Научная статья на тему 'Автобиографический рассказ как объект лингвистического исследования'

Автобиографический рассказ как объект лингвистического исследования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1934
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волошина Светлана Владимировна

Представлен анализ современных теоретико-методологических исследований, посвященных изучению жанра автобиографии. Осуществлено описание речевого жанра автобиографического рассказа с лингвистических позиций на материале диалектной речи. Рассматриваются определения автобиографии, формирование жанра, типологии автобиографических текстов, подходы к их изучению. Выявлены и описаны характерные черты жанра автобиографии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Autobiographical story as an object of linguistics1 research

This article represents modern theoretic and methodological researches, devoted to phenomenon of autobiographical story. Speech genre of autobiographical story is being analyzed on the material of dialect speech in linguistic aspect. Definitions of autobiography, its forming, classifications of autobiographical texts, aspects of it's study and peculiarities of autobiographical genre are regarded.

Текст научной работы на тему «Автобиографический рассказ как объект лингвистического исследования»

С.В. Волошина

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ (проекты № 07-04-644401а/Т; № 07-04-95578м/М).

Представлен анализ современных теоретико-методологических исследований, посвященных изучению жанра автобиографии. Осуществлено описание речевого жанра автобиографического рассказа с лингвистических позиций на материале диалектной речи. Рассматриваются определения автобиографии, формирование жанра, типологии автобиографических текстов, подходы к их изучению. Выявлены и описаны характерные черты жанра автобиографии.

Антропоцентризм является одним из ведущих принципов современного языкознания и предполагает исследование языковых явлений в связи с человеком. В настоящее время существует большое количество работ по лингвистике, выполненных в рамках антропоцентрического направления, однако до сих пор наблюдается дефицит теоретических знаний о том или ином языковом феномене. Так, жанр автобиографии, имеющий в качестве субъекта и объекта повествования человека, является малоизученным.

В настоящее время существует достаточное количество исследований, проведенных лингвистами на материале автобиографической литературы. В этих работах рассматриваются языковые особенности организации мемуарно-автобиографических текстов (Н.А. Николина [1], Е.Г. Новикова [2]), стилистические приемы (Е.А. Кованова [3] и др.), средства выражения объективного и субъективного факторов в жанре автобиографии (Е.И. Голубева [4]), лексические особенности (И.В. Белобородова [5], Т.А. Иванова [6] и др.), специфика речевого функционирования категорий «пространство» и «время» в автобиографической прозе (Е.В. Погодина [7]), модальность как текстообразующая категория (Т.В. Романова [8]).

В современной науке отсутствуют лингвистические работы монографического характера, посвященные описанию жанра автобиографии. Исследователи указывают на необходимость выявления своеобразия автобиографических произведений, авторами которых являются ученые, художники, крестьяне [1. С. 399], изучения различий между письменной и устной формами самовыражения личности [9. С. 144]; актуальность изучения национально-культурных ипостасей языкового образа человека и особенностей его репрезентации в текстах различных стилей и жанров [10. С. 3]. Отмечается, что вскрыть глубинные антропокультурные смыслы представляется возможным только на пересечении самых разных гуманитарных наук [11. С. 4].

Изучение автобиографического жанра осуществляется в философии (О.С. Гребенюк [11], С.В. Ковырши-на [12]), социологии (С.А. Губина [13]), психологии (В.В. Нуркова [14], Ю.Б. Шлыкова [9]), истории (Л.Н. Куприченко [15]), литературоведении (А.В. Антю-хов [16], Ю.П. Зарецкий [17], Л.А. Мишина [18] и др.).

Хотя исследование автобиографической проблематики является приоритетным направлением, сохраняется недостаток теоретических работ, отмечается малая изученность жанра в творчестве отдельных авторов (И.В. Пьянзина [19] и др.), автобиографий, возникших в определенную эпоху (А.В. Антюхов [16], Ю.П. Зарецкий [17] и др.).

В существующих работах даётся определение изучаемому феномену, указывается на момент возникновения, формирования жанра автобиографии и начало его изучения, составляются типологии автобиографических текстов, выделяются подходы к изучению названного жанра, его основные характеристики и отличительные черты от мемуаров, дневника, записок, исповеди и др.

