событиях, о жизни локализуются в ментальном пространстве - памяти человека. Постоянная апелляция к памяти объясняет функционирование в речевом жанре автобиографического рассказа глагола помнить и производных от него слов: ...и потом седьмого марта я хорошо помню тридцатого, тыща девятьсот тридцатого года, нас, наверно, пять или шесть семей с деревни, погрузили на лошадей и повезли в эту Рубцовку (Том. Первомайск.).

В автобиографиях диалектоносители раскрывают идеальное представление о жизни, её ценностях. Центральное место в ценностной модели мира, отражённой в автобиографическом рассказе, занимают работа, жизнь и связанные с ней социальные и материальные ценности. Аксиологическая модель мира формируется набором ценностей, содержание которых всегда поляризовано. Так, ценностными критериями наделяются семья, дом, материальный достаток, здоровье, молодость, отношения с родственниками и близкими людьми, отсутствие войн. С хворобой связанным не хочется жить на свете. Жить бы только здоровой... (Том. Зыр.); Мы серпы на плечо и пошли жать: рожь, пшеницу жать, и нам хорошо было всем и весело, и люди живут и песни поют, хорошо было жить, как и надо шибко хорошо (Том. Первомайск.).

Таким образом, автобиографический рассказ - рассказ о своей жизни, ориентированный на собеседника, которому неизвестна представляемая информация. РЖ автобиографического рассказа в диалектной коммуникации является устным, спонтанным неофициальным рассказом, который создается в течение непродолжительного времени и характеризуется нарушением хронологической последовательности событий, наличием отступлений от главного повествования, совмещением ситуации текущего общения с ситуацией того события, о котором идёт речь, наличием информации о будущем. Несмотря на существование определённых объективных законов построения жанра, наполнение и построение РЖ автобиографического рассказа субъективно. Жизнь, как концепт, структурирующий РЖ автобиографического рассказа, рассматривается как период существования человека от рождения до

С.В. Волошина

10 ----------------------------------------------------------------------------------

смерти. Одной из особенностей представления о жизни является взаимопроникновение названного концепта и концепта «работа».

Литература

1. Гольдин В.Е. Теоретические проблемы коммуникативной диалектологии: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 1997. 52 с.

2. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 428-473.

3. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Волгоград: Перемена, 2004. 340 с.

4.НиколинаН.А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2002. 424 с. (Филологический анализ текста).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.