Научная статья на тему 'Речевой портрет современных средств массовой информации'

Речевой портрет современных средств массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
894
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / МАССМЕДИА / КУЛЬТУРА РЕЧИ / РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Малышкина А. В.

Статья посвящена анализу языкового облика современных средств массовой информации. По особенностям их функционирования составляется речевой портрет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Речевой портрет современных средств массовой информации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

8. Collins English Dictionary // Collins (к версии ABBYY Lingvo x5). - 2006.

9. Merriam-Webster online dictionary URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary/online. (дата обращения: 02.11.2015).

© Малаховская М.Л., 2015

УДК 81

А.В. Малышкина

студентка факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация

РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена анализу языкового облика современных средств массовой информации. По особенностям их функционирования составляется речевой портрет.

Ключевые слова

Средства массовой информации, массмедиа, культура речи, речевой портрет

Огромное воздействие на человека сегодня все больше оказывают средства массовой информации (СМИ), благодаря стремительному росту массовой коммуникации и новых информационных технологий [7]. При этом они формируют особый тип мышления, картину мира (образ) человека.

Попробуем составить речевой портрет [1; 2; 6] современных СМИ. Говоря о языковых процессах, пусковым механизмом которых служат масс-медиа, в первую очередь можно выделить следующие: 1) тенденция к размыванию чётких стилевых границ; 2) распространение норм разговорного стиля в базовом корпусе медиаречи (новости, информационная аналитика, комментарий); 3) тиражирование ошибочного речеупотребления (неправильное ударение, грамматические ошибки, неверная сочетаемость); 4) снижение речевой нормы за счёт употребления в СМИ жаргонизмов, ненормативной лексики и т.д. [5].Тенденция к стиранию чётких стилевых разграничений внутри корпуса медиаречи обусловлена чрезвычайной подвижностью и динамизмом самой жанрово-типологической парадигмы медиадискурса. Основные типы медиатекстов - новости, информационная аналитика, публицистика и реклама, находясь в постоянном взаимодействии и непосредственной временной и пространственной близости (публицистика и информационно-аналитические программы прерываются рекламой, новости соседствуют с комментарием и т.п.), естественно оказывают влияние друг на друга.

Специалисты отмечают сближение норм устной и письменной речи в СМИ, что, по-видимому, обусловлено функционально-технологическими особенностями самих дискурсивных практик массовой коммуникации. Влияние звучащих СМИ на языковые процессы трудно переоценить. Информационная и официальная телевизионная речь испытывают огромное по силе воздействие устно-речевой стихии, происходит неконтролируемое смешение книжно- письменных и устно-разговорных речевых особенностей, что способствует общему снижению речевой культуры [4]. А.М. Пешковский называл ораторский монолог «подделкой письменной речи под устную». Говорящему перед аудиторией следует уместно объединять два вида, две «стихии». Если одна из них победит, выступление будет звучать или слишком строго, сухо, или слишком свободно, раскованно. В жизни обычно преобладает устная речь, поэтому ее считают первичной, ведущей, по словам В.Г.Костомарова: в наше время устная речь приобрела перед письменной важное преимущество - моментальность, что крайне важно для стремительных темпов и ритмов XX века. А также другое качество: способность фиксироваться, консервироваться, сохраняться и воспроизводиться.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

Тиражирование ошибок в электронных СМИ дополняется употреблением жаргонизмов и сниженной лексики, причём довольно часто такая лексика звучит именно в информационно-новостных текстах - по определению наиболее устойчивом в стилистическом отношении жанре.

В современном обществе все актуальнее становится проблема неправильного произношения слов. Говорящий должен владеть литературным произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Мнения разделились на две группы: одни утверждают, что необязательно говорить и выражаться правильно, другие, что нужно уметь четко объяснить свою точку зрения, при этом правильно употребляя слова. Сейчас «не модно» говорить красиво - так считает молодежь и, к сожалению, часть взрослого общества, от этого и страдает речь в СМИ.

Риторика современных СМИ руководствуется интересами "чистогана": чтобы тебя слушали, читали (иначе говоря, "купили"), надо привести побольше скандалов, убийств, катастроф, показать нечто "потрясающее". Главное не правильность информации, а чтобы она была интересна зрителям.

СМИ должны нести положительный посыл, который будет влиять на правильность и красоту русской речи. Их речевой портрет должен быть безупречен. И тогда будет правильно формироваться языковая картина мира современного человека, его речевые вкусы и пристрастия. Список использованной литературы:

1. Интернет-пространство: речевой портрет пользователя. Коллективная монография. / Под ред. Т. И. Поповой. СПб: Эйдос, 2012.

2. Китайгородская М.В. Русский речевой портрет. М., 1995. 128 с.

3. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений за речевой практикой масс -медиа. СПб: Златоуст, 1999. 319 с.

4. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Нижний Новгород, 2015. 150 с.

5. Кочнова К.А. Особенности языка средств массовой информации последнего десятилетия // Тенденции развития языка СМИ: актуальные проблемы. Тамбов, 2010. С.176-179.

6. Кочнова К.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Нижний Новгород, 2013. 202 с.

7. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. М., 2001. Вып.1. С. 90-106.

8. Стернин И.А. Общественные процессы и развитие современного русского языка: Очерк изменений в русском языке к. ХХ века. Воронеж-Пермь, 1998.

© Малышкина А.В., 2015

УДК 811

Е.В. Мартюшова

К.ф.н., доцент, гуманитарный институт Северный (Арктический) федеральный университет

имени М.В. Ломоносова г. Северодвинск, Российская Федерация

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ КАК СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ СЕМАНТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

ИНТЕНСИВНОСТИ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Аннотация

Данная статья посвящена лексическим средствам выражения семантической категории интенсивности в немецком языке. Наиболее ярко среди рассматриваемых средств представлены имена прилагательные. Мы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.