Современная наука не выработала единого понимания автобиографии. Наиболее последовательно этот феномен рассматривается в литературоведческих исследованиях. Так, в литературоведении автобиография понимается как «литературный прозаический жанр; как правило, последовательное описание автором собственной жизни» [20. С. 12].

Относительно зарождения жанра автобиографии существуют разные мнения ученых, поскольку в одних исследованиях прослеживается появление автобиографии на русской почве, в других - начало ее формирования в мировой литературе. Среди исторических эпох исследователями в формировании и становлении биографического жанра выделяются античность, средние века, ХУШ-Х1Х вв. и ХХ в.

Первые упоминания о жанре автобиографии были еще в античности, и своим возникновением он обязан авторам того времени.

Считается, что в России формирование мемуарноавтобиографической литературы относится к концу XVII -началу XVIII вв. (А.В. Антюхов [16]), а ее истоки связаны с эпохой Средневековья и с произведениями Владимира Мономаха, Ивана Грозного, протопопа Аввакума и Епифания (А.В. Антюхов [16], Е.Г. Июльская [21] и др.). Однако существует мнение, что автобиография как понятие и как жанр появляется только на рубеже XVIII-XIX вв. [17. С. 6]. XX в. характеризуется появлением большого количества автобиографической литературы, синтезирующей достижения предшествующих эпох.

Параллельно с созданием автобиографических произведений в XX в. происходит интенсивное исследование и изучение жанра автобиографии. Изучение этого феномена, по мнению исследователей, началось в 50-е гг. XX в. (С.Ю. Павлова [22]), до середины ХХ в. автобиография считалась маргинальным жанром. Общепризнанным считается, что с конца XX в. - начала XXI в. начинается новый период в изучении названного жанра гуманитарными науками.

Поскольку жанр автобиографии исследуется различными науками, выделяется несколько подходов к его изучению: источниковедческий, историко-литературный,

культурологический, гендерный, социологический, пси-

хоаналитический, нарративный, когнитивный, субъектный, философско-культурологический и др.

Следует отметить, что долгое время автобиографические произведения рассматривались учеными лишь в источниковедческом аспекте. На наш взгляд, современные исследования жанра автобиографии показывают, что в большинстве случаев статус автобиографии не меняется, она рассматривается в качестве источника для выявления психологической характеристики личности, изучения процесса социализации человека, изучения гендерных отношений и т.д. Причем каждая из наук по-своему классифицирует автобиографические тексты, дает определение «автобиографии» и выделяет характерные для жанра черты.

В настоящее время автобиографические тексты классифицируются по разным основаниям в зависимости от науки, исследующей жанр автобиографии, и аспекта исследования. Выделяются следующие типы автобиографий: традиционная, автобиография духа и политическая автобиография (Л. А. Мишина [18]); художественные, мемуарные и дневниковые автобиографические тексты (В.В. Нуркова [14]); деятельностный, социальный и экзистенциально-чувственный типы автобиографии (Ю.Б. Шлыкова [9]) и др.

Современные исследователи отмечают следующие характеристики автобиографии: ретроспективность повествования (Н.А. Николина [1], Е.В. Погодина [7] и др.); хронологическое последовательное изложение событий (Н.А. Николина [1], В.В. Нуркова [14] и др.); тождество автора, повествователя и героя (Н.А. Николина [1] и др.); память как важнейшая категория автобиографического повествования (В.В. Нуркова [14], Е.В. Погодина [7], Ю.Б. Шлыкова [9] и др.); открытость автобиографии (Н.А. Николина [1] и др.); соотношение прошлого и настоящего (Н.А. Николина [1], Е.В. Погодина [7] и др.); особая пространственная и временная организация (Е.В. Погодина [7] и др.); план зрелого повествователя в настоящем и план его «Я» в прошлом (А.В. Антюхов [16], Н.А. Николина [1] и др.); ярко выраженное личностное начало (Е.И. Голубева [4], Е.В. Погодина [7] и др.); соотношение субъективного и объективного начал (А.В. Антюхов [16], Е.И. Голубева [4] и др.).

Объектом анализа данной работы является речевой жанр (РЖ) автобиографического рассказа (АР). Описание названного жанра осуществляется на материале речи сибирских старожилов. Источником материала послужили записи диалектной речи (всего 100 текстов).

Актуальность исследования обусловлена интересом современной науки к человеку, необходимостью составления энциклопедии речевых жанров национального языка. Лингвистическая наука не располагает сведениями о речевом жанре автобиографического рассказа в обыденном общении, а имеющиеся исследования проводятся на материале письменных текстов, авторами которых являются представители элитарной культуры. Описание диалектной речи в жанровом аспекте служит выявлению коммуникативной специфики регионального дискурса и дает дополнительные сведения для дальнейшего изучения диалектного синтаксиса и диалекта.

Диалект как одна из форм коммуникации имеет свою специфику. В.Е. Гольдин выявляет ряд особенно-

стей, присущих диалектному общению, и отмечает, что многие особенности диалектной речи определяются действием принципа совмещения в речи ситуации-темы и ситуации текущего общения [23]. Указанный принцип представляется важным для анализа РЖ АР, поскольку одной из особенностей жанра является временная двуплановость, постоянное соотношение прошлого и настоящего и тождество субъекта и объекта повествования.

В настоящей статье описание речевого жанра автобиографического рассказа проводится в аспекте выявления особенностей языкового воплощения жанра, соотношения субъективного и объективного содержания высказываний, формирующих РЖ АР, а также в гендерном аспекте.

АР - комплексный информативный РЖ, содержащий описание жизни говорящего с рождения и до момента общения. Основанием выделения изучаемого жанра является относительно устойчивый набор высказываний, повторяющийся у разных информантов. В АР содержится изложение диалектоносителем информации в хронологической последовательности о себе и собственной жизни по следующей схеме: сообщение о годе, месте рождения ^ информация о семье, родителях ^ о переезде, перемене места жительства ^ сообщение о событиях в личной жизни, о сферах деятельности ^ повествование о наличии детей и их судьбе или о собственной жизни в данный момент. Следует отметить подвижность данной схемы: некоторые элементы могут отсутствовать в рассказе диалектоносите-ля, может быть нарушена хронологическая последовательность при рассказе о событиях, происходивших в жизни, может меняться порядок изложения выделенных в схеме сообщений, что объясняется спонтанностью порождения текста.

Повествование в РЖ АР осуществляется преимущественно в форме прошедшего времени, поскольку одной из важнейших особенностей автобиографического нарратива является ретроспективная направленность. Это выражается с помощью использования форм глаголов прошедшего времени совершенного вида: «Родилась я в 15-м году, в Колпашеве...» (Том. Колп.). Отметим употребление авторами глаголов прошедшего времени совершенного вида с перфектным и аористным значением, глаголов прошедшего времени несовершенного вида с имперфектным значением. Перфектные формы, используемые говорящим в текстах, обозначают действия, завершенные в прошлом, и результат которых налицо в момент речи или в более позднем прошлом: «Я родился в 1924 году в Палочке...» (Том. Б. Яр). «Аористные формы отвечают за динамизм» [24. С. 104], последовательность повествования: «В сорок первом приехал. Приехал и уехал на войну. Попал под Ленинград, по реке Волхов шли. В декабре ранили...» (Том. Зыр.). Глаголы с имперфектным значением употребляются при рассказывании о протекании какого-либо действия, события: «Переживали-то много, хорошего не видали. Работали день и ночь. Руками работали на сушилке, на горбушке таскали...» (Том. Баб.).

При рассказе о жизни в прошлом употребляются формы настоящего исторического, поскольку говорящий эмоционально снова переживает события и по-

гружает себя в контекст времени, о котором идет речь: «Работали с малого до старого. Нас еще руками на коней садили, маленьки таки были. Старик посадит наверх, едешь, качаешься...» (Том. Бат.). В рассказе о современном периоде жизни используются глаголы в форме расширенного настоящего времени, обозначающего действие, осуществляемое в момент речи, но охватывающее и отрезки прошлого или будущего времени: «Таперь на пенсии. Отдыхаю. Огород сажу... Для себя, да еще дочери в город даю...» (Том. Бат.). Современный период жизни может отражаться в текстах и с помощью глаголов совершенного вида в форме будущего времени: «Теперь ужо половину избы вымою, лягу и лежу. Стара стала...» (Том. Б. Яр). Наряду с использованием глагольных форм для обозначения жизни в настоящее время выделяются и безглагольные конструкции: номинативные предложения: «Так вот и живешь, как-то надо жить, вот и живешь. Огород свой держу, вон кака усадьба» (Том. Б. Яр); неполные эллиптические и контекстуальные предложения: «На пенсии я, уже двенадцатый год как на пенсии...» (Том. Б. Яр); конструкции с предикатом, выраженным числительным или прилагательным в краткой или полной форме: «Я одна. Дочь замужем...» (Том. Нар.), «Я неграмотна. ..» (Том. Мельн). Показателями настоящего времени могут служить и наречия сейчас, теперь, нынче и др.: «Сейчас бы жить надо, да вот старость» (Кем. Митр.). При описании жизни в прошлом информанты наряду с формами настоящего исторического используют формы будущего времени в той же функции: «Ну я решила уехать в Томск. Ну прожила три года. Ну у меня прибыль: каку тряпку приэкономлю. Побегу туда, а че там - тридцать километров. Придешь, эту тряпку отдашь им, а сам опять...» (Том. Колп.). Отсутствие повествования о будущих событиях, открытость автобиографических текстов - характерная черта жанра автобиографии. Однако формы будущего времени глаголов информанты используют для сообщения о ближайшем будущем, о том, что является предсказуемым: «Никуда не годны, а живем, всё мне девяносто лет скоро будет, восенью будет» (Том. Мельн.).

Характерным для языкового воплощения РЖ АР является наличие числительных для обозначения возраста или года, в котором произошло какое-либо важное событие для говорящего, употребление личных местоимений, существительных, обозначающих термины родства.

Автобиография - описание жизни, следовательно, в РЖ АР жизнь с ее текучестью и насыщенностью событиями является одним из основных понятий, составляющих модель данного жанра, и характеризуется диалекто-носителями через выделение в ней основных периодов. Например, родился ^ переехали^ призвали в армию ^ закончил школу ^ женился ^ работал ^ помирать готовимся. Диалектоносители описывают жизнь как линию, идущую от рождения к смерти через важные моменты и события, происходящие в жизни, и представляют ее: как период существования с рождения до смерти или до момента общения: «...всю жизнь живу в Баткате и родители мои тоже баткатски» (Том. Бат.); существование в определенных условиях (в семье, в браке): «За первым мужем семь месяцев прожила, свекровке не гляну-

лась, ушла, всеш-таки жизни не дала бы...» (Том. Бат.); в колхозе: «...Прожила я всю жизнь в колхозе этом» (Том. Б. Яр).

Перечисленные представления о жизни позволяют отметить важную черту этого понятия - протекание в определенном времени и пространстве. С одной стороны, это протекание жизни в рамках личного пространства и времени, поскольку говорящий описывает свою биографию, а с другой - это выход за пределы личного пространства и вписывание себя в рамки объективного мира.

На лексическом уровне «жизнь» как лексическая единица характеризуется через системные отношения: с помощью использования антонимичных оценочных прилагательных «хороший / плохой»: «Жизня сичас больно хорошая» (Том. М.-Б.). Синонимами к прилагательному «плохой» выступают «трудный», «тяжелый», «глупый»: «...Утром в 4-5 подъем. Глупая была жисть...» (Том. Бат.). Жизнь представляется диалек-тоносителями как понятие, синонимичное работе: «Потом возвернулся с армии, опеть сюда же, в Бат-кат. Занялся своим хозяйством. Наша крестьянска жизнь - пашня» (Том. Бат.). Считается, что живут хорошо там, где работают: «А та семья, где уважают труд - превосходно живут...» (Том. Бат.).

На синтаксическом уровне отметим наличие сравнительных оборотов: «А щас живу, только маюся. Ни живу, а небо копчу. Кака это жись, живу одна как пешка... Скорей бы сдохнуть...» (Том. Бат); противительно -сопоставительных конструкций, с помощью которых диалектоносители сравнивают прежнюю жизнь и жизнь в настоящее время: «Вот щас мне 78-й год, а умирать не хочется, я б еще годов десять пожила, порадовалась на нонешнюю жизнь, щас бы побыть молодой при нонешней жизни...» (Том. Бат.); оценочных структур: «Вот так-то она жизнь-то кака. Вот правда пословица-то есть, что жизнь - не поле» (Том. Тогур).

Одним из основных понятий в РЖ АР и одной из составных частей ценностной картины мира диалекто-носителей является представление о работе, труде. В рассказах о работе выделяются два аспекта по целевому назначению: работа для дома, для семьи и работа на государство, предприятие: «...и мы утром раным-рано встанем и уже к звездам тока домой. Дома ребятишки, хозяйство, когда хочишь, тада и успевай...» (Том. Бат.); «...и у отца пахал, и в батраках ходил с жин-кой...» (Том. М.-Б.).

Наряду с названными аспектами разделения деятельности по указанным направлениям, выделяется негативное и позитивное отношение к труду, как к самому процессу, так и к его результатам.

Работа рассматривается носителями диалекта как источник заработка и содержания семьи: «Тогда рад был не пошел, да идешь, надыть чем-то жит» (Том. Бат.). Труд может быть и причиной болезней: «А теперь пальцы покатились от работы» (Том. Бат.).

Труд является источником уважения, признания: «А я сама гультяев не люблю. Сама люблю работать» (Том. Тогур). В то же время работа рассматривается как долг. Труд становится единственной жизненной ценностью и обязанностью. Вследствие этого работа занимает большую часть суток и жизни. Так, диалектоносители отмечают интенсивность труда, его чрезмерную про-

должительность с помощью использования следующих (Том. Мельн.); метафор, сравнений: «Жутко уставали,

конструкций: «с рана до поздна», «работали по дню и по ажно свет из глаз выкатывался...» (Том. Бат.). Отме-

ночи», «день и ночь работали, а сейчас часы знают», чается наличие наречий: хорошо / плохо, «шибко»,

«день с ночью мешались», «встанешь до света и работа- «больно», прилагательных: «хороший / плохой». На

ешь пока светло», «работали ночь-позаполночь». синтаксическом уровне отметим употребление сравни-

Поскольку труд крестьянина во многом зависит от тельных конструкций: «сижу одна как палка», «таперь

времени года, то выделяются сезонные типы работ: сижу как телега», «живу одна как пешка» и др.

«Осенью хлеб убирали, в скирды возили. Зимой молоти- Существующие РЖ можно упорядочить относительно

ли хлеб цепом, руками молотили...» (Кем. Ижм.). гендерной шкалы, на которой находятся чисто мужские и

Наряду с объективным содержанием в исследуемых чисто женские жанры, а в середине «...располагаются так

текстах представлены и модусные смыслы. «Анализ называемые андрогинные и гендерные жанры, где взаим-

жанровой природы диалектного высказывания предпо- но силен как маскулинный, так и фемининный компо-

лагает обращение ко всем модусным смыслам, имею- нент...» [25. С. 128]. С этой точки зрения РЖ АР распола-

щимся в семантике высказывания» [24. С. 86]. Наибо- гается в середине гендерной шкалы, и следует отметить,

лее ярко представленными являются квалификативные что тексты независимо от родовой принадлежности впи-

категории. Оценка в речевом жанре АР играет особую сываются в выделенную схему РЖ, но различаются ха-

роль, поскольку наряду с оцениванием каких-либо фак- рактером передачи информации, ее качеством. В речи

тов говорящий оценивает себя и свою жизнь. мужчин большая часть высказываний посвящается рабоВ РЖ АР могут оцениваться: человек (сам говоря- те. В речи женщин большая часть высказываний о семье,

щий, семья, родственники), здоровье, отношения меж- муже, детях, а о работе упоминается в связи с рассказом о

ду людьми, жизнь, работа, окружающий мир. Следует жизни семьи в то или иное время.

отметить, что оценка выражается с помощью использо- Таким образом, жанр автобиографии является объ-

вания определенных языковых средств, а также может ектом исследования разных наук, в том числе и лин-

выявляться и из всего содержания. На морфемном гвистики. Диалекту как форме коммуникации присущи

уровне следует отметить употребление суффиксов свои особенности, которые проявляются и в речевых

субъективной оценки: «Шибко бедненько жилось...» жанрах. В качестве образца проанализирован речевой

(Том. Зыр.). На лексическом уровне - использование жанр автобиографического рассказа, имеющий свои

эмоционально-оценочных лексических единиц: «Я не- средства языкового воплощения и используемый для

грамотна, ни холера не знаю. Я кака-то бестолкова» описания жизненного пути человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. НиколинаН.А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2002. 424 с.

2. НовиковаЕ.Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневников: Дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь: РГБ, 2006.

3. Кованова Е.А. Риторика автобиографического дискурса (на материале автобиографий американских деятелей политики и искусства): Авто-

реф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2005. 19 с.

4. Голубева Е.И. Лингвостилистические средства выражения объективного и субъективного факторов в жанре автобиографии: Автореф. дис. ...

канд. филол. наук. М., 1987. 24 с.

5. Белобородова И.В. Концепт «цвет» в лингвокогнитивном аспекте (на материале автобиографической прозы): Автореф. дис. ... канд. филол.

наук. Таганрог, 2000. 26 с.

6. Иванова Т.А. Лексические особенности жизнеописаний новопрославленных святых Русской Православной церкви: Дис. ... канд. филол. наук.

М.: РГБ, 2005.

7. Погодина Е.В. Специфика речевого функционирования категорий «пространство» и «время» в автобиографической прозе (на материале

произведений М. Осоргина и И. Бунина): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2002. 16 с.

8. Романова Т.В. Модальность как текстообразующая категория в современной мемуарной литературе: Дис. ... д-ра филол. наук. М.: РГБ, 2006.

9. ШлыковаЮ.Б. Переживание личностью смысла бытия и тип автобиографического текста: Дис. ... канд. психол. наук. Краснодар: РГБ, 2006.

10. СидороваМ.А. Публицистический вариант речевого жанра «портрет человека»: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2005. 20 с.

11. Гребенюк О.С. Автобиография: философско-культурологический анализ: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2005. 21 с.

12. Ковыршина С.В. Философская автобиография как форма духовного творчества, жанр дискурса и нарратив эпохи: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Екатеринбург, 2004. 21 с.

13. Губина С.А. Автобиография как метод самоанализа и познания общества (социологический практикум и методологические рекомендации к курсовой работе): Учеб. пособие. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1996. 46 с.

14. НурковаВ.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000. 320 с.

15. Куприченко Л.Н. Личность и общество в биографической и автобиографической традиции Флоренции XIV - первой трети XVI вв.: Дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь: РГБ, 2006.

16. АнтюховА.В. Русская мемуарно-автобиографическая литература XVIII века (Генезис. Жанрово-видовое многообразие. Поэтика): Автореф.

дис. ... д-ра филол. наук. М., 2001. 36 с.

17. ЗарецкийЮ.П. Автобиографические «Я» от Августина до Аввакума (очерки истории сознания европейского индивида). М.: ИВИ РАН, 2002. 323 с.

18. Мишина Л.А. Жанр автобиографии в истории американской литературы. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1992. 128 с.

19. ПьянзинаИ.В. Жанровое своеобразие мемуарно-автобиографической прозы А.А. Ахматовой: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саранск, 2005. 19 с.

20.МильчинаВ.А. Автобиография // Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 12.

21. Июльская Е.Г. Автобиографическое начало в литературе Древней Руси (истоки, специфика, эволюция): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2002. 18 с.

22. Павлова С.Ю. Жанр автобиографии в современной западной критике: Матер. конф. «Литература и реальность в ХХ веке». Режим доступа: http://www.auditorium.ru

23. ГольдинВ.Е. Теоретические проблемы коммуникативной диалектологии: Дис. ... д-ра филол. наук. Саратов, 1997.

24. Демешкина Т.А. Теория диалектного высказывания. Аспекты семантики. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 190 с.

25. Горошко Е.И., Саенко А.Н. Гендер и жанр (попытка рефлексии) // Е.И. Горошко, А.Н. Саенко. Жанры речи: Сб. науч. ст. Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 2005. Вып. 4. С. 122-136.

Статья представлена научной редакцией «Филология» 14 февраля 2008 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.